Научная статья на тему 'Бизнес-культура в России: социологический взгляд'

Бизнес-культура в России: социологический взгляд Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1338
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА / BUSINESS CULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE / NATIONAL CULTURE / COMPETITIVENESS / POLITICS OF AN ENTERPRISE IN THE FIELD OF SELECTION OF THE PERSONNEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тесленко Ирина Владимировна

В статье рассматриваются категории «организационная культура», «бизнес-культура»; выделяются национальные особенности российской бизнес-культуры. Автор выявил специфику формирования бизнес-культуры в современных российских условиях и формулирует наиболее важные аспекты ее изучения, оказывающие влияние на конкурентоспособность фирмы в целом и на работу с персоналом в том числе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business culture in Russia

In this article the categories "organizational culture" and "business culture" are considered; some national features of Russian business culture are singled out. The author reveals specificity of forming business culture in modern Russian conditions and formulates the most important aspects of its studies influencing competitiveness of a firm as a whole including work with the personnel.

Текст научной работы на тему «Бизнес-культура в России: социологический взгляд»

вал от 35 до 45 лет, где значительной оказывается группа людей, занимающая высокие социальные позиции в профессиональной иерархии (35,3% -топ-менеджеров высшего звена управления), тогда как в интервале до 35 лет их оказывается лишь 10,2%, а старше 46 лет - 18,5%.

Кроме того, можно говорить о следующей зависимости: с увеличением возраста повышается оценка своего служебного статуса. Так, в возрастном интервале от 45 и более лет большинство респондентов считают, что достигли высокого служебного уровня (65,4%), а на дальнейший рост служебной карьеры рассчитывают лишь 13,7% представителей этого возрастного интервала. Таким образом, административный капитал имеет возрастные границы своего развития и накопления. Возраст в настоящее время является важнейшим критерием при приеме на работу, увольнении, решении других кадровых вопросов. Полагаем, что этот феномен обусловливает выдвигаемые современными работодателями требования относительно работников и широкое распространение в профессионально-деловой сфере нашего общества эй-джизма. Эйджизм (ageism) означает отрицательное, предвзятое отношение к людям на основе их хронологического возраста [13]. В большей степени на дальнейший карьерный рост рассчитывают респонденты в возрасте от 25 до 34 лет (38%).

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что административный капитал в системе человеческого капитала занимает существенную позицию. Индивиды, обладающие достаточным объемом административного капитала, в большей степени, чем другие хозяйственные агенты, имеют доступ к материальным и социально значимым ресурсам, имеют право на самостоятельное принятие управленческих решений.

Примечания

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 517-642.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1993.

3. Shultz T. W. Investment in Human Capital // http:// web.ebscohost.com/ehost/pdf.

4. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5. С. 60-74.

5. Смирнов В. Т. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной // http:// creativeconomy.ru/library/prd165.php; Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 5-16.

6. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. М., 1992. С. 355.

7. Там же.

8. Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgement of Taste. London, 1996.

9. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. М., 1992. С. 356.

10. Там же.

11. Анурин В. Проблема эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 95.

12. Заяц О. В. Занятость населения и ее регулирование. Владивосток, 2003. С. 43.

13. Социально-психологическая работа с пожилыми людьми: опыт Кузбасса: сборник учебно-методических статей / под ред. О. В. Красновой. М., 2002. С. 67; Социальная работа и здравоохранение: 200 основных терминов по-английски и по-русски / под общ. ред. Н. С. Григорьевой. М., 1996. С. 245.

УДК 316.7

И. В. Тесленко

БИЗНЕС-КУЛЬТУРА В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

В статье рассматриваются категории «организационная культура», «бизнес-культура»; выделяются национальные особенности российской бизнес-культуры. Автор выявил специфику формирования бизнес-культуры в современных российских условиях и формулирует наиболее важные аспекты ее изучения, оказывающие влияние на конкурентоспособность фирмы в целом и на работу с персоналом в том числе.

