Научная статья на тему 'Биржевые механизмы коммерциализации инноваций в условиях неэффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности'

Биржевые механизмы коммерциализации инноваций в условиях неэффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
іННОВАЦіЙНА СИСТЕМА / INNOVATION SYSTEM / БіРЖА / ДЕРЖАВНО-ПРИВАТНЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ГЛОБАЛЬНА КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ КРАїН / GLOBAL COMPETITIVENESS OF COUNTRIES / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / БИРЖА / EXCHANGE / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тульку Я.И.

Дан анализ возможностей использования биржевых механизмов для повышения эффективности инновационной деятельности в Украине. Исследован опыт Украины и зарубежных стран в организации коммерциализации инноваций путем создания проектов с использованием такого рода механизмов. Также предлагается проект создания биржи продуктами интеллектуальной деятельности как перспективного элемента инфраструктуры региональных инновационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exchange mechanisms of innovations commercialization in the context of ineffective system of intellectual property rights

The article analyzes the possibilities of using exchange mechanisms to increase the effectiveness of innovation activity in Ukraine. The experience in the use of such mechanisms in Ukraine and in foreign countries was studied. The author suggests a project of creation of the exchange of intellectual products as a perspective element of infrastructure of the regional innovation systems in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Биржевые механизмы коммерциализации инноваций в условиях неэффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности»

19. Кабмин сформировал базу инвестпроектов общей стоимостью 1,1 трлн грн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //building.ua/Kabmin-sformiroval-bazu-dannyh-investproektov-obshey-stoimostu-11-trln-grn.

20. Азаров Н. Приоритетные инвестпроекты будут освобождены от импортной пошлины на оборудование [Электронный ресурс] / Н. Азаров. - Режим доступа: http://vchaspik.ua/print/ 95250.

Представлена в редакцию 10.10.2013 г.

Я.И. Тульку

БИРЖЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НЕЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Как отмечается в «Руководстве Осло» (Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям), опубликованном Организацией экономического сотрудничества и развития, в развивающихся странах основной причиной низкого уровня инновационного развития является слабость национальных инновационных систем. Отсутствие надлежащей поддержки инновационной деятельности со стороны правительства, незаинтересованность предпринимательского сектора, фрагментарность информационных потоков внутри национальных инновационных систем, а в некоторых случаях практически отсутствие взаимосвязей между основными ее субъектами - все это отмечается экспертами ОЭСР как основные барьеры на пути инновационного развития [7].

Одна из проблем многих стран постсоветского пространства также заключается в отсутствии прозрачной и удобной для инвесторов модели инновационной инфраструктуры, позволяющей организовать взаимодействие ее субъектов. Механизмы взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры, особенно в процессе инвестирования малых инновационных компаний, ведущих научные исследования и разработки, часто практически не работают, что, в том числе, снижает эффективность процесса внедре-

© Я.И. Тульку, 2013

ния инноваций. Ко всему этому добавляется законодательная незащищенность прав интеллектуальной собственности, высокий уровень коррупции и несовершенство судебной системы.

Данные выводы абсолютно точно диагностируют фундаментальные проблемы Украины в части реализации отечественного инновационного потенциала, который пока еще, по оценкам экспертов, остается достаточно мощным. Но наличие потенциала без приложения усилий для разработки эффективных механизмов и инструментов его реализации не приносит никакой реальной добавленной стоимости, а это, в свою очередь, постепенно снижает шансы на экономико-технологический прорыв и достойную позицию в глобальной конкурентной борьбе.

Как отмечается в Проекте Стратегии инновационного развития Украины на 2010-2020 гг.:

«В современном мире качество управления инновационными процессами и их государственное стимулирование стали определяющим фактором конкурентоспособности национальных экономик».

«В Украине имеются все звенья хозяйственного механизма, способного продуцировать конкурентоспособную продукцию. Проблема как таковая, сегодня лежит в плоскости организации их эффективного взаимодействия, учитывая необходимый государству результат».

«Критическая ситуация в инновационной сфере делает безотлагательной разработку такой государственной политики, которая бы обеспечивала расширенное воспроизводство объектной базы инновационной деятельности и необратимое влияние инноваций на ускоренный экономический рост страны».

«Становление инновационной модели развития экономики в Украине, как задача экономической политики, должна сопровождаться органическим объединением политических, гуманитарных, общественно-психологических, институциональных предпосылок; новыми организационно-экономическими, правовыми и институциональными решениями и согласованием государственной промышленной, финансовой, налоговой политики с государственной политикой в сфере образования, науки, научно-технической и инновационной деятельности» [8, с. 208].

