Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327). История. Вып. 58. С. 5-10.
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
А. В. Вострокнутов
БИЯКОРЬКОВЫЕ ШУМЯЩИЕ ПОДВЕСКИ РОДАНОВСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Работа выполнена по проекту 029а-Ф в рамках реализации ПСР ПГГПУ
Представлены результаты изучения «типичного» элемента верхнекамского костюма первой половины II тыс. н. э. - биякорьковые подвески. Проведена их типология, предложена хронология, выделяются локальные варианты. Результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на эти украшения.
Ключевые слова: Родановская культура, украшения, подвески, биякорьковые подвески, хронология, локальные варианты.
По мнению ряда исследователей, наиболее яркими украшениями, представляющими материальную культуру Верхнего Прикамья в первой половине II тыс. н. э., являются бия-корьковые подвески.
Морфология. Изделия эти представляют собой прямоугольную основу, спаянную из торсированной и тордированной проволоки либо их имитации, с припаянными к ней с двух сторон якорьками. Низ украшения обрамляют петли для прикрепления шумящих привесок. Таким образом, предметы изготавливались в наборной технике, на которую для древностей ХП-ХШ вв. в одном случае и Х-Х1У вв. в другом в своё время обратили внимание А. А. Спицын1 и М. В. Талицкий2. Интересно, что из 50 имеющихся в нашем распоряжении украшений лишь одно полностью литое. Все без исключения подвески односторонние, тыльная сторона остаётся грубой и необработанной. У большей части украшений, имеющихся в нашем распоряжении, якорьки имеют дутое тулово, лишь изредка встречаются простые прямые якорьки, напоминающие более ранние изделия.
«Идея» таких подвесок, очевидно, появилась в результате синтеза одиночных якорьковых подвесок, которые выполняли функцию прикрепления к костюму съёмных деталей3, и более ранних украшений с прямоугольной основой (рис. 1/1, 2). Обратимся непосредственно к артефактам.
География их распространения обширна (рис. 2-4). В. А. Оборин путем картографирования данной категории украшений пришёл к
выводу, что они являются местными, и именно с территории Верхнего Прикамья подобные подвески попали на инокультурные памятники4. Примечательно, что, несмотря на местное производство и многочисленность находок, для этих украшений ещё точно не определено их место в костюме: все имеющиеся в нашем распоряжении украшения обнаружены в результате случайных сборов, происходят из культурного слоя поселенческих памятников либо из разрушенных погребений. Очевидно, ремешок или веревка крепились к подвеске либо петлёй за выступы «якорьков», либо внутренние выступы образовывали два кольца, и, очевидно, к этим петлям привязывалось крепление. Также можно предположить, что подвеска могла быть нашита на одежду за якорьки, что наименее вероятно, так как это «прикрепляло» украшение к определённому костюму и было неудобно с практической точки зрения.
Происхождение данного типа украшений В. А. Оборин генетически возводил к биконьковым подвескам и датировал его ХИ-Х1У вв. н. э.5. С первым утверждением не согласна Н. Б. Крыласова. По её мнению, биякорьковые подвески, во-первых, являются нагрудным украшением, где якорьки, главным образом, несут утилитарную функцию -к ним прикрепляется шнурок для надевания на шею, биконьковые же украшения - это на-косники; во-вторых, оба типа изделий отличаются по технологии изготовления (биконь-ковые - литые, в то время как биякорьковые большей частью спаивались из частей)6.
Типология. По наличию или отсутствию вздутий на якорьках можно выделить две группы украшений.
Группа 1. Подвески не имеют вздутий на якорьках. У большей части украшений щиток более короткий, чем у других вариантов, а якорьки, наоборот, более вытянутые. Выделяется три варианта изделий.
Вариант а) (4 экз.; рис. 1/3). Украшения имеют вытянутые якорьки, сплошь покрытые дугообразными поясками. У двух подвесок на них располагаются небольшие завитки, причём у одного из этих украшений они расположены также на щитке, очевидно, в первоначальном варианте их было три, и они представляли собой пирамиду. Аналогичная пирамидка из завитков представлена ещё на одной подвеске, не имеющей аналогичных элементов орнамента на якорьках.