In this article the categories "organizational culture" and "business culture" are considered; some national features of Russian business culture are singled out. The author reveals specificity of forming business culture in modern Russian conditions and formulates the most important aspects of its studies influencing competitiveness of a firm as a whole including work with the personnel.

Ключевые слова: бизнес-культура, организационная культура, национальная культура, конкурентоспособность, политика предприятия в области подбора персонала.

Keywords: business culture, organizational culture, national culture, competitiveness, politics of an enterprise in the field of selection of the personnel.

Формирование бизнес-культуры современной России идет в условиях перехода к рыночной экономике, с одной стороны, а с другой - в русле глобальных тенденций, характерных для всех современных стран. Россия за последние сто лет несколько раз пережила качественное изменение подходов к общей организации жизни, что, безусловно, влияет и на профессиональную деятельность, на ежедневное выполнение должностных обязанностей при постоянном не обязательно осознанном ощущении особенностей внутренней среды предприятия. В связи с этим становится актуальным анализ специфики бизнес-культуры современной России, процессов, происходящих внутри на-

© Тесленко И. В., 2009

циональной и организационной (корпоративной) культур.

Традиционно организационная культура определяется как система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов, которые отличают данную организацию от всех других. В нашей стране интерес к корпоративной культуре резко усилился в начале 90-х гг. XX в., причем часто она воспринимается как идеология управления, основу которой формируют ценностные ориентации, верования и нормы поведения работников.

Элементами корпоративной культуры являются: система ценностей, люди-герои, воплощающие культурные ценности и служащие примером для подражания; церемонии и ритуалы как символические мероприятия, включенные в спланированную повседневную жизнь организации; культурная сеть организации или скрытая иерархия власти в организации.

Корпоративная/организационная культура относится к факторам внутренней среды организации; это образ жизни, мышление, существование, оказывающее огромное влияние и на кадровый менеджмент, отношение к которому в российских компаниях за последние десятилетия значительно изменилось. Управление персоналом вошло в систему организационного управления и сегодня связано с целым комплексом управленческих элементов, таких, как постановка целей, выработка стратегии, планирование, организация, контроллинг и др. Стало очевидно, что производительность, творческий потенциал персонала компании являются важнейшими характеристиками, определяющими успех предприятия, стабильное существование, в том числе и в условиях экономического кризиса.

При анализе национальной бизнес-культуры в первую очередь внимание приковывают культивируемые в национальной среде ценности, являющиеся основой для жизни в целом и для ведения дел в бизнесе. Традиционно в менеджменте, организационном консультировании анализируют специфику восточной и западной культур, японской и американской, в последнее время вызывает интерес китайская культура. По своей сути восточная культура является синтетической, созданной на основе не столько взаимодействия, сколько сосуществования различных религиозных и философских систем, которые с точки зрения их носителей отражают взгляды на мир. Жители Востока склонны признавать право других людей на иной образ мысли, что позволяет легче их понимать. Европейцы и американцы стремятся в своем сознании и управленческой практике найти единственно верный универсальный образ действий, который определяется аналитически. Они склонны признавать

свой образ жизни если не единственно правильным, то, по крайней мере, лучшим. Для западной культуры характерно только одно решение проблемы - однозначная победа над соперником или средой. На Востоке традиционной является установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к какой-либо социальной группе), а Запад ориентирован на личность, он индивидуалистичен.

Вместе с тем в рамках восточной и западной культур существуют национальные различия, отражающие специфику их исторического развития. Так, например, американский индивидуализм возник в американском обществе в ХУШ-Х1Х вв., когда в страну прибывали сотни тысяч переселенцев. Вновь прибывшие рассчитывали только на себя, стремились быть обладателями частной собственности. Этот индивидуализм, имеющий эгоистические корни, по мере роста могущества страны и богатства ее граждан превратился в крайний индивидуализм и на основе признания своей культуры высшей объявил весь мир сферой национальных интересов и потребовал от всех следования американской политике.

На японский менеджмент накладывает отпечаток время выхода на мировой рынок - после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительный опыт, прежде всего, ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование; очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.

