Научная статья на тему 'Благое и его гуманистический потенциал'

Благое и его гуманистический потенциал Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОЕ / GOOD / БЛАГОБЫТИЕ / БЛАГОЧУВСТВИЕ / БЛАГОМЫСЛИЕ / БЛАГОСЛОВИЕ / БЛАГОДЕЯНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMANISTIC POTENTIAL / GOOD EXISTENCE / GOOD FEELING / GOOD THINKING / GOOD SPEAKING / GOOD DEED

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермаков Сергей Анатольевич

В статье дается содержательный анализ понятия «благое», которое рассматривается как единство благочувствия, благомыслия, благословия, благодеяния. В этой связи раскрывается роль благого в контексте человеческих отношений. Автор приходит к выводу, что гуманистический потенциал благого значителен, и он должен быть в полной мере задействован в жизни современного человека. При этом внимание концентрируется на необходимости активного участии человека в формировании благобытия, являющегося основой человеческого существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOOD AND ITS HUMANISTIC POTENTIAL

The article presents a substantial analysis of the notion “good”, which is examined as a unity of good feeling, good thinking, good speaking and good deed. In this connection the role of good in the context of human relations is revealed. The author comes to the conclusion that the humanistic potential of good is significant, and it must be used fully in the life of a contemporary man. Attention is focused on the necessity of the active participation of a man in the formation of good existence that is a basis of human life.

Текст научной работы на тему «Благое и его гуманистический потенциал»

Ермаков Сергей Анатольевич

БЛАГОЕ И ЕГО ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

В статье дается содержательный анализ понятия "благое", которое рассматривается как единство благочувствия, благомыслия, благословия, благодеяния. В этой связи раскрывается роль благого в контексте человеческих отношений. Автор приходит к выводу, что гуманистический потенциал благого значителен, и он должен быть в полной мере задействован в жизни современного человека. При этом внимание концентрируется на необходимости активного участии человека в формировании благобытия, являющегося основой человеческого существования. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/4-1/15.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 1. C. 61-64. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список литературы

1. Виноградов Ю. Иван Павлов и Николай Бухарин: от конфликта к дружбе // Звезда. 1989. № 10. С. 94-120.

2. Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.) / АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии; отв. ред. В. Л. Соскин. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1980. 368 с.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-8080. Оп. 1.

4. Денисов И. Н., Косарев И. И. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы: учеб. пособие. М.: Изд-во ММСИ, 1998. 112 с.

5. Деятельность высших учебных заведений РСФСР. 1925/26 уч. год (по годовым отчетам). М.: Главпрофобр, 1927. Вып. 1. Методы преподавания и учет успешности студенчества / под ред. И. И. Ходоровского и Н. И. Челяпова. 43 с.

6. Корбут М. К. Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина за 125 лет. 1804/05-1929/30: в 2-х т. Казань: Татполиграф, 1930. Т. 2. 382 с.

7. КПСС о культуре, просвещении и науке: сб. документов. М.: Политиздат, 1963. 552 с.

8. Ленинградский медицинский институт: к XXX-летию деятельности (1897-1927): доклады-речи на юбилейном заседании и обзор учебной деятельности института. Л.: Ленингр. мед. ин-т, 1928. 127 с.

9. Покровский М. О реформе высшей школы // Красная молодежь. 1924. № 1. С. 98-107.

10. Учебно-методические достижения вузов РСФСР в 1924/25 учебном году. По материалам ректорского совещания и методических конференций в 1924/25 уч. г. / под ред. А. И. Абиндера и Н. И. Челяпова. М. - Л.: Госиздат, 1926. 175 с.

11. Центральный архив города Москвы (ЦАГМ). Ф. 714. Оп. 2.

12. Чанбарисов Ш. Х. Формирование советской университетской системы. М.: Высшая школа, 1988. 255 с.

13. Шабров А. В., Романюк В. П. Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И. И. Мечникова. К 100-летию со дня основания: в 2-х ч. СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2006. Ч. 1. 1907-1945. 504 с.; СПб.: СПбГМА, 2008. Ч. 2. 1945-2007. 832 с.

14. 175 лет первого Московского государственного медицинского института. М. - Л.: Медгиз, 1940. 436 с.

