Научная статья на тему 'Биопсихосоциальная структура отношения студентов-медиков к психиатрии и психотерапии'

Биопсихосоциальная структура отношения студентов-медиков к психиатрии и психотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИАТРИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / СТУДЕНТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / PSYCHIATRY / PSYCHOTHERAPY / STUDENTS / EMOTIONAL TENSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башмакова Ольга Валерьевна

Для выявления отношения к изучению психиатрии и психотерапии проведено анонимное анкетирование в форме полуструктурированного интервью 82 студентов V курса медицинского факультета. Обнаружено неоднозначное отношение к психиатрии и психотерапии: сочетание интереса к данным дисциплинам с эмоциональным напряжением, опосредованным биопсихосоциальной структурой восприятия психопатологических явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башмакова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biopsychosocial structure of medical students’ attitude to psychiatry and psychotherapy

Eighty two medical students were examined by special questionnaires to elicit their attitude to psychiatry and psychotherapy. There was ambiguous attitude to these disciplines: combination of interest with emotional tension that is connected with biopsychosocial structure of psychopathology perception.

Текст научной работы на тему «Биопсихосоциальная структура отношения студентов-медиков к психиатрии и психотерапии»

ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К ПСИХИАТРИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

О.В. Башмакова

Казанская государственная медицинская академия, Казань

Введение. Отношение к психиатрии и психотерапии как предметам изучения в вузе значимо влияет на формирование клинического мышления врача, которое модулирует процесс оказания медицинской помощи в целом, а также непосредственное взаимодействие с лицами, страдающими психическими расстройствами [3].

Установка к психиатрии и психотерапии определяет в дальнейшем мотивацию врачей общемедицинской сети к повышению квалификации в данных отраслях медицинских знаний, учитывая неуклонный рост психических расстройств, и влияет на выбор профессии у выпускников медицинских вузов [4-6; 9]. Последнее приобретает особое значение в настоящее время, в условиях дефицита специалистов в области психического здоровья, наблюдающегося внутри и за пределами Российской Федерации [8; 13].

По мнению О. Оа^а11о8 й а1. (1998), особенности обучения психиатрии накладывают отпечаток на отношение к ней [14]. Наиболее высокий уровень стигмы психических расстройств выявлен у выпускников медицинских вузов [15]. При выборе будущей специальности наиболее низкий рейтинг имеет психиатрия, а студенты, планирующие далее продолжить образование в данной отрасли, встречаются с некоторым непониманием родственников и сокурсников [12]. По данным Я.1. Агауа й а1. (1992), отмечается небольшое снижение стигматизации после

стажировки в психиатрии, но через три года подобная тенденция нивелируется [11].

Однако систематизированные данные об отношении студентов к психиатрии и психотерапии в контексте содержательных и динамических оценок обучения отсутствуют.

Цель исследования - проследить биопсихосоциальные компоненты в структуре отношения студентов V курса медицинского факультета к дисциплинам "Психиатрия" и "Психотерапия".

Задачи исследования: 1) изучить отношение студентов V курса медицинского факультета к дисциплинам "Психиатрия" и "Психотерапия"; 2) выявить особенности биопсихосоциального восприятия психической патологии при изучении данных дисциплин.

Материал и методы. Проведено анонимное анкетирование в форме полуструктурированного интервью 82 студентов V курса медицинского факультета Ульяновского государственного университета после проведения учебных курсов "Психиатрия и наркология" и "Психотерапия". Анализ проводился в сравнении с дисциплинами медико-психологического блока, освоение которых в рамках интегрированного обучения, получающего все большее распространение в настоящее время [2], предшествовало занятиям на циклах "Психиатрия и наркология" и "Психотерапия".

Результаты и обсуждение. Нами получено распределение мнений студентов V курса медицинского факультета о дисциплинах, представляющих наибольший интерес в процессе обучения, вызвавших наибольшее эмоциональное напряжение в ходе изучения и наиболее полезных в практической деятельности врача по мнению студентов (рисунок).

