Столыпинский вестник №1/2023
Научная статья Original article УДК 378.1
БЛАГОУСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
IMPROVEMENT OF ROADS AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY
Тавапов Рудольф Ильгизович, магистрант, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected] Львова Майя Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Tavapov Rudolf Ilgizovich, master student, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Lvova Maya Ivanovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Аннотация. В данной статье проводится анализ наличия взаимозависимости устойчивого экономического развития страны и состояния её дорожного хозяйствования, также изношенность дорожной инфраструктуры рассматривается как одна из причин препятствования
Столыпинский вестник
повышения конкурентоспособности страны на внешнем рынке, на основе проведённого исследования формируется вывод о текущем качестве российских автомобильных дорог, как о важнейшем факторе устойчивого роста экономики и страны в целом.
Abstract. This article analyzes the presence of the interdependence of the country's sustainable economic development and the state of its road management, also the depreciation of the road infrastructure is considered as one of the reasons for hindering the country's competitiveness in the foreign market, based on the study, a conclusion is made about the current quality of Russian roads, as the most important factor of sustainable growth of the economy and the country as a whole.
Ключевые слова: автодорожный комплекс, автомобильный транспорт, дорожная сеть, устойчивое экономическое развитие, факторы устойчивого экономического развития экономическое развитие, благоустройство автомобильных дорог, автодорожный комплекс.
Keywords: road complex, road transport, road network, sustainable economic development, factors of sustainable economic development economic development, improvement of roads, road complex.
В современном мире активно развивающихся международных экономических отношений удержание конкурентоспособности территории, её устойчивое развитие являются чрезвычайно важными процессами, привлекающими к себе особое внимание со стороны правительств всех государств. Как правило, среди факторов устойчивого развития экономики стран выделяют следующие, представленные на рис.1.
Рисунок 1 - Структура экономики [2].
Стабильному росту экономики нашей страны напрямую способствуют стратегические и систематические образования, такие как: снижение объема экспорта первичных ресурсов и энергоносителей, и, наоборот - усиление внутренней переработки, увеличивая экспорт продукции уже с повышенной долей добавленной стоимости, также поддержка модернизации отраслей, способствующих укреплению конкурентоспособности производств в России. Достижение непрерывного увеличения объёмов производств данных отраслей возможно обеспечить путём укрепления транспортной инфраструктуры.
Рассмотрим одну их ярких отраслей, обеспечивающих стабильный экономический рост в России - автодорожную инфраструктуру. В экономике автотранспорт — это неотъемлемая часть, обеспечивающая более 70% от общего объема грузоперевозок и более 60% пассажироперевозок. Так, сегодня российская автотранспортная инфраструктура - один из самых емких в стоимостном выражении среди других отраслей экономики. Объём рынка составляет более 4200 млрд руб., например, объём продаж топлива и моторных масел - более 800 млрд., руб. Данные показатели ещё раз подтверждают высокий, неотъемлемый вклад автомобильно-дорожного комплекса в формирование ВВП России, а, следовательно и устойчивого экономического развития страны в целом [1].
Стоит помнить также о высоком спросе на автомобильный транспорт среди местных производителей. Это создаёт необходимость формирования условий развития автодорожного комплекса с целью снижения транспортной
составляющей в себестоимости продукции этих отраслей и повышения их конкурентоспособности. Тогда как низкий уровень развитости дорожного покрытия, перегруженность трафиковой системы — это препятствия для оперативной доставки продукции, влекущие за собой значительные потери у местных производителей. Для улучшения этого показателя экспертами предлагается усилить фокус внимания на данном комплексе, как на мощном инструменте социально экономического развития страны.
Согласно рейтингу Всемирного банка, сегодня российская автодорожная инфраструктура занимает одно из последних мест по качеству и (в отличии от показателей развитых стран) себестоимость российских транспортных перевозок превышает аналогичные показатели в 1,5 раза, расход топлива - в среднем, на 28,3%. Превышение такого показателя в более чем 2 раза - губителен для российской экономики. В подтверждение данного факта эксперты отмечают реальное наличие прямого влияния инвестиций в развитие дорожной сети на экономический рост страны в целом за счёт мультипликативного эффекта в экономике. Это подтверждается результатами расчёта эффективности президентской программы «Дороги России» по итогам 2019 года. Согласно данному исследованию на 1 рубль инвестиций в автодорожное строительство, 5-тилетний эффект составляет 3 рубля, а при вложениях в плановую реконструкцию дорог — 6 рублей. Проанализировав динамику роста ВВТ с 1995 по 2005 год, отмечается рост данного показателя и достижение своего максимума в года с неблагоприятной внешней конъектуре, при низких мировых ценах на нефть, тогда как объёмы инвестирования в автодорожный комплекс составляли более 3% от ВВП. Но, в последующие годы, в условиях ликвидации дорожных фондов и резкого сокращения инвестиций в данный комплекс был отмечен резкий спад ВВП [3].
