Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (1), с. 233-237
УДК 330.35.01
БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
© 2011 г. О.Р. Чепьюк
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
chepyuk@gmail. com
Поступила в редакцию 16.11.2010
Предлагаемая методика имеет целью формирование бизнес-модели инновационной среды, обеспечивающей устойчивость ее функционирования и развития, а также стимулирование роста капитализации инноваций. В основу методики положен процессный подход к изучению сложных экономических систем.
Ключевые слова: национальная инновационная система, бизнес-моделирование.
Несмотря на важность проблемы интенсификации инновационных процессов, обусловленную задачами, стоящими перед отечественной экономикой, в настоящее время отсутствует единое мнение о теоретико-методологической базе бизнес-моделирования инновационных экономических систем, отсутствуют комплексные исследования по управлению взаимодействием хозяйствующих субъектов инновационной системы как составной части социально-экономической системы. Предлагаемая методика имеет целью формирование бизнес-модели инновационной среды, обеспечивающей устойчивость ее функционирования и развития, а также стимулирование роста капитализации инноваций. В основу метода положен процессный подход к изучению сложных экономических систем.
Методика предполагает выполнение следующих этапов:
1. Идентификация составных элементов бизнес-модели национальной инновационной системы на макроуровне.
2. Определение набора функций каждого из элементов бизнес-модели, которые он выполняет в рамках реализации инновационных экономических процессов.
3. Определение и описание «точек входа» в бизнес-модели инновационных экономических процессов.
4. Описание функциональных связей между базовыми элементами бизнес-модели согласно логике процессов, происходящих в национальных инновационных системах.
5. Идентификация взаимоисключающих и дублирующих функций элементов системы. Определение ресурсных и целевых связей.
6. Устранение дублирующих функций элементов национальной инновационной системы путем изменения организационной структуры.
7. Оформление результатов моделирования.
Результатом моделирования является схематичная карта бизнес-процессов национальной инновационной систем с заданными характеристиками (перечнем элементов и характеризующих их функций). Наложение карты процессов на действующую инновационную систему позволяет оценить ее эффективность с точки зрения наличия разрывов функциональных связей между ее элементами.
Для иллюстрации действия предложенной методики рассмотрим бизнес-модель национальной инновационной системы, которая состоит из следующих элементов:
1) экспертный совет;
2) центр коллективного пользования научным оборудованием;
3) бизнес-инкубатор;
4) бизнес-центр (инновационный менеджмент);
5) размещение заказов (предъявление спроса на инновационную продукцию);
6) венчурное финансирование;
7) маркетинг и PR;
8) межвузовский комплекс;
9) производство и IPO (выход проектов).
Под экспертным советом понимается процесс экспертной оценки потребительской ценности научной и экономической значимости инновационного процесса, связанного с разработкой и коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности. Функции экспертного совета могут выполняться различными участниками национальной инновационной системы, сообразно их области квалификации. К таковым могут быть отнесены научно-исследовательские центры, группы экспертов в области коммерциализации инноваций, потенци-
альные потребители инновационной продукции (производственные предприятия, предприятия сферы услуг - например, медицинские учреждения).
Центр коллективного пользования оборудованием - это процесс организации и управления имущественным комплексом (как правило, на базе высших учебных или научно-исследовательских организаций), обеспечивающий режим коллективного пользования дорогостоящим научным и технологическим оборудованием. По своей организационной форме центры коллективного пользования научным оборудованием, как правило, являются внутренними подразделениями научных учреждений и вузов, создаваемыми для обеспечения доступа к приборной базе для проведения научных исследований, например измерений и анализов. За время функционирования подобных центров выявилось, что достаточно весомая часть оказываемых ими услуг может быть предоставлена пользователям на платной основе.
Процесс бизнес-инкубации - это процесс поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанный с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей. К бизнес-инкубаторам относятся организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
Процесс инновационного менеджмента представляет собой взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Процесс инновационного менеджмента может реализовываться как специализированным бизнес-центром, так и отдельной инициативной командой специалистов.
Процесс размещения заказов на инновационную продукцию является ключевым для интенсификации инновационных процессов. Платежеспособный спрос на результаты интеллектуальной деятельности предъявляется собственниками производства, а также в рамках системы государственных закупок.
Венчурное финансирование - это процесс предоставлении долгосрочных (5-7 лет) высокорисковых инвестиций частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компа-
ний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоёмких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств. Формой реализации венчурного финансирования является организация венчурных инвестиционных фондов, а также инвестиции бизнес-ангелов.
