Научная статья на тему 'Биомедицинские технологии как проблема истории и философии науки'

Биомедицинские технологии как проблема истории и философии науки Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1430
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / НАУЧНОЕ / ВНЕНАУЧНОЕ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / КОГНИТИВНАЯ ПРАКТИКА / ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ МЕДИЦИНА / ТЕХНОНАУЧНАЯ МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Герасимова И.А.

Что сегодня представляет собой медицина это наука, мастерство или биотехнология человеческого развития? Медицина как наука и практика вносит новые измерения в обсуждение проблем истины, возможностей и границ познания, особенностей наблюдения и эксперимента, творческого мышления, социально го конструктивизма, диалога когнитивных практик. Исследование закономерностей смены типов рациональности в истории медицинских практик приводит к выводу о последовательной смене этапов магических практик, природосообразной медицины, естественно научной медицины и технонаучной медицины. Холистичность и витализм основные черты древней медицины. Натурфилософия выполняла функцию картины мира, принципы которой конкретизиро вались во врачебной практике. Сосуществование древней медицины с современными биотехнологиями вводит нестандартные измерения диалога когнитивных практик. Если для врача традиционной медицины его чувства служили инструментом диагностики, то мастерство биотехнологов достигается в совершенстве сотрудничества с техническим устройством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биомедицинские технологии как проблема истории и философии науки»



Б.

1ОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Ирина Алексеевна Герасимова - доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН. E-mail: home_gera@mail.ru

Что сегодня представляет собой медицина - это наука, мастерство или биотехнология человеческого развития? Медицина как наука и практика вносит новые измерения в обсуждение проблем истины, возможностей и границ познания, особенностей наблюдения и эксперимента,творческого мышления, социального конструктивизма, диалога когнитивных практик. Исследование закономерностей смены типов рациональности в истории медицинских практик приводит к выводу о последовательной смене этапов - магических практик, природосо-образной медицины, естественно-научной медицины и технонаучной медицины. Холистичность и витализм - основные черты древней медицины. Натурфилософия выполняла функцию картины мира, принципы которой конкретизировались во врачебной практике. Сосуществование древней медицины с современными биотехнологиями вводит нестандартные измерения диалога когнитивных практик. Если для врача традиционной медицины его чувства служили инструментом диагностики, то мастерство биотехнологов достигается в совершенстве сотрудничества с техническим устройством.

Ключевые слова: биомедицинские технологии, философия науки, научное, вненаучное, история медицины, когнитивная практика, природосообраз-ная медицина, технонаучная медицина.

В,

IOMEDICAL TECHNOLOGY AS A PROBLEM OF HISTORY AND PHILOSOPHY OF SCIENCE

Irina Gerasimova -

PhD, Professor, the Head Researcher of Institute of Philosophy RAS

What is medicine today - science, skill or biotechnology of the human development? Medicine as science and practice brings new dimensions to the discussion of problems of truth, possibilities and limits of knowledge, features of observation and experiment, creative thinking, social constructivism, dialogue of cognitive practices. Investigating the laws that change the types of rationality in the history of medical practices leads to the conclusion that there is a sequential change of stages: magical practices, nature corresponding medicine, natural-science medicine and techno-science medicine. Holism and vitalism were the main features of ancient medicine. Natural philosophy gave a picture of the world, the principles of which were specified in the medical practice. The coexistence of ancient medicine and modern biotechnology introduces non-standard dimensions into the dialogue of cognitive practices. Whereas the feelings of traditional doctors served them as the instrument of diagnostics, today the skill of biotechnologists achieves perfection only in cooperation with a technical device.

Key words: biomedical technology, philosophy of Sciences, scientific, extra-scientific, history of medicine, cognitive practice, nature corresponding medicine, techno-scientific medicine.

