Научная статья на тему 'Благотворительность западносибирского купечества в области народного образования в XIX веке'

Благотворительность западносибирского купечества в области народного образования в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
673
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The charity of the West-siberian merchantry in the field of public education in the XIX century

Using the very great historical material the author describes the charity activities of the Siberian merchantry in the field of general and special education especially of toe second half of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Благотворительность западносибирского купечества в области народного образования в XIX веке»

Обучение в школах шло неуспешно, инородцы детей отпускали неохотно, сказывалось и крайнее обнищание, духовенство не содействовало активно просвещению края.

Установление Советской власти на Севере, организация национальных Советов способствовали осуществлению обширной программы культурного строительства в местах расселения аборигенов Сибири. Большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди коренного населения, важным шагом явилось открытие школ в каждом национальном Совете. Первая школа-интернат на севере Томской области была открыта в с. Максимояровском Колпашевской волости. В течение 1925-1930 гг. из Нарымского края было направлено на учебу в высшие и средние специальные учреждения страны 26 человек. В 1926 г. организована школа-интернат для остя-ко-самоедов «Верте-кос» (Красный мыс). Выбрали место на высоком берегу, лучший строительный материал использовали при строительстве школы, отвели «пески» для промысла. Первый пионерский туземный отряд носил имя П.Г. Бо-гораз-Тана, который, находясь в ссылке, вел неустанную работу по просвещению остяков. Дети

два раза в неделю занимались промыслом. Уже в 1928 г. в школе занималось 56 человек - сироты или полусироты. Первым директором интерната был назначен Иван Кириллович Любимов, направленный из Ленинграда Комитетом содействия малым народом Севера при Президиуме ВЦИК. В октябре 1932 г. из Томска в Колпаше-во было переведено «остяцкое» отделение педтех-никума, реорганизованное в национальное педучилище. В 1938 г. в Нарымском крае имелось 19 национальных школ, две семилетние школы и школа повышенного типа с годовым интернатом и числом учащихся в количестве 90 человек. В школах работали 52 учителя, из которых 16 являлись выпускниками Колпашевского педучилища, пять - окончили Институт народов Севера в Ленинграде.

В последующие десятилетия нужды северных народов отодвинулись на второй план. В сфере народного образования это выразилось в ликвидации школ-интернатов, прекращении обучения детей остяков на родном языке. В настоящее время на всей территории Томского Севера работает одна национальная школа в п. Иванкино Колпашевского р-на.

Литература

1. Этнопедагогика Сибирского Севера. Томск, 1996.

2. ГАТО. Ф. 3. Оп. 56. Д. 129. Л. 2, 166-169.

3. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 5858.

4. Архив Ленинградского отделения Института истории АН СССР. Ф. 250. Оп. 1. Д. 181.

В. П. Бойко

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОСИБИРСКОГО КУПЕЧЕСТВА В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX ВЕКЕ

Томский государственный педагогический университет

Благотворительность как феномен общественного сознания и форма деятельности отдельных людей и социальных групп начала изучаться сравнительно недавно. В дореволюционной периодической печати и публицистике говорилось преимущественно о суммах благотворительных взносов, их количестве и общественном резонансе, произведенными отдельными актами благотворительности. В советской историографии обычно принижали значение добровольных пожертвований на благие общественные дела. Как правило, основной причиной таких действий считалось «замаливание собственных грехов» и отмечалось, что состоятельные люди жертвовали средства прежде всего на церковные нужды. Не-

обходим более детальный анализ мотивов и причин благотворительности, характеристика как отдельных фактов пожертвований, так и всей системы общественной жизни, которая порождала это явление.

Целью данной работы является изучение благотворительности западносибирского купечества в области народного образования. Это связано как с малоизученное гыо темы, так и с сильным влиянием этой сферы благотворительности на становление начального, среднею, среднего специальною и даже высшего образования в Сибири. Купечество Западной Сибири являлось самым крупным жертвователем в крае, играло видную роль в общественной жизни региона. В связи с

В.П. Бойко. Благотворительность западносибирского купечества..