15. http://www.rulit.me/books/vospominaniya-kornilovca-1914-1934-read-172279-65.html (дата обращения: 20.02.2016).

FINDING FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION AT MEDICAL FACULTIES OF THE RSFSR (THE 1920S)

Eregina Natal'ya Timofeevna, Doctor in History, Associate Professor Yaroslavl State Medical University ereginant@mail. ru

The article examines the specifics of educational process organization at medical faculties in the 1920s. The author focuses on analyzing the brigade-laboratory method to conduct tutorials, its evaluation by the official figures of the People's Commissariat for Education and medical professorship. By concrete examples the paper shows that the practice of implementing this form of study at higher school indicated its unsuitability for qualitative individual physicians' training.

Key words and phrases: the RSFSR higher school; medical education; brigade- laboratory method; active methods of teaching; medical professorship.

УДК 124.5

Философские науки

В статье дается содержательный анализ понятия «благое», которое рассматривается как единство бла-гочувствия, благомыслия, благословия, благодеяния. В этой связи раскрывается роль благого в контексте человеческих отношений. Автор приходит к выводу, что гуманистический потенциал благого значителен, и он должен быть в полной мере задействован в жизни современного человека. При этом внимание концентрируется на необходимости активного участии человека в формировании благобытия, являющегося основой человеческого существования.

Ключевые слова и фразы: благое; благобытие; благочувствие; благомыслие; благословие; благодеяние; гуманистический потенциал.

Ермаков Сергей Анатольевич, д. филос. н., профессор

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского ermacow 1958@mail. гы

БЛАГОЕ И ЕГО ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

«Благое» - слово из далекого прошлого. Сегодня оно редко используется в речи. Между тем оно заключает в себе глубокий смысл, важный для понимания специфики человеческой жизни. Благое - означает доброе, лучшее, то, что на пользу человеку. Для современного человека, обремененного различными проблемами социально-экономического, политического и гуманитарного характера, это знание может помочь в построении жизненного пути. Оно может содействовать определению вектора его усилий в выстраивании отношений между людьми, пониманию тренда его подлинно человеческого существования. Этими обстоятельствами и определяется актуальность данной темы.

Целью настоящей работы является содержательный анализ понятия «благое», раскрытие роли благого в контексте человеческих отношений, нацеленных на реализацию гуманистических ценностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать философский анализ понятия благого; раскрыть его гуманистический потенциал.

Согласно философским воззрениям, «благое» существует благодаря человеку и вместе с ним. Человек смотрит на мир, ощущает и воспринимает его. Это - конкретные вещи, идеи, процессы и состояния, которые несут в себе позитивное начало, помогающее человеку в жизни. В силу этого важно, хотя бы в первом приближении, охарактеризовать мир человека для того, чтобы раскрыть суть благого.

Мир человека в качестве важнейших составляющих включает в себя чувства, мысли, слова и дела. Без них нет человека. Каждый человек с помощью органов чувств ощущает мир, в котором он живет. Ощущения рождают мысли, которые на рациональном уровне отражают возникшее впечатление. Возникшие мысли облекаются в словесную форму. В свою очередь, мир слов непосредственно и опосредовано воздействует на человека, вынуждая его поступать определенным образом. Так слова воплощаются в дела.

Отсюда следует, что для того, чтобы раскрыть содержательный аспект благого, необходимо взглянуть на него через призму чувств, мыслей, слов и дел человека. Понятно, что такое разграничение возможно лишь в рамках теоретического анализа. В реальной жизни чувства, мысли, слова и дела человека теснейшим образом переплетены. Но подобное разграничение помогает глубже понять благостность бытия человека и тем самым проникнуть в суть благого. Рассмотрим все по порядку.

Благочувствие - одно из важнейших состояний человека. Представим себе утро. Человек только что проснулся. Еще ничего не успело его омрачить. Он безмятежен, пребывает в неге. Это - удивительное состояние внутреннего комфорта и гармонии, уравновешенности и покоя! Это - ценнейшие мгновения человеческого бытия, которые, являясь благовременными моментами, выступают своеобразной питательной средой развития всего благого. В частности, благодаря благочувствию рождается благожелательность.

