Научная статья на тему 'Бизнес-образование в России: альтернативы процесса и результатов'

Бизнес-образование в России: альтернативы процесса и результатов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАЛОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ КОМПАНИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ РЫНКА / ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / BENCHMARKING STRATEGIES / HIGH TECH COMPANIES / INNOVATION ECONOMICS / COMMERCIALIZATION OF RUSSIAN EDUCATION / CRITICAL TECHNOLOGIES / MARKET MONITORING / INSTRUMENTS OF STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптев Александр Александрович

Анализируются российские программы бизнес-образования с акцентом на национальные аспекты инновационных процедур. Сравнение импортированной программы «Мастера делового администрирования» с программами корпоративных университетов и Программой подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства (президентской программы) выявило элементы определенного слияния двух первых программ и дефицит финансовых ресурсов для реализации третьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business education in Russia: alternatives of the procedures and results

Problems of Russian business education are analysed with the accent on national aspects of innovation procedures. The comparison of imported MBA programs with corporative universities programs and the Program of managers for enterprises of Russian Federation economy (Presidential Program) has revealed elements of certain merging of two first programs and a deficit of financial resources for realization of the third one.

Текст научной работы на тему «Бизнес-образование в России: альтернативы процесса и результатов»

А.А. Лаптев

Бизнес-образование в России: Альтернативы процесса и результатов

Анализируются российские программы бизнес-образования с акцентом на национальные аспекты инновационных процедур. Сравнение импортированной программы «Мастера делового администрирования» с программами корпоративных университетов и Программой подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства (президентской программы) выявило элементы определенного слияния двух первых программ и дефицит финансовых ресурсов для реализации третьей.

Problems of Russian business education are analysed with the accent on national aspects of innovation procedures. The comparison of imported MBA programs with corporative universities programs and the Program of managers for enterprises of Russian Federation economy (Presidential Program) has revealed elements of certain merging of two first programs and a deficit of financial resources for realization of the third one.

Ключевые слова: эталонные стратегии, высокотехнологичные компании, инновационная экономика, коммерциализация российского образования, критические технологии, мониторинг рынка, инструменты стратегического планирования.

Benchmarking strategies, high tech companies, innovation economics, commercialization of Russian education, critical technologies, market monitoring, instruments of strategic planning.

За свою историю человечество прошло долгий и сложный путь от натурального хозяйства с его зачатками «товарно-материального обмена» в рамках одного рода-семьи до глобальной мировой экономики с ее сплетенными в единый экономический организм схемами кредитно-финансовых отношений, товарно-денежного регулирования и многоуровневой международной кооперации. При этом определяющую, особенно на последнем этапе индустриальной революции, роль в этом фундаментальном преобразовании человека как в роли работника, так и потребителя из «просто разумного» в «организованного и экономически обученного» сыграл факт разработки «западными» экономистами в середине ХХ в. научно обоснованных экономических эталонных стратегий и ориентированной на них специальной системы бизнес-образования (MBA). Повсеместное использование и того и другого на практике, на первый взгляд, должно было не только позволить каждой экономической единице и структуре (фирме или предприятию) найти и прочно занять достойное ее место на рынке, но еще и строить долгосрочные планы на будущее.

Вместе с тем появление в конце прошлого столетия ряда высоких технологий и создание с их помощью принципиально новых товаров и услуг, с одной стороны, и стремительно набирающие обороты глобализация мировой экономики, а также ее информатизация и транснационализация - с другой, неожиданно поставили под сомнение перспективы дальнейшего использования компаниями классических эталонных стратегий, особенно с точки зрения развития бизнеса российских высокотехнологичных компаний, которым в начале XXI в. принадлежит главенствующая роль как в вопросе завершения рыночных преобразований в национальной экономике, так и в области окончательного признания России мировым экономическим сообществом в качестве своего полноправного члена.

При этом необходимо отметить, что гарантией успешного выхода из этого неравновесного для экономики России состояния является не только уточнение самих стратегий и их адаптация к отличительным особенностям поведения на рынке высокотехнологичных компаний, но и разработка и скорейшее внедрение на практике принципиально новой системы переподготовки и повышения квалификации прежде всего управленческих кадров. По-

следнее, как показал «почти» неожиданно разразившийся мировой экономический кризис, куда более сложная задача, чем поиск и внедрение инновационных технологий и расширение рынков сбыта за счет новых форм и инструментов интернет-маркетинга.

