Образование и наука. Том 20, № 10. 2018/The Education and Science Journal. Vol. 20, № 10. 2018
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 13:316.334.35 йО!: 10.17853/1994-5639-2018-10-139-155
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ МОЛОДЕЖИ
Н. В. Попова
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина,
Екатеринбург, Россия. Е-шай: МУ_Ророиа@таИ. ги
Е. В. Попова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия.
Е-таИ: [email protected]
Аннотация. Введение. Благотворительность - форма общественно значимой деятельности, которая позволяет решить отдельные острые социальные проблемы и проявить лучшие качества личности - милосердие, способность к сочувствию и готовность к оказанию помощи нуждающимся в поддержке согражданам. Занимаясь благотворительностью, человек обретает самоуважение и чувство собственной значимости и полезности. Вопросы изучения благотворительности и отношения к ней молодежи в современных условиях особенно актуальны, поскольку в связи с социальными трансформациями последних десятилетий произошла переоценка системы ценностей и обществом были утрачены многие моральные ориентиры. Участие в благотворительности может стать одним из действенных факторов формирования у молодых людей нравственных норм и гуманистических ценностных установок.
Цель представленного в статье исследования - определить воспитательный потенциал благотворительности посредством приобщения к ней работающей молодежи.
Методология и методики. Работа проводилась на базе аксиологического и социологического подходов. В ходе эмпирического исследования использовались обзор и обобщение содержания историко-философской и социологической литературы; метод социологического группового очного анкетирования; сравнительный анализ статистических данных.
Результаты и научная новизна. Обоснована необходимость нравственного воспитания работающей молодежи посредством ее привлечения к реализации благотворительных проектов и проведению филантропических акций. Освещены аспекты благотворительной деятельности как важной составля-
ющей молодежной политики одного из крупных социально-ориентированных предприятий Урала - Синарского трубного завода. Анкетный опрос молодых работников данного металлургического предприятия выявил факт их массового участия в различных благотворительных мероприятиях (о своей причастности к филантропической деятельности заявили 89,8% респондентов из общей выборки, составившей 180 человек). Опрошенные выразили заинтересованность в благотворительных проектах и готовность тратить свои личные время, силы и средства на оказание бескорыстной адресной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам (56,3%), пожилым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (52,5%), бездомным животным (50,0%), детям с онкологическими заболеваниями (49,3%). Сделан вывод о том, что участие в благотворительности формирует у молодых людей нравственные нормы и развивает такие альтруистические качества, как бескорыстность и отзывчивость, а также гражданское самосознание.
Практическая значимость. Материалы публикации можно использовать для подготовки, организации и проведения благотворительных акций с целью воспитания работающей молодежи, а также студентов учебных заведений разного уровня.
Ключевые слова.: молодежь, социальная политика, воспитание, нравственные нормы, благотворительность.
Благодарности. Авторы благодарят выпускающего редактора журнала «Образование и наука» В. А. Мамину, заместителя главного редактора Н. Н. Давыдову и рецензентов за внимательное прочтение статьи и сделанные замечания, которые помогли существенно улучшить ее содержание.
Для цитирования.: Попова Н. В., Попова Е. В. Благотворительность как фактор формирования нравственных норм молодежи / / Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 139-155. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-139-155
VOLUNTEERING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF MORAL STANDARDS AMONG YOUNG PEOPLE
N. V. Popova
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,
Ekaterinburg, Russia.
E-mail: [email protected]
E. V. Popova
Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Е-mail: [email protected]
Abstract. Introduction.. Volunteering is a socially significant activity, which contributes to solving separate acute social issues and showing the best qualities of an individual - compassion, ability to sympathise and readiness to provide assistance to people in need. Through volunteering, a person achieves self-esteem and a feeling of his or her relevance and usefulness. Under the present circumstances, aspects of the study of volunteering and youth attitudes to this concept are especially relevant. Over the last decades, social transformations have occurred, leading to a reassessment of the value system, and, consequently, society has lost its moral compass. Participation in volunteering can become one of the effective factors in the formation of ethical standards and humanistic value orientations among young people.
The aim of the research was to investigate the educational potential of volunteering through studying the attitudes of young people.
Methodology and research methods. The research was based on axiological and sociological approaches. In the course of the research, the following methods were used: review and synthesis of historical-philosophical and sociological literature, sociological group face-to-face surveys, and comparative analysis of statistical data.