Благожелательность - это позитивный настрой человека на кого-либо или чего-либо. Благожелательность - это изначальная интенция человека. Без благожелательности невозможно выстроить добрых отношений с людьми, расположить их к себе, явить им лучшее из того, что есть в человеке. Благожелательность -это психологическая основа, содействующая закреплению и упрочению человеческих отношений. Она всегда нацелена на добро, его приумножение и возвышение.

Благожелательность, в частности, рождает благоприятность. Когда с добрыми чувствами относятся к человеку, тогда он стремиться ответить тем же. Ему не просто приятно общаться с собеседником. Ему благоприятно это делать. Благоприятность всегда способствует чему-либо позитивному. Так, например, благоприятное отношение членов комиссии содействует высоким оценкам в труде и спорте. Не случайно говорят, что дома и стены помогают.

Вместе с тем благие чувства являются питательной средой для благоразумия. Если молодой человек любит девушку, то он стремится оградить ее от проблем и невзгод. Его поведение в отношении нее является ответственным. Уже Платон возвеличивал благоразумие, видя в нем основу добродетельной жизни [9, с. 56]. Действительно, без разума, направленного на благое, не может быть благомыслия. Благая мысль есть правильная идея, помогающая человеку в жизни. Человек должен мыслить правильно для того, чтобы его жизнь стала лучше. При этом он должен знать, что у мысли есть способность «мыслить себя» [10, с. 174]. Мысль всегда находится в развитии, она как бы «шлифует» себя. Так, благомыслие содействует благонамеренности. Человек не просто осознает, что ему нужно, но и стремится к этому, намерен воплотить это в действительности. Правда, здесь не обойтись без благоволения. Всегда нужна еще воля, направленная на реализацию благих мыслей [4, с. 163]. Воля есть концентрация внимания на какой-то идее. В нашем случае: концентрация внимания на «благой» идее. Человек, благосклонно относясь к чему-либо, должен еще подключить добрую волю, чтобы достичь желаемого. Так, обретя благую идею, сконцентрировавшись на ней и превратив ее в императив своих действий, человек движется к счастливой жизни [2, с. 1349].

При этом вновь подчеркнем, очень важно облечь мысль в положительные по значению и звучанию слова. Позитивность мысли есть благословие. Благие слова возвышают человека, восхваляют его. В положительном смысле сло'ва и реализуется суть благомыслия. Причем благие слова должны быть благими не только по содержанию, но и по форме. Поэтому благозвучие есть важнейшая составляющая благословия. Достаточно близкого человека назвать по имени, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, как ситуация сразу начинает меняться в лучшую сторону. Например, Леночка - слово, которое настраивает на волну добродетельного отношения к близкому человеку.

Далее - произнесенное слово уже есть дело [3, с. 129]. Вовремя и к месту сказанное слово - великая вещь! В слове как бы фиксируется и кристаллизуется суть происходящего. Услышав слово, человек начинает понимать, что происходит в действительности. Так, достаточно сказать знакомому, что у него замечательная жена - вкусно готовит, следит за детьми, гордится своим мужем, - как у человека открываются глаза. Он начинает понимать, что так все и есть: она действительно образцовая жена. Поэтому нужно беречь и ценить ее, а не попрекать и обижать.

Кроме того, слово также способно воплотиться в делах. Благое же слово не только может, но и должно реализоваться в благих делах. Скажем, простая фраза, обращенная к женщине, - «ты самая красивая» - заставляет ее посмотреть на себя в зеркало и увидеть собственную красоту. Вообще говоря, именно слово, в конце концов, делает человека красивым, сильным, справедливым. Слово как толчок к осознанию в себе

