Научная статья на тему 'Биржа как инструмент национальной экономической политики (XVII - начало ХХ)'

Биржа как инструмент национальной экономической политики (XVII - начало ХХ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биржа как инструмент национальной экономической политики (XVII - начало ХХ)»

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

А. КОЛОМИЕЦ, доктор экономических наук БИРЖА КАК ИНСТРУМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (XVII - НАЧАЛО ХХ)

Первая в России биржа была учреждена Петром Великим в Санкт-Петербурге. Точная дата ее основания неизвестна. В документах она упоминается, начиная с 1721 г. Принято считать, что биржа основана в год основания Санкт-Петербурга. В 1903 году отмечался ее двухсотый юбилей, а в 2003 г. - трехсотый. Биржа в Париже официально открылась в 1724 г., биржа в Вене - в 1771 г., в Берлине - в 1805 г.

Учреждение Биржи, так же как и ряд других предприятий Петра Великого, было продиктовано не столько текущими потребностями хозяйства, сколько видением перспективы, стремлением поставить российских купцов вровень с иноземными, организовать российскую торговлю в соответствии с лучшими мировыми образцами. В начале

XVIII столетия таким образцом была Амстердамская биржа.

Законодательство Петра требовало от купцов обязательного

посещения биржевых собраний. Во времена Петра на биржевые торги выставлялись многие казенные подряды. Однако Санкт-Петербургская биржа в первый период своего существования не стала центром товарных операций, денежных и вексельных расчетов, а скорее напоминала купеческую «ассамблею». Иностранные торговцы предпочитали заключать сделки вне биржи, что давало им определенные преимущества. Распространены были торговые сделки «на срок», в которых иностранцы были кредиторами, а российские купцы заемщиками и поставщиками товара. Международная торговля России и тогда, и в течение двух последующих столетий в основном совершалась при посредничестве иностранных купцов. В начале XVIII столетия на балтийском направлении это были англичане и голландцы.

«Только на пространстве внутренних рынков, на громадных ярмарках, усеивавших территорию, русский купец брал реванш...» -отмечает Ф. Бродель1. Но на этих пространствах бирж в общепринятом понимании не существовало. Российские купцы вплоть до середины

XIX столетия, а во многих случаях и позднее, торгуя внутри страны, предпочитали «трактирные биржи» и сделки под «честное купеческое слово». Кстати сказать, пока нет исследований, которые подтверждали бы гипотезу, что в России риски при сделках под «честное купеческое слово» в целом были выше, чем при документальном оформлении обязательств и последующих в случае нарушения этих обязательств судебных процедурах.

1 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХУ-ХУШ вв. т.3 Время мира. М., 1992, с. 475

При совершении внешнеторговых сделок с XVIII столетия широко использовались переводные векселя - тратты. В хозяйственный оборот в России векселя были введены Петром Великим. В 1729 г. был утвержден Вексельный устав, подготовленный по немецким образцам. Этот устав действовал до середины следующего столетия, когда был заменен новым. С середины XVIII в. простые векселя (но не тратты) получили широкое распространение в Российской Империи.

Только в конце XVIII - начале XIX вв. появляются биржи в Архангельске, Одессе, Варшаве, Москве. В этот период на Санкт-Петербургской бирже уже систематически и в значительных объемах совершались экспортно-импортные сделки. Санкт-Петербургская биржа занимала первенствующее положение по объему сделок, а вексельный курс, который устанавливался на этой бирже, стал ориентиром для других российских бирж и для внешнеторговых сделок. В 1786 г., отмечая недостаток на Санкт-Петербургской бирже иностранных векселей, пригодных к учету, один из купцов указывал, что «есть при здешней бирже на многие миллионы в обращении российских векселей, . происходящих от продажи заморских

товаров»2.

Основные причины этих изменений - увеличение объемов внешней торговли вследствие экономического роста и поощрение коммерции правительством. Правительство Екатерины II окончательно отменило казенные монополии на важнейшие экспортные товары, разрешило свободный вывоз хлебов, которые быстро превратились в основной предмет российского экспорта, устранило ряд ограничений на занятия промышленностью и торговлей, предоставило купечеству сословные привилегии, в том числе купцам 1-ой гильдии - наиболее состоятельным, право ведения международной торговли.