этим в последнее время появилось несколько работ, в которых затрагивается поднятая в данной статье тема. Одной из первых работ в этой области является книга А.Ы. Боханова, в которой рассказывается о крупнейших меценатах России -П.М. Третьякове, С.И. Мамонтове. С.Т. Морозове и некоторых других. Полезной для нас информацией являются сведения о том, что некоторые капиталы московских купцов-меценатов брали свое начало из Западной Сибири. Например. И.Ф. Мамонтов и В.А. Кокорев были там откупщиками [1]. Крупным московским меценатам посвящена монография A.A. Аронова, где деятельность купечества в предпринимательской и общественной сфере сильно идеализирована [2] и работа Я.Н. Щапова, где дается краткий очерк зарождения и развития российской благотворительности [3].

Благотворительности сибирского купечества посвящены работы Л.М. Дамешека и В.Ю. Зиминой и П.Н. Мешалкина [4]. В них основное внимание сосредоточено на характеристике благотворительности восточносибирского купечества. Сравнение количества пожертвований купцов в Западной и в Восточной Сибири дает возможность сопоставить их щедрость, размеры выделенных средств на различные общественные нужды, в том числе и на народное образование. Сведения об отдельных актах благотворительности купцов некоторых западносибирских городов содержатся в работах A.B. Быкова, O.A. Задо-рожной. J1.П. Рощевской, Ю.М. Беспаловой, в купеческих энциклопедиях всей Сибири и Алтая [5]. Однако сведения, которые помещены в этих работах носят отрывочный, бессистемный характер, касаются купечества отдельных городов и требуют дальнейшего изучения.

Одной из главных сфер благотворительности западносибирских купцов были нужды народного образования, забота о сиротах и детях бедных родителей. Заметным началом такого рода пожертвований являлся взнос в 1836 г. откупщиками и золотопромышленниками Поповыми 85 тыс. р. на устройство в Томске Сибирского общественного банка. По уставу этого банка из процентов с этого капитала и из других доходов необходимо было выделять 2 тыс. р. ежег одно на содержание в г. Иркутске в Девичьем институте 20 пансионерок, а затем, когда капитал достигал необходимых для этого размеров, завещано было учредить в Томске Девичий институт для содержания 40 пансионерок [6].

Известными инициаторами и организаторами пожертвований западносибирских купцов на нужды образования были декабристы. Например, в Ялуторовске была основана первая в Западной Сибири школа. Сначала она помещалась в наем-

ных квартирах, но число учениц росло и в них стало тесно. В 1850 г. вдова известного сибирского миллионера Н. Мясникова пообещала продать свой дом в Ялуторовске, чтобы вырученные средства пустить на строительство здания женской школы. Несмотря на то, что она долго не присылала доверенность на продажу дома, в тоне 1850 г. возведение здания началось и с помощью купца Балакшина в короткий срок было завершено. Балакшин оказывал большую помощь деньгами и материалами другим декабристским школам. Его дочь Анисья работала в рукодельном классе школы в Ялуторовске, а другая дочь, Александра, была там наставницей [7].

В 1850 г. тюменский 1-й гильдии купец Кондратам Шешуков пожертвовал для уездного училища здание, которое вместе с отделкой стоило 16 500 р. Именным указом от 3 марта 1853 г. он был за это награжден золотой медалью для ношения на шее на Анненской ленте [8]. Кроме этого, К.К. Шешуков построил в Тюмени здание женского училища. Отметим высокую активность тюменского купечества в развитии там народною образования. По сведениям, собранным исследователем социальной психологии сибирского купечества Ю.М. Беспаловой, известный тюменский купец А.И. Текутьев, кроме театра, Спасской церкви и городской больницы, построил два училища; И.П. Колокольников, кроме судостроительного завода, построил коммерческое училище; Ф.И. Колмогоров, владелец крупного кожевенного завода, основал и содержал Вознесенскую зареченскую школу; Н.М. Чукмал-дин построил и содержал на свои средства училище в родном с. Кулакове, был известен как инициатор многих благ отворительных и просветительских начинаний; И.И. Игнатов, крупный па-роходовладелец, основал народное училище и бесплатную библиотеку. Гордостью тюменцев, по мнению Н.М. Ядринцева, являлось реальное училище, построенное на пожертвования купца Подаруева. «В самом деле, - восклицал он, училище это одно из отрадных явлений в сибирской жизни даже среди других учебных заведений. Оно стоило порядочных денег, но зато образцово» [9].

