Научная статья на тему 'Благотворительность как вид социально-культурной деятельности в условиях современной России и ее влияние на воспитательный процесс подрастающего поколения'

Благотворительность как вид социально-культурной деятельности в условиях современной России и ее влияние на воспитательный процесс подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
936
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОНДЫ / ВОЛОНТЕРСКИЙ ОТРЯД / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСПИТАНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT / CHARITABLE NON-PROFIT ORGANIZATIONS / FUNDS / A VOLUNTEER TEAM / CHARITABLE EVENTS / POSITIVE AND NEGATIVE CONSEQUENCES OF EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартиросян Карен Минасович, Каракьян Карен Вячеславович

В данной статье рассматриваются основные благотворительные организации, работающие в России и воздействующие на развитие социально-культурной среды путем своей некоммерческой деятельности через привлечение и воспитание школьников, студентов и организованных студенческих отрядов. Так же рассматриваются последствия процессов воспитания молодежи в разных культурных и географических группах. Приведены некоторые результаты исследования, проведенного нами ранее с целью выявления основных позиций и мнений, присутствующих у респондентов по вопросам благотворительности и роли благотворительной деятельности в воспитании и социально-культурных аспектах жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charity as a social and cultural activity in the conditions of modern Russia and its influence on the educational process of the coming generation

This article discusses the main charitable organizations operating in Russia and influencing the development of the socio-cultural environment through their non-profit activities by involving and educating schoolchildren, students and organized student groups. The consequences of the processes of educating young people in different cultural and geographical groups have also been considered. Some results of theconducted earlier study with the aim of identifying the main positions and opinions of respondents on issues of charity and the role of charity in education and socio-cultural aspects of life have been given.

Текст научной работы на тему «Благотворительность как вид социально-культурной деятельности в условиях современной России и ее влияние на воспитательный процесс подрастающего поколения»

ББК 74 УДК 37.04.042 М-29

Мартиросян Карен Минасович, доктор философских наук, профессор, кафедры социально-культурной деятельности, ФСКДТ, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», г. Краснодар;

Каракьян Карен Вячеславович, студент 2 курса группы СКД/маг-17, ДО, факультета социально-культурной деятельности и туризма, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», г. Краснодар

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (рецензирована)

В данной статье рассматриваются основные благотворительные организации, работающие в России и воздействующие на развитие социально-культурной среды путем своей некоммерческой деятельности через привлечение и воспитание школьников, студентов и организованных студенческих отрядов. Так же рассматриваются последствия процессов воспитания молодежи в разных культурных и географических группах. Приведены некоторые результаты исследования, проведенного нами ранее с целью выявления основных позиций и мнений, присутствующих у респондентов по вопросам благотворительности и роли благотворительной деятельности в воспитании и социально-культурных аспектах жизни.

Ключевые слова: социально-культурная среда, благотворительные некоммерческие организации, фонды, волонтерский отряд, благотворительные мероприятия, положительные и негативные последствия воспитания, патриотическое воспитание.

Martirosyan Karen Minasovich, Doctor of Philosophy, a professor of the Department of Social and Cultural Activity, FSDT, FSBEI HE "Krasnodar State Institute of Culture", Krasnodar;

Karakyan Karen Vyacheslavovich, a 2nd year student of the group SKD / mag-17, DO, Faculty of Social and Cultural Activities and Tourism, FSBEI HE "Krasnodar State Institute of Culture", Krasnodar

CHARITY AS A SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF MODERN RUSSIA AND ITS INFLUENCE ON THE EDUCATIONAL PROCESS OF

THE COMING GENERATION

(reviewed)

This article discusses the main charitable organizations operating in Russia and influencing the development of the socio-cultural environment through their non-profit activities by involving and educating schoolchildren, students and organized student groups.

The consequences of the processes of educating young people in different cultural and geographical groups have also been considered. Some results of theconducted earlier study with the aim of identifying the main positions and opinions of respondents on issues of charity and the role of charity in education and socio-cultural aspects of life have been given.

Key words: social and cultural environment, charitable non-profit organizations, funds, a volunteer team, charitable events, positive and negative consequences of education, patriotic education.