Важность инновационной сферы в условиях современного общества и необходимость ее усовершенствования в Украине бы-

ли также отмечены при разработке «Основных положений Концепции развития НАН Украины на 2014-2023 гг.». В частности, Концепция направлена на содействие:

повышению уровня фундаментальных и прикладных исследований;

активизации исследований и разработок, направленных на повышение наукоемкости и конкурентоспособности отечественного производства;

созданию эффективной инновационной инфраструктуры; качественному развитию инфраструктуры исследований, улучшению их материально-технического и информационного обеспечения [3, с. 1].

Также Концепция разрабатывается для:

усиления межотраслевых научно-технических связей, в том числе путем более активного привлечения к научным советам, комитетам и комиссиям НАН Украины специалистов министерств, ведомств, отраслевых научно-исследовательских институтов, научно-производственных предприятий и широкого участия научный работников Академии в работе научно-технических советов и коллегий министерств и ведомств;

поиска новых организационных форм и механизмов более тесного взаимодействия с отраслевыми министерствами, крупными финансово-промышленными и производственными структурами, в частности на началах государственно-частного партнерства;

увеличения доли научных исследований и разработок, которые были введены на предприятиях, учреждениях и организациях [3, с. 3-4].

Все вышеизложенное обусловливает необходимость разработки и реализации адекватных и действенных мер по формированию эффективной национальной инновационной системы.

Целью данной статьи является анализ возможностей использования биржевых механизмов для повышения эффективности инновационной деятельности в Украине, а также обоснование разработки и реализации пилотного проекта биржи продуктами интеллектуальной деятельности как перспективного элемента инфраструктуры региональных инновационных систем.

На сегодняшний день проблем инновационного развития государств и регионов, так или иначе, касаются работы многих уче-

ных различных направлений и сфер знаний. В частности, общетеоретические и практические аспекты процесса коммерциализации инновационных разработок рассматриваются в работах К.Р. Аллен [13], Г. Чесбро [14], А.А. Румянцева, А.А. Трифиловой, М.Г. Ивановой, С.В. Богданова, А.Т. Волкова, В.И. Мухопада, И.С. Муха-медшина, А.А. Земскова, Н.М. Фонштейн [10], В.В. Трейера, К.С. Коваль, Н.А. Шаранова.

Среди украинских ученых, в работах которых рассматривается проблема коммерциализации продуктов интеллектуального труда, - П.Н. Цыбулев [11], Н.Г. Белопольский, Л.А. Цыбульская [1], А.Б. Бутник-Сиверский, Ю.В. Каракай, В. Волк, С.М. Ильяшенко, С.Г. Фирсова, Н.П. Мешко, П.В. Робота и др. Особенности современных процессов коммерциализации анализируются в работах С.М. Махнуши. Поиск и разработка альтернативных подходов к повышению эффективности процесса коммерциализации инноваций до сих пор остается насущным вопросом, а научных исследований в этой области явно недостаточно.

В отчете о глобальной конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума за 2013-2014 гг. Украина в общем рейтинге находится на 84 месте из 148. По уровню инновационного развития Украина на 95 месте. Наблюдается снижение рейтинга по категории «общий потенциал для инноваций», если еще годом ранее он оценивался относительно высоко (58-е место в рейтинге), то в последнем докладе - 100-е место. Также слабыми остаются позиции по категориям: расходы компаний на научные и исследовательские работы; сотрудничество между университетами и промышленностью в исследовательской сфере; государственные закупки высокотехнологичной продукции; инновационная активность предприятий. Пока относительно сильные позиции Украины можно отметить только по наличию кадрового потенциала для инновационного развития (46-е место по наличию ученых и инженеров) [32]. С другой стороны, развитие предпринимательства и условия ведения бизнеса также находятся на низком уровне (Отчет о глобальной конкурентоспособности ВЭФ: уровень развития бизнеса - 91-е место; доклад Мирового банка «Легкость ведения бизнеса» - 137-е место из 185 стран) [18].

По данным Государственной службы статистики Украины, общее количество предприятий, которые внедряли инновации, снизилось с 1491 предприятия в 2000 г. до 1327 предприятий в 2011 г.