Results and scientific novelty. The authors justified the necessity for moral education of working youth through the involvement of young people in realising charitable projects and organising philanthropic events. The authors highlighted the aspects of conducting charitable activities in one of the socially-oriented enterprises of the Urals - Sinarsky Pipe Plant. A questionnaire based survey conducted among young workers of that metal manufacturer revealed the fact of mass participation in various charitable activities (out of the sample seize of 180 young workers, 89% of respondents admitted their involvement in philanthropic activities). The respondents expressed interest in charitable projects and readiness to spend own time, energy and money for rendering disinterested targeted assistance to children with special needs and children with disabilities (56.3%), to elderly people living in difficult life situations (52.5%), to stray animals (50.0%), to children suffering from cancer (49.3%). It was concluded that charity work forms ethical standards at young people, and develops altruistic qualities such as disinterestedness and responsiveness, as well as civil consciousness.
Practical significance. The research outcomes can be used when preparing, organising and holding charitable work with the aim of bringing up morally and ethically educated young workers, as well as students of educational institutions of different levels.
Keywords: youth, social policy, education, moral standards, volunteering.
Acknowledgements. The authors express their sincere gratitude to Editorial Board of the Education and Science Journal, in particular, Managing Editor, V. A. Mamina, and Deputy Chief Editor, N. N. Davydova. Also the authors would like to thank the reviewers for their valuable comments that made it possible to significantly improve the text of the present publication.
For citation: Popova N. V., Popova E. V. Volunteering as a factor in the formation of moral standards among young people. The Education and Science Journal. 2018; 10 (20): 139-155. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-139-155
Введение
Проблема развития нравственных норм и качеств молодежи особенно актуальна в современной России, когда прошло почти четверть века с момента начала серьезных социальных трансформаций, в ходе которых была забыта необходимость воспитательной работы с детьми и подростками. Целое поколение выросло в условиях переоценки ценностей, часто беря за образец западные идеалы и нормы поведения. Тяжелые условия жизни в 90-е годы прошлого столетия, ощущение своей ненужности обществу привели к тому, что молодые люди на первое место среди ценностей стали выдвигать материальные блага, что явилось одним из показателей общего ценностно-нормативного кризиса, при котором молодежью отвергаются или подвергаются сомнению культурные, духовно-нравственные ориентиры родителей. Об этом кризисе свидетельствуют работы отечественных ученых, основанные на социологических опросах.
Например, согласно данным общероссийского мониторинга «Российский студент: социальный облик», проведенного Институтом фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета в 2006-2011 гг., в иерархии ценностей молодежи на первом месте оказалось желание быть материально обеспеченным (77,9% от числа опрошенных), далее по нисходящей - «быть здоровым» (70,7%), «иметь хорошую семью» (70,4%), «иметь хорошую работу» (65,9%), в то время как альтруистические ценности, судя по ответам молодых людей, имели для них небольшое значение (так, пункт анкеты «заботиться сначала о других, а потом о себе» отметили всего 7,3%) Ч При самооценке респонденты самокритично выделили такие черты, как агрессивность (67,1%), лень (56,4%), цинизм (45,3%). Охарактеризовали себя как инициативных 34,5%, способных работать в команде - 19,1%, умеющих хранить верность товарищам - 18,2%. Интересно, что представителям старшего поколения опрошенные приписывали такие духовно-нравственные качества,
1 Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: монография / под общ. ред. В. А. Лукова. Москва: Московский гуманитарный университет, 2013. С. 346. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/ monographs/State-Youth-Policy.pdf (дата обращения: 13.04.2017)
которых, как она считает, недостает им самим, а именно: трудолюбие -58,3% участников опроса, патриотизм - 54,1%, духовность - 41,9%1.
Поскольку общество утратило свою ключевую интегральную идею, молодежь, как наиболее динамичная составляющая социума, начала ее активный поиск. Для молодых людей в целом свойственно постоянное осмысление и формирование ценностно-нормативных установок, именно поэтому можно и нужно продолжать воспитательную работу, корректируя вектор поиска в направлении, обеспечивающем социальное благополучие.
Отношение общества к детям и старикам во все времена было индикатором уровня его цивилизованности, культуры и нравственности. Причем речь идет не только и не столько о близких, родных людях, а абсолютно обо всех нуждающихся в помощи, в том числе и в первую очередь о чужих и незнакомых людях, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Мы солидарны с А. Г. Асмоловым в том, что «общество, осознанно или неосознанно отвергающее особых детей и особых людей, само обречено рано или поздно превратиться в отверженное общество» [1, с. 3].
Оказание бескорыстной помощи тому, кому она остро необходима, включает такое понятие, как благотворительность, главной отличительной чертой которой является добровольность в выборе средств, времени, места и формы оказания помощи нуждающимся. Об этом прямо говорится в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», где под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки2.
Говоря о воспитательной роли благотворительности, следует отметить, что данное явление, широко распространенное в дореволюционной России, исчезло в советский период, поскольку, во-первых, исчезла частная собственность, которая выступает основным источником благотворительности, а во-вторых, такие негативные социальные реалии, как беспризорность детей, нищета, голод, болезни, позорили советское государство и подлежали искоренению (какими методами и способами, оставляем за скобками).
