БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Е.А. Мартынова Научный руководитель - О.А. Леонтьева
Современный этап благотворительности в России насчитывает чуть более 10 лет, логично ожидать, что она, особенно как экономический феномен, пока не рассматривается в науке. Однако к настоящему моменту начала формироваться правовая база и собрана первая статистика по данному вопросу, и ввиду невнимания ученых-экономистов к этому явлению настоящее исследование приобретает актуальность.
Введение
С экономической точки зрения благотворительность - это своеобразный механизм перераспределения финансовых ресурсов между собственником ресурсов и их потребителем. В отличие от бюджетно-налогового, данный механизм является инструментом прямого и адресного перераспределения финансовых средств, так как не подразумевает участия государства в качестве посредника в этом процессе, и потому при определенных условиях является более эффективным, поскольку изначально сопряжен с меньшими издержками его реализации.
В настоящее время экономические аспекты благотворительности являются наименее проработанными вопросами для российской науки, что обуславливает актуальность настоящего исследования. Существует ряд причин, связанных с отсутствием данных исследований:
1. благотворительность - это молодой ресурс;
2. государство не рассматривает благотворительность как ресурс, которым можно и нужно управлять;
3. нехватка статистических данных;
4. отсутствие финансовой поддержки научно-технических исследований данной тематики со стороны разных экономических агентов.
Основная часть
Теперь остановимся на проблемах, изложенных выше, более подробно.
1. Современный этап благотворительности очень молод - чуть больше 10 лет, поэтому состояние экономических исследований отражает нынешнее состояние российской филантропии.
2. Важным фактором, сдерживающим развитие экономических исследований в области благотворительности, является то, что государство не видит необходимости в них. Дело в том, что государство воспринимает благотворительный ресурс как «бесплатный». Следовательно, потребность в изучении «бесплатного» ресурса ниже, чем ресурса «платного». Кроме того, государство не отдает себе отчет в том, что благотворительность является финансовым ресурсом, которым можно и нужно управлять. Еще одной причиной, по которой государство не уделяет внимания данной проблеме, является то, что общий объем благотворительности в стране пока не достиг крупных масштабов, и благотворительный ресурс пока не может внести ощутимый вклад в развитие тех или иных отраслей социальной сферы.
3. Очень серьезным препятствием для развития благотворительности является недостаточное количество информации и статистической базы исследований. Проблема заключается не только в общем низком уровне развития отечественной статистики. Сложность точной оценки объемов средств, направляемых в России на благотворительность, связана с наличием следующих причин:
• лишь у некоторых, самых крупных российских компаний существует обособленное бюджетирование благотворительных расходов;
• значительная часть средств на благотворительность выделяется в таких формах (труд добровольцев, списанная продукция и пр.), отчетность по которым в компании ведется не на должном уровне, и даже при ее наличии информация по таким формам благотворительности особо не афишируется;
• по ряду веских причин (повышенное внимание со стороны налоговых органов, усиление наплыва просителей, прочие) компании не заинтересованы в публичном раскрытии информации о своих благотворительных расходах.
Таким образом, получение достоверной информации об объеме благотворительных пожертвований, их структуре по источникам формирования и направлениям использования в настоящее время не представляется возможным.
4. Развитие экономических исследований в области сдерживается также отсутствием финансовой базы исследований. В развитых экономических странах источники финансирования таких исследований весьма разнообразны - это и средства самих доноров, и государственные ресурсы, и средства крупного бизнеса. В силу ряда обстоятельств российское сообщество исследователей в области благотворительности включает сегодня в основном историков, политологов, социологов, философов и юристов. В результате формируются подходы к благотворительности как феномену историческому, социальному, нравственному. Отсутствие в этом сообществе экономистов приводит к тому, что экономическая природа феномена благотворительности остается малоизученной [1].
Современное состояние экономических исследований по данной проблематике полностью соответствует неразвитости самой благотворительности как экономического явления. И одним из серьезных препятствий для развития данного явления является отсутствие проработанной, согласованной правовой базы.
Конституция РФ провозглашает, что в Российской Федерации «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Видно, что позиция государства в вопросе развития благотворительности четко выражена в приведенной выше цитате из Основного закона страны словом «поощряются». Это порождает обязанность государства обеспечивать становление благотворительности, принимать организационно-правовые и финансовые меры, направленные на стимулирование граждан участвовать в их создании и функционировании.
Приведенная норма Конституции в 1995 г. получила развитие в ряде Федеральных законов, прежде всего в законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно его положениям органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку, в том числе в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов и иных платежей.
Но в августе 2004 г. данная норма была из текста закона исключена. Это не означает наложения запрета на предоставление налоговых льгот, но в то же время может быть воспринято как свидетельство вполне определенной позиции государства по отношению к благотворительности. Социальная значимость благотворительной деятельности «выпала» из основополагающих документов.