Как видно из рисунка, достоверно большее число студентов привлекали психиатрия и психотерапия в сравнении с дисциплинами медико-психологического блока. Более половины респондентов поддерживали позицию о том, что знакомство с психиатрией (52,4 %), психотерапией (51,2 %) и соматопсихологией (56,1 %) позволяет больше узнать о себе и окружающем мире. Мнения о функциональной нагрузке знаний в области психиатрии и психотерапии распределились следующим образом: 43,9 % студентов отметили, что подобные знания способствуют

более внимательному отношению к пациентам, 68,3 % - указали на возможность более точной оценки психического состояния больного, 80,5 % — на диагностику психосоматических расстройств. Большинство студентов придерживалось мнения, что получение знаний в области психиатрии и психотерапии расширяет диагностический потенциал клинического мышления врача. Однако респонденты достоверно реже полагали, что освоение данных дисциплин способствует более внимательному отношению к пациентам.

62,2

51,2

42,7

41,5

8,5

6,1

Психокоррекция Психотерапия Психиатрия Нейропсихология Соматопсихология Мед. психлогия

□ Интерес к дисциплине □ Эмоциональное напряжение □ Польза в практической деятельности

Распределение мнений студентов V курса о дисциплинах

Распределение мнений студентов о дисциплинах, содержание которых вызывало наибольшее эмоциональное напряжение в процессе изучения, показало, что изучение психиатрии вызывает большее психологическое напряжение, связанное с содержательной стороной предмета, в сравнении с другими дисциплинами медико-психологического блока и психотерапией (подобная тенденция прослежена и при изучении нейропсихологии).

В отношении дисциплин, представляющих пользу в практической деятельности врача, студенты достоверно реже полагали, что в практической деятельности врача необходимы знания и навыки, приобретаемые в процессе изучения психиатрии (по сравнению с дисциплинами медико-психологического блока).

Проведенное исследование показало, что структура отношения студентов к психиатрии и психотерапии сложна. Высо-

80

73,2

67,1

60

40

20

11

4,

3,7

0

кий интерес к данным дисциплинам сочетается с более редкими суждениями о том, что их изучение способствует более точному пониманию происходящих событий и собственных переживаний. В то же время освоение учебного материала по психиатрии чаще, чем по другим предметам, сопровождается эмоциональным напряжением, поскольку, на наш взгляд, формируется диссонанс между медико-биологической парадигмой восприятия болезненных состояний, определяющей общий стиль клинического мышления будущего врача, и биопсихосоциальными характеристиками изучаемой психической патологии.

Получение знаний в области психиатрии, как и в любой другой клинической дисциплине, активизирует диагностический поиск, затрагивающий не только представителей ближайшего окружения, но и мир собственных переживаний [3-6]. Здесь происходит взаимодействие между поступающей профессионально значимой информацией и социальной проекцией нега-тивно-стигматизирующего плана. Поскольку для формирования представлений о социальной реальности необходимы одобрение и поддержка со стороны других людей [13], происходит вытеснение возможности констатации психопатологических проявлений у себя либо референтной группы, что создает определенный индивидуальный уровень тревоги, психоэмоционального напряжения при изучении психиатрии. Подобное напряжение, вероятно, возрастает у невротизированных студентов в рамках усиления стигматизирующего отношения к психопатологическим проявлениям [1].

С позиции аналитической психологии активизация архети-пических структур, ассоциированных с представлениями о психических заболеваниях, облегчает отрицательные проекции не только на носителей психической патологии [7], но и на учебный материал [6]. Отсюда следует снижение частоты мнений о формировании психиатрией и психотерапией возможности более широкого восприятия мира и собственных переживаний, а также более редкие суждения о практической значимости психиатрии в структуре диагностического и лечебного процесса в общемедицинской практике. Последнее может находить выражение в исключительно биологической трактовки развития заболеваний, снижении значимости психогенных надстроек в

процессе диагностики и лечения. Стигматизирующая установка способствует формализации изучаемого материала - смещению акцента на диагностические аспекты взаимодействия с пациентами в сравнении с эмпатийными, способствующими более эффективной коммуникации с пациентами [3-5].