и других людях названных выше качеств. Поэтому так важно «говорить друг другу комплименты, ведь это жизни все - прекрасные моменты». Безусловно, прав Б. Окуджава! Благое слово, воплощенное в делах, есть благодеяние. В силу этого благодеяние есть неотъемлемая часть благого. Без благодеяния нет и не может быть нравственного. Нравственность всегда укоренена в практике жизни. Все нормы нравственности обращены к человеку, его поведению и отношению к себе и другим. Благодеяние нацеливает человека на благое отношение к людям. «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22:39) - гласит библейская заповедь. Она же призывает: «любите врагов ваших» (Мф. 5:44). Эти слова всегда вызывали вопросы. Как так? Ведь это - враг. Его нужно уничтожать. А тут провозглашается любовь! Дело в том, что ненависть не только ожесточает сердца людей, но и «незримыми нитями» связывает человека с недругом. Чтобы освободиться от этих оков, нужно возлюбить врага и тем самым разорвать путы, освободиться от них. Любовь есть путь к освобождению себя от негативных чувств, есть путь к свободе. Через любовь как благодеяние жизнь наполняется добродетельным подлинно человеческим смыслом. Не случайно любовь полагается «самой совершенной формой взаимодействия одного человека с другим» [7, с. 109].

Благодеяние не только свидетельствует о благовоспитанности, но и взращивает ее в человеке. Давно было замечено, что человек становится человеком через дело. Древние говорили: «Берись за дело сие - и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом» [8, с. 124]. Дело воспитывает в человеке доброе отношение к труду. А это есть основа добродетельности. Поэтому, на наш взгляд, правомерно и своевременно ставится сегодня вопрос о восстановлении «ценности и значимости труда, в особенности честного труда» [1, с. 51]. В свою очередь, благовоспитанность демонстрирует благонравие, благорасположение человека. Встав на путь благих дел, человек обретает благосклонность других людей, ценящих благое в жизни человеческой, и получает благодарность. Это, без сомнений, оказывает благотворное влияние на самого человека, делающего добро, обогащает его духовный опыт [6, с. 84].

Так, круг замкнулся! Делающий добро не только увеличивает меру благого в жизни, тем самым помогая людям, но и преобразует себя, свою жизнь. Он становится благочестивым, благочинным. Благопристойность выступает основой его бытия. Сама жизнь благодеятельного человека становится благолюбивой. Она наполняется благолепием, в ней царит благоустроенность. В сущности, это тот идеал человеческой жизни, о котором писал Платон.

Для нас важно подчеркнуть, что благое есть единство благочувствия, благомыслия, благословия, благодеяния. Все это - грани, ипостаси благого. Вместе с тем эти грани в своем единстве раскрывают содержательный аспект благого. Благое не есть некая абстрактная вещь, существующая в сознании человека. Благое есть совокупность, ансамбль добрых чувств, мыслей, слов и дел человека. Взятые в своем единстве, они и образуют то, что называется благом в подлинно человеческом смысле.

Для современного человека эти положения очень важны. В своем стремлении к благополучию он не должен забывать о благости бытия. Благостность бытия - это благостное отношение человека к миру через призму благих чувств, мыслей, слов и дел. Это отношение, изначально настроенное на положительную волну, как нельзя лучше раскрывает гуманистический потенциал благого. В своей основе благостное отношение заключает в себе благоговение перед жизнью. Как явленное отношение, оно становится уже частью реальности, в которой живет человек. Поэтому вновь подчеркнем, благостность бытия есть не только аспект восприятия человеком реальности, но и сама реальность, явленная человеком человеку. Поддерживая благостность бытия, ориентируясь на лучшее из того, что есть у него [5, с. 63], человек создает условия для подлинно человеческого существования, как бы погружая себя в благобытие.

Таким образом, гуманистический потенциал благого значителен. Подчас путь решения проблемы лежит через приобщение к благому и сохранение его. Достаточно человеку откликнуться на чувства светлые, мысли возвышенные, слова праведные, дела добрые, как проблема начинает решаться сама собой. В силу этого человек должен быть ориентирован на благостное, думать о нем, говорить о нем, чувствовать и делать его. Он должен проявлять свою активность в созидании благого. Особенно это касается вопросов самовоспитания, формирования отношений в своей семье, кругу друзей. Так благочувствие, благомыслие, благословие и благодеяние направляют человека в сторону благолюбия, которое становится основой его добродетельной жизни.

Список литературы

1. Горбова В. В. Честный труд как нравственная ценность современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 9 (59). Ч. 1. С. 50-53.

2. Ермаков С. А. Императивы счастливой жизни человека // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1349-1353.

