Научная статья на тему 'БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЕЖИ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ (Обзор)'

БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЕЖИ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / благополучие / качество жизни / NEET / безработица / youth / well-being / quality of life / NEET / unemployment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Раренко Андрей Алексеевич

Благополучие молодежи – одна из актуальных проблем современности. Как показывают социологические исследования последнего десятилетия, безработица среди молодого населения растет. Для описания незанятого молодого населения используется термин NEET (Not in employment, education, or training, букв. «не работает, не учится и не проходит профессиональную подготовку»). В обзоре представлены работы современных западных социологов, анализирующих причины социального неблагополучия молодежи в европейских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth’s well-being and unemployment (Literature review)

The well-being of young people is one of the urgent problems of our time. As sociological studies of the last decade show, unemployment among the young population is growing. The term NEET (Not in employment, education, or training) is used to describe the unemployed young population. The review presents the works of contemporary Western sociologists analyzing the causes of social disadvantage of young people in European countries.

Текст научной работы на тему «БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЕЖИ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ (Обзор)»

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

УДК 316.346 DOI: 10.31249/rsoc/2023.04.07

РАРЕНКО А.А.* БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЕЖИ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ (Обзор)

Аннотация. Благополучие молодежи - одна из актуальных проблем современности. Как показывают социологические исследования последнего десятилетия, безработица среди молодого населения растет. Для описания незанятого молодого населения используется термин NEET (Not in employment, education, or training, букв. «не работает, не учится и не проходит профессиональную подготовку»). В обзоре представлены работы современных западных социологов, анализирующих причины социального неблагополучия молодежи в европейских странах.

Ключевые слова: молодежь; благополучие; качество жизни; NEET; безработица.

Для цитирования: Раренко А. А. Благополучие молодежи и проблемы безработицы (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. - 2023. - № 4. -С. 125-136. - DOI: 10.31249/rsoc/2023.04.07

Статья поступила: 03.10.2023.

Принята к публикации: 27.10.2023.

RARENKO A.A.** Youth's well-being and unemployment (Literature review)

*

Раренко Андрей Алексеевич - младший научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН; andrejj97@rambler.ru

Rarenko Andrey Alekseevich - Junior Researcher of the Department of Sociology and Social Psychology, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences; andrejj97@rambler.ru

125

Abstract. The well-being of young people is one of the urgent problems of our time. As sociological studies of the last decade show, unemployment among the young population is growing. The term NEET (Not in employment, education, or training) is used to describe the unemployed young population. The review presents the works of contemporary Western sociologists analyzing the causes of social disadvantage of young people in European countries.

Keywords: youth; well-being; quality of life; NEET; unemployment.

For citation: Rarenko A.A. Youth's well-being and unemployment (Literature review). Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zaru-bezhnaya literatura. Seriya 11. Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11. Sociology]. - 2023. - N 4. -P. 125-136. DOI: 10.31249/rsoc/2023.04.07

Received: 03.10.2023.

Accepted: 27.10.2023.

Вопрос о благополучии молодежи - сегодня один из актуальных для разных стран мира. Об этом свидетельствует не только число социологических и статистических исследований на данную тему, но и появление особого термина - NEET (Not in employment, education, or training, в пер. с англ. «не работает, не учится и не проходит профессиональную подготовку») для описания не вовлеченной в социальную жизнь молодежи в возрасте примерно от 15 до 34 лет.

В статье Х. Рахмани и В. Гроота (Школа бизнеса и экономики, Маастрихтский университет, Нидерланды) рассматриваются проблема молодежной безработицы и факторы риска для наиболее ее уязвимой группы, относящейся к NEET [Rahmani, Groot, 2023]. Авторы отмечают, что привлекательность концепции NEET-моло-дежи обусловлена предполагаемой возможностью ее использования при анализе широкого спектра проблем молодежи, включая опасения по поводу безработицы, раннего ухода из школы и разочарования на рынке труда. Авторы отмечают, что все эти проблемы требуют внимания, поскольку молодежь сталкивается с последствиями экономического кризиса, особенно в промышленно развитых странах, а также кризисов глобальных [Rahmani, Groot, 2023].

