Научная статья на тему 'Бизнес и государство - реализация совместных проектов в энергетике'

Бизнес и государство - реализация совместных проектов в энергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев Е. А.

Координация взаимоотношений между предприятиями энергетики и органами государственной власти в региональном энергетическом комплексе в условиях рыночных отношений в совместных инвестиционных проектах осуществляется исключительно институциональными методами управления. Сами институциональные методы управления можно определить как направленные законом и нормативными актами отношения между различными группами экономических агентов на общем поле их действия, ориентированные на реализацию стратегии развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public private partnership: implementation of joint projects in the power industry

The author has proposed a model for managing a project to upgrade power-generation facilities under the reforms being implemented in the power industry, the model being based on effective solutions for public private partnership with multiple options provided for control structure. The new model for managing investment projects in the power and gas sectors and energy conservation was successfully tested at energy sector facilities in the Perm territory in 2003-2007.

Текст научной работы на тему «Бизнес и государство - реализация совместных проектов в энергетике»

«попутная песня»

бизнес и государство - реализация

совместных проектов в энергетике

Координация взаимоотношений между предприятиями энергетики

_и органами государственной власти в региональном

_энергетическом комплексе в условиях рыночных отношений

_в совместных инвестиционных проектах осуществляется

_исключительно институциональными методами управления.

_Сами институциональные методы управления можно определить как направленные законом и нормативными актами отношения

_между различными группами экономических агентов на общем

_поле их действия, ориентированные на реализацию

стратегии развития региона.

В условиях перехода электроэнергетики на рыночные отношения наблюдается высокий уровень зависимости тренда экономически устойчивого развития энерго-снабжающих предприятий от политики региональных властей и активности регионального бизнес-сообщества.

Эта зависимость обусловлена существующим институциональным механизмом управления региональной энергетикой, который определяет:

- региональные принципы тарифного регулирования энергоснабжающих предприятий;

- методологию формирования и контроля исполнения инвестиционных программ энергетических предприятий;

- вопросы энергетической безопасности региона в связи с выходом на российский оптовый рынок электростанций с комбинированной выработкой электроэнергии и процессами регулирования естественных монополий;

- ответственность региональных властей за востребованность потребителями введенных энергетиками новых мощностей и исполнение прогноза развития энергопотребления;

- возможность системно решать вопрос устранения дефицита энергии через эффективное

Малышев Е.А.

канд. экон. наук, доцент, Пермский государственный технический университет

энергопотребление, что экономически целесообразно;

- возможность, в связи с общностью интересов региональных властей, энергетических предприятий и бизнес-сообщества, реализовывать совместные инвестиции в региональные энергетические инновационные проекты. Применение мультидеятельного подхода к участию государственных органов власти в совместных инвестиционных проектах с энергетическими предприятиями позволяет многовариан-тно и надежно подойти к решению проблем. Целесообразность использования мультидеятельного подхода связана со сложностью объекта регулирования, необходимостью повышения эффективности инвестиционных решений. Мультидеятельность государства в инвестиционных проектах вызвана случаями невостребованности потребителем реализованных вложений и проблемами энергетической безопасности региона. Более предпочтительным является вариант невмешательства государства в инвестиционные проекты энергетических компаний. Но, если бизнес пассивен, то государство в целях энергетической безопасности принимает деятельное участие. Инвестиционная активность бизнеса во многом зависит от цикличности развития экономики, этногенеза, психологии и антропологии в регионе. Рассмотрим на практике предполагаемые модели государственного участия в реализации инвестиционных проектов в условиях реформирования и либерализации рыночных отношений.

1. При минимальной либерализации рыночных отношений в энергетике предлагается нормативная модель с активным государственным вмешательством в деятельность предприятий и отраслей регионального энергетического комплекса:

а) Развитие институциональных отношений в виде заключения соглашений о государственно-частном партнерстве и совместном финансировании инвестиционных проектов различных уровней с вертикально-интегрированными компаниями государственного уровня.

