Научная статья на тему 'Биология конька Мензбира Anthus gustavi menzbieri в Приморье'

Биология конька Мензбира Anthus gustavi menzbieri в Приморье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
40
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биология конька Мензбира Anthus gustavi menzbieri в Приморье»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1984: 4775-4782

Биология конька Мензбира Anthus gustavi menzbieri в Приморье

Ю.Н.Назаров

Второе издание. Первая публикация в 1981*

Сведения о сибирском коньке Anthus gustavi крайне скудны (Воробьёв 1954; Гладков 1954; Портенко 1960; и др.). Что же касается конька Мензбира A. g. menzbieri Shulpin 1928, область распространения которого охватывает бассейн озера Ханка, то данные о нём из Приморья ограничиваются регистрацией на гнездовье лишь в двух точках побережья Ханки (Шульпин 1927; Глущенко, Шибнев 1977) и немногими встречами на пролёте (Омелько 1963; Лабзюк и др. 1971; Назаров и др. 1978; и др.), в ряде случаев (Назаренко 1971; Панов 1973) без конкретных сведений о подвидах. Молодой самец, добытый 28 июля 1910 близ посёлка Камень-Рыболов (Черский 1915), мог быть кочующим, хотя не исключена возможность гнездования его здесь в те времена. То, что экземпляр, добытый 20 июля 1961 у реки Спасовки, принадлежал номинальной форме A. gustavi gustavi Swinhoe 1863 (Рандла 1971), вызывает сомнение. Для Китая есть указание о гнездовании A. gustavi menzbieri на северном побережье озера Ханка и регистрация в августе у Хайхэ в провинции Хэйлунцзян (Cheng 1976).

Материал собран преимущественно в 1977 и 1978 годах на восточном побережье Ханки в устье реки Верхний Сунгач. Большую помощь в сборе сведений о гнездовании нам оказали О.И.Дащенко, М.Г.Казы-ханова и М.Е.Качалова, которым мы искренне признательны.

В последние годы условия для существования конька Мензбира были оптимальными, если не считать явно сокращающих его ареал мелиоративных работ и освоения площадей под поля. Ограниченное распространение его в настоящее время связано с тем, что, в отличие от номинальной формы, которая гнездится на осоковых болотах, болотистых тундрах, лугах и сухих участках, поросших кустарником (Tacza-nowski 1891-1893; Гладков 1954; Портенко 1973; Кречмар и др. 1978; Лобков 1978), A. g. menzbieri населяет только плавни, для которых характерен толстый рыхлый слой полусгнившей растительной ветоши, затрудняющей развитие растений. Травяной покров здесь состоит преимущественно из осоки или вейника узколистного, иногда с небольшой примесью хвоща; он изрежен и к середине июня не превышает 30 см высоты. Поскольку конёк Мензбира избегает тростниковых и густых

* Назаров Ю.Н. 1981. Биология сибирского конька — Anthus gustavi menzbieri Shulpin в Приморье IIРедкие птицы Дальнего Востока. Владивосток: 67-73.

разнотравных зарослей, а также сухих луговин, распределение его неравномерно. Создастся впечатление, что птицы поселяются колониями. В 1978 году это особенно было заметно, так как уровень воды в озере Ханка значительно снизился, плавни высохли и внешне мало чем отличались от соседствующих лугов. В то же время численность конька заметно увеличилась в связи с тем, что в последние 2-3 года расширились участки, пригодные для устройства гнёзд, но колонии по-прежнему остались разобщёнными.

В 1978 году численность гнездящихся птиц в устье Верхнего Сун-гача составляла до 19 пар/км2 (почти в 2 раза выше, чем в 1977 году).

Весной первые птицы появляются в Приморье в конце апреля (Воробьёв 1954). На полуострове Корея наиболее поздняя дата регистрации — 20 мая (Austin 1948). На юге Приморья запоздавшие птицы, по-видимому, могут лететь ещё и в первых числах июня; так, в окрестностях Хасана два одиночных конька отмечены нами 31 мая 1970. В эти же сроки в Приморье летит и номинальный подвид, но он более обилен, чем местная форма. Пролётные птицы держатся одиночно — одна всегда прогоняет другую, если они оказываются рядом.

Рис. 1. Конёк Мензбира Ап&шgustavi шеп%Ь1еп. Владивосток, остров Русский. 5 мая 2020. Фото И.Малыкиной.

