14. Банковское дело на Алтае. Вторая половина XIX — начало XXI века / Гл. ред. В. В. Земсков. — Барнаул, 2010. — С. 99-100.
15. Центральный государственный архив Республики Казахстан (далее - ЦГА РК). Ф. 64. Оп. 1. Д. 3723. ЛЛ. 1, 2-13, 25; Ф. 342. Оп. 1. Д. 606. ЛЛ. 1, 120 об.
16. Отчет Омского общества взаимного кредита за 1913 г. (3-й операционный год). — Омск, 1914. — С. 4, 28.
17. ЦГА РК. Ф. 342. Оп. 1. Д. 652. Л. 28.
18. ЦГА РК. Ф. 342. Оп. 1. Д. 812. Л. 20.
19. Отчет Омского общества взаимного кредита за 1916 год. 6-й операционный год. — Омск, 1916. — С. 3, 14—15.
20. ГИАОО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 16. Л. 10 об.— 11 об.
21. Отчет Томского общества Взаимного кредита за 1905 год. — Томск, 1906. — С. 5.
22. Отчет Томского общества Взаимного кредита за 1915 год. — Томск, 1916. — С. 5.
23. Труды первого съезда Сибирских обществ Взаимного кредита, бывшего в г. Томске 20 — 22 ноября 1916 г. — Томск, 1916. — С. 9.
24. РГИА. Ф. 587. Оп. 33. Д. 1424. ЛЛ. 4 об., 5 об., 10 об., 18 об. —19 об., 23, 27 — 28 об., 30 об., 48 об., 59 об., 76 об., 77 об., 81, 101 об., 103 об.
КРОТТ Иван Иванович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.09.2013 г. © И. И. Кротт
УДК 332.834.7(092)1091 в. Н. МЕНЬЩИКОВ
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУПЦА ВТОРОЙ ГИЛЬДИИ Н. М. ЧЕРНЯКОВСКОГО (1790-1847)
Цель статьи — на примере изучения жизни яркого представителя лучшей части сибирского купечества первой половины XIX в., показать роль и значение субъективного фактора в развитии культуры, благотворительности в сибирской провинции. Ключевые слова: благотворительность, бургомистр, В. Н. Штейнгель, Н. М. Черня-ковский, приходское училище, «Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии».
В истории сибирской провинции начала XIX в. было не так много представителей купечества, занимавшихся общественной и благотворительной деятельностью. Один из них купец г. Ишима Тобольской губернии — Николай Максимович Черняков-ский (1790— 1847), человеческую сущность которого составляли качества, присущие лучшей части сибирского купечества 20 — 40-х гг. XIX в. — чувство гражданства, человеколюбие, смелость и предприимчивость. Он остался в памяти как заботливый «отец» города — бургомистр, состоятельный и просвещенный купец-благотворитель. Черняковский основал вторую школу в городе — приходское училище, приобрел здание для городской больницы. Через сорок с лишним лет после его смерти на завещанный женой купца капитал был построен храм — Никольская (Николаевская) церковь. Рядом с церковью открылась церковноприходская Черняковская школа. Улицы в месте расположения храма получили название Большая и Малая Черняковская.
Родился Николай Максимович Черняковский в 1790 г. (по ревизским сказкам 1812 и 1816 гг. — в 1788 г.) в мещанской семье [1]. В Ишиме семья Черняковских появилась примерно в 1793— 1794 гг. Однако уже в 1795 г. отец семейства был взят в рекруты, и трое сыновей — Иван (род. в 1785 г.), Николай (род. в 1790 г.) и Александр (род. в 1793 г.) остались
на попечении матери — солдатки Марии Семеновны (род. в 1760 г.). По материалам переписи 1812 г. братья Черняковские значатся в списке мещан. После 1816 г. М. С. Черняковская упоминается в качестве солдатской вдовы. Положение семьи, на протяжении многих лет лишённой кормильца, было очень тяжелым. Не случайно в метрических книгах г. Ишима до середины 20-х гг. XIX в. фамилия Черняковских не встречается.
Бедность не способствовала социальной адаптации и установлению каких-либо прочных дружественных связей. Близких родственников у семьи, испытывавшей материальную нужду, в Ишиме не было. Вероятно, в этом заключается причина того, что братья Черняковские обзавелись семьями в достаточно зрелом возрасте. В этих суровых условиях формировались основные черты характера Николая Черняковского — сострадание к бедным, смелость и самостоятельность суждений и действий. В 1820 г. умирает от чахотки мать. Через несколько лет умирает старший брат — Иван [2]. После смерти брата Николай и Александр начинают испытывать судьбу в коммерческой деятельности, и в 1826 г. они оба значатся в списках купцов 3-й гильдии.
