Научная статья на тему 'Биосоциальные факторы и психовегетативные особенности в формировании адаптационных нарушений у детей с задержкой роста'

Биосоциальные факторы и психовегетативные особенности в формировании адаптационных нарушений у детей с задержкой роста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЗКОРОСЛОСТЬ / ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / LOW STATURE / VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PECULIARITIES / DEADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горемыкин В. И., Протопопов А. А., Королева И. В., Егорова И. А., Хижняк А. В.

Обследованы 110 детей с задержкой роста в возрасте 7-16 лет. Для детей с различными клиническими вариантами задержки роста свойственны индивидуальные психофизиологические особенности. Установленная входе исследования причинно-следственная связь социально-биологических факторов, психовегетативных изменений и высокий показатель заболеваемости детей с задержкой роста указывает на наличие у них адаптационных нарушений, которые требуют дифференцированного подхода при разработке оздоровительных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOSOCIAL FACTORS AND PSYCHOVEGETATIVE PECULIARITIES IN FORMATION OF ADAPTATION ABNORMALITIES IN CHILDREN WITH GROWTH RETARDATION

110 children aged 7-16 with growth retardation have been under the study. Children with different clinical variants of growth retardation are characterized by individual clinical psychophysiological peculiarities. The cause-effect relation of biosocial factors, psychovegetative changes and high morbidity rate of children with growth retardation established in the research point out to their adaptation abnormalities, that require a differentiated approach to the development of rehabilitation programs.

Текст научной работы на тему «Биосоциальные факторы и психовегетативные особенности в формировании адаптационных нарушений у детей с задержкой роста»

? 7iда:.’:?ллч-*^‘^

• 1>£о.Уи12 - ‘-ч PV,.i-< ) Si Wliv-.A-">v.H ЛУ>> Д о л .• . ь.лЛ4' JV^

ПЕДИАТРИЯ

i-c • т* ' i •►* ч^■-<-г.. 1 -^S,>, \г, .» г 1 .-..■'•■ in* ■ ■.!. *. .^Лл .\' т^ч -■»

УДК 616.4:616.007.1-053.2:612.821(045)

БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РОСТА

В.И. Горемыкин - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава, заведующий кафедрой факультетской педиатрии, профессор, доктор медицинских наук; А.А. Протопопов - ГОУ ВПО Саратовский гМу Росздрава, профессор кафедры факультетской педиатрии, доктор медицинских наук; И.В. Королева - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава, доцент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук; И.А. Егорова - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава, доцент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук; А.В. Хижняк - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава, ассистент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук; С.Ю. Елизарова - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава, ассистент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук; Л.Н. Волкова - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава, ассистент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук;

О.В. Нестеренко - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава, ассистент кафедры факультетской педиатрии, кандидат медицинских наук. E-mail: hannv@nm.ru

BIOSOCIAL FACTORS AND PSYCHOVEGETATIVE PECULIARITIES IN FORMATION OF ADAPTATION ABNORMALITIES IN CHILDREN WITH GROWTH RETARDATION

V.I. Goremykin - Saratov State Medical University, Head of Department of Faculty Pediatrics, Doctor of Medical Science, Professor; A.A. Protopopov - Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Doctor of Medical Science, Professor; I.V. Koroma - Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; I.A. Egorova - Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Assistant Professor; A.V. Khizhnyak - Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Assistant Professor; S. U. Elizarova

- Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Assistant Professor; L.N. Volkova - Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Assistant Professor; O.V. Nesterenko - Saratov State Medical University, Department of Faculty Pediatrics, Assistant Professor. E-mail: hannv@nm.ru

В.И. Горемыкин, А.А. Протопопов И.В. Королева, и соавт., Саратовский научно-медицинский журнал, 2009, том 5, №1, с. 80-82.

