Научная статья на тему 'БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ'

БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благополучие / психологическая безопасность / экстраверт / амбиверт / интроверт. / well-being / psychological safety / extrovert / ambivert / introvert.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В.Р. Папоян, А.А. Мгдесян

Данная статья посвящена исследованию роли благополучия как ключевого фактора, обеспечивающего психологическую безопасность личности среди молодежи. Проанализировав сущность понятия благополучия и его взаимосвязь с психическим здоровьем, мы стремимся раскрыть влияние благополучия на формирование психологической стабильности, способствуя адаптации к современным вызовам и стрессорам. Целью нашего исследования стало изучение роли благополучия в обеспечении психологической безопасности личности у молодежи. Данное исследование чрезвычайно актуально в свете современных вызовов. Молодежь сталкивается с разнообразными стрессорами, вызванными социальными, технологическими изменениями и пандемией «COVID-19». Исследование влияния благополучия на психологическую безопасность поможет понять, как современные условия влияют на психическое здоровье молодежи. Гипотеза исследования: предполагается, что в независимости от индивидуальных особенностей личности, психологическая безопасность личности обеспечивает благополучие молодежи, что, в свою очередь, влияет на их личностный рост и позитивные отношения. Исследование было проведено с целью выявления влияния благополучия на психологическую безопасность личности и типа личности. В эмпирической части исследования мы использовали следующие методики: 282 Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); «Шкала оценки компонентов психологической безопасности личности» С.С. Амирян, В.Р. Папоян, А.С. Галстян, Д.Ю. Саргсян; Методика: «Выявление типа личности» (опросник К. Юнга). Исследование было проведено среди молодежи от 20–30 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В.Р. Папоян, А.А. Мгдесян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELL-BEING AS A FACTOR PROVIDING PSYCHOLOGICAL SAFETY IN YOUNG PEOPLE

This article is devoted to the study of the role of well-being as a key factor in ensuring the psychological safety of the individual among young people. Having analyzed the essence of the concept of well-being and its relationship with mental health, we strive to reveal the influence of well-being on the formation of psychological stability, facilitating adaptation to modern challenges and stressors. The purpose of our study was to study the role of well-being in ensuring the psychological safety of the individual among young people. This study is extremely relevant in the light of modern challenges. Youth are facing a variety of stressors caused by social and technological changes and the “COVID-19” pandemic. The research on the influence of well-being on psychological safety will help to understand how modern conditions affect the mental health of young people. Research hypothesis: it is assumed that, regardless of individual characteristics, the psychological safety of the individual ensures the well-being of young people, which in turn affects their personal growth and positive relationships. The study was conducted to identify the influence of well-being on the psychological safety of an individual and personality type. In the empirical part of the study, we used the following methods: Questionnaire “Psychological Well-Being Scale” by K. Ryff (adapted by T.D. Shevelenkova, P.P. Fesenko); “Scale for assessing the components of psychological safety of the individual” Amiryan S.S., Papoyan V.R., Galstyan A.S., Sargsyan D.Yu.; Methodology “Identification of personality type” (questionnaire by K. Jung). The study was conducted among young people aged 20 to 30.

Текст научной работы на тему «БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ»

DOI 10.24412/cl-37233-2024-2-281-290

БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ

В.Р. Папоян1, А.А. Мгдесян2

1 Ереванский государственный университет (ЕГУ)

2Российско-Армянский(Славянский) университет Институт международных отношений и общественно-политических наук

(ИМООП)

vpapoyan@ysu.am, armine.mgdesyan.02@gmail.com АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию роли благополучия как ключевого фактора, обеспечивающего психологическую безопасность личности среди молодежи. Проанализировав сущность понятия благополучия и его взаимосвязь с психическим здоровьем, мы стремимся раскрыть влияние благополучия на формирование психологической стабильности, способствуя адаптации к современным вызовам и стрессорам.

Целью нашего исследования стало изучение роли благополучия в обеспечении психологической безопасности личности у молодежи.

Данное исследование чрезвычайно актуально в свете современных вызовов. Молодежь сталкивается с разнообразными стрессорами, вызванными социальными, технологическими изменениями и пандемией «COVID-19». Исследование влияния благополучия на психологическую безопасность поможет понять, как современные условия влияют на психическое здоровье молодежи.