В промышленно развитом Тюменском округе начальное общее и специальное образование было необходимо для пополнения квалифицированной рабочей силы. Исследователи отмечают дальновидность купцов, которые понимали, что без внедрения новых технологий, без развития путей сообщения и увеличения материального благосостояния края у них уменьшится рынок сбыта и ухудшатся их коммерческие дела. Немаловажным побудительным мотивом разного рода пожертвований сибирских купцов был уже назван местный патриотизм.

Крупным жертвователем на нужды народного образования был томский купец И.А. Еренев. Он построил в Заозерном предместье, где у него были кожевенные заводы, два приходских училища, был в них почетным блюстителем и брал все расходы по их содержанию на себя. После того как дела у него пошли не совсем успешно и нести большие расходы по содержанию училищ стало тяжело, он передал их со всей обстановкой город}1. Кроме того, он пожертвовал дом на Елани для параллельных классов женской гимназии. Томская городская дума, состоящая преимущественно из местных купцов, понимала важность для города образования и тратила на него значительную часть своего бюджета: из 170 тыс. р. бюджетных средств города на нужды школ и училищ шло 40 тыс. р. По мнению хорошо информированною корреспондента, по сравнению с другими сибирскими городами это были значительные расходы [10].

Специальную школу с образцовыми фермами и полями открыл вблизи Томска купец И.Ф. Каменский. Происходил он из известного торгового дома Каменских, которые основали свою фирму по торговле и транспортировке кдадей сначала в Перми, а потом расселились по другим городам Сибири. В Томском округе И.Ф. Каменский создает земледельческую школу, истратив на нее около 40 тыс. р. Затем он переехал в Кульджу (Китай), где попытался наладить широкий товарообмен между Россией и Китаем. Там он заболел и умер, а все его имущество было распродано [11].

Широкую известность в Сибири получило созданное П.И. Макушиным «Общество попечения о начальном образовании в Томске». В кассу этого общества поступали средства от благотворительных концертов, балов, базаров, лекций и других мероприятий подобного рода, пожертвования и товары от томских купцов. Например, П.В. Михайлов пожертвовал 704 аршина сукна «на постройку теплых пальто беднейшим из учащихся городских приходских школ» [12].

Газеты 1880-х гг. сообщали о том, как местная администрация стимулировала у местных предпринимателей тягу к благотворительности. Например, летом 1883 г. при закладке здания для общежития студентов Сибирского университета был устроен торжественный завтрак, на котором директор Томской классической гимназии произнес речь о пользе образования. Заключил он ее призывом помочь строительству нового здания гимназии. Его поддержал только что прибывший в Томск губернатор И.И. Красовский и предложил тост за попечителя гимназии Е.И. Королева. «Тост, предложенный за него, - пишет корреспондент, - имел деликатную форму вызова Королеву

помочь гимназии. Но почтенный попечитель деликатного намека не понял. Тогда намеки стали более прозрачными и переросли во взаимовыгодные предложения, и Королев пожертвовал 1 500 р. на выведение гимназии из затруднительного положения. На эти деньга был нанят верхний этаж в доме Гуляевой для учеников второго и третьего классов, которым негде было заниматься» [13].

По подсчетам статистиков, в Сибири в разное время число кабаков, питейных домов и трактиров в десятки раз превосходило число начальных школ. Усилия по захвату монополии в винокурении не шли ни в какое сравнение с усилиями по распространению просвещения. Отметим редкий для Томской губернии факт, когда купчиха Хо-тимская пожертвовала здание для школы в Кире-евске, где у нее был винокуренный завод, а также учебные столы, скамьи, шкафы для книг, учебники и другие пособия. Крестьяне Киреевска в свою очередь общественным приговором определили довольно высокое для учителя жалованье - 300 р. в год [14].