Editorial 5

Знания о жизни: на пути гуманитаризации

Одобренный Правительством РФ «Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» предусматривает среди приоритетных направлений науки и модернизации экономики России биотехнологии, медицину и здравоохранение1. В современной классификации наук эти дисциплины входят в комплекс «Науки о жизни» («The Life Sciences»). Науки о жизни представляют собой междисциплинарные исследования, целью которых является углубленное изучение феномена жизни, а в практическом отношении - разработка принципиально новых способов работы с природным материалом - биотехнологий, возможности которых связывают с улучшением качества жизни человека, преобразованием сельского хозяйства, пищевой промышленности, решением экологических проблем.

Под биомедицинской технологией в широком смысле слова понимается комплекс действий, направленных на создание новых биологических объектов и процессов, которые могут быть использованы в целях диагностики, профилактики и лечения в медицинской практике. Развитие биомедицинских технологий связывают с междисциплинарными исследованиями в таких областях, как биофизика, биохимия, биоинформатика, биоинженерия. Предполагается, что с помощью этих технологий удастся разрешить важнейшие проблемы современности, связанные сулучшением качества диагностики, профилактики и терапии, качества человеческого тела и психики, повышения жизненного тонуса и продления жизни путем изучения генома и манипуляций с ним, клеточной терапии и инженерии. Персонифицированная медицина будущего мыслится как врачебная помощь с учетом генетического профиля пациента. Биомедицинские разработки и их последствия порождают бурные дебаты в обществе. Проблемы ГМО, клонирования, генной инженерии, вспомогательных репродуктивных технологий, нанобиотехноло-гий вызывают многочисленные дискуссии. Гуманитарным ответом на эти вызовы современной жизни в техногенной цивилизации стало развитие такой дисциплины, как биоэтика. Я Развитие наук о жизни и их практических применений по-

q рождает вопросы, относящиеся к компетенции эпистемоло-S гии, истории и методологии науки, философии техники и фи-

15

government.ru/news/9800

лософской антропологии. Можно ли определить, что такое жизнь, на языке исключительно естественных наук? Критическое философское исследование этого вопроса дает отрицательный ответ. Понятие жизни многозначно, его смысл уточняется в зависимости от области естественно-научного и социогуманитарного знания [Микешина, 2000]. Новые технологии конструирования систем жизни бивалентны, они несут и перспективы, и угрозы жизни как планетарному феномену. Науки о жизни задают новые измерения для философского осмысления понятия жизни. В мировом научном сообществе утверждается принцип «коллективного мышления», который практически реализуется в специализированных философских изданиях. Издаются журналы по истории и философии наук о жизни, в том числе и специально посвященные тематике истории и философии биомедицинских наук и технологий2. Комплексный подход к углубленному пониманию жизни и природы человека требует объединить усилия исследований биологов (и представителей смежных естественно-научных дисциплин), историков, философов и ученых, занимающихся социальным измерением науки и техники.

Идеи гуманитаризации биологических исследований обсуждались российскими учеными с последней трети XX в. [Лисеев, 2011; Философия биологии, 1996; Гуманитарная биология, 2009; Ботвинко, 2006]. Работая над философскими проблемами молекулярной биологии, Р.С. Карпинская ставила вопрос о пределах редукционистского подхода [Карпинская, 1971]. Принципы биоэтики закладывались в работах И.Т. Фролова [Белкина, Корсаков, 2008]. Благодаря усилиям отечественных ученых идеи коэволюции приобрели общекультурное значение [Карпинская, Лисеев, Огурцов, 1995; Идеи эволюции в биологии и культуре, 2011].

В дискуссиях по проблемам жизни и здоровья большое значение придается понятию «окружающая среда». Под средой понимается как природная среда (географические и климатические условия местности), так и социальная (этнические и культурные особенности, традиции, тенденции современного образа жизни, этические основы общества и проч.). В междисциплинарных исследованиях человек понимается как психобиосоциальное существо [Философские проблемы

2 См., например: History & Philosophy of the Life Sciences (Stazione zoological di Napoli); Studies in History and Philosophy of Biological and Biomedical Sciences ; ed. G. Radick, UK. Издается специальная серия в издательстве Springer: "History, Philosophy and Theory of the Life Sciences", в которой для диалога привлечены специалисты по наукам о жизни, историки и философы.

