корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ НА НОВОСТЯХ: РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ТОРГОВОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ НЕФТИ МАРКИ WTI, ОСНОВАННОЙ НА ТОНЕ И НАСТРОЕНИИ
НОВОСТНЫХ СООБЩЕНИЙ
В статье проанализирована возможность создания алгоритма для торговли на фондовом рынке посредствoм анализа новостей. Для определения параметров стратегии был проведен ряд исследований с помощью регрессионного анализа. Из значимых параметров стратегии был сконструирован индекс новостей, по которому велась торговля. В результатах авторы приводят данные о доходах при торговле по стратегии в течение 2011 г. Выработанная и описанная в статье стратегия приносит достаточную доходность для создания возможности осуществления арбитража по ней и рыночному индексу, что также было протестировано и подтверждено в рамках данного исследования.
In this article the possibility of creation of an algorithm for trading on a stock market by means of the news analysis is discussed. Several regression analyses were carried out in order to determine the optimal strategy parameters. Once the parameters were determined a news index was built, which was later used for the purposes of the strategy. Authors provide trading results on the strategy during 2011, which appear to be profitable. The strategy developed and described in this article yields sufficient profitability arbitrage possibilities which was also tested and confirmed within this research.
Ключевые слова: фьючерсный контракт, нефть, WTI, новостное настроение, фондовые рынки, торговая стратегия, бектестинг, регрессии, доходность, прогнозирование цен.
Keywords: futures contract, crude oil, WTI, news sentiment, stock markets, trading strategy, backtesting, regression analysis, returns, price forecasting.
В 2007-2008 гг. Тетлок проводит первые в своем роде исследования, посвящённые поискам связи между доходностью по индексу Dow Jones Industrial Average и общей характеристикой настроения новостей. В 2008 г. проводится аналогичное исследование, однако в этот раз объектом интереса стал индекс SNP-500. Общий вывод обоих статей гласит, что знание настроения новостей может во многом облегчить моделирование будущих доходностей по ценным бумагам [1].
Залевский П. В., Басов М. Ю.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
С экономической точки зрения это открытие несет в себе довольно высокую ценность. Во-первых, это один из первых формальных тестов влияния новостей на рынок, так как до этого момента в академической литературе и в рабочей практике выдвигалась лишь гипотеза о существовании подобной взаимосвязи. Более того, наличие и описание зависимости между тоном новостей и поведением рынка приведет к повсеместной интеграции различных алгоритмов оценки новостного настроения в финансовые учреждения мира, в систему уже существующих методов оценки финансовых активов. Это позволит в значительной степени увеличить точность и описательную составляющую этих методов, а значит, серьезно сократить риски, связанные с инвестированием. Безусловно, подобная динамика приведет к тому, что финансовая система планеты будет менее подвержена факторам риска, а значит, увеличится возможность избегания экономических кризисов. Наше исследование ставит перед собой задачу формализировать взаимосвязь тона новостей и поведения рынка с целью последующей интеграции этой взаимосвязи.
Для этого проводится исследование, продолжающее инициативу
Тетлока, однако объектом исследования выбран товарный рынок. Методология исследования также подверглась некоторому изменению.
Новым «рынком» для исследования был выбран товарный по ряду причин.
Как уже упоминалось выше, Тетлок свои исследования проводил на рынке акций. Мы считаем, что фондовые индексы и акции компаний подвержены слишком большому количеству
факторов влияния, которые очень слабо различимы и диверсифицируемы. Это ставит серьезный вопрос достоверности полученных результатов, так как в среде, где цена формируется под огромным количеством таких «шумовых» факторов, невозможно утверждать
наверняка, какой именно фактор является значимым. Существует большая вероятность того, что результат может быть продиктован лишь удачным совпадением других групп факторов,
привязанных к каким-то конкретным компаниям, входящим в состав индекса.
По этой причине было решено выбрать такой финансовый рынок, где влияние сторонних факторов, помимо новостей, было бы сведено к минимуму. Мы имеем
основания предполагать, что именно товарные рынки как нельзя лучше подходят под
эту характеристику. Товары, такие как нефть и газ, торгуются повсеместно, что сводит географические факторы ценообразования к минимуму. Также объемы торгов на
товарных рынках не уступают рынкам акций, что способствует
фильтрации случайных, единичных факторов влияния.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра ц j 2qj э
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р *
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-maU: [email protected]
В качестве конкретного примера для исследования был
выбран контракт на баррель нефти марки WTI -самый распространенный товарный контракт в мире.