Курьезный слу чай произошел в Бийске с одним из местных жертвователей. Купец С в (так его фамилию зашифровали в газете, а скорее всею это М.С. Сычев), для того чтобы получить медаль, на свои средства построил школу и передал ее через городскую думу в пользу города. «Дума, конечно, принимает дар и благодарит жертвователя русским «спасибо», «Но, а медаль?!» - вопрошает всюду жертвователь, и узнав, что для получения медали нужно было передать здание не городу, а Министерству народного просвещения, обращается в думу с просьбой возвратить ему прежнее его заявление!» [15]. Справедливости ради нужно сказать, что М.С. Сычев был почетным смотрителем и попечителем ряда городских училищ, на собственные средства построил здание Форштадтс-кого училища и Успенской церковноприходской школы. Его пожертвования на нужды города с 1876 по 1905 гг. составили 74,7 тыс. р. (53 % средств было потрачено на образование).

Среди томских купцов выделялся размерами своих пожертвований в пользу образования, причем не только начального, но и высшего, З.М. Цибульский. Вот наиболее значительные его пожертвования: 15 тыс. р. на окончание строительства реального училища в Томске, 18 тыс. р. на стипендии в различные учебные заведения, 40 тыс. р. на фундамент Сибирского университета и 100 тыс. р. на завершение его строительства [16]. Цибульские содержали Мариинский детский приют, доведя его капиталы до 130 тыс. р.

И все-таки даже такие огромные пожертвования Цибульских, что было большой редкостью для Сибири, были в несколько раз меньше пожертвований на эти цели иркутского купца и паро-

В. П. Бойко. Благотворительность западносибирского купечества..

ходчика И.С. Хаминова, который «на нужды учебного и просветительского дела» завещал около 1 млн р. [17]. Современное исследование сибирской благотворительности показывает, что предприниматели Восточной Сибири были во много раз щедрее на пожертвования ради науки и просвещения, чем купечество Западной Сибири. Например, А.М. Сибиряков пожертвовал около 400 тыс. р. на Высшие женские (Бестужевские) курсы, учредил премии за исторические сочинения о Сибири. Выплачивали стипендии в столичных вузах И.П. Кытманов, П.И. Кузнецов, Сибиряковы, Ю.И. Баландина и др. Из западносибирских купцов только З.М. Цибульский пожертвовал 43 тыс. р. и И.И. Некрасов 12 тыс. р. в стипендиальный фонд Томского университета.

Близкими к пожертвованиям на народное образование была благотворительность на содержание детских приютов. Например, в Томске один из приютов был открыт на средства западносибирского купца-золотопромышленника А. Попова. Затем этот приют опекала жена золотопромышленника А.П. Асташева, обеспечивая его всем необходимым. Сам И.Д. Асташев пожертвовал на приют каменный двухэтажный дом с землею и строениями и увеличил капитал приюта с 10 до 30 тыс. р. З.М. Цибульский не только обеспечивал приют всем необходимым, но и расширил программу обучения до объемов курса сельских учительниц. После смерти З.М. Цибульского в 1882 г. попечительство над Мариинским детским приютом продолжила его вдова. В приюте было до 100 детей, из которых 20 жили в приюте постоянно на полном обеспечении, а остальные приходили. После открытия в Томске приюта для мальчиков сюда принимали только девочек на полный пансион (60 человек). Программа обучения была расширена до размеров курса сельских учительниц. Всего Цибульские пожертвовали на этот приют 143 тыс. р., он располагался в собственном каменном двухэтажном доме и имел еще особый капитал, который образовывался от заработков воспитанниц и выдавался им после выхода из приюта. Приют братьев Королевых был основан в 1874 г. и рассчитан был на 25 мальчиков, которые обучались по программе приходских училищ и после 12 лет отдавались родственникам или поступали в ремесленное училище. Всего Королевы с 1872 по 1894 гг. «издержали» на содержание приюта свыше 90 тыс. р. Приют, как сообщалось в справочнике, помещался в «обширном трехэтажном доме, в местности, изобилующей садами, и представлял все удобства для содержания детей» [18].

