УДК 598.28.29
БИОТОПИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И СОСТАВ ОРНИТОКОМПЛЕКСОВ ВОРОБЬИНЫХ ПТИЦ СТЕПНОЙ зОНЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ
А.А. Леншин
Санкт-Петербургский государственный университет, Институт Наук о Земле, Санкт-Петербург, Россия
В статье приведен анализ биотопического распределения воробьиных птиц степной зоны Кабардино-Балкарии. Выявлен видовой состав отдельных орнитокомплексов и группа фоновых видов, характерных для различных местообитаний. Дается анализ современного состояния и причин изменения состава орнитофауны воробьиных птиц в степной зоне Кабардино-Балкарии.
The article includes results of studies of biotopical distribution of passerine birds in Kabardino-Balkaria's steppe. We identified a species composition of some ornithocomplexes and common species of different habitats. There is an analysis of the current state and the reasons for changes in the composition of the avifauna of passerine birds in Kabardino-Balkaria's steppe.
Территорией нашего исследования является степная зона КБР, которая занимает третью часть ее территории и представлена, в основном, антропогенно преобразованными ландшафтами. Большую ее часть составляют сельскохозяйственные угодья на различной стадии их использования (одни используются ежегодно, другие исключены из севооборота и являются заброшенными). С одной стороны, степная зона имеет высокую степень антропогенной трансформации, здесь представлены как естественные, так и вторично естественные и преобразованные антропогенной деятельностью ландшафты. С другой стороны, исследования, проводимые на Кавказе, и в Кабардино-Балкарии в частности, касаются, в первую очередь, представителей орнитонаселения горных экосистем. Степные участки незаслуженно обделены вниманием и в настоящий момент являются наименее изученной в орнитологическом смысле частью республики.
Границы степной зоны Кабардино-Балкарской республики на востоке совпадают с границей КБР и РСО-Алания, а на западе условно проходит по линии: среднее течение реки Малки-Нальчик-Старый Урух. В пределах данной зоны имеются различия в почвенно-климатических условиях, которые позволяют ее разделить на две части - сухостепную и луговую степную. Первая занимает север и северо-восток, вторая - запад, юго-запад и южную часть. Степная зона представляет собой наклонную к северо-востоку равнину, пересеченную балками, оврагами и долинами рек. Почвенный покров и естественная растительность зоны неоднородны. По мере удаления от Прикаспийской полупустыни полынно-злаковые степи сменяются от равнины к предгорью разнотравно-злаковыми степями.
В настоящий момент вся сухостепная часть степной зоны является хозяйственно используемой. Большая часть ее территории распахана и занята под сельскохозяйственные угодья, разделенные лесополосами и ирригационными каналами. Некоторая часть территории степной зоны республики не включена в хозяйственный оборот, и на этих территориях сохраняются естественные луга, рощи и леса. Однако, эти участки иногда столь малы, что рассматривать их в качестве самостоятельных ландшафтных образований довольно сложно.
Лугово-степная часть степной зоны характеризуется теми же критериями, что и сухостепная. Однако, здесь необходимо отметить наличие в южной части грабово-дубовых и дубовых лесов более высокого разнообразия злаков и разнотравья. Отличие этой части от сухостепной сводится к тому, что она менее засушлива и пронизана большей сетью рек и притоков.
Наши наблюдения проводились, в основном, на территории Прохладненского района, а также предпринимались кратковременные выезды в другие районы (Майский, Баксанский, Терский) степной зоны республики в различные годы наблюдений. Данная
территория практически целиком антропогенно преобразована, но именно здесь сохранились редкие, территориально небольшие участки открытой неосвоенной степи, представленной разнотравьем.
В связи с тем, что территория представлена, в основном, участками, однородными по составу и физиономически выглядящими одинаково, нами было выделено пять групп орнитологических комплексов (модельных участков) характерных стаций, в которых мы и производили маршрутные учеты:
- озера с прилегающей территорией;
- лесные участки;
- открытые участки (с/х угодья с прилегающими лесополосами);
- пойменные участки;
- поселения человека или населенные пункты (города и поселки).
Это разграничение весьма условно, так как четких границ между участками в реальной местности практически нет, и они естественно «перетекают» один в другой.
В Прохладненском районе располагается большое количество мелких и более-менее крупных озер и прудов, в том числе принадлежащих рыборазводным организациям. Часть из них в данный момент является заброшенной и довольно быстро зарастает водной растительностью: тростником, рогозом и осокой, таким образом, давая больше возможностей для поселения на них околоводных и водных птиц.