Введение. Благотворительность и поддержка нуждающихся в России имеет давнюю историю, отраженную в культуре и традициях. Историки описывают сострадательное отношение к ближнему еще в обычаях древних славян, не говоря уже и о других более древних народах. Чаще это выражалось в воспитании детей, чьи родители погибали вследствие вражеских налетов, военных действий или бытовых случаев. Так же воспроизводилась поколенная традиция ухода за нуждающимися калеками и стариками, а поворотной точкой в развитии благотворительной деятельности стало принятие христианства князем Владимиром Святым от Византии и отказ от языческих обрядов в X веке. Великий князь Ярослав Мудрый внес в Земский и Церковный уставы отдельные разделы, связанные с благотворительностью. Он на личные денежные средства основал сиротское училище. При нем получило распространение оказание безвозмездной медицинской помощи при монастырях. Эти социальные традиции Ярослава продолжили его сыновья Всеволод и Изяслав.

Церковь чуть позже, уже имея большую сеть монастырей, не облагаемых налогами, фактически полностью возьмет на себя большинство благотворительных функций. Этому покровительствовало то, что татарские ханы, в первый период своего господства над Русью, уважительно относились к представителям духовенства, неоднократно давая Митрополитам грамоты (ярлыки), тем самым, освобождая церкви и монастыри от даней и поборов. Они оставляли за духовенством заботу о нуждающихся слоях православного населения [1]. Социально-благотворительная политика продолжала свою работу и в период Смутного времени при Борисе Годунове, и в царствование тех, кто принадлежал к роду Романовых, начиная с XVI века в лице Алексея Михайловича, Петра I, Павла I, Александра I, Николая I и других.

Благотворительность к своей официальной деятельности прошла долгий путь, став основой для социальной работы как вида профессиональной деятельности в России. В таком образе она начинает складываться уже в начале 90-х годов прошлого столетия, стараясь преодолеть экономические и социальные проблемы, возникшие в обществе, в результате кризиса от распада СССР. В общественных институтах тогда наблюдалось значительное падение понятий «уровня жизни», «семейных ценностей», «демографического прироста» [2].

Целью данной статьи является выявление роли благотворительной деятельности, проводимой отдельными лицами и организациями в культурной и воспитательной сферах. А также обращение внимания положительным аспектам в действиях, относящимся к социальной поддержке нуждающихся слоев.

Изложение основного материала статьи. За последние 25 лет тема благотворительности в России стала вновь очень актуальна. Хоть мы и живем в

конституционно-светском государстве, большинство представителей страны, включая Президента, относят себя к числу православных по вероисповеданию и чтят традиции помощи нуждающимся. Наиболее распространенными направлениями социальной политики являются: поддержка научно-учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам и приютам, больницам, а так же предоставление средств на дорогостоящее лечение нуждающимся слоям.

По данным «Русфонда» в России на 2018 год в лидирующие позиции по работе благотворительных направленностях и социально-культурной поддержке являются десять фондов и некоммерческих благотворительных организаций, среди которых:

- Фонд помощи детям с онко-гематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь»;

- Фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд»;

- Фонд продовольствия «Русь»;

- Фонд Помощи Детям («WorldVita»);

- Фонд помощи хосписам «Вера»;

- РОО «Милосердие» (Православная служба помощи «Милосердие») [3].

В список не вошли такие крупные организации, как:

- «Фонд Хабенского», помогающий детям с онкологическими заболеваниями головного мозга. Он основан актером театра и кино Константином Хабенским после утраты супруги, скончавшейся от рака мозга;

- «Синяя птица», помогающая детям-инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей и семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию;

- «Цветик-семицветик», который также занимается довольно многопрофильной социально-культурной работой. В частности в Краснодарском крае в течении последних 5 лет задействовала студентов ВУЗов и СУЗов для волонтерской работы в сфере сбора средств и игрушек для подарков нуждающимся детям. Чаще всего проходила акция «Елка желаний» в преддверии новогодних праздников в крупных торговых центрах и местах розничной торговли города. Студенты совместно с работниками социальных служб занимались сбором денежных и натуральных (детские игрушки) пожертвований, исполняя детские желания, записанные на елочных игрушках. В ходе проведения таких мероприятий студенты общались с сотрудниками социальных служб, узнавали специфику их работы и делились своими впечатлениями о важности таких мероприятий в жизни гражданского общества [4].

Социально-культурная работа, затрагиваемая системой благотворительных фондов и организаций в реалиях условий современной России воплощается в проведении праздничных мероприятий, в течении которых ведутся благотворительные работы (сборы средств, информировании жителей отдельных локаций и приезжих о работе, которую необходимо провести, благотворительные аукционы, выставки и продажи изделий, выполненных теми, кому необходимы денежные средства для реализации поставленных положительных задач и т.д.), разработке и помощи в разработке образовательных программ, направленных на устранение неграмотности населения в вопросах социально-культурного взаимодействия (в частности эту задачу выполняет программа, введенная в российских школах по всей стране как экспериментальная в 2010-х годах). В рамках этой программы школьники просвещаются в вопросах мировых религиозных культур, этикета,

выполняют практические домашние задания и интерактивно изучают предмет, учась грамотно существовать в рамках мировой глобализации, преследуя единую цель -сохранение мирных отношений.

