Научная статья на тему 'Бизнес образование в XXI веке: инновационный и финансовый аспект'

Бизнес образование в XXI веке: инновационный и финансовый аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес образование в XXI веке: инновационный и финансовый аспект»

Н. СИНЮКОВА,

научный сотрудник Института экономики РАН

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ: ИННОВАЦИОНЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТЫ

Обеспечение эффективного менеджмента - один из главных вызовов XXI в. мировому сообществу. Целенаправленное опережающее развитие бизнес-образования становится мощным рычагом повышения эффективности национальных экономик. Качество «человеческого потенциала», и, в частности, хозяйственных кадров, становится для России важнейшим фактором развития. С другой стороны, подготовка современных менеджеров, способных на одном языке общаться с коллегами из других стран, - важное условие интеграции России в глобальное мировое сообщество.

История развития бизнес-образования

Образование для бизнеса как коммерческой деятельности, а также менеджмент-образование в России, - составная часть реформирования и модернизации системы профессионального образования и обучения управленческих кадров. Его истоки просматриваются на рубеже Х1Х-ХХ вв., когда в 1907 г. было создано Высшее коммерческое училище - специализированное учебное заведение, именуемое сегодня Российской экономической академией им. Г.В.Плеханова. Этот вуз изначально специализировался на подготовке кадров для коммерческих структур.

Школы бизнеса как символ бизнес-образования стали появляться в США в конце XIX -начале XX вв. Самая первая - это Школа бизнеса Пенсильванского университета (1886 г.), основанная Д.Уортоном, в 1901 г. в Даремском университете был выдан первый диплом МВА. Гарвардская школа бизнеса была основана в 1916 г., а в 1919 г. - Американская ассоциация университетских школ бизнеса - ЛЛСББ . Новаторство американского подхода было основано на предпосылке, что в результате обучения формируется «профессиональный менеджер». Считалось, что менеджмент - это не только вид деятельности, но и самостоятельная наука. Социальному слою менеджеров, выполняющих управленческую функцию, отводилось весьма высокое положение в обществе, в постиндустриальном обществе они олицетворяют собой «управленческую революцию».

В СССР первые курсы подготовки «красных директоров», «командиров производства» были открыты в 1925 г., и обучение на них почти сразу увеличилось с 1 до 3 лет. Наиболее интересным элементом этой системы были промышленные академии, в которых готовились кадры высшей квалификации для народного хозяйства Советского Союза. Первая академия такого рода была создана в 1927 г. В 1932 г. их было 23, а к началу 1950-х гг. насчитывалось уже 31 (по отраслям народного хозяйства - горного дела, химии, транспорта и т.п.). Они ежегодно обеспечивали профессиональное «послеопытное» образование более чем для 2000 человек, имевших практический опыт и способности к руководству производством. Наличие такого рода учебных заведений, стоящих как бы над обычными вузами и несколько в стороне от них, безусловно, положительно повлияло на развитие народного хозяйства.

Бум бизнес-образования в развитых зарубежных странах пришелся на 60-е гг. XX в. В США в результате целенаправленной деятельности ЛЛСББ школы бизнеса резко усилили научный и академический уровень своих программ, преодолев ранее доминировавший прагматизм учебных планов, сосредоточенных главным образом на финансовых,

коммерческих, правовых вопросах и предпочитавших заимствованный из практики подготовки юристов «гарвардский» case method изучению научных дисциплин. Подготовка по программам МВА в США за 60-е гг. выросла примерно в 10 раз (с 4000 до 40.000 чел. в год). Развивалась также мощная система повышения квалификации, управленческих и психологических тренингов (например, в американской ассоциации тренинговых центров ASTD в конце 90-х гг. состояло уже 14 тыс. членов).