Возрождение благотворительности и участие в ней наших соотечественников стало возможно только в начале XXI века, когда общество обрело
1 Там же. С. 352.
2 О благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135.
некую стабильность и произошло укрепление материальной состоятельности большинства граждан. Тем не менее воспитательное значение благотворительной деятельности для нравственного становления и развития молодежи недооценено до сих пор. Мы убеждены, что личное участие в благотворительных акциях и наглядность их результатов способны скорректировать имеющуюся систему идеалов и норм поведения молодых людей, в том числе и прежде всего по отношению к беспомощным, больным и немощным.
Воспитательная работа с новым поколением может и должна проводиться в различных социальных институтах и объединениях (в семье, учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования и др.). С нашей точки зрения, большой вклад в воспитание молодежи могут внести трудовые коллективы, где «при успешной социализации и адаптации молодой человек присваивает нормы и ценности, принятые в организации, куда он трудоустроился» [2, с. 116]. Многие крупные предприятия проводят социально ответственную политику и реализуют социальные программы, направленные на обеспечение благополучия не только своих работников и членов их семей (хотя, конечно, их в первую очередь), но и населения близлежащих территорий, организуя среди прочего благотворительные мероприятия и акции.
Обзор литературы
Раскрывая тему, заявленную в заголовке статьи, обратимся к истории вопроса и ретроспективе изучения нравственных норм.
Проблема нормы вообще и нравственных норм в частности возникла в глубокой древности, когда мыслители разных народов независимо друг от друга размышляли по поводу морали и создавали собственные учения. В классической философской мысли, начиная с Античности и до Нового времени включительно, наиболее распространенными были исследования норм на стыке теории государства и права с теорией нравственности (Аристотель, Т. Гоббс, И. Кант, М. Монтень, Платон, Б. Спиноза, Д. Юм и др.).
Аксиологическое изучение норм и за рубежом, и в России долго осуществлялось в рамках философских школ идеалистического и религиозного направлений. В связи с бурными социально-экономическими изменениями на рубеже XIX-XX вв. внимание к проблемам нормативности стало проявляться особенно сильно. Анализом ценностей, в которые воплощаются социальные нормы, занимались в данный период Р.-Г. Лотце, Э. Гуссерль, Г. Рик-керт, Ф. Ницше, В. Виндельбанд и др. Видных отечественных философов Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, С. Л. Франка в это время занимали вопросы, касающиеся прежде всего природы нормы.
Образование и наука. Том 20, № 10. 2018/The Education and Science Journal Vol. 20, № 10. 2018 144
Начиная с 60-х гг. XX века в философской литературе появляется новая волна работ, исследующих нормы. Л. М. Архангельский, Л. П. Бу-ева, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, И. Я. Лойфман, А. И. Титаренко,
B. П. Тугаринов и другие теоретики в области этики пытаются выявить генезис моральных норм. Рядом теоретиков, среди которых Ю. И. Мирош-ников, В. И. Плотников и др., предпринимается аксиологический анализ норм, а такие философы, как М. И. Бобнева, В. С. Нерсесянц, Е. М. Пеньков, В. А. Подкорытов, Б. А. Урванцев и др., активно разрабатывают проблему регулятивной функции социальных норм. Онтологическая и гносеологическая специфика нормы подробно разобрана нами в одной из предыдущих публикаций [3].
Молодежная проблематика, связанная с социальными нормами, изучалась зарубежными психологами (Ш. Бюлер, Э. Шпрангер), социологами (К. Беднарик, К. Кенистон, А. Коэн, К. Мангейм, М. Мид, Е. Сатерленд, Т. Парсонс, А. Холлингхед) и философами (А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Г. Шельский, К. Ясперс и др.). Среди отечественных ученых в этом же направлении трудились Ю. Р. Вишневский, Ю. Г. Волков, С. З. Гончаров, И. А. Громов, В. И. Добреньков, О. А. Еремина, Э. Ф. Зеер, Ю. А. Зубок,
C. Ю. Иваненков, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, Ф. Д. Кадария,
A. В. Кирнос, А. И. Ковалева, Л. Н. Коган, А. В. Кочетков, В. Т. Лисовский,
B. А. Луков, С. В. Луков, И. П. Савченко, В. В. Семенова, Е. Г. Слуцкий, Н. Л. Смакотина, В. И. Чупров, В. Т. Шапко, В. А. Шаповалов, А. В. Шаронов, Ф. Э. Шереги и др.