«Коммерция, - подчеркивала Екатерина, инструктируя своих

администраторов, - по большей части процветает вольностью и свободою ... есть дело по натуре своей такое, что одного часа непорядочным учреждением кредит ее повреждается, который многими годами трудно напоследок бывает восстановить»3.

Однако на организации внешнеторговых обменов изменения объемов торговли и состояния торгового баланса России сказались мало. Как замечает Ф. Бродель, внешние обмены «русского гиганта. были объектом нескончаемых манипуляций со стороны других», т.е. иностранных купцов и банкиров4. С конца XVIII в. основные объемы финансирования внешнеторговых операций с Россией проходили через лондонский Сити, а также другие финансовые центры Западной Европы. Дисконтные конторы Сити к этому времени «внедрили в свою практику правило учета всех векселей, с условием, что учетная ставка является их непререкаемой прерогативой»5.

2 Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703-1917). СПБ., 2004, с.65-66

3 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. XIII. М., 1993 с.223

4 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ... с. 475

5 Томпсон Стюарт Росс Российская внешняя торговля XIX - начала XX в.: организация и финансирование. М., 2008 с.157,161,192

Не изменили ситуацию и предпринимавшиеся правительством с середины XVIII в. попытки организации казенных банков. В 1797 г. при Ассигнационном банке открывается Учетная контора, где российские купцы могли получить ссуду под товары и векселя. В 1817 г. для кредитования торговых операций был учрежден Коммерческий банк. Однако активные операции казенных банков до середины XIX в. в основном были связаны с кредитованием помещиков под залог имений.

Прежде всего, проблема имела фискальное значение. Российские купцы, помимо таможенных пошлин и косвенных налогов, были плательщиками прямых налогов - душевой, затем, гильдейской податей, позднее, промысловых налогов и налогов на имущество.

Но более существенно то, что с возрастанием оборотов внешней торговли и ее значения для российской экономики указанные выше «нескончаемые манипуляции» наносили ущерб хозяйству и казне. Проблема вексельного курса и условий торговли в связи с обесценением ассигнаций стала в конце XVIII в. предметом постоянного беспокойства для российского правительства. Игра на вексельном курсе и курсе ассигнаций в этот период превратилась в один из способов обогащения международных посредников. Подобные операции значительно увеличивали риски российской внешней торговли. Не случайно российские купцы тогда ходатайствовали о запрещении иностранным торговцам «распоряжаться курсом по прихоти»6. Нередко все состояние купца «разрушается от частных потерь, претерпленных им в делах вексельных» - замечал в этой связи российский коммерции советник Ф. Вирст спустя несколько лет, уже в начале XIX в.7.

Меры по стабилизации российского бюджета, прекращение новых выпусков ассигнаций и, особенно, проведенная в 40-е годы XIX столетия денежная реформа позволили до некоторой степени стабилизировать условия российской внешней торговли. Однако вынужденная отмена после неудачной Крымской войны системы серебряного монометаллизма, введенной реформой Е.Ф. Канкрина, вновь создала благоприятные условия для масштабных международных спекуляций с российскими ценностями.

Вместе с тем, с середины XIX века российское правительство провело ряд мер по расширению возможностей биржевой торговли и улучшению ее организации. Еще в 1832 г. был принят устав Санкт-Петербургской биржи, определявший основные полномочия ее Биржевого комитета. В некоторых случаях на Биржевой комитет Санкт-Петербургской биржи возлагались обязанности представлять интересы всего биржевого купечества и содействовать правительству при рассмотрении им вопросов торговли и промышленности.

Единого биржевого законодательства в России не существовало, Торговый устав определял только самые общие нормы, каждая биржа

6 Комиссаренко А.И. К вопросу о состоянии финансовой системы России в конце XVIII - начале XIX вв. В кн. Денежные реформы в России. История и современность. М., 2004, с.52

7 Вирст Ф.Г. Рассуждение о некоторых предметах законодательства и управления финансами и коммерцией Российской империи. СПБ., 1807 с.139

действовала на основании собственного устава. Законом разрешалась подписка на новые выпуски ценных бумаг и продажа бумаг за наличный расчет. Сделки с ценными бумагами совершались так же как сделки с товарными ценностями. Российское законодательство запрещало срочные сделки между частными лицами, но допускало (с 1848 г.) обычай Санкт-Петербургской биржи, позволяющий фактически заключать подобные сделки при выдаче денежных ссуд под акции8 .

