Научная статья на тему 'Бизнес-школа как предпринимательская структура в системе профессионального образования России'

Бизнес-школа как предпринимательская структура в системе профессионального образования России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ШКОЛА / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимова Софья Викторовна

Задача/цель исследовательской работы: уточнить понятийный аппарат предпринимательской деятельности в системе бизнес-образования; определить факторы конкурентных преимуществ отечественных бизнес-школ. Данной теме посвящены работы Лоранжа П., Мескона Т., Минцберга Г., Портера М., Акатова Н., Екшеева Т.К., Кочуровой Т.Б., Лысова И.А., Мисиковой З.В., Молодчика А.Н., Мордовина С.К., Мясоедова С.П., Хазина М.Л. Методология: анализ предпринимательской деятельности региональных и ведущих бизнес-школ России (в основе данные официальных сайтов организаций), анкетирование их руководителей; логические умозаключения. Выводы: в статье дано определение бизнес-образования, бизнес-школ, их классификация. Приведены основные риски и гарантии осуществления деятельности. Приведены результаты анализа предпринимательской деятельности бизнес-школ: выявлены факторы конкурентных преимуществ и факторы, сдерживающие развитие отечественного рынка бизнес-образования. Даны стратегические направления развития бизнес-школ в России. Практическое значение: результаты анализа могут быть использованы бизнес-школами, структурами дополнительного профессионального образования, саморегулируемыми организациями и другими структурами, обеспечивающими развитие рынка бизнес-образования. Социальные последствия: эффективная предпринимательская деятельность бизнес-школ способствует добросовестной конкуренции на рынке и повышению качества оказываемых услуг, результатом чего является повышение показателей хозяйственной деятельности организаций территории и уровня жизни её населения. Оригинальность/ценность: ценность работы заключается в реальном практическом значении полученных результатов для бизнес-школ и их партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BUSINESS SCHOOL AS ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN THE SYSTEM OF THE PROFESSIONAL EDUCATION OF RUSSIA

Objective/purpose of research: to clarify the conceptual framework of entrepreneurship in the system of business education; to identify the factors of competitive advantages of the domestic business schools. This theme is reflected in the works of the Lorange P., Mescon T., Mintzberg G., Porter, M., Akatov, N., Eksheev T.K., Kochurova T. B., I. A. Lysov, Misikov Z. V., Molodchik A. N., Mordovin S. K., Myasoedov S. P., M. L. Khazin. Methodology: analysis of the business activity of the leading and regional business schools of Russia (based on data from official sites of organizations), questioning their leaders; logical reasoning. Conclusions: in the article the definition of business education, business schools, their classification. The main risks and ensure the implementation of activities. The results of the analysis of entrepreneurship business schools: the factors of competitive advantage and the factors constraining the development of the domestic market of business education. There are the strategic directions of development of business schools in Russia. Practical value: the results of the analysis can be used in business schools, institutions of additional professional education, self-regulatory organizations and other structures to ensure the development of the market of business education. Social implications: the effective entrepreneurship of business school promotes fair competition in the market and increasing the quality of services, resulting in increased economic activities of organizations of the territory and the standard of living of its population. Originality/value: the value of the work is of real practical significance of the obtained results for business schools and their partners.

Текст научной работы на тему «Бизнес-школа как предпринимательская структура в системе профессионального образования России»

Проблемы экономики и юридической практики

2'2017

2.3. БИЗНЕС-ШКОЛА КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Анисимова Софья Викторовна, ведущий специалист по административно-аналитической работе Место работы: Высшая школа экономики и управления Института непрерывного образования ТвГУ

sophi2911@mail.ru

Аннотация

Задача/цель исследовательской работы: уточнить понятийный аппарат предпринимательской деятельности в системе бизнес-образования; определить факторы конкурентных преимуществ отечественных бизнес-школ. Данной теме посвящены работы Лоранжа П., Мескона Т., Минцберга Г., Портера М., Акатова Н., Екшеева Т.К., Кочуровой Т.Б., Лысова И.А., Мисиковой З.В., Молодчика А.Н., Мордовина С.К., Мясоедова С.П., Хазина М.Л.

Методология: анализ предпринимательской деятельности региональных и ведущих бизнес-школ России (в основе данные официальных сайтов организаций), анкетирование их руководителей; логические умозаключения. Выводы: в статье дано определение бизнес-образования, бизнес-школ, их классификация. Приведены основные риски и гарантии осуществления деятельности. Приведены результаты анализа предпринимательской деятельности бизнес-школ: выявлены факторы конкурентных преимуществ и факторы, сдерживающие развитие отечественного рынка бизнес-образования. Даны стратегические направления развития бизнес-школ в России.

