Е.А. Чанчаева, О.В. Карташова
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ АЛТАЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Изучены половое и физическое развитие детей коренной национальности, проживающих в разных районах Горного Алтая. Установлено, что темпы биологического созревания и показатели физического развития алтайских подростков характеризуются индивидуальной изменчивостью в зависимости от пола, возраста и природно-климатической зоны проживания.
Среди проблем, связанных с высокогорной адаптацией, весьма актуальной является проблема адаптации организмов разного возраста. Показатели роста и развития детей в возрасте 11-16 лет могут служить критерием оценки состояния акклиматизации группы. Известно, что многие адаптивные признаки, свойственные взрослому организму, формируются в детском возрасте [1]. В целом, изучив отличительные особенности процессов роста и развития детей, можно судить о некоторых механизмах адаптации для популяции людей, проживающих в условиях высокогорья.
Адаптация человека затрагивает широкий спектр общебиологических закономерностей и связана прежде всего с саморегулированием многокомпонентных функциональных систем [2, 3]. Наибольшую значимость для определения биологического возраста в пубертатный период приобретают параметры полового созревания, которые являются достаточно объективными критериями оценки как уровня развития в целом, так и состояния гормонального гомеостаза и отражают степень зрелости репродуктивной системы [4].
В Республике Алтай неблагоприятные условия характеризуются своеобразием абиотических экологических факторов (высотной поясностью, недостатком ряда микроэлементов в питьевой воде и почве, резко выраженной континентальностью климата) [5].
Материал и методы исследования
Учитывая имеющуюся зональность природноклиматических условий, мы изучали половое и физическое развитие детей коренной национальности, проживающих в разных районах.
Исследование проводилось в 2002-2004 гг. Объектом изучения стали подростки алтайской национальности 11-16 лет высокогорной, среднегорной и низкогорной зон Горного Алтая. Исследование проводилось на
Количественный состав
базе 6-11-х классов средних общеобразовательных школ с. Улаган, сел Онгудайского района (с. Нижняя Талда, с. Кулада, с. Каракол) и школы № 7 г. Горно-Алтайска Республики Алтай. Всего было обследовано 624 подростка, из них 144 (67 мальчиков и 77 девочек) из с. Улаган, 240 (120 мальчиков и 120 девочек) из Онгудайского района и 240 (120 мальчиков и 120 девочек) из г. Горно-Алтайска (табл. 1).
Все обследованные дети были разделены на группы, различающиеся по возрасту, полу и зоне проживания. Распределение по группам проводилось с интервалом в один год таким образом, что к 11-летним относились учащиеся в возрасте от 10 лет 6 месяцев до 11 лет 5 месяцев 29 дней [6]. Такое распределение по группам относилось и к 12-16-летним подросткам.
Наиболее достоверным показателем уровня биологического возраста, начиная с 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков, является степень полового созревания, которая определяется по выраженности вторичных половых признаков и возрасту менархе у девочек. Развитие вторичных половых признаков оценивалось по степени выраженности волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах) и на лобке (Р), а у девочек, кроме того, по степени развития молочных желез (Ма) с учетом возраста появления первых месячных (Ме) [6].
Степень полового созревания определялась на основании оценки стадий развития вторичных половых признаков, предложенной А.В. Мазуриным и И.М. Воронцовым (1985). Для определения стадии полового развития использовали таблицы, предложенные J. Tanner (1969), S. Fraiser (1980) (цит. по Н.И. Шабалову, 1996).
Антропометрические измерения проводились по общепринятой методике [7]. Определяли тотальные размеры тела: длину, массу, окружность грудной клетки. Массу тела измеряли на медицинских весах; длину тела -медицинским ростомером; обхватные размеры измеряли пластиковой лентой.
Т а б л и ц а 1
¡следованных учащихся
Возраст, лет Пол Высокогорье Среднегорье Низкогорье
11 Мальчики 10 20 20
Девочки 14 20 20
12 Мальчики 12 20 20
Девочки 12 20 20
13 Мальчики 10 20 20
Девочки 14 20 20
14 Мальчики 10 20 20
Девочки 12 20 20
15 Мальчики 13 20 20
Девочки 13 20 20
16 Мальчики 12 20 20
Девочки 12 20 20
Всего 144 240 240
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из показателей биологической зрелости организма является появление вторичных половых признаков, связанных с развитием эндокринной системы, что сопровождается изменениями в физическом развитии.
В результате исследований у подростков алтайской национальности, проживающих в разных климатогеографических зонах Горного Алтая, выявлена обычная последовательность появления вторичных половых признаков. У девочек вначале развиваются молочные железы, затем появляется оволосенение на лобке, далее - в подмышечных впадинах, после появляется менархе. Сравнение по степени развития молочных желез показало, что по этим характеристикам биологического возраста девочки-алтайки из сравнительно благоприятного низкогорного района обгоняют своих сверстниц из среднегорного и высокогорного районов.