Выводы:

1. Прослежено неоднозначное отношение к психиатрии и психотерапии в процессе обучения на медицинском факультете: интерес к данным дисциплинам сочетался с эмоциональным напряжением.

2. Структура отношения студентов к данным дисциплинам носит биопсихосоциальный характер и отражает взаимодействие между профессионально значимой информацией и социальной проекцией восприятия психопатологических явлений.

3. Стигматизирующие установки к данным учебным дисциплинам способствуют затруднению и формализации усвоения учебного материала.

Литература

1. Башмакова О. В. Клинико-социальные особенности невротических расстройств врачей и педагогов, работающих с психически больными: дис. канд. мед. наук. М., 2009. 147 с.

2. Биктимиров Т.З. Системный подход к преподаванию психологии в

высшем медицинском учебном заведении / Т.З. Биктимиров, С.В. Ярзуткин, Д.Г. Семенихин, В.В. Машин //Организация и развитие детской нейрохир. службы (междисциплинарные науч.-практ. аспекты): материалы конф., посвященной 10-летию

кафедры медицинской психологии, неврологии и психиатрии с курсом нейрохирургии и детской нейрохирургической службы Ульяновской области (Ульяновск, 20 февраля 2004 г). Ульяновск: УлГУ, 2004. С. 82-85.

3. Голенков А.В. Априорные представления студентов о сущности, этиологии и лечении психических расстройств // Вестник Чуваш. ун-та. 2010. № 3. С. 93-97.

4. Голенков А.В. Опыт преподавания вопросов алкоголизма студентам-медикам // Журн. неврол. и психиатр. 2013. № 6 (2). С. 75-79.

5. Голенков А.В. Отношение врачей, медицинских сестер и студентов к электросудорожной терапии // Психич. здоровье. 2009. № 9. С. 39-43.

6. Голенков А.В. Образ электросудорожной терапии в представлениях больных, их родственников и медицинских работников / А.В. Голенков, Е.Л. Николаев, С. А. Сафронов, Д.Н. Крылов // Прикладные информ. аспекты медицины. 2012. Т. 15, № 1-1. С. 44-49.

7. ОдайникВ. Психология политики. СПб.: Ювента, 1996. 382 с.

8. Отставных Д.В. Проблемы кадрового обеспечения отрасли

здравоохранения в современных условиях //Вестник общест. здоровья и здравоохр. Дальнего Востока России. 2012. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://www.fesmu.ru/voz/20124/2012405.aspx (дата обращения 29.06.2014).

9. Руженков В.А. Рейтинг врача-психиатра и отношение к психиатрии студентов медицинского факультета /В.А. Руженков, У. С. Москвитина // Сибир. вестник психиат. и наркол. 2010. № 3. С. 42-45.

10. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: пер. с англ. / Л. Фестингер. СПб.: Речь, 2000. 320 с.

11. Araya R.I. Medical students' attitudes to psychiatry in Chile / R.I. Araya, E. Jadresic, G. Wilkinson // Medical Education. 1992. Vol. 26 (2). P. 153-156.

12. Chandrasekaran R. Impact of psychiatry training on attitudes of undergraduate medical students / R. Chandrasekaran, P.S. Srikumar, E. Joshua, G. Rasamy // The Malaysian Journal of Psychiatry. 2008. Vol. 17, N 2. P. 326-332.

13. El-Sayeh H.G. How to win the hearts and minds of students in psychiatry / H.G. El-Sayeh, S. Budd, R. Waller, J. Holmes // Advances in Psychiatric Treatment. 2006. Vol. 12. P. 182-192.

14. Garyfallos G. Medical students' attitudes toward psychiatry in Greece. An eight-year comparison / G. Garyfallos, A. Adamopoulou, G. Lavrentiadis, J. Giouzepas, A. Parashos, E. Dimitriou // Academic Psychiatry. 1998. Vol. 22. P. 92-97.

15. Ogunsemi O.O. Stigmatizing attitude of medical students towards psychiatry label / O.O. Ogunsemi, O. Odusan, M.O. Olatawura // Annals of General Psychiatry. 2008. Vol. 7. P. 15-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.