п ■■

ъ О

4« ■■

Ш

биологии и медицины, 2013]. Расширение практических горизонтов космических исследований открывает возможности рассмотреть влияние космических факторов на земную жизнь («космическая среда»). Среди ученых утверждается идея о проблеме жизни и здоровья как проблеме планетарного масштаба [Философия здоровья, 2001]. Встает вопрос о развитии системно-планетарного мышления, что предполагает фундаментальное философское и междисциплинарное образование.

Научное и вненаучное в истории медицины

Исследования по истории медицины ставят по крайней мере две проблемы, имеющие актуальное значение для эпистемологии и философии науки. Первая проблема касается раскрытия закономерностей смены типов рациональности в истории медицинских практик. Вторая проблема вводит нестандартные измерения диалога когнитивных практик [Микешина, 2010]: целительских и научных, традиционной и современной медицины. В Оксфордской энциклопедии медицины первый раздел посвящен глобальной истории медицины как истории культуры и ментальности, а второй отражает локальные медицинские традиции [The Oxford Handbook of the History of Medicine, 2011]. Для нас актуальной задачей является исследование целительства и медицинской книжности Древней Руси [Герасимова, Миль-ков, 2014].

Проблема научного и вненаучного знания, рассмотренная на примере истории медицины и ее современных перспектив, имеет множественные аспекты, но не обещает однозначного решения. Стандартный взгляд на историю науки, как правило, формируется на основе отбора того ценного, что, как считается, вошло в корпус научного знания. Методологи связывают критерии научности с рациональным доказательством и опытной проверкой, с развитым языком и методологическим инструментарием, с построением фундаментальных теорий, призванных давать объяснение законам приро-L|BJ ды, гарантировать прогностику данных и фактов, с созданием "Е теоретических моделей, с гарантированной технической под-д держкой исследований. Донаучную медицину можно назвать Ч природосообразной медициной, опирающейся на личностное знание и опыт врачевателя, а также силы природы. Естест-

венно-научную медицину в стандартной модели начинают датировать с культурной революции Нового времени. В современный период медицина опирается на последние достижения фундаментальной науки и технологий, что позволяет выделить технонаучную медицину как следующий шаг в развитии научной медицины. Вместе с тем процессы демократизации, с одной стороны, и трудности технонаучной медицины - с другой, способствовали оживлению древних практик, которые сегодня составляют направление традиционной медицины.

Традиционная медицина неоднородна по составу и уровням рефлексии: сюда входят и народное целительство, и систематизированные в учебных канонах индийская, китайская, тибетская традиции. Чем сегодня привлекает традиционная медицина? Во многом искусностью целителей, способных быстро и щадящими методами устанавливать диагноз, натуралистическими способами лечения и профилактики, индивидуальным подходом к пациенту, достигаемым эффектом. К традиционной медицине можно отнести античную медицину и медицину Средних веков, но именно к Новому времени эта традиция сдает свои позиции зарождающейся естественно-научной медицине. Исследуя вопрос о соотношении научного и вненаучного в медицинских практиках и знаниях, возможно, мы приблизимся к более глубокому пониманию прошлого, настоящего и будущего науки как особой сферы человеческой деятельности.

Тип рациональности, способы познания, ценностные установки в познании, социальный характер познания и даже этика в технонаучной медицине иные, чем в древней, приро-досообразной, медицине.

Врачебное искусство уходит корнями в глубокую древность. Исторически можно выделить период целительства и магии древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Человек жил в природе и знал особенности местности до мельчайших подробностей. Огромную роль играло знание зависимости жизнедеятельности человеческого организма, растений, живых существ от солнечно-лунных рит-мик, о чем свидетельствует палеоархеология, от сезонных и климатических колебаний, от условий местности. Можно заметить, что науки о жизни вспоминают ее основы, которые знали наши предки. Традиция хорошо знала силу воздействия слова и мысли. Большой популярностью пользовались заговоры, в которых сила целителя усиливалась природными стихиями - землей, водой, ветром, огнем. Ме-

О

4« ■■

ш

таллы, минералы, экстракты растении, усиленные воздействием целителя, считались целебными. Ритмичное слово играло свою вспомогательную роль, но причины эффективности стоит искать в особом состоянии психики целителя, способностях воздействовать безмолвными приказами мыслеволи3. Магические трансформации можно усмотреть в современной арт-терапии.