Обследованы 110 детей с задержкой роста в возрасте 7-16 лет. Для детей с различными клиническими вариантами задержки роста свойственны индивидуальные психофизиологические особенности. Установленная входе исследования причинно-следственная связь социально-биологических факторов, психовегетативных изменений и высокий показатель заболеваемости детей с задержкой роста указывает на наличие у них адаптационных нарушений, которые требуют дифференцированного подхода при разработке оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: низкорослость, вегетативная нервная система, психофизиологические особенности, дезадаптация.

V.I. Goremykin, A.A. Protopopov, I.V. Koroma, et al., Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2009, vol. 5, №1, р. 80-82.

110 children aged 7-16 with growth retardation have been under the study. Children with different clinical variants of growth retardation are characterized by individual clinical psychophysiological peculiarities. The cause-effect relation of biosocial factors, psychovegetative changes and high morbidity rate of children with growth retardation established in the research point out to their adaptation abnormalities, that require a differentiated approach to the development of rehabilitation programs.

Key words: low stature, vegetative nervous system, psychophysiological peculiarities, deadaptation.

На протяжении последних лет крайне тревожным явлением стало ухудшение состояния здоровья детского населения. Особенность физического развития детей в последние годы характеризуется повсеместным увеличением частоты дисгармоничного развития, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели, с напряжением функционируют жизненноважные системы организма [3].

Низкорослость является состоянием гетерогенным, которое не только определяется генотипом, но во многом зависит от эндогенных и внешнесредовых влияний [4]. Именно им принадлежит важнейшая роль в реализации адаптационного процесса, определяющего в настоящее время понятие “здоровье” [1]. Качество адаптации, в свою очередь, определяется со-

дружественной деятельностью нескольких, иерархически подчиненных друг другу систем, среди которых существенная роль принадлежит психоэмоциональной сфере и системе нервно- вегетативного жизнеобеспечения.

Своеобразные особенности психоэмоциональной сферы, которые формируются у детей с задержкой роста, оказывают влияние на качество их жизни, социальную адаптацию, являются источником хронического стресса, вызывая значительные изменения в реакции организма на различные факторы внешней среды, тем самым создавая условия для развития хронической соматической патологии [7-11].

Цель работы: выявление адаптационных нарушений на основе комплексного изучения пренатальных факторов, осложнений интранатального и особенно-

Саратовский научно-медицинский журнал. 2009. Том 5. № 1

PEDIATRICS

81

стей постнатального периодов развития, а также психовегетативных изменений у детей с задержкой роста.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в лаборатории психофизиологии и вегетологии детского возраста клиники факультетской педиатрии ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава. Былы обследованы 150 детей в возрасте от 7 до 16 лет, из них 65 - с конституциональной задержкой роста и пубертата, 35 - с семейной низкорослостью, 10 - с соматотропной недостаточностью; и 40 детей - с нормальными показателями физического развития, сопоставимыми по возрасту и полу, которые составили группу сравнения. Верификация диагноза проводилась в соответствии со стандартами клинического обследования детей с задержкой физического развития в стационаре. Критерии включения пациентов в исследование: низкорослость, связанная с соматотропной недостаточностью, конституциональная задержка роста и пубертата, семейная низкорослость, подтвержденные клинико-лабораторными данными, возраст детей от 7 до 16 лет. Критериями исключения явились дети с редкими вариантами задержки роста, что, в конечном результате, представляло сложности в статистической обработке и конкретной оценке полученных результатов: соматогеннообус-ловленные, при патологии костной ткани, генетические и хромосомные заболевания (примордиальный нанизм, синдром Шеришевского-Тернера), гипотиреоз.

С целью выявления неблагоприятных факторов, способствующих формированию адаптационных нарушений, у детей с задержкой роста были проанализированы пренатальные факторы, осложнения инт-ранатального и особенности постнатального периодов развития, включая исследование микросоциаль-ного статуса семей с помощью методов интервью и анкетирования.

