Научная статья на тему 'БИОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ ХХ ВЕКА'

БИОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ПРАКСИОЛОГИЯ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / НОМОТЕХНИКА / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дышекова В.Ф., Дадашев А.А.

Работа посвящена осмыслению трансформаций предмета и метода биологических наук в контексте философии и методологии XX века. Прослеживая тенденции меж - и трансдисциплинарного тренда в современной науке в целом, особое внимание на гуманитаризацию биологических наук. Изменение традиционной манеры философского анализа становится неизбежным при рассмотрении таких острых проблем, как развитие и возможности генной инженерии, инженерии биогеоценозов, взаимодействия биосферы и человека. Необходимость решения этих задач привела к становлению нового кластера наук: экоэтика, биоэтика, социобиология, биосемиотика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOLOGY IN THE CONTEXT OF TWENTIETH-CENTURY PHILOSOPHY AND METHODOLOGY OF SCIENCE

The work is devoted to understanding the transformations of the subject and method of biological Sciences in the context of philosophy and methodology of the XX century. Tracing the trends of inter-and transdisciplinary trends in modern science in General, special attention is paid to the humanitarization of biological Sciences. A change in the traditional manner of philosophical analysis becomes inevitable when considering such acute problems as the development and possibilities of genetic engineering, biogeocenosis engineering, and the interaction of the biosphere and humans. The need to solve these problems led to the formation of a new cluster of Sciences: ecoethics, bioethics, sociobiology, and biosemiotics.

Текст научной работы на тему «БИОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ ХХ ВЕКА»

УДК 740

DOI 10.46566/2225-1545_2020_ 1_79_514

Дышекова В.Ф. студент аспирантуры 1 курса по направлению подготовки 36.06.01 - Ветеринария и зоотехния ФГБОУВО Кабардино - Балкарский ГАУ

Россия, г. Нальчик Дадашев А.А., доктор философских наук

профессор

ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ

БИОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ

НАУКИ ХХ ВЕКА

Аннотация: Работа посвящена осмыслению трансформаций предмета и метода биологических наук в контексте философии и методологии XX века. Прослеживая тенденции меж - и трансдисциплинарного тренда в современной науке в целом, особое внимание на гуманитаризацию биологических наук. Изменение традиционной манеры философского анализа становится неизбежным при рассмотрении таких острых проблем, как развитие и возможности генной инженерии, инженерии биогеоценозов, взаимодействия биосферы и человека. Необходимость решения этих задач привела к становлению нового кластера наук: экоэтика, биоэтика, социобиология, биосемиотика.

Ключевые слова: аксиология, праксиология, биологический объект, номотехника, естественный отбор.

Dyshekova V.F.

1st year postgraduate student in the field of training 36.06.01 - veterinary and animal science Of the Kabardino - Balkar state agricultural university

Russia, Nalchik Dadashev A.A., Ph. D.

professor

of the Kabardino-Balkar state university

BIOLOGY IN THE CONTEXT OF TWENTIETH-CENTURY PHILOSOPHY AND METHODOLOGY OF SCIENCE

Annotation: The work is devoted to understanding the transformations of the subject and method of biological Sciences in the context of philosophy and methodology of the XX century. Tracing the trends of inter-and transdisciplinary trends in modern science in General, special attention is paid to the humanitarization of biological Sciences. A change in the traditional manner of philosophical analysis becomes inevitable when considering such acute problems as the development and possibilities of genetic engineering, biogeocenosis engineering, and the interaction of the biosphere and humans. The need to solve these problems led to the formation of a new cluster of Sciences: ecoethics, bioethics, sociobiology, and biosemiotics.

Keywords: axiology, praxiology, biological object, home engineering, natural selection.

В сегодняшней границе своего развития биология требует философского переосмысления классических конфигураций организации познания, создания новейшего вида развития общепризнанных мерок, эталонов также баз академического изучения, новейшего манеры мышления. Формирование биологии в наши время приступает давать все без исключения наиболее конструктивных идей с целью областей равно как био познания, таким образом, обладающих обширные выходы за границы биологии — в науку и цивилизацию в мире. Естествоведение ХХ в., обладает большим количеством независимых, также в то же время духовно взаимозависимых направленностях: онтологическом, методологическом, аксиологическом и праксиологическом.

Базой нынешнего осмысления общества, считается правило формирования. В нынешней биологии четко обнаруживаются 3 вида законов: первое - эволюционно-генетические, второе - причинные и системно-структурные.