Общие вопросы кадровой и молодежной политики на предприятиях отражены в публикациях В. П. Бабинцева, Т. Ю. Базарова, П. Н. Беспа-ленко, В. Р. Веснина, С. И. Григорьева, В. А. Дятлова, Л. М. Калашниковой, А. Я. Кибанова, А. И. Ковалевой, К. Г. Кречетникова, В. К. Кривору-ченко, Г. В. Куприяновой, В. П. Кутеевой, Ю. С. Леонова, Д. Ю. Нархова,
C. А. Нифонтова, С. В. Сатиевой, Л. А. Семеновой, В. В. Травина, Е. П. Чамка-евой и др. Проблемам личностно-развивающих основ молодежной политики на промышленном предприятии посвящено диссертационное исследование одного из авторов данной статьи1.
Международный опыт реализации молодежной политики свидетельствует о том, что «все страны признают необходимость и важность рабо-
1 Попова Н. В. Личностно-развивающие основы молодежной политики на современном промышленном предприятии: дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2012. 195 с.
ты с молодежью» [4] и нравственного воспитания. Мы разделяем мнение Л. И. Кемаловой и Е. В. Анисимовой о том, что «отношение к благотворительности и ее различным видам (корпоративная, частная, меценатство, спонсорство и др.) было всегда неоднозначным: от ее критики ... до ее возвеличивания и восхваления» [5]. Сегодня идет возрождение благотворительности в России и постсоветском пространстве, которая находит отклик в молодежной среде, несмотря на то, что существует ряд проблем: «низкий уровень развития благотворительности, неосознание важности благотворительности на государственном и частном уровне, слабый контроль использования благотворительных ресурсов» [6].
Отметим ряд работ, посвященных анализу благотворительности среди молодежи, оказавших наибольшее влияние на наше изыскание: это исследования, посвященные развитию благотворительности в среде мусульманской молодежи [7], функционированию и развитию современных форм благотворительности в молодежной среде [8], роли благотворительной деятельности в социализации современной российской молодежи [9], благотворительности как аксиологическому ресурсу воспитания молодежи [10], воспроизводству волонтерской активности молодежи и национальным особенностям ее коммуникативного поведения в условиях неопределенности и риска [11, 12], нравственному воспитанию в образовательном процессе [13], а также методологии и методике изучения интеграции деятельности вузов и работодателей [14].
Базовым для проведенного нами исследования было крупное металлургическое предприятие Свердловской области ПАО «Синарский трубный завод» (далее - СинТЗ). Достижения производственного коллектива, результаты его работы, социальная, кадровая, молодежная политика и история СинТЗ отражены во многих статьях и отдельных изданиях. Одной из первых стала книга А. М. Бобровского «Синарский трубный: страницы истории», которая включает в себя не только последовательный ряд фактов заводской биографии, но и работу с молодежью1. Острые публицистические заметки о стиле руководства заводом дают ретроспективный взгляд на события, происходившие на нем в период с 1951 по 1995 г. [15]. В книге В. Калистратова [16] и сборнике «На пути к спортивным вершинам» освещаются вехи физкультурно-спортивного движения на СинТЗ2.
1 Синарский трубный. Страницы истории / сост. А. М. Бобровский. Екатеринбург: Диамант, 1994. 168 с.
2 На пути к спортивным вершинам. Екатеринбург: Издательство А. В. Пид-жакова, 2014. 160 с.
Отдельно рассмотрена проблема здоровья и здорового образа жизни как ценностей коллектива и молодых работников [17, с. 8-10] и раскрыт практический опыт предприятия в части пропаганды здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками [17]. Различные аспекты жизнедеятельности молодежи, работавшей на СинТЗ в период с 1934 по 2004 г., проанализированы А. И. Грамолиным и Э. А. Коридоровым [18], эстафету продолжил Н. М. Паэгле, охватив период с 2004 по 2014 г. - [19], и др. На наш взгляд, история Синарского завода, отраженная в указанных источниках, свидетельствует о формировании традиций субъект-субъектного отношения руководства предприятия к молодежи, в том числе и при решении вопросов ее нравственного воспитания.
Материалы и методы
Как было отмечено выше, сегодня большинство современных крупных предприятий, в том числе на Урале, ведут социально ответственный бизнес. Не является исключением и СинТЗ, входящий в Трубную металлургическую компанию (далее - ТМК).
Так, в 2016 г. представителями завода были проведены благотворительные акции для подшефных детских социальных учреждений. Инициатором и организатором большинства мероприятий по традиции выступил заводской Совет молодежи им. А. И. Брижана. На базе Синарского детского дома (г. Каменск-Уральский) в третий раз прошел спортивный детско-юношеский фестиваль «Кубок надежды» среди воспитанников детских домов, школ-интернатов и массовых школ Свердловской области. Для 70 воспитанников Дома малютки, реабилитационного центра «Лада» и Синарского детского дома было организовано посещение контактного зоопарка «Каменский дворик». Кроме того, силами молодежи СинТЗ в Доме малютки был устроен субботник. Для реабилитационного центра «Лада» был закуплен спортивный инвентарь для игр на свежем воздухе: теннисные ракетки, наборы для игр в бадминтон, волейбольные и баскетбольные мячи1.