Практическое значение: результаты анализа могут быть использованы бизнес-школами, структурами дополнительного профессионального образования, саморегулируемыми организациями и другими структурами, обеспечивающими развитие рынка бизнес-образования.

Социальные последствия: эффективная предпринимательская деятельность бизнес-школ способствует добросовестной конкуренции на рынке и повышению качества оказываемых услуг, результатом чего является повышение показателей хозяйственной деятельности организаций территории и уровня жизни её населения.

Оригинальность/ценность: ценность работы заключается в реальном практическом значении полученных результатов для бизнес-школ и их партнеров.

Ключевые слова: бизнес-школа, бизнес-образование, предпринимательская деятельность, факторы конкурентных преимуществ.

A BUSINESS SCHOOL AS ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN THE SYSTEM OF THE PROFESSIONAL EDUCATION OF RUSSIA

Anisimova Sophia V., the leading specialist for administrative and analytical work

Work place: Higher school of Economics and managementInstitute of continuing education Tver State University

sophi2911@mail.ru

Annotation

Objective/purpose of research: to clarify the conceptual framework of entrepreneurship in the system of business education; to identify the factors of competitive advantages of the domestic business schools. This theme is reflected in the works of the Lorange P., Mescon T., Mintzberg G., Porter, M., Akatov, N., Eksheev T.K., Kochurova T. B., I. A. Lysov, Misikov Z. V., Molodchik A. N., Mordo-vin S. K., Myasoedov S. P., M. L. Khazin.

Methodology: analysis of the business activity of the leading and regional business schools of Russia (based on data from official sites of organizations), questioning their leaders; logical reasoning.

Conclusions: in the article the definition of business education, business schools, their classification. The main risks and ensure the implementation of activities. The results of the analysis of entrepreneurship business schools: the factors of competitive advantage and the factors constraining the development of the domestic market of business education. There are the strategic directions of development of business schools in Russia.

Practical value: the results of the analysis can be used in business schools, institutions of additional professional education, self-regulatory organizations and other structures to ensure the development of the market of business education.

Social implications: the effective entrepreneurship of business school promotes fair competition in the market and increasing the quality of services, resulting in increased economic activities of organizations of the territory and the standard of living of its population. Originality/value: the value of the work is of real practical significance of the obtained results for business schools and their partners. Keywords: business school, business education, entrepreneurial activity, factors of competitive advantages.

Анисимова С. В.

БИЗНЕС-ШКОЛА КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Развитие предпринимательства на рынке бизнес-образования - это стратегический ресурс укрепления самой системы бизнес-образования, способствующий усилению добросовестной конкуренции бизнес-школ и повышению качества оказываемых ими услуг. Бизнес-школам в России более 25-ти лет, однако, вопросы осуществления ими предпринимательской деятельности исследованы не достаточно. Это обусловило выбор задач исследования: уточнить понятийный аппарат предпринимательской деятельности в системе бизнес-образования; определить факторы конкурентных преимуществ отечественных бизнес-школ.

Вопросам функционирования бизнес-школ как предпринимательских структур посвящены работы Лоранжа П., Меско-на Т., Минцберга Г., Портера М., Екшеева Т.К., Кочуровой Т.Б., Лысова И.А., Мисиковой З.В., Мордовина С.К., Мясоедова С.П., Хазина М.Л. Развитию региональных бизнес-школ в России посвящены труды Акатова Н. и Молодчика А.Н.

Определим бизнес-образование как любые формы профессионального образования в области менеджмента, финансов, маркетинга, логистики, управления человеческими ресурсами и в других областях бизнеса, подготавливающие специалистов для участия в управлении и ведения других специализированных функций в хозяйствующих организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли, а также положительного социального эффекта.

Структуру бизнес-образования необходимо рассматривать с разных сторон: с одной стороны как объект и субъект образовательной деятельности, цель которого - достижение положительного социального эффекта за счет оказания услуг по развитию бизнес-компетенций; с другой - как объект и субъект предпринимательской активности, цель которого - получение прибыли. Бизнес-школы в качестве услуговых центров по развитию компетенций обладают чертами социального предпринимательства [7]. Это агенты изменений в социальном секторе, благодаря:

- принятию миссии, направленной на создание и поддержание социальной ценности - оказание услуг по подготовке высококвалифицированных руководителей и специалистов, способных эффективно работать в условиях меняющихся рынков и развивать свои организации;

- выявлению и неустанной реализации новых возможностей, связанных с этой миссией;

- участию в процессе постоянных инноваций, адаптации и обучения (актуализация программ и услуг бизнес-школ, непрерывная научно-исследовательская работа);

- смелым действиям, не ограниченным уже имеющимися ресурсами (предпринимательский ресурс руководителей бизнес-школ, преподавателей, слушателей, партнеров);

- проявляет повышенную ответственность к созданию ценности для потребителей в регионе (социальная ответственность, клиентоориен-тированность).