Орнаментация щитка - чередование тор-сированной проволоки с тордированной. Дополнительными элементами служат, кроме вышеупомянутых завитков, шарики зерни, расположенные по периметру щитка, наблюдаемые на одном изделии.
Привески сохранились в трёх случаях. Они представлены бубенчиками, покрытыми либо гладкими, либо насечёнными поясками. Такие привески прикреплялись к украшению на звенья цепи с прямоугольным щитком с гладкими рельефными поясками.
Украшения этого варианта найдены у д. Елёва, в районе бывшей Пермской дачи, у д. Мочелята, адрес находки одного украшения не известен.
Вариант Ь) (6 экз.). Украшения по пропорциям, в отличие от предыдущего варианта, наиболее близки к подвескам, имеющим вздутия на якорьках. Последние, в нашем случае, украшены в одном случае косичкой, в одном - гладкие, в четырёх случаях якорьки имеют слабые засечки.
Орнамент представлен в пяти случаях чередованием торсированной и тордированной проволок (рис. 1/4), причём торсированная проволока уложена в «ёлочку». В одном случае - это сплошные торсированные проволоки, уложенные в «ёлочку».
На последнем украшении, найденном у д. Елёва (рис. 1/5), необходимо остановится подробнее. Именно оно снабжено якорьками с «косичкой». По орнаменту данная подвеска совпадает с вариантом изделий из другой группы, но по оформлению якорьков (без
вздутий) она относится к группе 1. В данном случае, думается, можно отнести эту подвеску сразу к двум вариантам двух разных групп.
Привесками служат колокольчики с двумя вздутиями (два случая), гладкие гирьки (два случая), вытянутые гирьки, покрытые поясками (один случай), в одном случае привески не сохранились. Эта деталь украшения прикреплена к щитку при помощи звеньев цепи, имеющих восьмёркообразную форму, концы которых расположены в разных плоскостях, а посередине находится солярный символ.
Данные изделия найдены, как уже говорилось немного выше, у д. Елёва и на территории бывшего Чердынского уезда. У четырёх подвесок адрес находки не известен.
Аналогичная подвеска имеется среди артефактов Лоемского могильника, который датируется Э. А. Савельевой ХШ-Х1У вв.7
Вариант с) (4 экз.; рис. 1/6). Орнамент на якорьках представлен чередованием гладких и насечённых поясков. В одном случае якорьки украшены пирамидками зерни, ещё в одном - солярными символами по бокам. Ещё в одном случае поверх щитка помещена пирамидка из трёх умбонов.
Орнамент щитка - это чередование торси-рованной и тордированной проволоки. Причём, в двух случаях торсированная проволока уложена «ёлочкой».
Привесками для данного варианта служат колокольчики с одним (два случая) либо двумя вздутиями, подвешенные на звенья цепи с ромбовидным или восьмёркообразным щитком. Для одного украшения звенья цепи восьмёр-кообразные, концы их расположены в разных плоскостях, посередине - солярный символ.
Украшения этого варианта найдены на Рождественском городище, у с. Губдор, на городище Дойкар и на могильнике Телячий Брод (грабительские раскопки).
Вариант ё) (1 экз.; рис. 1/7). Состоит из одного украшения.
Щиток подвески составлен из трёх рядов псевдотордированной проволоки, разделённых гладкими проволочками. К нему припаяны якорьки, от которых сохранилась только основа, покрытая насечками. Место соединения якорьков обозначено круглыми металлическими шариками. С тыльной стороны изделия припаяны пять колец для привесок (последние отсутствуют).
Единственная подвеска этого варианта найдена близ д. Михалёва.
Группа 2. Подвески, имеющие вздутия на якорьках. Сами якорьки выполнены из проволоки и уже после напаяны на вздутия. По орнаментике щитка и дополнений к нему эта группа биякорьковых подвесок делится на следующие варианты.