У Николая Черняковского и его жены Иулиании (Ульянии) Андреевны не было детей. Это немаловажное обстоятельство помогает глубже понять те
условия, в которых формировалась личность будущего купца-благотворителя. Бездетность, а следовательно, отсутствие наследников и продолжателей своего дела для купца всегда трагедия, тяжелое нравственное испытание. Отсутствовали наследники по мужской линии и у Александра Черняковского — сын Василий умер в младенчестве. Остались дочери Екатерина, Мария и Олимпиада (ум. в младенчестве). В 1830 г. умирает младший брат Н. М. Черняковского — купец 3-ей гильдии Александр Максимович Черняковский. С его смертью Н. М. Черняковский теряет не только последнего близкого родственника, но и делового партнера.
К моменту своего вступления во 2-ю гильдию, в 1832 г. Черняковский был в целом уже сформировавшимся человеком. Именно в эти трудные годы Н. М. Черняковскому могла быть оказана поддержка от единственного на этот период времени в Ишиме купца второй гильдии, первого ишимского мецената и благотворителя — Василия Фёдоровича Еманакова. В том же году, как свидетельствуют данные из метрических книг, между Н. М. Черняковским и В. Ф. Ема-наковым уже установились прочные дружественные отношения. Личность В. Ф. Еманакова не могла не оказать огромного влияния на формирование мировоззрения Н. М. Черняковского. Это был наглядный пример подлинной благотворительности и христианского поведения. Немаловажную роль здесь играло и духовное родство этих двух людей, и сам образ жизни первого ишимского мецената.
Вступив во вторую гильдию, Н. М. Черняков-ский устанавливает дружественные отношения с местным купечеством, состоящим в третьей гильдии, даёт им ссуды и кредиты. В качестве крестного отца или поручителя при венчании он выступает у купцов Г. А. Постникова, М. Е. Москвина, Л. Г. Дру-гова, А. К. Еманакова, В. И. Казанцева. Связывала Черняковского с купечеством и общественная деятельность — все вышеперечисленные личности были в разное время избираемы в качестве ратманов и городовых старост.
Среди знакомых Н. М. Черняковского было немало разных людей, которых объединяло одно: все они были людьми по-своему интересными, со своей судьбой и жизненным опытом, отличавшимися от общей массы обывательских типов и характеров. Достаточно упомянуть декабриста барона Владимира Ивановича Штейнгеля и ссыльного дворянина Константина Егоровича Равича, человека неуравновешенного и беспокойного, находившегося под пристальным надзором полиции, которому Черняков-ский одалживал деньги и по просьбе которого стал его душеприказчиком. Такое достаточно независимое поведение в выборе знакомых могло в случае каких-либо подозрений в политической неблагонадёжности доставить Черняковскому немало неприятностей. Генерал-губернатор Западной Сибири Горчаков в 1837 г. поручил чиновнику по особым поручениям Трофимову произвести расследование поведения Равича и определить круг его общения: «До сведения моего дошло, что находящийся в г. Ишиме титулярный советник Равич происками своими делает расстройство между жителями г. Ишима и даже между государственными преступниками, из писем коих я неоднократно видел жалобы на него» . В поле зрения Трофимова, таким образом, попадала и фигура Черняковского. Тем более что сама фамилия Черняковского вызывала вопрос о польских корнях купца-бургомистра — а это обстоятельство на фоне массовой ссылки поляков
в Сибирь из восставшей Польши не могло не вносить определённый диссонанс в отношениях Н. М. Чер-няковского и вышестоящих инстанций. Однако это не смущало Н. М. Черняковского. Он продолжал оставаться самим собой.
Для своего времени и среды Николай Максимович Черняковский являлся образованным человеком и успешным предпринимателем. Следует также заметить, что, находясь на общественной службе, он за полвека до открытия в Ишиме городского общественного банка высказывал мысль о необходимости его устройства. Занимался торговлей мануфактурными, железными и галантерейными товарами, а также вёл меновую торговлю с казахами на пограничных линиях. Брал казенные подряды на поставку хлеба в северные города Тобольской губернии. Ездил на Ирбитскую ярмарку и через своих приказчиков и доверенных лиц оптом закупал необходимые для коммерции товары. В городе ему принадлежало пять лавок [3]. Черняковский имел собственный салотопенный завод. Полученный жировой товар сбывался иногородним купцам на Ишимской зимней Никольской ярмарке.