Новостной компонент исследования остался нетронутым. Таким образом, новости, а также их состав и характеристики были использованы такие же, как и висследовании Тетлока в 2008 г.
Информация по новостям за период 2009-2011 гг.
была предоставлена компанией Thompson Reuters (thomsonreuters.com) и имела следующий формат (табл. 1):
Таблица 1
Новостная статистика TRNAE
Номер колонки Аббревиатра Описание
1-7 DD MM YY HH MM SS MS Время, когда новость отразилась в системе TRNAE
8 RELEVANCE Релевантность новости по отношению к нефти (в %)
9 SENTIMENT Указание, была ли новость позитивной (1), нейтральной (0) или негативной (-1), основанное на вероятностях (см. ниже)
10,11,12 SENT_POS/NEU/NEG Вероятность того, что новость была положительной, негативной или нейтральной
13-17 LNKD_CNT 1-5 Количество новостных статей, относящихся к этой новости (5 подколонок по степени связанности)
18 ITEM_TYPE Тип новости: статья, уведомление, заметка, поправка
19-25 DD_TS MM_TS YY_TS... Время публикации новости в оригинальном источнике
26 SENT_WORDS Количество слов, относящихся к оценке настроения новости
27 TOTAL_WORDS Общее количество слов в новости
28-32 ITEM_CNT 1-5 Количество новостных событий, относящихся к этой новости (5 подколонок по степени связянности)
33 PNAC Уникальный идентификационный номер новости
Система TRNAE (Thompson Reuters News Analytics Engine) работает по следующему принципу:
• система просматривает тысячи новостных веб-ресурсов в поисках новостей;
• путем лингвистического анализа формируются связи между найденной новостью
и различными компаниями, индексами, товарами и т.п., на которуюданная новость может оказать влияние;
• система подсчитывает вероятность того, что данная новость окажется позитивной, нейтрально й или негативной;
• система предоставляет дополнительную статистическую информацию по новости.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Исследования событий, проведенные Боровковой в 2011 г., показывают наличие связи между доходностью товарных контрактов, включая контракты на нефть, и данных, сгенерированных системой. Исследование проводилось на временном интервале в один день. Два основных итога этого исследования можно суммировать крылатой фразой «отсутствие новостей - уже хорошая новость». На «нейтральных» днях, когда суммарное настроение всех новостей дня находится в диапазоне среднее +/- 45% всего распределения (т.е. все дни за исключением 5% самых позитивных и 5% самых негативных) доходность составила 2% в месяц в среднем. Для 5% самых позитивных дней этот показатель незначительно завышен. Самые негативные дни демонстрировали негативную среднемесячную доходность [2].
Вторым и наиболее интересным результатом исследования Боровковой стало следующее. Цена нефт и начинает смещение в сторону новостного настроения за 10 дней до выхода самой новости. Причины подобного поведения могут быть разные. Во -
первых, серьезные позитивные или негативные новости сами по себемогут
являться следствием сложившейся на рынке череды положительных событий, которые уже нашли св ое отражение в стоимости того или иного актива. Во -
вторых, несостоятельность всей мировой новостной системы, которая показывает запаздывание новостей даже до 10 дней [2].
Так как текущее устройство медиа-сферы в настоящее время достаточно развито, мы ставим второе утверждение под сомнение. К тому же, если реальная ситуация действительно обстоит таким образом, как же тогда возникают дополнительные доходности по активам, связанные с новостями? Безусловно, на данном этапе лишь одни догадки могут иметь место. Тем не менее мы придерживаемся первого взгляда на проблему, а именно: 10-дневный ценовой тренд, предшествующий новости, вызван интеграцией в цену более ранних, но менее значительных новостей, которые не прошли порог «позитивности» или «негативности». Значит, чтобы проверить эту гипотезу, нужно отказаться от порога как такового. Для осуществления подобных исследований необходимо перейти на более короткий временной интервал, так как найти интервал в 10 дней, за который не вышло бы ни одной новости по нефти, не представляется возможным. С этой целью в рамках данного исследования рассматривается интервал в 1 минуту.
