Научная статья на тему 'Биосоциальные факторы и психовегетативные особенности в формировании адаптационных нарушений у детей с задержкой роста'

Биосоциальные факторы и психовегетативные особенности в формировании адаптационных нарушений у детей с задержкой роста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
124
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституциональная задержка роста и пубертата / семейная низкорослость / соматотропная недостаточность / вегетативная нервная система / психофизиологические особенности / дети / дезадаптация. / constitutional retardation of growth and puberty / familial nanism / growth hormone deficit / vegetative nervous system / psycho-physiological peculiarities / child / deadaptation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В И. Горемыкин, А В. Хижняк

Обследованы 110 детей с задержкой роста в возрасте 7–16 лет (конституциональная задержка роста и пубертата, семейная низкорослость, соматотропная недостаточность) и 40 детей с нормальными показателями физического развития (группа сравнения). Установленная в ходе исследования причинно-следственная связь социально-биологических факторов, психовегетативных изменений и высокий показатель заболеваемости детей с задержкой роста указывает на наличие у них адаптационных нарушений, которые требуют дифференцированного подхода при разработке оздоровительных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В И. Горемыкин, А В. Хижняк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOSOCIAL FACTORS AND PSYCHO-VEGETATIVE PECULIARITIES IN FORMATION OF DEADAPTATION IN CHILDREN WITH GROWTH RETARDATION

110 children with growth retardation aged 7–16 (constitutional retardation of growth and puberty, familial nanism, growth hormone deficit) and 40 children with normal parameters of physical development as a control group were examined in this research. The cause and effect relations of socio-biological factors, psycho-vegetative changes and high sickness rate in children with retardation of growth established during this research indicate their deadaptation, which requires a differentiated approach to the development of rehabilitation programs.

Текст научной работы на тему «Биосоциальные факторы и психовегетативные особенности в формировании адаптационных нарушений у детей с задержкой роста»

УДК 616.4:616.007.1-053.2:612.821(045)

БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РОСТА

В. И. Горемыкин, А. В. Хижняк

Саратовский государственный медицинский университет

Обследованы 110 детей с задержкой роста в возрасте 7-16 лет (конституциональная задержка роста и пубертата, семейная низкорослость, соматотропная недостаточность) и 40 детей с нормальными показателями физического развития (группа сравнения). Установленная в ходе исследования причинно-следственная связь социально-биологических факторов, психовегетативных изменений и высокий показатель заболеваемости детей с задержкой роста указывает на наличие у них адаптационных нарушений, которые требуют дифференцированного подхода при разработке оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: конституциональная задержка роста и пубертата, семейная низкорослость, соматотропная недостаточность, вегетативная нервная система, психофизиологические особенности, дети, дезадаптация.

BIOSOCIAL FACTORS AND PSYCHO-VEGETATIVE PECULIARITIES IN FORMATION OF DEADAPTATION IN CHILDREN WITH GROWTH

RETARDATION

V. I. Goremykin, A. V. Khizhnyak

Abstract. 110 children with growth retardation aged 7-16 (constitutional retardation of growth and puberty, familial nanism, growth hormone deficit) and 40 children with normal parameters of physical development as a control group were examined in this research. The cause and effect relations of socio-biological factors, psycho-vegetative changes and high sickness rate in children with retardation of growth established during this research indicate their deadaptation, which requires a differentiated approach to the development of rehabilitation programs.

Key words: constitutional retardation of growth and puberty, familial nanism, growth hormone deficit, vegetative nervous system, psycho-physiological peculiarities, child, deadaptation.

На протяжении последних лет крайне тревожным явлением стало ухудшение состояния здоровья детского населения. Особенность физического развития детей в последние годы характеризуется повсеместным увеличением частоты дисгармоничного развития, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели, с напряжением функционируют жизненно важные системы организма [2].

