Научная статья на тему 'БИРЮЗОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ'

БИРЮЗОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИРЮЗОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TURQUOISE ORGANIZATIONS / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БИРЮЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / FOREIGN EXPERIENCE OF TURQUOISE ORGANIZATIONS / РОССИЙСКИЕ БИРЮЗОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RUSSIAN TURQUOISE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуланова О.Л.

Опыт использования бирюзовых организаций давно применяют за рубежом. В работе с персоналом российских организаций это новая технология, которая представляет интерес с точки зрения теоретиков и практиков. В статье представлен зарубежный опыт бирюзовых организаций и пилотный проект российской организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИРЮЗОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

БИРЮЗОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Чуланова О.Л. ®

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом БУ ВО «СурГУ ХМАО - Югры»

Аннотация

Опыт использования бирюзовых организаций давно применяют за рубежом. В работе с персоналом российских организаций это новая технология, которая представляет интерес с точки зрения теоретиков и практиков. В статье представлен зарубежный опыт бирюзовых организаций и пилотный проект российской организации.

Ключевые слова: бирюзовые организации, зарубежный опыт бирюзовых организаций, российские бирюзовые организации.

Keywords: Turquoise organizations, foreign experience of turquoise organizations, Russian turquoise organizations.

Опыт бирюзовых организаций [1-4] давно используют за рубежом. Примеры таких организаций представлены в таблице 1 :

Таблица 1

Бирюзовые организации за рубежом [5]

Название организации Деятельность организации

Buurtzorg Медицинский патронаж на дому - медсестры и медбратья, часть медицинской системы в Нидерландах

FAVI (Fonderie et Ateliers du Vimeu) Семейное литейное предприятие во Франции

AES (Applied Energy Services) Прикладные энергетические услуги

BSO/Origin ИТ-консалтинг

Morning Star Переработка томатов

Patagonia Производство и продажа одежды для активного отдыха

RHD (Resources for Human Development) Социальная служба, помогающая в беде

Sounds True Распространение духовных аудиозаписей

Sun Hydraulics Разработка и производство гидравлических агрегатов

Каждая компания, являющаяся "бирюзовой", по-разному ведёт свою деятельность и внедряет нововведения. Представим некоторые реализованные примеры зарубежного опыта бирюзовых организаций.

1. Голландская компания «Бюртзорг» — отличный пример самоуправляющейся организации. Компания ухаживает за больными на дому. Количество работников «Бюртзорг» за несколько лет увеличилось с 10 до 7000 человек. Медработники сами контролируют обязанности: ведут запись пациентов, планируют работу, график отпусков и обучают новичков. Работники компании тратят на обслуживание пациента на 40% меньше времени, чем другие патронажные организации. При этом работники регулярно пьют кофе с пациентами и их родственниками, что запрещено в других компаниях. Пациенты «Бюртзорг» выздоравливают вдвое быстрее, а число срочных госпитализаций у них меньше на треть.

® Чуланова О.Л., 2017 г.

2. Американская компания «Саундс Тру», расположенная в Колорадо, стремится к целостности. Она занимается производством и продажей эзотерической литературы, видеозаписей и проведением онлайн-семинаров.

Сначала только руководитель компании приходила на работу с собакой. Сегодня ни одно совещание не проводится без домашних питомцев. Руководство считает, что общение с четвероногими друзьями умиротворяет и объединяет коллег.

3. В компании «Патагония», изготавливающей одежду для активного отдыха, заботятся о планете больше, чем о прибыли. Патагония внедрила программу «Партнерство общей идеи», в основе которой правило: сокращай потребление, используй повторно, перерабатывай. Компания производит одежду, способную прослужить дольше. Испорченную одежду можно сдать в магазин. Компания ее починит и продаст на Ибей. Каждая перепроданная куртка должна лишать компанию прибыли — зачем покупать новую, если старая не хуже по качеству, но стоит дешевле. Парадокс: Патагония демонстрирует фантастические показатели роста. Покупатели хотят быть частью глобальной цели. Патагония отказалась от упаковки термобелья — ее выбрасывают, и она загрязняет планету. Руководство ожидало снижение прибыли на 30%, но продажи увеличились на 25% — без упаковки товар лучше видно.

Пытаясь изменить концептуальные подходы к организации трудовой деятельности, а не только (и не столько) получить прибыль, бирюзовые организации остаются в выигрыше, как бы абсурдно это ни звучало. Цель компании возникает из личной потребности и совпадает с потребностью потребителей товаров или услуг этой организации [2].

Наглядным примером "бирюзовой" организации в России является ПАО «Сбербанк». В прошлом году пять офисов банка в подмосковной Балашихе начали работать по модели бирюзовой организации. Переход на новую систему произошел по инициативе самих сотрудников, которых вдохновили идеи, описанные в книге Фредерика Лалу. На бейджах сотрудников изображены бабочки, которые помещены на обложку книги «Открывая организации будущего». Это, видимо, подчеркивает прямую связь между идеями Фредерика Лалу и тем, что пытается реализовать на практике Сбербанк. Если опыт подмосковных отделений окажется успешным, концепцию начнут транслировать на всю компанию. В «бирюзовых» офисах уже нет иерархии: вместо руководителей здесь работают коучи. [12]

По мнению руководства, основное отличие коуча от руководителя заключается в том, что он помогает принимать решения самостоятельно, в то время как руководитель просто дает их в готовом виде [13-14].