Мариинский сиропитатеяьный приют был основан супругами Пушниковыми в память «чудесного спасения императора и его семьи» во время

крушения царского поезда 17 октября 1887 г. Они пожертвовали на этот приют свой дом и несли основные расходы. Кроме Пушниковых, томский купец С.С. Валгусов брался содержать в этом приюте 10 человек, А.Н. Пастухов, Я.И. Акулов и И.М. Некрасов гарантировали содержание за свой счет по 2 ребенка из расчета 40 р. в год на каждого. Остается добавить, что в приют принимались только младенцы-подкидыши, и с 23 января 1893 г. (момент открытия приюта) до 1 января 1895 г. поступило их 103, из них умерло 83, отдано на воспитание 2, а остальные содержались в приюте [18].

С начала 60-х гг . XIX в. при тюремном комитете существовал детский приют, в котором на 1 января 1881 г. было 80 детей. Главными жертвователями в то время были: почетные граждане Бийска A.B. Соколов - 5 тыс. р. и А.Ф. Морозов - 1 тыс. р., томские 1-й гильдии купцы А.Н. Пастухов, H.H. Вяткин, Ф.Х. Пушников -по 5 тыс. р. Кроме того, изъявили желание вносить ежегодно по 250 р. Д.Н. Сухов (из Барнаула). И.Л. Фукеман, Я.И. Петров и Ф.Н. Манасевич [20]. С 1869 г. этот приют стал называться Владимирским после посещения его великим князем Владимиром Александровичем. Там содержались как дети арестантов, находившихся в томских тюрьмах, так и дети бедных и неспособных к труду родителей. Дети могли там находиться до 15-16 лет и обучались чтению, письму, Закону Божьему, русскому языку, арифметике, географии в объеме начальных народных школ, а также рукоделиям, сапожному и переплетному мастерству. Когда заканчивалось время пребывания в приюте, детям выдавались пособия до 50 р. В последующем заботы по содержанию приюта взяли на себя томские купцы С.П. Петров и П.В. Михайлов. Они же построили за свой счет новый дом с надворными постройками.

Заметное место в народном образовании Томска занимало ремесленное училище. О подготовке к его открытию и о начале его работы было много заметок в периодической печати того времени. Все заслуги в этом деле приписывались суп-рутам Королевым. Однако было бы несправедливо забыть имена других представителей томского купечества, которые задумали и начали сбор средств на ремесленное училище. Оказывается, что еще в 1865 г. купеческая жена Т.П. Акулова подала в городскую думу предложение об устройстве в городе ремесленного училища и сделала первый взнос на него в размере 250 р. На следующий год макарьевский 1-й гильдии купец A.C. Калинин-Шушляев завещал на это училище 12 тыс. р. В дальнейшем идею устройства в Томске ремесленного училища подхватили и выделили необходимые для этого средства супруги Королевы. Га-

зетная хроника позволяет детально проследить этапы рабой, ю открытию училища в Томске. 22 марта 1882 г. на заседании городской Думы проходило обсуждение вопроса о пожертвовании Е.И. Королевым средств на ремесленное училище. Все пункты были приняты, кроме одного: жертвователь предлагал назвать училище именем почетных граждан Евграфа и Евпраксии Королевых. Но Дума еще раньше решила назвать его именем Императора Александра II. В октябре того же года Дума отправила ходатайство о присвоении Томскому ремесленному училищу имен их учредителей - Евграфа и Евпраксии Королевых. Ответ на это ходатайство пришел положительный и в дальнейшем ремесленное училище называли Королевским. «Сибирская газета» 27 февраля 1883 г. сообщала: «Со вчерашнего дня Томское ремесленное училище начало свое официальное существование». Училище существовало на проценты с пожертвованного Королевым капитала в 35 тыс. р. и на отпускаемые в первые пять лет по 2 тыс. р. в год. К концу первого учебного года в училище обучалось 27 человек, из них было 22 человека окончивших курс приходских училищ. Всего же училище могло принять 60 человек, принимались мальчики с 12 лет, окончившие курс приходского училища, обучение было рассчитано на 3 года. В дальнейшем Королевы заботились об обеспечении училища всем необходимым, в том числе топливом, инструментами и оборудованием. В совет училища входили видные купцы города - А.Е. Кухтерин, H.A. Молчанов и некоторые другие, которые также оказывали ему помощь.

