Научная статья на тему 'Биологический контроль бактериозов плодовых культур'

Биологический контроль бактериозов плодовых культур Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биологический контроль бактериозов плодовых культур»

КАРАНТИН

УДК 632.937

Биологический контроль бактериозов плодовых культур

И.В. КРЫМ, П.А. МЕЛЬНИК

Традиционно для борьбы с бактериозами в плодовых насаждениях использовали препараты на основе соединений меди - бордоскую жидкость, сульфат меди и другие медьсодержащие фунгициды. Эти вещества были эффективны как против бактериального некроза (возбудитель - Pseudomonas syringae), так и против бактериального ожога (Erwinia amylovora). Однако у соединений меди были обнаружены фито-токсические свойства. Частые обработки этими препаратами также приводили к ухудшению качества плодов.

В США для борьбы с бактериальным ожогом практиковалось использование антибиотиков, чаще всего стрептомицина и окситетра-циклина, что впоследствии привело к появлению устойчивых форм бактерий. В частности, штаммы бактерий, устойчивые и к стрептомицину, и к соединениям меди, были обнаружены в Канаде и западных штатах США.

В последнее время все более популярным становится использование бактерий. Как было обнаружено немецкими исследователями, в природных условиях развитие бактериального ожога на декоративных породах подавляли желтопигментные бактерии Pantoea agglomerans. Позднее было установлено, что они выделяют антибиотическое вещество, угнетающее рост колоний возбудителя бактериального ожога. Такие же свойства были обнаружены и у бактерий Pseudomonas fluorescens, на основе которых в США выпускается биопрепарат BlightBan.

Для изучения взаимоотношений возбудителей бактериальных болезней растений и их антагонистов P. agglomerans и P. fluorescens в при-

родных условиях проведены исследования в очаге поражения груши бактериальным раком (некрозом) коры и бактериальным ожогом плодовых. Во время интенсивного развития симптомов заболевания, совпадающего с фенофазами цветения-завязывания плодов и активного роста побегов (до их одревеснения), отбирали образцы и выделяли бактериальные культуры. Для их идентификации применяли как классические методы, так и способ изо-электрофокусирование белков, предложенный для определения карантинных микроорганизмов А.С. Сологубом.

Анализ образцов цветков до появления симптомов заболевания и при развитии поражения в виде темных полос и пятен на лепестках показал присутствие на их поверхности и в нектаре флюоресцирующих бактерий рода Pseudomonas. Позднее такие же бактерии были обнаружены в образцах коры груши, пораженной бактериальным раком. При выделении бактерий на питательную среду Кинга наблюдали угнетение роста возбудителя бактериального рака и постепенное вытеснение его более крупными и быстрорастущими колониями P. fluorescens. То же отмечали и по отношению к возбудителю бактериального ожога плодовых при выделении его из пораженных соцветий груши и яблони.

После появления экссудата на пораженных частях растений со временем его капли заселялись желтопиг-ментными бактериями, которые были определены как P. agglomerans. В первые дни после появления экссудата эти бактерии в нем еще отсутствовали, но в дальнейшем (при отборе проб с интервалом 2-3 дня) их количество в образцах нарастало, достигая максимума в конце мая -начале июня.

Присутствие бактерий в экссудате влияло на патогенные свойства возбудителя бактериального ожога. При заражении недозревших плодов груши выделенными из таких образцов штаммами наблюдали более медленное развитие поражения, отсутствие или крайне незначительное образование экссудата. В то же время бактерии, выделенные из образцов, свободных от Р. адд1отегаг^, были вирулентны на уровне эталонного штамма (Егш1та ату!оуога 1МВ9057). Так, изолят, полученный из корневой поросли груши-дички, вызывал появление экссудата уже на 2-й день после инокуляции, а изо-ляты, выделенные из образцов, заселенных Ра^оеа agglomerans, не ранее чем на 5-6-й день.

Инокуляция листьев груши бактериальной суспензией Р. fluorescens вызывала развитие темно-коричневых некротических пятен вокруг места заражения, а Р. agglomerans не проявляла фитопатогенных свойств. Учитывая, что Р. fluorescens описана в литературе как возбудитель бактериального поражения семян плодовых культур, к ее использованию в качестве средства против бактериального рака и бактериального ожога плодовых следует подходить осторожно.

В качестве основы для разработки средств биологического контроля бактериозов семечковых плодовых культур в первую очередь следует рассматривать Р. agglomerans. Ее применение может быть наиболее эффективным в периоды активного распространения инфекции бактериального ожога плодовых -во время цветения семечковых культур и при появлении на пораженных частях растений экссудата. Таким способом можно снизить распространение возбудителя, а также уменьшить поражение завязей, что позитивно повлияет на урожайность.

Украинская

научно-исследовательская станция карантина растений УААН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.