ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ПСИХИАТРИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
О.В. Башмакова
Казанская государственная медицинская академия, Казань
Введение. Отношение к психиатрии и психотерапии как предметам изучения в вузе значимо влияет на формирование клинического мышления врача, которое модулирует процесс оказания медицинской помощи в целом, а также непосредственное взаимодействие с лицами, страдающими психическими расстройствами [3].
Установка к психиатрии и психотерапии определяет в дальнейшем мотивацию врачей общемедицинской сети к повышению квалификации в данных отраслях медицинских знаний, учитывая неуклонный рост психических расстройств, и влияет на выбор профессии у выпускников медицинских вузов [4-6; 9]. Последнее приобретает особое значение в настоящее время, в условиях дефицита специалистов в области психического здоровья, наблюдающегося внутри и за пределами Российской Федерации [8; 13].
По мнению О. Оа^а11о8 й а1. (1998), особенности обучения психиатрии накладывают отпечаток на отношение к ней [14]. Наиболее высокий уровень стигмы психических расстройств выявлен у выпускников медицинских вузов [15]. При выборе будущей специальности наиболее низкий рейтинг имеет психиатрия, а студенты, планирующие далее продолжить образование в данной отрасли, встречаются с некоторым непониманием родственников и сокурсников [12]. По данным Я.1. Агауа й а1. (1992), отмечается небольшое снижение стигматизации после
стажировки в психиатрии, но через три года подобная тенденция нивелируется [11].
Однако систематизированные данные об отношении студентов к психиатрии и психотерапии в контексте содержательных и динамических оценок обучения отсутствуют.
Цель исследования - проследить биопсихосоциальные компоненты в структуре отношения студентов V курса медицинского факультета к дисциплинам "Психиатрия" и "Психотерапия".
Задачи исследования: 1) изучить отношение студентов V курса медицинского факультета к дисциплинам "Психиатрия" и "Психотерапия"; 2) выявить особенности биопсихосоциального восприятия психической патологии при изучении данных дисциплин.
Материал и методы. Проведено анонимное анкетирование в форме полуструктурированного интервью 82 студентов V курса медицинского факультета Ульяновского государственного университета после проведения учебных курсов "Психиатрия и наркология" и "Психотерапия". Анализ проводился в сравнении с дисциплинами медико-психологического блока, освоение которых в рамках интегрированного обучения, получающего все большее распространение в настоящее время [2], предшествовало занятиям на циклах "Психиатрия и наркология" и "Психотерапия".
Результаты и обсуждение. Нами получено распределение мнений студентов V курса медицинского факультета о дисциплинах, представляющих наибольший интерес в процессе обучения, вызвавших наибольшее эмоциональное напряжение в ходе изучения и наиболее полезных в практической деятельности врача по мнению студентов (рисунок).
Как видно из рисунка, достоверно большее число студентов привлекали психиатрия и психотерапия в сравнении с дисциплинами медико-психологического блока. Более половины респондентов поддерживали позицию о том, что знакомство с психиатрией (52,4 %), психотерапией (51,2 %) и соматопсихологией (56,1 %) позволяет больше узнать о себе и окружающем мире. Мнения о функциональной нагрузке знаний в области психиатрии и психотерапии распределились следующим образом: 43,9 % студентов отметили, что подобные знания способствуют
более внимательному отношению к пациентам, 68,3 % - указали на возможность более точной оценки психического состояния больного, 80,5 % — на диагностику психосоматических расстройств. Большинство студентов придерживалось мнения, что получение знаний в области психиатрии и психотерапии расширяет диагностический потенциал клинического мышления врача. Однако респонденты достоверно реже полагали, что освоение данных дисциплин способствует более внимательному отношению к пациентам.
62,2
51,2
42,7
41,5
8,5
6,1
Психокоррекция Психотерапия Психиатрия Нейропсихология Соматопсихология Мед. психлогия
□ Интерес к дисциплине □ Эмоциональное напряжение □ Польза в практической деятельности
Распределение мнений студентов V курса о дисциплинах
Распределение мнений студентов о дисциплинах, содержание которых вызывало наибольшее эмоциональное напряжение в процессе изучения, показало, что изучение психиатрии вызывает большее психологическое напряжение, связанное с содержательной стороной предмета, в сравнении с другими дисциплинами медико-психологического блока и психотерапией (подобная тенденция прослежена и при изучении нейропсихологии).
В отношении дисциплин, представляющих пользу в практической деятельности врача, студенты достоверно реже полагали, что в практической деятельности врача необходимы знания и навыки, приобретаемые в процессе изучения психиатрии (по сравнению с дисциплинами медико-психологического блока).
Проведенное исследование показало, что структура отношения студентов к психиатрии и психотерапии сложна. Высо-
80
73,2
67,1
60
40
20
11
4,
3,7
0
кий интерес к данным дисциплинам сочетается с более редкими суждениями о том, что их изучение способствует более точному пониманию происходящих событий и собственных переживаний. В то же время освоение учебного материала по психиатрии чаще, чем по другим предметам, сопровождается эмоциональным напряжением, поскольку, на наш взгляд, формируется диссонанс между медико-биологической парадигмой восприятия болезненных состояний, определяющей общий стиль клинического мышления будущего врача, и биопсихосоциальными характеристиками изучаемой психической патологии.