Гипотеза исследования: предполагается, что в независимости от индивидуальных особенностей личности, психологическая безопасность личности обеспечивает благополучие молодежи, что, в свою очередь, влияет на их личностный рост и позитивные отношения.

Исследование было проведено с целью выявления влияния благополучия на психологическую безопасность личности и типа личности. В эмпирической части исследования мы использовали следующие методики:

Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); «Шкала оценки компонентов психологической безопасности личности» С.С. Амирян, В.Р. Папоян, А.С. Галстян, Д.Ю. Саргсян; Методика: «Выявление типа личности» (опросник К. Юнга). Исследование было проведено среди молодежи от 20-30 лет.

Ключевые слова: благополучие, психологическая безопасность, экстраверт, амбиверт, интроверт.

Введение

В наше быстро меняющееся время вопросы психологической безопасности и благополучия становятся все более актуальными, особенно в контексте молодежной среды, где индивидуальные и социокультурные факторы могут оказывать глубокое воздействие на психическое состояние личности. Стремительные изменения в современном обществе, сопряженные с вызовами и возможностями, предъявляют особые требования к уровню психологической устойчивости молодежи.

Исследованием психологического благополучия, безопасности и личностных особенностей личности занимались многие психологи: К. Юнг, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Адлер, М. Селигман, И. А. Джидарьян и многие другие.

Нами были поставлены некоторые задачи - такие, как: рассмотреть основные концепции психологического благополучия, психологической безопасности и изучить типы личности в контексте молодежной психологии; проанализировать теоретические подходы к изучению взаимосвязи между благополучием, психологической безопасностью и типами личности; исследовать влияние типов личности на уровень благополучия и психологической безопасности, а также изучить корреляционную связь между благополучием, психологической безопасностью и типами личности.

Психологическое благополучие представляет собой комплексное понятие, охватывающее эмоциональное, социальное и личностное состояние индивида. В основе этого концепта лежит не только отсутствие психопатологий, но и наличие положительных эмоций, удовлетворенности жизнью, хороших межличностных отношений, счастья и ощущения смысла в жизни.

Важным аспектом является способность личности адаптироваться к стрессовым ситуациям, обладать резервами психической устойчивости [4].

Счастье и удовлетворенность жизнью - это не только эмоционально выраженные состояния личности, связанные с ее текущими настроениями, конкретными событиями и их переживаниями. Одновременно, это и достаточно устойчивые структуры личности, целостные характеристики ее сознания и бытия, способные определять особенности отношения субъекта к окружающему миру, формы поведения и организацию индивидуальной жизни [7].

«Психологическая безопасность» определяется как состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность в частности, воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основание для уверенности в будущем, т. е. акцент делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами в будущем. Психологическая безопасность личности включает в себя два смысловых значения. Первое включает состояния, обеспечиваемые системой мероприятий со стороны окружающих для удовлетворения базовых потребностей. А второе значение связано с стремлением к самоудовлетворению этой базовой потребности [1].

Также было выявлено, что психологическая безопасность отражает степень защищенности личности от воздействия различных стрессовых факторов, конфликтов и негативных воздействий внешней среды. Важно отметить, что это понятие включает в себя не только аспекты физической безопасности, но и психического комфорта, устойчивости к негативным воздействиям и способность к саморегуляции [3].

Исследованию личности в психологии уделяют большое внимание. Личность рассматривается как уникальный психологический организм, обладающий своими особенностями, чертами характера и индивидуальным стилем взаимодействия с окружающим миром. Исследование личности требует учета как внутренних, так и внешних факторов, формирующих ее структуру и динамику [8]. Фромм также уделял личности важное значение. Его теория личности одной из главных концепций имеет положение о том, что движущими силами развития личности являются две врожденные

бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, - это потребность в укоренении и потребность в индивидуализии. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, всегда тщетно стремящегося каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни [6].

Время молодости, как период формирования личности, представляет собой особо важный этап в жизни человека. На данном этапе происходит активное становление личности, выработка ценностных ориентаций и поиск своего места в социуме [2].

В самом широком понятийном контексте молодежь рассматривается как обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь понимается как социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [9].