В странах Западной Европы программы подготовки управленческих кадров высшей квалификации американизированного типа, т.е. МВА, стали распространяться в это же время в дополнение к уже существовавшей достаточно мощной системе высшего образования экономического и инженерно-экономического типа. Лидером в этом процессе стала Великобритания. Достаточно серьезные усилия в этом направлении были предприняты в Испании, Франции, Италии, некоторых других странах. В 1964 г. была основана западноевропейская ассоциация школ бизнеса - European Foundation for Management Development (EFMD), а в 1993 г. - Central and East European Management Development Association (CEEMAN), ассоциация аналогичного назначения стран Центральной и Восточной Европы. Европейцы, однако, быстро осознали громоздкость и дороговизну американской версии МВА, выработав на ее основе свою, модифицированную и несколько упрощенную, приближенную к практике «европейскую» модель бизнес-образования, которая получила новый импульс развития после начатого в 2001 г. так называемого Болонского процесса.

В СССР процесс формирования системы подготовки кадров для управления шел параллельно с развитием бизнес-образования в Европе. Первая кафедра управления была создана в 1965 г. в Московском инженерно-экономическом институте им. Серго Орджоникидзе, ныне Государственном университете управления. Вместо упраздненных десятилетием раньше промышленных академий стали создаваться институты повышения квалификации (ИПК) руководящих работников и специалистов при отраслевых министерствах, межотраслевые и региональные факультеты в университетах и экономических вузах, различного рода курсы и программы на предприятиях и в организациях. В период 1969-1984 гг. число ИПК возросло с 28 до 79, их филиалов и отделений - с 47 до 134, а факультетов по обучению руководящих кадров в вузах - с 65 до 150.

В 1977 г. была создана Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР, которая, несмотря на определенный консерватизм, в то время сыграла в целом положительную роль в развитии системы образования по экономике и управлению для руководителей-практиков.

За последние годы в России бизнес-образование претерпевает весьма серьезные изменения в контексте эволюции и перестройки всей сферы подготовки управленческих кадров. Речь идет не только о замещении старых форм отраслевых ИПК новыми (в том числе школами бизнеса), но и в не меньшей степени об изменении содержания бизнес-образовательных программ. Краткосрочные программы повышения квалификации, достаточно хорошо востребованные нашими хозяйственниками с самого начала экономических реформ, должны дополняться более масштабными и проработанными программами профессиональной переподготовки и, в особенности, их высшей формой -программами с присвоением новой квалификации, к которым, прежде всего, относятся программы МВА.

С государственным признанием этих программ отечественное бизнес-образование в целом вышло на уровень мировых требований. Во-первых, в России общепризнано, что наиболее серьезной формой профессионального бизнес-образования являются программы МВА, которые президент ЮНЕСКО назвал самым большим достижением в

образовании XX в. Во-вторых, ставшие уже классическими программы МВА, основанные на общепризнанных принципах, приобретают разнообразные формы и в существенной мере развиваются и модифицируются для условий национальной экономики. По экспертным оценкам спрос на программы МВА в нашей стране сегодня предъявляют около 1,5 млн. человек. Дипломы МВА государственного образца имеют право выдавать около 40 аккредитованных бизнес-школ с годовым выпуском порядка 5000 человек.

Вопрос о соотношении бизнеса и образования применительно к бизнес-образованию обсуждается, пожалуй, на протяжении всей истории существования бизнес-школ. Ни у кого не вызывает сомнения образовательный аспект проблемы. Однако помимо получения знаний здесь не менее важную роль играют установление связей с коллегами, а также обмен практическим опытом предпринимателей и менеджеров, находящихся в учебной аудитории. Кроме того, необходимо овладение новыми практическими навыками в области управления, для чего преподавательский корпус должен дополняться практиками - предпринимателями и консультантами.

В условиях растущего спроса на бизнес-образование и появления новых бизнес-школ и программ возникает серьезная проблема оценки качества предлагаемых услуг и информирования об этом потребителей. Современное бизнес-образование направлено на подготовку кадров различных уровней квалификации для организации и ведения рыночно-хозяйственной деятельности в самых разнообразных ее видах. Специфика поворота в подготовке кадров состоит в смещении акцента на прикладной характер обучения, что, в сущности, означает переход к формированию новой генерации хозяйственников и управленцев. Именно прикладное обучение видится обязательным условием становления цивилизованного рынка и эффективного предпринимательства. Система экономического образования пополнилась вузами, которые ставят главной целью содействовать управленческой карьере своих будущих выпускников, их успешной деятельности в предпринимательстве и, в конечном счете, - развитию российских предприятий. В активе этих вузов - обучение по программам МВА, бакалавриат и магистратура по новым специальностям, современные методы профессиональной переподготовки и повышения квалификации «кадров».