В работе использован метод простой регрессии, которая показывает, что существует возможность существенного предсказания доходности по активу в течение 10 минут после выхода новости. Более того, бинарная регрессия (определяющая лишь направление доходности) показывает, что
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра ц ^ 207 Я
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^к^и.ги
предсказательное свойство новостей сохраняется даже на интервалах более чем в 20 минут. Предсказательное свойство новостей в первые 10 минут в 18-20 раз выше, чем по результатам простой регрессии. Следующим шагом исследования должен был стать поиск сверхдоходностей по активам. Тем не менее этот шаг был модифицирован в ходе самого исследования. Несостоятельность возможности поиска сверхдоходностей заключается в частоте выхода новостных сообщений. Даже если предположить, что в 1% случаев новость может сгенерировать сверхдоходность, на практике это выльется в то, что огромное количество подобных случаев сверхдоходности создадут новые рамки нормальной доходности, которые будут шире и включат в себя все эти бывшие ранее сверхпоказатели. Таким образом, инвестиционный интерес к данному исследованию и к феномену влияния новостей на цены активов вообще необходимо было искать иначе.
Для инвестора можно и не знать точный показатель прогноза доходности на следующий период, главное быть осведомленным о направлении этой доходности.
Тогда инвестор может сам сформировать свой портфель таким образом, чтобы получить доходы в ыше «рынка».
Это впоследствии и может быть использовано как доказательство верх доходов по ценным бумагам при торговле, если основываться на новостях.
Таким образом, была выдвинута гипотеза о возможности создания прибыльной торговой стратегии, основанной на новостях.
Для осуществления стратегии необходимо было сгенерировать пару торговых сигналов - на открытие и на закрытие позиции. Для этого из статистической выкладки TRNAE были выбраны те данные, которые в большей степени имели предсказательную силу. С целью выявления таких индикаторов из числа всех показателей, использовавшихся в TRNAE, была проведена дополнительная регрессия (таблица 2).
Таблица 2
Результат регрессии для выявления состава индекса
Переменная Коэффициент Ошибка 1-статистика Вероятность
ГГЕМ_СЖ2 -1.78Е-08 1.91Е-08 -0.932824 0.3509
ГГЕМ_СЖ1 1.68Е-08 9.15Е-09 1.834.742 0.0665
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
ЬККБ_СКТ1 -3.86Е-07 1.59Е-07 -2.427.215 0.0152
Ш^МБ^оиШ 3.78Е-11 3.39Е-11 1.114.792 0.2649
News 1уре ¡шрае1 5.29Е-07 3.57Е-07 1.482.471 0.1382
Р08_№0_БШЕ 9.29Е-06 1.46Е-06 6.344.139 0.0000
С -4.02Е-06 3.35Е-06 -1.200.891 0.2298
Как видно из результатов регрессии, только три показателя обладают наибольшим потенциалом для создания успешной стратегии.
Для генерации тоговых сигналов была выбрана кумулятивная функция вида: Cum_News_index(t) = News_index(t) + Cum_News_index(t-1) , где News_index(t)=POS_NEG_DIFF*ITEM_CNT1*LNKD_CNT1,
POS_NEG_DIFF обозначает разницу между вероятностью, что новость была положительная, и вероятностью, что новость была отрицательная.
Таким образом,все позитивные новости увеличивают значение индекса, в то
время как негативные новости его понижают. Описание двух других показателей, вошедших
всостав индекса, можно подчеркнуть из табл. 1.
Таким образом, индекс получил
возможность менять свое значение с положительного на отрицательное. Также видно, что кумулятивная сумма за прошлый период возводится в степень. Эта степень -коэффициент увядания.
Практически он означает, что при отсутствии новостей индекс должен вернуться к значению 0. Теоретически же он показывает, что предыдущие новости не могут давать такого же влияния на индекс как самые свежие новости, а новости, вышедшие достаточно давно, просто перестают как-либо влиять на цену вообще.
Торговый сигнал на покупку и продажу генерировался следующим образом. Так как периодичность выхода новостей довольно высока, это создает проблемы целостного восприятия рынка. Более того, отдельные участники рынка могут
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра ц j 2qj э
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р *
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
трактовать новости иначе, чем TRNAE, имея возможность, для примера, принять слабо позитивную новость за нейтральную. Таким образом, было решено, что торговлю по индексу стоит осуществлять только в районах экстремумов этого индекса. Новости, которые загоняют индекс очень высоко или, наоборот, имеют большое количество ссылок, а значит, большое количество участников рынка будут ознакомлены с ними. Также разность между вероятностями (POS_NEG_DIFF) настолько разительна, что большинство участников рынка непременно согласятся
с показанием TRNAE по части настроения новости.
В итоге установлен «бегущий» порог, в качестве которого был выбран перцентиль от всех показаний индекса за предыдущий «бегущий» период. Торговый сигнал стратегии вырабатывается в момент выхода индекса из границ порога.
