УДК 616.4:616.007.1-053.2:612.821(045)
БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ АДАПТАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РОСТА
В. И. Горемыкин, А. В. Хижняк
Саратовский государственный медицинский университет
Обследованы 110 детей с задержкой роста в возрасте 7-16 лет (конституциональная задержка роста и пубертата, семейная низкорослость, соматотропная недостаточность) и 40 детей с нормальными показателями физического развития (группа сравнения). Установленная в ходе исследования причинно-следственная связь социально-биологических факторов, психовегетативных изменений и высокий показатель заболеваемости детей с задержкой роста указывает на наличие у них адаптационных нарушений, которые требуют дифференцированного подхода при разработке оздоровительных мероприятий.
Ключевые слова: конституциональная задержка роста и пубертата, семейная низкорослость, соматотропная недостаточность, вегетативная нервная система, психофизиологические особенности, дети, дезадаптация.
BIOSOCIAL FACTORS AND PSYCHO-VEGETATIVE PECULIARITIES IN FORMATION OF DEADAPTATION IN CHILDREN WITH GROWTH
RETARDATION
V. I. Goremykin, A. V. Khizhnyak
Abstract. 110 children with growth retardation aged 7-16 (constitutional retardation of growth and puberty, familial nanism, growth hormone deficit) and 40 children with normal parameters of physical development as a control group were examined in this research. The cause and effect relations of socio-biological factors, psycho-vegetative changes and high sickness rate in children with retardation of growth established during this research indicate their deadaptation, which requires a differentiated approach to the development of rehabilitation programs.
Key words: constitutional retardation of growth and puberty, familial nanism, growth hormone deficit, vegetative nervous system, psycho-physiological peculiarities, child, deadaptation.
На протяжении последних лет крайне тревожным явлением стало ухудшение состояния здоровья детского населения. Особенность физического развития детей в последние годы характеризуется повсеместным увеличением частоты дисгармоничного развития, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели, с напряжением функционируют жизненно важные системы организма [2].
Низкорослость является состоянием гетерогенным, которое определяется не только генотипом, но во многом зависит от эндогенных и внеш-несредовых влияний [3]. Именно им принадлежит важнейшая роль в реализации адаптационного процесса, определяющего в настоящее время понятие "здоровье" [1]. Качество адаптации, в свою очередь, определяется содружественной деятельностью нескольких, иерархически подчиненных друг другу систем, среди которых существенная роль принадлежит психоэмоциональной сфере и системе нервно-вегетативного жизнеобеспечения.
Своеобразные особенности психоэмоциональной сферы, которые формируются у детей с задержкой роста, оказывают влияние на качество их жизни, социальную адаптацию, являются источником хронического стресса, вызывая значительные изменения в реакции организма на
различные факторы внешней среды, создавая условия для развития хронической соматической патологии [5-9].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Выявить адаптационные нарушения на основе комплексного изучения пренатальных факторов, осложнений интранатального и особенностей постнатального периодов, а также психовегетативных изменений у детей с задержкой роста.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследовано 150 детей в возрасте от 7 до 16 лет, из них 65 - с конституциональной задержкой роста и пубертата, 35 - с семейной низ-корослостью, 10 - с соматотропной недостаточностью; и 40 детей - с нормальными показателями физического развития, сопоставимых по возрасту и полу, которые составили группу сравнения. Верификация диагноза проводилась в соответствии со стандартами клинического обследования детей с задержкой физического развития в стационаре.
С целью выявления неблагоприятных факторов, способствующих формированию адаптационных нарушений, у детей с задержкой роста были проанализированы пренатальные факторы, осложнения интранатального и особенности по-стнатального периодов развития, включая ис-
следование микросоциального статуса семей с помощью методов интервью и анкетирования.
Специальные методы исследования включали:
1. Оценку состояния вегетативной нервной системы методом кардиоинтервалографии (исходный вегетативный тонус, реактивность и вегетативное обеспечение деятельности).
2. Психологические методы исследования: батарея рисуночных проективных тестов: "Рисунок несуществующего животного", "Дерева", "Рисунок семьи", с использованием метода балльной оценки базовых психологических черт личности; опросник Шмишека - для выявления акцентуаций характера; методика рисуночной фрустрации Розенцвейга [4].
3. Исследование психофизиологического статуса проводилось с помощью корректурной пробы (тест Тулуз-Пьерона) и метода психофизического шкалирования с определением состояния субъективных шкал восприятия звука, времени, зрительных образов [4].