Вариант а) (15 экз.; рис. 1/8). Самый многочисленный. Орнамент из чередующихся «ёлочек» торсированной проволоки с псев-дотордированной проволокой. Иногда «ёлоч-
ку» заменяет только одна торсированная (или псевдоторсированная) проволочка. Также в ряде случаев орнаментальные компоненты разделены простой проволокой. Наиболее «популярный» среди орнаментации биякорь-ковых украшений мотив.
Привески гирьковидные с поясками, покрытыми насечками, колокольчики с одним и двумя вздутиями. Подвешены они на звенья цепи, имеющие восьмёркообразный и ром-
бический щиток, либо на звенья, концы которых расположены в разных плоскостях, а посередине находится солярный символ.
Данные украшения найдены на р. Кува, у д. Модороб, на селище Вакино (2 экз.), на Кудымкарском селище (2 экз.), на городище Кудымкар (2 экз.), у с. Большая Коча, у д. Мочелята, на могильнике Антыбары, на могильнике Телячий Брод (грабительские раскопки), городище Саломатово I, городище Дойкар, у д. Кватьпелёва, у одной подвески место находки не известно.
Аналогичное этому варианту украшение было найдено на Ыджыдъельском могильнике, где датируется ХП-ХШ вв.8
Вариант Ь) (3 экз.; рис. 1/9). Подвески отличаются от украшений варианта а) тем, что в ряды тордированной проволоки вставлены горизонтальные насечки. Благодаря этому орнамент приобрёл своеобразные черты.
В одном случае щиток украшен по верху столбиками псевдотордированной проволоки, ещё в одном - пирамидками зерни.
Привесок для данного варианта не сохранилось.
Такие украшения найдены у с. Кривецкое и на селище Вакино (2 экз.).
Вариант с) (4 экз.; рис. 1/10). Якорьки украшены в трёх случаях широкими поясками. Сюда же мы отнесём и подвеску варианта Ь) группы 1 (найденное у д. Елёва). Сделано это ввиду следующего факта: орнамент щитка украшений этого варианта состоит полностью из «ёлочек» торсированной проволоки.
Привесками служат конусовидные колокольчики (в двух случаях) и вытянутые гирьки, покрытые поясками (один случай). Ещё в одном случае сохранились только звенья цепи, которые представляют собой восьмёр-кообразные изделия, концы которых лежат в разных плоскостях, а по центру расположен солярный символ. Такие звенья представлены на всех украшениях данного варианта.
Биякорьковые подвески варианта с) найдены у д. Елёва (подвеска, отнесённая нами также к варианту Ь) группы 1, см. выше), у д. Базуева, близ с. Искор и в бывшей Гаин-ской волости Чердынского уезда.
Подвеска, аналогичная украшениям, описанным выше, найдена в погребении 59 Жига-новского могильника, которое Э. А. Савельева относит ко второй половине - концу XIII в.9
Вариант ё) (1 экз.; рис. 1/11). Отличается сплошной орнаментацией щитка тордирован-
ной проволокой. Якорьки покрыты чередованием гладких и с насечками поясков.
Привески - гирьки, подвешенные на вось-мёркообразные звенья с солярным символом посередине.
Единственное украшение этого варианта найдено в бассейне р. Иньвы (более точный адрес находки не известен).
Вариант е) (5 экз.; рис. 1/12). Орнамент щитка - чередование торсированной, уложенной в «ёлочку», и тордированной проволоки. Верх щитка у данных биякорьковых подвесок украшен зернью. В четырёх случаях зернь «собирается» в пирамидки. Ещё в одном случае ситуация не ясна - украшение дошло до нас фрагментарно.
Привески сохранились у двух украшений. Это колокольчики с одним вздутием, подвешенные на звенья цепи с ромбовидным щитком.