Первое крупное пожертвование — дом для городской больницы — Николай Максимович Черня-ковский сделал в 1834 г. До этого состояние здравоохранения в Ишиме находилось в плачевном состоянии. Жители города в случае крайней необходимости обращались за помощью к лекарю местной воинской команды. С появлением первой больницы проблема медицинского обслуживания населения не исчезла полностью, вместе с тем положительные результаты, хотя и скромные, были налицо. По данным на 1841 г., общее число больных за год, лечившихся в больнице, составило 72 человека. За это пожертвование Черняковский был представлен к первой своей награде — золотой медали на Анненской ленте.
В 1837 г. Н. М. Черняковский жертвует собственный деревянный на каменном фундаменте дом для размещения в нем приходского училища. Так в городе появилось второе, после открытого в 1817 г. уездного училища, учебное заведение. Приходское училище внесло свою лепту в развитие народного образования. По данным на 1884 г. в нём обучалось 39 детей из числа купцов и мещан, 27 крестьян и пятеро дворян. По численности учащихся в этот период приходское училище превосходило уездное, что свидетельствует о востребованности этой школы среди населения [4]. В 1893— 1894 гг. в Черняковском училище обучалось 147 человек [5]. В доме имелись квартиры для учителя и смотрителя. Черняковский дал обязательство ежегодно вносить по 100 рублей на содержание училища и тем самым, по выражению генерал-губернатора Западной Сибири Горчакова, «дал средства открыть училище для первоначального обучения детей бедных отцов из сограждан своих, которого в Ишиме не доставало» [6] В 1838 г. на дальнейшее устройство училища и учителей Н. М. Черня-ковским было пожертвовано ещё 500 рублей, причем купец обязался к «ста рублям ежегодно училищу доставляемым» прибавлять ещё 300 рублей. По ходатайству директора Народных Училищ Тобольской губернии Черняковский был утвержден Почётным Благотворителем приходского училища, а его портрет выставлен в помещении этого учебного заведения. За вклад в развитие народного образования в крае в 1839 г. в г. Омске Н. М. Черняковскому была вручена вторая золотая медаль на Владимирской ленте.
Вся общественная деятельность Николая Максимовича Черняковского соответствовала его внутрен-
ней убежденности в важности и нужности служения ради общественной пользы. Жизнь «на показ» была совершенно чужда Черняковскому. Его благотворительность — это потребность души. Доказательством тому служит сохранившееся письмо купца ишимскому городничему от 13 августа 1841 г., написанное по поводу требуемого от Черняковского начальством подтверждения о желании купца и в дальнейшем оказывать помощь приходскому училищу. Приведем цитату из этого письма. Она как нельзя лучше раскрывает мотивацию общественной позиции и истоки благотворительной деятельности Н. М. Черняковского, показывает глубину и искренность его религиозного чувства, которое превалировало среди других его нравственных качеств купца: «На что Вашему Высокоблагородию сим имею честь объяснить, на пожертвование изъявил я желание с тем, чтобы во всё продолжение моей жизни безостановочно каждый год вносить означенную сумму 400 рублей ассигнациями, вследствие чего за сей текущий год мною та сумма и представлена господину Штатному Смотрителю здешних училищ... Обеспечения же теперь представить не имею. Кроме уверения, что доколе Бог продлит мою жизнь и доколе я буду в состоянии и звании второйой гильдии купца, я священным долгом поставляю себе вносить в помянутое училище безостановочно каждый год по 400 рублей ассигнациями и тем соблюсти святость принятой на себя обязанности» [7, л. 20]
Думается, что именно стремление Черняковского к добродетели способствовало тому, что, спустя многие годы, память о нем в сознании потомков не потускнела. В этом убеждает то упорство, с каким позднее Городовое хозяйственное управление и ишим-ское общество отстаивало свою позицию перед губернскими властями и епархиальным начальством по поводу выбора места для строительства храма на завещанный Н. М. Черняковским капитал. В 1845 г., в знак того, что он и дальше намерен помогать Ишимскому приходскому училищу, Черняковский представил западносибирскому Генерал-губернатору Горчакову билет государственного Коммерческого банка в 2 860 рублей серебром. В сопроводительной записке было сказано, что эту сумму он жертвует в собственность приходского училища с тем, «чтобы процентами обеспечился навсегда его Черняковского каждогодний взнос по 400 рублей ассигнациями в пользу означаемого заведения». По инициативе генерал-губернатора Горчакова было возбуждено ходатайство о награждении Н. М. Черняковского третьей золотой медалью — на Александровской ленте. Остается неизвестным, сумел ли Черняков-ский получить свою последнюю медаль, так как с момента обращения дирекции народных училищ с просьбой о награждении Черняковского, ему был отмерен судьбой только один год жизни. Одновременно с обеспечением банковскими процентами ежегодного взноса приходскому училищу, Черняковский, «движимый чувством благотворительности», внес сумму в размере 300 рублей серебром, на нужды Ялуторовского приходского училища.