Появившиеся на местах гнездования самцы интенсивно поют с первых же дней. Токование начинается с того, что самец довольно быстро, но не круто поднимается на высоту 50-70 м и летает то мелкими петлями, то широкими кругами, облетая за один токовый полёт площадь более 1 га. При этом он равномерно машет крыльями (не складывает их, как в обычном полёте), чуть приподнимает хвост и опускает

голову. Через 10-15 взмахов самец останавливается на несколько секунд, расправив крылья против ветра, а в безветренную погоду мелко трепеща ими. В это время он пропевает низкую приглушенную жужжащую песню, что-то вроде «пнджжжжжжжжии- жжжиип» или «чип-чичичи- чжжжжжчипи». Песня несколько раз варьирует, так как её отдельные звуки переставляются, растягиваются или укорачиваются. Птицу можно слышать на расстоянии 150-200 м. Токовый полёт продолжается несколько минут. Затем самец поднимает крылья и расправленный хвост и, держа тело горизонтально, винтообразно планирует вниз или опускается вертикально, резко поворачиваясь поочерёдно влево и вправо, а с полпути пикирует к земле. Во время первой стадии спуска он исполняет 1-2 песни, Сев на торчащий стебель растения или прямо на землю, отдыхает здесь несколько минут, иногда поёт, а затем вновь поднимается в воздух. Временами, особенно при сильном ветре, самец подолгу поёт, сидя на травинке. Уже в первых числах июня коньки поют мало, а с середины месяца токующие птицы не отмечались, за исключением одного самца, певшего 30 июня 1978.

У самцов, появляющихся весной на юге Приморья, семенники уже заметно увеличены: 6 мм у экземпляра от 30 апреля 1947 (Воробьёв 1954), 5^3 мм — у птицы от 11 мая 1968. Конёк приступает к гнездо-строению, по-видимому, в середине мая. Гнездо устроено в ямке под козырьком из растительной ветоши, прикрывающим его обычно полностью, так что постройка становится незаметной даже со стороны входа. Создаётся впечатление, что гнездо помещено в норке. Сами же птицы не маскируют гнездо сверху, в противоположность тому, что пишет Л.А.Портенко (1960). Гнездо чашевидное. Края его иногда выдаются над верхним краем ямки на 1-2 см. Материалом для гнезда служат сухие листья и стебли вейника и осоки. В одном случае птица, видимо, не приносила материал, а лишь утоптала найденное углубление и оформила лоток. Выстилка лотка состоит из того же материала, что и само гнездо, или же из тонких стебельков, реже небольшого количества корешков и шерсти енотовидной собаки ^^гвШвв procyonoides. Размеры гнёзд (п = 12) варьируют в зависимости от размеров гнездовой ямки, мм: диаметр гнезда 80-140, в среднем 105; диаметр лотка 54-90, в среднем 76; глубина лотка 30-50, в среднем 35.

В полной кладке 4-6 яиц, чаще (58.3%) 5 и гораздо реже (16.6%) 6 яиц. Следует отметить, что в 1977 году средняя величина кладки составила 4.5 яйца, а в 1978 - 5.3 яйца (гнёзд с 4 яйцами не обнаружено). Окраска просмотренных нами яиц (п = 8) заметно отличалась от описанных В.Тачановским (Taczanowski 1891-1893) и Л.А.Портенко (1960) для номинального подвида. Основной фон их буроватый, с оливковым оттенком. Многочисленные размытые глубинные мазки или мелкие крапинки покрывают всю поверхность, но на тупом конце об-

разуют тёмную шапочку с неясными тёмно-бурыми прожилками. Одно яйцо оказалось ровного буроватого тона с несколько более тёмной шапочкой на тупом конце, но без крапин и прожилок. Размеры яиц (п = 8), мм: 14.6-15.9x19.0-19.9, в среднем 15.4x19.4; они мало отличаются от размеров яиц поминального подвида, достигающих, по сообщению Та-чановского (1891-1893), 14.0-15.3x19.75-21.5 и в среднем составляя (по 13 экз.) 14.9x20.4).

Рис. 2. Конёк Мензбира АшЬшgustavi шеп%Ыеп. Восточное побережье озера Ханка.