Причины нерентабельности многих предприятий заключаются не только в их слабой технической оснащенности и низком качестве выпускаемой продукции, но и в отсутствии кадров, подготовленных для работы в новых хозяйственных условиях, в неспособности их директоров принимать оптимальные решения при постоянно меняющейся ситуации на рынке. По имеющимся оценкам, свыше 20 млн. специалистов и руководителей всех уровней нуждаются в переподготовке и повышении квалификации. Возникла острая потребность в кадрах новых специализаций: менеджмента, маркетинга, брокерского и биржевого дела, экономической безопасности и др. Более того, в условиях стремительно нарастающей информатизации и глобализации резко повышается значимость так называемых новых ключевых способностей/умений компетенций предпринимателя и менеджера. К ним относятся быстрота реакции, рост творческих потенций и инновационных наклонностей, предвидение изменений в хозяйственной конъюнктуре, умение выдвигать и реализовывать бизнес-идеи. По данным зарубежных социологов, только пять человек из ста могут стать успешными бизнесменами и менеджерами высшего уровня. Эта профессия и соответствующий статус предполагают, помимо природных способностей и таланта, наличие широкого круга знаний, умения и навыков, которые можно приобрести только путем специального обучения.

Считается, что суть инновационного образования может быть выражена следующей фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно и все с большим

ускорением устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем по мере необходимости приобретать знания самостоятельно. Более того, все большее значение имеет способность интеграции бесценного практического опыта руководителей со знаниями, получаемыми в ходе обучения, и опытом других менеджеров. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.

В данной области, чтобы приблизиться к уровню западных стран, предстоит сделать многое. Достаточно сказать, что если на 100 тыс. занятых в РФ приходится три обладателя МВА, то в США - 70, а в ЕС - 201.

Факторы развития бизнес-образования

В самом общем плане можно выделить три группы факторов, в той или иной мере воздействующих на бизнес-образование: экономические, социально-демографические и собственно образовательные. Необходим также учет национальных и культурных особенностей бизнес-образования.

С точки зрения соотношения экономической конъюнктуры и спроса на услуги бизнес-школ в дискуссиях сталкиваются две противоположные точки зрения. В соответствии с первой из них на коротком временном интервале может наблюдаться обратная зависимость между показателями роста национальной экономики и численностью слушателей школ бизнеса. Аргументация здесь сводится к следующему. В период экономических спадов ухудшается финансовое состояние коммерческих организаций. Руководство компаний приходит к осознанию необходимости каких-то нестандартных управленческих решений, способных исправить положение на уровне отдельной компании, для чего нужны соответствующие знания и навыки, которые можно получить в школах бизнеса. В таких условиях спрос на услуги бизнес-образования соответственно возрастает.

Вторая точка зрения связана с утверждением, что экономический рост и спрос на услуги школ бизнеса находятся в прямой зависимости. Повышение темпов развития бизнеса в большинстве сфер экономики увеличивает потребность компаний в управленческих кадрах, растут доходы менеджеров. Данная сфера профессиональной деятельности становится все более привлекательной, что и обусловливает рост наборов в бизнес-школы.

В области бизнес-образования в настоящее время можно наблюдать довольно необычную для современного мира тенденцию, противоположную аутсорсингу, которую некоторые наблюдатели обозначают как «инсорсинг». Потребность в новых кадрах оказалась столь высока, что сами корпорации, вместо того, чтобы направлять кадры в бизнес-школы, стали создавать собственные тренинговые центры, находить потенциальных работников и направлять их в эти школы. Подобного рода тенденции отчетливо заметны в быстро развивающихся рынках - emerging markets. Здесь спрос на новые кадры особенно велик, причем, не существует школ с устоявшимися традициями и репутацией, которые могли бы быть противопоставлены новым образовательным институциям. Эти тенденции хорошо заметны и в современной России, прежде всего, в сфере информационно-коммуникационного бизнеса.