Магические знания и практики интерпретируются и систематизируются в герметической литературе. Врачевание входит в корпус астромагии, напрямую соединяясь с астрологией и алхимией [Гермес Трисмегист, 2001]. Формула Гермеса «Все связано со всем» распространяется на видимую и невидимую космическую природу. Врачебное воздействие рекомендовалось производить с учетом симпатической связи природных средств и функций человеческого организма, а также сообразуясь с благоприятным расположением светил - в день и час контактного резонанса с космической ритмикой. Идеи и принципы астромедицинских практик в современном мире становятся предметом обсуждения, особенно в связи с расширительным пониманием «окружающей среды» до понятия «космической окружающей среды». Парацельс как представитель магико-герме-тической традиции открывает новую страницу в истории медицины и науки, предвосхитив многие современные технологии [Койре, 1994; Касавин 1999; Герметизм, магия, натурфилософия, 1999].

Врачебное искусство времен архаической магии принимает формы рационализации, отражаясь в текстах медицинского характера. Каноны китайской медицины сложились в середине I тысячелетия до н.э.; в тот же период складываются ранние аюрведические тексты. От индийской традиции отпочковывается тибетская медицина, которая проникает в Центральную Азию вместе с буддизмом. Санскритский вариант учебника тибетской медицины «Чжуд ши», как предполагают, написан в IV в. н.э. Античные школы медицины при всех вариациях не выходят из русла древнейшей традиции. Во многих современных медицинских учреждениях организуются лаборатории немедикаментозных методов лечения, в которых внимательно изучают и осваивают эти методы.

15

3 Понятие «телесного разума» пользуется популярностью среди психотерапевтов. Предлагаются модели объяснения невербальных коммуникаций и феномена субъективности с помощью, например, открытия зеркальный нейронов [Исенина, 2013; Гил-лиген, Дилтс, 2012].

Технонаучная медицина как когнитивная практика

Сравнение древней природосообразной медицины и современной технонаучной медицины позволяет ярче проявить особенности последней как науки, искусства, практики (технологии), а также направления философских исследований.

Основными чертами древней медицины называют холи-стичность, витализм, неразрывную связь с натурфилософией. Последняя выполняла функцию картины мира, принципы которой конкретизировались во врачебной практике. В школе Гиппократа вошедшие в теоретическую схему обобщения опытного характера касались условий конкретной местности: розы ветров, качества вод, расположения города по отношению к солнцу и природному магнетизму (север-юг, восток-запад), качества земли [Гиппократ, 1936]. Далее шли теоретические схемы типичных заболеваний и эпидемий в конкретных условиях местности. На уровне человека учитывались психотипы (темпераменты) личностей, которые определялись в соответствии с классификационной схемой элементов-стихий. Картина мира в науках о жизни, включающих философский аспект, оказывалась неотъемлемой частью исследования.

Античная традиция медицины в отличие от символической восточной более близка европейскому менталитету зарождавшимися рациональными способами доказательства. Изучение текстов Сборника Гиппократа приводит к выводу о соединении личностного знания с аналитической культурой. Врачебная мудрость (иатрософистика) подразумевала высокую нравственность, знания, способность мыслить и действовать. В познавательном аспекте представляет интерес отношение к истине в античной философской медицине и в современной науке. В понимании Гиппократа целью познания мыслится истина, а не правдоподобие как чисто спекулятивное рассуждение. Безошибочность в достижении истины призваны гарантировать мастерство (искусство) и знания (ер1э1ете) врача. Правдоподобие сегодня в методологическом отношении предполагает связь теоретической модели с экспериментальными проверками, но трудность заключается я в том, что высокие темпы научно-технического развития быстро меняют научные модели. Например, «анализ медицинской литературы на тему заболеваний печени показал, чточе-рез 45 лет после публикации 50 % статей в научных журналах

О

4« ■■

ш

утрачивают свою актуальность» [Арбесман 2012: 86]. Они устаревают или оказываются вовсе не верными.