Все бизнес-школы являются некоммерческими организациями, так как основная цель их деятельности - оказание образовательных услуг в сфере бизнес-образования. Важно подчеркнуть, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана [1, 4]. Следовательно, корректнее будет называть бизнес-школы предпринимательски ориентированными структурами. В данной работе оба термина употребляются как синонимы.

По мнению Щёкина Г.В. [6], любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды, является бизнесом. Бизнес-школа - это организация, которая по своей сути являет-

ся типичной предпринимательской структурой, ведущей инициативную рисковую деятельность по оказанию образовательных, консультационных и научно-исследовательских услуг в сфере бизнес-образования. В современных условиях все бизнес-школы являются самоокупающимися и самофинансируемыми системами. Получение прибыли от оказания услуг в сфере бизнес-образования - единственный источник дохода бизнес-школ, работающих в условиях отсутствия прямого государственного заказа. Следует подчеркнуть, что с 2011-2012 гг. (с введением нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») оценка соответствия большинства программ бизнес-образования (за исключением программ высшего образования и ряда программ дополнительного профессионального образования, для которых установлены федеральные государственные требования) определенным критериям и показателям была передана на откуп рынку, в том числе в лице общественно-профессиональных организаций (ак-кредитационные агентства, профессиональные ассоциации, другие). Это способствовало росту социальной ответственности бизнес-школ и повышению их гибкости в вопросах управления качеством оказываемых услуг. Из этого следует, что современные бизнес-школы в России должны быть предпринимательскими структурами.

Следовательно, бизнес-школа - это совершенно особый тип образовательного учреждения. Под бизнес-школой будем понимать некоммерческую предпринимательски ориентированную организацию или ее структурное подразделение, оказывающую услуги по обучению практикующих руководителей и специалистов по программам бизнес-образования как минимум по программе «Магистр бизнеса».

Специфика отечественного рынка бизнес-образования заключается в присутствии на рынке производителей (образовательных организаций) всех уровней и видов собственности. Современные региональные предпринимательские структуры на рынке бизнес-образования представлены следующими организационно-правовыми формами [3]:

- структурные подразделения федеральных государственных бюджетных и автономных образовательных учреждений;

- некоммерческие (частные) образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования; учебные подразделения коммерческих организаций (включая корпоративные университеты, частные образовательно-консалтинговые организации (тренин-говые центры);

- индивидуальное предпринимательство.

Отметим, что инициаторами создания бизнес-школ в России были российские и советские вузы, независимые учредители, региональные власти, совместные инициативы учредителей России и зарубежных партнеров. Таким образом, выделяют разные типы бизнес-школ:

1. По виду собственника: частные и государственные;

2. По степени автономности: независимые бизнес-школы, бизнес-школы при университетах, бизнес-школы при коммерческих структурах;

3. По перечню оказываемых услуг: полного цикла и неполного цикла.

Бизнес-школы полного цикла предлагают для бизнеса программы по экономике и управлению всех уровней высшего и дополнительного профессионального образования, начиная от бакалавриата и заканчивая МВА, DBA, а также осуществляют консультационную деятельность. Именно это главная отличительная черта бизнес-школы полного цикла. Она может и оказывает бизнесу услуги, сопровождающие его деятельность во

Проблемы экономики и юридической практики

2'2017

время полного цикла управления бизнес-процессами, осваивает полный цикл передачи импульса от управленческой науки к практике бизнеса [2]. Образовательные структуры полного цикла все чаще называют «университетами бизнеса». Автор предполагает, что намечается тенденция трансформации крупных бизнес-школ в университеты бизнеса.