Спасский район. 1 мая 2012. Фото Д.Коробова.

Насиживающая птица подпускает к себе на 0.4-1 м. В случае опасности молча стремительно улетает, реже убегает, полурасправив крылья. Лишь однажды конёк стремительно вылетел из гнезда с глухим шипением. Возвращается к гнезду только после ухода наблюдателя. При этом обычно несколько раз опускается в 10-15 м от гнезда и затем приближается к нему пешком. Если самка застаёт человека у гнезда с птенцами, она молча или же издавая негромкое отрывистое «цеп, цеп» 1-2 мин порхает в 5-8 м от него, а затем улетает и скрывается в траве. Самец в подобной ситуации поднимается вверх на 30-40 м и начинает петь, не выпуская корм из клюва. К нему нередко присоединяются соседние самцы, по вскоре все певцы исчезают.

Птенцы появляются на 12-13-й день насиживания. Вылупление их растягивается почти на 2 сут. Первые пуховички отмечены 4 июня. Причём в 1978 году во всех известных гнёздах они появились между 4 и 10 июня, тогда как в 1977 — между 5 июня и 1 июля. Это различие,

по-видимому, связано с высоким уровнем воды в первый год наблюдений, а отсюда — с недостатком мест, пригодных для устройства гнёзд, а также большой гибелью кладок и птенцов от дождей и хищников. В 1978 году условия оказались более благоприятными — коньки заселили обгоревшие высохшие плавни, на которых дожди были им не опасны, наземные хищники заходили сюда редко, а мест, удобных дли гнездования, оказалось очень много.

У пуховичка кожа и лапы морковно-телесного цвета, несколько варьирующего по яркости у отдельных экземпляров (просмотрено 25 птенцов). Темно-серый пух (до 6 мм) на глазных, надглазничных, затылочной, плечевых, локтевых, спинной и бедренных птерилиях; короткие серые пушинки на голенях и брюшке; на месте маховых едва заметные рудиментарные тёмные пушинки; на кончике крайние пушинки развиты нормально, остальные — рудиментарные. Надклювье сероватое, кончик клюва бурый и темно-серый; яйцевой зуб белый; клювные валики светло-жёлтые или жёлтые; стенки ротовой полости красно-оранжевые, жёлтые или морковного цвета, с более красными углами рта и центральной частью языка. Когти белёсые, с сероватыми кончиками или же целиком белые. На третьи-четвёртые сутки у птенцов начинают прорезаться пеньки маховых, открываются слуховые проходы и чуть приоткрываются глазные щели; на 7-8-е сутки птенец почти полностью покрыт пером, начинают появляться кисточки маховых; 9 -10-дневный самец достигает веса взрослой самки — 17.5 г.

Молодые покидают гнездо в возрасте 12-14 сут. Первые слётки отмечены 15 июня, а в первых числах июля можно встретить одиночных молодых, самостоятельно кормящихся на грязевых пляжах озёр, низкотравных сырых луговинах, сухих гривках и в прибрежных ивняках; на ночь улетают в плавни. В середине июля они обычны повсюду. Нередко держатся в стайках молодых жёлтых трясогузок. В это же время и вплоть до конца месяца встречаются отдельные нераспавшиеся выводки молодых, которых ещё подкармливают взрослые. В конце июля — начале августа отдельные молодые самцы пробуют голос, сидя в кроне ивы или совершая токовой полёт, но песня их неумелая, тихая, напоминающая бормотание.

Смена контурного пера у молодых начинается, по-видимому, вскоре после того, как они наденут гнездовой наряд. В связи с растянутостью гнездового сезона, линяющих птиц можно встретить на протяжении более 2 месяцев. У молодого от 13 июля часть контурных всех пте-рилий оказалась на разных стадиях роста, но самые крупные из них (на груди и спине) отросли менее чем наполовину и не были видны среди перьев гнездового наряда. У птицы от 1 августа на груди и спине преобладали перья гнездового наряда, но у экземпляров от 20 июля и 1 августа на этих участках тела были преимущественно свежие кон-