Данные украшения найдены у д. Федоров-щина, на селище Вакино (2 экз.), на Кудым-карском селище и на территории бывшей Ку-просской волости Соликамского уезда.
Подобная подвеска найдена на Рачёвском археологическом комплексе в Прииртышье, где датируется ХП-ХГУ вв.10
Вариант£) (6 экз.; рис. 1/13). Главное отличие состоит в том, что верх щитка украшен столбиками псевдотордированной проволоки. В остальном же орнамент щитка типичен - чередование «ёлочек» и тордированной проволоки.
Экземпляров с привесками, к сожалению, в наличии не имеется. Сохранившиеся звенья цепи - в одном случае с ромбовидным щитком, ещё в двух - с восьмёркообразным щитком.
Биякорьковые подвески этого варианта найдены в пос. Майкор, на селище Вакино (3 экз.), у с. Верх-Боровское, адрес ещё одного украшения не известен.
Вариант g) (1 экз.; рис. 1/14). Орнамент щитка типичен - чередование «ёлочки» с тордированной проволокой. Поверху щиток украшен линией завитков. Также завитками украшены якорьки.
Привесками к украшению служат колокольчики с одним вздутием на звеньях цепи с ромбовидным щитком.
Единственная подвеска этого варианта найдена у д. Куча.
Картография. Можно убедиться, что основным орнаментальным мотивом бия-корьковых подвесок служит чередование «ёлочка» (торсирование или псевдоторси-
рование) - насечка (тордирование или псев-дотордирование). При картографировании рассматриваемой категории украшений выявляется интересные детали - украшения вариантов Ь) и с) группы 1, все украшения группы 2 и 4 найдены на территории правого берега р. Камы. Таким образом, на левом берегу Камы встречены биякорьковые подвески варианта а) группы 1 и украшения группы 3 (см. рис. 2).
Такое разделение можно объяснить локальными предпочтениями в орнаментации украшений. В таком случае вариант а) группы 1 является своеобразным универсальным мотивом, остальные же характеризуют либо особенные традиции, либо эстетические предпочтения населения локальных территориальных групп.
Хронология. В. А. Оборин датирует биякорьковые подвески достаточно широко: ХГГ-ХГУ вв.11 Приведенный выше анализ изделий позволяет немного уточнить эту хронологию. Сделать это мы можем при помощи хронологии привесок и цепочных звеньев.
Так, при помощи последних группа 1 была датирована концом ХГ-ХГГГ в. Внутри неё выделяется вариант а), где привесками служат бубенчики, покрытые гладкими либо насечёнными поясками, датируемые, в целом, второй половиной ХГ-ХГГГ в.12 Звенья цепи представлены прямоугольными щитками с гладкими рельефными поясками, отнесёнными нами к концу ХГ-ХГГ в.13 Таким образом, учитывая, что звенья цепи «не заходят» в ХГГГ в., на наш взгляд, следует датировать вариант а) концом ХГ-ХГГ в.
У варианта Ь), как было отмечено, привесками служат колокольчики с двумя вздутиями, гладкие гирьки и вытянутые гирьки, покрытые поясками, которые датируются, соответственно, ХГГ-ХГГГ вв., ХГГГ-ХГУ вв. и концом ХГГ-ХГГГ в.14 Звенья цепи - восьмёр-кообразной формы, концы которой расположены в разных плоскостях, а посередине находится солярный символ, датируются концом ХГГ-ХГГГ в.15 Очевидно, к этому временному промежутку можно отнести и вариант Ь) биякорьковых украшений.
Вариант с) имеет привески-колокольчики с одним либо двумя вздутиями (вторая половина ХГ-ХГГГ в. и ХГГ-ХГГГ вв. соответственно)16, подвешенные на звенья цепи с ромбовидным или восьмёркообразным щитком (ХГГ-ХГГГ вв.), либо восьмёркообразные, концы которых расположены в разных плоскостях, посередине - солярный символ (конец
ХГГ-ХГГГ)17. Этот вариант украшений, на наш взгляд, можно датировать ХГГ-ХГГГ вв.