Процесс маркетинга и PR представляет собой процесс исследования рыночного потенциала инновационной продукции с целью определения перспектив его коммерциализации. Основная цель инновационного маркетинга заключается в разработке стратегии проникновения новшества на рынок. Поэтому в основу стратегических маркетинговых исследований закладывается анализ конъюнктуры рынка с последующей разработкой сегментов рынка, организацией и формированием спроса, моделированием поведения покупателя. Процесс инновационного маркетинга реализуется венчурными фондами, а также другими участниками инновационного процесса, которые имеют конечной целью продажу инновационной продукции.
Межвузовский комплекс - представляет собой образовательный процесс, связанный с подготовкой научных кадров, а также проведением научных исследований при высших учебных заведениях.
Процесс производства инновационной продукции заключается в выводе инновационной продукции на потребительский рынок. Реализуется в технопарках, а также инновационных предприятиях.
В рамках определенного выше набора процессов национальной инновационной системы, а также их функциональных характеристик, можно выделить следующие «точки входа» инновационного процесса с точки зрения ресурсов:
1) финансовый капитал;
2) интеллектуальный капитал;
3) человеческий капитал.
Под финансовым капиталом следует понимать свободные денежные средства, собственник которых рассматривает возможность по их инвестированию в инновационную деятельность. Интеллектуальным капиталом можно считать результаты интеллектуальной деятельности. Наконец, входящим ресурсом следует считать человеческий капитал - совокупность людей, имеющих соответствующий уровень образования, знаний и умений, объединенных целью способствовать коммерциализации инноваций.
Рис. 1. Моделирование связей в бизнес-модели НИС по цепочке «Финансовый капитал» - «Размещение заказов»
Рис. 2. Моделирование связей в бизнес-модели НИС по цепочке «Финансовый капитал» - «Государство»
Реализацию четвертого и пятого этапа разработанной методики представим в виде комплекса схем, описывающих инновационной процесс. При выборе в качестве входящего ресурса инновационного процесса «финансовый капитал», были идентифицированы три ветви
дальнейшего движения процесса в зависимости от собственника финансового капитала: к ним можно отнести венчурные фонды, государство, а также заказчиков инновационной продукции (производственные предприятия). Описание процессов представлено на рис. 1-3.
Рис. 3. Моделирование связей в бизнес-модели НИС по цепочке «Финансовый капитал» - «Венчурный фонд»
Рис. 4. Моделирование связей в бизнес-модели НИС по цепочке «Интеллектуальный капитал» - «Межуниверситетский комплекс»
Особенностью цепочек бизнес-моделирования при точке входа «финансовый капитал» является поиск наиболее эффективных объектов вложения с точки зрения потенциальной рыночной отдачи от коммерциализации продукции. Критерием эффективности является рентабельность инвестированного капитала.
При поступлении в систему ресурса, обозначенного как «интеллектуальный капитал», идентифицировано, что основным его собственником должен стать бизнес-процесс «межунивер-
ситетский комплекс» (рис. 4). При таком подходе не исключается возможность движения интеллектуального капитала от производственного предприятия, при условии что он входит в состав межуниверситетского комплекса.
Моделирование связей по цепочке, которая начинается с ресурса «человеческий капитал», характеризуется выполнением функций венчурного агента (рис. 5). Владельцем ресурса можно считать процесс инновационного менеджмента, ключевой функцией которого является управление инновационным процессом.
Рис. 5. Моделирование связей в бизнес-модели НИС по цепочке «Человеческий капитал» - «Инновационный
менеджмент»
Описанная методика ориентирована для реализации следующих задач:
1. Анализ мирового опыта действующих бизнес-моделей инновационной среды. Результатом применения методики должно стать формулирование оригинальных инновационных решений (по критериям устойчивости развития экономики; стимулирования инновационного роста; вовлечения нематериальных активов и капитала).
2. Разработка технологии имитации бизнес-моделей, включая описание списка субъектов инновационного процесса и описание их ролей, а также имитационную модель. Практическим результатом применения технологии должно стать: формулирование рекомендаций по внедрению на практике бизнес-моделей (и/или их
отдельных бизнес-процессов), включая выявленные противоречия (организационные; коммуникативные; технологические).
3. Разработка карты взаимосвязанных операционных показателей (метрик), характеризующих инновационный рост на основе отобранных бизнес-моделей.
4. Разработка критериев для оценки стратегических перспектив и альтернатив, а также для принятия эффективных стратегических управленческих решений, направленных на повышение капитализации инноваций на макроуровне.
Статья публикуется по результатам НИР, осуществляемых в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы».
BUSINESS MODELING OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM
O.R. Chepyuk
The proposed method of business modeling of the national innovation system can help policy makers develop approaches for enhancing innovative performance in today’s knowledge-based economies. The method is based on the process approach to the study of complex economic systems.
Keywords: national innovation system, innovation, business modeling.