14
Труды БГТУ, 2016, № 7, с. 14-18
УДК 331.2
Т. Н. Долинина
Белорусский государственный технологический университет
БЛАГОСОСТОЯНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: РАЗВИТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛАРУСИ
Обоснована необходимость развития распределительных отношений в Беларуси. Сформулированы основные направления корректировки распределительных механизмов: трансформация модели социальной политики; совершенствование политики оплаты труда; развитие системы налогообложения доходов граждан.
Дана характеристика патерналистской модели социальной политики, реализуемой в Республике Беларусь, а также моделей, применяемых в развитых странах (либеральной, корпоративной, социально-демократической). Сделаны выводы о прогрессивности скандинавской модели социальной политики, о целесообразности опираться на возможности различных моделей, учитывая, что их отдельные элементы адресованы разным группам граждан.
Обоснована роль трансформации модели оплаты труда как базовой составляющей социальных реформ, определены ее фундаментальные институты (трудовые нормы, минимальная заработная плата, единая тарифная сетка, стандарты оплаты труда). Представлены аргументы по переходу к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц. Предложения автора обобщены и систематизированы по стадиям распределения доходов населения.
Ключевые слова: отношения распределительные, модель социальной политики, оплата труда, минимальная заработная плата, стандарты оплаты труда, прогрессивное налогообложение.
T. N. Dolinina
Belarusian State Technological University
WELFARE FOR ALL: DEVELOPMENT DISTRIBUTION RELATIONS IN BELARUS
The necessity of development of distributive relations in Belarus. The basic directions of adjustment of distribution mechanisms: the transformation of social policy model; improvement of wage policy; development of the system of taxation of incomes of citizens.
The characteristic of paternalistic model of social policy implemented in the Republic of Belarus, as well as the models used in the developed world (liberal, corporate, social-democratic). Conclusions about the progressiveness of the Scandinavian model of social policy, but expediency rely on the capabilities of different models, taking into account that their individual elements are addressed to different groups of citizens.
Substantiates the role of transformation remuneration model as a basic component of social reforms, defined its fundamental institutions (labor standards, minimum wages, a single tariff scale, wage standards). Presents arguments for the transition to a progressive scale of taxation of natural persons. Suggestions compiled and systematized by stage of income distribution.
Key words: distribution relationships, the model of social policy, pay, minimum wage, payment of labor standards, progressive taxation.
Введение. Мировой опыт свидетельствует о том, что в условиях ускорения научно-технического прогресса и усиления влияния различных распределительных коалиций постоянно появляются новые источники формирования ренты [1, 2], а отечественный убеждает в неизбежности возникновения рентных доходов в условиях «ручного» управления экономикой [3]. В этом контексте закономерной выступает необходимость корректировки распределительных механизмов, призванных обеспечивать приемлемую дифференциацию доходов населения и стимулы экономического роста.
Вместе с тем в основе государственной социально-экономической политики лежат представления о том, что все проблемы лежат исключительно в ресурсной плоскости. Сосредоточивая свои усилия на ресурсной, а не на институциональной компоненте, реформой распределительных отношений правительство озабочено крайне недостаточно. Однако модернизация отечественной экономики, выступающая способом изменения распределения ресурсов (в том числе трудовых) между ее отраслями с целью сокращения менее производительного и роста более производительного секторов,
невозможна без преобразования модели распределения доходов. Основные направления развития распределительных отношений в Беларуси: трансформация модели социальной политики; совершенствование политики оплаты труда; развитие системы налогообложения.
Трансформация модели социальной политики. Современные модели социальной политики различаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, уровню социальной защищенности граждан, обеспеченности свободы выбора у различных слоев населения, влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.
Социальная политика Беларуси базируется на патерналистской социалистической модели. Для нее характерна всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение своих граждан, опирающаяся на государственную монополию в области производства и распределения товаров и услуг. Политика государственных гарантий, которая проводилась в течение многих десятилетий и базировалась на идеологии патернализма, снимала с людей заботу о решении собственных социальных проблем, одновременно лишая многих граждан действенных стимулов к совершенствованию и самореализации. В чистом виде такая политика направлена на обеспечение уравнительности и социальной однородности. В условиях этой модели высока зависимость индивида от государства, ограничена социальная свобода, в результате утрачивается творческая активность и инициатива граждан, необходимые для устойчивого развития общества. Таким образом, патерналистская модель социальной политики обладает низкой экономической эффективностью и не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния всех граждан. Поэтому социальная политика в развитых странах реализуется в рамках иных моделей [4].