Получение знаний в области психиатрии, как и в любой другой клинической дисциплине, активизирует диагностический поиск, затрагивающий не только представителей ближайшего окружения, но и мир собственных переживаний [3-6]. Здесь происходит взаимодействие между поступающей профессионально значимой информацией и социальной проекцией нега-тивно-стигматизирующего плана. Поскольку для формирования представлений о социальной реальности необходимы одобрение и поддержка со стороны других людей [13], происходит вытеснение возможности констатации психопатологических проявлений у себя либо референтной группы, что создает определенный индивидуальный уровень тревоги, психоэмоционального напряжения при изучении психиатрии. Подобное напряжение, вероятно, возрастает у невротизированных студентов в рамках усиления стигматизирующего отношения к психопатологическим проявлениям [1].
С позиции аналитической психологии активизация архети-пических структур, ассоциированных с представлениями о психических заболеваниях, облегчает отрицательные проекции не только на носителей психической патологии [7], но и на учебный материал [6]. Отсюда следует снижение частоты мнений о формировании психиатрией и психотерапией возможности более широкого восприятия мира и собственных переживаний, а также более редкие суждения о практической значимости психиатрии в структуре диагностического и лечебного процесса в общемедицинской практике. Последнее может находить выражение в исключительно биологической трактовки развития заболеваний, снижении значимости психогенных надстроек в
процессе диагностики и лечения. Стигматизирующая установка способствует формализации изучаемого материала - смещению акцента на диагностические аспекты взаимодействия с пациентами в сравнении с эмпатийными, способствующими более эффективной коммуникации с пациентами [3-5].
Выводы:
1. Прослежено неоднозначное отношение к психиатрии и психотерапии в процессе обучения на медицинском факультете: интерес к данным дисциплинам сочетался с эмоциональным напряжением.
2. Структура отношения студентов к данным дисциплинам носит биопсихосоциальный характер и отражает взаимодействие между профессионально значимой информацией и социальной проекцией восприятия психопатологических явлений.
3. Стигматизирующие установки к данным учебным дисциплинам способствуют затруднению и формализации усвоения учебного материала.
Литература
1. Башмакова О. В. Клинико-социальные особенности невротических расстройств врачей и педагогов, работающих с психически больными: дис. канд. мед. наук. М., 2009. 147 с.
2. Биктимиров Т.З. Системный подход к преподаванию психологии в
высшем медицинском учебном заведении / Т.З. Биктимиров, С.В. Ярзуткин, Д.Г. Семенихин, В.В. Машин //Организация и развитие детской нейрохир. службы (междисциплинарные науч.-практ. аспекты): материалы конф., посвященной 10-летию
кафедры медицинской психологии, неврологии и психиатрии с курсом нейрохирургии и детской нейрохирургической службы Ульяновской области (Ульяновск, 20 февраля 2004 г). Ульяновск: УлГУ, 2004. С. 82-85.
3. Голенков А.В. Априорные представления студентов о сущности, этиологии и лечении психических расстройств // Вестник Чуваш. ун-та. 2010. № 3. С. 93-97.
4. Голенков А.В. Опыт преподавания вопросов алкоголизма студентам-медикам // Журн. неврол. и психиатр. 2013. № 6 (2). С. 75-79.
5. Голенков А.В. Отношение врачей, медицинских сестер и студентов к электросудорожной терапии // Психич. здоровье. 2009. № 9. С. 39-43.
6. Голенков А.В. Образ электросудорожной терапии в представлениях больных, их родственников и медицинских работников / А.В. Голенков, Е.Л. Николаев, С. А. Сафронов, Д.Н. Крылов // Прикладные информ. аспекты медицины. 2012. Т. 15, № 1-1. С. 44-49.
7. ОдайникВ. Психология политики. СПб.: Ювента, 1996. 382 с.
8. Отставных Д.В. Проблемы кадрового обеспечения отрасли
здравоохранения в современных условиях //Вестник общест. здоровья и здравоохр. Дальнего Востока России. 2012. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.fesmu.ru/voz/20124/2012405.aspx (дата обращения 29.06.2014).
9. Руженков В.А. Рейтинг врача-психиатра и отношение к психиатрии студентов медицинского факультета /В.А. Руженков, У. С. Москвитина // Сибир. вестник психиат. и наркол. 2010. № 3. С. 42-45.
10. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: пер. с англ. / Л. Фестингер. СПб.: Речь, 2000. 320 с.
11. Araya R.I. Medical students' attitudes to psychiatry in Chile / R.I. Araya, E. Jadresic, G. Wilkinson // Medical Education. 1992. Vol. 26 (2). P. 153-156.
12. Chandrasekaran R. Impact of psychiatry training on attitudes of undergraduate medical students / R. Chandrasekaran, P.S. Srikumar, E. Joshua, G. Rasamy // The Malaysian Journal of Psychiatry. 2008. Vol. 17, N 2. P. 326-332.
13. El-Sayeh H.G. How to win the hearts and minds of students in psychiatry / H.G. El-Sayeh, S. Budd, R. Waller, J. Holmes // Advances in Psychiatric Treatment. 2006. Vol. 12. P. 182-192.
14. Garyfallos G. Medical students' attitudes toward psychiatry in Greece. An eight-year comparison / G. Garyfallos, A. Adamopoulou, G. Lavrentiadis, J. Giouzepas, A. Parashos, E. Dimitriou // Academic Psychiatry. 1998. Vol. 22. P. 92-97.
15. Ogunsemi O.O. Stigmatizing attitude of medical students towards psychiatry label / O.O. Ogunsemi, O. Odusan, M.O. Olatawura // Annals of General Psychiatry. 2008. Vol. 7. P. 15-27.