Более того, если учесть тот факт, что прежде успешно работавшая в СССР государственная система повышения квалификации и переподготовки кадров оказалась нежизнеспособной в условиях перехода страны на рыночные рельсы хозяйствования, а активно насаждаемая извне с середины 90-х годов системы западных МВА-курсов так и не смогла составить ей достойную замену, такую задачу можно посчитать не просто сложной, но неразрешимой и безнадежной. Между тем это не совсем так, потому что, даже несмотря на явные провалы и определенную форму профанации (т.е. тщетные попытки выдать желаемое за действительное) системы МВА-курсов, сама идея активного и эффективного внедрения в нашей самобытной стране бизнес-образования, на наш взгляд, вполне может стать панацеей, если не от всех, то хотя бы от части тех экономических бед, которые переживает современная Россия.

Однако попробуем более детально разобраться с тем, как бизнес-образование выглядит в современной России сейчас и какая именно из его форм может позволить стране с наименьшими потерями и в кратчайшие сроки перевести российскую экономику на инновационный путь развития.

Начнем с того, что сам термин «бизнес-образование» в русском языке и частично в традиционном национальном мировосприятии имеет как минимум два значения.

Первое из этих значений апеллирует к делению современной системы высшего образования в России на: «первоначальное» (базовое, профессиональное), которое, как правило, является бесплатным, и «второе высшее» (в рамках повышения квалификации либо расширения профессиональных возможностей и многоплановости образования работника), которое, за очень редким исключением, является платным. Соответственно, под «бизнес-образованием» по этому критерию можно понимать систему платного высшего образования, независимо от того «первоначальное» оно для работника или дополнительное. В советские время, само собой, такой критерий не действовал, так как практически все системы образования в стране бесплатно (для обучаемого) обеспечивались государством. 192

Со вторым значением термина «бизнес-образование» в русском языке несколько сложнее. В первом приближении его можно рассматривать как ту или иную систему платной переподготовки (прежде всего, экономической, юридической, финансовой и языковой) управленческих кадров среднего и высшего звена для их дальнейшей работы как в организациях и на предприятиях народного хозяйства Российской Федерации, так и в представительствах, филиалах, дочерних структурах, совместных предприятиях иностранных фирм и компаний на территории России. При этом среди существующих систем профессиональной переподготовки кадров в этом русле прежде всего можно выделить:

1) программы «Мастер делового администрирования» (так называемые МВА-программы);

2) всевозможные (официально аккредитованные в РФ) курсы и семинары иностранных школ бизнеса либо крупных корпораций (например, MICROSOFT);

3) специальные учебные курсы, тренинг-семинары и просто семинары российских государственных высших учебных заведений либо частных фирм и кадровых агентств;

4) «президентскую программу» - «Программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (для обучаемого - бесплатно);

5) программы дистанционного либо заочного обучения в иностранных вузах.

Все вышеперечисленные курсы, тренинги и семинары, как правило, носят сугубо прикладной характер (например, по бухгалтерскому учету, финансовому менеджменту, кадровому менеджменту, банковским операциям, ВЭД, таможне и т.д.). В результате их продолжительность обычно составляет от 8-24 часов до 2-3 месяцев, а их выпускники иногда даже до окончания самого процесса обучения получают свидетельства и сертификаты корпоративного образца, которые вдобавок слабо или вообще никак не отражают успехи и фактически приобретенные навыки выпускника. Соответственно, в привязке к основной теме предложенной статьи, как то поиск оптимальной системы подготовки и переподготовки кадров для нарождающейся ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ России, такие системы образования особого интереса не представляют.

Совсем другое дело - упомянутые выше учебные программы. Как правило, они рассчитаны на один-три года обучения, и их выпускникам выдаются дипломы государственного образца. В каком-то смысле эти программы можно сравнить с «советской» системой дополнительного высшего образования в части подготовки управленческих кадров среднего и высшего звена, таких как отраслевые академии, Высшая партийная школа, военные и ведомственные академии, Высшая духовная семинария, курсы подготовки торгпредов СССР и представителей российских внешнеторговых организаций (ВТО) за рубежом, курсы подготовки представителей Аэрофлота за рубежом и т.д. Само собой, что в «советскую» эпоху все эти системы переподготовки финансировались исключительно государством и только в очень редких случаях - предприятиями-заказчиками специалистов.