Из приведенного ниже рис. 1 просматривается четкая закономерность спада общей инновационной активности, начиная с 2000 до 2005 г., а потом незначительный рост до 2007 г., и снова спад по 2009 г. и рост до 2001 г.. В 2011 г. из общего числа инновационно активных предприятий 12,8% были успешными инноваторами (внедрили в производство новые виды продукции и инновационные процессы), что является наибольшим показателем за последние пять лет, но на 2% меньше, чем в 2000 г.

1491 1503 1506

1200

800

18,0% 15,0% 12,0% 9,0% 6,0% 3,0% 0,0%

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 3 Всего, ед. —■—в % к общему количеству промышленных предприятий

Рис. 1. Количество предприятий, которые внедряли инновации, и их удельный вес в общем количестве промышленных предприятий

[6, с. 206]

400

0

Количество предприятий, которые внедряли инновации, по типам инновационной деятельности представлено на рис. 2, который наглядно показывает, что большинство предприятий, а именно 79% - не инновационные. Только 21% предприятий Украины внедряют инновации. Большинство из них осуществляют маркетинговые и организационные инновации. Процессы внедрения в основном налажены, лишь у 0,6% предприятий они продолжаемые или прерванные.

Не инновационные предприятия

79,0%

Осуществляли маркетинговые и организационные инновации

Имели продолжающиеся и прерванные инновации

Осуществляли продуктовые и процессные инновации

Осуществляли только процессные инновации Осуществляли только продуктовые инновации

Инновационные предприятия

Рис. 2. Распределение предприятий Украины по типам инновационной деятельности, % ко всем предприятиям [6, с. 254]

Государственную поддержку для осуществления инновационной деятельности в период с 2008 по 2010 г. получали лишь 3,7% от общего количества предприятий с технологическими инновациями (табл. 1). При этом значительная ее часть была предназначена для предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

При рассмотрении этого показателя, в разрезе размеров предприятий, стоит отметить, что большая часть помощи предоставлялась крупным предприятиям (6,2% от общего числа предприятий с технологическими инновациями), при этом показатель помощи для малых и средних предприятий составил 2,6 и 3,9% соответственно (табл. 2).

Достаточно информативной является оценка состояния инновационного развития Украины в разрезе ключевых факторов, которые его определяют, полученная на основе использования индикаторов Европейского инновационного табло, которые включают пять групп индикаторов: «движущие силы инноваций», «создание новых знаний», «инновации и предпринимательство», «индикаторы применения инноваций», «интеллектуальная собственность». Для объективной оценки состояния инновационного развития Украины важное значение имеет определение ее относительной позиции в рамках стран ЕС с помощью Европейского инновационного индекса, Европейского инновационного табло (ЕИТ).

11,2%

0,6% 4,2% 3,4% ] 1,6%

21,0%

Таблица 1

Распределение предприятий с технологическими инновациями,

которые получали государственную поддержку при инновационной деятельности на протяжении 2008-2010 гг. по видам экономической деятельности (% к общему количеству предприятий с технологическими инновациями) [6, с. 271]

Показатели Всего В том числе

центральное правительство местные и региональные органы власти

Украина 3,7 1,8 2,0

Промышленность 4,2 2,3 2,5

Добывающая промышленность 1,8 1,8 -

Перерабатывающая промышленность 2,8 1,7 1,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 32,7 14,9 28,2

Услуги 2,7 0,8 1,3

Оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле 0,2 0,2

Деятельность транспорта и связи 2,4 1,4 1,4

Финансовая деятельность 2,8 1,4 1,4

Деятельность в сфере информатизации, инжиниринга, геологии и геодезии, технические испытания и исследования 6,3 1,4 2,6

Таблица 2

Распределение предприятий с технологическими инновациями,

которые получали государственную поддержку при инновационной деятельности на протяжении 2008-2010 гг. по размеру предприятий (% к общему количеству предприятий с технологическими инновациями) [6, с. 271]

Показатели Всего В том числе

центральное правительство местные и региональные органы власти

Украина малые 2,6 0,4 1,8

средние 3,9 2,4 2,0

крупные 6,2 4,5 2,8

Промышленность малые 3,1 0,7 2,5

средние 3,9 2,3 2,2

крупные 6,3 4,8 2,7

Услуги малые 2,1 0,1 0,9

средние 4,0 2,6 1,4

крупные 5,6 2,8 3,7

По подсчетам, на основе ЕИТ Украина находится в последней по уровню инновативности четвертой группе («страны, которые двигаются вдогонку» со значением индекса 0,23. В эту группу входят: Венгрия (0,24), Россия (0,23), Украина (0,23), Латвия (0,22), Польша (0,21), Хорватия, Греция (0,20), Болгария (0,19), Румыния (0,16), Турция (0,08). В сравнении с другими странами ЕС отставание Украины составляет: от «стран-лидеров» (приблизительно в 3 раза (Швеция - 0,68), от « стран-последователей» (2 раза (Великобритания - 0,48), от стран «воздержанные инновато-ры» (1,6 раза (Норвегия - 0,35) [8, с. 165].