Для древнего врача инструментом было тело, так же как сегодня для представителей творческих профессий. В ходе эволюции человека утончилась нервная система и мозг, усложнялся состав крови. Медицина современной цивилизации в своей основе существенно опирается на науку и технологии. Биомедицинские исследования - яркий пример изменения характера наблюдения и эксперимента в технонауке: точность наблюдений и экспериментов находится в прямой зависимости от приборного и компьютерного инструментария. Мощные микроскопы конструируются по типу многофункциональных комбайнов, позволяя не только отслеживать процессы на атомном уровне, но и «создавать конструкции и приборы, перемещать отдельные части, формируя микро- и наномеханические устройства» [Чумаков, 2013]. Компьютерный анализ выполняет тонкую аналитическую работу. Компьютерное моделирование берет на себя функции эксперимента, участия в диагностике и прогнозировании. В этих условиях искусность врача-исследователя или практикующего врача приобретает иные черты. Мастерство достигается в совершенстве сотрудничества с техническим устройством. Для телесного подхода в эпистемологии встает вопрос о новых формах телесности, симбиозе техно- и био-4.

В древних цивилизациях врачебное искусство считалось священным, особую роль играл институт посвящений, воспитанию личности придавалось первостепенное значение. Трансляция знания шла по линии передачи личностного знания отучителя кученику. Эзотеричностьсовременной науки и медицины является оборотной стороной дифференциации наук и социальной политики. Биоэтика вошла в систему образования, но она не решает вопрос о моральном воспитании будущего профессионального врача, основы которого закладываются в детстве. Вопросы воспитания регулируются государственной политикой в области образования и культуры. В советский период за воспитание отвечала школа и другие общественные институты, перестройка внесла коррективы -функцию воспитания возложили на семью, а за школой оставили функцию образования. Сегодня проблема воспитания и нравственных устоев общества выходит на первый план, об-5 нажая язвы глобального кризиса. Еще одна серьезная про-

15

4 См.: Панельная дискуссия по проблеме телесности // Эпистемология и философия науки. 2010. № 2.

блема вырастает как грозная тень в информационном обществе: школа и вуз перестают учить думать. Личностное общение учителя и ученика отодвигается на дальний план. Заботу о развитии творческого мышления проявляют инновационные компании, заинтересованные в «изобретательных» кадрах, но - для избранных [Спасибо за поддержку, 2012].

Биомедицинские технологии вводят новые аспекты в проблему конструктивной природы познания. Любой конструктивизм предполагает учет природных закономерностей. Зачастую оказывается, что то, что мы изобретаем, уже существует в природе. Одна из модных тематик в фармакологии - интерферирующие РНК, но оказалось, что природа уже использует эти технологии [Власов, 2013: 21]. Благодаря генетическим исследованиям споры о ГМО получают новые импульсы. Китайские ученые приходят к выводу о том, что обычные растения могут своим генетическим материалом влиять на физиологию животных и человека [Зелень в еде, 2011: 5]. Многие технологии создают благодаря изучению естественных возможностей тела - инструмента человека. Компания «Ай Сенс» (штат Флорида, США) занимается разработкой искусственного носа, представляющего собой систему датчиков, «меняющих цвета в присутствии определенных молекул аромата», тем самым предполагается решить проблему экспресс-диагностики вирусов [Детектор вирусов, 2011: 72].