Рассмотрим эти программы, прежде всего MBA и «президентскую» (так как «программы дистанционного образования» в России пока не очень популярны из-за необходимости свободного владения иностранным языком их слушателями), в сравнении. При этом в качестве основных критериев предлагается выбрать пять:

1) затрачиваемое слушателем на обучение по программе время;

2) стоимость обучения;

3) перечень изучаемых на программе дисциплин, количество часов и формы контроля качества усвоения материала по каждой из них;

4) получаемый выпускником по факту окончания программы статус с точки зрения перспектив перехода на более высокооплачиваемую (творческую или руководящую) работу;

5) конкретная польза не только самому выпускнику, но и государству, от повышения квалификации или профессиональной переподготовки специалиста-руководителя, успешно закончившего программу обучения.

Начнем со срока обучения:

- по программе МВА «Международный бизнес/маркетинг» он составляет два года (начало занятий - в октябре, окончание (экзамены), соответственно, в ноябре-декабре второго года обучения, форма обучения - вечерняя, т.е занятия обычно проходят с 18.30 до 21.30 МСК); 194

- по «президентской программе»1 - «Программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» - схожая специализация - «Внешнеторговый менеджмент/международный маркетинг» срок обучения существенно меньше - десять месяцев (начало занятий - в октябре, окончание (экзамены) - в мае следующего года, форма обучения - вечерняя, т.е занятия проходили с 18.30 до 21.30 МСК).

Соответственно, по данному критерию, так как выпускники по факту успешного завершения программ получают в общем-то схожие по статусу государственные дипломы (МВА - «Диплом о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования»; «президентская программа» - «Диплом о профессиональной переподготовке по специальности "Внешнеторговый менеджмент" с правом на ведение нового вида профессиональной деятельности»), для специалиста / руководителя предпочтительней является вторая - по «президентской программе» - форма бизнес-образования.

В отношении стоимости обучения [Сайт ВАВТ]:

- по программе МВА «Международный бизнес/маркетинг» она составляет (в 2008-2009 гг.) 420 тыс. руб. (с изучением иностранного языка) и 370 тыс. руб. (без изучения иностранного языка), т.е. около 12 тыс. евро и 10,5 тыс. евро соответственно;

- по стоимости обучения по «президентской программе» необходимо отметить, что официально для слушателя она является бесплатной (платным является только тестирование по английскому языку - 900-1000 руб., т.е. около 30 евро). Однако в случае отказа слушателя от продолжения обучения он компенсирует государству затраты в размере около 30-40 тыс. руб. (т.е. около 1000-1500 евро) в соответствии с заключенным им с Комиссией по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации контрактом.

1 Автор данной статьи закончил «президентскую программу» в 2005 г. В 2008-2009 гг., увы, «президентская программа» в ВАВТ была приостановлена из-за низкой рентабельности для академии и задержек с платежами государства преподавателям за прочитанные курсы дисциплин. - Прим. авт.

Таким образом, и по второму критерию возможный выбор специалистом руководителем формы бизнес-образования скорее всего будет сделан не в пользу МВА.

Однако, как говорится, «все познается в сравнении». Или, на языке экономики, - «выбор потребителем производителя той или иной услуги определяется соотношением «цена - качество»«. Другими словами, рассмотрим перечень изучаемых на программах дисциплин, количество часов и формы контроля качества усвоения материала по каждой из них (см. табл. 1).

Кроме того, обучение обеим программам главным образом ведется в форме видеотренингов, деловых игр, анализа конкретных ситуаций из практики российских и зарубежных компаний (кейс-метод).

В программу обучения МВА включены мастер-классы западных профессоров и предпринимателей с выдачей соответствующих международных сертификатов.

Таблица 1

Перечень изучаемых по программам МВА и ПП дисциплин, количество часов и формы контроля качества усвоения материала по каждой из них

Программа Программа МВА Специализация «Международный бизнес-маркетинг» «Президентская программа» Специализация «Внешнеторговый менеджмент/ Международный маркетинг»

Наименование дисциплины Количество часов Формы контроля Количество часов Формы контроля

1 2 3 4 5 6

1. Научные основы бизнеса и менеджмента

1.1 Макро- и микроэкономика для менеджеров 32 Экзамен 16 Зачет (Экономика для менеджеров)