Эта норма приобрела для биржевой торговли большое значение со второй половины 50-х гг. XIX в. С этого времени в России открываются широкие возможности для учреждения акционерных обществ. Акции и облигации этих обществ, а также облигации государственных займов становятся одним из главных предметов сделок на Санкт-Петербургской бирже. Российские ценные бумаги и кредитные деньги также активно торговались на европейских биржах, что имело как положительные, так и отрицательные для экономики России стороны.

В 1864 г. для нужд биржевой торговли был учрежден Санкт-Петербургский частный коммерческий банк. Таким образом, непосредственно к совершению биржевых операций был привлечен банковский капитал. Ряд созданных в 60-е гг. акционерных коммерческих банков активно участвовал в биржевой торговле. Банковские ссуды под процентные бумаги и операции банков с процентными бумагами стали с этого времени одним из основных факторов биржевых операций и биржевой игры. Тем более что запрет на осуществление срочных сделок биржевиками повсеместно обходился.

С этого момента перед правительством появляется задача взаимосвязанного регулирования деятельности бирж и банков. В первую очередь, к решению этой задачи побуждали нередкие в 50-70-е гг. XIX в. биржевые и банковские крахи.

В отношении биржевого дела правительство вплоть до 90-х гг., в основном, придерживалось политики невмешательства. Вместе с тем, в 1886 г. под нажимом Министерства финансов, купцам 2-ой гильдии было запрещено проводить фондовые операции на Санкт-Петербургской бирже. В 1888 г. в Министерство финансов Обществом содействия русской промышленности и торговли было передано заявление, в котором, в частности, предлагалось: «Ввиду того, что С.-петербургская биржа играет главную роль по установлению цены меновой единицы - курса кредитного рубля - для всех торговых международных сношений России, весьма важно и необходимо образовать на бирже русское коренное управление, состоящее преимущественно из экспортеров, которое, будучи носителем национальной торговой политики, вместе с тем, было бы верным стражем и противовесом зловредного влияния понижателей русских процентных бумаг и кредитного рубля». Это предложение, вместе с предложением выбирать в члены Биржевого комитета не более 1 иностранного подданного и расширить права участие купцов 2-ой

8 Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703-1917). СПБ., 2004 с.157

гильдии в работе Биржи было подписано более чем 50 купцами 1-ой и 2-ой гильдий. Ответа на заявление не последовало9.

В отношении частных банков правительство, имея в виду негативные примеры их рискованных спекуляций, в первую очередь, биржевых, шло по пути ужесточения норм регулирования. Так, закон 1883 г. ограничивал сумму обязательств банка пятикратным отношением к капиталу, вместо, установленного в начале 60-х годов десятикратного отношения обязательств к капиталу. Устанавливались ограничения на совмещение руководящих должностей в различных банках и другие. Еще в 60-е гг. было установлено, что не допускается: покупка банками ценных бумаг, которые не котируются на бирже; покупка государственных и гарантированных правительством ценных бумаг на сумму превышающую половину складочного капитала банка, а других ценных бумаг на сумму более одной пятой капитала; учет акционерными банками соло-векселей; приобретение банками недвижимого имущества, кроме необходимого для собственной деятельности и т.д.10.

Устав основанного в 1860 г. Государственного банка с самого начала содержал жесткие ограничения его деятельности, особенно в отношении операций с ценными бумагами. Размер ссуд Госбанка не должен был превышать 75-80% биржевой цены заложенных ценных бумаг и 50-60% стоимости заложенных товаров. Векселя принимались к учету только с двумя подписями и со сроком до даты погашения не более 6 месяцев. Векселя, «не основанные на торговых сделках» к учету не допускались. Сумма принадлежащих Банку государственных ценных бумаг не могла превышать размеров его собственного капитала.