Низкорослость является состоянием гетерогенным, которое определяется не только генотипом, но во многом зависит от эндогенных и внеш-несредовых влияний [3]. Именно им принадлежит важнейшая роль в реализации адаптационного процесса, определяющего в настоящее время понятие "здоровье" [1]. Качество адаптации, в свою очередь, определяется содружественной деятельностью нескольких, иерархически подчиненных друг другу систем, среди которых существенная роль принадлежит психоэмоциональной сфере и системе нервно-вегетативного жизнеобеспечения.

Своеобразные особенности психоэмоциональной сферы, которые формируются у детей с задержкой роста, оказывают влияние на качество их жизни, социальную адаптацию, являются источником хронического стресса, вызывая значительные изменения в реакции организма на

различные факторы внешней среды, создавая условия для развития хронической соматической патологии [5-9].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Выявить адаптационные нарушения на основе комплексного изучения пренатальных факторов, осложнений интранатального и особенностей постнатального периодов, а также психовегетативных изменений у детей с задержкой роста.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 150 детей в возрасте от 7 до 16 лет, из них 65 - с конституциональной задержкой роста и пубертата, 35 - с семейной низ-корослостью, 10 - с соматотропной недостаточностью; и 40 детей - с нормальными показателями физического развития, сопоставимых по возрасту и полу, которые составили группу сравнения. Верификация диагноза проводилась в соответствии со стандартами клинического обследования детей с задержкой физического развития в стационаре.

С целью выявления неблагоприятных факторов, способствующих формированию адаптационных нарушений, у детей с задержкой роста были проанализированы пренатальные факторы, осложнения интранатального и особенности по-стнатального периодов развития, включая ис-

следование микросоциального статуса семей с помощью методов интервью и анкетирования.

Специальные методы исследования включали:

1. Оценку состояния вегетативной нервной системы методом кардиоинтервалографии (исходный вегетативный тонус, реактивность и вегетативное обеспечение деятельности).

2. Психологические методы исследования: батарея рисуночных проективных тестов: "Рисунок несуществующего животного", "Дерева", "Рисунок семьи", с использованием метода балльной оценки базовых психологических черт личности; опросник Шмишека - для выявления акцентуаций характера; методика рисуночной фрустрации Розенцвейга [4].

3. Исследование психофизиологического статуса проводилось с помощью корректурной пробы (тест Тулуз-Пьерона) и метода психофизического шкалирования с определением состояния субъективных шкал восприятия звука, времени, зрительных образов [4].

Математическая обработка фактического материала выполнена на ПЭВМ Pentium II с применением пакета программ "STATISTICA 6.0." с помощью непараметрических методов статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования было установлено, что у детей с низкорослостью пренатальные факторы риска, осложнения интранатального и неблагоприятные факторы постнатального периодов встречались в среднем в 3 раза чаще, чем в группе сравнения. Среди них наиболее часто имели место: анемия матери (32,7 %), ранний токсикоз (53,6 %) и гестоз II половины беременности (35,5 %), внутриутробная гипоксия плода (27,3 %). У матерей изучаемой группы стрессы во время беременности наблюдались в 6 раз, а угроза выкидыша в 3 раза чаще, чем в группе сравнения. Ведущей патологией, связанной с родами, были внутриутробная гипоксия плода, обвитие пуповины вокруг шеи, асфиксия в родах, недоношенность. Анализируя особенности постнатально-го периода, было установлено, что большинство детей с задержкой роста (76,4 %) получали смешанное или искусственное вскармливание до 1 года. Частые респираторные заболевания в раннем возрасте у низкорослых детей отмечались в 1,3 раза чаще, чем в группе сравнения.

В числе прочих факторов постнатального периода развития, влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка, существенное значение имели социальные факторы. По нашим данным, каждый шестой ребенок с низкоросло-стью воспитывался в неполной семье, причем из них две трети детей перенесли разлуку с отцом в возрасте до 7 лет. Негармоничные отношения в семье установлены в 73,6 % случаев. Материально-бытовые условия семей низкорослых детей в среднем были хуже, чем в группе сравнения. Каждый второй ребенок с задержкой роста

имел нарушение адаптации к детским дошкольным учреждениям, что проявлялось увеличением заболеваемости, а также проблемами в общении со сверстниками и воспитателями. В школьном возрасте нередкими у детей с низкорослостью были школьные стрессовые ситуации, связанные с трудностями освоения современных знаний (64,5 %), атмосферой враждебности или отвер-гания со стороны сверстников (52,7 %), конфликты с педагогом (36,4 %).