Интересны расхождения в базовых ценностных установках японской и китайской культур. Так, для японцев характерна мания тотального качества с безупречной верностью и преданностью своему предприятию. С другой стороны, у китайцев культивируется жажда быть хорошим и правильным, любовь к начальству, гибкость, быстрая приспособляемость к меняющимся условиям, а также бескомпромиссный патриотизм.

Особенности национальных культур накладывают отпечаток на все стороны существования общества, являются базовыми характеристиками, основой для формирования национальной бизнес-культуры. Очевидно, что национальные особенно-

сти управления организацией важны для менеджера в связи со следующими мотивами: 1) в настоящее время многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями, и в процессе взаимодействия могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре; 2) опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах; особенно это важно в связи с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран; 3) при трудоустройстве за границей менеджеру (как и любому другому работнику) потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране; эта же позиция распространяется на взаимодействие организаций разных стран. В связи с этим возникает выражение «национальная бизнес-культура», подчеркивающее, что основу для ее формирования составляют специфические национальные черты.

История России дает нам многочисленные примеры того, как высшее руководство страны, ведущие консультанты, анализируя зарубежный опыт, пытались определить стратегию дальнейшего развития страны. Богатая национальными традициями Россия требуют сегодня повышенного внимания к себе в свете оргразвития, становления национальной бизнес-культуры. В связи с этим выделим наиболее значимые специфические российские черты.

Анализ литературных источников показывает, что главной положительной чертой русского национального характера является доброта, а отрицательной - пьянство. Н. Бердяев утверждал, что «русские гораздо более социабельны, более склонны и более способны к общению, чем люди западной цивилизации. У русских нет условности в общении. У них есть потребность видеть не только друзей, но и хороших знакомых, делиться с ними проблемами и переживаниями, спорить» [1]. Отмечая положительные моменты в русском менталитете, 23% респондентов в ходе проведенного автором социологического исследования [2] вспоминают про доброту, доброжелательность и добродушие. Доброта русского народа проявляется и в отсутствии злопамятности, не случайно утверждение Ф. Достоевского о том, что «русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют» [3]. В целом душевность отмечают 14% респондентов, гостеприимство - 11%, терпение - 8%; еще 5% восхищаются верой, милосердием и всепрощением. Любопытно, что щедрыми россиян считают 4% опрошенных, простыми и добродушными - 3%. Эти цифры приводят к утверждению о том, что противоположные друг другу свойства и способы поведения существуют в русской жизни.

Н. Бердяев указывает на отрицательную черту: «Широк русский человек, широк, как русская земля,

как русские поля. Славянский хаос бушует в нем» [4]; не случайно около 30% респондентов указали на лень и разгильдяйство. О русском вранье Ф. Достоевский написал насмешливую статью: «У нас в огромном большинстве лгут из гостеприимства. Хочется произвести эстетическое впечатление в слушателе, доставить удовольствие, ну и лгут, даже, так сказать, жертвуя собою» [5]. Французский историк Моно (Мопо^ писал о русских: «Я не знаю народа более обаятельного; но я не знаю и более обманчивого» [6]. Бердяев говорит: русским народом «можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть» [7].

Тем не менее 6% респондентов считают главным недостатком русского характера «надежду на авось», 5% - зависть, 2% высказали мысль, что у русских вообще нет отрицательных черт. Удивительно, но опрошенные считают, что русским не свойственна смекалка (ее назвали только 2%).

Российская история имеет опыт по формированию национальной бизнес-культуры: семь принципов ведения дел в России, утвержденные в 1912 г. Российским Союзом промышленников и предпринимателей заявляли о важности уважения власти; необходимости честности и правдивости; уважении права частной собственности; любви и уважении к человеку; верности своему слову; жизни по средствам; целеустремленности.

