Научная статья на тему 'Биологическое выщелачивание цинка и меди из отходов флотацинного обогащения сульфидных руд Бурибаевского горно-обогатительного комбината в перколяционной установке'

Биологическое выщелачивание цинка и меди из отходов флотацинного обогащения сульфидных руд Бурибаевского горно-обогатительного комбината в перколяционной установке Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
986
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ / ВТОРИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ / МЕДЬ / ЦИНК / BIOLEACHING / WASTE RECYCLING / COPPE / ZINC

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Четверикова Дарья Владимировна, Бакаева Маргарита Дмитриевна, Четвериков Сергей Павлович, Логинов Олег Николаевич

Изучен процесс биологического выщелачивания в лабораторной перколяционной установке на отходах флотации сульфидных руд Бурибаевского горно-обогатительного комбината. Для моделирования процесса биовыщелачивания выбрана культура ИБ 2 состоящая из штаммов Acidithiobacillus ferrooxidans и Ferroplasma sp., выделенные из природного водоема находящегося на территории Сибайского филиала Учалинского горно-обогатительного комбината. В результате использования технологии биовыщелачивания удалось достигнуть глубины извлечения цинка 76% и меди 84%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Четверикова Дарья Владимировна, Бакаева Маргарита Дмитриевна, Четвериков Сергей Павлович, Логинов Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOLOGICAL LEACHING OF ZINC AND COPPER FROM THE SULPHIDIC ORES FLOTATION WASTE OF BURIBAY CONCENTRATING INDUSTRIAL COMPLEX IN THE PERKOLATOR

Process of biological leaching of a sulphidic ores flotation waste of Buribay concentrating industrial complex in laboratory perkolator is studied. For modeling process of a bioleaching The culture IB 2 consisting of strains Acidithiobacillus ferrooxidans and Ferroplasma sp., allocated from a natural reservoir in the territory of the Sibay branch of Uchaly concentrating industrial complex is applied. As a result of the bioleaching technology use 76% of zinc and 84% of copper was extracted.

Текст научной работы на тему «Биологическое выщелачивание цинка и меди из отходов флотацинного обогащения сульфидных руд Бурибаевского горно-обогатительного комбината в перколяционной установке»

УДК 504.062.2

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ ЦИНКА И МЕДИ ИЗ ОТХОДОВ ФЛОТАЦИННОГО ОБОГАЩЕНИЯ СУЛЬФИДНЫХ РУД БУРИБАЕВСКОГО ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА В ПЕРКОЛЯЦИОННОЙ УСТАНОВКЕ

©2013 Д.В. Четверикова, М.Д. Бакаева, С.П. Четвериков, О.Н. Логинов

Институт биологии Уфимского научного центра РАН, г. Уфа Поступила 12.06.2013

Изучен процесс биологического выщелачивания в лабораторной перколяционной установке на отходах флотации сульфидных руд Бурибаевского горно-обогатительного комбината. Для моделирования процесса биовыщелачивания выбрана культура ИБ 2 состоящая из штаммов АЫсИАпоЬасШт Ъгоох\с1ат и РеггорЫша яр., выделенные из природного водоема находящегося на территории Сибайского филиала Учалинского горно-обогатительного комбината. В результате использования технологии биовыщелачивания удалось достигнуть глубины извлечения цинка 76% и меди 84%.

Ключевые слова, биовыщелачивание, вторичная переработка отходов, медь, цинк.

Отходы горно-обогатительного и металлургического производства, включающие отвалы бедных руд, хвосты обогащения, шлаки и шламы металлургического производства, а так же промышленные стоки привлекают все большее внимание в качестве потенциального сырья для извлечения металлов [1-2]. Одним из перспективных направлений разработок в этой области могут стать биотехнологические решения проблемы [3-6]. Применение биологической технологии дает хорошие результаты на лежалых отвалах сульфидных отходов, позволяет работать с любыми объемами отходов, использовать простое (сезонное орошение куч) или более сложное (для работы в любые сезоны) оборудование [7, 8]. Такие технологии применяются во многих странах и в меньшей степени в России (Г.И. Каравайко и его ученики).