Специализированное исследование уровня инновационного развития государств, которое проводит Международная бизнес-школа INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) в 2012 г. присвоило Украине 63-е место в рейтинге по уровню развития инновационной системы среди 141 страны. Исследование проводится с 2007 г. и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей:

1) располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input):

институты;

человеческий капитал и исследования;

инфраструктура;

развитие внутреннего рынка;

Развитие бизнеса.

2) достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output):

развитие технологий и экономики знаний;

результаты креативной деятельности.

Таким образом, итоговый индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

Особо слабые позиции Украины в рамках Глобального инновационного индекса:

эффективность правительства; исполнение законодательства; разрешение неплатежеспособности; налогообложение;

экологическая устойчивость: ВВП на единицу использованной энергии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

состояние окружающей среды; интенсивность местной конкуренции; уровень развития кластеров;

информационно-коммуникационные технологии и создание организационных моделей.

По степени защищенности имущественных прав, которая выражается в Международном индексе (International Property Rights Index, IPRI), Украина 118-я из 130 стран: правовая и политическая среда (104); защита материальной собственности (128); защита интеллектуальной собственности (95). При вычислении IPRI учитывают десять критериев: верховенство права, политическую стабильность, независимость судебной ветви власти, уровень коррупции, защиту прав материальной собственности, простоту регистрации собственности, доступность кредитования, защиту прав интеллектуальной собственности, защиту патента, уровень пиратского копирования. Эти критерии формируют три составляющих индекса: правовая и политическая среда, защита материальной собственности, защита интеллектуальной собственности. Исследование проводится для того, чтобы показать зависимость между уровнем защищенности права собственности и экономическим благополучием государства [24].

В результате анализа научных публикаций, данных официальной статистики и докладов по итогам исследований международных организаций можно сделать вывод о том, что в Украине сформирован ряд проблем, которые необходимо устранять для того, чтобы повысить качество и эффективность работы ее инновационной системы, а именно:

наличие разрыва между научными разработками и потребностями рынка ввиду отсутствия налаженной коммуникационной системы между наукой и промышленностью, а также экспертного анализа разработок на предмет их рыночной востребованности;

как результат - отсутствие налаженного механизма коммерциализации инновационных проектов, разработок либо готовых инновационных продуктов/услуг на рынок;

ограниченные возможности финансирования проектов у малого и среднего бизнеса;

предпочтение инвесторов вкладывать в реальные материальные активы;

неумение, а иногда нежелание компаний превращать интеллектуальный потенциал в активы (объемы нематериальных активов украинских предприятий не превышают 1,5 % стоимости основных средств, что значительно ниже средних показателей в странах ЕС, где их объемы составляют 50-80% балансовой стоимости предприятий и организаций) [8, с. 164];

законодательная незащищенность интеллектуальной собственности, отсутствие необходимой юридической поддержки проекта на этапе разработки инвестиционного предложения;

отсутствие организованного рынка консалтинговых услуг различных направлений;

неэффективность системы государственной поддержки инновационной деятельности предприятий и научно-исследовательских организаций.

Государственная поддержка, если она и есть, то ориентирована на финансирование в большей степени процесса разработки инноваций, при этом их эффективность и рыночная востребованность в будущем не рассматриваются как основные факторы при выборе объекта финансирования. Следующий этап инновационного процесса остается без внимания. Учитывая тот факт, что на этом этапе появляется коммерческая составляющая и частный сектор в виде инвестора, соорганизатора процесса разработки инновационного продукта, и т.д., необходимы условия, при которых вход бизнеса будет наиболее эффективен: будут обеспечены понятные, стабильные «правила игры»; защищены права инвесторов, собственников идей и разработчиков; создана доступная качественная информационная система обеспечения инновационной деятельности; налажена система постоянных коммуникаций, позволяющая достичь взаимопонимания между наукой, бизнесом и потребителем инноваций [4, с. 29].

