Научная статья на тему 'БИТНИЧЕСТВО И ЕГО СЛЕД В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ'

БИТНИЧЕСТВО И ЕГО СЛЕД В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
битники / бит-поколение / СССР / Америка / американская культура / советская идеология / литература бит-движения / творчество А.А. Вознесенского / Beatniks / beat generation / USSR / America / American culture / Soviet ideology / beat movement / creativity of Voznesensky

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корепанова О.А.

В статье рассматривается культура бит-поколения как масштабное литературное явление в контексте не только американской культуры, но и советской. Рассказывается о появлении течения, о его идеях, о взаимодействии с ним общественности и политики, о взаимосвязи чисто западного феномена с отечественной идеологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEATNIKISM AND ITS TRACE IN RUSSIAN LITERATURE OF SOVIET ERA

The article examines the culture of the beat generation as a large-scale literary phenomenon in the context of not only American culture, but also Soviet culture. It tells about the emergence of the current, about its ideas, about the interaction of the public and politics with it, about the relationship of a purely Western phenomenon with domestic ideology.

Текст научной работы на тему «БИТНИЧЕСТВО И ЕГО СЛЕД В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ»

УДК 82.02

Корепанова О.А.

студент

Глазовский государственный инженерно-педагогический университет

им. В.Г. Короленко (г. Глазов, Россия)

БИТНИЧЕСТВО И ЕГО СЛЕД В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Аннотация: в статье рассматривается культура бит-поколения как масштабное литературное явление в контексте не только американской культуры, но и советской. Рассказывается о появлении течения, о его идеях, о взаимодействии с ним общественности и политики, о взаимосвязи чисто западного феномена с отечественной идеологией.

Ключевые слова: битники, бит-поколение, СССР, Америка, американская культура, советская идеология, литература бит-движения, творчество А.А. Вознесенского.

« Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,

Извлечённый из снимка чужой диафрагмы.

А теперь телевизор, газета, футбол,

И довольна тобой твоя старая мама» [6, c.38], -

именно эти строки Виктора Цоя описывают весь характер ушедшей эпохи бит-поколения. У битников в нашем отчестве была довольно-таки странная судьба. Кажется, что все их уважают, любят, они кажутся народными героями, кумирами неформалов - «все эти берроузы, расстрелявшие собственных жен, и джеки керуаки, проведшие жизнь в разъездах» [7]. Но давайте поподробнее разберемся, что из себя представляло это течение в советское время, какая идеология двигала тогдашней молодежью, с чем это было связано и как проявлялось.

Бит-культура зародилась в послевоенные годы (1950), когда в Калифорнийском университете встретились четыре молодых писателя: Аллен Гинсберг, Джек Керуак, Нил Кессиди и Уильям Берроуз. «Бесцельно слонявшиеся со скучающим видом по улицам, они пытались выйти за рамки традиционной литературы, отвергая общепринятые нормы искусства и американской политики и жизни в целом» [13]. Позже к ним начали присоединятся другие молодые творческие люди и просто молодежь среднего класса схожих нонконформистских взглядов.

Само возникновение термина «битники» появилось случайным образом. Журналист газеты «Сан-Франциско кроникл» Герб Кеин написал в одной из своих статей о довольно странной молодежной вечеринке и употребил слово «beat» с русским суффиксом «-ник» от названия советского «Спутника-1», выпущенного в 1957 году [5, с. 13]. Автор ссылался на то, что информация о спутнике была тогда хорошо известна, а само слово родилось в его голове. Это обозначение не несло в себе положительной окраски, а скорее отражало ту неприязнь, с которым общество относилось к представителям данного движения: «Я сочинил слово «битник» просто потому, что русский «Спутник» был тогда на слуху, и слово выскочило само» [4, с. 209].

Часто создание термина «битники» приписывают Джеку Керуаку -американскому писателю и поэту, автору знаменитого романа «На дороге» 1951-го года. Он придавал этому слову совсем иное значение и заявлял, что бит от английского «The Beat Generation», которое буквально переводится как «сломленные» или «разбитые», - это не разбитость, а музыкальный ритм, импульс:

«Мы битники, приятель. Битник - значит блаженный, это значит, что у тебя бьется сердце, это что-нибудь, да значит. Это изобрел я» [1].