Особенности со-

1.2 временного этапа МЭ и МО 28 Зачет

1.3 Организационное поведение 32 Экзамен

1.4 Финансы 84

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6

Финансовые рын-

1.4.1 ки и денежная политика 28 Зачет -//-

Основы бухгал-

1.4.2 терского учета и налогообложение 28 Зачет

1.4.3 Управленческий учет 28 Зачет

1.5 Право 48

Правовое регули-

1.5.1 рование предприниматель-ской деятельности РФ 28 Зачет

1.5.2 Трудовое право 20 Зачет

Количественные

1.6 методы в экономике и управлении 28 Зачет -//-

2. Базовые профессиональные дисциплины

в области менеджмента

2.1 Общий менеджмент 24 Зачет 16 Зачет (Теория менеджмента)

2.2 Стратегический менеджмент 28 Экзамен 28 Экзамен

2.3 Операционный менеджмент 28 Экзамен -//-

2.4 Межкультурный менеджмент 24 Зачет -//-

2.5 Управление персоналом 32 Экзамен 16 Зачет (Управление персоналом)

Системный ана-

2.6 лиз в принятии управленческих решений 24 Зачет 32 Экзамен

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6

2.7 Маркетинг 40 Экзамен 12 + 36 (всего 48) Зачет (Основы маркетинга) Экзамен (Основные функции маркетинга)

2.8 Финансовый менеджмент 32 Экзамен 28 Экзамен

2.9 Управление инвестициями и бизнес-планирование 28 Экзамен 20 Зачет (Инвестиционный анализ)

2.10 Управление корпоративной безопасностью фирмы 24 Зачет

3. Специальные дисциплины

3.1 Организация и техника бизнеса во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) 72 Экзамен 40 Экзамен (Организация и техника ВЭД)

3.2 Логистика и транспортное обеспечение ВЭД 24 Экзамен 20 Экзамен (Транспортное обеспечение ВЭД)

3.3 Таможенные процедуры 20 Зачет 12 Зачет (Таможенные операции)

3.4 Международные операции и расчеты 28 Экзамен 28 Экзамен (Международные расчеты и валютно-кредитные отношения)

3.5 Правовое регулирование ВЭД 28 Зачет 28 Зачет (Правовое обеспечение ВЭД)

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6

3.6 Управление международными рисками 24 Зачет -//- -//-

3.7 Операционный маркетинг 44 Экзамен 8 Зачет (Маркетинг на предприятии)

ИТОГО (по экономическим дисциплинам): 776 часов 340 часов

4. Иностранный язык 180 Зачет, контр. раб. 160 Государственный экзамен, контр.раб.

5. Итоговый квалификационный экзамен «Моделирование хозяйственной деятельности фирмы» (игра) 24 Государственный квалификационный экзамен

6. Подготовка к защите выпускной работы 250 Подготовка и защита выпускной работы

Таким образом, анализируя вышеприведенную табл. 1, можно сделать вывод о том, что экономическая переподготовка по «президентской программе» позволяет в более сжатые сроки приобрести в общем-то сравнимые по объему и качеству знания и навыки. Кроме того, переподготовка по «президентской программе», в отличие от МВА, в принципе позволяет выпускнику в дальнейшем либо бесплатно пройти стажировку на зарубежном предприятии, либо продолжить обучение в аспирантуре и получить ученую степень кандидата экономических наук.

Другими словами, и по «четвертому» из выбранных нами критериев сравнения форм профессиональной переподготовки получаемый выпускником по факту окончания «президентской программы» статус (с точки зрения перспектив перехода на более высокооплачиваемую (творческую или руководящую) работу) на практике оказывается выше, чем у выпускника программы МВА.

Наконец, используя критерий «конкретная польза не только самому выпускнику, но и государству, от повышения квалифика-