В данных условиях наиболее целесообразный и действенный способ построения эффективной инновационной модели для Украины может быть основан на развитии инновационных предприятий именно малых форм, используя при этом инструменты и механизмы государственно-частного партнерства. Активизация таких процессов должна происходить на региональном или межрегиональном уровне в формате «пилотных» проектов. Эффект от их реализации со временем можно оценить, и в случае достижения позитивных результатов распространять этот опыт в другие регионы, отрасли и т.д.

В этом контексте следует особое внимание уделить формированию необходимой инновационной инфраструктуры, прежде всего, рыночного характера, которая сможет обеспечить адекватные условия процесса коммерциализации инновационных разработок с наименьшими издержками, механизмами защиты прав интеллектуальной собственности и наибольшим социально-экономическим эффектом.

Одним из таких элементов инновационной инфраструктуры может стать структура, основанная на биржевых механизмах. Биржевая торговля в широком смысле характеризуется следующими признаками:

концентрируется в местах экономической активности, в мощных производственных и финансовых мировых центрах и т.д.;

ведется большими партиями товаров или значительными по объемам финансовыми инструментами;

реализуются реальные активы с немедленной поставкой и поставкой в будущем, обязательства поставки-приемки, права и т.п.;

проводится регулярно, концентрируя спрос и предложение во времени и пространстве;

характеризуется гласностью, прозрачностью деятельности, доступностью информации для широкой общественности участников рынков;

имеет организационную, экономическую и правовую основы;

производит стандарты качественных и количественных параметров товаров и финансовых инструментов;

ведется биржевыми посредниками, брокерами и дилерами, сама биржа сделок не заключает;

существуют процедуры подбора лучших операторов рынка в качестве членов биржи;

вырабатывает собственные правила торговли и следит за их соблюдением;

активно использует методы электронного трейдинга [16].

На сегодняшний день на территории Украины и за рубежом действуют проекты, называющиеся «Биржами» или имеющие сходную с биржей природу. Анализ существующих проектов на предмет их эффективности, а также соответствия традиционным критериям биржи будет представлен ниже.

Украина

Биржа Инвестиционных Проектов «STARTUP.UA» - это место, где предприниматели, желающие запустить новый проект, встречаются с частными инвесторами Украины, которые предлагают реальные финансовые инвестиции в новые высокоприбыльные проекты (стартапы). Собрания Биржи обычно проходят один раз в три месяца. На них предприниматели имеют возможность сделать 10-минутную презентацию своей идеи или проекта перед присутствующими венчурными инвесторами. Презентация имеет заданный формат, придерживаться которого необходимо для быстрого восприятия сути проекта. В случае, если у частного инвестора возникает заинтересованность какой-либо идеей, он может уточнить нюансы в личной беседе с предпринимателем после окончания презентаций на фуршете [31].

Ресурс «O2Invest.com» - это инструмент для стартапов, действующих предприятий и отдельных проектов в сфере информационных технологий по привлечению стартовых инвестиций и пополнению оборотных средств. O2Invest также предоставляет возможность размещения акций предприятий на вторичном рынке [28].

«Первая Украинская Биржа Инноваций» занимается логистикой отрасли инноваций и помогает бизнесменам и инвесторам выходить на перспективные инновационные разработки и оценивать их актуальность для своего бизнеса - быстрее, легче и дешевле [22].

Российская Федерация

«Русская Биржа Инноваций» - площадка для владельцев патентов, товарных знаков, программ для ЭВМ, баз данных, домен-

ных имен, предпринимателей России. Призвана создать условия для потенциальных инвесторов, площадку по поиску инновационных проектов и их инвестированию [33].

Ресурс «Napartner.ru» позиционирует себя как универсальная бизнес-платформа по поиску инвестиций в стартап проекты. Предназначение Проекта - помочь Стартаперу найти инвестиции в свой проект, а банкам и инвесторам - принять активное участие в развитии инновационных разработок, получать дивиденды от вложенных денежных средств [26].

«Центр идей» - предлагает инструменты для взаимодействия участников рынка идей, исследования в сфере защиты интеллектуальной собственности, разработку и внедрение информационных проектов [17].

«Международная биржа коммерциализации инноваций» -свою миссию видит в создании единой площадки по продвижению интересов инновационного сообщества для целей технологического прорыва страны [21].

«Биржа инновационных решений» - проект, где специалисты в области развития, имеющие сходные интересы (профессиональные тематические сообщества), взаимодействуют друг с другом, обмениваясь знаниями и опытом с общей целью решения проблемы [30].