В ходе работы над данной статьей, мы заинтересовались вопросом уровня грамотности населения в рамках социально-культурной сферы и ее влияния на воспитательные процессы благотворительных организаций в России. Это и является целью проведенного исследования. По его результатам (опроса с помощью анкетирования), проведенного в сети «Интернет», в котором участвовало 54 человека в возрасте от 16 до 34 лет, относящихся примерно к одной экономической группе с доходом около 25 т.р. /мес., но разных профессий и увлечений, нами было выявлено, что:

- 1/3 респондентов участвовала в благотворительных мероприятиях как добровольцы-волонтеры;

- половина опрошенных регулярно делает денежные пожертвования некоммерческим благотворительных организациям. Из них 24% не проверяет официальность информации перед тем, как внести пожертвование, так как чаще всего это происходит на улице, когда на ознакомление с информацией приходится мало времени. Это говорит не только о безусловной культурной и социальной воспитанности и сострадании, но и проявлении финансовой безграмотности респондентов в том числе;

- все участвовавшие в благотворительных мероприятиях (примерно 33%) соглашались на это, проходя обучение в СУЗах или ВУЗах своего города. Такая помощь была доступна благодаря тому, что благотворительные платформы активно сотрудничали с администрацией учебных заведений и проводили экскурсии и лекции в данных местах, потому что считают их культурно и социально-значимыми;

- 64% из тех, кто согласился пройти анкетирование, заявили, что считают этот вид деятельности принципиально полезным в плане воспитательных процессов, 20% воздержались от прямого положительного ответа в этом ключе и остальные 16% сказали, что не видят конкретных положительных результатов;

- 28% респондентов выявили недоверие к благотворительным организациям, так как считают, что их деятельность не является достаточно прозрачной с экономической точки зрения. Информации о них лично они, в большинстве случаев, не получали, а данным к СМИ и «Интернет-агентств» относятся с недоверием;

- из девяти упомянутых выше благотворительных фондов, более всего известны респондентам «Фонд Хабенского», «Подари жизнь», «Русфонд» и «Милосердие».

Из этих данных следует сформулировать вывод о том, что для своего более эффективного развития, организации, занимающиеся благотворительной деятельностью в условиях современной российской политики в социально-культурной среде, испытывают конкретные препятствия, состоящие из:

- неблагоприятной для благополучателей и самих благотворителей системы налогообложения, которая часто не позволяет нести конкретную и понятную массам информацию;

- несовершенно-сформированная позиция государства и административных элементов по отношению к благотворительности и ее важности в воспитательных процессах;

- большая часть опрошенных отражает своим мнением положительное влияние деятельности организаций в отношении воспитания и уровня социально-культурного взаимодействия индивидов в обществе. Это должно привести к увеличению роста культурного сближения стран в будущем;

- часто негативное, обычно просто недоверительное отношение к сотрудникам и представителям благотворительных организаций, а так же и самим организациям среди общества.

Хочется добавить, что позитивное преодоление этих проблем возможно только лишь при поддержке российской благотворительной системы путем организованного, последовательного сотрудничества систем с административными единицами, учащенного привлечения образовательных учреждений к конкретным благотворительным мероприятиям, носящим позитивный социально-культурный настрой [4]. Государство является непосредственно заинтересованным в поддержке устойчивых социальных отношений, воспитании грамотных новых и воспроизведению старых культурных традиций гуманности [3]. Именно поэтому в благотворительности оно должно видеть важнейший рычаг управления и решения социальных проблем, способствуя работе некоммерческих благотворительных организаций, создавая благоприятные экономические, политические, организационные и правовые условия для развития этих организаций.