Работники СинТЗ и неравнодушные жители Каменска-Уральского вместе со своими семьями с удовольствием откликнулись на призыв участвовать в первом благотворительном забеге «Бежим с добром», организованном Благотворительным фондом «Синара», ТМК и СКБ-банком. Мероприятие
1 СинТЗ провел благотворительные акции... [Электрон. ресурс]. Режим доступа: sintz.tmk-group.ru>Пресс-релизы>show/1773 (дата обращения: 31.08.2016).
проходило 16 июля 2016 г. в честь празднования Дня металлургов и 315-летия Каменска-Уральского, а также в рамках поддержки корпоративного проекта «Повседневная благотворительность», направленного на оказание помощи детям с онкологическими заболеваниями головного мозга.
Благотворительность - одно из приоритетных направлений молодежной политики на СинТЗ1. Социальные аспекты деятельности предприятия носят комплексный характер и направлены на создание максимально благоприятных условий для эффективной трудовой деятельности пер-сонала2. Создавая достойные условия для работы сотрудников, ТМК ожидает от них проявления следующих деловых и нравственных качеств: инициативности; ответственности за выполнение работы; ориентации на достижение бизнес-целей; профессиональной честности; взаимопомощи; способности работать в команде; сознательной трудовой дисциплины; лояльности; добросовестности; делового оптимизма и жизнелюбия; повышения профессионального уровня и продуктивного использования полученных знаний3.
Наличие вышеуказанных качеств характерно для коллектива синар-ских трубников, в том числе молодежи. Это подтверждают наши социологические исследования жизненных ценностей молодых работников (2005 г.) [20, с. 301-302], моральной нормативности различных категорий рабочих [21, с. 151-152], корпоративной культуры (2007 г.) [22, с. 149152], личностно-развивающих основ молодежной политики на предприятии [23.] и др. Несомненно, данные качества работников предприятий воспитываются в процессе формирования корпоративной культуры предприятий: в трудовой, спортивной, культурно-массовой и общественной деятельности. Особое значение, на наш взгляд, имеют различные виды соревнований, социально-психологическими предпосылками эффективности которых являются «единые общественно значимые цели и ценности»4, что, в свою очередь, влияет на развитие личностных и профессиональных качеств работников завода.
1 Положение молодежи Свердловской области в 2014 году: научные основы доклада правительству Свердловской области: монография / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2016. 350 с.
2 Синарский трубный завод [Электрон. ресурс]. Режим доступа: sintz.tmk-group.ru (дата обращения: 31.08.2016).
3 Корпоративный портал Трубной металлургической компании [Электрон. ресурс]. Режим доступа: tmk-group.ru (дата обращения: 31.08.2016).
4 Труд и образование на пути к креативному обществу: коллективная монография / под ред. С. З. Гончарова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. С. 129.
Политика социальной ответственности, которую ведет ТМК, подразумевает активное осуществление благотворительной деятельности. Благотворительность и спонсорство ТМК направлены на формирование здорового психологического климата внутри компании и благоприятной внешней социальной среды, шире - создание условий для устойчивого развития регионов, в которых находятся входящие в корпорацию предприятия.
Благотворительные проекты ТМК в Уральском регионе реализуются через профессионального оператора - корпоративный благотворительный фонд «Синара». Проекты фонда направлены на поддержку социальных инициатив некоммерческих и общественных организаций в области здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальной защиты населения1.
Реализуя те или иные благотворительные проекты, руководство предприятия стремиться определить отношение к ним работников, в том числе молодежи. С целью изучения мнений молодых сотрудников предприятия о дальнейшем развитии проекта «Повседневная благотворительность» методом социологического группового очного анкетирования в 2016 г. было опрошено 180 человек - рабочих, служащих, специалистов и руководителей в возрасте от 18 до 30 лет.
В ходе эмпирического исследования, кроме анкетирования, использовались следующие методы: обзор и обобщение содержания историко-философской и социологической литературы, сравнительный анализ статистических данных.
Результаты исследования
Результаты анкетного опроса показали, что в благотворительных акциях принимали участие 89,8% молодых работников СинТЗ; никогда не были их участниками 10,6% наших респондентов.
Молодые люди выделили несколько основных категорий нуждающихся, которым они готовы помогать:
• детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам - 56,3%;
• пожилым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, -52,5%;
• бездомным животным - 50,0%;
• детям с онкологией - 49,3%.
1 Благотворительность [Электрон. ресурс]. Режим доступа: tmk-group.ru>tmk charity (дата обращения: 31.08.2016).