Осуществляемые в России законодательные инициативы за прошедшие пятнадцать лет сводятся к постепенному сужению круга благополучателей, поддержка которых считается основанием для предоставления жертвователю налоговых льгот. По законодательству 1990 г. к таковым относились практически любые организации, работающие в сфере культуры, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. С 1994 г. получать от частных граждан поддержку, которую государство
признает благотворительностью (т.е. предоставляет соответствующие вычеты), могут только организации, которые хотя бы частично финансируются из государственного или муниципального бюджета. В 2002 г. в этот ряд возвращают религиозные организации. Компании, согласно закону, более свободны в выборе объектов поддержки: в разные годы в эти списки входили, например, общественные организации инвалидов, объекты природного наследия, творческие гильдии и союзы.
Принятые в том же 2002 г. поправки к Налоговому кодексу отменяют всякие льготы для юридических лиц: пожертвования на благотворительность более не засчи-тываются при изменении ставок налога на прибыль. До полной отмены налоговых льгот на федеральном уровне, т.е. в период с 1988 по 2002 гг., компании могли делать «безналоговыми» для себя пожертвования на благотворительные цели, чья доля в налогооблагаемой прибыли компании колебалась от 2 до 3%, а в отдельных случаях поднималась до 5-10%. В 2002 г., вместе с отказом от общефедерального налогового поощрения благотворительности, осуществляемой юридическими лицами, право введения соответствующих льгот было передано субъектам РФ. К сожалению, вплоть до настоящего времени регионы предоставлять такие льготы не спешат. Своим правом поощрить благотворительность на сегодняшний день воспользовались только 2 субъекта - Самарская и Московская области. Принятые ими региональные законы допускают снижение ставки налога на прибыль компаний-доноров: в Московской области - до 2%, в Самарской - от 0,5 до 4% (в зависимости от суммы пожертвований). Факты говорят сами за себя: объемы пожертвований на благотворительные цели в этих регионах растут, и региональные некоммерческие организации чувствуют себя намного уверенней.
Для частных благотворителей, параллельно с сужением круга потенциальных бла-гополучателей, сокращался и предельный размер налогового вычета: если в 1990 г. гражданин мог пожертвовать на благотворительные цели 100% своего дохода, то к 2000 году размер допустимого вычета был урезан вчетверо. Результаты подобного «стимулирования» соответствующие: налоговые декларации с информацией по вычетам на благотворительность предоставляют далеко не все.
Сегодня экономико-юридическая процедура пожертвования денег в нашей стране остается крайне запутанной и даже абсурдной. Приведу простой пример того, что происходит, когда компания принимает решение выделить больному ребенку деньги на дорогостоящую операцию. Корпорация уже заплатила с этой суммы налоги, однако родители при получении средств также должны уплатить подоходный налог. Проблема даже не в том, что треть благотворительной помощи идет государству, а не ребенку. С крупной суммы родители не в состоянии заплатить подоходный налог, который превышает весь их семейный доход. Кроме описанных «стимулирующих ограничений», нежеланию заниматься благотворительность способствует сама процедура сбора «соответствующих документов»: чтобы доказать сделанные пожертвования, придется потратить примерно столько же усилий, как при оформлении налогового вычета за оплату медицинских услуг.
Помимо обеспечения благоприятных условий для частных и корпоративных жертвователей, в развитых странах законодательно поощряется создание независимого капитала благотворительных организаций. Во многом именно благодаря этому в мире успешно развиваются крупные благотворительные фонды. В отличие от большинства стран Европы и Америки, налоговое законодательство РФ не благоприятствует созданию и инвестированию капиталов фондов. В России, даже в отличие от «исторически близких» Чехии, Венгрии и Польши, благотворительный фонд должен будет заплатить налог на прибыль, несмотря на то, что полученный доход направляется исключительно на осуществление «некоммерческой благотворительной или иной общеполезной деятельности».
2 марта 1994 года был издан Указ Президента РФ № 442 «О государственных наградах Российской Федерации». Указ устанавливает, что за высокие достижения в го-
сударственной, производственной, научно-исследовательской, социально-культурной, общественной и благотворительной деятельности, позволившей существенным образом улучшить условия жизни людей, граждане могут быть награждены орденом Почета. Всего с 1994 по 2003 г. вручено около 50 орденов Почета, но присужденных за благотворительную деятельность среди них нет.
Отдельные федеральные ведомства только начинают делать попытки применения мер поощрения в форме награждения знаками отличия, грамотами, дипломами за благотворительную деятельность по своему профилю. Так, например, Министерство образования РФ в целях поощрения и морального стимулирования граждан и организаций учредило нагрудный знак «За милосердие и благотворительность» [2].
На сегодняшний день в ряде регионов и муниципальных образований законодательно установлены формы морального поощрения - от присуждения почетных дипломов и званий почетных граждан до занесения на доски почета. Здесь стоит отметить, что общество перехватило у государства инициативу в сфере признания усилий благотворителей: существует достаточно большое количество наград, присуждаемых частным и корпоративным донорам от имени различных негосударственных учреждений.