Либеральная (англосаксонская) модель предполагает минимальную государственную поддержку низших социальных слоев через механизмы социального страхования и оказания социальной помощи. Модель ориентирована на снижение вмешательства государства в решение индивидуальных проблем человека и развитие приватизации социальных функций. Она предполагает мобилизацию собственных сил человека, действующего в условиях максимальной свободы выбора. В обществе образованных и энергичных граждан, привычных к борьбе за существование, такая политика может быть вполне оправданна и эффективна.
Корпоративная (континентальная) модель, в основе которой лежит система социального страхования, позволяет прямо или косвенно организовать социальное обеспечение через рабо-
тающее население. Базируется на принципах свободной конкуренции, предполагает наличие целой системы социальных амортизаторов, обеспечивающих уровень жизни не ниже черты бедности. При этом государство не берет на себя задачи, которые могут решить сами граждане.
Социально-демократическая (скандинавская) модель характеризуется предоставлением социальных услуг всему населению и ориентацией на обеспечение полной занятости. Модель предполагает высокий уровень регулирования государством социальной сферы и обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан. Для скандинавской модели характерна высокая налоговая нагрузка на доходы.
Англосаксонская модель характерна для Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, континентальная применяется в Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, скандинавская модель - в Швеции, Норвегии, Финляндии. Существует группа стран, социальная политика которой характеризуется сочетанием подходов англосаксонской и скандинавской модели: Дания, Бельгия, Нидерланды.
Либеральная концепция в чистом виде вряд ли может быть использована в Беларуси. Она отличается наибольшей жесткостью, характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций. В ситуации, когда значительное число людей не способно адекватно реагировать на трудности, проведение чисто либеральной политики может привести к социальному кризису, блокированию социальной адаптации, дезориентации и маргинализации населения.
Очевидной представляется прогрессивность скандинавской модели. В северных странах Европы (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция) действует одна из лучших в Европе моделей социально-экономического развития, которая обеспечивает эффективность национальной экономики, высокий уровень жизненных стандартов населения и политическую стабильность в жестких условиях глобальной конкуренции. Лидерские позиции, занимаемые ими во многих мировых рейтингах, подтверждают этот вывод.
Принципиальное значение имеет социальная и инновационная ориентированность указанного региона, гарантирующая странам стабильные рынки сбыта. Социальная ориентация обеспечивает расширенный сбыт на внутреннем рынке, а инновационная ориентация - на внешнем. При этом социальная направленность обеспечивает формирование человеческого капитала, необходимого для осуществления инноваций качества, а инновационная направленность, обеспечивая выгодное место в системе международного разделения труда, помогает поддерживать дорогостоящую систему
социальной поддержки населения, поскольку высокие доходы экспортеров частично перераспределяются внутри страны в пользу государства и других слоев населения [5].
Между тем ориентация на одну из моделей социальной политики может привести к усилению перекосов общественного развития и способна усугубить кризис. Известно, что попытка воспроизвести скандинавскую модель в России потерпела неудачу. Беларусь по многим параметрам жизнеустройства близка к России, что в значительной мере обусловлено исторической и культурной общностью наших народов. «Хотя мы живем теперь в разных странах, но везде живет «красный» человек» [6]. Поэтому белорусской экономике следует опираться на возможности различных моделей, учитывая, что их отдельные элементы адресованы разным группам граждан. Адаптированные к новым реалиям и особенно активные, преуспевающие слои населения нуждаются в свободе выбора во всех сферах их жизнедеятельности. Но их пока меньшинство, большинство же еще нуждается в социальной поддержке и социальной помощи.
Совершенствование политики оплаты труда. Определяющую роль в повышении эффективности общественного производства, преодолении социально-экономических противоречий, обеспечении национальной безопасности, повышении качества жизни населения играет оплата труда наемных работников. Соответственно, базовой составляющей социальных реформ является трансформация модели оплаты труда, поскольку существующая сегодня ее организация, основывающаяся на аномальных параметрах уровня и дифференциации заработной платы, не только разрушает экономические отношения, но и деформирует социальные взаимозависимости.
Ретроспективный анализ ситуации в сфере оплаты труда показывает, что все предыдущие реформы в сфере оплаты труда в значительной мере опирались на упрощенные и архаичные представления о заработной плате, плохо согласующиеся с реальностью. Поэтому сегодня в этой области существует много неразрешенных проблем. Основные из них: неоправданно низкий уровень и необоснованная дифференциация заработной платы (слабая дифференциация заработной платы по профессионально-квалификационным признакам, обусловливающая дискриминацию высококвалифицированных работников науки, образования, здравоохранения и др., зависимость уровня заработной платы от наличия у организации рентных доходов, обусловленных доступом к природным, технологическим, административным или иным ресурсам). Их следствиями являются: слабая трудовая мотивация работников; высо-
кая текучесть персонала; неэффективная занятость и экономическая бедность. Указанное позволяет утверждать, что в стране имеется значительный потенциал для обеспечения роста производительности труда на базе упорядочения оплаты труда.