Однако эффект этих ограничений перекрывался действием более мощных факторов. Неустойчивость объемов российского экспорта, колебания курсов российских государственных и частных ценных бумаг, вексельного курса, курса российского рубля на серебро создавали благоприятную почву для финансовых спекуляций, в том числе, прямо наносящих ущерб российской казне и хозяйству страны. Министерство финансов в ряде случаев пыталось противопоставить этим спекуляциям операции, проводимые за счет казны, но не всегда удачно. И в XIX столетии успешно играть «против рынка» можно было, только имея значительные ресурсы и в ограниченном периоде времени.

В то время баланс международных операций поддерживался за счет ввоза-вывоза благородных металлов. Данные о движении благородных металлов показывают, что в период с 1856 по 1865 гг. имел место масштабный вывоз капиталов из страны. Объем вывезенных из России за эти годы капиталов превысил 200 млн. руб. серебром. Для сравнения: всего за 1801-1854 гг. в России было выпущено в обращение золотой и серебряной монеты на 567 млн. руб. 11. Для страны, где капитал традиционно был одним из дефицитных факторов

9 Там же с. 240

10 Гурьев А.Н. Очерки развития кредитных учреждений в России; Памфилов С.Ф.Акционерные коммерческие банки в России в прошлом и настоящем. Репринтное воспроизведение изданий 1904 и 1924 гг. М., 1995 с.172, 256

11 Боголюбский И. Опыт горной статистики Русской империи. СПБ., 1878 с.167; Гагемейстер Ю.А. О финансах России. Исторический архив. 1956, №2 с. 114-116

производства, такие масштабы вывоза капиталов были чрезмерны. «Звонкие деньги, отмечал позднее С.Ю. Витте, почти совершенно исчезли из обращения внутри страны и большей частью были вывезены заграницу»12.

В относительном выражении объем вывезенных в 1856-1865 гг. капиталов составил около 40% к объему средств в пересчете на металл (по курсу 70 коп. за кредитный рубль), привлеченных в следующее десятилетие посредством выпуска железнодорожных облигаций, как правило, под повышенный процент. И в дальнейшем, неустойчивость кредитного рубля и курсов российских ценных бумаг, значительно удорожала государственные и частные заимствования, негативно сказывалась на состоянии внешней торговли России.

Центром спекулятивных операций с российскими ценными бумагами, а также кредитными рублями в 70-е-80-е гг. XIX в. была Берлинская биржа. Возникновение такой ситуации было связано с рядом обстоятельств. Германия была основным внешнеторговым партнером России. Берлин был самым близким к тогдашней западной границе Российской империи финансовым и торговым центром. Государственные долговые обязательства России в те годы традиционно размещались при посредничестве немецких банков на денежном рынке Германии, преимущественно через Берлинскую биржу. Проблемы вышли далеко за рамки экономики. «Наши кредитные рубли, не имея заграницей значения менового знака, обратились в товар, обращающийся на заграничных рынках почти исключительно вследствие спекулятивных с

ним оборотов. Таким образом, без преувеличения можно сказать, что заграничные биржи (и преимущественно Берлинская) обратились в отношении спекуляции с русским рублем в настоящие игорные дома» -писал в 1893 году С.Ю. Витте13.

«Беспорядочное, неравномерное, случайное и не поддающееся никакому предусмотрению действие колебаний стоимости нашей бумажно-денежной валюты на установление товарных цен», С.Ю. Витте считал одним из главных препятствий развитию внешней торговли и приливу иностранных капиталов14. В то время как важнейшую экономическую задачу правительства он видел именно в обеспечении условий и расширении источников привлечения иностранных инвестиций для продолжения индустриализации России. «В отличие от других стран, которые проводили политику финансовой стабильности и накапливали золотой резерв с целью достичь твердого обменного курса, Россия делала это для того, чтобы привлечь капиталы из-за рубежа» - отмечает П. Грегори15.