При анализе частоты влияния неблагоприятных пренатальных факторов, осложнений интра-натального и постнатального периодов развития достоверных различий в группах детей с конституциональной задержкой роста и пубертата, семейной низкорослостью и соматотропной недостаточностью получено не было. Однако при исследовании социального статуса интересным оказался тот факт, что дети с семейной низкорос-лостью были социально лучше адаптированы, что, возможно, связано с психологически адекватным восприятием данной проблемы семьей ребенка, где, как правило, один или оба родителя и другие родственники имеют низкий рост.

Далее у детей с низкорослостью было проведено исследование состояния вегетативной нервной системы и психологического статуса, отражающих уровень адаптации и реализацию компенсаторно-приспособительных механизмов.

При изучении функциональных особенностей вегетативной нервной системы было установлено, что для большинства детей с конституциональной задержкой роста и пубертата (73,8 %), семейной низкорослостью (68,5 %) и соматотропной недостаточностью (80 %) было характерно снижение исходного вегетативного тонуса в сторону вагото-нической активации. В группе сравнения частота исходной ваготонии составляла 45 %. Вегетативная реактивность у большинства детей, независимо от клинического варианта задержки роста, была нормальной. Вегетативное обеспечение деятельности при конституциональной задержке роста и семейной низкорослости чаще расценивалось как недостаточное (49,2 и 57,1 % соответственно), при соматотропной недостаточности как избыточное (50 %).

В ходе исследования психологического статуса было выявлено, что для низкорослых детей характерна определенная совокупность эмоционально - личностных черт , включающая низкую самооценку, выраженную тревожность, агрессию, инфантильность. Наиболее выраженными, чем в группе сравнения, оказались такие акцентуации личности, как эмотивность - у 76 (69,1 %), ригидность - у 65 (59,1 %) и циклотимность - у 64 (58,2 %). В большинстве случаев для детей с задержкой роста была характерна интрапунитив-ная направленность реакций (70,9 %) и недостаточная общая стрессоустойчивость (65 %). При этом было установлено, что детей с конституциональной задержкой роста и пубертата отличали акцентуированные эмотивность (72,3 %) и экзальтированность (53,8 %), что характеризует их как

особо впечатлительных и чувствительных личностей. По данным теста Розенцвейга, у детей этой группы в большинстве случаев выявлялась интра-пунитивная направленность реакций (56,9 %), две трети - имели сниженную стрессоустойчивость.

Характерными психологическими особенностями детей с семейной низкорослостью были гипертимная (80 %) и эмотивная (74,3 %) акцентуации характера, большинство из них имели импунитивную направленность реакций (62,8 %), с фиксацией на разрешении ситуации.

В группе детей с соматотропной недостаточностью выявлены наиболее низкие показатели самооценки и самые психологически неблагоприятные акцентуации личности: ригидность (70 %), педантичность (50 %) и возбудимость (60 %). Основными характерными чертами этих детей являются инертность психологических процессов, повышенная импульсивность, вспыльчивость, повышенная раздражительность, склонность к конфликтам по незначительным поводам. По результатам теста Розенцвейга все дети с сомато-тропной недостаточностью имели интрапунитивную направленность реакций и в 60 % недостаточную стрессоустойчивость.