К настоящему времени можно констатировать, что существует несколько типов учебных заведений, в той или иной форме обеспечивающих предоставление услуг в области бизнес-образования. К ним относятся следующие:

1. Бизнес-школы при классических университетах. Они тесно связаны с университетами и дают широкое образование, близкое к академическому. Но в

1 Эксперт, 14-20 ноябрь 2005. С.116.

постиндустриальном мире многие из университетских школ бизнеса оказались недостаточно мобильными, они не могут быстро адаптироваться к постоянным изменениям потребностей клиентов. В силу естественной консервативности образовательной системы эти школы бизнеса часто скованы необходимостью выполнять установленные процедуры и согласовывать свои шаги с руководством университета.

2. Самостоятельные (как правило, частные) бизнес-школы, возникшие в основном в Европе в середине XX в. и по своей организации близки к университетским школам.

3. Бизнес-школы, создаваемые корпорациями (группами корпораций), но не

являющиеся их структурными подразделениями. Это гораздо более динамичные заведения, поскольку критериями их успеха являются, как правило, не чисто академические результаты (количество публикаций в реферируемых журналах), а способность привлекать студентов и тем самым генерировать прибыль. Они менее склонны развивать классические программы МВА, но, прежде всего, предоставляют разнообразные образовательные продукты, ориентированные на решение актуальных текущих проблем или на решение конкретных задач отдельных корпораций. Такого рода бизнес-школы сближаются с консалтинговым бизнесом, но они идут к нему от

образования.

4. Корпоративные университеты - учебные заведения, создаваемые внутри крупных корпораций. Они нацелены на подготовку кадров для самих корпораций и в какой-то мере на проведение исследований in house преимущественно социологического или экономико-политического характера. В последнее время все большее распространение получает концепция так называемого упреждающего бизнес-образования и идея его прагматизации за счет переноса обучения из традиционных бизнес-школ в образовательные центры, функционирующие внутри организаций или в аффелированные с ними структуры. Это важно для развития инновационной экономики.

5. Учебные подразделения, создаваемые консалтинговыми фирмами. Они не ориентируются на подготовку собственного персонала, предпочитая нанимать сотрудников с дипломом классических бизнес-школ или направлять в них на обучение своих сотрудников. Здесь учебные подразделения должны работать с клиентами, учить их персонал воспринимать предлагаемые консультантом идеи.

6. Тренинговые компании, которые оказывают разнообразные услуги фирмам и организациям, как частным, так и государственным. Как правило, они специализируются на небольших по продолжительности программах, связанных с новыми формами менеджмента, освоением новых программных продуктов, используемых в управлении организацией. Клиентами здесь могут быть самые разные организации, включая налоговые службы и крупные частные корпорации.

7. Наконец, в последнее время появляется все больше частных компаний (особенно в новых секторах экономики), которые, испытывая кадровый голод, начинают инвестировать в образовательные программы. Они делают это самостоятельно или совместно с учебными заведениями.

Немалую роль в актуализации вопросов образования играют и финансовые мотивы. Доля расходов на него многих государств достигла 6-8% от ВВП и при растущих нагрузках на бюджет не может сколько-нибудь весомо увеличиваться. При этом вопрос о том, кто должен платить за образование, давно решен в развитых странах: он находится в компетенции государства, поскольку именно оно представляет и реализует интересы общества в целом. В США, лидирующих по величине ассигнований на подготовку кадров, характерной чертой системы образования является преобладающая роль государства в ее финансировании. Валовые затраты (с учетом государственных и частных программ) достигли там астрономической цифры - 800 млрд. долл. в год. Из государственных

источников финансируется 80% этой суммы и лишь 20% - из частных. Примерно такое же положение во Франции, Германии, Японии, Швеции и других развитых странах2.