Рассмотрим ещё одну проблему российского автодорожного комплекса: бездорожье. С 2000 года из-за отсутствия постоянных транспортных связей в стране число населенных пунктов сократилось на 52 позиции. Более 50 тысяч
сельских населённых пунктов сегодня не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием - это увеличивает затраты на транспортировку по грунтовым дорогам, себестоимость которых в 2 раза выше, чем по дорогам с твердым покрытием. По оценкам экспертов, плохое автодорожное состояние несёт прямой ущерб и убытки ВВП. Так, например, общая сумма ежегодных потерь в Москве равна 700 млрд. рублей. Протяженность российских автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет около 36%. Отличительный рост данного показателя был отмечен с 2019 по 2022гг. (+7,1%). Потери в бюджете из-за низкой пропускной авто системы составляют до 11% от ВВП по итогам 2021 года, что более чем в 7 раз превышает аналогичные показатели в Европейских странах мира. Также, несвоевременно проведённые ремонтные и капитальные работы влекут за собой прямое удорожание их стоимости минимум в 3 раза [2].
Рассматривая вопрос российского транспортного налогообложения, можно отметить, что налог оплачивается вне зависимости от годового пробега автомобиля, без учёта размера ущерба от конкретного транспортного средства, учитывается исключительно потребляемость горючего транспортного средства. Однако, сравнивая ущерб, наносимый автопоездом и легковым автомобилем, отмечается, что от первого - ущерба дорогам наносится в 12 раз больше, а уплачивается сумма налога всего в 3,5 раза больше. Так, по мнению экспертов, достижение наиболее эффективного налогового сбора за пользование транспортной инфраструктурой возможно путём его приближения к точке использования, а установка размера сбора на уровне, приближённом к предельным издержкам.
Таким образом, по итогам проведённого анализа, мы можем сделать вывод: отставание в качестве, развитости автодорожного комплекса напрямую оказывает влияние на рост ВВП, конкурентоспособность страны на мировом рынке и подтверждает фактическое существование взаимозависимости между развитием, благоустройством автомобильных дорог и усилением устойчивого
развития страны в целом. Именно поэтому, для успешного экономического развития правительствам всех стран рекомендуется не оставлять без внимания и совершенствовать автодорожный комплекс на всей территории государства.
Литература:
1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Устойчивое развитие регионов: Учебник.
— М.: Гардарики, 2020.
2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М.: Эдиториал УРСС, 2019.
3. Падилья Л.Ю. Система государственного и муниципального планирования // Управление развитием территории. — 2021. — № 4. — С.22-26.
4. Назарбек, В. К. Применение ГИС -технологий в управлении городом / В. К. Назарбек // Умная цифровая экономика. - 2022. - Т. 2. - № 3. - С. 2933. - EDN MOQWEW.
5. Назаров, А. Д. Информационные приоритеты стратегического управления устойчивым развитием города / А. Д. Назаров // Умная цифровая экономика. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 37-46. - EDN ZGUFZP.
References
1. Gladkiy YU.N., Chistobayev A.I. Ustoychivoye razvitiye regionov: Uchebnik. — M.: Gardariki, 2020.
2. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Gosudarstvo i regiony. Teoriya i praktika gosudarstvennogo regulirovaniya territorial'nogo razvitiya. — M.: Editorial URSS, 2019.
3. Padil'ya L.YU. Sistema gosudarstvennogo i munitsipal'nogo planirovaniya // Upravleniye razvitiyem territorii. — 2021. — № 4. — S.22-26.
4. Nazarbek, V. K. Primeneniye GIS-tekhnologiy v upravlenii gorodom / V. K. Nazarbek // Umnaya tsifrovaya ekonomika. - 2022. - T. 2. - № 3. - S. 29-33.
- EDN MOQWEW.
5. Nazarov, A. D. Informatsionnyye prюritety strategicheskogo upravleniya ustoychivym razvitiyem goroda / A. D. Nazarov // Umnaya tsifrovaya ekonomika. - 2021. - T. 1. - № 1. - S. 37-46. - EDN ZGUFZP.
© Тавапов Р.И., Львова М.И. 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 1/2023.
Для цитирования: Тавапов Р.И., Львова М.И. Благоустройство автомобильных дорог как фактор устойчивого развития экономики // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 1/2023.