Основой биогеотехнологий являются микроорганизмы, способные к избирательному извлечению металлов из рудных пород или их отвалов, от видовых особенностей и стабильности свойств которых будет зависеть, в конечном счете, эффективность переработки отходов. В результате биологического окисления микроорганизмами сульфидов меди и цинка минералов сфалерита и халькопирита образуются сульфаты меди, цинка и железа, которые легко переходят в кислый раствор и могут быть извлечены из него общепринятыми способами.

Отходы флотационного обогащения отличаются от руд и концентратов как по содержанию целевых компонентов, так и состоянию минералов и питательных субстратов для литотрофных бактерий, что делает исключительно актуальным и перспективным разработку специальных биотехнологий с применением активных адаптированных штаммов микроорганизмов.

Четверикова Дарья Владимировна, младший научный сотрудник, e-mail: belka-strelka8031(S)yandex.ra; Бакаева Маргарит а Дмит риевна, к.б.н., старший научный сотрудник, е-mail: margo22(S)yandex.ra; Чет вериков Сергей Павлович, д.б.н., ведущий научный сотрудник, e-mail: che-kov(a!mail.ru; Логинов Олег Николаевич, д.б.н., проф., зав. лабораторией, e-mail: biolab316(S)yandex.ra

Целью работы было исследование различных режимов биологического выщелачивания отходов флотационного обогащения сульфидных медно-цинковых руд в перколяционных установках на отходах флотационного обогащения Бурибаевского горно-обогатительного комбината (ГОК).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В качестве сырья для биологического выщелачивания служили образцы отработанных медно-цинковых руд Бурибаевского ГОК, содержащие 67% пирита, 21% кварца, 0,8% халькопирита, 0,6% сфалерита, 6% серицита, 2% хлорита. Размер частиц: 20 - 900 мкм. Среднее содержание цинка и меди: 1,97±0,27 г/кг и 1,72±0,19 г/кг, соответственно.

Перколяционная установка представляла собой набор колонок, в которые помещалась отработанная руда (по 5000 г в каждую) (рис. 1). Через них пассивно фильтровался выщелачивающий раствор, который представлял собой раствор солей (мг/л): (№14)2804 - 132, (МёС12)х6Н20 - 53, СаСЬ^ШО - 147, КН2Р04 - 27.

Для постановки опытов была использована культура ИБ 2, состоящая из штаммов Аас/И/уоЬа-сШиъ /еггоох!с!ап8 и Реггор1аша 5р. в количестве 20 мл с титром 109 клеток/мл на один вариант опыта.

Для культивирования и хранения микроорганизмов, окисляющих железо, использована питательная среда Сильвермана и Лундгрена 9К [9].

Опыты в перколяционной установке были поставлены в двух режимах: «затопления» - когда скорость подачи раствора обеспечивала постоянное нахождение руды под слоем жидкости, и «смачивания» - с меньшей скоростью подачи раствора, приводящей лишь к смачиванию руды. Другим варьируемым фактором было соотношение по массе твердой фазы и выщелачивающего раствора (табл. 1).

Концентрацию меди и цинка в периодически отбираемых пробах измеряли на атомно-абсорбционном спектрофотометре КВАНТ-2А (Россия), а концентрацию железа - титрованием с

1690

ЭДТА. Численность железобактерий определяли по таблицам Мак-Креди после посева в серии разведений на жидкую селективную питательную среду 9К [10]. Статистическую обработку данных проводили с использованием компьютерной программы Excel 2003.

Рис. 1. Принципиальная схема установки биологического выщелачивания отходов флотационного обогащения

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика перехода в раствор ионов меди и цинка в процессе выщелачивания отхода флотационного обогащения Бурибаевского ГОК представлена на рис. 2.

Больше ионов цинка было извлечено из отходов на установках II и IV, где масса руды относилась к массе выщелачивающего раствора 1:5, а объем раствора был равен 25 л (рис. 2).

В этих вариантах опыта было выделено 76% и 73% цинка от содержавшегося в отходе. В других вариантах опыта доля извлеченного цинка была немного меньше: при объеме жидкой фазы 17,5 л во I и III установке в раствор выделялось 64% и 61% цинка, соответственно.