«Биржа интеллекта, инноваций, инвестиций, информации и технологий» создана с целью коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, диверсификации бизнеса, развития инновационной инфраструктуры в городе, Краснодарском крае и России. В дальнейшем в проект будет интегрирована виртуальная биржа с системой микроинвестирования проектов, электронной подачи заказов на разработку новых технологий, продуктов интеллектуальной деятельности, опытных образцов и с возможностью выбора исполнителей заказа [23].

Рынок Инноваций и Инвестиций Московской Биржи - биржевой сектор для высокотехнологичных компаний, созданный ОАО Московская Биржа совместно с ОАО «РОСНАНО» на базе существовавшего ранее Сектора Инновационных и растущих компаний. Основная задача РИИ Московской Биржи - содействие привлечению инвестиций, прежде всего, в развитие малого и сред-

него предпринимательства инновационного сектора российской экономики [29].

«Всероссийская объединенная электронная биржа интеллектуальной собственности» является программно-аппаратным комплексом, предназначенным для решения задач коммерциализации результатов интеллектуального и творческого труда, в первую очередь граждан России, введению созданных ими объектов интеллектуальной собственности в активный хозяйственный оборот и активное общественное потребление [20].

Интернет-биржа «Биржа инноваций» - это электронная система оперативного учета направлений и результатов инновационной деятельности организаций Чувашской Республики. Цель проекта - создание современной коммуникационной Интернет-площадки между профессиональными участниками инновационного рынка, предназначенной для соединения инвестиционного спроса и предложения в сфере инновационного предпринимательства [19].

Белоруссия

Проект «Виртуальная интеллектуальная биржа коммерческих идей и проектов», осуществляемый путем партнерских организаций, работающих на рынке профессиональных услуг Беларуси. Электронной площадкой проекта выступает портал «VIB.BY», призванный стать «национальным интегратором» в сфере оборота коммерческой и научно-технической информации.

Казахстан

Электронная биржа инноваций (ЭБИ) - это коммуникационная площадка, созданная для продвижения результатов научных исследований с целью стимулирования темпа научного, инновационного и инвестиционного развития страны [25]. США

Сеть торговли идеями - всемирно известный удостоенный наград форум, который позволяет компаниям и частным лицам приобретать лицензии, покупать или продавать идеи, новые изобретения, а также патенты и торговые марки [27].

Более детальный анализ вышеуказанных проектов, имеющих сходные цели, задачи по стимулированию инновационного развития, выявил следующие недостатки:

достаточно некорректное во многих случаях использование термина «биржа» (названия проектов часто абсолютно не соответствует их сущности, содержанию и целям);

ни один из проектов не внедряет реальных биржевых механизмов для реализации своих целей и решения заявленных задач;

в большинстве случаев отсутствует ориентированность на пользователя, не определена целевая аудитория;

большинство из них не предполагают торговлю инновационными проектами или разработками;

проекты не предполагают какой-либо организованной классификации, кроме как по отраслевому признаку, что усложняет работу с электронным ресурсом, а следовательно, снижает его эффективность;

механизм защиты прав интеллектуальной собственности прописан нечетко либо отсутствует вообще;

не предусматриваются гарантии соблюдения контрактных обязательств и не проводится мониторинг последующей реализации проектов;

проекты зачастую имеют исключительно частный характер, государство не принимает в них участие, что опять же снижает эффективность коммуникационной системы участников инновационного процесса.

Выводы. Наличие такого рода инициатив говорит об актуальности поиска решений для повышения эффективности инновационной деятельности как в Украине, так и за рубежом. Учитывая недостатки вышеуказанных проектов, следует признать тот факт, что они лишь частично и не всегда эффективно решают вопросы, указанные при постановке проблемы данной статьи.

Биржа, прежде всего, способствует сведению в одном месте спроса и предложения и формирует рынок. Такой элемент рыночной инфраструктуры, как Биржа обладает рядом преимуществ, которые могут сыграть важную роль в активизации инновационного процесса и формировании организованного рынка инноваций в Украине. Преимущества Биржи при прочих равных условиях таковы:

гарантии достоверности и оплаты; выгодные и справедливые цены; минимальные риски;

широкий ассортимент; минимальные издержки торговли.

Поэтому основная задача - предложить объект инновационной инфраструктуры, миссия которого будет состоять в коммерциализации инноваций и бизнес-идей в формате биржевой торговли с возможностью защиты прав интеллектуальной собственности авторов идей, и предоставления гарантий инвесторам. При этом основными целями его работы будут:

создать организованный рынок инноваций; наладить коммуникационные связи между всеми участниками инновационного процесса;

расширить возможности финансирования проектов; обеспечить действенный механизм защиты прав интеллектуальной собственности;

создать предпосылки для стандартизации и сертификации инновационной продукции и т.д.