Интересна зависимость бизнес-культуры от морально-этических принципов, разделяемых в обществе. К сожалению, в понимании многих россиян коммерция с моралью несовместима. Не случайно древнеримский философ Цицерон ограничился утверждением, что большая прибыль делается большим обманом. Однако, подтверждая высказывание Аристотеля, определившего этику как знание того, что следует делать и от чего следует воздержаться, практический опыт наиболее развитых стран демонстрирует неумолимый рост значимости моральных ценностей. Более того, зафиксирована четкая зависимость успешности фирмы в целом от ее репутации. Если понимать мораль как совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу и в обществе, то бизнесмены в своей профессиональной деятельности должны избегать аморальных, неэтичных поступков. Мораль характеризует культуру и нравственность человеческих отношений не только в быту, но и в сфере бизнеса, в политике.

Еще одной особенностью России является её геополитическое положение при мультинациональ-ном составе населения и его приверженности различным религиям. В эпоху СССР многонациональ-ность и принцип дружбы народов выдвигались в качестве одного из основных принципов социалис-

тического управления, но и сегодня этнокультурные особенности регионов России не могут не оказывать влияния на принципы управления в целом, в том числе на управление персоналом предприятия. В ряде регионов России наблюдается сильный контраст языковых, культурных, религиозных, мировоззренческих особенностей наций, соседствуют западная и восточная культуры. Для России проблема мультикультурализма актуальна для каждой организации: ментальность влияет на ценност-но-мотивационные характеристики индивидов, требует учета этнокультурного аспекта.

Необходимо помнить, что отечественная бизнес-культура, характерная для рыночных отношений, складывается чуть больше десять лет, в то время как западная формировалась столетия. Закономерным является тот факт, что в развитии российского бизнеса принимают участие западные эксперты, привносящие в компанию свои специфические национальные методы управления. Норвежский менеджер Ханс-Йохум Хорн, генеральный директор по странам СНГ международной аудиторской и консалтинговой компании Ernst & Young, утверждает [8], что русские мыслят иными категориями, чем западные бизнесмены: если на Западе привыкли действовать по принципу Win-Win, предполагающий выигрыш обеих сторон, то у русских другой подход: я выиграл - ты проиграл, а если ты выиграл, то я проиграл. Также менеджер указывает на дефицит доверия к партнёрам, отсутствие деловой этики, когда «все уловки разрешены».

В целом противоречия в бизнес-культуре современной России можно проследить как на макро-, так и на микроуровне; во взаимодействии с внешней средой и внутри самой компании. В результате на рынке, особенно в условиях экономического кризиса, мы отмечаем яркие проявления попыток прийти к социально ответственному бизнесу - бизнесу, который через укрепление деловых связей стремится добиться признания, доверия со стороны партнеров, поставщиков, клиентов, местной общественности, и тем самым сохранить успешность. С другой стороны, мы наблюдаем и бизнес-горе-руководителей, которые в предсмертной агонии делают попытки в последний раз урвать куш. Данная бизнес-категория рассматривает свободу как вседозволенность, допуская в деловом поведении неэтичные моменты.

Появление иностранных компаний и иностранных менеджеров в России, регулярные деловые поездки за рубеж знакомят широкие круги отечественных производителей с западным типом бизнес-культуры, развитой в части решения различных проблем, стоящих перед руководством компании, за счет более совершенной административной организации, лучшего информационного конт-

роля, качественного финансового менеджмента, высокого уровня партнерской дисциплины, дружественных и гибких отношений с клиентами. Сегодня абсолютное большинство фирм характеризуется открытостью по отношению к внешней среде. Бизнес выстраивает отношения не только на основе юридических документов; огромную роль играет доверие, в основе которого лежат незыблемые принципы человеческой морали.