126

Показатель NEET - относительно новый и только начинает привлекать внимание политиков и средств массовой информации. В 2021 г. уровень занятости молодежи упал на 8,7% по всему миру, это сильно опережает средний показатель занятости среди взрослого населения в целом (в этой группе уровень занятости сократился всего лишь на 3,7%). Это неравенство, по мнению авторов, - результат последствий пандемии COVID-19 для молодежи. Как справедливо замечают Рахмани и Гроот, если не будут приняты меры для решения этой проблемы, шансы молодежи на трудоустройство ухудшатся. В развивающихся странах концентрация представителей NEET-сообщества ниже: там молодежь не может долго оставаться без заработка и чаще готова заниматься небезопасной и низкооплачиваемой работой в неформальном секторе.

Авторами было проведено исследование, основанное на всестороннем обзоре литературы о NEET-молодежи. Обзор основан на критериях исследования PRISMA, где выявляются и сопоставляются данные о факторах риска быть выключенным из социальной жизни среди молодежи. В обзоре обобщены данные 91 научной работы, опубликованной в период с 2000 по 2022 г. Большинство проанализированных в обзоре работ было выполнено в скандинавских странах, Англии, Италии и Испании.

По словам авторов, ими подготовлена первая публикация, в которой представлен масштабный систематический обзор факторов риска NEET-молодежи. Выводы обзора несколько ограничены значительными различиями в методологиях исследования, характеристиках выборки, способах измерения изучаемых признаков, представления результатов и выводов различных исследований, однако широкий охват работ все равно позволил выявить некоторые общие факторы. Среди ключевых переменных, связанных с принадлежностью к NEET-сообществу, авторы выделяют индивидуальные характеристики, имеющееся образование, опыт работы, состояние здоровья, наличие или отсутствие вредных привычек, социальные, семейные и экологические факторы.

Рахмани и Гроот также указывают, что применяемые при исследовании феномена NEET-молодежи методы не всегда дают точный результат. Так, например, в исследованиях представителей NEET часто не хватает информации о важнейших социально-психологических причинах их положения (например, личных про-

127

блемах, опыте безработицы и статусе родителей), следовательно, необходимы дополнительные качественные исследования для изучения NEET-сообщества. Сбор качественных данных о NEET-молодежи также сопряжен с рядом трудностей.

По наблюдениям авторов, образование и переменные, связанные с семьей, оказывают решающее влияние на попадание в категорию NEET-молодежи. В целом авторами рассматриваемого обзора были проанализированы такие факторы риска, как стоимость обучения, длительная безработица, возраст, проблемы со здоровьем, вредные привычки, специфические поведенческие паттерны, особенности семейного положения. Вероятность стать NEET значительно возрастает с возрастом. Если в 15-19 лет таковых немного, то в 20-24-летнем возрасте количество представителей NEET значительно повышается. Мужчины реже пополняют ряды NEET: в европейских странах в 2020 г. число представителей NEET среди юношей составляло 15,3%, среди девушек - 31,1%.

В заключение авторы подчеркивают, что согласно полученным результатам, основными факторами риска для социально уязвимой молодежи являются проблемы с получением образования и трудоустройством, сложное материальное положение и низкий социальный статус семьи, трудности с физическим и психическим здоровьем. Авторы признают, что потребуются значительные усилия для дальнейшего изучения феномена NEET из-за недостатка качественной и достоверной информации об этой группе молодежи.

Ж. Йонгблуд и Ж.-Ф. Жире (Бургундский университет, г. Дижон, Франция) в статье «Качество жизни NEET-молодежи в сравнительной перспективе: субъективное благополучие во время транзита от юности к взрослой жизни» отмечают, что молодежь, которая не работает и не получает образования или профессиональной подготовки, стала заметной социальной группой в дискуссиях о нюансах европейской социальной политики [Jongbloed, Giret, 2022]. Возрастной диапазон представителей NEET-сообщества варьируется в зависимости от исследовательского замысла; например, Евростат определяет возрастные границы этой группы как 15-34 года (в некоторых исследованиях нередко встречаются возрастные границы от 20 до 34 лет) [Jongbloed, Giret, 2022, p. 322]. Уровень показателя NEET обычно определяют как процент молодежи, которая не вовлечена в какую-либо социальную актив-