Ситуация в социально-трудовой сфере требует немедленного «маневра» в сторону человека труда, изменения условий его деятельности, обеспечения достойного уровня жизни, возможностей социального и профессионального развития. Стране необходима система радикального повышения трудовой мотивации, ориентированная на все группы работников. Без активизации деятельности каждого трудоспособного не может быть экономического развития и роста благосостояния.
Для решения проблемы мотивации необходим перелом в существующей дифференциации заработной платы, поскольку отечественная практика свидетельствует о том, что существующие ее различия обусловливают создание стимулов лишь для деятельности, сулящей быстрые и сверхвысокие доходы. При этом сильно снижается участие трудящихся в реальном секторе экономике, науке, просвещении, подрывается общественная мораль, утверждаются сугубо меркантилистические ценности.
Вместе с тем для современной экономики чрезвычайно важным становится поддержание престижа высокого уровня образования и участия в творческой деятельности, особое значение получает развитие здравоохранения, обеспечивающего сохранение человеческого капитала. До тех пор пока в Беларуси не будет осуществлена кардинальная реформа системы оплаты труда, страна будет далека от «экономики знаний», инноваций и инвестиций, социальной справедливости, устойчивого и инклюзивного развития.
Фундаментальным институтом реформирования оплаты труда является минимальная заработная плата (МЗП). Низкий уровень МЗП негативно сказывается на состоянии национальной экономики. Он ведет к деформации межотраслевой и профессионально-квалификационной дифференциации в оплате труда, допускает как чрезмерную эксплуатацию, так и неэффективное использование работников, создает предпосылки для формирования диспропорций между темпами роста производительности труда и заработной платы.
Мировой опыт свидетельствует о том, что социальные гарантии в сфере оплаты труда в виде МЗП следует устанавливать на социально оправданном уровне и не в абсолютном, а в относительном выражении по отношению к средней заработной плате по стране. Совет Европы рекомендует устанавливать МЗП в размере 60%
от средней заработной платы. В Беларуси МЗП более двадцати лет сохранялась на уровне 2530% от средней заработной платы, что способствовало формированию огромных диспропорций в оплате труда, которых нет в странах ЕС в силу проведения ими более сбалансированной политики в области оплаты труда.
Сфера организации оплаты труда сегодня находится в полном хаосе: требуют актуализации нормы труда; Единая тарифная сетка, применяемая в бюджетной сфере, никоим образом не отражает объективных различий в сложности труда, а тарифная ставка первого разряда значительно ниже величины МЗП и составляет менее 10% минимального потребительского бюджета трудоспособного населения; отсутствуют стандарты оплаты труда по профессиям и должностям, близким по содержанию труда, а уровень заработной платы определяется не уровнем квалификации работника и результативностью его труда, а местом, занимаемым им в национальной системе формирования и распределения экономической ренты.
Соответственно, реформа оплаты труда в первую очередь должна быть направлена на решение перечисленных проблем. При этом необходим отказ от чрезмерной централизации системы управления оплатой труда. Трансформация ЕТС должна быть осуществлена с сохранением за ней функции установления базовых параметров оплаты труда, а всякую конкретизацию следует передать на уровень отраслей. Большую часть работ по определению стандартов оплаты труда по должностям и профессиям следует возложить на профессиональные союзы, которые обязаны стать значимым элементом гражданского общества.
Реформа оплаты труда позволит устранить дискриминацию многих работников, в том числе высококвалифицированного персонала науки, образования и здравоохранения, возродить необходимые для инновационного развития страны творчество и инициативу, повысить сплоченность белорусского общества и станет катализатором социально-экономического развития Беларуси.
Развитие системы налогообложения. В современных условиях, когда одним из доминирующих факторов является рентный характер экономики, актуальна разработка налогового механизма, функционирование которого позволит в краткосрочной перспективе нивелировать негативные последствия рентной экономики и стать одним из первостепенных инструментов достижения устойчивости экономического развития государства.
В Беларуси с 2009 г. установлена единая шкала налогообложения физических лиц - 12%, с 2015 г. - 13%. Эта мера должна была повысить заработную плату квалифицированных работни-
ков, предотвратить отток специалистов за рубеж, сократить выплаты зарплат в конвертах. Вместе с тем известно, что при плоской шкале налогообложения недостижимо снижение необоснованной дифференциации доходов, ее применение дает мультипликацию неравенства.