Психологическое благополучие и безопасность в этот период оказывают важное влияние на будущий психический статус индивида.

Если рассматривать индивидуальные особенности личности - такие, как экстроверсия, амбиверсия и интроверсия, то важно отметить, что они играют существенную роль в определении стилей взаимодействия человека с миром. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интро-вертной установки не существует [10]. Поэтому некоторые авторы выделяют амбивертную установку. Например, экстроверты, которые ориентированны на внешний мир, амбиверты, обладающие чертами обоих типов, и интроверты, предпочитающие внутренний мир, могут различным образом воспринимать и реагировать на стрессовые ситуации и внешний мир, что может влиять на уровень благополучия и психологической безопасности личности [5].

Материал и методы

В нашем исследовании приняло участие 55 респондентов в возрасте от 20-30 лет. 46 из которых - девушки, а 9 - парни.

На первом этапе анализа полученных данных, мы вычислили среднее арифметическое баллов всех участников по Опроснику «Шкала психологического благополучия».

Рисунок 1. Психологическое благополучие молодежи.

Шкала психологического благополучия

66 64 62 60 58 56 54 52 50

62

Л?

61

56

65

61

59

СГ

Как мы видим на диаграмме (Рис.1), наибольшее количество баллов набрали шкалы «Личностный рост» и «Позитивные отношения». Это может свидетельствовать о том, что испытуемые обладают чувством непрекращающегося развития, воспринимают себя самореализовывающимися, испытывают чувство реализации своего потенциала, наблюдают улучшения в себе и своих действиях с течением времени. А также испытуемые имеют удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими; заботятся о благополучии других; понимают, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.

На втором этапе нами был проведен анализ по методике «Шкала оценки компонентов психологической безопасности личности».

Рисунок 2. Результаты психологической безопасности по опроснику.

Психологическая безопасность

10.2 -10 10 10 10

I I II

9.2 9 9 9 9 9

В

Я #

Рисунок 3. Результаты психологической безопасности по рейтингу.

Психологическая безопасность

8 7 6 5 4 3 2 1 0

5

4

3 3

1 1

1

1

^ ^ ¿о® Ж' л*

& * ✓

7

7

Как мы видим по результатам опросника (Рис.2), психологическая безопасность личности определяется несколькими важными компонентами: семья, друзья, информация и права человека. Рейтинговая диаграмма (Рис.3) показывает приблизительно такой же результат. Важными компонентами здесь являются семья, друзья, здоровье и работа/учеба. Семья и друзья все также остаются важными компонентами психологической безопасности, и добавляются еще два компонента: работа/учеба и здоровье. Несмотря на то, что есть небольшие изменения, основные компоненты остаются прежними.

Мы предполагаем, что психологическая безопасность в лице семьи и друзей обеспечивает благополучие личности в самореализации, то есть в личностном росте, а также в поддержании позитивных отношений с окружением.

На третьем этапе анализа данных мы изучили результаты по методике «Выявление типа личности».

Рисунок 4. Выраженный тип личности.

Тип личности

Экстраверты 9%

60%

■ Экстраверты ■ Амбиверты ■ Интроверты

Среди наших испытуемых 9% отводится экстравертам, 31% - интровертам и 60% - амбивертам (Рис. 4). Большинство наших испытуемых -амбиверты, что может говорить о преобладании у испытуемых гибкости и разнообразности во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Корреляционный анализ данных

Таблица 1. Коэффициент корреляции.

Признак Семья Работа/учеба Друзья Здоровье Информация Права человека Общество Культура Экология Амбивертность

Позитивные отношения 0,4 0,3 0,4 0,4 0,3 0,4 0,4 0,4 0,5 0,2

Автономия 0,3 0,2 0,2 0,2 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Управление средой 0,5 0,4 0,4 0,6 0,4 0,4 0,5 0,5 0,4 0,3

Личностный рост 0,4 0,4 0,3 0,4 0,4 0,5 0,4 0,4 0,3 0,2

Цели в жизни 0,5 0,5 0,3 0,5 0,4 0,5 0,5 0,4 0,3 0,2

Самопринятие 0,5 0,4 0,4 0,5 0,3 0,4 0,3 0,4 0,2 0,2

При р < 0,05 между показателями «семья» и «позитивные отношения» - г = 0,4; между показателями «семья» и «личностный рост» - г = 0,4; между показателями «друзья» и «позитивные отношения» - г = 0,4; между показателями «друзья» и «личностный рост» - г = 0,3; между показателями «позитивные отношения» и «амбивертность» - г = 0,2; между показателями «личностный рост» и «амбивертность» - г = 0,2.