3. Ермаков С. А. Путь жизни человека: святоотеческая традиция и современность: монография. Н. Новгород: Изд-во государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2002. 334 с.

4. Ермаков С. А. Святоотеческие представления о воле человека // Приволжский научный журнал. 2013. № 1 (25). С. 163-165.

5. Ермаков С. А., Мезина Л. Г. Путь жизни человека как проблема философской антропологии // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 60-68.

6. Ермакова Е. В., Мезина Л. Г. Духовный опыт в жизни деловой женщины // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53). Ч. 2. С. 84-86.

7. Изотов М. О. Философия любви Н. Ф. Федорова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (58). Ч. 3. С. 109-111.

8. Невидимая брань / пер. с греч. Святителя Феофана Затворника. М.: Православное братство, 2002. 350 с.

9. Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. 528 с.

10. Счастливцев А. Н. Мысль неизреченная // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (32). Ч. 1. С. 173-180.

GOOD AND ITS HUMANISTIC POTENTIAL

Ermakov Sergei Anatol'evich, Doctor in Philosophy, Professor National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod ermacow1958@mail. ru

The article presents a substantial analysis of the notion "good", which is examined as a unity of good feeling, good thinking, good speaking and good deed. In this connection the role of good in the context of human relations is revealed. The author comes to the conclusion that the humanistic potential of good is significant, and it must be used fully in the life of a contemporary man. Attention is focused on the necessity of the active participation of a man in the formation of good existence that is a basis of human life.

Key words and phrases: good; good existence; good feeling; good thinking; good speaking; good deed; humanistic potential.

УДК 141.3

Философские науки

В статье рассматривается вопрос о необходимости расширения антропологической проблематики при изучении вопросов историко-философского характера в преподавании философии. В этой связи авторы обращаются к различным эпохам в развитии философии с тем, чтобы раскрыть их антропологический потенциал. При этом внимание концентрируется на актуальности выдвинутых философской мыслью гуманистических идей. Авторы приходят к выводу, что такой подход будет содействовать пробуждению интереса к философии и возвышению ее роли в жизни человека.

Ключевые слова и фразы: философия; история философии; антропология; антропологический потенциал; человеческие качества; лучшая жизнь.

Ермаков Сергей Анатольевич, д. филос. н., профессор Ермакова Елена Владимировна, к. филос. н., доцент

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского ermacow 1958@mail. гы

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Современное преподавание философии в вузе включает в себя в качестве обязательного раздела - философскую антропологию. Она полагается «самой востребованной отраслью философского знания» [8, с. 165]. Такие вопросы, как природа и сущность человека, индивид, индивидуальность, личность, духовный мир человека, смысл жизни и судьба человека подробно рассматриваются на занятиях. Все это, безусловно, важно, поскольку позволяет привлечь внимание студентов к изучению проблем человека, помогает молодым людям глубже понять самих себя, тех людей, которые их окружают.

Однако обращения к вопросам философской антропологии только в рамках одного раздела явно недостаточно. Основными аргументами в пользу этого положения выступают следующие. Во-первых, философия является человеческим способом постижения мира. В современной философии справедливо ставится вопрос о рассмотрении познавательного потенциала принципа антропоцентризма, его значении и роли в процессе научного познания [9, с. 154]. Скажем больше, философия существует благодаря человеку и для него. Именно в человеке кроется первопричина и первоисток всякого философствования. В силу этого можно утверждать, что без человека нет философии. Поэтому так важно рассмотреть «антропологическую» составляющую философии, демонстрирующую ее неразрывную связь с человеком, показать роль гуманистической проблематики в постижении основ философии, равно как раскрыть значение самой философии в жизни человека. Об этом справедливо писал М. Мамардашвили: «Настоящая философия - это та, которая состоит в восстановлении или в узнавании того, что есть на самом деле. То есть философия не есть какое-то учение или ученое книжное занятие, а есть часть нашей жизни» [7, с. 20]. Философия как часть жизни человека - вот тема, которая, на наш взгляд, красной нитью должна пройти через весь курс философии. Во-вторых, значительный пласт философской проблематики имеет выходы на антропологическую тематику. Это, прежде всего, относится к историко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.