турные, а у птиц от 3 и 14 августа уже почти полностью сформировался новый наряд, но мелкие и небольшая часть крупных перьев всех птерилий находились на разных стадиях роста. У молодых от 8, 17 августа и 9 сентября (2 последних — пролётные) линька подходила к концу — дорастали отдельные крупные контурные и немногие мелкие перья. У взрослой самки от 27 июля росли отдельные крупные контурные и небольшое количество мелких перьев всех птерилий; на правом крыле 1-5-е первостепенные и предпоследнее второстепенное маховые были старыми, 6-е выпало, 7-е отросло на 2 мм, у 8-го кисточка 12 мм, остальные маховые свежие; на левом крыле 7-е маховое — пенёк длиной 3 мм, 8-е отросло, но в основании его сохранился ещё чехлик длиной 7 мм, остальные — как па правом крыле. У взрослой птицы, встреченной 5 августа, хвост отрос приблизительно на 1.5 см.

Таблица 1. Пища АшЛызgustavi теп%Ь1еп (66 проб, 14 желудков)

Кормовые объекты

Стадия развития

Всего экз.

Встречаемость, %

Aranei Imago 36 30

Orlhoptera: 16 16.3

Gryllidae (Oecanthus longicauda) Imago 1

Acrididae Imago 2

Tetrigidae (Tetrix subulala, T. fuliginosa, T. simulaus,

T. japonica, Tetrix sp.) Larva, imago 13

Homoptera (Cicadinea) Larva, imago 19 13

Trichoptera Imago 1 1.4

Lepidoptera: 61 46.3

Notodontidae Pupa 2

Geometridae (Naxa seriaria) Larva 2

Lymantriidae (Orgyia recens и др.) Larva, imago 3

Pyralidae Imago 1

Tortricidae Larva, imago 13

Noctuidae (Meliana sp. и др.) Larva, imago 32

Прочие Lepidoptera Larva, imago 8

Coleoptera 12 18.5

Carabidae (Carabus sp., Odacantha puriloi и др.) Larva, imago 3

Chrysomelidae (Donacia ochroIeuca,

Plateumaris roseida и др.) Imago 9

Hymenoptera (Tenthredinidae) Larva, imago 2 2.8

Diptera: 81 45.6

Culicidae Imago 2

Chironomidae Imago 2

Tephritidae Imago 44

Tabanidae (Hibomitra sp.) Imago 17

Syrphidae Imago 1

Прочие Diptera Larva, imago 15

Mollusca: Gastropoda: Stylommatophora: 24 14.2

Lymnaeidae (Lymnaea auricularia) Imago 4

Planorbidae (Anisus acronicus) Imago 20

Примечание: встречаемость дана только для крупных таксонов, например, отрядов. 4780 Рус. орнитол. журн. 2020. Том 29. Экспресс-выпуск № 1984

В выкармливании птенцов принимают равное участие оба родителя. Корм собирают на земле и нижних частях стеблей и листьев трав. Во второй половине лета молодые кормятся и на ветвях деревьев. Пища довольно разнообразна (табл. 1) и состоит преимущественно из объектов мелких и средних размеров, среди которых основную роль играют чешуекрылые, двукрылые и пауки, составляющие более 2/3 общего числа объектов из проб и желудков. Значение различных групп беспозвоночных неодинаково по годам: основным кормом конька в 1977 году были пауки, жуки и чешуекрылые, встречаемость которых достигала 27.5, 27.5 и 24.1% соответственно, а общее число экземпляров 73.6%. В 1978 году птицы чаще приносили двукрылых (61.7%), чешуекрылых (55.3%) и пауков (27.7%), которые составили 72% общего числа особей.

Таблица 2. Некоторые сведения об экземплярах АпЛиз gustavi men%bieri, добытых в Приморье

Дата Пол Возраст Длина крыла, мм Вес, г

Остров Большой Пелис

11.05.1968 6 Ас1. 75.6 Нет дан.

09.09.1977 в БиЬаС. 74.1 19.6

Озеро Ханка, устье реки Верхний Сунгач

28.05.1977 в АС. 77.8 20.8

03.08.1977 в БиЬаС. 73.7 Нет дан.

14.08.1977 в БиЬаС. 78.2 20.3

01.08.1977 в ииу. 73.5 20.5

20.07.1978 в ииу. 76.4 19.6

01.08.1977 Не определён ииу. 73.2 21.0

13.07.1978 Не определён ииу. 73.4 20.3

27.07.1978 ? АС. 72.0 17.4

08.08.1977 ? БиЬаС. 71.0 17.9

17,08.1971

в

Посёлок Хасан БиЬаС.