В 1837 г. в Тобольской губернии был учрежден Тобольский губернский Попечительный о тюрьмах комитет, ставивший своей целью оказание благотворительной помощи арестантам губернии. Неудивительно, что появление комитета не осталось незамеченным Н. М. Черняковским. Деятельность этого учреждения была созвучна его душевным устремлениям. Однако практическая деятельность данного комитета была почти неощутимой (Ишимское отде-
ление Попечительного о тюрьмах комитета открылось только в 1856 г.) Положение арестантов Ишим-ского острога в 40-е гг. XIX в. с созданием этого губернского благотворительного учреждения нисколько не улучшилось. Сам острог к этому времени находился в ветхом состоянии. Озабоченный таким положением дел, Черняковский предоставил тобольскому гражданскому губернатору билет государственного Коммерческого банка на сумму в 715 рублей серебром — с пояснением, что «он жертвует этот капитал навсегда Тобольскому Попечительному о тюрьмах Комитету, желая чтобы деньги оставались в Банке, а проценты употреблялись для достижения Высочайше назначенной Комитету цели» [8, л. 8-9, 13].
Вторым человеком, после В. Ф. Еманакова, оставившим заметный след в духовном развитии Н. М. Чер-няковского, был декабрист В. И. Штейнгель. Опальный барон Штейнгель по его просьбе определить ему место отбытия наказания поближе к Европейской России, был переведён на поселение из с. Елани Иркутской губернии.
Владимир Иванович Штейнгель (1783 г. рожд.) хорошо понимал роль и значение купечества в экономической жизни страны. Любопытно, что, зная о контактах Штейнгеля с купцами, накануне выступления декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., один из руководителей Северного общества К. Ф. Рылеев пытался использовать его связи в купеческих кругах и привлечь через него новых членов. Находясь под арестом в Петропавловской крепости, В. И. Штейнгель отправил 11 января 1826 г. на имя императора Николая I письмо, в котором присутствовал и сюжет с критикой правительственной политики в отношении купечества. Государственный преступник призывал царя «воскресить коммерцию и промышленность незыблемыми уставами». Разумеется, что, обладая такими взглядами, Штейнгель, прибыв в Ишим, не мог не обратить внимания на деятельность энергичного купца. Тем более что именно в год прибытия «государственного преступника» в Ишим, состоялось открытие основанного Черняковским приходского училища. Со своей стороны Н. М. Черняковский ценил общение с просвещенными людьми высокого интеллектуального уровня, к тому же ранг государственного преступника (или «нещастного», как называли Штейнгеля в Иши-ме), сам по себе вызывал любопытство. Содру-
жество двух таких незаурядных личностей — декабриста Штейнгеля и купца Черняковского, — привело к событию, имевшему большое значение в истории культуры края — был написан и впоследствии издан очерк научно-популярного характера —«Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии», одно из лучших произведений подобного жанра для того времени. В предисловии к «Запискам» В. И. Штейнгеля историк В. Семевский, ссылаясь на сведения, приведенные в книге К. Голодникова «Декабристы в Тобольской губернии», опубликованной в 1902 г. в Берлине в обобщающем труде под редакцией профессора Шимана «Восшествие на престол Николая I», писал: «Во время пребывания в Ишиме, Штейнгель по предложению ишимского купца Черняковского, члена Географического общества, написал весьма обстоятельное «Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии». Оно было напечатано позднее в «Журнале Министерства Внутренних Дел» без имени действительного автора; здесь были сгруппированы сведения статистические, экономические, этнографические
и другие» [9]. В конце работы было подписано: «Сообщено Н. Черняковским, ишимским купцом».
Не является столь важным вопрос — кто внес наибольший вклад в написание работы, Штейнгель или Черняковский. Первостепенное значение имеет сам факт участия купца Черняковского в подготовке этой работы. Не вызывает сомнения, что участие Н. М. Черняковского в подготовке этой работы было активным. К тому же заинтересованность Черняковского в участии сбора сведений объясняется объективными факторами. С созданием Тобольского губернского статистического комитета по распоряжению тобольского губернатора для участия в сборе статистических данных привлекались чиновники, интеллигенция и другие заинтересованные лица. Вряд ли Н. М. Черняковский, занимая важный пост в системе городского управления, мог остаться в стороне от участия в этом проекте. В этой связи вполне правдивым и логичным выглядит утверждение К. Голодникова о предложении Черняковского Штейнгелю оказать помощь в сборе фактического материала для написания исследования статистического характера. Не исключено, что инициатива могла исходить и от Штейнгеля, что однако не какой мере не умаляет заслуг обоих авторов. Работа по сбору статистического материала в конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. велась по всей губернии, только результата, подобного результату творческого союза двух неординарных людей — Штейнгеля и Чер-няковского — не было.