Битничество 1950-х и 1960-х сформировалось как довольно агрессивная идеологическая группа, увлекающаяся дзен-буддизмом, практикующая искусство медитации, экспериментирующая с психоделиками, яростно творящая и, прежде всего, мыслящая. Если к этому добавить активный протест

против американской внешней политики, американского «общественного мнения» и «общественной морали», а также против святая святых -американского образа жизни, то можно понять, почему битничество является протестом интеллигенции.

В Советском Союзе бит-поколение появилось с некоторым опозданием -первый российский период битников приходится на конец 1960-х - начало 1970-х годов, когда в СССР сформировалась иная субкультура и на смену стильным пижонам и пижонкам пришли свободолюбивые неряшливые хиппи. Битники в СССР - это в основном декадентские и щегольские молодые люди, хорошо образованные и материально обеспеченные своими партийными родителями и имеющие возможность одеваться по последней моде, отращивать волосы до плеч, смущать и шокировать честных и неэтичных работников, о суровых последствиях, на которые способна «обиженная Советская власть» [10].

Ко второму поколению, представлявшему бит-движение в СССР, относились художники и музыканты - «истинные русские битники» [10], для которых битническая одежда, идейный паразитизм, аморальное поведение и прочие характеристики антисоветизма были смыслом жизни и ключевым принципом существования.

Если говорить о литературе битников в СССР, то она слабо оставила свой след в данном течении. Однако Андрей Андреевич Вознесенский - один из первых поэтов поколения битников в Советском Союзе - был приверженцем «разбитого», как называли его иногда по-русски, поколения, которое «провозгласило свободную любовь и кайф наркотических трипов, расслабленную манеру сквернословить публично и клясться в любви к буддизму совместно с сектантскими рок-мантрами» [11].

Вознесенский воспевал битническую вольницу всю свою молодость: «Как хорошо побродить по Риму/Нищим, ограбленным, побратимом» [2, с. 61]. Из смурной России казалось, что битники и есть тот самый глоток свободы, которого советский человек был лишен не только в шестидесятые.

Будучи инженером-архитектором по образованию, Вознесенского тянуло к авторству. Произведения поэта, на становление которых повлияло творчество Владимира Маяковского и Бориса Пастернака, отличались своеобразным стилем, стремлением измерить современного человека категориями и образами, экстравагантностью метафор, усложненным ритмом. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.

Его дебютный сборник стихов «Мозаика», вышедший в 1960 году, сразу же навлек на себя гнев советской власти, поскольку молодой поэт без малейшего стеснения критиковал существовавший на тот момент политический строй. Его знаменитый скандал с Н. С. Хрущевым, в конечном итоге которого поэта занесли в черный список наряду с Беллой Ахмадулиной и Евгением Евтушенко. Несмотря на это, Андрей Вознесенский был достаточно популярным заграницей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию.

Вознесенского называли самым настоящим битником, а он общался со многими американскими представителями этого поколения, после которых осталось множество совместных фотографий. Вознесенский также написал «Монолог битника». Вот отрывок:

«...Душамоя, мой зверёныш, Меж городских кулис Щенком с обрывком верёвки Ты носишься и скулишь! А время свистит красиво Над огненным Теннесси, Загадочное, как сирин С дюралевыми шасси» [3, с. 149].