Отвечая на вопросы о степени своей информированности о реализации проекта «Повседневная благотворительность», 13,4% респондентов отметили, что не только знают о нем, но даже перечисляли средства на лечение детей от онкологии. Слышали о проекте, однако не принимали в нем участие, потому что не знают, как это сделать, 29,9% опрошенных; ничего не знают о проекте 23,6%; не дали ответа 33,1%.
Выяснилось, что для молодежи наиболее предпочтительны такие формы оказания материальной помощи, как
• оставлять наличные средства в контейнерах для сбора пожертвований - 59,2%;
• перечислять средства через банкомат или интернет-банк - 15,8%;
• пользоваться «Картой добра» - 11,9%;
• не брать сдачу в кассе банка - 10,6%.
Обнаружилось также, что молодые работники СинТЗ (58,0%) более склонны оказывать помощь жителям города Каменска-Уральского и жителям Свердловской области, чем нуждающимся в помощи, проживающим в других регионах. Большинству респондентов (68,8%) «интересно принимать участие в какой-то новой благотворительной акции».
Всего 1,6% опрошенных «готовы и сами предложить новые акции и новые способы помощи нуждающимся», но при этом не указали, какие именно.
Выражая свои пожелания, респонденты отметили, что хотели бы
• иметь возможность лично передать свое пожертвование конкретному лицу, которому нужна помощь - 37,6%;
• получить за добровольное пожертвование
- благодарственное письмо от руководителя - 8,9%;
- открытку или календарик - 25,5%;
- значок - 3,2%;
- признательность в виде улыбки - 3,2%;
- информацию о том, кому пошли средства, - 1,3%.
21,7% респондентов заявили, что в знак благодарности за пожертвование им «ничего не нужно».
Обсуждение и заключения
Благотворительность - одно из важных направлений деятельности социально ориентированного предприятия и часть его молодежной политики. Опыт работы с молодежью в этом направлении, накопленный на Синарском трубном заводе, в частности во время организации и проведения различных молодежных благотворительных акций и мероприятий,
Образование и наука. Том 20, № 10. 2018/The Education and Science Journal Vol. 20, № 10. 2018 150
претворения в жизнь инициатив заводского Совета молодежи, реализации проекта «Повседневная благотворительность», показывает положительный воспитательный эффект подобного рода деятельности.
На основе результатов опроса молодых работников СинТЗ об их отношении к повседневной благотворительности можно сделать вывод о том, что большинство из них готово оказывать адресную помощь нуждающимся, особенно детям с ограниченными возможностями здоровья и пожилым людям. Данный факт свидетельствует о формирующемся альтруизме в молодежной среде и о развитии у молодых людей таких нравственных норм и качеств, как бескорыстность, отзывчивость, желание поддержать ближнего, попавшего в сложную ситуацию, и готовность потратить на это свое личное время, силы и средства.
Интерес для дальнейшего исследования представляет изучение отношения учащейся молодежи (СПО и ВО) к благотворительности и сравнение показателей формирования нравственных норм, качеств и гражданской позиции в разных социальных молодежных группах.
Список использованных источников
1. Асмолов А. Тест на человечность: особые дети в обществе // Образовательная политика. 2015. № 3 (69). С. 2-5.
2. Попова Н. В., Попова Е. В. Формирование субъектности и норм в процессе адаптации молодых работников на предприятии // Образование и наука. 2016. № 6 (135). С. 110-125.
3. Попова Е. В. Онтологическая и гносеологическая специфика нормы: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2008. 122 с.
4. Kapsamit M. A., Nurbekova Z. Zh. International experience in the implementation of youth policy // KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series / Казак университет^ Алматы. 2015. № 1 (52). P. 240-246.
5. Кемалова Л. И., Анисимова Е. В. Отношение современной молодежи к благотворительности // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2016. № 2 (7). С. 39-41.
6. Гениберг Т. В. Благотворительность в России в конце ХХ - начале XXI века: характерные черты, сложности, пути развития // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016. № 3 (42). С. 181-190.
7. Шамаев А. М. Вопросы развития благотворительности в среде мусульманской молодежи Северного Кавказа // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С.185-187.
8. Мирошниченко Л. А. Функционирование и развитие современных форм благотворительности в молодежной среде города Краснодара // Научная палитра. 2015. № 4 (10). С. 23.
9. Иваницкая М. С. Социологическое исследование «Роль благотворительной деятельности в социализации современной российской молодежи (на примере Алтайского края)» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 (32). С. 38.
10. Кононова Т. Б., Долакова М. И. «Сострадание - основа всей морали»: благотворительность как аксиологический ресурс воспитания молодежи // Университетский научный журнал. 2016. № 18. С. 43-50.
11. Брагина З. В., Максименко А. А., Тимонин А. Ю. Отношение к благотворительности молодежи Костромской области // Научный результат. Социология и управление. 2017. Т. 3. № 3 (13). С. 23-36.