В отличие от Беларуси в большинстве стран мира действует прогрессивное налогообложение доходов физических лиц. Прогрессивный подоходный налог - необходимый признак социального государства. Прогрессивные налоги, изымая большую часть высоких доходов и меньшую часть низких доходов, сглаживают экономическое неравенство, неизбежно возникающее в условиях рентной экономики. Кроме того, прогрессивное налогообложение обладает свойством автоматического стабилизатора, способствуя росту налоговых поступлений в бюджет в условиях экономического подъема. С увеличением доходов налогоплательщики переходят в группу с более высокими налоговыми ставками, что сдерживает быстрый рост доходов и тормозит открытую инфляцию в форме роста цен, вызванную ростом доходов населения. При снижении доходов в условиях экономического спада прогрессивные налоги уменьшают поступления в бюджет, не допуская резкого сокращения доходов, остающихся после уплаты налогов, что препятствует снижению инвестиций, падению объемов производства и, как следствие, росту цен. Таким образом, прогрессивное налогообложение выступает и как антиинфляционная мера. Более того, когда высокие заработки облагаются прогрессивным налогом, налоговые поступления могут быть использованы не только для прямых трансфертов бедным, но и для повышения низкой заработной платы в бюджетном секторе. Используя такую политику, государство может повысить общую эффективность экономики. Это объясняет, почему не терпят крах современные скандинавские государства с их высокими налогами и громадными социальными расходами.
Заключение. Проблема повышения конкурентоспособности белорусской экономики не может быть решена без радикального пересмотра социальной политики и распределительных отношений. Концептуальные подходы к их трансформации обобщены в таблице. Представленная концепция может быть положена в основу трансформационной матрицы, определяющей цепь взаимосвязей мер и мероприятий по развитию отечественной системы распределения доходов населения в логической и хронологической их последовательности. При этом использование адекватной минимальной заработной платы должно рассматриваться в качестве главного инструмента и императива предполагаемых преобразований.
Методы и инструменты государственного регулирования по стадиям распределения доходов населения
Инструментарий Стадия распределения доходов населения
Первичное распределение Перераспределение Конечное распределение
Методы регулирования Регулирование оплаты труда Дифференцированное налогообложение Социальное страхование Социальная защита Социальное обслуживание
Инструменты регулирования Создание актуализированной базы трудовых нормативов Сближение МЗП со средней заработной платой согласно рекомендациям ЕС Установление базовых параметров оплаты труда посредством ЕТС Прогрессивная шкала налогообложения Социальные трансферты Социальные субсидии Социальные услуги в натуральной форме
Литература
1. Янг А. Э. Возрастающая отдача и экономический прогресс // Экономическая политика. 2014. № 6. С. 186-200.
2. Олсон М. Возвышение и упадок народов: экономический рост, стагфляция и социальный склероз. М.: Новое издательство, 2013. 324 с.
3. Рудый К. В. «Ручное» управление: вызовы, противоречия, переформатирование // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: материалы 16-й Междунар. науч. конф., Минск, 23 окт. 2015 г. С. 24.
4. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Омега-Л, 2015. С. 311-314.
5. Антюшина Н. Значение опыта североевропейских стран для экономической теории и политики // Экономист. 2015. № 8. С. 51-59.
6. Нобелевская лекция Светланы Алексиевич [Электронный ресурс]. URL: https://www.nobelprize.org/ nobel_prizes/literature/laureates/2015/alexievich-lecture_ry.html (дата обращения: 01.03.2016).
References
1. Yang A. E. Increasing returns and economic progress. Ekonomicheskaya politika [Economic policy], 2014, no. 6, pp. 186-200 (In Russian).
2. Olson M. Vozvyshenie i upadok narodov: ekonomicheskiy rost, stagflyatsiya i sotsial'nyy skleroz [The Rise and Decline of Nations: Economic Growth, Stagflation, and Social sclerosis]. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2012. 324 р.
3. Rudyy K. V. "Manual" Management: Challenges and Contradictions, Reformatting. Problemy prognozirovaniya i gosudarstvennogo regulirovaniya sotsial'nogo razvitiya: materialy 16 Mezhdynarodnoy nauchnoy konferentsii [Problems of Forecasting and State Regulation of Socio-Economic Development: Proceedings of the 16th International Scientific Conference]. Minsk, 2015, p. 24 (In Russian).
4. Mel'nikov V. V. Gosudarstvennoe regulirovanie natsional'noy ekonomiki [State regulation of national economy]. Moscow, Omega-L Publ., 2015. P. 311-314.
5. Antyushina N. The value of the experience of the Nordic countries for economic theory and policy. Ekonomist [Economist], 2015, no. 8, pp. 51-59 (In Russian).
6. Nobelevskaya lektsiya Svetlany Aleksievich [Nobel Lecture Svetlana Aleksievich]. Available at: https://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/2015/alexievich-lecture_ry.html (accessed 01.03.2016).
Информация об авторе
Долинина Татьяна Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Dolinina Tatyana Nikolaevna — PhD (Economics), Assistant Professor, Head of the Department of Statistical, Accounting, Analysis and Audit. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 02.03.2016