Основные риски и гарантии ведения предпринимательской деятельности бизнес-школами представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные риски и гарантии ведения предпринимательской деятельности бизнес-школами*

Составление карт-схем

Заполнениекарг-схеы данными о региональных бшнес-школах

Заполнение карт-схеыданнымн о ведущ кбишес-школпх

Риски Гарантии

Привлечение недостаточного количества слушателей Активное присутствие в СМИ; тесная работа с потенциальными клиентами; использование конкурентных преимуществ

Затягивание подготовительного периода организации и открытия программ Грамотная кадровая политика и мотивационные воздействия в отношении административного и профессорско- преподавательского персонала бизнес-школ; регулярная работа по актуализации портфеля образовательных услуг;

Непрофессиональная работа с корпоративными заказчиками

Отсутствие собственного преподавательского состава

Отсутствие серьёзных инвестиций в исследования и создание новых знаний

Низкое качество консалтинга Использование конкурентных преимуществ; расширение спектра оказываемых услуг; работа над улучшением качественных показателей; риск-менеджмент; своевременное выявление резервов неэффективности

Рост числа конкурентов в регионе

Неиспользование резервов роста статуса бизнес-школ Налаживание равноправных связей с ведущими зарубежными бизнес-школами, получение международных аккредитаций

Выявление факторов конкурентоспособности бшнес-школ в РФ

Сравнение ре-зулыагов

Оппслн] |е р е гул ьтатов огде=1ьна по ведущим препюнллыа-ы бшкес-школпм

*составлено автором

Для выявления факторов конкурентных преимуществ, влияющих на построение успешных предпринимательских структур бизнес-образования в России, было проанализировано более 50 региональных бизнес-школ, сгруппированных для удобства анализа по принадлежности к федеральным округам страны. Группировка бизнес-школ объясняется наибольшей вероятностью профессиональной и образовательной мобильности трудовых ресурсов именно в пределах округа. Столичные бизнес-школы (г.Москва и г.С.-Петербург) рассматривались отдельно при анализе ведущих бизнес-школ (14 структур). Автором использован выборочный принцип отбора объектов исследования. Выборка была основана на принципе успешности бизнес-школы, подтвержденной членством в Российской ассоциации бизнес-образования, для региональных структур и на основании российских рейтингов, составленных независимыми порталами и изданиями бизнес-образования, для ведущих бизнес-школ страны. Для получения дополнительных данных было проведено анкетирование руководителей бизнес-школ России.

Анализ отечественного опыта функционирования бизнес-школ проводился в несколько этапов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Анализ отечественного опыта построения бизнес-школ*

* составлено автором

Результатами исследования стали следующие выводы.

1. Факторы конкурентных преимуществ бизнес-школ:

- активная интернационализация образования;

- наличие общественно-профессиональной аккредитации;

- обратная связь с выпускниками;

- высокие требования к абитуриентам программ МВА;

- клиентоориентированность;

- работа с корпоративными клиентами.

2. Факторы, сдерживающие развитие бизнес-школ:

- нежелание заимствовать передовой опыт поддержания связей с выпускниками;

- отсутствие практики проведения стажировок на отечественных предприятиях;

- в содержании программ не учитываются региональные особенности хозяйствования;

- отсутствуют отраслевые критерии и механизмы контроля услуг бизнес-образования в регионах на фоне растущей емкости рынка;

- отсутствует рынок преподавателей и механизмы, стимулирующие его развитие.

3. Прочие выводы (общероссийские особенности):

- растет количество ведущих бизнес-школ, организованных частными лицами;

- в бизнес-школах, созданных на базе вузов, существует риск академичности образования;

отмечена внутриуниверситетская конкуренция структур, реализующих программы бизнес-образования;

- появляется тенденция их укрупнения в единые институты-бизнес-школы;

- увеличивается число бизнес-школ полного цикла;

- «непрофильные» государственные вузы активно участвуют в формировании региональных рынков бизнес-образования;

- диверсификация деятельности образовательных структур (консалтинг, дополнительное образование детей и пр.);

- растут требования к поступающим на программы МВА;

- растет количество успешных бизнес-школ;

- возрастает роль бренда образовательной структуры и «брендов» преподавателей;

- недостаточно развит рынок преподавателей бизнес-образования; в большинстве бизнес-школ отсутствует практика введения в штат бизнес-тренеров, характерно заключение договоров на время реализации конкретных программ и имеет место обратная зависимость между процентом от затрат на оплату бизнес-тренеров и их процентом в штате бизнес-школы;

- для 80,00% из 15 структур (анкетирование руководителей) характерная регулярная проектная работа в меняющихся, гибких группах; при этом в 53% в штате бизнес-школ отсутствуют преподаватели;

- благодаря реализации федеральных и региональных программ, усиливается роль государства как заказчика образовательных услуг;

- низкая степень представленности отечественных бизнес-школ в международных рейтингах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- спрос на программы МВА остается примерно на одном уровне; однако усиливается межрегиональная конкуренция между бизнес-школами;

- возрастает роль маркетинга и рекламных компаний, количество стимулирующих мероприятий растёт.

