Научная статья на тему 'Благоприятный инвестиционный климат как основа для иностранных инвестиций'

Благоприятный инвестиционный климат как основа для иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Небыков К. А.

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием и развитием благоприятного инвестиционного климата в России, а также вопросы социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of forming and developing of the favorable investment conditions in Russia, as well as questions of social-economic development are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Благоприятный инвестиционный климат как основа для иностранных инвестиций»

Литература

1. ПиндайкР., Рубенфельд Д. Микроэкономика. - М., 1992.

2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. - М.: Наука, 1993.

3. Клейнер Г.Б. Производственные функции. - М.: ФиС, 1986.

УДК 339.727.22

БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

К.А. Небыков (КамчатГТУ)

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием и развитием благоприятного инвестиционного климата в России, а также вопросы социально-экономического развития.

The questions of forming and developing of the favorable investment conditions in Russia, as well as questions of social-economic development are discussed in the article.

На данный момент российская экономика переживает затяжной финансовый кризис, что сказывается на всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряженность в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис.

Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического и инновационного уровня.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы долгие годы живут с ощущением недоверия правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - «правительство работает только на себя». Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями следует понимать капитальные вложения в реальные активы (производство), в управлении которыми участвует инвестор [1].

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции.

Раздел II

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубку леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т. п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы [2].

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь, связанных с добычей ресурсов.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социо-культурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата. В нашей стране, к сожалению, все еще не существует единой полноценной системы оценки инвестиционного потенциала всех регионов, который бы действительно отражал реальное состояние и имел общемировое доверие.

Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются малодостоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций [3].

Помимо необходимого совершенствования инвестиционного мониторинга, в нашей стране присутствует и фундаментальная проблема, препятствующая притоку иностранных инвестиций. Это - несовершенство законодательства. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, способной эффективно обеспечивать функционирование иностранных инвестиций без ущемления обеих сторон. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков [4].

В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное

эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.

Литература

1. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень. - 1998. - № 4.

2. Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. - № 5.

3. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля // Золотой рог. - 1998. - 24 февраля.

4. Уринсон Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики. - 2008. - № 1.

УДК 330.341:339.13

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

К.А. Небыков (КамчатГТУ)

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием и развитием инновационной инфраструктуры в стране, а также вопросы экономического развития.

The article covers the problems of innovations' infrastructure forming and developing in the country. The questions of economic development are discussed.

По видам деятельности к инновационной инфраструктуре в отечественной и зарубежной практике, как правило, относят существовавшие ранее в СССР Министерство науки, высшей школы и технической политики; федеральные и региональные фонды и центры поддержки НТП и НИОКР; институты, вузы, конструкторские и технологические бюро, специализирующиеся по НТП и НИОКР; инжиниринговые фирмы; малые инвестиционные и посреднические фирмы; инкубаторские услуги; инновационные биржи и банки; венчурные (рисковые) фирмы; технополисы, технограды, наукограды; консалтинговые, маркетинговые фирмы и другие объекты организационно-экономического управления подобного типа. В нашей стране переход к рыночным условиям ознаменовался трансформацией сложившейся государственной инновационной структуры. От министерств, ведомств, научных учреждений и т. п. стали отделяться, развиваться и приобретать самостоятельный статус коммерческие инфраструктурные объекты организационно-экономического управления: консалтинговые и маркетинговые службы, технополисы, технопарки, наукограды, инжиниринговые и венчурные фирмы. Кроме того, в государственной инновационной структуре также происходят институциональные преобразования. Например, организован российский фонд фундаментальных исследований, внебюджетный российский фонд технологического развития. Меры эти вынужденные. Во-первых, имеются объективные требования формирования рыночной инфраструктуры, во-вторых, в нашей стране имеются особые условия реализации и функционирования инновационной инфраструктуры. Это - отсутствие конкуренции, преобладающие размеры государственной собственности, снижение объемов производства, высокая инфляция и т. д. Обстановка с инновационной деятельностью в период различных преобразований в России и ее различных регионах свидетельствует о трудностях организационного периода. Так, новые инфраструктурные инновационные образования в Самарском регионе (частные инжиниринговые и консалтинговые фирмы и т. д.), пройдя небольшой период развития в 1991-1992 гг., не смогли далее существовать лишь на основе научно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.