Столыпинский вестник №1/2023
Научная статья Original article УДК 378.1
СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
ESSENCE OF THE NATIONAL PROJECT "EDUCATION"
Мачкарина Татьяна Сергеевна, магистрант, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, machkarina777@gmail.com
Machkarina Tatyana Sergeevna, master student, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, machkarina777@gmail.com
Аннотация. В данной статье проведён анализ ключевых аспектов национального проекта «Образование», как государственной программы направленной на обеспечение возможности самореализации и развития талантов детей Российской Федерации путём совершенствования общей системы образования страны, также рассмотрены внедряемые обучающие программы, их ключевые направления, изучены основные измерители эффективности внедрения данного проекта и проанализированы достигнутые показатели, на основе проведённого исследования сформирован общий вывод по целесообразности внедрения проекта.
Abstract. This article analyzes the key aspects of the national project "Education" as a state program aimed at ensuring the possibility of self-realization and development of the talents of the children of the Russian Federation by improving the general education system of the country, also considers the
Столыпинский вестник
implemented training programs, their key areas, studied the main indicators of the effectiveness of the implementation of this the project and analyzed the achieved indicators, on the basis of the study, a general conclusion was formed on the feasibility of implementing the project.
Ключевые слова: национальный проект, система образования, российская система образования, государственная программа.
Keywords: national project, education system, Russian education system, state program.
Во времена активно развивающихся международных отношений, обмена знаниями, ноу-хау, совершенствования технологий, государственная система образования требует к себе особого внимания в векторе актуализации передаваемых знаний, поддержки конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений на рынке отдельно рассматриваемой страны и мира в целом. Именно поэтому Министерством образования Российской Федерации в 2019 году был предложен долгосрочный национальный проект «Образование 2019-2024». Рассмотрим детали данной программы подробнее.
Основной целью рассматриваемого проекта можно назвать воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности путём совершенствования национального образования для конкурентоспособного вхождения общего образования России в рейтинг по качеству общего государственного образования 10 ведущих стран мира
Приближение государства к поставленной образовательной цели для более мотивированного, эффективного усвоения получаемой информации школьниками обеспечивается путём разработки и внедрения новых методов обучения и воспитания. Создавая особые условия раннего развития для детей в возрасте уже от трёх лет, внедряя психолого-педагогические, методические, консультативные услуги родителям детей, начиная с дошкольного образования, государство ставит перед собой цель по выявлению, поддержке и развитию особенностей, талантов у детей и молодежи, что способствует в
дальнейшем их самоопределению и профессиональной ориентации. Рассмотрим более детально какие аспекты образования затрагивает данная программа.
В ходе реализации национального проекта «Образование» планируется обеспечить совершенствование образовательных структур, повышение квалификации педагогических работников. Так, к 2024 году, выделяя три ключевых фактора: воспитание, кадры, инфраструктуру - планируется достигнуть следующих показателей. Предоставить более чем 2 миллионов мест в общеобразовательных организациях дополнительного образования, как в городах-миллионниках, так и в малых населённых пунктах, 428 технопарков, более 800 коррекционных школ. Также, в каждой области и регионе организовать централизованные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Если рассматривать вектор содержания и воспитания, то целевым показателем является организация общероссийских олимпиад школьников, вывод призёров на олимпиады международного уровня, внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям, а также разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин в среднем профессиональном образовании, охватив при этом более 80% общеобразовательных организаций [2].
Анализируя изменения в направлении «кадры» к 2024 году ожидается достижение следующих результатов: внедрение и исправная работа единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, повышение квалификации у почти 30% педагогов-психологов образовательных организаций, а также у 35 000 преподавателей и мастеров производственного обучения. Более 6000 школ с низкими образовательными результатами получат адресную методическую поддержку. Также будет сформирована общая целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций с целью оценки эффективности внедрения более 33 педагогических технопарков
«Кванториум» в педагогических вузах. И продолжится материальная поддержка более 3 000 преподавателей, пришедших на работу в образовательные учреждения сельской местности. Рассмотрим уже достигнутые результаты реализации данной программы на сегодняшний день.
Так, по итогам трёхлетнего периода реализации проекта (2019 - 2021 гг.) было построено и открыто более 320 новых общеобразовательных школ и обеспечено в них более 200 000 мест для учеников. Почти 30% общеобразовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды получили обновление материально-технической базы [1].