ции или профессиональной переподготовки специалиста-руководителя, успешно закончившего программу обучения», хотелось бы отметить, что в условиях современной (ориентированной на инновационное развитие за счет роста высокотехнологичных отраслей) экономики России, как можно предположить, прежде всего востребованы менеджеры и управленцы со знанием особой специфики тех (высокотехнологичных) отраслей, в которых они планируют быть руководителями. При этом, к сожалению и увы, классическая схема МБЛ-образования, на наш взгляд, подобно «общеобразовательной (пусть даже экономической) школе» недостаточно эффективна. Прежде всего это связано с тем, что система МВА, особенно в условиях разразившегося мирового кризиса, излишне унифицирована (т.е. не предполагает прямую зависимость результативности подготовленного по ней менеджера от его знаний, опыта и наработанного «имени» в конкретной отрасли), поверхностна (т.е. для ген. представителя той или иной иностранной компании в России, может быть, и приемлема, но для «неформального» лидера-руководителя чисто российского предприятия - вряд ли), слишком завязана на американские стандарты и заметно «пошатнувшуюся» в последнее время структуру финансового, банковского, кадрового, логистического и других транзакционных сегментов мирового рынка. Наконец, схема МБЛ-образования плохо приспособлена для управленческой переподготовки не только долгосрочных «команд» менеджеров, но даже «уникальных» (т.е. «штучных») руководителей, способных в своей отрасли (прежде всего - в производстве) самостоятельно устанавливать новые стандарты, принимать жесткие и неординарные решения, быть в полном смысле этого слова «лидером», а не хорошо отлаженным «винтиком» до этого десятилетиями стабильной системы управления. Другими словами, на наш взгляд, современный лидер - этот тот, который способен и готов «быть не таким, как все», не боится «плыть» против течения и, идя на оправданный деловой риск в интересах достижения максимального результата в своей области, всегда рассматривает существующую систему конкурентного баланса лишь как временное, динамически нестабильное состояние рынка.

Между тем и «президентская программа» наряду с очевидными достоинствами, так же как и МВА, обладает рядом недостатков. Прежде всего они связаны с издержками все еще сохраняю-200

щейся, подобно упрямо и бесконечно возрождающейся из пепла птице феникс, бюрократической системе в российском высшем образовании и ее неистребимым духом «кампанейщины». В частности, в нашем конкретном случае это находит свое выражение в том, что, во-первых, точно так же, как и по программе МВА, обучение в рамках «президентской программы» не предусматривает возможности переподготовки управленческих кадров в составе их реально сложившейся в жизни (а не «игровой») команды. То есть переподготовка финансистов, технических, коммерческих (маркетинговых) и стратегических лидеров-руководителей если и осуществляется, то раздельно - по разным программам и в разных вузах. Во-вторых, по факту успешного прохождения руководителем переподготовки по «президентской программе» национальная Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации фактически теряет к нему всякий интерес. Ставя при этом как бы «галочку» в отчете о том, что задача формально выполнена, государственные ресурсы потрачены, ну а дальнейшее трудоустройство профессионально подготовленного топ-менеджера в «организациях народного хозяйства Российской Федерации» или даже в органах федеральной и государственной власти - это уже его сугубо личная проблема или, хуже того, «слепая воля Его Величества Случая». И это притом, что, например, в Московском региональном отделении комиссии в 2004 г. было отобрано и прошло обучение по «президентской программе» в ведущих и наиболее престижных вузах Москвы всего около 250280 уже имеющих одно высшее (отраслевое) образование специалистов. И это для 11-миллионного столичного города, не говоря уже про входящую в «большую восьмерку» страну! Не слишком ли расточительны сначала первоклассная переподготовка, а потом такое щедрое разбазаривание потенциальных и реальных руководителей в условиях не только перехода страны на инновационный путь развития, но и, вдобавок, в преддверии мирового экономического и управленческого кризиса?

Между тем, как уже было отмечено нами выше, выход из сложившейся ситуации (скорее, парадокса наличия возможностей и отсутствия потребностей) все же есть. Он состоит в синергетиче-ском объединении достоинств обоих подходов (МВА и «президентской программы») к организации бизнес-образования (в значении

этого термина, как «образование для успешного бизнеса») в России и нейтрализации их очевидных недостатков. Среди таких достоинств для программ МВА, в частности, можно выделить высокий уровень ее коммерциализации и возможность включения в учебный процесс мастер-классов западных профессоров и предпринимателей с выдачей соответствующих международных сертификатов. В свою очередь, к достоинствам «президентской программы» можно отнести: наличие административного ресурса (поддержку со стороны государства), относительно небольшой и при этом вполне достаточный для подготовки полноценного руководителя срок обучения, дифференцированную или единую, но вполне приемлемую одновременно как для коммерческих, так и для государственных организаций стоимость обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним достоинством «президентской программы» (в отличие от МВА), на котором хотелось бы остановиться подробнее, можно считать близкую к академической структуру организации учебного процесса. На практике это позволяет выстроить системы повышения квалификации и переподготовки руководителей (для коммерческих организаций - менеджеров) среднего и высшего звена по схеме: первое высшее (как правило, отраслевое, ижненерно-техническое) + профессиональная переподготовка и повышение квалификации (до одного года - по предлагаемой нами Инновационной программе) + аспирантура по экономическим и управленческим наукам (два-три года - в соответствии с действующими в ВАК стандартами^ ученая («кандидатская») степень в области экономики по коду специальности 08.00.05 - «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ» (Специализация 15. «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (Промышленность)».