128

ность. Феномен NEET-молодежи находится в центре внимания исследователей разных стран мира приблизительно с 2015 г.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы сравнить социальную политику разных европейских стран в отношении наиболее уязвимой части молодежи, включая представителей NEET. Авторы на основе данных Европейского социального исследования (ESS) изучают субъективное благополучие (SWB) молодежи, относящейся и не относящейся к категории NEET, в 24 странах Европы. Особое внимание уделяется анализу различных уровней доступной социальной защиты с точки зрения распределения социальных благ. Также учитываются благосостояние семей молодых людей, готовность родных участвовать в поддержке молодежи в период взросления, принятые в различных странах нюансы организации транзита от школы к работе и социокультурные нормы, регулирующие переход во взрослую жизнь.

Исследователи предположили, что уровень благополучия NEET-молодежи будет выше там, где обеспечена более комплексная социальная защита, а уровень социального неравенства между обычной молодежью и представителями NEET будет минимален в странах, для которых социальной нормой является длительный и плавный транзит от юности к взрослости.

В результате исследования было подтверждено, что различия в разных странах в индивидуальном благополучии NEET-молодежи в значительной степени обусловлено гипотезой: NEET-молодежь чувствует себя лучше в обществах с сильной социальной поддержкой и нередко в случаях, когда государственная поддержка подкрепляется семейной. Кроме того, NEET-статус связан с более низкими уровнями личного и социального благополучия. У NEET-молодежи по сравнению с обычной молодежью, как правило, небольшая удовлетворенность жизнью, более слабое физическое и ментальное здоровье.

В исследовании отмечается, что классификация стран по показателям и результатам исследований NEET-молодежи фиксируют различные закономерности в моделях, характерных для Скандинавии, континентальной Европы, англосаксонского мира, Южной Европы и постсоциалистических стран. Некоторые формы государственной поддержки смягчают негативное воздействие безра-

129

ботицы, например, благосостояние безработной молодежи лучше в условиях более высоких пособий по безработице.

Исследователи в своей работе используют концепцию о различных типах режимов взросления молодежи в европейских странах: универсалистском, либеральном, ориентированном на занятость, субзащитном и посткоммунистическом. Эта классификация учитывает институциональную и политическую специфику того или иного общества: государственную систему образования, профессиональной подготовки и социального обеспечения, особенности регулирования сферы занятости, государственную политику в отношении взросления молодежи и культурные нормы социума.

В универсалистских странах наблюдается самый высокий уровень участия женщин на рынке труда, но также здесь явно выражена вертикальная и горизонтальная профессиональная сегрегация по гендерному признаку. Либеральные страны, наоборот, характеризуются низкими показателями профессиональной сегрегации. В ориентированных на занятость (консервативных) странах большое внимание уделяется обучению и профессиональной подготовке, которые, согласно нормативным представлениям жителей этих стран, должны предшествовать трудоустройству. Субзащитные режимы отличаются высоким уровнем безработицы и наибольшей долей представителей КЕЕТ среди молодежи. Посткоммунистическим странам свойственно достаточно большое количество не вовлеченных в трудовую и социальную деятельность молодых женщин, хотя в прошлом женщины социалистических стран были активными участницами местных рынков труда [.То^Ыоеё, Оие1;, 2022, р. 324-325].

Авторы статьи в ходе исследования стремились проверить три гипотезы.

1. Уровень благополучия представителей КЕЕТ-сообщества будет ниже, чем у обычной молодежи, но оно также будет существенно различаться в различных подгруппах (работающие, студенты, безработные и пр.).

2. КЕЕТ-молодежь живет лучше в странах с универсалистской моделью и странах, ориентированных на занятость, поскольку там доступны комплексные меры социальной защиты.

3. Относительное неравенство между КЕЕТ и обычной молодежью будет сведено к минимуму в странах, где длительный

130

переход от учебы к работе является нормой и где преобладает семейный режим социального обеспечения, например, в субзащитных и посткоммунистических странах [.То^Ыоеё, Оие1;, 2022, р. 325-326].