Глубина извлечения цинка из флотационного отхода зависела от объема использованного выщелачивающего раствора, но почти не зависела от скорости его фильтрации. Однако варианты опыта в режимах «затопления» и «смачивания» немного отличались динамикой выделения цинка в раствор. В режиме «затопления» максимальный прирост цинка в растворе приходился на 10-13 сутки эксперимента, тогда как в режиме «смачивания» на 1316 сутки. Это может быть связано как с разной скоростью выщелачивания цинка, так и с разной скоростью выхода выщелоченных ионов цинка из колонки, временно удерживаемых в ней за счет сорбции на поверхности частиц.

При биологическом выщелачивании меди из отходов флотационного обогащения Бурибаевского ГОК лучшие результаты были получены в варианте II, в котором было извлечено 84% меди. В вариантах опыта I, III и IV было извлечено 73%, 62% и 77% меди, соответственно.

Таким образом, при биологическом выщелачивании меди в режиме «затопление» выход меди выше, чем в режиме «смачивание».

Количество извлеченного железа Fe3+ в растворах биологического выщелачивания в разных вариантах опыта колебалось от 1368,5 мг/кг - 1835 мг/кг до 5537 мг/кг - 8450 мг/кг (рис. 3).

Концентрация железа в растворе возрастала, в основном, до 13 суток эксперимента. После чего выделение ионов железа из отходов флотации частично компенсировалось его осаждением на стенках емкостей и колонок. Количество извлеченного железа было выше в режиме «затопление». Разница в объеме выщелачивающего раствора оказывала влияние на выщелачивание железа таким образом, что концентрация железа в растворе была выше при меньшем его объеме (17,5 л), тогда как общее количество растворенного железа было больше в вариантах с большим объемом (25 л) раствора.

Таблица 1. Варианты опыта биологического выщелачивания отходов флотации в перколяционной установке

Вариант Режим (доля от общего объема раствора за 1 сутки) Соотношение фаз твердая:жидкая

I Затопление (1/3) 1:3,5

II 1:5

III Смачивание (1/9) 1:3,5

IV 1:5

1691

-х—I —■—II III

—Ж—IV

-х—I —■—II III

—ж—IV

1600 -,

Ь 1400 -

Е

| 1200 -

| 1000 -

I 800 -

а-

СП

о. 600 J

| 400

х

¡§ 200 0

Ш 1800

1 1600 а

& 1400

| 1200

? 1000

I- 800 №

О. 600

® 400

I 200 о

* 0

10 13

Срок инкубации,сутн-и

10 13

Срок инкубации,сутки

Рис. 2. Количество извлеченных ионов цинка (а) и меди (б) в раствор из отходов Бурибаевского ГОК

10000

10 13

Срок инкубации,сутки

16

21

-X—I —■—II —А—III —Ж—IV

Рис. 3. Количество железа (Бе3 ) извлеченного в раствор

Во всех вариантах опыта к концу эксперимента наблюдалась одинаковая численность железоокис-ляющих бактерий, которая составляла порядка 108 клеток/мл (табл. 2). В установке II скорость развития железоокисляющих бактерий была выше, уже к 13 сут эксперимента численность их составила

из отходов Бурибаевского ГОК

(6,0±0,4)-10 клеток/мл. В остальных вариантах опыта скорость размножения микроорганизмов была ниже. В варианте IV к 13 сут было зарегистрировано (2,0±0,4)-105 клеток/мл. Таким образом, лучшие условия для размножения железоокисляющих бактерий создавались в варианте опыта II.

1692

Таблица 2. Численность железоокисляющих бактерий в растворах биологического выщелачивания отходов Бурибаевского ГОК

Сроки отбора проб, сутки Численность железоокисляющих бактерий, клеток/мл

I II III IV

7 (ó.oío.d-io1 (2,0±0,3)-102 (1,4±0,4)-102 (1,7±0,2)-102

10 (8,0±0,5)-102 (5,5±0,1)-104 (6,0±0,3) 102 (1,4±0,5)-103

13 (1,4±0,2)-105 (6,0±0,4)-107 (6,5±0,2)-104 (2,0±0,4)-105

16 (5,5±0,3)-106 (1,3±0,5)-108 (2,0±0,1)-106 (1,7±0,3)-107

21 (6,5±0,3)-108 (8,0±0,2)-108 (6,0±0,4)-108 (5,5±0,1)-108

Таким образом, опытным путем было установлено, что при биологическом выщелачивании цинка и меди в перколяционной установке из отходов Бурибаевского ГОК вариант опыта, в котором масса руды относилась к массе выщелачивающего раствора как 1:5, а объем раствора был равен 25 л, обеспечивал высокую степень извлечения металлов в раствор.