12. Стернин И. А., Камбаралиева У. Д. Особенности коммуникативного поведения русских и кыргызов // Вестник Кыргызско-Российского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 17. № 9. С. 156-160.
13. Бугазов А. Х. Образовательный процесс и нравственное воспитание учащихся / / Вестник Кыргызско-Российского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 17. № 9. С. 182-186.
14. Abdikerova G. O. Metodology and methods of research integration of universities with employers // KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series / Almaty. 2015. № 1 (52). P. 186-192.
15. Славин В. Б. Записки заводского инженера. Екатеринбург: У-Фак-тория, 2002. 272 с.
16. Калистратов В. Спорт - это целая жизнь. Екатеринбург: Баско. 2004. 256 с.
17. Буйносова Н. И., Попова Н. В. Здоровый образ жизни как элемент корпоративной культуры современного промышленного предприятия. Опыт. Проблемы. Пути решения. Каменск-Уральский: ОАО «СинТЗ», 2007. 76 с.
18. Грамолин А. И., Коридоров Э. А. Синара: Судьба и слава, 19342004. Екатеринбург: Автограф, 2014. 256 с.
19. Паэгле Н. М. Синара: Поединок с новым веком, 2004-2014. Екатеринбург: Автограф, 2014. 256 с.
20. Попова Н. В. Исследование жизненных ценностей молодых работников современного промышленного предприятия как необходимая предпосылка реализации молодежной политики // Воспитание духовности: ценностные основы высшего профессионального образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 28-29 ноября 2005 г., Екатеринбург. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006. С. 298-302.
21. Попова Н. В. Сравнительный анализ моральной нормативности различных категорий рабочих на современном промышленном предприятии // Машины. Люди. Ценности: материалы Международной междисциплинарной научной конференции, посвященной 85-летию С. М. Шалютина, 20-21 апреля 2006 г., Курган. Курган: Курганский государственный университет, 2006. С. 151-152.
22. Попова Н. В. Корпоративная культура промышленного предприятия, ее влияние на развитие продуктивно-творческого потенциала молодых
работников // Конструкты и пространства культуры XXI века: сборник научных статей: в 3 ч. Ч. II. Морфология культуры / науч. ред. М. В. Малошик. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2007. С. 148-154.
23. Попова Н. В. Личностно-развивающие основы молодежной политики на современном промышленном предприятии. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2008. 400 с.
References
1. Asmolov A. Test for humanity: special children in the society. Obrazova-tel'nayapolitika = Educational Policy. 2015; 3 (69): 2-5. (In Russ.)
2. Popova N. V., Popova E. V. The formation of subjectivity and standards in the process of adaptation of young employees at the enterprise. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2016; 6 (135): 110-125. (In Russ.)
3. Popova E. V. Ontologicheskaja i gnoseologicheskaja specifika normy = Ontological and epistemological specificities of norms. Ekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University; 2008. 122 p. (In Russ.)
4. Kapsamit M. A., Nurbekova Z. Zh. International experience in the implementation of youth policy. Al-Farabi KazNU Bulletin. Psychology and Sociology Series. 2015; 1 (52): 240-246. (In Russ.)
5. Kemalova L. I., Anisimova E. V. Attitude of modern youth to charity. Ak-tual'nye problemy social'no-gumanitarnogo i nauchno-tehnicheskogo znanija = Actual Problems of Social-Humanitarian and Scientific-Technical Knowledge. 2016; 2 (7): 39-41. (In Russ.)
6. Geniberg T. V. Charity in Russia in the late XX - early XXI century: Characteristics, difficulties, ways of development. Vestnik Tihookeanskogo gosu-darstvennogo universiteta = Bulletin of Pacific National University. 2016; 3 (42): 181-190. (In Russ.)
7. Shamaev A. M. Issues of development of charity among the Muslim youth of the North Caucasus. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija = Theory and Practice of Social Development. 2015; 11: 185-187. (In Russ.)
8. Miroshnichenko L. A. Functioning and development of modern forms of philanthropy in the youth environment of Krasnodar city. Nauchnaja palitra = Scientific Palette. 2015; 4 (10): 23. (In Russ.)
9. Ivanitskaya M. S. Sociological research "The role of charitable activities in the socialisation of modern Russian youth (on the example of the Altai territory)". Gumanitarnye nauchnye issledovanija = Humanities Research.. 2014; 4 (32): 38. (In Russ.)
10. Kononova T. I., Dolakova M. I. "The basis of all morality": Charity as an educational resource for young people. Universitetskij nauchnyj zhurnal = University Scientific Journal. 2016; 18: 43-50. (In Russ.)