Также в продвинутых офисах воплощаются в жизнь и другие основополагающие принципы организаций будущего: самоуправление, свобода в принятии решений, коллегиальное мнение по кадровым вопросам, обсуждение текущих вопросов на общих ежедневных собраниях и возможность внесения любым сотрудником своих предложений (лучшие внедряются на практике). Главная цель - удовлетворенность клиента. Теперь сотрудники думают не о планах, а о том, что нужно клиенту. (Бго1оуа, Меёуеёеуа, 2016)[6]

Герман Греф, президент и председатель правления Сбербанка России, посетив один из Бирюзовых офисов в июне прошлого года, отметил положительные изменения: «У всей команды появляется чувство собственника. Они чувствуют себя ответственными за построение длительных отношений с клиентами. И это очень серьезно повышает вовлеченность и удовлетворенность людей от работы. Многие процессы существенно трансформируются» [7].

Бирюзовым организациям свойственны некоторые принципы, представленные рисунке 1:

нет должностей и отсутствует иерархия;

нет руководителя проекта, можно самостоятельно выдвигать свою кандидатуру для выполнения проекта;

открытый обмен информацией;

нет бонусов, прибыль распределяется поровну;

нет повышений по службе;

роли и обязанности постоянно перераспределяются по согласованию с коллегами;

коллегиальное обсуждение проблем, поиск лучшего ответа общими силами;

Рис. 1 - Основные принципы «бирюзовых» организаций

Большое количество зарубежных фирм используют опыт ''бирюзовых''. В России пока самым ярким примером является ПАО «Сбербанк», который даже запустил сериальный проект, называющийся «Дневник бирюзы», позволяющий следить за тем, как вводятся принципы новой управленческой концепции в отделения компании с большим стажем на рынке.

Изучив деятельность бирюзовых организаций, можно сделать вывод, что данные организации создают перспективы развития целеустремлённым, стремящимся реализовать свои способности людям.

Однако при создании организации такого типа нужно учитывать все имеющиеся недостатки такой организации. Ведь людям, мечтающим о быстром и крупном заработке, а также тем, кто не приемлет чужого мнения такой тип организационной структуры не подойдёт.

Литература

1. HR-процессы в Бирюзовых организациях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/blog/hr-processy-v-biryuzovyh-organizaciyah Загл. с экрана (дата обращения 05.03.17)

2. Галимова А. Организации будущего: как создать компанию, в которой будут работать даже фрилансеры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/organizatsii_ budushchego_39840 Загл. с экрана (дата обращения 06.03.17)

3. Бизнес «бирюзового» управления. Как работают российские компании без начальников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/newspaper/2016/10/05/ 57f372fd9a7947679082f802 Загл. с экрана (дата обращения 06.03.17)

4. Лалу Ф. Открывая организации будущего / Фредерик Лалу; пер. с англ. В. Кулябиной; [науч. ред. Е. Голуб]. - М. Манн, Иванов и Фербер, 2016. 432 с. - с. 395-405

5. Цепков М. Фредерик Лалу - Открывая организации будущего. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtsepkov.org/Блог:Максима_Цепкова/2016-01-15 :_Фредерик_Лалу_-_Открывая_ организации_будущего#.В0.9Е.В1.80.В0.Б3.В0.Б0.В0.БВ.В0.Б8.В0.Б7.В0.Б0.В1.86.В0.Б8.В0.Б E.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BA.D1.83.D0.BB.D1.8C.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0 Загл. с экрана (дата обращения 10.03.17)

6. Frolova E.V., Medvedeva N.V., Kabanova Е.Е., Kurbakova S.N., Vinichenko M.V. Social Partnership in Russia: Prerequisites, Problems and Trends. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. VII. №2(16). P. 221-229.

7. «Дневник бирюзы»: как Сбербанк становится организацией будущего. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neohr.ru/korporativnaya-kultura/article_post/dnevnik-biryuzy-kak-sberbank-stanovitsya-organizatsiyey-budushchego Загл. с экрана (дата обращения 11.03.17)

8. Vinichenko M.V., Frolova E.V., Maloletko A.N., Bondaletov V.V., Rogach O.V. Main directions of creating a favorable learning environment and labor protection in the interest of enhancing health of the personnel and students in education foundation. IEJME — MATHEMATICS EDUCATION, 2016, VOL. 11, NO. 5, 1163-1174, ISSN: 2468-4945.

9. Gureva M.A., Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., Melnychuk Y.A. Management of innovations and innovative process: concept, essence, classification and diffusion. International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S6) 147-153

10. Кириллов А.В. Развитие корпоративного обучения в современных условиях. //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014 Т. 7. № 5 (37). - С. 6-16.

11. Кириллов А.В. Технологии развития персонала в современном социальном управлении. //Материалы Афанасьевских чтений. 2015. Т. 1. № 13. С. 31-38.

12. Чуланова, О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации : монография / О. Л. Чуланова ; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. - Сургут : Дефис, 2010. - 218 с.

13. Чуланова , О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография / Чуланова О.Л. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 292 с.: 60x90 1/16. -(Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011696-9

14. Чуланова, О. Л. Коучинг эмоциональной компетентности управленческого персонала организации / О. Л. Чуланова // Общественные науки. Всероссийский научный журнал. - 2012. -№1. - С. 286-294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.