Наследие этой культуры дало плоды в СССР достаточно поздно и проявилось не так ярко, как в американской культуре, но сам Аллен Гинзберг, один из ярчайших представителей данного движения, признавался во многих интервью, что на него оказал большое влияние Владимир Маяковский. Сам знаменитый битник так о нём отзывался в документальном фильме «Маяковский с нами»: «Маяковский оказал огромное влияние на поэтов Америки. Он смог выразить то, о чем в тайне думают поэты во всем мире, поэтому его так любят все те, кому дорога правда в поэзии».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антология поэзии битников / Г. Андреева. — 1-е изд. — Ультра.Культура, 2004. — 784 с. — (Поэзия). — 3000 экз. — ISBN 5-98042-072-X (дата обращения: 29.11.2023);

2. Андрей Вознесенский Иверский Свет. Стихи и поэмы ТБИЛИСИ, «МЕРАНИ», 1981. - Издательство «Мерани». 1984. - с. 61. (дата обращения: 29.11.2023);

3. А. А. Вознесенский, АНТИМИРЫ. Избранная лирика. М., «Молодая гвардия», 1964. 224 с. - с. 149. (дата обращения: 29.11.2023);

4. Пол Диксон. Словарь космической эры. — JHU Press, 2009. — с. 209. — 260 с. — ISBN 9780801891151 (дата обращения: 29.11.2023);

5. Уильям Лоурол. Культура битников: стиль жизни, иконки и влияние. — Bloomsbury Academic, 2005. — с. 13. — 392 с. — ISBN 9781851094004 (дата обращения: 29.11.2023);

6. Цой, Виктор Робертович. 30 песен Виктора Цоя и группы «Кино» [Ноты]: [Для голоса с букв.-цифр. обозначением сопровожд.]. — Авт. сл. В.Р. Цой, Сост. А. Карпов, Отв. за вып. А. Московкин. — Москва «ЛЕАН АНТАО», 2000. 63 с. - c. 38 (дата обращения: 29.11.2023);

7. Беляев, А. По дороге разочарований. Битники и Россия [Электронный ресурс]. / А. Беляев. - Режим доступа:

https://godliteratury.ru/articles/2017/10/03/po-doroge-razocharovaniy-bitniki-i-ros (дата обращения: 29.11.2023);

8. БИОГРАФ. Андрей Андреевич Вознесенский [Электронный ресурс]. / БИОГРАФ. - Режим доступа: https://biographe.ru/znamenitosti/andrey-voznesensky (дата обращения: 29.11.2023);

9. Иванов, Ю. Андрей Вознесенский - «Литературное кафе» [Электронный ресурс]. / Ю. Иванов. - Режим доступа: http://parnasse.ru/literaturnyi-olimp/literaturnoe-kafe/andrei-voznesenskii-literaturnoe-kafe.html (дата обращения: 29.11.2023);

10. ИСТОРИК. Битники. Все о субкультуре бит-поколения [Электронный ресурс]. / ИСТОРИК. - Режим доступа: https://istorik.net/351-bitniki-istoriya-fotografii-bit-pokoleniya.html (дата обращения: 29.11.2023);

11. Кацов, Г. Андрей Вознесенский и Питер Орловски: первый и последний битники одной эпохи [Электронный ресурс]. / Г. Кацов. - Режим доступа: https://www.peremeny.ru/blog/16774 (дата обращения: 29.11.2023);

12. Подрезов, А. Разбитая литература: как битники сформировали собственный культ и изменили поколение [Электронный ресурс]. / А. Подрезов. - Режим доступа: https://royalcheese.ru/columns/razbitaya-literatura-kak-bitniki-sformirovali-sobstvennyj-kult-i-izmenili-pokolenie/ (дата обращения: 29.11.2023);

13. Субкультуры в СССР, как это было. Кто такие битники? «Антология поэзии битников»: что это такое? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fondeco.ru/subkultury-v-sssr-kak-eto-bylo-foto-kto-takie-bitniki-antologiya-poezii/ (дата обращения: 29.11.2023).

Korepanova O.A.

Glazov State Engineering and Pedagogical University named after V.G. Korolenko (Glazov, Russia)

BEATNIKISM AND ITS TRACE IN RUSSIAN LITERATURE OF SOVIET ERA

Abstract: the article examines the culture of the beat generation as a large-scale literary phenomenon in the context of not only American culture, but also Soviet culture. It tells about the emergence of the current, about its ideas, about the interaction of the public and politics with it, about the relationship of a purely Western phenomenon with domestic ideology.

Keywords: Beatniks, beat generation, USSR, America, American culture, Soviet ideology, beat movement, creativity of Voznesensky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.