Диалог с природой на уровне высоких технологий позволяет по-новому обсудить старую философскую проблему возможностей и границ человеческого познания. В своей увлеченности открытиями и окрыленности успехом ученые порой считают «мусором» то, что им неизвестно и что они не могут объяснить. Так было до последнего времени с расшифровкой ДНК генома, 98 % считалось «мусором», т.е. тем, что не несет информации о ДНК, пока исследования Филиппа Капранова (США) не обнаружили регуляторную функцию некоторого класса РНК (УИпк-РНК). Дальнейшие совместные исследования ученых разных стран и России дают многообещающий результат: блокировка некоторых УИпк-РНК приводит к смерти (апоптозу) раковых клеток. Значительную роль в экспериментах сыграли математики Института систем информации им. А.П. Ершова в Новосибирске. Биоинформатика - новая научная дисциплина, разрабатывающая методы математического моделирования применительно к изучению и конструированию биологических объектов и процессов. Занимаясь математическим моделированием живых систем, профессионалы осознают: «Зачастую нельзя сделать пред-

О

4« ■■

ш

сказание точнее, чем на 80 %. У природы всегда есть исключения из правил. Всегда есть факторы, которые невозможно учесть в своей математической формуле» (Дмитрий Штока-лов) [Казарина, 2013: 39]. Формула Сократа «Я знаю, что я не знаю» остается в силе. Наше углубленное познание мира с помощью высоких технологий отодвигает черту непознанного, но сущность природы вещей остается тайной. Нередки признания ученых: «Старение - чрезвычайно сложный процесс, к адекватному пониманию которого мы только начинаем приближаться» (Ян Вич) [Почему человек стареет, 2013: 81]; «Выяснение генетических основ аутизма очень важно, но пока они еще остаются загадкой, поскольку найти соответствующие мутации довольно сложно» [Лэнг, Макдугл 2013: 77].

Представляет интерес социальный контекст конструктивизма. Благодаря новым открывшимся возможностям творчество в науке приобретает черты, характерные для искусства. Одно из перспективных направлений - молекулярный дизайн. Занимаясь конструированием молекулярных соединений, можно и пошутить. Создаваемые по желанию химика-технолога молекулярные соединения типа «печати Соломона» (израилан), «птеродактиля» (птеродактиладиен) или молекул, завязанных в узел, реализуют эстетическое чувство изобретателей [Воронков, Рулев, 1999]. Финансовые и технологические возможности могут открывать простор любым фантастическим проектам. Еще одно модное направление -экологический дизайн - позволяет конструировать невиданные дотоле формы, например деревья в виде кресел. Есть проекты, предлагающие закладывать морфогенез на генетическом уровне. Так, генные инженеры проектируют создание «курозавра»: «Манипулируя генами курицы, они хотят придать птице внешний вид ее далекого предка - манираптора» [Квок, 2012: 39]. Возможности открывают исследования магнитной ориентации клеток в определении направления при построении формы, но вот точные механизмы морфогенеза все-таки неизвестны.

Желание раскрыть все тайны природы, жажда конструирования без оглядки на законы природы и прогностику последствий ставит серьезные проблемы, связанные с биоло-Ц' гической безопасностью и созданием действенных механизмов контроля за разработкой новых технологий [Ефременко, Гиряева, Евсеева, 2012]. В общественном контроле над разработками биомедицинских технологий может сыграть поворотную роль диалог древней и современной медицины. Рас-

О V

Ш

смотрим пример. В Курчатовском институте создан Центр нано-, био-, инфо-, когно- и социотехнологий (ЫВЮЭ). В разговоре корреспондента с начальником лаборатории А.Л. Васильевым речь зашла об исследованиях эпифиза, или шишковидного тела, которое располагается между полушариями головного мозга. Начиная с младенчества, там формируются мельчайшие камешки, функция которых остается неизвестной, но их не обнаруживают у больных шизофренией. Вызывает удивление реакция корреспондента: «Все, что вы сейчас говорили, - чистая практика. А как обстоят дела с фундаментальной частью?» [Чумаков, 2013: 41]. Многие функции систем организма, которые были известны древней медицине, неизвестны современной медицине. Согласно восточной медицине, шишковидная железа является физическим субстратом энергетического центра-проводника, ответственного за развитие самосознания. Так называемые камешки формируются к семилетнему возрасту, но они отсутствуют у глубоких стариков, а также психически больных людей. Познание одного из субстратов высшей психической деятельности - задача фундаментальная, а не чисто практическая. Исследования предполагают углубленное изучение восточной антропологии и философии.