В подтверждение данного предположения можно привести и факт, доказывающий, что Н. М. Черня-ковский и ранее неоднократно занимался сбором информации, так как являлся членом Географического общества. Так, например, он высказывал сведения, собранные им во время занятий торговой деятельностью. В одной из своих записок он излагает свои наблюдения, подтверждающие важность развития торговли с Китаем для Ишимского округа: «Привозимые теперь из Гульджи чаи, низки добротою, но, по уверению китайцев, они могут доставлять и высших сортов. Доставление их из внутреннего Китая, если несколько далее, нежели до Кяхты, зато гораздо удобнее, потому что путь лежит через хорошо населённые места».
В последние годы жизни Николая Максимовича Черняковского одолевала мечта построить храм. В начале 40-х гг. он был свидетелем завершения строительства Троицкой кладбищенской церкви на капитал В. Ф. Еманакова. Поэтому мысль о строительстве храма была вполне естественной для Чер-няковского. Но сделать этого он не успел. 19 марта 1847 г. в возрасте 57 лет Н. М. Черняковский умирает от «горячки» [10, л. 1].
18 июня 1856 г. в г. Тобольске скончалась статская советница Ульяния Андреевна Амвросова (вдова Н. М. Черняковского — по второму мужу Амвро-сова). В своем духовном завещании она распорядилась на капитал своего бывшего мужа Н. М. Черняковского построить в г. Ишиме церковь во имя святого Николая Чудотворца. На строительство храма ею было завещано 50 тыс. рублей, а на содержание церковного причта — 15 тыс. рублей [11, л. 8].
История со строительством Никольской церкви растянулось на три десятилетия и стала свидетельством того, насколько преданы оказались жители Ишима памяти умершего купца. Реализация мечты Н. М. Черняковского столкнулась с множеством препятствий, которые могли извратить первоначально заложенный смысл самой идеи пожертвования. К чести тогдашнего местного общества следует сказать, что, несмотря ни на что, строительство храма было осуществлено в соответствии с заветом Черняковского и волей завещательницы.
Библиографический список
1. Главное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» ( ГУТО «ГА в г. Тобольске»). Ф. 154. Оп. 8. Д. 290. Л. 733, 759.
2. Государственное учреждение «Исторический архив Омской области» (ГУ ИсА). Ф. 16. Оп. 2. Д. 2023. Л. 5.
3. Меньщиков, В. Н. Черняковский Николай Максимович /
B. Н. Меньщиков // Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. В 4 т. Т. 4. (С—Я). Кн. 2. — Новосибирск, 1998. - С. 114.
4. Государственный архив Российской Федерации. (ГАРФ). Ф. 102. Оп. 80. Д. 88. Ч. 59. Л. 38-39.
5. Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 91. Оп. 3. Д. 936. Л. 48.
6. РГИА. Ф. 733. Оп. 83. Д. 172. Л. 1-12.
7. ГУ ИсА. Ф. 3. Оп. 2. Д. 2237. Л. 20.
8. ГУ ИсА. Оп. 13. Д. 1804. Л. 8-9, 13.
9. Журнал Министерства внутренних дел. - 1843. - Т. 2. -
C. 3-48, 200-255.
10. ГУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 154. Оп. 8. Д. 688. Л. 1.
11. ГУ ИсА. Ф. 3. Оп. 6. Д. 9132. Л. 8.
МЕНЬЩИКОВ Владимир Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-педагогических дисциплин. Адрес для переписки: теп8сЫско^^а<31ш1г2012@ yandex.ru
Статья поступила в редакцию 18.04.2013 г. © В. Н. Меньщиков
Книжная полка
Козлов, В. П. Историк в России. Между прошлым и будущим / В. П. Козлов. - М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2012. - 754 с. - ISBN 978-5-7281-1303-4.
Представлены материалы Пятых Зиминских чтений, посвященных 90-летию со дня рождения выдающегося советского и российского историка А. А. Зимина. В статьях затрагиваются проблемы отечественной истории, находившиеся в сфере внимания ученого. Приводятся воспоминания о нем коллег, друзей, учеников. Для специалистов гуманитарного профиля, студентов вузов и всех интересующихся историей России.