Специальные методы исследования включали:

1. оценку состояния вегетативной нервной системы методом кардиоинтервалографии (исходный вегетативный тонус, реактивность и вегетативное обеспечение деятельности);

2. психологические методы исследования: батарея рисуночных проективных тестов: “Рисунок несуществующего животного”, “Дерево”, “Рисуноксемьи” [5, 6], с использованием метода балльной оценки базовых психологических черт личности; опросник Шми-шека - для выявления акцентуаций характера [2]; ме-тодика рисуночной фрустрации Розенцвейга [5];

3. исследование психофизиологического статуса проводилось с помощью корректурной пробы (тест Тулуз-Пьерона) и метода психофизического шкалирования с определением состояния субъективных шкал восприятия звука, времени, зрительных образов [5].

Математическая обработка фактического материала выполнена на ПЭВМ Реп1:1ит II с применением пакета программ “БТАНЭТЮА 6.0” с помощью непараметрических методов статистики.

Результаты и их обсуждение. Входе исследования было установлено, что у детей с низкорослостью пренатальные факторы риска, осложнения инт-ранатального и неблагоприятные факторы постнатального периодов встречались в среднем в 3 раза чаще, чем в группе сравнения. Среди них наиболее часто имели место: анемия матери (32,7%), ранний токсикоз (53,6%) и гестоз II половины беременности (35,5%), внутриутробная гипоксия плода (27,3%). У матерей изучаемой группы стрессы во время беременности наблюдались в 6 раз, а угроза выкидыша в 3 раза чаще, чем в группе сравнения. Ведущей патологией, связанной с родами, были внутриутробная гипоксия плода, обвитие пуповины вокруг шеи, асфиксия в родах, недоношенность. Анализируя особенности постнатального периода, было установлено, что большинство детей с задержкой роста (76,4%)

получали смешанное или искусственное вскармливание до 1 года. Частые респираторные заболевания в раннем возрасте у низкорослых детей отмечались в 1,5 раза чаще, чем в группе сравнения.

В числе прочих факторов постнатального периода развития, влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка, существенное значение имели социальные факторы. По нашим данным каждый шестой ребенок с низкорослостью воспитывался в неполной семье, причем из них две трети детей перенесли разлуку с отцом в возрасте до 7 лет. Негармоничные отношения в семье установлены в 73,6% случаев. Материально-бытовые условия семей низкорослых детей в среднем были хуже, чем в группе сравнения. Каждый второй ребенок с задержкой роста имел нарушение адаптации к детским дошкольным учреждениям, что проявлялось увеличением заболеваемости, а также проблемами в общении со сверстниками и воспитателями. В школьном возрасте нередкими у детей с низкорослостью были школьные стрессовые ситуации, связанные с трудностями освоения современных знаний (64,5%), атмосферой враждебности или отвергания со стороны сверстников (52,7%), конфликты с педагогом (36,4%).

При анализе частоты влияния неблагоприятных пренатальных факторов, осложнений интранатального и постнатального периодов развития достоверных различий в группах детей с конституциональной задержкой роста и пубертата, семейной низкорослостью и соматотропной недостаточностью получено не было. Однако при исследовании социального статуса интересным оказался тот факт, что дети с семейной низкорослостью были социально лучше адаптированы, что, возможно, связано с психологически адекватным восприятием данной проблемы семьей ребенка, где, как правило, один или оба родителя, и другие родственники имеют низкий рост.

Далее у детей с низкорослостью было проведено исследование состояния вегетативной нервной системы и психологического статуса, отражающих уровень адаптации и реализацию компенсаторно-приспособительных механизмов.

При изучении функциональных особенностей вегетативной нервной системы было установлено, что для большинства детей с конституциональной задержкой роста и пубертата (73,8%), семейной низкорослостью (68,5%) и соматотропной недостаточностью (80%) было характерно снижение исходного вегетативного тонуса в сторону ваготонической активации. В группе сравнения частота исходной ваготонии составляла 45%. Вегетативная реактивность у большинства детей, независимо от клинического варианта задержки роста, была нормальной. Вегетативное обеспечение деятельности при конституциональной задержке роста и семейной низкорослости чаще расценивалось как недостаточное (49,2% и 57,1%, соответственно), при соматотропной недостаточности как избыточное (50%).