Для выборки участников исследования - г = ± 0,26.

Заключение

В основе нашего исследования лежит предположение о том, что вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, психологическая безопасность личности обеспечивает благополучие молодежи, что, в свою

очередь, влияет на их личностный рост и позитивные отношения, что и показывает корреляционный анализ экспериментальных данных. Нами был проведен анализ полученных результатов. Для корреляционного анализа использовалось программа Excel, где при помощи встроенной функции CORREL было выявлено, что корреляционный индекс между рассматриваемыми показателями имел корреляционную связь, что подтверждает нашу гипотезу.

Мы можем сделать вывод, что психологическая безопасность личности в лице семьи и друзей обеспечивает благополучие личности в самореализации, то есть в личностном росте, а также в поддержании позитивных отношений с окружением. Каждый человек ищет свой круг общения и свою психологическую безопасность. Ведь, независимо от типа личности, человеку комфортно в окружении семьи и друзей, которых он выбирает. И это позволяет иметь человеку психологическое благополучие, что влияет на личностный рост и позитивные отношения с окружающими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агузумцян Р., Амирян С., Папоян В., Мурадян Е., Галстян А., Саргсян Д. Проблемы психологической безопасности личности: теоретические и экспериментальные исследования. Ер.: Изд-во ЕГУ, 2013. 136с.

2. Аронсон, Э. Возрастная психология: развитие человека от детства до старости. СПб: «Питер», 2017.

3. Безруков А.В. Психология безопасности: основные аспекты и тенденции развития. «Психологический журнал», 2017, 38 (2), 76-89.

4. БонивеллИ. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. М.: «Время», 2009.

5. Голдберг, Л.Р. Типы личности по модели Большой Пятерки: концепция и измерение // журнал «Изучения Личности», 2018, 29 (1), 45-62.

6. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. М.: «Гардарики», 2003. 480с.

7. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 268 с.

8. Фрейд З. Изучение структуры личности и динамики психики // «Психоаналитический Обзор», 2018, 43(4), 201-220.

9. Чупров, В. И., Зубок Ю.А. Социология молодежи: учебник. М., 2020. 336с.

10. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: «Ювента» М.: «Прогресс-Универс», 1995.

WELL-BEING AS A FACTOR PROVIDING PSYCHOLOGICAL SAFETY IN YOUNG PEOPLE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. Papoyan1, A. Mgdesyan2

1Yerevan State University (YSU) 2Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of International Relations and Socio-Political Sciences (IIRSPS)

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the role of well-being as a key factor in ensuring the psychological safety of the individual among young people. Having analyzed the essence of the concept of well-being and its relationship with mental health, we strive to reveal the influence of well-being on the formation of psychological stability, facilitating adaptation to modern challenges and stressors.

The purpose of our study was to study the role of well-being in ensuring the psychological safety of the individual among young people.

This study is extremely relevant in the light of modern challenges. Youth are facing a variety of stressors caused by social and technological changes and the "COVID-19" pandemic. The research on the influence of well-being on psychological safety will help to understand how modern conditions affect the mental health of young people.

Research hypothesis: it is assumed that, regardless of individual characteristics, the psychological safety of the individual ensures the well-being of young people, which in turn affects their personal growth and positive relationships.

The study was conducted to identify the influence of well-being on the psychological safety of an individual and personality type. In the empirical part of the study, we used the following methods: Questionnaire "Psychological Well-Being Scale" by K. Ryff (adapted by T.D. Shevelenkova, P.P. Fesenko); "Scale for assessing the components of psychological safety of the individual" Amiryan S.S., Papoyan V.R., Galstyan A.S., Sargsyan D.Yu.; Methodology "Identification of personality type" (questionnaire by K. Jung). The study was conducted among young people aged 20 to 30.

Keywords: well-being, psychological safety, extrovert, ambivert, introvert.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.