Анисимова С. В.

БИЗНЕС-ШКОЛА КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Выявлены факторы, которые прямо или опосредованно характеризуют компетенции руководителей бизнес-школ и то, как они могут влиять на предпринимательскую деятельность организаций:

- мультифункциональный характер деятельности руководителей; важность выделения в вузах отдельной должности руководителя бизнес-школы;

- большой опыт управленческой деятельности руководителей;

- соответствующие занимаемой должности базовый уровень и направление образования;

- низкий процент полученного в России и за рубежом бизнес-образования;

- научная работа руководителей;

- их членство в организациях, наградах и достижениях.

Таким образом, анализ предпринимательских структур рынка бизнес-образования позволил определить ключевые стратегические направления развития бизнес-образования в России:

- выдвижение инициатив по совершенствованию нормативно-правовой базы осуществления деятельности предпринимательских структур бизнес-образования;

- развитие системы, форм и механизмов социального партнерства между предпринимательскими структурами бизнес-образования;

- развитие механизмов независимой оценки и общественной аккредитации предпринимательских структур и услуг бизнес-образования;

- поиск новых и совершенствование существующих механизмов развития предпринимательских структур: организационных, экономических, маркетинговых;

- формирование и развитие системы и моделей управления качеством услуг бизнес-образования с учетом социально-экономических особенностей России и её регионов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,19%.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-Ф «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс].- Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_8824/926fefa2445e3286e1bc7a7aaad250da ea8d589e/.

2. В ИБДА РАНХиГС открыт консалтинговый центр [Электронный ресурс]./ Сообщество менеджеров E-xecutive-2013.- Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/sections/news-education/news/1810821.

3. Молодчик, А.В. Механизмы инновационного саморазвития региональной бизнес-школы. / А.В. Молодчик, Н.Б. Акатов// Экономика региона.- 2013.-№3.- с. 207-221.

4. Молчанова, О. П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций: учебник для бакалавриата и магистратуры / О. П. Молчанова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. -261 с.

5. Набиуллин, Т.Р. Особенности развития вуза как субъекта предпринимательской деятельности/ Т.Р. Набиуллин// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2013.- № 4-2. -с.68-73.

6. Управление бизнесом: Экспресс-курс для деловых людей/ Авт-сост. Г.В.Щёкин.- 4-е изд, стереотип.- К.:МАУП,2004. - 232 с. - с.5.

7. Dees, J.G. The meaning of social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001 (revised vers.). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью Анисимовой Софьи Викторовны на тему «Бизнес-школа как предпринимательская структура в системе профессионального образования России» Рецензируемая статья Анисимовой С.В. посвящена вопросам ведения предпринимательской деятельности бизнес-школами России, что

соответствует тематике журнала. Качественное бизнес-образование, подготавливающее высококвалифицированные кадры для осуществления функции управления в организациях, напрямую зависит от конкурентоспособности бизнес-школы. В этой связи работа Анисимо-вой С.В., решенной задачей которой является выявление факторов конкурентных преимуществ предпринимательской деятельности отечественных бизнес - школ, признаётся актуальной.

Автором предложены оригинальные трактовки понятий «бизнес- образование» и «бизнес-школа», предложена их классификация, что представляет теоретическую значимость работы. Особый интерес представляет доказанное автором положение о том, что бизнес-школы должны быть предпринимательскими структурами. Важным в статье является рассмотрение основных рисков и гарантий ведения предпринимательской деятельности бизнес-школами.

Материал статьи основан на детальном анализе значительного числа региональных и ведущих бизнес-школ страны (свыше 65), что обеспечивает высокую степень достоверности проведенного исследования. Сделанные выводы и вся работа интересны широкому кругу читателей: от руководителей и специалистов бизнес-школ, а также потребителей их услуг до исследователей проблем рынка бизнес-образования.

Работа выполнена на высоком научном уровне, экономически грамотным языком. Четко прослеживается логика и структура представления материалов исследования, что подтверждено использованием авторитетных источников. Статья оформлена в соответствии с действующими требованиями, не содержит сведений, не разрешенных для опубликования в открытой печати, и не содержит научных материалов, принадлежащих другим авторам.

Таким образом, настоящая статья соответствует необходимым требованиям и её рекомендуется опубликовать.

Доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Владимирова М.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.