В ходе исследования психологического статуса было выявлено, что для низкорослых детей характерна определенная совокупность эмоционально-личностных черт, включающая низкую самооценку, выраженную тревожность, агрессию, инфантильность. В большинстве случаев для детей с задержкой роста была характерна интрапунитивная направленность психологических реакций (70,9%) и недостаточная общая стрессоустойчивость (65 %). Низкорослые мальчики, по сравнению с девочками, имели достоверно низкие показатели самооценки, выраженную инфантильность и недостаточную стрессоустойчивость (58%). Девочек отличали выраженная психологическая защита и истероидная демонстративность, которые, вероятно, носят приспособительный характер. В 68,2% случаев у них отмечалась нормальная стрессоустойчивость.

При исследовании психологических особенностей детей с различными клиническими вариантами низ-

Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2009. Vol.5. № 1.

82

ПЕДИАТРИЯ

корослости было установлено, что детей с конституциональной задержкой роста и пубертата отличали акцентуированные эмотивность (72,3%) и экзальтированность (53,8%), которые характеризуют их как особо впечатлительных и чувствительных личностей. По данным теста Розенцвейга у детей этой группы в большинстве случаев выявлялась интрапунитивная направленность реакций (56,9%), больше половины имели сниженную стрессоустойчивость.

В группе детей с соматотропной недостаточностью выявлены наиболее низкие показатели самооценки и самые психологически неблагоприятные акцентуации личности: ригидность (70%), педантичность (50%) и возбудимость (60%). Основными характерными чертами этих детей являются инертность психологических процессов, повышенная импульсивность, вспыльчивость, повышенная раздражительность, склонность к конфликтам по незначительным поводам. По результатам теста Розенцвейга все дети с соматотропной недостаточностью имели интрапу-нитивную направленность психологических реакций и 2/3 - недостаточную стрессоустойчивость.

Дети с семейной низкорослостью оказались психологически лучше адаптированными, в отличие от сверстников с конституциональной задержкой роста и пубертата и соматотропной недостаточностью. Характерными психологическими особенностями их были ги-пертимная (80%) и эмотивная (74,3%) акцентуации характера, большинство детей имели импунитивную направленность психологических реакций (62,8%).

Психофизиологические особенности детей с низкорослостью характеризовались нарушением концентрации внимания (43,6%), переоценкой значимости сенсорной информации, поступающей через слуховой (84,5%) анализатор, слабостью нервных процессов (68,8%), сенсорной дискоординацией (44,5%). Это говорит о том, что дети с задержкой роста склонны переоценивать значение не только исследуемой, но и всей информации, в том числе и эмоциональной. Наиболее выраженные психофизиологические изменения регистрировались в группе детей с соматотропной недостаточностью.

Корреляционный анализ всех исследуемых параметров у детей с различными клиническими вариантами низкорослости показал своеобразие взаимосвязей неблагоприятных биосоциальных факторов с нарушениями психовегетативных функций. Полученные данные являются подтверждением общности влияния неблагоприятных биосоциальных факторов на психовегетативный статус детей с задержкой роста. Кроме того, установленные методом корреляционного анализа выраженные взаимосвязи между большинством психовегетативных показателей служат доказательством того, что гомеостаз целого организма определяется содружественной и согласованной деятельностью различных функциональных систем. На -рушения в любом звене этого “содружества” могут привести к дисрегуляции системы в целом и, в конечном счете, срыву адаптационных возможностей организма с развитием различной природы заболеваний.

Данный факт послужил основанием для исследования частоты соматической патологии у детей с задержкой роста.