Биржевым товаром в этом случае будут выступать инновационные разработки, бизнес-идеи, ноу-хау и другие продукты интеллектуального труда.

Учитывая специфику биржевых товаров, в рамках предлагаемого проекта лишь часть признаков Биржи можно взять за основу для разработки концепции ее деятельности.

Биржа будет представлять собой электронную торговую площадку бизнес-активами, где инвесторы и разработчики будут иметь возможность коммуницировать друг с другом, при этом их общение будет сопровождаться поддержкой аккредитованных консультантов (маркетологов, юристов, менеджеров и т.д.). Особенность данного биржевого проекта в том, что в его основе будет лежать государственно-частное партнерство. Инновационная сфера, в случае эффективного внедрения разработок, - достаточно прибыльная, но в то же время высокорисковая, поэтому инвесторы относятся к ней с осторожностью [15, с. 59].

Задачи государства в этом случае - институционально обеспечить исполнение условий контрактов, заключенных на бирже; обеспечить формирование наиболее полной базы инновационных проектов, для которых требуется инвестирование (так как есть налаженная коммуникация с научно-исследовательскими организациями, патентными ведомствами и т.д.); обеспечить равные усло-

вия доступа к информации о лицензировании, патентовании и других нормативно-правовых аспектов процедур защиты прав интеллектуальной собственности; выступить, в случае необходимости, инвестором или со-инвестором проекта; обеспечить льготный доступ к Биржевому ресурсу для приоритетных целевых аудиторий (студенты, молодые ученые, начинающие предприниматели) и в приоритетных отраслях (информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, сельское хозяйство).

Выставляемые на торги проекты на бирже классифицируются по ряду признаков:

территория (где планируется осуществлять проект); отрасль знаний, промышленности и пр.; масштаб проекта и требуемые инвестиции; стадия проработки проекта (идея, наличие бизнес-плана или технико-экономического обоснования, действующий стартап и т.д.);

условия привлекаемых инвестиций (кредитные ресурсы, стратегический инвестор и т.д.).

Таким образом, участниками биржевой площадки на различных этапах могут быть:

владельцы потенциальных биржевых товаров (предприниматели, научные сотрудники, исследовательские организации и т.д.);

инвесторы (физические, юридические лица, в том числе государственные инвесторы);

специальные фонды гарантирования кредитов; фонды поддержки предпринимательства; консультанты по различным направлениям (маркетинг, менеджмент, юриспруденция, консультанты по техническим вопросам и пр.);

аутсорсинговые компании;

брокеры (агенты) инвесторов, владельцев активов, управляющих и консультантов.

Среди основных задач биржи:

стандартизация договоров инвестирования, управления, консалтинга, аутсорсинга и экспертизы, а также процессов торгов договорами.

Аккредитация: инвесторов, владельцев активов, управляющих и консультантов, экспертов, аутсорсинговых фирм.

Экспертиза биржевых товаров.

Организация торгов (бизнес-активами, инвестиционными договорами и пр.).

Обеспечение гарантий соблюдения обязательств по исполнению условий контрактов.

Предоставление информации по статистике и аналитике торгов и дальнейшей реализации проектов с участием биржевых активов [4, с. 31].

Литература

1. Бшопольський М.Г. Шляхи комерцiалiзаци нематерiаль-них активiв на шновацшних шдприемствах в сучасних умовах / М.Г. Бшопольський, Л.О. Цибульська // Теоретичш i практичш аспекти економши та штелектуально! власностi: сб. наук. пр. - Т. 1 / редкол. В.С. Волошин (гол. ред.) та ш. - Марiуполь, 2009. -С. 53-56.

2. Иванова М.Г. Формирование мотивационных механизмов коммерциализации инноваций / М.Г. Иванова, Е.В. Королева // Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» 20-23 апреля 2010 г. / под ред. Е.В. Королевой. - М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2010. -С. 25-32.

3. Концепщя розвитку НАН Укра!ни на 2014-2023 рр. [Елек-тронний ресурс] / Президiя НАН Укра!ни - 11 с. - Режим доступу: http://rian.kharkov.ua/images/news/%D0%9E%D1%81%D0%BD.%20 %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B D%D0%BD%D1 %8F%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D 1 %86%D 0%B5%D0%BF%D 1 %86%D 1 %96%D 1 %97%20%D 1 %80%D0%BE %D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BA%D1%83%20%D0% 9D%D0%90%D0%9D%D0%A3%202014-2023%20%D 1%80%D1%80.doc.