12 Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов. Т.3 Денежная реформа, кредит и банковская система России. Кн. 1, М., 2006, с.36-37

13 Там же с.307

14 Там же с. 138

15 Грегори Пол Экономический рост Российской империи (конец XIX - начало XX в.) Новые подсчеты и оценки. М., 2003 с.39

Комплекс указанных выше проблем правительство в конце 80-х -начале 90-х гг. XIX в. решало путем взаимосвязанных мероприятий в сферах бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. Эти мероприятия включали: размещение российских государственных

обязательств на денежном рынке Франции, достижение устойчивого положительного баланса внешней торговли, накопление золотого запаса, проведение денежной реформы с целью создания устойчивой денежной единицы и стабилизации денежно-кредитного обращения, устранения возможности спекуляций на курсе российского рубля.

Эти мероприятия включали также меры по изменению организации биржевой торговли и регулированию деятельности банков. В 1893 году были запрещены сделки на разницу в курсе с золотой валютой, траттами и т.п. ценностями и ужесточены ограничения участия в биржевой торговле. Минфин получил право проверять учетные книги банков и биржевых маклеров на предмет выполнения этого запрета и штрафовать нарушителей. Вместе с тем, срочные сделки были легализованы.16 Таким образом, запретив использовать наиболее популярные на тот момент биржевые инструменты, правительство предоставило бирже возможности использования других инструментов, потенциально не менее ликвидных.

В 1894 г. начал действовать новый устав Государственного банка. Устав существенно расширил возможности банка по учету векселей, кредитованию хлебной торговли, промышленности.

После некоторого застоя биржевые обороты стали быстро увеличиваться, что сыграло положительную роль в промышленном подъеме 90-х годов. Однако, значительное число краткосрочных ссуд, особенно банками Санкт-Петербурга и Москвы, было выдано под залог котируемых на бирже бумаг разного рода промышленных и торговых предприятий, надежность которых была невысока17. Биржевой кризис 1895 г. и биржевой крах 1899 г. показали опасность положения, когда, как писал И.Х. Озеров (впоследствии член Государственного совета), «у нас никто не несет никакой ответственности за введение в биржевой оборот финансовых ценностей»18.

В 1900-1902 гг. Министерство финансов осуществило реформу организации торговли фондовыми ценностями на Санкт-Петербургской бирже. В структуре биржи был создан специальный Фондовый отдел. Была установлена ответственность за достоверность данных, представляемых в Совет фондового отдела, на который была возложена обязанность рассмотрения заявлений о котировке, ужесточены условия допуска ценных бумаг на биржу (государственные и гарантированные правительством ценные бумаги допускались к биржевой котировке по решению министра финансов), и т.д. Таким образом, биржа была «преобразована правительством в современную

16 Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703-1917). СПБ., 2004 с.245-248

17 Туган-Барановский М.И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М.,1997 с.352

18 Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Ч. II, СПБ., 1911 с.303

фондовую биржу, используемую как орудие экономической политики государства»19.

Однако, по мнению части биржевиков, эти ограничения негативно сказались на объемах биржевой торговли. «Санкт-Петербургская биржа не может сделаться закрытым клубом вроде Лондонской биржи» -отмечала, в 1909 г. специально созданная для разработки предложений по улучшению биржевого дела комиссия под руководством П.Л.Барка -впоследствии министра финансов20.

Упрочение денежной системы обеспечило приток в российскую промышленность в годы, предшествующие первой мировой войне, частных зарубежных инвестиций. Вместе с тем, стабилизация государственных финансов, увеличение объемов эмиссии ценных бумаг российских эмитентов, развитие банковской системы позволили в годы перед первой мировой качественно изменить роль российского денежного рынка в качестве источника финансирования государственных расходов, и, что не менее существенно, инвестиций в промышленность. Главную роль сыграло увеличение сбережений населения, аккумулируемых на счетах банков и сберегательных касс. По данным о размещении ценных бумаг в России и за рубежом, доля заграничных рынков в финансировании расходов российского государства и российских коммерческих организаций к 1913 г. снизилась до 1/3 общего объема этого финансирования. Общая стоимость российских ценных бумаг на начало 1913 г. составила 21,0 млрд. руб. и превысила величину годового национального дохода России по современным его исчислениям. На российских биржах котировались не только российские ценные бумаги, но и облигации иностранных государственных займов, акции иностранных компаний21.