Математическая обработка фактического материала выполнена на ПЭВМ Pentium II с применением пакета программ "STATISTICA 6.0." с помощью непараметрических методов статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе исследования было установлено, что у детей с низкорослостью пренатальные факторы риска, осложнения интранатального и неблагоприятные факторы постнатального периодов встречались в среднем в 3 раза чаще, чем в группе сравнения. Среди них наиболее часто имели место: анемия матери (32,7 %), ранний токсикоз (53,6 %) и гестоз II половины беременности (35,5 %), внутриутробная гипоксия плода (27,3 %). У матерей изучаемой группы стрессы во время беременности наблюдались в 6 раз, а угроза выкидыша в 3 раза чаще, чем в группе сравнения. Ведущей патологией, связанной с родами, были внутриутробная гипоксия плода, обвитие пуповины вокруг шеи, асфиксия в родах, недоношенность. Анализируя особенности постнатально-го периода, было установлено, что большинство детей с задержкой роста (76,4 %) получали смешанное или искусственное вскармливание до 1 года. Частые респираторные заболевания в раннем возрасте у низкорослых детей отмечались в 1,3 раза чаще, чем в группе сравнения.
В числе прочих факторов постнатального периода развития, влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка, существенное значение имели социальные факторы. По нашим данным, каждый шестой ребенок с низкоросло-стью воспитывался в неполной семье, причем из них две трети детей перенесли разлуку с отцом в возрасте до 7 лет. Негармоничные отношения в семье установлены в 73,6 % случаев. Материально-бытовые условия семей низкорослых детей в среднем были хуже, чем в группе сравнения. Каждый второй ребенок с задержкой роста
имел нарушение адаптации к детским дошкольным учреждениям, что проявлялось увеличением заболеваемости, а также проблемами в общении со сверстниками и воспитателями. В школьном возрасте нередкими у детей с низкорослостью были школьные стрессовые ситуации, связанные с трудностями освоения современных знаний (64,5 %), атмосферой враждебности или отвер-гания со стороны сверстников (52,7 %), конфликты с педагогом (36,4 %).
При анализе частоты влияния неблагоприятных пренатальных факторов, осложнений интра-натального и постнатального периодов развития достоверных различий в группах детей с конституциональной задержкой роста и пубертата, семейной низкорослостью и соматотропной недостаточностью получено не было. Однако при исследовании социального статуса интересным оказался тот факт, что дети с семейной низкорос-лостью были социально лучше адаптированы, что, возможно, связано с психологически адекватным восприятием данной проблемы семьей ребенка, где, как правило, один или оба родителя и другие родственники имеют низкий рост.
Далее у детей с низкорослостью было проведено исследование состояния вегетативной нервной системы и психологического статуса, отражающих уровень адаптации и реализацию компенсаторно-приспособительных механизмов.
При изучении функциональных особенностей вегетативной нервной системы было установлено, что для большинства детей с конституциональной задержкой роста и пубертата (73,8 %), семейной низкорослостью (68,5 %) и соматотропной недостаточностью (80 %) было характерно снижение исходного вегетативного тонуса в сторону вагото-нической активации. В группе сравнения частота исходной ваготонии составляла 45 %. Вегетативная реактивность у большинства детей, независимо от клинического варианта задержки роста, была нормальной. Вегетативное обеспечение деятельности при конституциональной задержке роста и семейной низкорослости чаще расценивалось как недостаточное (49,2 и 57,1 % соответственно), при соматотропной недостаточности как избыточное (50 %).
В ходе исследования психологического статуса было выявлено, что для низкорослых детей характерна определенная совокупность эмоционально - личностных черт , включающая низкую самооценку, выраженную тревожность, агрессию, инфантильность. Наиболее выраженными, чем в группе сравнения, оказались такие акцентуации личности, как эмотивность - у 76 (69,1 %), ригидность - у 65 (59,1 %) и циклотимность - у 64 (58,2 %). В большинстве случаев для детей с задержкой роста была характерна интрапунитив-ная направленность реакций (70,9 %) и недостаточная общая стрессоустойчивость (65 %). При этом было установлено, что детей с конституциональной задержкой роста и пубертата отличали акцентуированные эмотивность (72,3 %) и экзальтированность (53,8 %), что характеризует их как
особо впечатлительных и чувствительных личностей. По данным теста Розенцвейга, у детей этой группы в большинстве случаев выявлялась интра-пунитивная направленность реакций (56,9 %), две трети - имели сниженную стрессоустойчивость.
Характерными психологическими особенностями детей с семейной низкорослостью были гипертимная (80 %) и эмотивная (74,3 %) акцентуации характера, большинство из них имели импунитивную направленность реакций (62,8 %), с фиксацией на разрешении ситуации.