4. Ляшенко В.И. Использование биржевых механизмов для активизации инновационного предпринимательства / В.И. Ляшен-ко, Я.И. Тульку, С.В. Охременко // Матерiали мiжрег. наук.-практ. конф. «Впровадження сучасних методiв та iнструментiв управлш-ня в дiяльнiсть органiв мюцевого самоврядування» / Державний фонд сприяння мiсцевому самоврядуванню в Украiнi. - Горлiвка, 2012. - С. 27-32.

5. Моткова Ю.В. Проблемы коммерческого использования интеллектуальной собственности в качестве имущества (НМА) предприятия / Ю.В. Моткова // Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» 20-23 апреля 2010 г. / под ред. Е.В. Королевой. -М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2010. - С. 42-45.

6. Наукова та шновацшна дiяльнiсть в Укра!ш: Статистич-ний збiрник. - К.: Держкомстат Украши, 2012. - 305 с.

7. Руководство Осло (Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям) // http://www.mgimo.ru/files2/y10_2010/ 166239/ruk.oslo.pdf.

8. Стратепя шновацшного розвитку Украши на 2010-2020 роки в умовах глобалiзацiйних виклиюв / авт.-упоряд.: Г.О. Анд-рощук, 1.Б. Жиляев, Б.Г. Чижевський, М.М. Шевченко. - К.: Пар-ламентське вид-во, 2009. - 632 с.

9. Трейер В.В. Центральная проблема инноваций, пути ее решения // Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» 2023 апреля 2010 г. / под ред. Е.В. Королевой. - М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИ-ИС), 2010. - С. 89-92.

10. Фонштейн Н.М. Коммерциализация технологий: мировой опыт - российским регионам / сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн; пер. с англ. - М.: «Moscow News», 1995. - 228 с.

11. Цыбулев П.М. Управление интеллектуальной собственностью. - К.: Держ.ин-т интел.власн., 2009. - 312 с.

12. Шичкина М.И. Современная практика и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности // Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» 20-23 апреля 2010 г. / под ред. Е.В. Королевой. - М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2010. - С. 92-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Allen K. Launching New Ventures. 3d ed. Boston: Houghton Mifflin Company, 2002. Christensen, Clayton M. The innovator's Dilemma. Boston: Harvard Business School Press, 1997.

14. Chesbrough H. Open innovation: the new imperative for creating and profiting from technology. - Boston: Harvard Business School Press, 2003. - 272 p.

15. Liashenko V.I. Quasi-tangible assets of modern neo-industrialism / V.I. Liashenko, Y.I. Tulku // E-Journal «Dialogue». - 4. 2012. - 52-61 p.

16. www.birzha-forex-teach.ru - информационный портал «Биржевое дело».

17. www.centreid.com_- сайт «Центра идей».

18. www.doingbusiness.org - доклад по результатам исследования «Легкость ведения бизнеса 2013».

19. www.e-birzha.cap.ru - сайт Интернет-биржи «Биржа инноваций».

20. www.eipuser.ru - сайт «Всероссийской объединенной электронной биржи интеллектуальной собственности».

21. www.ieci.ru - сайт «Международной биржи коммерциализации инноваций».

22. www.innohunters.com.ua_- сайт «Первой Украинской Биржи Инноваций».

23. www.intellcity.com - сайт «Биржи интеллекта, инноваций, инвестиций, информации и технологий».

24. www.internationalpropertyrightsindex.org - доклад по результатам исследования защиты прав интеллектуальной собственности в 2013 году.

25. www.invest.nauka.kz - сайт Электронной биржи инноваций (ЭБИ).

26. www.napartner.ru - сайт ресурса «Napartner.ru».

27. www.newideatrade.com - сайт Сети торговли идеями.

28. www.o2invest.com - сайт ресурса «O2Invest.com».

29. www.rts.micex.ru/s25 - сайт Рынка инноваций и инвестиций Московской биржи.

30. www.solex-un.ru - сайт «Биржи инновационных решений».

31. www.startup.ua - сайт Биржи инвестиционных проектов.

32. www.weforum.org/gcr - доклад Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность 2013».

33. www.xn--80aabfslccj0bamu6g.xn--p1ai - сайт «Русской Биржи Инноваций».

Представлена в редакцию 16.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.