В биологии Х1Х века и первых десятков лет ХХ столетия основным был вторичное правило. В минувшие десятилетия ХХ столетия характеризуются базовым смыслом скелетных концепций. С целью биологии и медицины Х1Х столетия свойственны разрозненность скелетного также вторичного расклада. Представление их целостности формируется со временем, включая с окончания Х1Х столетия. Формирование конкретных целых закономерностей значительную значимость сразилась организмическая теория Л. Берталанфи. Устремляясь, осознать многознаменательные возможности формирования биологии Л. Берталанфи пришел к выводу, то что «организмическое представление считается посылом с целью перехода биологии с природной ситуацией, полиадельфит. Трансформация к целым концепциям в биологии формировался одновременно с подобным в раскладе физике. Совместно с квантами подошли новейшие убеждения в вопрос антагонистичности субъекта также предмета. Они никак не считаются индивидуальными, равно

как древнейшие также рыцарские теории, целиком беспристрастными, равно как после ньютоновской философии» [6,8]. Из биологических вопросов происходили сравнительно нашего осмысления натуры людского постижения, представление действительности, что регулярно меняется и формируется. Индивидуальность постижения заключается в этом, то что, отображая действительность, наше изучение высказывает целенаправленность также динамичность субъекта, активного создания, также вследствие того оно неминуемо урезано. Такого Рода аспект предполагает собою в философии познания логичного эмпиризма. Закономерное наблюдение абсолютизирует экспериментальное изучение, что наступает с чувствами. Условная устойчивость данных конфигураций познания обусловливают в беспристрастной истинности чувств, восприятий и взглядов. То, что относится абстрактного познания, в таком случае оно в мощь его огромной удаленности с действительности рассматривается равно как меньше подлинное либо в том числе и трактуется только равно как концепция внешних теоретических построений с целью полнее упорядочивания исключительно вероятной действительности, эмоционального навыка.

Сущность био познания предполагает собою всю концепцию уроков, о закономерностях ее жизни и формирования. Необходимо четко подразумевать, то что более авторитетным методологическим механизмом прояснения натуры био в истоке XX в. существовали средние учебные заведения неокантианства, предусматривавший конкретное, высококачественное разделение уроков номотетических и идеографических, основной мишенью таковых считалось определение единых законов и возведения настоящих академических концепций (эталоном такого рода урока сознавалась агрофизика) [3,5,8]. Они измерили, в том числе и в собственных более единых построениях, традиционная биология остается в степени исключительно схематичной, идеографической знания. Формирование биологии равно как урок номотетической мыслилось непосредственно как цель последующего шага в ее многознаменательном и логичном формировании. Обнаружилось, что физикализм и системность (дисциплинированность) - никак не неповторимые варианты. Концепция историзма уже давно знаменитый признак активный натуры. В 1 -ое десяток обсуждения трудности линий возведения абстрактной биологии, отталкивающегося с мысли схематичной натуры традиционной биологии, существовали 3 способы: 1) физикализм, 2) системность и 3) принцип. Правило дополнительности интерпретации взаимоотношений, пребывают к товарищу физикалистское, целое и многознаменательное тенденции теоретизации в биологии. Присутствие в первоначальные 2-3 десятилетия XX в. начали этапом серьезнейших тестирований с целью концепции природного отбора. Главным преткновением существовала все без исключения эта ведь основной вопрос целой философии биологии - вопрос

базисной необходимости, в особенности проблема о происхождении трудных организмов также их координированных концепций в рамках активного организма равно как общего целого[1, 2].

С 1940-х гг., совершается активное накапливание данных об биохимических почвах существования, действия, проходили в организме в молельном степени. Многочисленные арифметики, физики также химики обращаются к главным био вопросам. Огромный интерес спровоцировало возникновение книжки 1-го с разработчиков фотонной механики Э. Шредингера «Что подобное жизнедеятельность с места зрения физики?» (1943 г.)

В стыке биологии, физики также химии появляются новейшие сферы урока - биохимия, биофизика, биология. Перемещения субстанции выступает общей, никак не точечной, однако мировой, в каком месте единичные большие отделения (общество бактерий также микробов, растений и животных) - компоненты общего единого (биосферы). Подобным компонентом биосферы считается, общество с абсолютно всеми достижениями нынешней культуры. Общество во ХХ столетии обернулось в условие переустройства и формирования не только лишь биосферы, но и безжизненной натуры.