Стратегическая линия развития современного бизнес-образования на Западе -повышение уровня интеграции между трудовой деятельностью и обучением, т.е. ориентация на непрерывное образование, основанное на внедрение новых информационных технологий (ИТ). Господствующей из них в сфере образования стал Интернет, в частности, одна из его главных форм - дистанционное обучение, существенно расширяющее масштабы подготовки кадров.

Характеризуя систему бизнес-образования будущего, зарубежные эксперты все чаще говорят об «учебных сетях», которые будут объединять мультимедиа, интеллектуальные терминалы в домах, школах, университетах. Центры обучения будут индивидуализированы и открыты для всех желающих учиться в интерактивном режиме. Для решения этой задачи потребуется очень сложное программное обеспечение, ориентированное на потребителя с учетом его знаний, интересов и культурного уровня.

Тенденции развития услуг бизнес-образования в России

Российский рынок услуг бизнес-образования - один из самых молодых и быстро растущих. Около 80 % доли этого рынка приходится на Москву, 10 % на Санкт-Петербург и 10 % на другие города России. Объем образовательных услуг в России превышает 200 млн. долл. По прогнозам специалистов, к 2016 г. он достигнет 1,2—1,6 млрд. долл.

Современный российский рынок бизнес-образования достаточно дифференцирован. Различные организации предоставляют свои программные продукты в виде семинаров, тренингов, курсов, корпоративных программ, программ МВА, ДВА, ЕМВА и т.д. В начале экономических реформ наиболее востребованными были краткосрочные программы обучения. С конца 90-х гг. все большее признание и распространение получают долгосрочные программы переподготовки кадров с присвоением новой профессиональной квалификации, в основном это программы МВА (Master of Business Administration - Мастер делового администрирования).

Государственное признание программ МВА (1999 г.) означало вхождение России в мировое образовательное пространство МВА, новое качество и новую фазу в развитии российского бизнес-образования. В МВА-сегменте бизнес-образования России в настоящее время действуют около 70 школ, которые предлагают более 100 учебных программ. За последние семь лет квалификацию «Мастер делового администрирования» получили 4,2 тыс. человек. Продолжают обучение (по экспертным оценкам) 12,5 тыс. человек. Происходит значительное повышение стоимости этих программ при сохранении и росте спроса. Ценовая дифференциация программ позволяет потребителям образовательных услуг выбрать приемлемую для себя форму обучения. Усиление конкурентной борьбы за слушателей в предстоящие пять-шесть лет потребует совершенствования качества программ, использования инновационных методов обучения, внедрения систем мониторинга для комплексного управления деятельностью бизнес-школы.

Перспективы развития бизнес-образования в России связаны с еще одним важным специфическим обстоятельством. В отличие от других крупных растущих рынков (Китай, Индия, Сингапур), сюда не пошли ведущие западные бизнес-школы. Никто из них не предпринял попыток создать здесь филиалы, предполагая, по-видимому, обучать российских студентов исключительно в своих кампусах. Российские бизнес-школы создавались в основном или самими отечественными экспертами, изучавшими опыт

2 Кольчугина М.Б. Бизнес-образование в России. - М.: МЭиМО. - №2. -2008. С.65.

бизнес-образования на Западе, или же сюда приходили западные школы среднего уровня, создававшие партнерские программы с российскими школами. В результате в России практически нет филиалов западных бизнес-школ, тем более ведущих брендов.

В России растет спрос на высококлассное предпринимательское образование. Приведем результаты исследования ценовой конъюнктуры услуг бизнес-образования в МВА-сегменте, охватывающего 78 программ МВА 16 образовательных организаций Москвы. Распределение этих программ структурировано по трем ценовым сегментам за два года обучения:

6,5 - 8,0 тыс. у.е. 26% программ;

8,1 - 10,0 тыс. у.е. 48% программ;

свыше 10,0 тыс. у.е. 26% программ.