СПИСОК ЛИТРАТУРЫ

1. Панин В.В., Воронин Д.Ю., Адамов Э.В., Крыпова Л.Н. Бактериально-химическое извлечение цинка из пром-продукгов и хвостов флотационного обогащения // Цветные металлы. 2005. № 11. С. 27-31.

2. Брусничкина-Кирилпова Л.Ю., Большаков Л А. Исследование процесса бактериального выщелачивания техногенных отходов норильского обогатительного производства // Цветные металлы. 2009. № 8. С.72-74.

3. Зотеев В.Г., Костерова Т.К., Морозов ALB., Рудницкая Н.В. Обоснование технологии захоронения отходов обогащения медно-цинковых руд, обеспечивающий защиту окружающей среды и возможность их повторной переработки // Горный инф.-аналиг. бюлл. 2004. № 5. С. 8590.

4. Дружина Г.Я., Татариное А.П., Яроги Ю.Б., Емельянов

Ю.Е. Применение кучного выщелачивания для комплексной переработки минеральных техногенных продуктов // Цветные металлы. 2009. № 1. С. 18- 20.

5. Гудков С.С., Емельянов Ю.П., Рязанова II.IL, Шкетова Л.Е. Биогидрометаллургическая переработка сульфидных руд // Цветные металлы. 2004. № 8. С. 47-48.

6. Славкина О.В., Фомченко П.В., Бирюков В.В., Архипов М.Ю. Исследование бактериального выщелачивания медно-цинкового рудного концентрата 3. Экспериментальная проверка двухстадийной рециркуляционной технологии выщелачивания межно-цинкового концентрата//Биотехнология. 2005. № 3. С. 48-54.

7. Кондратьева Т.Ф., Пивоварова ТА., Цатина H.A., Фомченко Н.В., Журавлева А.Е., Муравьев M.II., Мела-муд B.C., Булаев А.Г. Разнообразие сообществ ацидофильных микроорганизмов в природных и техногенных экосистемах//Микробиология. 2012. Т. 81. № 1. С 3-27.

8. Живаева А.Б., Башпыкова Т.В., Пахомова ГА., Дорошенко М.В., Кстиниченко Л.С. Воздействие бактерий на массивные медно-цинковые колчеданные руды // Цветные металлы. 2007. № 3. С. 60-64.

9. Биогеотехнология металлов: Практическое руководство / Под ред. Каравайко Г.И., Росси Дж., Агате А., Грудев С., Авакян З.А. М., 1989. 378 с.

10. Практикум по микробиологии / Под ред. А.И. Нетрусо-ва.М., 2005. 608 с.

BIOLOGICAL LEACHING OF ZINC AND COPPER FROM THE SULPHIDIC ORES FLOTATION WASTE OF BURIBAY CONCENTRATING INDUSTRIAL COMPLEX IN THE PERKOLATOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©2013 D.V. Chetverikova, M.D. Bakaeva, S.P. Chetverikov, O.N. Loginov

Institute of Biology, Ufa Sci. Centre of RAS, Ufa

Process of biological leaching of a sulphidic ores flotation waste of Buribay concentrating industrial complex in laboratory perkolator is studied. For modeling process of a bioleaching The culture IB 2 consisting of strains Acidithi-obacillus fetrooxidans and Ferroplasma sp., allocated from a natural reservoir in the territory of the Sibay branch of Uchaly concentrating industrial complex is applied. As a result of the bioleaching technology use 76% of zinc and 84% of copper was extracted.

Key words: bioleaching, waste recycling, coppe,; zinc.

Daria Chetverikova, junior researcher, e-mail: belka-strelka8031(S)yandex.ru; Margarita Bakaeva, Candidate of Biology, senior researcher, e-mail: margo22(S)yandex.ru; Sergey Chetverikov, Doctor of Biology, leading researcher, e-mail: che-kov(S!mail.ru; Oleg Loginov, Doctor of Biology, head of laboratory, e-mail: biolab316(S)yandex.ru

1693

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.