Одновременно с этим представляется целесообразным дополнить список потенциальных потребителей данной формы бизнес-образовательных услуг (Инновационной программы) руководителями и специалистами региональных и федеральных органов власти, в той или иной степени связанных с госрегулированием в высокотехнологичных (и потому пока еще наиболее конкурентоспособных) секторах национальной экономики.

Данный подход, на наш взгляд, может позволить нейтрализовать главный недостаток существующей и уже явно устаревшей и 202

не соответствующей реалиям XXI в. «бизнес-образовательной» парадигмы. Речь идет о том, что в условиях постиндустриального рынка «бизнес» и «государство» вольно или невольно позиционируются в глазах общества скорее как противоборствующие, чем сотрудничающие, стороны. Соответственно, менеджерам - типичным представителям первой сферы человеческой деятельности («бизнеса») нет никакого дела до стратегических интересов государства и проблем, связанных с его попытками перейти на инновационный путь развития экономики. В свою очередь, у руководителей и чиновников государственного аппарата такое понятие, как «маркетинг», чисто интуитивно ассоциируется с «мошенничеством» и горячим желанием менеджеров как можно эффективнее и безболезненнее уйти от налогов. В результате до самого последнего времени первых вполне удовлетворяла система подготовки своей смены по программам МВА, в то время как вторых - те или иные кратковременные курсы повышения квалификации госслужащих.

При этом, особенно в условиях кризиса, на наш взгляд, потери в части упущенных возможностей или выгоды, кому что понятнее, несут обе стороны. В результате пользы как для коммерческих организаций, так и для национальной экономики от этого никакой, а убытки и быстро приближающаяся стагнация и тех и другой - налицо.

Остановить или даже повернуть вспять данную тенденцию в современной как мировой, так и национальной экономиках нами предлагается за счет еще одного подхода к совершенствованию бизнес-образования в России. А именно, с одной стороны, в исключении эффекта «случайной выборки» при наборе слушателей Инновационной программы путем ее ориентации на приоритетную и высокорезультативную переподготовку руководителей и менеджеров прежде всего для высокотехнологичных компаний и отраслей.

С другой стороны, добиться положительных результатов при реализации данного подхода на практике предполагается путем изменения характера Инновационной программы с «разового» (чем откровенно грешат как МВА, так и «президентская программа») на «долгосрочный» и «многоэтапный» по нижеприведенной схеме и за счет:

• ОТРАСЛЕВОЙ ориентации и специализации первоначальной переподготовки и повышения квалификации (т.е

группы слушателей - как госслужащих, так и менеджеров частных компаний - формируются по «отраслевому принципу», а программы их переподготовки как руководителей в составе команды -в строгом соответствии с выявленными в процессе подготовки проекта отличительными особенностями поведения на рынке их высокотехнологичных компаний и перспектив и направлений развития отраслей);

• ПРИВЯЗКИ ДЕЛОВЫХ ИГР и ТРЕНИНГОВ во время учебного процесса к реальной рыночной ситуации и специфике той или иной высокотехнологичной отрасли (например, в рамках поиска путей решения реальных заданий и задач высокотехнологичных компаний и органов государственной власти, направивших своих руководителей и менеджеров в выбранный ими вуз для повышения квалификации в области стратегического менеджмента и маркетинга);

• РЕГУЛЯРНЫХ (например, один раз в шесть месяцев) постобразовательных тренингов и тестирования для выпускников программы без отрыва от производства (например, выезд преподавателей в офис компании или учреждения на один-два дня для чтения дополнительных лекций в рамках последних достижений управленческой науки и проведение деловых игр, нацеленных на приобретение участниками программы навыков их использования на практике);

• ПРЯМОГО КОНСАЛТИНГА и УЧАСТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ведущих экономических вузов и НИИ в разработке стратегических и маркетинговых планов высокотехнологичных компаний, руководители высшего и среднего звена которых проходили переподготовку по Инновационной программе (например, разработка комплекса маркетинга или стратегии развития высокотехнологичной компании по заданию (и на коммерческой основе) ее акционеров или внешних управляющих со стороны государства);

• Участие ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ведущих экономических вузов и НИИ в разработке принципов организации корпоративной культуры и кадровой политики (например, участие консультантов со стороны ведущих экономических вузов и НИИ в 204

подборе квалифицированного управленческого и торгового персонала, разработка систем мотивации и стимулирования персонала и т.д.).