11. Bragina Z. V., Maksimenko A., Timonin A. Attitude to charity of youth of the Kostroma region. Nauchnyj rezul'tat. Sociologija i upravlenie = Scientific Result. Sociology and Management. 2017; 3 (13): 23-36. (In Russ.)
12. Sternin I. A., Ambaraluwa W. D. Peculiarities of the communicative behavior of Russians and Kyrgyz people. Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo universiteta.
Serija Gumanitarnye nauki = Bulletin of Kyrgyz-Russian University. Series of Humanitarian Sciences. 2017; 17, 9: 156-160. (In Russ.)
13. Bogatov A. H. Education and moral education of students. Vestnik Kyr-gyzsko-Rossijskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki = Bulletin of Kyrgyz-Russian University. Series of Humanitarian Sciences. 2017; 17, 9: 182-186. (In Russ.)
14. Abdikerova, G. O. Metodology and methods of research integration of universities with employees. Al-Farabi KazNU Bulletin. Psychology and Sociology Series. 2015; 1 (52): 186-192. (In Russ.)
15. Slavin V. B. Zapiski zavodskogo inzhenera = Notes of a factory engineer. Ekaterinburg: Publishing House U-Faktorija; 2002. 272 p. (In Russ.)
16. Kalistratov V. Sport - jeto celaja zhizn' = Sport is a whole life. Ekaterinburg: Publishing House Basko; 2004. 256 p. (In Russ.)
17. Buinosova N. I., Popova N. V. Zdorovyj obraz zhizni kak jelement korpo-rativnoj kul'tury sovremennogo promyshlennogo predprijatija. Opyt. Problemy. Puti reshenija = A healthy lifestyle as the part of corporate culture of modern industrial enterprise. Experience. Problems. Solutions. Kamensk-Uralsky: Publishing House OAO "SinTZ"; 2007. 76 р. (In Russ.)
18. Gramolini A. I., Koridorov E. A. Sinara: Sud'ba i slava, 1934-2004 = Si-nara: Fate and glory, 1934-2004. Ekaterinburg: Publishing House Avtograf; 2014. 256 p. (In Russ.)
19. Paegle N. M. Sinara: Poedinok s novym vekom, 2004-2014 = Sinara: Duel with the new century, 2004-2014. Ekaterinburg: Publishing House Avtograf; 2014. 256 p. (In Russ.)
20. Popova N. V. A study of life values of young workers of modern industrial enterprise as a necessary precondition of youth policy implementation. In: Vos-pitanie duhovnosti: cennostnye osnovy vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (28-29 noyabrya 2005 g., Ekaterinburg = Parenting spirituality: Value Foundations of Higher Professional Education. Materials of the Interregional Scientific-Practical Conference; 2005 Nov 28-29; Ekaterinburg. Ekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University; 2006. p. 298-302. (In Russ.)
21. Popova N. V. The comparative analysis of moral normativity of various categories of workers in the modern industrial enterprise. In: Mashiny. Lyudi. Cennosti: materialy Mezhdunarodnoj mezhdisciplinarnoj nauchnoj konferencii, pos-vyashchyonnoj 85-letiyu S. M. Shalyutina (20-21 aprelya 2006 g., Kurgan) = Cars. People. Values. Proceedings of the International Interdisciplinary Scientific Conference Dedicated to 85th Anniversary of S. M. Salutin; 2006 Apr 20-21; Kurgan. Kurgan: Kurgan State University; 2006. p. 151-152. (In Russ.)
22. Popova N. V. The corporate culture of the industrial enterprise, its influence on the development of the productive and creative potential of young workers. In: Konstrukty i prostranstva kul'tury XXI veka: sbornik nauchnyh statej: v 3 ch. Ch. II. Morfologija kul'tury = Constructs and Cultural Space of the 21st Century. International Collection of Scientific Articles. In 3 parts. Part II. The Morphology
of the Culture. Ed. by M. V. Maloshik. Ulan-Ude: Publishing House VSGAKI; 2007. p. 148-154. (In Russ.)
23. Popova N. B. Lichnostno-razvivajushhie osnovy molodezhnoj politiki na sovremennom promyshlennom predprijatii = Personality-developing foundations of youth policy in the modern industrial enterprise. Ekaterinburg: Ural State University; 2008. 400 p. (In Russ.)
Информация об авторах:
Попова Наталья Викторовна - кандидат философских наук, доцент кафедры организации работы с молодежью Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. Е-mail: [email protected]
Попова Елена Валентиновна - кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии, культурологии и искусствоведения Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия. Е-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.02.2018; принята в печать 12.09.2018.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors:
Natalia V. Popova - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Work Organisation with Youth, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia. Е-mail: [email protected]
Elena V. Popova - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Philosophy, Culturology and Art History, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Е-mail: [email protected]
Received: 21.02.2018; accepted for publication: 12.09.2018.
The authors have read and approved the final manuscript.