В годы перед первой мировой войной значение бирж как экономического барометра внешнеторговых отношений, состояния внутренней торговли, устойчивости финансовой системы страны было определяющим. В 1913 г. в России имелось 94 товарные биржи, в том числе специальные хлебные биржи. В 1914 г. действовало более 2000 акционерных обществ22.

Правительство внимательно отслеживало ситуацию на российских биржах и пыталось предотвращать биржевые кризисы. Так, в 1913 г. Министерство финансов созвало особое совещание с участием представителей крупных банков для выяснения причин наметившегося падения курсов биржевых ценностей. Согласно отчету Минфина, «благодаря принятым мерам, доходившим в отдельных случаях до закрытия кредитов в Государственном банке, паника была предотвращена»23.

19 Томпсон Стюарт Росс Российская внешняя торговля XIX - начала XX в.: организация и финансирование. М., 2008 с. 98

20 Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703-1917). СПБ., 2004 с.323-337

21 Бовыкин В.И. Финансовый капитал в России накануне Первой мировой войны. М., 2001 с.95-99,102,108.

22 Белоусов Р.А. Экономическая история России. XX век. Книга 1. М., 1999 с.90,203

23 Проект государственной росписи доходов и расходов на 1914 год с объяснительной запиской министра финансов. СПБ., 1913, Ч.2 с.113.

Чаще всего предметом биржевой игры были негарантированные правительством ценные бумаги железнодорожных обществ, а также акции вновь образованных обществ. Для этих ценных бумаг были характерны значительные колебания дивидендов и биржевой стоимости, произвольная оценка капитализации 24.

Крупным шагом правительства в направлении стабилизации рынка хлебов и создании более благоприятных условия для российских продавцов в их взаимоотношениях с международными торговцами стало осуществление программы строительства элеваторов. Это позволяло обеспечить хранение части урожая хлебов - главного экспортного товара, содействовало более равномерному поступлению хлебов на рынки и уменьшению амплитуды сезонных колебаний хлебных цен. Строительство велось счет средств Государственного банка. Однако емкость введенных в действие элеваторов в сравнении с потребностями была незначительна25. Отчасти по этой причине, в годы перед первой мировой войной «во многих портах интересы международных торговцев преобладали над потребностями русских продавцов, экспортеры по большей части заключали сделки в собственных офисах, а не на биржевых собраниях»26.

Таким образом, можно констатировать, что российское правительство в период с начала XVIII - по начало XX столетия постоянно, хотя не всегда последовательно и системно, предпринимало меры по созданию таких условий биржевой деятельности, которые содействовали бы благоприятным для экономики и финансов Российской империи изменениям внешнеэкономических отношений и стабилизации фондового рынка. Эти условия создавались путем: (1) упрочения бюджетной и денежной системы страны, (2)

законодательного регулирования биржевой торговли, (3)

законодательного регулирования деятельности банков, (4) проведения экономических, финансовых, налоговых реформ, результаты которых позволяли расширить поле биржевой торговли и стимулировать прилив капиталов в страну, (5) создания элементов инфраструктуры торговли экспортными товарами.

Ограниченность результатов усилий правительства была обусловлена, прежде всего, объективными обстоятельствами: односторонней

специализацией российского экспорта на вывозе хлебов, запоздалым началом индустриализации России, высокими рисками и замедленным оборотом капитала в России, слабостями финансовой системы Российской империи, которые, в первую очередь, были связаны с неэффективностью прямого обложения и значительными объемами накопленных государственных долгов. Кроме того, правительству не всегда удавалось найти «золотую середину» между развитием свободы торговых и финансовых операций на бирже и административными и законодательными ограничениями этих операций, необходимыми для предотвращения деструктивных экономических тенденций. Однако главной, и по сей день актуальной для России опасности правительству

24 Ермолов А.В. Причины доходности железнодорожных акций. М., 1912 с.6-7,34

25 Проект государственной росписи доходов и расходов на 1914 год ... с. 113.

26 Томпсон Стюарт Росс Российская внешняя торговля XIX - начала XX в. с. 99.

как в XVIII, так и в начале XX вв. удавалось избежать. Биржа не превратилась в декоративное украшение фасада государства, а, напротив, расширила и усовершенствовала свои функции

экономического барометра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.