Erithacus ru bec и la L. В течение зимы 1924/1925 гг. зорянка наблюдалась примерно в той же численности, что и осенью во время пролёта, когда зимующие одиночные особи самцов держались почти в каждом саду Казани. С самой осени велись регулярные наблюдения над одним зимующим экземпляром в Казанском ботаническом саду, который днём находился чаще всего в кучах хвороста, а на ночь залетал в одну из разрушенных оранжерей, проникая туда через разбитое стекло. В конце декабря он погиб, вероятно, от последовавшей резкой перемены температуры. Несколько дней спустя в одном из фруктовых садов также был найден один мёртвый самец зорянки.
Кроме этой зорянки, в то же время в Ботаническом саду наблюдался крапивник Anorthura troglodytes (L.) Это является небезынтересным в том отношении, что каких-либо наблюдений, касающихся этого вида, гнездо-ванье которого в нашем крае отмечено несколько позднее, ранее не имелось. Один поющий экземпляр этого вида наблюдался в течение нескольких дней зимой 1926/1927 гг. (январь) в районе фруктовых садов.
Ю OS
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 287: 409-411
Биология нитехвостой ласточки Hirundo smithii на юге Узбекистана
Г.П.Третьяков, О.В.Митропольский, Э.Р.Фоттелер
Второе издание. Первая публикация в 1981*
Ареал нитехвостой ласточки Hirundo smithii Leach 1818 в Узбекистане охватывает долины рек Шерабаддарьи и Сурхандарьи, а также среднее течение Урударьи близ Гузара (ныне Пачкамарское водохранилище) (Меклен-бурцев 1954, 1958; Иванов 1969; Салихбаев, Остапенко 1969). Мы встречали её на Урударье гораздо выше известных нахождений, вплоть до посёлков Аккишлак (1700 м н.у.м.) и Дуканхона (1900 м), но это, видимо, залётные экземпляры, гнездящиеся в каньонах реки на высотах около 1000 м н.у.м.
Материалы по биологии нитехвостой ласточки собирали в окрестностях г. Шерабада в июне и июле 1979. Гнёзда находили на обрывистых берегах и скалах вдоль русла реки, а также на некотором отдалении от неё, вдоль арыков и каналов. Наиболее заселены этим видом на реке Шерабад ниши и карнизы, вымытые течением в основании скал или песчаниковых обрывов. Они служат птицам укрытием и защищают от дождя. Сильное течение под гнездом делает его труднодоступным для наземных хищников, а также для осмотра орнитологами. Кроме того, они строят гнёзда на опорах мостов,
'Третьяков Г.П., Митропольский О.В., Фоттелер Э.Р. 1981. О биологии нитехвостой ласточки //Узб. биол. журн. 4: 50-51.
в железобетонных трубах под дорогами. Расположены они на различной высоте от уровня воды, в основном — в 50-100 см; в одном случае высота расположения гнезда достигала 1.5 м. Минимальное расстояние между соседними гнёздами около 50 см, обычно оно определяется наличием удобного места для постройки гнезда.
Гнездо нитехвостой ласточки напоминает постройку касатки Hirundo rustica. В стенки гнезда вмазываются сухие травинки, корешки, соломинки. Лоток птицы начинают выстилать ещё до завершения строительства. Так, в строящемся гнезде, найденном 17 июня 1979, уже была выстилка. Кроме растительных фрагментов (корешки, сухие травинки, луб), основу выстилки составляют перья, клочки пуха, шерсти, ваты. Повторное гнездование в одном и том же гнезде, по-видимому, исключено, так как птенцы сильно загрязняют его его экскрементами, отчего лоток становится неглубоким, а гнездо тяжёлым. В четырёх случаях рядом с гнездом, оставленным птенцами, мы обнаружили строящиеся.
Яйца по окраске схожи с яйцами касатки. По белому фону идёт интенсивный пятнистый рисунок, состоящий из поверхностных красно-коричневых пятен и глубоких серо-лиловых. Рисунок сгущается к тупому концу и образует вокруг него иногда нечёткий венчик или "шапочку". Средние размеры яйца (п = 34), мм: 18.48x13.02, максимальные — 20.2x13.0 и 18.8х 14.3, минимальные — 17.0x12.4. В подстилке гнезда, птенцы из которого уже вылетели, найдено безжелтковое яйцо-"карлик" 14.6x11.5 мм.