В конце XIX в. купечество уже отчетливо понимало важность для коммерции специального образования и начинало организованный сбор средств для открытия в Томске коммерческого училища. Для этого постановлением купеческо-

го собрания было принято решение: с каждого выбранного в городе купеческого свидетельства 1-й гильдии собирать 15 р. в фонд строительства будущего училища, а со свидетельства 2-й гильдии 6 р. в год.

Из анализа изложенных в данном разделе фактов о благотворительности западносибирского купечества можно сделать некоторые выводы. Благотворительность купечества была сложным общественным явлением и имела моральную, материальную и психологическую мотивацию. Быть богатым по православной традиции считалось не столь почетно, как это было в западном протестантизме. Поэтому богатый должен был делиться с ближними своим достатком, не отрываться ог своей общины и делать разного рода пожертвования для пользы своего коммерческого предприятия.

Одним из мотивов благ о творительности было во многом ущемленное властями и социально-политической обстановкой честолюбие и тщеславие купцов. Через благотворительность они могли как-то компенсировать свое приниженное, по сравнению с дворянами и чиновниками, положение. Полученные в результате благотворительности ордена и почетные звания также играли свою положительную роль в стимулировании пожертвований со стороны купечества.

Западносибирские купцы хотели оставить образцовые по добротности и красоте здания не только своим потомкам, но таким же образом строили дома для обездоленных - приюты, богадельни, сиропитательные дома, а также училища и школы. Кроме этого, они завещали большие суммы денег на нужды учебных и иных заведений. Однако благотворительность купечества была не в состоянии кардинально улучшить жизненные условия большинства населения края, повысить его грамотность и культурный уровень.

Литература

1. Боханов Ä.H. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. С. 120, 128.

2. Аронов A.A. Золотой век русского меценатства. М., 1995.

3. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. М„ 1994. С. 81-88.

4. Дамешек Л.М., Зимина В.Ю. Традиции благотворительности сибирского купечества в XIX - начале XX вв. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. 2. Челябинск, 1995. С. 122-126; Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов предпринимателей. Вторая половина XIX - начало XX вв. Красноярск, 1997.

5. Быков A.B. Благотворительная деятельность томского купечества при формировании культурного потенциала в конце XIX -начале XX вв. // История мировой культуры и методы ее преподавания. Новосибирск, 1995. С. 51-54; Задорожная O.A. Купечество Западной Сибири (конец XVIII - первая четверть XIX вв.). Дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1995; Рощевская Л.П. Вклад купцов-меценатов в культурную жизнь Тюмени в XIX в. // Менталитет и культура предпринимателей России в XVIII—XIX вв. М., 1996. С. 139-151; Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации в культуре западносибирского предпринимательства второй половины XIX - начала XX вв. Тюмень, 1998, Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири: В 4 т. Новосибирск, 1994-1999; Скубневский В.А., Старцев A.B., Гончаров Ю.М. Предприниматели Алтая. 1861-1917. Энциклопедия предпринимательства. Барнаул, 1996.

6. Памятная книжка Томской губернии на 1885 г. Томск, 1885. С. 48.

7. Болоцких В.Н, Декабристы в Ялуторовске. Мировоззрение и деятельность. Новосибирск, 1989. С. 47, 52.

С.Ф. Фоминых. Роль Императорского Томского университета в развитии образования и науки..

8. ГАОО. Ф. 3. Оп 2. Д. 2883, Л. 10. 36,

9. Восточное обозрение. 1886. 17 июля,

10. Там же. 1885. 14 мар.