В целом ценовая структура этого сегмента московского рынка достаточно благоприятна, поскольку дает возможность потребителям услуг выбрать подходящую для себя ценовую нишу. Относительно «дешевые» программы предлагают Московский институт экономики и статистики, Академия труда и социальных отношений, Государственный университет управления (16 из 20 программ). Наиболее дорогие программы сосредоточены в трех организациях: Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Финансовой академии при Правительстве РФ, Государственном университете - Высшей школе экономики. За последние 7 лет средняя стоимость обучения по московским программам МВА удвоилась, а дифференциация составляет 2,5 раза. В Академии народного хозяйства структура программ по ценовым характеристикам заметно изменилась даже за два последних учебных года. Число программ в дорогом сегменте (более.10 тыс. у.е.) возросло почти в 3 раза при двукратном сокращении в сегменте от 6,5 до 8,0 тыс. у.е.

Сравнение российских школ бизнеса с западными по критерию уровня оплаты труда выпускников также показывает, что в России наблюдается серьезное отставание. Средняя зарплата питомца престижной российской школы бизнеса 10 тыс. долл. в год, т.е. в десять раз меньше, чем у его коллеги из Гарварда. В не самой престижной бизнес-школе США ассистент профессора получает свыше 3 тыс. долл. в месяц, а в России - 300 долл. Отставание наблюдается и по другим финансовым параметрам. И сократить указанный разрыв в целом можно в долгосрочной перспективе только через перераспределение бюджетных ресурсов в пользу сферы образования.

Новой формой финансирования стали образовательные кредиты: приняты

постановление правительства РФ в августе 2007 г., а также ряд нормативных актов по их государственной поддержке. Введение системы кредитов для получения высшего образования будет способствовать снижению «утечки мозгов»: если молодой специалист остается работать в России, его кредит полностью погашается, если же он выезжает за рубеж, то должен будет вернуть затраченные на его обучение деньги. Первым в июне 2000 г. начал выдавать кредиты на образование Сбербанк. За восемь лет объем ссуд достиг 137,5 млн. руб., при этом процентная ставка достаточно высокая - 12% годовых в рублях. Однако потратить кредит можно на обучение в любом вузе: как в столичном, так и в провинциальном.

«Дочки» иностранных банков ориентированы в основном на желающих получить степень МВА. Ставка чуть ниже, чем у Сбербанка, - от 11% годовых при наличии договора с учебным заведением, однако нужен подтвержденный доход или поручитель. В США и Европе поступление в престижную бизнес-школу обычно означает почти автоматическое

получение образовательного кредита по ставке не выше 6% годовых. Но для российских граждан такие условия малодоступны3.

Вплоть до осени 2006 г. складывающаяся в стране система бизнес-образования не получала в должной мере признания и поддержки со стороны государства и общества. Лишь с этого времени четко обозначились перемены. Благодаря реализации нацпроекта «Образование» реализуется идея создания двух бизнес-школ мирового уровня: столичной школы управления «Сколково» и Высшей школы менеджмента в С.-Петербурге. Их общая задача - содействовать повышению конкурентоспособности российского бизнес-образования через подготовку управленческих кадров высшего качества, формирование современной учебной базы и обучение практическому менеджменту как профессии.

В целом, концепция ориентации на потребителя означает для образовательного учреждения следующее:

- в своей деятельности учреждение ориентируется не только на существующий спрос, но и на перспективные образовательные потребности со стороны общества, бизнеса, индивидуума;

- цены на образовательные услуги формируются под воздействием реальных затрат бизнес-школы, величины и динамики платежеспособного спроса;

- коммуникационная деятельность направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг.

В методологии формирования и развития российских бизнес-школ целесообразно использовать концепцию активного партнерства: ориентация предоставляемых услуг на запросы индивидуальных и корпоративных потребителей. Данный подход акцентирует внимание на взаимодействии с конечным потребителем услуг образования, что в значительной мере преобразует деятельность образовательного учреждения. Развитие партнерских взаимоотношений рассматривается как непрерывный процесс создания новых образовательных программ, методик и технологий обучения при непосредственном участии слушателей, а затем совместного получения и распределения результатов между участниками взаимодействия.

3 «Ведомости» 28 апреля 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.