В целях достижения исследовательских задач были выделены пять групп молодежи: 1) те, кто работает; 2) те, кто учится на дневном отделении; 3) те, кто временно безработен; 4) «хронические безработные»; 5) те, кто официально не работает и ведет домашнее хозяйство.

Главный исследовательский интерес состоял в том, чтобы изучить, как благополучие молодых людей зависит от их КЕЕТ-статуса и режимов взросления и социального обеспечения, принятых в странах их проживания. Как ожидалось, результаты исследования обнаружили различия в подгруппах КЕЕТ-сообщества. Например, оказалось, что те, кто занят ведением домашнего хозяйства, как правило, демонстрируют достаточно высокий уровень субъективного благополучия (в отличие от безработных). Гипотеза о том, что КЕЕТ-молодежи лучше живется в универсалистских государствах и странах, ориентированных на занятость, была полностью подтверждена. Предположение же о стирании неравенства между КЕЕТ и обычной молодежью в странах с традиционно продолжительным периодом транзита и сильной семейной поддержкой не подтвердилось.

Подводя итог, исследователи отмечают, что неравенство в благополучии между КЕЕТ и обычной молодежью зависит не только от объема государственной поддержки, но и от жесткости организации и стремительности транзита от юности к взрослости. Уровень социального благополучия молодежи традиционно является самым высоким в странах с универсалистским режимом социального обеспечения, однако и степень неравенства между наиболее уязвимыми группами молодежи, включая представителей КЕЕТ, и остальной молодежью выше всего там же. Несмотря на то что страны Северной Европы обычно хвалят за эффективные механизмы социального обеспечения, оказывается, что эти механизмы на самом деле могут быть вредны в отношении слаборесурсной части молодежи, которая по каким-либо причинам не развивает свой человеческий капитал, так как щедрость социальных пособий

131

не устраняет негативного воздействия безработицы на жизнь и самоощущение молодежи.

А. Рокка (Неаполитанский университет Партенопы, Италия), Г. Неагу (Румынская академия, г. Бухарест, Румыния) и Дж. Тосун (Гейдельбергский университет, Германия) в статье «Переход представителей NEET от учебы в школе к работе: сравнительный анализ европейских стран» задаются вопросом, почему современная молодежь не заинтересована в получении университетского образования и что заставляет ее бросать учебу в вузах [Rocca, Neagu, Tosun, 2022]. В рассматриваемой работе изучается связь между причинами, по которым молодые люди принимают решение оставить университет, и исследуется влияние этого решения на вероятность пополнить ряды NEET-сообщества разных европейских стран.

Усилия по созданию уникального европейского рынка труда и сокращению социально-экономического неравенства в целом можно считать успешными: рынок труда в странах - членах Европейского Союза (ЕС) сегодня характеризуется различными возможностями для молодежи, тем более для той ее части, которая, получив образование, ищет свое первое место работы и не обладает фактически нулевым опытом работы. Однако это не отменяет проблемы безработицы в отдельных европейских странах. Существует распространенное мнение о том, что молодежь сталкивается с наибольшими трудностями, в том числе с проблемами при трудоустройстве или даже невозможностью найти работу, после получения образования в странах Южной и Восточной Европы, тогда как в странах Западной Европы переход от учебы к работе происходит менее травматично. Исторически сложилось так, что в странах Южной и Восточной Европы феномен NEET более распространен, особенно это было заметно в период экономического и финансового кризиса, развернувшегося в 2008 г. Считается, что это является результатом сложного взаимодействия индивидуальных, институциональных и структурных факторов, определяющих вектор развития этих стран.

Рассматриваемая авторами работа опирается на данные специального модуля исследования рабочей силы (Labour force survey,

132

LFS) «Молодежь на рынке труда» (2016)1, который содержит информацию об образовательных траекториях молодых людей и об их трудовом опыте после окончания обучения, а также сведения о потенциальных объясняющих детерминантах типа социально-демографических характеристик (пол, уровень образования и степень урбанизации), семейного происхождения (размер семьи и уровень образования родителей) и др.