В ходе исследования было установлено, что частота соматической патологии у низкорослых детей в 2 раза превышала таковую у детей из группы сравнения. Наиболее частыми были заболевания со стороны органов пищеварения и желчевыделительной системы, нервной системы и ЛОР-органов. Каждый третий ребенок относился к группе частоболеющих. В группе детей с конституциональной задержкой роста и пубертата частота заболеваний составила 53,8%. Наиболее частыми были болезни органов пищеварения и желчевыделительной системы (51,4% случаев). У детей с семейной низкорослостью частота

заболеваний составляла 48,6%, ведущими были рецидивирующие воспалительные процессы верхних дыхательных путей (47,1% случаев). У пациентов с соматотропной недостаточностью соматическая патология выявлялась в 70% и чаще была связана с состояниями, сопровождающимися нервно-вегетативными расстройствами (нейро-циркуляторная дистония, энурез).

Проведенное исследование позволяет включить детей с низкорослостью в группу “адаптационного риска” и рекомендовать комплексную оценку неблагоприятных биосоциальных факторов, показателей вегетативного гомеостаза и психологических особенностей для разработки рациональной организации оптимальных оздоровительных мероприятий индивидуально для каждого ребенка.

Итак, у детей с низкорослостью пренатальные факторы риска, осложнения интранатального периода, не -благоприятные факторы постнатального периода встречаются чаще, чем у детей с нормальными показателями физического развития. У большинства детей с задержкой роста установлен дисбаланс вегетативной нервной системы, характеризующийся преобладанием ваготонической активации вегетативного тонуса с нарушением вегетативного обеспечения деятельности, что может указывать на истощение у них адаптивной способности регуляторных механизмов. Дети с различными клиническими вариантами задержки роста имеют индивидуальные психологические и психофизиологические особенности. При семейной низкорослости дети являются психологически лучше адаптированными, чем их сверстники с конституциональной задержкой роста и соматотропной недостаточностью.

Установленная причинно-следственная связь социально-биологических факторов, психовегетативных изменений и высокий показатель заболеваемости детей с задержкой роста указывает на наличие у них адаптационных нарушений, которые требуют дифференцированного подхода при разработке оздоровительных мероприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адаптированность детского организма / А. В. Або-ленская, Р. А. Маткивский, Г. Н. Разживина, Е. П. Усанова // Педиатрия. - 1996. - № 3. - С. 107 - 108.

2. Анастази, А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. -М: Педагогика, 1982. - Кн. 1-2.

3. Антропова, М. В. Проблемы здоровья детей и физического развития / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова // Здравоохранение Российской Федерации. -1999. - № 5. - С. 17-21.

4. Касаткина, Э. П. Задержка роста у детей /Э .П. Касаткина // Проблемы эндокринологии. - 1983. - № 9. - С. 61

- 65.

5. Психосоциальные аспекты педиатрии / А.А. Протопопов, В.И. Горемыкин, В.А.Динес, И.В. Королева. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. соц.- экон. ут-та, 2006. - 160 с.

6. Романова, Е. С. Графические методы в психологической диагностике / Е. С. Романова, С. Ф Потемкина. -М.: Дидакт, 1992. - 215 с.

7. Смоляр, В. И. Особенности развития костной системы у детей и подростков с задержкой роста / В. И, Смоляр, Л. А. Парапуст // Гигиена и санитария. - 1982. - № 8. - С. 44 - 46.

8. Kranzler, J. H. Is short stature a handicap? A comparison of psychosocial functioning of referred and non-referred children with normal short stature and children with normal stature / J. H. Kranzler, A. L. Rosenbloom, B. Proctor // J. Pediatr. - 2000.

- Vol. 126. - P. 96 -102.

9. Taback, S. P. Management of short stature /S. P. Taback, H. J. Dean, E. Elliott//West J Med. -2002. -Vol. 176. - P.169 -172.

10. Ulph, F. Personality functioning: the influence of stature / F. Ulph, P. Betts, J. Mulligan // Archives of Disease in Childhood. - 2004. - Vol. 89. - P. 17 - 21.

11. Voss, L. D. Short normal stature and psychosocial disadvantage: a critical reviewof the evidence / L. D. Voss // J. Pediatr Endocrinol Metab. - 2001. - Vol. 14. - P. 701-711.

Саратовский научно-медицинский журнал. 2009. Том 5. №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.