Особенная роль в концепции академического постижения биологии не попросту «естественная наука», но напрямую сплачивается с «науками о человеке» (врачебная феногенетика, палеоантропология, нейрофизиология также др.). В соответствии с аспектам, любая академическая сфера познания, рассчитывающая в «зрелость» также умозрительность, обязана исполнять равно как минимум последующим условиям: 1) демонстрировать собою гипотетико - дедуктивное создание, 2) являться верифицируемой также включать во для себя вероятность формулирования обстоятельств собственной своей (возможной) фальсификации также 3) включать в собственном составе согласно последней грани один установление, аргументированно притязающее в значимость многоцелевого закона натуры. С данных позиций окончания 1960-х гг. возникла деятельность согласно напряженному глубокому рассмотрению истинной натуры сформировавшегося био познания. В линии трудов существовало наглядно представлено, то, что ранее имеющиеся концепции в биологии, в особенности связанные в общее супертеоретическое создание около наименованием «синтетическая концепция эволюции», целиком удовлетворяют приобретенным в логике также методологии урока аспектам «теоретичности» [4,9]. Установка проблемы об потребности формирования «теоретической биологии» никак не совершенно корректна, так как возлюбленная ранее сформирована также имеется равно как минимум в фигуре законов также основ единой также популяционной генетики также во созданных в их точных модификациях микро - и макроэволюции.

В 1970-1980-е гг., когда на просцениум выдвинулись и быстро завоевали популярность различные постпозитивистские концепции и модели науки (концепция «парадигм» Т. Куна, «исследовательских программ» И. Лакатоса и др.), тема линий и способов возведения абстрактной биологии снова существовала кардинальное переформулированная и переосмысленная в мире новейшего методологического агрегата [5,9].

В 1990-е гг. дали большое количество новейшего в формирование наиболее био урока также методологической идеи в рамках философских знаний. Явление существования, ее сути и возникновения снова демонстрирует особенную важность определения данных, информативного расклада присутствие их интерпретации (толкование био строений, обязует наблюдать, макромолекулы клеточки (ДНК, РНК, белки и др.)), требовала наведения мостов с исключительно гуманитарными областями -языкознание, семиология также экзегетика. Создание эволюционно-генетических модификаций трудного действия в обществе активных организмов (в том числе также лица), вызвала социобиологию, вторичную -психологию, этику и др. Все сплетается и преобразовывается в определенный и сознательно, новейший учено-философско-эпистемологическую совокупность. Соответствующее понимание закономерной натуры - проблема предстоящего. Нынешняя идеология анализирует собственный предмет никак не отдельно с определенных конфигураций постижения, однако равно как его итог, результат взаимодействия субъекта также предмета натуры. Увеличение объекта био урока проходит также во обратном течении - в глубину организма. Подобным способом, новейшее виденье био действительности повергли к изменению в представлении объекта биологии равно как урока. Данная перемена воплотилось во введении в объект биологии абсолютно всех степеней компании существования. При этом развитие разных дисциплин в любом с данных степеней, отражающее новейшие пределе в представлении объекта биологии, обусловливалось никак не только лишь когнитивными, изнутри академическими условиями формирования био познания, однако также включенностью биологии в целую концепцию функционирования урока изнутри сообщества. Значимым фактором в расширении объекта биологии сделалось заявление био урока к вопросу лица. Увеличивается медико-био нацеленность трудов согласно уяснению глубоких био факторов заболеваний, розыску новейших способов излечения также медикаментов.

Сегодняшний промежуток формирования биологии свойственен нарастанием непосредственных взаимосвязей биологии с опытным путем, если микробиология делается орудием никак не только лишь исследования, однако также воздействия в общество активного. Способы разных течений биоинженерии могут помочь биологу преобразоваться, согласно сущности

процесса, в конструктора новейших организмов либо новейших взаимоотношений среди них. Новейшие сфере био изучений призывают переоценки также переосмысления функционировавших в биологии концепций, формирования новейших, их осознания с методологическими, мировоззренческих и ценностных позиций.

Использованные источники:

1. Бауэр Э. Теоретическая биология. М.; Л., 1935.

2. Беклемишев В.Н. Методология систематики. М., 1994.

3. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969. С. 28.

4. Борзенков В.Г. Биофилософия в преодолении раскола культуры // Биология и культура. М., 2004.

5. Борзенков В.Г., Северцов А.С. Теоретическая биология: размышления о предмете. М., 1980.

6. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1965. С. 230

7. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2012.

8. Кашин В.В. Философия наук о живой природе. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006., 109 с.

9. Рьюз М. Философия биологии. М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.