Корреляционный анализ всех исследуемых параметров у детей с различными клиническими вариантами низкорослости показал своеобразие взаимосвязей неблагоприятных биосоциальных факторов с нарушениями психовегетативных функций. Полученные данные являются подтверждением общности влияния неблагоприятных биосоциальных факторов на психовегетативный статус детей с задержкой роста. Кроме того, установленные методом корреляционного анализа выраженные взаимосвязи между большинством психовегетативных показателей служат доказательством того, что гомеостаз целого организма определяется содружественной и согласованной деятельностью различных функциональных систем. Нарушения в любом звене этого "содружества" могут привести к дисрегуляции системы в целом и, в конечном счете, срыву адаптационных возможностей организма с развитием различной природы заболеваний.

Данный факт послужил основанием для исследования частоты соматической патологии у детей с задержкой роста.

В ходе исследования было установлено, что частота соматической патологии у низкорослых детей в 2 раза превышала таковую у детей из группы сравнения. Наиболее частыми были заболевания со стороны органов пищеварения и жел-чевыделительной системы, нервной системы и ЛОР-органов. Каждый третий ребенок относился к группе часто болеющих. В группе детей с конституциональной задержкой роста и пубертата частота заболеваний составила 53,8 %. Наиболее частыми были болезни органов пищеварения и желчевыделительной системы (51,4 % случаев), в развитии которых большая роль принадлежит психовегетативным нарушениям. У детей с семейной низкорослостью частота заболеваний

составляла 48,6 %, ведущими были рецидивирующие воспалительные процессы верхних дыхательных путей (47,1 % случаев). У пациентов с соматотропной недостаточностью соматическая патология выявлялась в 70 % и чаще была связана с состояниями, сопровождающимися нервно-вегетативными расстройствами (нейроцирку-ляторная дистония, энурез).

Проведенное исследование позволяет включить детей с низкорослостью в группу адаптационного риска и рекомендовать комплексную оценку неблагоприятных биосоциальных факторов, показателей вегетативного гомеостаза и психологических особенностей для разработки рациональной организации оптимальных оздоровительных мероприятий индивидуально для каждого ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У детей с низкорослостью пренатальные факторы риска, осложнения интранатального периода, неблагоприятные факторы постнатального периода встречаются чаще, чем у детей с нормальными показателями физического развития. У большинства детей с задержкой роста установлен дисбаланс вегетативной нервной системы, характеризующийся преобладанием ваготониче-ской активации вегетативного тонуса с нарушением вегетативного обеспечения деятельности, что может указывать на истощение у них адаптивной способности регуляторных механизмов. Дети с различными клиническими вариантами задержки роста имеют индивидуальные психологические и психофизиологические особенности. При семейной низкорослости дети являются психологически лучше адаптированными, чем их сверстники с конституциональной задержкой роста и со-матотропной недостаточностью.

Установленная причинно-следственная связь социально-биологических факторов, психовегетативных изменений и высокий показатель заболеваемости детей с задержкой роста указывают на наличие у них адаптационных нарушений, которые требуют дифференцированного подхода при разработке оздоровительных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аболенская А. В., Маткивский Р. А., Разживи-на Г. Н. и др. // Педиатрия. - 1996. - № 3. - С. 107-108.

2. Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. // Здравоохранение Российской Федерации. -1999. - № 5. - С. 17-21.

3. Касаткина Э. П. // Проблемы эндокринологии. -1983. - № 9. - С. 61 - 65.

4. Протопопов А. А, Горемыкин В. И., Денис В. А. и др. Психосоциальные аспекты педиатрии. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. - 160 с.

5. Смоляр В. И., Парапуст Л. А. // Гигиена и санитария. - 1982. - № 8. - С. 44-46.

6. Kranzler J. H., Rosenbloom A. L., Proctor B. // J. Pediatr. - 2000. - Vol. 126. - P. 96-102.

7. Taback S., Dean H, Elliot E. // West J. Med. -2002. - Vol. 176. - P. 169-172.

8. Ulph F., Betts, Mulligan J. // Archives of Disease

in Childhood. - 2004. - Vol. 89. - P. 17-21.

9. Voss L. D. // J. Pediatr. Endocrinol. Metab. - 2001. -

Vol. 14. - P. 701-711.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.