78.9

20.6

Во время осеннего пролёта, как и весной, конёк Мензбира редок, обычно попадаются одиночки, гораздо реже группы до 6 птиц. Кочёвки начинаются во второй половине июля — в устье реки Раздольной первая птица отмечена 24 июля 1973. По наблюдениям в окрестностях Хасана, в устье Раздольной и на острове Большой Полис (залив Петра Великого), осенний пролёт идёт в течение августа и сентября без существенных колебаний численности. Последние птицы покидают Приморье, по-видимому, в первых числах октября, так как 23 сентября (материалы Зоологического института РАН) в устье Илистой была добыта самка, на острове Большой Пелис одиночная птица отмечена 25 сентября. В это время номинальная форма, появляющаяся в Приморье в середине сентября, довольно обычна, поэтому Л. g. menzbieri становится ещё менее заметным. На пролёте он предпочитает низкотравные

сырые луга с изреженной растительностью. Часто его можно встретить на просёлочных дорогах среди лугов и болот, на грязевых пляжах среди болот. При отсутствии благоприятных биотопов держится в зарослях высокой (около 2 м) полыни и других крупных трав, среди стеблей которых коньки свободно бегают, так как здесь нет мелкой густой растительности, препятствующей движению.

Учитывая крайне ограниченный коллекционный материал, имеющийся по коньку Мензбира, считаю целесообразным привести здесь (табл. 2) сведения о размерах и массе добытых мною птицах (экземпляры хранятся в фондах Зоомузея Дальневосточного университета).

Литератур а Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.

Гладков Н.А. 1954. Семейство трясогузковые Motacillidae // Птицы Советского Союза. М., 5: 594-691.

Глущенко Ю.Н., Шибнев Ю.Б. 1977. Новые данные о редких птицах Приморья // Материалы 7-й Всесоюз. орнитол. конф. Киев, 1: 49-50. Кречмар А.В., Андреев А.В., Кондратьев А.Я. 1978. Экология и распространение

птиц на Северо-Востоке СССР. М.: 1-191. Лабзюк В.И., Назаров Ю.Н., Нечаев В.А. (1971) 2020. Птицы островов северо-западной части залива Петра Великого // Рус. орнитол. журн. 29 (1981): 4626-4660. Лобков Е.Г. 1978. Краткий обзор птиц центральных районов Восточной Камчатки // Сб.

тр. Зоол. музея Моск. ун-та 17: 52-72. Назаренко А.А. 1971. Краткий обзор птиц заповедника «Кедровая Падь» // Орнитологические исследования на юге Дальнего Востока. Владивосток: 12-51. Назаров Ю.Н., Казыханова М.Г., Куринный В.Н. 1978. Пролёт птиц на острове Большой Пелис в сентябре 1977 г. // Материалы 2-й Всесоюз. конф. по миграциям птиц. Алма-Ата, 3: 148-150.

Омелько М.А. 1963. Новые материалы к орнитофауне Южного Приморья // Сообщ. Даль-

невост. фил. СО АН СССР 18: 119-121. Панов Е.Н. 1973. Птицы Южного Приморья (фауна, биология и поведение). Новосибирск: 1-376.

Портенко Л.А. 1960. Птицы СССР. М.; Л., 4: 1-414.

Портенко Л.А. 1973. Птицы Чукотского полуострова и острова Врангеля. Л., 2: 1-323. Рандла Т. 1971. Заметки о птицах Южного Приморья // Живая природа Дальнего Востока. Таллин: 235-239.

Черский А.И. 1915. Орнитологическая коллекция Общества изучения Амурского края во

Владивостоке // Зап. Общ-ва изучения Амур. края 14: 142-276. Шульпин Л.М. 1927. Новые данные по распространению птиц в Южно-Уссурийском

крае и описание новых форм // Ежегодник Зоол. музея АН СССР 28, 3: 398-406. Austin O.L. 1948. The birds of Korea //Bull. Mus. Comp. Zool. 101, 1: 1-301. Cheng Т.Н. 1976. Distributional list of Chinese birds. 2nd ed. Peking: 1-1280. Taczanowski L. 1893. Faune ornithologique de la Sibérie Orientale // Mém. Acad. Sci. St.-Pétersb. Sér. 7. 39: 1-1278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.