11. Там же. 1882. 16 дек,

12. Сибирская газета, 1884. 11 нояб.

13. Бостонное обозрение. 1883. 15 еент.

14. Сибирская газета. 1881. 12 июля.

15. Восточное обозрение, 1883. 12 мая.

16. Там же, 1888. 22 июля,

17. Сибирский вестник, 1904, 17 апр.

18. Долгоруков В. А. Путеводитель по всей Сибири и среднеазиатским владениям России с подробным подорожником. Томск, 1895. С. 42-43.

19. Сибирская газета. 1881. 4 окт.

С.Ф. Фоминых

РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СИБИРИ (1888-1917 гг.)

Томский государственный университет

Попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, обращаясь к многочисленным собравшимся на открытии Императорского Томского университета 22 июля 1888 г., сказал: «Основание нового университета всегда и всюду признавалось крупным, выдающимся событием... Еще более имеет значения совершившийся ныне факт в нашем отечественном просвещении, которое далеко еще не достигло той ширины и высоты, какая соответствовала бы ему по размерам могучего государственного организма. Поэтому день рождения нашего университета мы имеем право считать счастливейшим днем из всего трехсотлетнего существования Сибири и великим праздником для всего русского просвещения» [1].

Мысль об открытии в Сибири университета возникла еще в начале XIX в. Подписанные в 1803 г. Александром I «Предварительные прави-

ттг; ттпп.-.ттттлгл Т7ПЛЛВЛ!Л,Т{Г»Л пг^оттттлчот а "ТТ* ТТУПП. ЛИ Пй^иДли!, V/ »»л.»)

ду с начальными, низшими и средними учебными заведениями, учреждение новых университетов в С.-Петербурге, Казани и Харькове и предназначались к учреждению университетов в Киеве, Тобольске, Устюге Великом и других городах «по мере способов, какие найдены будут к тому удобными». В том же году известный ревнитель русского просвещения, статский советник Павел Григорьевич Демидов пожертвовал 100 тыс. р. на строительство университетов в Киеве и Тобольске [2].

Но в начале прошлого века не могло еще «приспеть», выражаясь словами того же Демидова, время для осуществления мысли об университете в Сибири. В то время даже Европейская Россия страдала от крайней нехватки не только выс-

ших, но и средних учебных заведений. А о Сибири и говорить не приходится. На всей огромной территории сибирского края на то время имелись две старейшие духовные семинарии - Тобольская, открытая в 1748 г., и Иркутская, открытая в 1779 г., да несколько духовных школ. Что касается гимназий, то первая из них Иркутская была основана в 1806 г., Тобольская в 1810 г., Томская в 1838 г. Омская, Верненская, Красноярская и Читинская были открыты значительно позже [2]. К концу 80-х гг. на 5 млн населения в Сибири имелось 1 440 школ, в которых обучалось около 50 тыс. учащихся [3].

Кстати, о Томской мужской гимназии, основанной еще в 1838 г. Длительное время она размещалась в казенном доме, принадлежавшем Томскому уездному училищу. С постройкой Главног о здания Томского университета в последнем разместились и находились гам до открытия

ТЛГЧГ 1ТТТТТ1А.Я1' ЛГЛ .4»." »<• V Т.ПТ',1 та 1000 Г Л'1'ОГ|Т1111Д ТУ "ГОЛ,

лирпдц ч^/мих О И1\ у -1 Ш Д. «-<.*. Ъ4 и д. х ■ V л лли*«

сы гимназии, пансион и канцелярия. На 1897 г. ее директором, как и директором всех училищ Томской губернии, был коллежский советник, выпускник С.-Петербургского историко-филологического института по разряду истории и географии Виктор Петрович Щепегев, который спустя несколько лет, а именно в 1903 г.. станет первым директором Томского учительского института, Институт размещался тогда в здании, являющемся в настоящее время одним из учебных корпусов Томского государственного педагогического института, в некотором роде правопреемника Томского учительского института. Формально же Томский педагогический институт был открыт в 1932 г. на базе педагогического факультета Томского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.