Почти 50% сельских общеобразовательных организаций получили и активно продолжают внедрять образовательные программы общего и дополнительного образования, используя техническое оснащение, переданное более 9 000 центров образования «Точка роста». Как и было заявлено в планах реализации проекта, открыты и активно функционируют уже более 180 детских технопарков «Кванториум», в том числе внедрённых на площадях общеобразовательных учреждений, на базе 10 педагогических вузов функционируют педагогические технопарки «Кванториум», а также открыто более 120 центров цифрового образования «1Т-клуб». Усилилась доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидностью: обновлена материальная техническая база в более чем 500 школах. Запущены в работу и непрерывно функционируют центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, более 10% педагогов прошли повышение квалификации по дополнительным профессиональным федеральным программам. Школьники малых городов и сельской местности в более чем 3 000 общеобразовательных учреждениях получили обновления условий для занятия физической культурой и спортом. В половине субъектов Российской федерации уже реализованы и активно пользуются спросом региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи («Мини-Сириусы»). Проведён анализ образовательных результатов обучающихся, на основе которого оказана адресная методическая поддержка
более чем 3 000 общеобразовательным организациям. Сборная команды от Российской федерации успешно показала себя в международных олимпиадах по 8 общеобразовательным предметам, завоёвано более 70 золотых и более 30 серебряных медалей соответственно [3].
Таким образом, на основе проведённого анализа сущности российского национального проекта «Образование», учитывая его успешную трёхлетнюю реализацию, можно сделать вывод о фактической целесообразности и своевременности его внедрения, поскольку укрепление конкурентоспособных позиций российского образования на мировом на прямую способствует активному образовательному, техническому и экономическому развитию государства в целом.
Литература:
1. Алдакимов, А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко - педагогический и социальный аспекты / А.Н. Алдакимов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 59-3. С. 3-9.
2. Галактионова, Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки. 2020. Т. 4. № 1 (17). С. 795-797.
3. Назарбек, У. Проблемы функционирования и цифровизации муниципального дополнительного образованияя / У. Назарбек, И. С. Кондратнеко // Умная цифровая экономика. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 4754. - EDN VEDDXM.
4. Попович, Н. Ш. Цифровизация региональной системы дополнительного образования / Н. Ш. Попович // Умная цифровая экономика. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 23-27. - EDN WYEOYD.
5. Сагинтаева С.С., Жанбаев Р.А., Абильдина А.Ш., Елеманова А.А., Жанбаева Л.А., Темирбаева Г.Р., Назаров А.Д., Покусов В.В. Технология форсайт и цифровизация в интеграции образования, науки и производства // Алматы, 2020.
6. Смолин О.Н. Права человека и образовательное законодательство// Народное образование, №1, 2007г. С . 19.
7. Трубина, Г. Ф. Цифровизация как способ снижения возможности отклоняющегося поведения в высшем образовании / Г. Ф. Трубина //
Умная цифровая экономика. - 2022. - Т. 2. - № 2. - С. 95-104. - EDN VUQVDF.
References
1. Aldakimov, A.N. Tendentsii razvitiya sovremennoy sistemy obrazovaniya v Rossii: istoriko - pedagogicheskiy i sotsial'nyy aspekty / A.N. Aldakimov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. № 59-3. S. 3-9.
2. Galaktionova, YU.YU. Sostoyaniye sistemy obrazovaniya v sovremennoy Rossii i prognozirovaniye yeye dal'neyshego razvitiya / YU.YU. Galaktinova // Alleya nauki. 2020. T. 4. № 1 (17). S. 795-797.
3. Nazarbek, U. Problemy funktsionirovaniya i tsifrovizatsii munitsipal'nogo dopolnitel'nogo obrazovaniyaya / U. Nazarbek, I. S. Kondratneko // Umnaya tsifrovaya ekonomika. - 2021. - T. 1. - № 1. - S. 47-54. - EDN VEDDXM.
4. Popovich, N. SH. Tsifrovizatsiya regional'noy sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya / N. SH. Popovich // Umnaya tsifrovaya ekonomika. - 2021. - T. 1. - № 1. - S. 23-27. - EDN WYEOYD.
5. Sagintayeva S.S., Zhanbayev R.A., Abil'dina A.SH., Yelemanova A.A., Zhanbayeva L.A., Temirbayeva G.R., Nazarov A.D., Pokusov V.V. Tekhnologiya forsayt i tsifrovizatsiya v integratsii obrazovaniya, nauki i proizvodstva // Almaty, 2020.
6. Smolin O.N. Prava cheloveka i obrazovatel'noye zakonodatel'stvo// Narodnoye obrazovaniye, №1, 2007g. S . 19.
7. Trubina, G. F. Tsifrovizatsiya kak sposob snizheniya vozmozhnosti otklonyayushchegosya povedeniya v vysshem obrazovanii / G. F. Trubina // Umnaya tsifrovaya ekonomika. - 2022. - T. 2. - № 2. - S. 95-104. - EDN VUQVDF.
© Мачкарина Т.С. 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 1/2023
Для цитирования: Мачкарина Т.С. Сущность национального проекта «образование» // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 1/2023.