в условиях

реформирования

электроэнергетики

наблюдается

высокая

зависимость

предприятий

от политики

региональных

властей

и активности

бизнес-сообщества

экономики,

этногенеза,

_инвестиционная

активность бизнеса во многом зависит от _цикличности

развития

психологии

и антропологии

в регионе

Соглашение может представлять собой:

- совместное финансирование, примером которого может являться Программа модернизации энергетики Пермского края, реализуемая совместно с РАО «ЕЭС России»;

- инвестиционный проект в счет налоговой льготы на прибыль (например, газификация Пермского края с участием ОАО «Лукойл»);

- инвестиционное соглашение о передаче в аренду крупным специализированным энергетическим компаниям общероссийского уровня энергетического имущества муниципальных электрических сетей;

- установление энергоснабжающему предприятию специализированной инвестиционной надбавки к тарифу (ОАО «Уралгазсервис», ООО

инновационной деятельности предприятий и отраслей регионального энергетического комплекса в рамках тарифного регулирования и налогового законодательства за счет применения:

- инвестиционных налоговых льгот;

- расчета предельных тарифов на электроэнергию по нормам и нормативам;

дифференцированных тарифов по уровням потребления энергии;

- инвестиционных льгот при расчете тарифов. Примером применения инвестиционных налоговых льгот является освобождение инвестируемой прибыли от налогообложения, а также снижение региональной процентной ставки на прибыль (в Пермском крае она снижена на 5%).

Применение нормативного подхода для стимулирования инвестиций в региональном энергетическом комплексе выражается:

- в расчете предельных тарифов на электроэнергию с применением прогрессивных норм, учитывающих расход топлива на уровне парогазового цикла и технологические потери;

- в применении дифференцированных тарифов в целях стимулирования эффективного энергопотребления;

- в сохранении базы тарифа для предприятий, проводящих инвестиционные мероприятия.

2. Модель государственного участия в инвестиционных проектах регионального энергетического комплекса в случае частично либерализованного рынка характеризуется пассивным государственным вмешательством в деятельность энергетических предприятий и предполагает следующие действия со стороны властей:

- стимулирование энергетических предприятий через тарифное регулирование к инвестиционной и инновационной деятельности без долевого финансирования;

- установление предельных тарифов;

- контроль исполнения инвестиционных и инновационных программ.

3. Модель свободного рынка предусматривает полное невмешательство государственных органов в инвестиционную деятельность энергетических предприятий, кроме институционального стимулирования инвестиционной активности и организации биржевого формирования цен на энергоносители. Таким образом, при формировании концептуального подхода к процессу государственного регулирования регионального энергетического комплекса необходимо учитывать следующее:

1) деятельность органов власти в региональном энергетическом комплексе должна быть в основном направлена на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности;

2) взаимоотношения в процессе реализации совместных инвестиционных проектов предприятий энергетического комплекса и властей региона во многом зависят от инвестиционной активности бизнес-сообщества.

В регионах с активным бизнес-сообществом экономическое развитие происходит ускоренными темпами, с минимальным вмешательством государства в деятельность энергетических предприятий, инициируя энергетический комплекс к саморазвитию. В регионах же с низкими темпами экономического развития необходимо более активное участие органов власти в стимулировании инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Основные усилия должны быть направлены на

деятельность органов власти в региональном энергетическом комплексе должна быть в основном направлена на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности

долевое участие и формирование новой методологии тарифного регулирования с использованием нормативных подходов и установления налоговых льгот для инвесторов.

Литература

1. Бен В.Ф. Депортер. Регулирование естественной монополии. - Центр повышения квалификации по праву и экономике. Университет Гента, факультет права. 2005. 32 с.

2. Норт Д. Институцииональные изменения и функционирование экономики.. - М.: Начала, 1997. - С. 248.

3. Кузовкин А.И. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность.-М.: Институт микроэкономики, 2006. - 388 с.

4. Леонтьев В. Экономическое эссе. Теории, исследования и факты. - М.: АКТ, 1990. 415 с.

5. Гумилев Л. Этносфера. История людей и история природы. - М.: Мысль, 2004. 575 с.

6. Канеман Д. Принятие решений в неопределенности. - Харьков: Гуманитарный центр, 2005. 629 с.

7. Малышев Е.А. Теория и методология эффективного функционирования регионального энергетического комплекса. - Пермь: ПГТУ, 2007. 378 с.

Ye.A. Malyshev,

cand. Econ. Sci, Docent, Perm State Technical University.

Public private partnership: implementation of joint projects in the power industry

Tlhe author has proposed a model for managing a project to upgrade power-generation facilities under the reforms being implemented in the power industry, the model being based on effective solutions for public private partnership with multiple options provided for control structure. The new model for managing investment projects in the power and gas sectors and energy conservation was successfully tested at energy sector facilities in the Perm territory in 2003-2007.

_в регионах

_с активным

_бизнес-

сообществом экономическое

_развитие

_происходит

_ускоренными

темпами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.