Авторы изучают причины, вынудившие или побудившие студентов с разным объемом социальных ресурсов оставить университет, а также то, как это решение влияет на вероятность стать NEET в будущем. Также ими сравниваются аналогичные данные разных стран, что позволяет учитывать те или иные социальные контексты, специфичные для конкретного государства. Исследование охватывает страны, которые образуют относительно однородные группы. В выборке есть Австрия, Германия и Швейцария как представители континентального режима STWT (school-to-work transition, букв. «переход от школы к работе»); Италия и Греция, где действует дополнительный защитный режим STWT; а также Болгария и Румыния, относящиеся к группе восточноевропейских стран со сложными для описания режимами взросления.

Чтобы выбрать страны для каждого типа режима STWT, был проведен кластерный анализ с более широким набором стран, в выборку из стран Восточной Европы вошли также Чехия, Венгрия и Словакия, из стран Средиземноморья - Португалия и Испания. Переменными, выбранными для кластерного анализа, были: доля тех, кто не окончил школу, доля выпускников высших учебных заведений, доля молодых людей со средним уровнем образования, уровень занятости среди людей в возрасте от 15 до 24 лет, доля NEET-молодежи, а также уровень безработицы среди взрослого населения, уровень рождаемости и средний возраст при рождении первого ребенка.

Молодые люди становятся NEET в случае, когда их транзит от школы до получения профессии по каким-либо причинам происходит неудачно. Взаимосвязь между политикой на рынке труда,

1 Cm.: Labour force surveys // ILO survey catalogue. - URL: https://www.ilo. org/surveyLib/index.php/catalog/LFS/?page=l&from=2016&to=2016&ps=15&repo=L FS (accessed: 01.10.2023).

133

экономическим ростом и уровнем безработицы в стране сложна: обычно высокий уровень безработицы увеличивает число относящихся к NEET, но снижает количество не окончивших школу (ESL; букв. early school leavers) (в отсутствие конкретных возможностей трудоустройства семьи школьников не поощряют их покидать школу). В 2016 г. около 11% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет в ЕС относились к ESL, их доля колебалась от примерно 5% в Швейцарии и до 18% - в Румынии [Rocca, Neagu, Tosun, 2022, p. 134S]. Такая высокая доля не только наносит ущерб экономическому потенциалу страны, но и имеет серьезные социальные и финансовые последствия для европейских обществ. ESL составляют значительную долю NEET в Европе. Несколько факторов, по словам авторов статьи, имеют отношение к взаимосвязи между решением досрочно покинуть школу и вероятностью стать NEET. К ним относятся, прежде всего, такие характеристики, как низкий социально-экономический статус семьи (в зоне риска дети из семей мигрантов), успеваемость, в отдельных случаях женский пол и пр. [ibid.].

Авторы сравнивают уровни безработицы среди молодежи (15-24 года) и взрослого населения (25-64 года). Соотношение между этими двумя показателями представляет степень относительного неблагополучия молодежи: по сравнению со средним показателем по ЕС (2,46) самые высокие значения демонстрируют Румыния (4,12) и Италия (3,71), а минимальное - Германия (1,82) [Rocca, Neagu, Tosun, 2022, p. 134S]. Эти цифры подтверждают распространенное мнение о том, что в некоторых европейских странах молодые люди бросают школу и переживают плавный переход, тогда как в других им трудно найти работу.

Что касается причин раннего прекращения учебы, то в странах континентальной Европы и Средиземноморья большая вероятность стать NEET обусловлена семейными причинами, в то время как в странах Восточной и Южной Европы преобладают причины, связанные со здоровьем. В странах Южной и Восточной Европы молодые женщины имеют более высокий риск стать NEET по семейным обстоятельствам. В то же время, если молодой человек оставил образование из желания поскорее начать работать, то он вряд ли пополнит ряды NEET-молодежи. Исходя из этого, ав-

134

торы статьи делают вывод о том, что отказ от получения высшего образования «ради работы» является осознанным выбором.