Степная зона пронизана густой сетью рек и их притоков. Все реки, протекая по предгорной и степной зоне, как было сказано выше, сливаясь друг с другом, впадают в р. Терек. Поймы обычно неглубокие и занимают довольно обширные пространства, особенно в местах слияния, где образуются широкие дельты с многочисленными мелкими островками, заросшими водной и околоводной растительностью.
Обширные лесные пространства сохранились также в поймах рек. Древесная растительность лесных массивов представлена в основном белолиственным тополем, кленом, ясенем, осиной, дикой грушей и яблоней. Кустарниковый ярус образуют крушина, лох серебристый, бузина, терен, облепиха, различные ивы, подрост тополя и клена ясенелистного, по окраинам произрастает скумпия, лианы представлены ежевикой и хмелем. Большинство пойменных лесов относится к ведомству Екатериноградского заказника, в том числе и леса урочища Гедуко.
Открытые пространства, представленные сельскохозяйственными угодьями, разделены неширокими полосами (около 10 м) лесозаградительных насаждений. Доминирующими видами лесозаградительных посадок являются: робиния, грецкий орех, иногда тополь и плодовые культуры (слива, алыча, курага). Кустарниковый ярус представлен крушиной, низкорослыми ивами, скумпией, шиповником и подростом древесных пород.
К населенным пунктам мы отнесли как города, так и поселки. Населенные пункты исследуемой территории очень похожи друг с другом, что и позволяет их объединить в один модельный участок. В составе городов присутствует так называемый сектор частной застройки, занимающий довольно большие территории, т.е. одноэтажные дома, окруженные садовыми посадками и небольшими земельными наделами, что наряду с отсутствием высоких многоэтажных домов (выше 5 этажей) придает городам «сельский» облик. В то же время, в поселках имеются кварталы с постройками в 2-3 этажа, расположенными очень близко друг к другу, как и в городах.
В исследовании мы рассматриваем структуру населения отряда воробьиных птиц по той причине, что эта группа наиболее распространена и многочисленна в видовом и численном отношении, а также в данном регионе это одна из слабоизученных групп. В нашем исследовании в качестве маршрутного метода мы пользовались методикой финских линейных трансект [2].
Для определения сходства состава орнитокомплексов между выделенными модельными участками нами были рассчитаны индексы Чекановского-Съеренсена. Этот индекс общности оценивается как наиболее адекватный при измерении сходства между фаунистическими и флористическими списками видов, а также между видовым составом экологических выборок [1].
Для территории степной зоны Кабардино-Балкарии характерно распределение воробьиных птиц по следующим орнитокомплексам: степной комплекс видов, лесной комплекс, водолюбивый комплекс, комплекс береговых обрывов и оврагов, комплекс населенных пунктов. Каждый орнитокомплекс составлен определенным набором видов, которые могут иметь различные показатели плотности от достаточно высоких (фоновые виды) до незначительных (редкие и спорадически встречающиеся виды). Кроме того ряд видов воробьиных птиц может входить в несколько близких по типологии орнитокомлексов. Наиболее многочисленным по видовому составу орнитокомплексом является комплекс лесных видов, его составляют следующие виды: ворон (Corvus corax), серая ворона (Corvus cornix), грач (Corvus frugilegus), сорока (Pica pica), сойка (Garrulus glandarius), скворец (Sturnus vulgaris), иволга (Oriolus oriolus), дубонос (Coccothraustes coccothraustes), зеленушка (Chloris chloris), щегол (Carduelis carduelis), коноплянка (Acanthis cannabina), зяблик (Fringilla coelebs), обыкновенный поползень (Sitta europaea), просянка (Emberiza calandra), обыкновенная овсянка (Emberiza citrinella), черноголовая овсянка (Emberiza melanocephala), лесной конек (Anthus trivialis), большая синица (Parus major), лазоревка (Parus caeruleus), чернолобый сорокопут (Lanius minor), обыкновенный жулан (Lanius collurio), серая мухоловка (Muscicapa striata), ястребиная славка (Sylvia nisoria), черноголовая славка (Sylvia atricapilla), серая славка (Sylvia communis), певчий дрозд (Turdus philomelos), черный дрозд (Turdus merula), соловей (Luscinia luscinia), крапивник (Troglodytes troglodytes). Видовой состав водолюбивого комплекса сложен следующими видами, зарегистрированными нами во время учетов: дроздовидной камышевкой (Acrocephalus arundinaceus), болотной камышевкой (Acrocephalus palustris), белой трясогузкой (Motacilla alba), луговым чеканом (Saxicola rubetra), варакушкой (Luscinia svecica), ласточкой береговушкой (Riparia riparia). В группу птиц береговых обрывов и оврагов входят полевой воробей (Passer montanus), ласточка береговушка (Riparia riparia), городская ласточка (Delichon urbica), комплекс же видов населенных пунктов формируют - домовый воробей (Passer domesticus), галка (Corvus monedula), деревенская ласточка (Hirundo rustica), городская ласточка (Delichon urbica), в меньшей степени полевой воробей (Passer montanus). Как ни странно, но самый малочисленный орнитокомплекс это комплекс степных видов, который слагают полевой конек (Anthus campestris), полевой жаворонок (Alauda arvensis), хохлатый жаворонок (Galerida cristata), серый жаворонок (Calandrella rufescens), луговой чекан (Saxicola rubetra).
Несмотря на то, что средние плотности видов в различных орнитокомплексах практически одинаковые, количество видов в каждом выделенном модельном участке различается. Самое высокое видовое разнообразие отмечено нами на пойменных и открытых участках, самое низкое - на лесных территориях. Таким образом, воробьиные птицы более менее равномерно распределены по различным орнитокомплексам степной зоны Кабардино-Балкарии. Основное ядро каждого модельного участка составляют около двух десятков видов воробьиных птиц, наиболее часто отмечаемых во время учетов. Остальные виды, отмеченные нами во время маршрутных учетов, встречаются на данной территории нерегулярно. Фоновыми видами на большинстве выделенных модельных участках являются полевой и домовый воробьи, обыкновенная иволга, белая трясогузка, серая ворона, сойка, сорока, большая синица, зеленушка, щегол, черный и певчий дрозды, зяблик, сорокопут-жулан.
Согласно рассчитанным нами индексам сходства Чекановского-Съеренсена для выделенных орнитологических комплексов степной зоны, наибольший показатель индекса сходства орнитогруппировок имеется между биотопами озер и пойменных участков (0,78), наименьший - между лесами и открытыми участками (0,59). Показатели общности группировок воробьиных птиц других модельных участков также высокие (рисунок 1). Это может свидетельствовать лишь о достаточно однородном составе фауны воробьиных птиц в различных орнитологических комплексах степной зоны КБР в летний период.
Антропогенная деятельность приводит к изменению местообитаний птиц, что ведет к перераспределению орнитонаселения между различными биотопами. Ряд видов перемещается в населенные пункты или на их окраины, где наряду с типично синантропными видами входят в состав орнитофауны поселков и городов. Фактор беспокойства для многих видов не является уже ограничивающим распространение фактором. Некоторые
птицы степной зоны способны существовать в непосредственной близости от человека. Разнообразные постройки, особенно многоэтажные здания, ангары, мосты и виадуки используются птицами для устройства гнезд или целых гнездовых колоний. Целый ряд видов кормится на хозяйственных дворах или птицеводческих бермах.
лесные _^,65_ озера с
Рисунок 1. Сходство орнитогруппировок различных местообитаний.
Для всей территории степной зоны Кабардино-Балкарии характерно перераспределение и изменение видового состава за счет перемещения видов между различными орнитокомплексами. Наблюдается уменьшение численного и видового разнообразия степных представителей, с другой стороны идет усиление роли широко распространенных видов в степных экосистемах.
Влияние антропогенных ландшафтов на орнитонаселение в степной зоне из года в год становится все более значительным. Наряду с отрицательным воздействием многие типы антропогенных ландшафтов обеспечивают проникновение видов птиц в непривычные им природные территории. Это проникновение имеет свои характерные особенности. В связи с изменением большинства открытых естественных биотопов идет значительное изменение населения птиц.
Большинство видов в настоящий момент связано с интразональными биотопами -лесными насаждениями (лесополосами), водоемами, береговыми откосами, населенными пунктами. Из-за ограниченности естественных ниш в открытых степных участках гнездится ограниченное количество видов. Антропогенное преобразование в степной зоне Кабардино-Балкарии (и всего Кавказа в целом), привело к исчезновению естественных местообитаний птиц и резкому сокращению численности редких видов. Появившиеся в результате изменений ландшафтные формы представляют собой смесь интразональных биотопов, на территории которых возникают новые, не свойственные естественным экосистемам формы орнитофаунистических комплексов.
В результате преобразований в степной зоне возникли вторичные благоприятные условия, заменившие естественные местообитания. В них вселились и продолжают вселяться синантропные виды птиц и виды из других ландшафтно-природных комплексов. Это приводит к увеличению природного разнообразия орнитофауны степных ландшафтов.
Список литературы
1. Песенко Ю.А. Принципы и методы количественного анализа в фаунистических исследованиях. - М.: Наука, 1982. - 288 с.
2. Colin J. Bibby, Neil D. Burgess, David A. Hill Bird Census Techniques. Academic Press, 1993. - 257 p.