Судя по литературным данным и нашим наблюдениям, для нитехвостой ласточки характерны две кладки в году. Первая начинается, очевидно, в середине мая или ещё раньше, так как во второй декаде июня мы обнаруживали гнёзда, из которых птенцы уже вылетели. Р.Н.Мекленбурцев (1958) уже 8 июня 1955 встретил в окрестностях г. Гузара выводок ещё не вполне уверенно летавших молодых. Вторая кладка начинается во второй половине июня и продолжается до середины июля. Наиболее позднее гнездо, найденное О.В.Митропольским в окрестностях г. Шерабада 2 августа 1970, было с 3 птенцами 6-7-сут возраста. В Таджикистане гнёзда нитехвостой ласточки находили и в более поздние сроки (Иванов 1969).
Гнёзда, осмотренные нами, содержали в основном вторые кладки и выводки. В двух обнаруженных с 17 по 20 июня гнёздах находились яйца, в двух птенцы, четыре находились на разных стадиях строительства. Из 17 гнёзд, осмотренных 7 и 8 июля, 1 было с начатой кладкой, 8 — с полными кладками разной степени насиженности. В остальных гнёздах были птенцы, причём в 2 случаях уже лётные. СААлексеев в Чайли-Камаре нашёл гнездо с 3 свежими яйцами 7 июля (Зарудный 1912), Р.Н.Мекленбурцев (1958) — с 3 свежими яйцами 12 июля в окрестностях Гузара.
Последняя кладка была передана в коллекцию Е.П.Спангенберга, в каталоге которой* произошла путаница с этикеточными данными. Вместо "12.VII.1935. Окр. г. Гузара" напечатано " 10.VII.1935. Окр. г. Бухары, Чу-зар", что смещает наиболее северо-западную точку гнездования на 250 км в этом же направлении.
* Опубликован в выпуске №31 Трудов Биологического института "Фауна и систематика позвоночных Сибири", Новосибирск, 1977.
Нитехвостая ласточка откладывает 3 или 4 яйца. Средняя величина кладки 3.37 яйца (в 10 гнёздах — по 3, в 6 — по 4 яйца). Отход яиц в гнёздах нитехвостой ласточки большой. В 9 из 22 находившихся под наблюдением гнёзд было 9 неоплод отворённых яиц, 2 яйца с погибшими эмбрионами и 1 безжелтковое карликовое яйцо, что составило 16.2% от общего числа отложенных яиц. Гибель гнёзд в связи с их труднодоступностью невелика.
Литература
Зарудный Н.А. 1912. Заметки по орнитологии Туркестана //Орнитол. вестн. 1: 16-30. Иванов А.И. 1969. Птицы Памиро-Алая. JL: 1-448.
Мекленбурцев Р.Н. 1954. Семейство ласточки //Птицы Советского Союза. М., 6. Мекленбурцев Р.Н. 1958. Материалы по наземным позвоночным бассейна реки Кашка-дарья: Материалы Кашка-дарьинской экспедиции биолого-почвенного факультета Среднеазиатского государственного университета им. В.И.Ленина НТр. Среднеаз. ун-та. Нов. сер. 130: 1-141
Салихбаев Х.С., Остапенко М.М. 1964. Птицы //Экология и хозяйственное значение позвоночных животных юга Узбекистана (бассейн Сурхандарьи). Ташкент: 72-114.
ю os
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 287: 411-417
К биологии и охране перепела Coturnix coturnix
А.С.Мальчевский
Второе издание. Первая публикация в 1961*
Несмотря на свой малый размер, перепел Coturnix coturnix с давних пор принадлежит к числу объектов спортивной охоты. В Крыму и на Кавказе во время осеннего перелёта он служит даже предметом промысла. Во многих районах центральных и южных областей РСФСР и на Украине, в связи с резким сокращением местной гнездовой утки, пролётного вальдшнепа Sco-lopax rusticóla, а также запрещённой к отстрелу серой куропатки Perdix perdix, перепел, наряду с коростелём Сгех сгех и бекасом Galinago gallinago, становится основным видом пернатой дичи. В последнее время, однако, приходится с сожалением констатировать весьма заметное снижение численности и этого мелкого объекта охоты почти по всей области его гнездового ареала.
Одной из основных причин, вызывающих уменьшение количества перепелов на местах их размножения, следует признать ежегодное и массовое истребление этого вида с промысловыми целями на путях осеннего перелёта как в Советском Союзе, так и за границей. На территории СССР такими местами, как известно, являются Крымское и Кавказское побережье Чёрного моря, где перепела концентрируются в больших количествах. Здесь
* Мальчевский A.C. 1961. К биологии и охране перепела (Coturnix coturnix L.) ЦВестн. Ленингр. ун-та 15: 148-152.