На подвесках варианта ё), к сожалению, не сохранилось привесок, однако манера орнаментации якорьков и щитка роднит его с биякорьковыми подвесками варианта а), что позволяет предположительно отнести данное украшение к концу ХГ-ХГГ вв.
Группа 2 в целом появляется несколько позднее - её можно датировать ХГГ-ХГГГ вв. К этому времени относятся варианты а), е), £) и g). Немного позднее появляются подвески вариантов с) и ё), которые относятся к концу ХГГ-ХГГГ вв.
Немногочисленные аналогии биякорь-ковых изделий среди других культур подтверждают вывод В. А. Оборина о том, что эти украшения являются «типичными» для периода родановской эпохи. Хронология этих украшений строилась на основании хронологии звеньев цепи и шумящих привесок, используемых в изделиях. Таким образом, с учётом проведённого анализа, верхняя граница времени существования биякорьковых подвесок сместилась на один век - с ХГУ в. на ХГГГ в. и, в целом, эти украшения можно отнести ко времени конца ХГ-ХГГГ в. Кроме этого, были выделены локальные варианты
Вариан[ы:
? - точное исето находки не известно
Рис. 2.
Вариан[ы: ♦ а) ■
Рис. 3
орнаментации биякорьковых украшений, что позволяет судить об эстетических предпочтениях населения той или иной территории.
Примечания
1 См.: Спицын, А. А. Древности камской чуди по коллекции Теплоуховых. Атлас рисунков с предисловием члена Императорской археологической комиссии А. А. Спицына. СПб., 1902. С. 42.
2 См.: Талицкий, М. В. Верхнее Прикамье в Х-Х!У вв. // Материалы ин-та археологии. 1951. № 22. С. 52.
3 См.: Крыласова, Н. Б. Археология повседневности : материальная культура средневекового Предуралья. Пермь, 2007. С. 216, 220.
4 См.: Оборин, В. А. Этнические особенности средневековых памятников Верхнего Прикамья // Вопр. археологии Урала. 1970. Вып. 9. С. 20.
5 Там же. С. 15.
6 См.: Иванов, В. А. Взаимодействие леса и степи Урало-Поволжья в эпоху средневековья (по материалам костюма) / В. А. Иванов, Н. Б. Крыласова. Пермь, 2006. С. 70.
7 См.: Савельева, Э. А. Лоемский могильник. Этнокультурная принадлежность // Этнокультурные контакты в эпоху камня, бронзы, раннего железного века и средневековья в
Варианты:
♦ ффе)«^? - точное место захоронения неизвестно
Рис. 4
Северном Приуралье : материалы по археологии Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1995. Вып. 13. С. 127, рис. 5/3.
8 См.: Савельева, Э. А. : 1) Вымские могильники Х^ХГУ вв. Л., 1987. Рис. 30/18, 21; 2) Хронология погребальных комплексов Ыджыдъ-ёльского могильника / Э. А. Савельева, В. С. Зеленский // Памятники материальной культуры на Европейском Северо-Востоке : материалы по археологии Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1986. Вып. 10. Рис. 5/53.
9 См.: Савельева, Э. А. Жигановский могильник. Сыктывкар, 2010. С. 102, рис. 153/6.
10 См.: Терехова, Л. М. Рачевский археологический комплекс // Проблемы Урало-Сибирской археологии : сб. науч. тр. Свердловск, 1986. С. 122, рис. 3/5.
11 См.: Оборин, В. А. Этнические особенности... С. 15.
12 См.: Вострокнутов, А. В. Звенья цепи и шумящие привески украшений родановской культуры Верхнего Прикамья как датирующий элемент // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 12 (303). История. Вып. 55. С. 10, рис. 13, 14.
13 Там же. Рис. 1.
14 Там же. Рис. 10, 18, 19.
15 Там же. Рис. 6.
16 Там же. Рис. 8, 10.
17 Там же. Рис. 2, 3, 6.