На рис. 1 представлена ситуация, при которой индекс выходит за рамки порога, что, согласно описанной выше методологии, генерирует торговый сигнал на открытие длинной позиции. (На рисунке ситуация отмечена с помощью зеленой стрелки «BUY»). Как только индекс возвращается в пределы интервала, позиция закрывается. (На рисунке это проиллюстрировано с помощью красной стрелки «SELL»).
Рис. 1. Индекс и порог.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: тс^ш^^^у^вд.га
Вся задача поиска стратегий свелась к оптимизации трех параметров: коэффициент увядания, порог-перцентиль и период усреднения для порога-персентиля . В этих целях был написан макрос для программы МБ ЕХСЕЬ.Табл. 3 показывает суммарные показатели стратегии за 3 года.
Таблица 3
Показатели стратегии
News Index 2009 2010 2011 total
Прибыль (Базис пункты) 19843 9430 12630 41903
Максимум 591 1011 1082 1082
Минимум -304 -226 -562 -562
Отклонение 0,659 0,568 0,727 0,652
Кол-во сделок 1747 1660 1736 5143
% прибыльных сделок 40,30% 39,58% 41,24% 40,38%
Средняя длина удержания 199 205 170 191
позиции в мин.
Безусловно, показатели доходности необходимо сравнить с какой-либо
другой стратегией, иначе невозможно говорить о ее эффективности. Поэтому читатель может ознакомиться с табл. 4, где собраны
показатели стратегии, при которой один контракт был приобретен в 2009 г., а позиция удерживалась до конца 2011 г.
Таблица 4.
Показатели доходности прямого инвестирования
B-N-H 2009 2010
2011
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Прибыль 3647,5 738,5 1175
Максимум 386 2307 1198
Минимум -106 1660 -1562
Отклонение 13,314 8,125 5,1646
Даже поверхностное сравнение по показателю «доходность» и «отклонение» показывает огромную эффективность стратегии в сравнении с обычным инвестированием в нефть. Прибыльность и эффективность стратегии свидетельствует
возможности получения сверхприбылей при торговле товарными контрактами, в частности нефтью, основываясь на новостях. Это, в свою очередь, показывает нам, что новости не могут быть полностью интегрированы в цену актива даже в течение короткого времени, вопреки утверждению одного из постулатов Гипотезы Эффективных Рынков. Она гласит, что цена актива в любой момент
времени является полнымотражением всей имеющейся информации об активе. Наличие же торговой стратегии, приносящей прибыль, доказывает несостоятельность этого утверждения.
Список литературы:
1. Tetlock, Paul C.. Giving content to investor sentiment: The role of media in the stock
2. market // Journal of Finance - 2007. - No.62. - P. 1139-1168
3. Borovkova, S.. News Analytics for Energy Futures. [Электронный ресурс] // Social Science Research Network. URL: http://ssrn.com/abstract= 1719582 (дата обращения 05.02.2012)
4. Lude, A. and Voev, V.. Integrated Covariance Estimation using High-Frequency Data in the Presence of Noise // Journal of Financial Econometrics - 2007. - Vol. 5. - No. 1. - P. 68-104
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
5. Tetlock, Paul C., Maytal Saar-Tsechansky, Sofus MacSkassy. More than words: Quantifying language to measure firm's fundamentals // Journal of Finance - 2008. -No.63. - P. 1437-1467.
6. Tobin, (1958), Estimation of relationships of limited dependent variables// Econometrica - 1958. -Vol.26. - P. 24-36.
1. Tetlock, Paul C.. Giving content to investor sentiment: The role of media in the stock
2. market // Journal of Finance - 2007. - No.62. - P. 1139-1168
3. Borovkova, S.. News Analytics for Energy Futures. [Электронный ресурс] // Social Science Research Network. URL: http://ssrn.com/abstract= 1719582 (дата обращения 05.02.2012)
4. Lude, A. and Voev, V.. Integrated Covariance Estimation using High-Frequency Data in the Presence of Noise // Journal of Financial Econometrics - 2007. - Vol. 5. - No. 1. - P. 68-104
5. Tetlock, Paul C., Maytal Saar-Tsechansky, Sofus MacSkassy. More than words: Quantifying language to measure firm's fundamentals // Journal of Finance - 2008. -No.63. - P. 1437-1467.
6. Tobin, (1958), Estimation of relationships of limited dependent variables// Econometrica - 1958. -Vol.26. - P. 24-36.
Literature: