Научная статья на тему 'Биотопические особенности населения и спектр питания некоторых амфибий южной тайги Западной Сибири (по материалам Тюменской области)'

Биотопические особенности населения и спектр питания некоторых амфибий южной тайги Западной Сибири (по материалам Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
457
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМНОВОДНЫЕ / БИОТОП / СПЕКТР ПИТАНИЯ / БИОЦЕНОЗ / АГРОЦЕНОЗ / AMPHIBIANS / BIOTOPE / NUTRITION SPECTRUM / BIOCOENOSIS / AGROCENOSIS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Одинцев Олег Александрович, Одинцева Антонина Александровна, Тимкина Марина Владимировна

В данной статье рассматриваются население земноводных, обитающих на территории Западной Сибири, и трофические особенности некоторых бесхвостых амфибий, изменения спектров питания в зависимости от их местообитания. Земноводные имеют важное биоценотическое значение. Особенно значима для человека их практическая роль в агроценозах. Питание земноводных, обитающих на территории Западной Сибири, и их биоценотическое значение изучено недостаточно. Данная работа, одна из немногих, целенаправленно рассматривает трофику некоторых амфибий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Одинцев Олег Александрович, Одинцева Антонина Александровна, Тимкина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biotopical features of population and nutricion spectre of South

West Sibirian taigas salientias (based on the Tyumen region) This article discusses the population features of some amphibians inhabiting the territory of Western Siberia and the nutrition spectrum depending on their habitat. Amphibians have an important biocoenosis value, especially in agrocenosises. Nutrition and biocoenosis value of native amphibian not studied enough. This work is one of the few purposefully considers trophism of some amphibians.

Текст научной работы на тему «Биотопические особенности населения и спектр питания некоторых амфибий южной тайги Западной Сибири (по материалам Тюменской области)»

УДК 597.6 (571.1)

О. А. ОДИНЦЕВ А. А. ОДИНЦЕВА М. В. ТИМКИНА

Омский государственный педагогический университет Институт систематики и экологии животных СО РАН, г. Новосибирск

БИОТОПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И СПЕКТР ПИТАНИЯ НЕКОТОРЫХ АМФИБИЙ ЮЖНОЙ ТАЙГИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

(ПО МАТЕРИАЛАМ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

В данной статье рассматриваются население земноводных, обитающих на территории Западной Сибири, и трофические особенности некоторых бесхвостых амфибий, изменения спектров питания в зависимости от их местообитания. Земноводные имеют важное биоценотическое значение. Особенно значима для человека их практическая роль в агроценозах. Питание земноводных, обитающих на территории Западной Сибири, и их био-ценотическое значение изучено недостаточно. Данная работа, одна из немногих, целенаправленно рассматривает трофику некоторых амфибий. Ключевые слова: земноводные, биотоп, спектр питания, биоценоз, агроценоз.

Исследования по учету численности и определению видового состава земноводных проводились с 16 июля по 31 августа 2013 г. в границах южной тайги в окрестностях села Горнослинкино Уват-ского района Тюменской области, севернее города Тобольска (68°48' в.д.; 58°46' с.ш.). Район работ приурочен к одной из наиболее дренированных территорий южной тайги и охватывает высокую древнюю террасу, участки первой и второй надпойменных террас и высокую пойму р. Иртыш. Природные условия района исследования подробно освещены в литературе [1].

Отлов амфибий был проведён с помощью стандартных 50-метровых канавок с 5 ловчими цилиндрами. На заболоченных местообитаниях были установлены заборчики из полиэтиленовой пленки [2]. Всего было размещено 4 заборчика и 7 ловчих канавок в 11 местообитаниях: надпойменных ке-дрово-пихтовых, лиственно-хвойных суходольных, полузаболоченных и смешанных пойменных лесах, полях-перелесках, лугах-ивняках, на открытых и облесенных низинных болотах, низкорослых ря-мах верховых болот и в посёлке. В качестве фиксатора использовался водный раствор формальдегида (4 %). Определялись вид и возраст животного.

Для амфибий необходимы значения по каждой возрастной группе, поскольку расчет биомассы и энергии, трансформируемой этой группой животных, приводится с учетом их размеров [3]. Словесная характеристика показателей обилия приводится по бальной оценке А. П. Кузякина (1962) [4]: чрезвычайно многочисленные — 1000 и более, весьма многочисленные — 100 — 999, многочисленные — 10 — 99, обычные — 1 — 9, редкие — 0,1—0,9, очень

редкие — 0,01 — 0,09, чрезвычайно редкие — менее 0,01.

На территории Западной Сибири достоверно известно обитание 7 видов амфибий принадлежащих к двум отрядам (хвостатые и бесхвостые) [5]. В пробах исследуемых местообитаний обнаружено лишь 4 вида земноводных. Из них 3 вида: серая жаба (Bufo bufo (Linnaeus, 1758)), остромордая лягушка (Rana arvalis Nilsson, 1842), сибирский угло-зуб (Salamandrella keyserlingii Dybowski, 1870) — встречались в учетах 2012 и 2013 годов, а сибирская лягушка (Rana amurensis Boulenger, 1886) отмечена лишь однажды в 2012 г. на лугах-ивняках. Данные по обилию и распределению земноводных, а также возрастному составу приводятся в табл. 1.

Остромордая лягушка обитает в достаточно разнообразных местах, придерживается как влажных, так и достаточно сухих участков. На территории Прииртышья южной тайги остромордая лягушка весьма многочисленна на открытых низинных болотах — 561 особь на 100 ц/с, в смешанных пойменных лесах (290), обычна в смешанных полузаболоченных лесах (145), полях-перелесках (128), лугах-ивняках (122). Обилие резко сокращается в следующих ландшафтных урочищах: кедрово-пих-товых лесах (8), смешанных суходольных лесах (6), низкорослых рямах верховых болот (2). Остромордая лягушка доминирует в 8 из 11 местообитаниях.

Серая жаба предпочитает влажные места с высокой растительностью и травой. По результатам наших исследований наибольшее обилие серой жабы в возрасте до 1 года отмечено в поселке — 556 особей на 100 ц/с., интересно, что взрослых особей в этом местообитании в период исследования

Таблица 1

Численность и распределение земноводных в исследуемых местообитаниях (особей на 100 ц/с) (Тюменская область, с. Горнослинкино, 2013 г.)

Вид Биотоп

Смешанный полузаболоченный лес Смешанный суходольный лес и а с лес е а а с и о G Поселок Кедрово-пихтовый лес Луга-ивняки Смешанный пойменный лес Березово-осиновый лес Облесенное низинное болото Открытое низинное болото Низкорослые рямы верховых болот

Лягушка остромордая взрослая 7 1 6 7 2 12 7 5 8 14 2

Лягушка остромордая молодая 2 4 7 5 6 23 2 11 3 16 0

Лягушка остромордая сеголетка 136 1 115 44 0 87 282 5 2 531 0

Лягушка остромордая (суммарное по возрастам) 145 6 128 56 8 122 291 21 13 561 2

Жаба серая взрослая 3 5 3 0 4 0 11 3 7 0,5 3

Жаба серая молодая 1 1 4 4 2 0 25 3 4 4 0

Жаба серая сеголетка 0 0 23 552 0 0 80 0 120 3 0

Жаба серая (суммарное по возрастам) 4 6 30 556 7 0 116 6 132 7 3

Углозуб сибирский взрослый 5 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0

Углозуб сибирский молодой 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Углозуб сибирский сеголетка 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Углозуб сибирский (суммарное по возрастам) 6 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0

не было встречено вообще. Многочисленна серая жаба на облесенных низинных болотах — 132 особи на 100 ц/с, смешанных пойменных лесах (116). Реже встречается в полях и перелесках (30). Обычна на открытых низинных болотах (7), в кедрово-пихтовых лесах (7), березово-осиновых лесах (6), в смешанных суходольных лесах (6). Также обычна в смешанных полузаболоченных лесах (4) и низкорослых рямах верховых болот (3). Интересно полное отсутствие жабы на лугах-ивняках. Серая жаба доминирует в 3 местообитаниях: облесенных низинных болотах, низкорослых рямах верховых болот и поселке (этот вид тяготеет к агроландшафтам и другим трансформированным местообитаниям).

Наиболее характерные места обитания сибирского углозуба — долинные, низменные участки с поймами рек, болотами или некрупными озерами, где углозубы встречаются в лесах различного рода: в хвойных, березовых, смешанных. Нами встречен во взрослом и молодом состоянии только на облесенных низинных болотах и смешанных лесах, где он обычен — 2 и 6 особей на 100 ц/с соответственно.

В ходе проведенной работы в период с 29 июня по 18 июля 2013 года было исследовано 50 желудков двух видов бесхвостых амфибий (23 экземпляра остромордой лягушки и 27 — жабы серой). Впоследствии желудки добытых особей фиксировались в 70 % спирте, содержимое изучалось в лабораторных условиях при помощи бинокулярного микроскопа.

Систематическая принадлежность обнаруженных беспозвоночных в желудках земноводных определялась сотрудником лаборатории систематики беспозвоночных животных ИСиЭЖ СО РАН Ю. Н. Даниловым.

Основу трофики остромордой лягушки составляют насекомые (Insecta). Они обнаружены в 80 % проб. Помимо насекомых, в желудках лягушек встречались брюхоногие моллюски (Mollusca: Gastropoda) — 8 %, паукообразные (Arachnida) — 10 %, а также ногохвостки (Enthognatha: Collembo-la) — 2 %. В целом, пищевой спектр очень разнообразен и включает более 50 видов пищевых объектов [6].

В желудках лягушек, отловленных на низинных открытых болотах, были обнаружены беспозвоночные 5 систематических групп: жуки-слоники (Curculionidae), пауки (Araneae), муравьи (Formicidae), жуки-жужелицы (Carabidae) и личинки бабочек (Lepidoptera) с преобладанием жуков-слоников.

На низинных залесенных болотах основу рациона питания отловленных лягушек составили представители 9 групп: клопы (Heteroptera), жуки-слоники (Curculionidae), жуки-стафилины (Staphylinidae), наездники (Hymenoptera: Ichneumonidae), сенокосцы (Opiliones), брюхоногие моллюски (Gastropoda), личинки бабочек (Lepidoptera) и пилильщиков (Hymenoptera: Symphyta).

Рацион питания лягушек, отловленных в смешанных пойменных лесах, состоит из жужелиц (Carabidae) (основной вид питания), клопов (Heteroptera), златоглазок (Neuroptera: Chrysopidae), пауков (Araneae), ногохвосток (Collembola), бабочек (Lepidoptera), жуков-усачей (Cerambycidae), комаров-долгоножек (Diptera: Tipulidae), брюхоногих моллюсков (Gastropoda), личинок бабочек (Lepidoptera), пилильщиков (Hymenoptera: Symphyta), жужелиц (Carabidae). Всего представители 12 групп беспозвоночных.

Лягушки, отловленные на лугах-ивняках, питались беспозвоночными 12 групп, преимущественно саранчовыми (Acrididae) и бабочками (Lepidoptera). Также в желудках были обнаружены наездники (Hymenoptera: Ichneumonidae), жуки-мертвоеды (Silphidae), брюхоногие моллюски (Gastropoda), ногохвостки (Collembola), клопы (Heteroptera), жуки-листоеды (Chrysomelidae), жуки-слоники (Curculionidae), муравьи (Formicidae) и пауки (Araneae).

Во вскрытых желудках особей, обитающих в поселке, был обнаружен всего один вид корма — пауки (Araneae).

Основу питания жабы серой составляют насекомые — 81 %, помимо них в ее рационе встречается незначительное количество брюхоногих моллюсков — 3 % и паукообразных — 9 %, ногохвосток — 1 %, дождевых червей (Lumbricidae) — 4 %, губоногих многоножек (Chilopoda) — 2 %.

Рацион питания жаб популяции низинных открытых болот составляют беспозвоночные 11 систематических групп: муравьи, жужелицы, жуки-слоники, брюхоногие моллюски, клопы, дорожные осы (Pompilidae), жуки-мертвоеды, губоногие многоножки, пауки, личинки пилильщиков и бабочек.

Жабы, отловленные в низинных залесенных болотах, питались муравьями, жуками-слониками, клопами, жужелицами, жуками-стафилинами, пауками, брюхоногими моллюсками, дождевыми червями. В желудках жаб этого биотопа обнаружены представители 8 групп беспозвоночных. Спектр питания жаб смешанных пойменных лесов состоит из беспозвоночных 12 таксонов. Основу трофики серой жабы составили сенокосцы. Также были обнаружены муравьи, наездники, клопы, складчатокры-лые осы (Vespidae), жужелицы, жуки-мертвоеды, жуки-слоники, жуки-мохнатки (Lagriidae), личинки пилильщиков и златоглазок (Chrysopidae).

В желудках жаб, отловленных в смешанных суходольных лесах, были обнаружены представители 13 таксонов: клопы, муравьи, наездники, жужелицы, жуки-мертвоеды, жуки-слоники, комары (Culicidae), сенокосцы, пауки, дождевые черви, личинки пилильщиков, бабочек и мух.

Основу питания жаб в темнохвойных лесах составляют муравьи и жужелицы. Также обнаружены клопы, складчатокрылые осы, дорожные осы, жуки-листоеды, жуки-слоники, брюхоногие моллюски, дождевые черви, личинки мертвоедов, бабочек и мух-ктырей (Б1р1ега: Asilidae). Кроме того, в содержимом некоторых желудков были обнаружены черви-волосатики (Неша1ошогрЬа: Gordioidea) — паразитические черви насекомых (в нашем случае хозяином червей являются муравьи Lasius sp.).

В полях-перелесках рацион питания жабы представлен беспозвоночными 10 групп: муравьи и жужелицы (основной вид корма), саранчовые, наездники, жуки-слоники, жуки-стафилины, цика-ды-пеницы (Aphrophoridae), пауки, дождевые черви. Также обнаружены волосатики (паразиты муравьев).

В поселке рацион жабы представлен только муравьями и жуками-слониками.

При анализе биотопической изменчивости питания исследованных земноводных наблюдается определенная специфика. Большое разнообразие кормов было обнаружено в смешанном пойменном лесу — представители 22 таксонов беспозвоночных, что можно объяснить большей увлажненностью пойменных местообитаний в сравнении с надпойменными, и, следовательно, значительно высоким видовым разнообразием растений и беспозвоночных.

Также весьма разнообразны спектры питания амфибий на болотах. Отмечено питание беспозвоночными 11 групп на открытых болотах и 13 на залесенных.

В рационе питания остромордой лягушки на долю саранчовых приходится 12 %. Большинство их было обнаружено в содержимом желудков особей, обитавших на лугах. Это свидетельствует о практической роли остромордой лягушки в агро-ценозах, которая состоит в уничтожении насекомых, в числе которых состоят вредители культурных растений.

Интересен спектр питания жаб — обитателей темнохвойных лесов. Здесь они специализируются на поедании муравьев, численность которых в напочвенном ярусе значительно превосходит численность других групп беспозвоночных, составляющих рацион амфибий. Поскольку подстилка темнохвой-ных лесов состоит преимущественно из опавшей хвои пихты, ели и сосны сибирской, наряду с муравьями в каждом желудке жабы регулярно обнаруживали и эти растительные элементы. Примечательно, в некоторых местообитаниях Прибайкалья основу питания жабы также составляют муравьи [7].

На скудности спектра питания земноводных в поселке сказывается, вероятно, антропогенная нагрузка.

Таким образом, наибольшее видовое разнообразие характерно для облесенных низинных болот, здесь отмечены все три вида, а на лугах-ивняках нами встречена лишь остромордая лягушка. Показатели плотности населения амфибий во влажных местообитаниях почти в 4 раза выше, чем в местообитаниях с нормальным и низким уровнем увлажненности. Серая жаба, остромордая лягушка и сибирский углозуб являются фоновыми видами для тех местообитаний, где они обнаружены.

В составе кормов остромордой лягушки и жабы преобладают наземные беспозвоночные, в том числе дневные и активно передвигающиеся. Избирательность в питании остромордой лягушки и серой

жабы не выражена, и характер питания зависит от местообитания, его растительного покрова и, вероятно, влажности, а также от сезона года.

Библиографический список

7. Плешанов, А. С. О распространении и экологии обыкновенной жабы BUFO BUFO (L.) в Прибайкалье / А. С. Плешанов, В. Ф. Лямкин // Герпетологические исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. — Л., 1981. — С. 82 — 85.

1. Рихтер, Г. Д. Западная Сибирь / Г. Д. Рихтер. — М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 492 с.

2. Охотина, М. В. Полиэтиленовая пленка — перспективный материал для изготовления ловчих заборчиков / М. В. Охотина, В. А. Костенко // Фауна и экология наземных позвоночных юга Дальнего Востока СССР. — Владивосток, 1974. — С. 193—196.

3. Равкин, Ю. С. Факторная зоогеография: принципы, методы и теоретические представления / Ю. С. Равкин, С. Г. Ливанов. — Новосибирск : Наука, 2008. — 205 с.

4. Кузякин, А. П. Зоогеография СССР / А. П. Кузякин // Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та. — М. : МОИП, 1962. — Т. 59. — Вып. 1. — С. 3 — 182.

5. Земноводные и пресмыкающиеся Новосибирской и Томской областей (информационные материалы к герпетофа-уне Сибири) / О. Н. Чернышова [и др.]. — Новосибирск : НГПУ, 2002. — 52 с.

6. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России / Н. Б. Ананьева [и др.]. — М. : ДВР, 1998. — 576 с.

ОДИНЦЕВ Олег Александрович, кандидат биологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры биологии и биологического образования Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: [email protected] ОДИНЦЕВА Антонина Александровна, кандидат биологических наук, младший научный сотрудник лаборатории зоомониторинга института систематики и экологии животных СО РАН, г. Новосибирск. Адрес для переписки: [email protected] ТИМКИНА Марина Владимировна, студентка 51-й гр. факультета естественнонаучного образования Омского государственного педагогического универ-

Статья поступила в редакцию 10.04.2015 г. © О. А. Одинцев, А. А. Одинцева, М. В. Тимкина

удк 572.08—57.°24 Е. В. РЕМНЕВА

Д. С. МОРОЗОВА Ж. П. КОРОТЫШ

Омский государственный педагогический университет Средняя общеобразовательная школа № 109 с углубленным изучением отдельных предметов,

г. Омск

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ ДЕРМАТОГЛИФИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ ЛИЧНОСТНЫХ СУПЕРФАКТОРОВ АЙЗЕНКА

В статье представлены результаты исследования зависимости между дерма-тоглифическими признаками пальцев рук и такими личностными характеристиками, как экстраверсия и нейротизм, у мужчин и женщин. Показана тенденция к противоположной направленности изменений большинства показателей у мужчин и женщин (например, преобладание сложных узоров (завитков) у мужчин связано с возрастанием экстраверсии, у женщин — с ее уменьшением). Обсуждается предположение об отражении особенностей нейрофизиологических процессов в мозге мужчин и женщин, связанных с личностными суперфакторами Айзенка, в организации дерматоглифических признаков.

Ключевые слова: дерматоглифические признаки, гребневой счет, экстраверсия, нейротизм, половой диморфизм.

Введение. Исследование взаимосвязи между происхождения и темпов развития в эмбриогенезе психологическими характеристиками личности гребешковой кожи и нервной системы [2, 3]. К наи дерматоглифическими признаками, особенно стоящему времени накоплены данные о слабой корна пальцах рук и ладонях, имеет длинную и про- реляции дерматоглифических показателей с психо-тиворечивую историю [1]. Реальной научной ос- логическими особенностями [4, 5], что, по мнению новой для такой взаимосвязи является общность М. А. Негашевой, обусловлено автономностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.