С целью повышения эффективности и результативности Инновационной программы нами также предлагается дополнить вышеприведенную схему ориентацией первоначального этапа переподготовки руководителей не столько на изучение статичного (уже накопленного) национального и международного опыта, сколько на приобретение выпускниками программы самостоятельных навыков в области использования на практике основных инструментов стратегического планирования и менеджмента, базирующихся на предлагаемых автором принципах «5Пи» - «Приоритетах и инструментах» стратегического развития:

- предсказание (экспертная оценка перспектив и возможных направлений развития конкретной высокотехнологичной отрасли, в которой работает слушатель программы, и всего рынка высокотехнологичных товаров/услуг на ближайшие 10-15 лет, определение связанных с этим ценностных ориентиров социальной и экономической политики государства);

- прогнозирование (анализ внутренней и внешней среды конкретной высокотехнологичной компании, в которой работает слушатель программы, стратегический анализ и прогноз возможных путей и направлений ее развития, прогнозирование ее возможного места и роли в отрасли в ближайшей перспективе - через 3-5 лет);

- проектирование (разработка инновационно-потребительской модели освоения рынка конкретной высокотехнологичной компанией, в которой работает слушатель программы);

- проецирование (вышеприведенной модели на специфику развития национальной российской экономики, разработка конкретной стратегии инновационного развития компании, базирующейся на ее ресурсных возможностях и на квалификации ее руководителей);

- практические преобразования в бизнесе (фактическая реализация вышеприведенной инновационно-потребительской стратегии высокотехнологичной компании, в которой работает слушатель программы, за счет рационального бизнес-планирования,

эффективного использования освоенных выпускником программы инструментов менеджмента и маркетинга и т.д.).

В заключение хотелось бы отметить, что, как показало наше основное исследование [Лаптев, 2007] (см. персональный сайт автора в сети Интернет - http://aalaptev.narod.ru), к потенциальным потребителям такой формы бизнес-образования прежде всего можно отнести высокотехнологичные компании, т.е. коммерческие компании, которые ввиду уникальности создаваемых ими товаров и услуг вынуждены решать не столько задачу интеграции в уже существующие структуры мирового рынка, сколько самостоятельно и практически с нуля создавать свои собственные субрынки, апеллируя при этом к «фьючерсным» потребностям будущих покупателей своих товаров и услуг. При этом основное (профильное) производство товаров и услуг (основных или сопутствующих) данных компаний, как особого типа организаций, носит инновационный характер и отвечает следующим критериям.

1. Залогом достижения успеха высокотехнологичной компанией являются не только ее способность предложить на рынке принципиально новые товары и услуги, но и гармонизация ее коммерческих целей (как то получение прибыли от основной хозяйственной деятельности) со стратегическими интересами государства в области формирования промышленной и торговой политик, ориентированных не только на устойчивое, но еще и прогрессирующее развитие мировой экономики.

2. Уровень наукоемкости (доля затрат на исследования и разработки, отнесенная к результатам производства) используемых компанией в своем производстве технологий составляет не менее 3,5%.

3. Используемая компанией в своем производстве «ключевая» технология (или технологии) входит в действующий на момент выведения на рынок ее товаров или услуг национальный «Перечень критических технологий»1 [Фролов, 2004].

1 Критическими считаются такие технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности основной вклад в решение ключевых проблем приоритетных направлений развития науки и техники [Перечень, 2002]. 206

По общепринятым классификациям эти компании работают в следующих высокотехнологичных отраслях национальной и международной экономик (см. табл. 2).