Джей Форрестер/Jay Forrester, профессор Мас-сачусетского Технологического Института/MIT, утверждает, что большинство бизнес-структур теряют две трети рабочего времени из-за неэффективно работающего персонала [9]. В компаниях, где сотрудники заинтересованы в совместном успехе и полностью доверяют своим руководителям, подобные потери минимальны. В фирмах, где морально-психологический климат оставляет желать лучшего, неэффективность работы максимальна. Еще одним важным аспектом является отношение потребителей к фирме, которые при покупке стараются ориентироваться на репутацию производителя. По данным исследования, маркетинговой фирмой Environics International в 20 странах мира, социальный имидж фирмы играет огромное значение для инвесторов: примерно 30% инвесторов принимает решение о вкладывании денег на основе сбора информации об имидже фирмы в глазах общества [9].

В условиях России актуальным имиджем современного бизнесмена становятся честность, порядочность, строгое соблюдение норм человеческой, религиозной, общественной морали и чувство гражданского долга. Данная позиция четко звучит в высказываниях российского руководства. Г. Греф призвал к «совестливому предпринимательству»; по его мнению, российский бизнес должен обзавестись моральными принципами в работе, что поможет при принятии инвестиционных решений. В. Путин, будучи президентом, заявил в Послании Федеральному собранию: «без следования общепринятым в цивилизованном обществе нравственным стандартам современный российский бизнес вряд ли может рассчитывать на то, чтобы признаваться респектабельным»; «многие трудности современной российской экономики и политики уходят своими корнями именно в проблему недоверия состоятельному классу со стороны подавляющего большинства российского общества». В 2004 г. на VIII Всемирном Русском народном соборе при Святейшем патриархе Московском и Всея Руси Алексий II был принят Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании.

Таким образом, можно смело утверждать, что сейчас российские специалисты активно ищут собственные модели, в которых все более отчетливо прослеживается тяга к истории, идет поиск национальных корней, возвращается морально-этичес-

кий взгляд на бизнес, формируется социальная ответственность.

Примечания

1. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Международные отношения, 1990.

2. Социологическое исследование «Национальные русские черты глазами современных менеджеров» 2007-2009 гг. Автор Тесленко И. В.

3. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 15 т. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.

4. Бердяев Н. А. О власти пространств над русской душой. М.: Международные отношения, 1990.

5. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 15 т. 12. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1994.

6. По материалам сайта: www.pravoslavie.ru

7. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: 1991.

8. По материалам сайта: http://www betrifft.de/

9. По материалам сайта: www.point.ru

УДК 321.15

С. Е. Туркулец

АНТИЧНЫЙ ОБРАЗ ДОСТОЙНОГО

СУЩЕСТВОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

В статье представлен анализ идей античных мыслителей о достойном человеческом существовании. Предпринимая попытку ретроспективного анализа социально-политических учений античных философов, автор выявляет их проективный характер. На примере взглядов выдающихся мыслителей показано, что создание проекта достойного человеческого существования в социуме всегда было лейтмотивом античного философствования.

The article studies the ancient thinkers' ideas of worthy existence. The author has made a retrospective analysis of the socio-political doctrines by the antique philosophers. This analysis shows the projective character of these doctrines. The overview of the ideas of outstanding thinkers demonstrates that leading idea in the antique philosophy was creating a project of worthy human existence in social medium.

Ключевые слова: порядок, право, космос, социальный проект.

Keywords: order, law, the universe, social project.

Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо.

Аристотель «Политика»

Первоначальные представления о достойном существовании у всех древних народов носили религиозно-мифологический характер. Прежде всего, в этих воззрениях господствует представление о божественном происхождении отношений власти и порядка. Космос упорядочен присутствием и усилиями богов, земные же порядки есть не что иное, как часть мирового, космического порядка. Рационализация политико-правовых идей заключается в отходе от мифологической идеологии, де-сакрализации и этизации содержания мифов [1]. В теоретическом плане становление политико-правовых учений происходит в русле общего перехода человеческого познания от первоначальных религиозно-мифологических форм к рационально-логическим, философским.

Переход от образного мифологического представления о мире и человеке к рационально-логическому происходит в эпоху античности. В воззрениях первых древнегреческих философов еще сильна тяга к мифологизации мира, однако с развитием философской мысли происходит рационализация познавательного процесса.

© Туркулец С. Е., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.