Генетическое тестирование считают перспективным методом самопознания. Оно ставит вопросы, которые могут привести к революционным переворотам во взглядах на историю и природу человека. Если раньше интересовались семейной родословной, то сегодня генетическое тестирование позволяет нам узнать о наших далеких предках. В ДНК обычного москвича могут превалировать наследственные признаки, скажем, кельтов. Один из актуальных вопросов касается «парадокса неандертальцев». Согласно генетикам, европейцы наследуют от неандертальцев от 1 до 4 % признаков, чего нельзя сказать об африканцах. Современные ДНК-исследования устанавливают гены, ответственные за личностные качества, в том числе интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие. Исследовав геном рок-звезды Оззи Озборна, исследователи обнаружили в его «наследственном материале большое количество генов, характерных для неандертальцев. Возможно, именно в них заключается секрет феноменально- '"я го здоровья музыканта, на протяжении 40 лет злоупотреблявшего алкоголем и наркотиками» [Цветкова, 2012: 24]. Почему столь древние гены проявились вновь и активизировались? Эволюционная антропология задает новые аспекты в обсуж-

О

4« ■■

ш

дении вопроса о соотношении биологического и социального в человеке.

Генетический мониторинг с помощью научных методов подтверждает простые истины, которые знали люди на протяжении столетий. То, что мысль есть действие, подтверждают биомедицинские технологии. Наиболее чувствительны к генной нестабильности дети, но не столько природная, сколько неблагополучная социальная среда ослабляет иммунитет и обусловливает заболевания. Установлено, что разные причины эмоциональной напряженности (достаток в семье, образование матери или отца, качество жизни и образование учителя) вели к различным сбоям на клеточном уровне в организме детей [Ингель, Легостаева, Анциферов, 2014]. Прогностика ВОЗ неутешительна. В списке заболеваний на 2020 г., которые приведут к инвалидности, на первом месте стоит ишемическая болезнь сердца, а на втором месте - депрессия. Благодаря уже вошедшим в быт датчикам нетрудно убедиться во влиянии на сердце наших эмоций и мыслей. Причины и ишемической болезни сердца, и тем более депрессии -прежде всего социальные.

В этом хрупком мире не может быть здоровых, когда страдают массы людей. Значение древней идеи о том, что все связано со всем, в современной жизни можно осознать на пути гуманитаризации технонауки. Без серьезного внимания к природе человека и его разума фундаментальная проблема здоровья не может быть решена даже самыми совершенными биотехнологиями. Биомедицинские технологии смогут реализовать свою глобальную задачу развития человека только в союзе и сотрудничестве с философско-гу-манитарным знанием.

Библиографический список

Арбесман 2012 - Арбесман С. Гниение истины // New Scientist. 2012. №11 (22).

Белкина, Корсаков, 2008-Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. И.Т. Фролов и становление отечественной биоэтики // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. М., 2008.

Ботвинко, 2006 - Ботвинко И.В. Новый учебный курс «Эстетика биотехнологии» // Эпистемология и философия науки. 2006. № 4.

Власов, 2013 - Власов В.В. Время биотехнологов // В мире науки. 2013. № 10.

(В ■■

ь О

Ш

Воронков, Рулев , 1999 - Воронков М.Г., Рулев А.Ю. О химии с улыбкой, или Основы Пегниохимии. Л. : Наука, 1999.

Герасимова, Мильков, 2014 - Герасимова И.А., Мильков В.В. Целительство и медицинская книжность Древней Руси // Философия науки. Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. М., 2014. Вып. 19.

Герметизм, магия, натурфилософия, 1999- Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. ; под ред. И.Т. Касавина. М., 1999.

Гермес Трисмегист, 2001 - Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада ; сост., коммент., пер. с др.-греч., лат., фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. Киев ; М., 2001.

Гиллиген, Дилтс, 2012 - Гиллиген С., Дилтс З. Путешествие героя. Путь открытия себя. М., 2012.