Таблица 2

Структура наукоемкого (высокотехнологичного) сектора российской промышленности по И.Э. Фролову

[Фролов, 2004]

Высокотехнологичные отрасли и производства,

_объединенные в следующие агрегированные комплексы_

Собственно наукоемкий, высокотехнологичный сектор промышленности России

Авиационный и ракетно-космический_

Радиоэлектронный, включая промышленность средств связи и радиопромышленность, электронную промышленность,

научное приборостроение (производство сложного медицинского оборудования) Специализированные военно ориентированные отрасли промышленности (СВООП), включая промышленности вооружения, боеприпасов и спецхимии

Судо- и кораблестроение_

Наукоемкий сектор химической промышленности, включая химико-фармацевтическую отрасль, микробиологическую отрасль,

химическую отрасль (производство химических волокон и нитей, композитов

и др.)_

Атомная промышленность (включая такие ее подотрасли, как добыча радиоактивных руд, производство радиоактивных веществ, разработка, производство, ремонт, модернизация и утилизация ядерных реакторов, военной техники, а также радиационных установок для народного хозяйства и оборудования атомных

электростанций)_

Научно-техническая продукция, выпускаемая предприятиями, относимыми к вышеупомянутым комплексам_

_Сектор наукоемких (высокотехнологичных) услуг России_

Сфера высокотехнологичных видов связи и передачи данных (космическая связь, оптико-волоконная, сотовая и пейджинговая радиосвязь, интернет-услуги и пр.)

Услуги авиаперевозок_

Рынок космических услуг (включая выведение полезных нагрузок, услуги геодезического и метеорологического обеспечения)_

В перспективе распространение сферы высокотехнологичных услуг на здравоохранение, образование и финансовый сектор_

В данных отраслях за последние 3-5 лет наблюдались очень высокие темпы роста при сохранении, с одной стороны, стабильной платежеспособности, с другой - при явном дефиците управленческих кадров. При этом отраслевые вузы (например, в области гражданской и военной авиации, нефте- и газодобычи, электроники и т.д.) не способны обеспечить достойную менеджерскую подготовку, так как в основном готовят специалистов, а не руководителей.

В связи с вышеизложенным у ведущих российских экономических вузов благодаря имеющемуся многолетнему практическому опыту (по подготовке руководителей как по «президентской программе», так и по программам МВА) и пока еще сохраняющейся академической школе есть все шансы занять пустующую экономическую нишу - в области подготовки высококвалифицированных и ориентированных на внедрение инноваций управленческих кадров для высокотехнологичных отраслей национальной экономики. К таким вузам (на примере участников «президентской программы» в период 2004-2008 гг.) можно отнести: Консорциум Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Государственный университет - Высшая школа экономики, Государственный университет управления, Всероссийскую академию внешней торговли, Высшую школу международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и т.д.

При этом, как показывает прикладной мониторинг современного рынка образования в области маркетинга и менеджмента (на примере программ МВА), средняя стоимость подготовки одного «случайного» менеджера составляет от 8 тыс. до 12 тыс. евро, стоимость поиска и привлечения в компанию кадровыми и рекру-терскими фирмами и агентствами руководителя среднего и высшего звена - 3-5 тыс. евро.

Соответственно, в рамках реализации предлагаемого в статье проекта возможно привлечь на переподготовку уже не индивидуального менеджера (как это практикуется на МВА), а реально сложившуюся команду руководителей и менеджеров. При этом стоимость подготовки такой группы может вполне быть в пределах 2030 тыс. евро - без учета постобразовательного курирования преподавателями Инновационной программы компании или организации заказчика. 208

С учетом низкой конкуренции на данном рынке (автору записки известны только две-три российские даже не академии, а просто фирмы, оказывающие подобные услуги) первый этап реализации данного проекта может принести ведущим российским экономическим вузам не только значительное повышение имиджа и статуса на международном рынке образования, но и дополнительные финансовые поступления. В отношении возможных дивидендов и пользы для Российского государства от такой формы бизнес-образования, как говорится, комментарии излишни.

Литература

Лаптев А. А. Управление стратегическим развитием высокотехнологичной компании. - Дис. канд. эконом. наук по специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (Специализация 15) / Всероссийская академия внешней торговли. - 2007. - Режим доступа: http://www.vavt.ru/www/pg.nsf/menu_all/zashita

Сайт ВАВТ. - Режим доступа: http://mba.vavt.ru/www/mba.nsf/ menu_all/mba_mb

Перечень критических технологий РФ. - Приказ № 578 Президента РФ от 30 марта 2002. - Режим доступа: http://drchp_permkrai.ru/Управле-ние проектами. правительство...

Фролов И.Э. Наукоемкий сектор промышленности РФ: Экономико-технологический механизм ускоренного развития. - М.: МАКС-Пресс, 2004. - С. 88-98, 220-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.