Авторы статьи отмечают, что отказ от высшего образования нередко имеет «наследственную» природу: молодые люди, отцы которых имеют более низкий уровень образования и происходят из многодетных семей, имеют более высокий риск попасть в число КЕЕТ [Яосса, Neagu, То8ип, 2022, р. 1448]. По словам авторов, результаты данного исследования согласуются с результатами других схожих исследований европейской молодежи, согласно которым у родителей, не имеющих проблем с трудоустройством, как правило, взрослые дети также не испытывают проблем с поиском работы.

Как говорилось выше, на транзит молодежи «от школы к работе» влияют социально-экономические характеристики страны или региона, особенности местных программ занятости и социальной политики, принятой системы образования. В Западной Европе, где рынок труда регулируется, вероятность стать КЕЕТ ниже, чем в других частях Европы. В обладающих субзащитными социальными системами странах Южной и Восточной Европы, в которых случаи раннего ухода из школ более распространены, молодежь имеет более высокий риск «потеряться» на рынке труда. В странах Западной Европы доля выпускников высших учебных заведений относительно низка по сравнению со средним показателем по Европейскому Союзу. Континентальный режим требует от молодых людей очень раннего выбора будущей профессии, в то время как в странах Восточной и Южной Европы системы образования являются достаточно оторванными от рынка труда, а профессиональное обучение не в состоянии обеспечить навыки, необходимые работодателям. Именно это становится причиной очень высоких показателей КЕЕТ и безработицы в молодежной среде в Италии, Греции, Румынии и Болгарии [Яосса, Neagu, То8ип, 2022, р. 1458-1468].

Затраты на обучение - еще один вопрос, над которым должны задуматься европейские политики. Например, в Италии высшее образование влечет за собой высокие затраты со стороны обучающихся, а стипендии не могут покрыть все расходы. Высокая стоимость обучения в университетах может сыграть ключевую роль в решении небогатой молодежи (например из сельской местности)

135

не получать высшее образование, поэтому следует на государственном уровне поощрять доступ к высшему образованию для молодежи, пишут авторы статьи [Rocca, Neagu, Tosun, 2022, p. 146S].

В заключение отметим, что решение проблемы безработицы и уменьшение доли тех, кто не вовлечен в профессиональную и социальную жизнь, среди молодежи возможны лишь при привлечении специалистов разных уровней и из разных сфер. Кроме того, феномен NEET-молодежи заслуживает большего внимания со стороны социальных исследователей.

Список литературы

Jongbloed J., Giret J.-F. Quality of life of NEET youth in comparative perspective : subjective well-being during the transition to adulthood // Journal of youth studies. - 2022. - Vol. 25, N 3. - P. 321-343. - DOI: 10.1080/13676261.2020.1869196

Rahmani H., Groot W. Risk factors of being a youth not in education, employment or training (NEET) : a scoping review // International journal of educational research. - 2023. - Vol. 120. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0883035523000629?via%3Dihub (accessed: 01.10.2023). - DOI: 10.1016/j.ijer. 2023.102198

Rocca A., Neagu G., Tosun J. School-work transition of NEETS : a comparative analysis of European countries // Youth and society. - 2022. - Vol. 54, N 2 (supplement). - P. 130-152. - DOI: 10.1177/0044118X211051761

References

Jongbloed J., Giret J.-F. Quality of life of NEET youth in comparative perspective : subjective well-being during the transition to adulthood. Journal of youth studies. - 2022. - Vol. 25, N 3. - P. 321-343. - DOI: 10.1080/13676261.2020.1869196

Rahmani H., Groot W. Risk factors of being a youth not in education, employment or training (NEET) : a scoping review. International journal of educational research. - 2023. - Vol. 120. - URL: https://www.sciencedirect.com/scien ce/article/pii/S0883035523000629?via%3Dihub (accessed: 01.10.2023). -DOI: 0.1016/j.ijer.2023.102198

Rocca A., Neagu G., Tosun J. School-work transition of NEETS : a comparative analysis of European countries. Youth and society. - 2022. - Vol. 54, N 2 (supplement). - P. 130-152. - DOI: 10.1177/0044118X211051761

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.