Если обратиться к результатам независимых исследований последних десяти лет, проводимых среди профессиональных работников сферы социальной деятельности, можно отследить тенденцию развития этой сферы уже как профессиональной. Это связано, прежде всего, с психологическим аспектом этого вопроса. Большинство из тех, кто связывает свою жизнь с помощью другим, сотрудничает с волонтерскими организациями, создает благотворительные фонды, в прошлом либо пережил тяжелую кризисную потерю близкого либо выбрал данный путь после того, как попробовал себя в роли добровольца в учебном заведении. Чаще всего это происходит после того, как узнают о ней из выступления специалиста по данному вопросу или стороннего преподавателя. Именно поэтому становится ясно, что благотворительная деятельность в условиях современной России играет важную педагогическую роль [6]. Приводя ребенка в приют для животных, чтобы он некоторое время ухаживал за ними, мы максимально устраняем проблему живодерского отношения; собирая пожертвования для сиротских приютов, мы учим детей половой и гражданской ответственности перед жизнью других людей. Подобных примеров можно привести массы, вплоть до профилактики возникновения серийных преступлений, которые совершаются, по официальным данным МВД, людьми, воспитываемых ранее в неблагополучных семьях с пониженными моральными принципами и не имеющими высшего или даже среднего профессионального образования.

Известно, что благодаря благотворительным организациям решаются ряды социально-культурных и педагогических задач по разным направлениям:

- обеспечивается постоянная или разовая поддержка сферы культуры и искусства при поддержке театров, музеев, галерей, а так же отдельных деятелей искусства, кино и литературы, которые по средствам своей работы могут благотворно влиять на население;

- помощь прикладным и фундаментальным научным исследованиям;

- учреждение стипендий и грантов для активных студентов и преподавателей, помощь в приобретении учебного оборудования;

- поддержка средств коммуникации и массовой информации;

- помощь в определении и осуществлении воспитательных процессов молодого поколения как приоритетная задача, закладывающая основу для перспективного будущего в сфере социально-культурной деятельности будущего Российской Федерации.

Поддержка этих направлений в будущем позволит говорить о росте темпов развития в образовании, культуре, науке, социальной сфере будущей России. Но это возможно будет лишь при условии сохранении и развитии задач теми лицами, что будут решать вопросы внутренней и внешней политики страны в последующие годы. Эти люди воспитываются сейчас, растут и развиваются в условиях современной страны, которая разрабатывает этот курс сейчас.

Выводы. Исходя из сказанного выше, предполагаю, что возрождение благотворительной деятельности как целостной системы может позволить внутренней государственной политике в нынешних условиях решать множество социально-культурных и воспитательных задач, что, однозначно, может поспособствовать снижению уровня конфликтов в социальной сфере и напряженности. Это важно осознавать, если мы хотим обеспечить достижение гражданских свобод и мира, ориентируя население на социальную и культурную активность, грамотность и ответственность в рамках жизненного уклада общества.

Литература:

1. Дурасанова Т.П. Введение в специальность «социальная работа»: учебное пособие. Балашов, 2000. 106 с.

2. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10. С. 32-37.

3. Официальный портал «Милосердие.ру». Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/pervye-v-rejtinge-10-krupnejshih-blagotvoritelnyh-organizatsij-rossii/ (Дата обращения: 17.03.2018).

4. Каракьян К.В. Система благотворительных фондов и их роль в создании социально-культурного пространства Краснодарского края [Электронный ресурс] // Научная палитра. 2017. №4(18). Режим доступа: culture.esrae.ru/44-459 (Дата обращения: 17.03.2018).

5. Большая юридическая энциклопедия. Москва: Эксмо, 2005. 686 с.

6. Мартиросян К.М. Воспроизводство социально-культурной сферы и социально-культурная деятельность // Исторический опыт, современные направления и проблемы социально-культурной деятельности: материалы IV заочной региональной научно-практической конференции (19 марта-16 апреля). Краснодар, 2015.

Literature:

1. Durasanova T.P.Introduction to the specialty "Social work": atutorial. Balashov,

2000.

2. Godunsky Y. Where did charity start from in Russia? Science and Life. 2006. №10.

3. «Милосердие .ру»: an official portal. Access mode: https://www.miloserdieru/article/pervye-v-rejtinge-10-krupnejshih-blagotvoritelnyh-organizatsij-rossii/ (accessdate: 03/17/2018).

4. Karakyan K.V. The system of charitable foundations and their role in creating the socio-cultural space of the Krasnodar Territory // Scientific Palette. 2017. №4(18); Access mode: culture.esrae.ru/44-459 (Access date: 03/17/2018).

5. Big legal encyclopedia .M.:Eksmo, 2005.

6. Martirosyan K.M. Reproduction of the socio-cultural sphere and socio-cultural activities / IV virtual regional scientific-practical conference "Historical experience, modern trends and problems of socio-cultural activities". Krasnodar, March 19 - April 16, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.