В группе детей с соматотропной недостаточностью выявлены наиболее низкие показатели самооценки и самые психологически неблагоприятные акцентуации личности: ригидность (70 %), педантичность (50 %) и возбудимость (60 %). Основными характерными чертами этих детей являются инертность психологических процессов, повышенная импульсивность, вспыльчивость, повышенная раздражительность, склонность к конфликтам по незначительным поводам. По результатам теста Розенцвейга все дети с сомато-тропной недостаточностью имели интрапунитивную направленность реакций и в 60 % недостаточную стрессоустойчивость.
Корреляционный анализ всех исследуемых параметров у детей с различными клиническими вариантами низкорослости показал своеобразие взаимосвязей неблагоприятных биосоциальных факторов с нарушениями психовегетативных функций. Полученные данные являются подтверждением общности влияния неблагоприятных биосоциальных факторов на психовегетативный статус детей с задержкой роста. Кроме того, установленные методом корреляционного анализа выраженные взаимосвязи между большинством психовегетативных показателей служат доказательством того, что гомеостаз целого организма определяется содружественной и согласованной деятельностью различных функциональных систем. Нарушения в любом звене этого "содружества" могут привести к дисрегуляции системы в целом и, в конечном счете, срыву адаптационных возможностей организма с развитием различной природы заболеваний.
Данный факт послужил основанием для исследования частоты соматической патологии у детей с задержкой роста.
В ходе исследования было установлено, что частота соматической патологии у низкорослых детей в 2 раза превышала таковую у детей из группы сравнения. Наиболее частыми были заболевания со стороны органов пищеварения и жел-чевыделительной системы, нервной системы и ЛОР-органов. Каждый третий ребенок относился к группе часто болеющих. В группе детей с конституциональной задержкой роста и пубертата частота заболеваний составила 53,8 %. Наиболее частыми были болезни органов пищеварения и желчевыделительной системы (51,4 % случаев), в развитии которых большая роль принадлежит психовегетативным нарушениям. У детей с семейной низкорослостью частота заболеваний
составляла 48,6 %, ведущими были рецидивирующие воспалительные процессы верхних дыхательных путей (47,1 % случаев). У пациентов с соматотропной недостаточностью соматическая патология выявлялась в 70 % и чаще была связана с состояниями, сопровождающимися нервно-вегетативными расстройствами (нейроцирку-ляторная дистония, энурез).
Проведенное исследование позволяет включить детей с низкорослостью в группу адаптационного риска и рекомендовать комплексную оценку неблагоприятных биосоциальных факторов, показателей вегетативного гомеостаза и психологических особенностей для разработки рациональной организации оптимальных оздоровительных мероприятий индивидуально для каждого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У детей с низкорослостью пренатальные факторы риска, осложнения интранатального периода, неблагоприятные факторы постнатального периода встречаются чаще, чем у детей с нормальными показателями физического развития. У большинства детей с задержкой роста установлен дисбаланс вегетативной нервной системы, характеризующийся преобладанием ваготониче-ской активации вегетативного тонуса с нарушением вегетативного обеспечения деятельности, что может указывать на истощение у них адаптивной способности регуляторных механизмов. Дети с различными клиническими вариантами задержки роста имеют индивидуальные психологические и психофизиологические особенности. При семейной низкорослости дети являются психологически лучше адаптированными, чем их сверстники с конституциональной задержкой роста и со-матотропной недостаточностью.
Установленная причинно-следственная связь социально-биологических факторов, психовегетативных изменений и высокий показатель заболеваемости детей с задержкой роста указывают на наличие у них адаптационных нарушений, которые требуют дифференцированного подхода при разработке оздоровительных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аболенская А. В., Маткивский Р. А., Разживи-на Г. Н. и др. // Педиатрия. - 1996. - № 3. - С. 107-108.
2. Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. // Здравоохранение Российской Федерации. -1999. - № 5. - С. 17-21.
3. Касаткина Э. П. // Проблемы эндокринологии. -1983. - № 9. - С. 61 - 65.
4. Протопопов А. А, Горемыкин В. И., Денис В. А. и др. Психосоциальные аспекты педиатрии. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. - 160 с.
5. Смоляр В. И., Парапуст Л. А. // Гигиена и санитария. - 1982. - № 8. - С. 44-46.
6. Kranzler J. H., Rosenbloom A. L., Proctor B. // J. Pediatr. - 2000. - Vol. 126. - P. 96-102.
7. Taback S., Dean H, Elliot E. // West J. Med. -2002. - Vol. 176. - P. 169-172.
8. Ulph F., Betts, Mulligan J. // Archives of Disease
in Childhood. - 2004. - Vol. 89. - P. 17-21.
9. Voss L. D. // J. Pediatr. Endocrinol. Metab. - 2001. -
Vol. 14. - P. 701-711.