Несмотря на отсутствие статистических данных по благотворительности в России, все равно необходимо проанализировать те показатели, которые имеются в наличии. По различным данным, в РФ размер пожертвований составляет всего 1,5 млрд. долларов в год (что составляет примерно 0,15% ВВП) [3], учитывая, что треть населения, по официальной статистике, живет за чертой бедности, а также велика потребность в финансировании у науки, образования, медицины, многих отраслей социальной сферы. При этом, например, в США на различные виды деятельности ежегодно в этой стране жертвуется порядка 250 млрд. долларов (около 2% ВВП) (рекорд - 295 млрд. долларов в 2006 г.). Мировым лидером по ежегодному объему помощи другим странам опять же являются Соединенные Штаты Америки - 11,43 млрд. долларов. Дальше по убывающей идут следующие страны: Япония - 9,85 млрд., Германия - 4,99 млрд., Великобритания - 4,5 млрд.(0,73% ВВП), Франция - 4,2 млрд. (0,14% ВВП).
По оценкам экспертов, сейчас уже 70% российских компаний так или иначе вовлечены в благотворительность. Для сравнения: в США в благотворительности не задействовано 2% компаний, в Европе - 4%.
Из приведенной статистики видно, что Россия жертвует на благотворительность крайне мало. Почему же население нашей страны не склонно к помощи ближнему? Причины прохладного отношения к меценатству кроются не в равнодушии россиян, а в отсутствии условий для развития института добрых дел.
Первой причиной недоверия является то, что российский бизнес пытается заработать на благотворительности дополнительные очки и преимущества перед конкурентами, а порой и просто затирает свои грешки. Бывает, что крупная компания, основательно отравив население целого города выбросами своих заводов и фабрик, кидается строить очередную больницу или санаторий для лечения ею же загубленных людей.
Иногда корпорации сталкиваются еще с одной проблемой, неведомой Западу. Сотрудники компании неадекватно реагируют на благотворительные пожертвования своей фирмы. Большинство наемных работников воспринимают благотворительность, которой занимается их компания, неоднозначно. Отрицательное восприятие может возникнуть в виде вопросов: если у фирмы есть лишнее деньги, то почему бы не дать их нам? А вдруг на зарплату не останется? По данным статистики, адекватно воспринимают благотворительную деятельность своей компании только новички. Для них такая деятельность фирмы означает ее успешность.
Помощь ближнему когда-то была неотъемлемой частью российской традиции. Теперь времена изменились. Если верить опросам социологов, то порядка 44% россиян не готовы подать нуждающемуся ни рубля. И дело тут вовсе не в жадности или жесто-
косердии. Причин, по мнению экспертов, несколько. Одна из них - низкое качество жизни в России. Предвзятое отношение к благотворительности вызвано нехваткой информации. Люди не знают, что у помощи есть разные формы. Помогать ведь можно не только деньгами. Можно жертвовать вещами, которые уже не нужны, руками, головой, трудом, участием, временем. Иногда человек и рад бы сделать доброе дело, но его настолько пугают все бюрократические сложности с оформлением пожертвования, что он решает с этим просто не связываться.
Еще одной причиной нежелания россиян делать добрые дела является большое число людей, желающих нажиться на мягкосердечии граждан. Случаи мошенничества под маской благородства дискредитируют благотворительность как таковую. До сих пор в сознании людей сильна установка, что все деньги украдут или они попадут вовсе не туда, куда хотел бы сам жертвователь. Например, рассылки на электронную почту с просьбами помочь тяжелобольному ребенку раздражают и разочаровывают людей. И если ребенок действительно болен, помочь ему будет сложно, потому что доверия к таким историям уже нет.
Заключение
Как видно из сказанного, система благотворительности в России далеко не идеальна. Она требует принятия ряда мер со стороны государства.
Во-первых, необходимо упростить систему налогообложения сумм, вносимых на благотворительные нужды, при этом увеличив надзор, чтобы избежать мошенничества. В данной ситуации можно воспользоваться методом, принятым в Швеции. Основное «оружие» Фонда контроля за сбором пожертвований Швеции - специальные банковские счета, начинающиеся на «90». Такие счета выдаются сроком на три года благотворительным организациям, отвечающим критериям Фонда. 75% доходов благотворителей должны идти на помощь нуждающимся, остальное можно пускать на административные расходы. Если «администрация» превысила 25%, номер на «90» изымается.
Во-вторых, упростить систему саму передачи денежных сумм. Возможно, следует воспользоваться опытом наших западных соседей. Дело в том, что в Европе каждый житель при желании может прийти в любой банк и там на выбор заполнить квитанцию о передаче желаемой суммы в определенный благотворительный фонд.
В-третьих, государству в принципе следует уделить больше внимания благотворительности. С привлечением внимания к данной проблеме увеличиться интерес населения, и сразу появится необходимость в статистических данных и экономических исследованиях.
Кроме этого хочется сказать, что благотворительности было бы значительно комфортнее развиваться при поддержке государства, нежели с трудом пробиваться через налоговые ограничения и тотальное регулирование.
Литература
1. Лейкинд О. Л. Благотворительность в России. 2006/2007: Исторические и социально-экономические исследования. - СПб: Изд-во журнала «Звезда», 2007.
2. Алексеева О.П. История доверия в недоверительные времена. Современная российская благотворительность. - М.: Эксмо, 2008. - 125 с.
3. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/