Гиппократ, 1036 - Гиппократ. О ветрах. О воздухах, водах и местностях//Гиппократ. Избранные книги ; пер. сгр. В.И. Руднева, комм. В.П. Карпова. М., 1936.

Гуманитарная биология, 2009 - Гуманитарная биология. Терминологический словарь ; ред. А.В. Олескин. М., 2009.

Детектор вирусов, 2011 - Детектор вирусов // New Scientist. 2011. № 11 (12).

Ефременко, Гиряева, Евсеева, 2012 - Ефременко Д.В., Гиряе-ва В.Н., Евсеева Л.В. NBIC-конвергенции как проблема социально-гуманитарного знания // Эпистемология и философия науки. 2012. № 4.

Жизнь как ценность, 2000 - Жизнь как ценность. М., 2000.

Зелень в еде, 2011 - Зелень в еде - не быть беде //New Scientist. 2011. № 11 (12).

Идеи эволюции в биологии и культуре, 2011 - Идеи эволюции в биологии и культуре. М., 2011.

Ингель, Легостаева, Анциферов, 2014 - Ингель Ф.И., Легостае-ва Т.Б., Анциферов Б.М. Качество и стиль жизни семьи как потенциальный источник серьезных заболеваний детей младшего возраста. М. : НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина. МЗ РФ. - http://ecceconference.com/images/ stories/ sections/IngelFI-et-al.pdf

Исенина, 2013 - Исенина Е.И. Загадки интерсубъективности: младенцы и взрослые//Актуальные проблемы современной когнитивной науки : матер. VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием ; отв. ред. Т.Б. Кудряшова. Иваново, 2013.

Казарина, 2013- Казарина Г. Разгребатели генетического мусора // New Scientist. 2013. № 11 (32).

Карпинская, 1971 - Карпинская Р.С. Философские проблемы молекулярной биологии. М., 1971. §

Карпинская, Лисеев, Огурцов, 1995 - Карпинская Р.С., Лисе- £ ев И.К., ОгурцовА.П. Философия природы: коэволюционная страте- ' гия. М., 1995.

П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Касавин, 1999 - Касавин И.Т. Предтечи научной революции // Философия науки. Вып. 5. Философия науки в поисках новых путей. М., 1999.

Квок, 2012- КвокР. Формажизни // New Scientist. 2012. №10(21).

Койре, 1994- КойреА. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. М., 1994.

Лисеев, 2011 -ЛисеевИ.К. Философия, биология, культура. М., 2011.

Лэнг, Макдугл, 2013 - ЛэнгН., МакдуглК. Помощь детям с аутизмом // В мире науки. 2013. № 12.

Микешина, 2010 - Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М., 2010.

Микешина, 2009 - МикешинаЛ.А. Эмпирический субъект и категория жизни // Эпистемология и философия науки. 2009. № 1.

Почему человек стареет 2013 - Почему человек стареет // Популярная механика. 2013. № 11 (133).

Спасибо за поддержку, 2012 - Спасибо за поддержку. Проект New Scientist о социальной ответственности корпораций // New Scientist. 2012. № 10 (21).

Философские проблемы биологии и медицины, 2013 - Философские проблемы биологии и медицины. Естественно-научный и гуманитарный полилог. М., 2013. Вып. 7.

Философия биологии, 1996 - Философия биологии. Вчера, сегодня, завтра (памяти Регины Семеновны Карпинской) ; ред. И.К. Лисеев, Д.В. Локтионов. М., 1996.

Философия здоровья, 2001 - Философия здоровья ; ред. А.Т. Шаталов. М., 2001.

Цветкова, 2012 - Цветкова К. Ген рождения // New Scientist. 2012. № 10 (21).

Чумаков, 2013 - Чумаков В. До мельчайших атомов. Интервью с завлабораторией электронной микроскопии НИЦ «Курчатовский институт» А.Л. Васильевым // В мире науки. 2013. № 10.

Эпистемология и философия науки, 2010-Эпистемология и философия науки. 2010. № 2.

The Oxford Handbook of the History of Medicine, 2011 - The Oxford Handbook of the History of Medicine. N.Y., 2011.

4

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.