Балльная оценка развития вторичных половых признаков показала, что девочки из высокогорного района незначительно отстают от своих сверстниц из среднегорного и низкогорного районов (табл. 2).
Было установлено, что в высокогорном районе, где неблагоприятные климатические условия, более значительно число девочек, отстающих от календарного возраста (р<0,05), при сравнении со среднегорьем - на 35,0%, с низкогорьем - на 58,6%, а девочек, соответствующих календарному возрасту (р<0,05), меньше при сравнении со среднегорьем на 35,5%, с низкогорьем -на 51,6%.
Распределение девочек исследуемых районов в зависимости от наличия менструаций к 16-летнему возрасту показало, что в низкогорье выявлено большее количество школьниц, имеющих менструации к 16 годам (при сравнении со среднегорьем - на 15%, с высокогорьем - на 17%).
Средний возраст менархе в низкогорном районе оказался равным 13 годам 6 месяцам, в среднегорном -13 годам 8 месяцам, в высокогорном - 13 годам 10 месяцам.
Оценивая выраженность как эстрогензависимых, так и андрогензависимых признаков полового развития при определении стадии пубертата, мы выявили, что девочки-алтайки низкогорной зоны (во все возрастные периоды) опережают своих сверстниц из среднегорной и высокогорной зон по половому развитию.
По развитию вторичных половых признаков мальчики, проживающие в высокогорной зоне (во все возрастные периоды), так же как и девочки, отстают от своих сверстников из среднегорного и низкогорного районов.
Анализ особенностей полового развития подростков алтайской национальности, проживающих в разных климатогеографических зонах Горного Алтая, позволил установить более позднее появление и развитие вторичных половых признаков у девочек и мальчиков, проживающих в высокогорном районе.
Результаты антропометрического исследования организма подростков показали, что в сравниваемых нами группах существуют различия. Так, подростки алтайской национальности, проживающие в высокогорном районе, достоверно чаще отстают от своих сверстников из среднегорного и низкогорного районов (р<0,05) и имеют меньшие показатели длины и массы тела, а также у них были обнаружены меньшие показатели ОГК во все возрастные периоды.
Оценка физического развития в зависимости от стадии половой зрелости показала, что мальчики-алтайцы, проживающие в высокогорном районе, так же как и девочки, отличаются меньшими соматическими размерами от своих сверстников из среднегорного и низкогорного районов. Однако мальчики среднегорья характеризуются более высокими показателями длины тела, чем мальчики низкогорья.
Таким образом, степень биологической зрелости оказывает влияние на гармоничность физического развития: больший процент гармонично развитых подростков наблюдается в низкогорном районе. Дисгармоничное физическое развитие сочетается с замедленными темпами полового созревания. При этом в высокогорье дисгармоничность физического развития чаще сочетается с избыточной массой тела, а в низкогорье - с ее дефицитом.
Т а б л и ц а 2
Физическое развитие девочек алтайской национальности, проживающих в разных климатогеографических зонах,
в зависимости от стадии половой зрелости
Возраст Район (число детей) Длина тела, см Масса тела, кг ОГК, см Половая формула
11 В (п = 14) 143,4±1,8 33,0±1,3 65,1±1,1 Ма1Р0Ах0Ме0
С (п = 20) 142,5±2,2 33,0±1,8 70,4±1,9 Ма1Р1Ах0Ме0
Н (п = 20) 140,6±1,6 36,1±1,5 70,4±1,3 Ма1Р1Ах1Ме0
12 В (п = 12) 150,1±1,7 38,5±2,1*** 70,3±1,6** Ма2Р1Ах0Ме0
С (п = 20) 151,3±2,1 42,1±2,3 76,6±1,8** Ма2Р2Ах1Ме0
Н (п = 20) 149,9±0,7 46,6±0,8*** 74,4±0,4 Ма2Р2Ах1Ме1
13 В (п = 14) 152,0±1,5** 43,0±2,0 72,4±1,9 Ма2Р2Ах1Ме1
С (п = 20) 153,6±0,9 48,7±1,1 81,3±1,1 Ма3Р2Ах2Ме1
Н (п = 20) 155,0±0,8** 48,0±1,5 76,6±0,7 Ма3Р2Ах2Ме2
14 В (п = 12) 154,0±1,7** 43,5±1,8* 70,5±0,9 Ма2Р2Ах2Ме3
С (п = 20) 155,8±1,3 53,6±2,3 85,2±2,0 Ма3Р3Ах2Ме3
Н (п = 20) 158,9±1,7** 52,4±1,2* 82,1±0,6 Ма3Р3Ах3Ме3
15 В (п = 13) 158,8±1,5 52,6±1,5 75,6±0,9 Ма3Р3Ах2Ме3
С (п = 20) 156,9±2,0 50,4±1,0 84,2±1,6 Ма3Р3Ах3Ме3
Н (п = 20) 157,8±1,1 х 51,7±1,1 81,2±0,7 Ма3Р3Ах3Ме3
16 В (п = 12) 157,8±1,8** 52,2±2,1 76,4±2,4 Ма3Р3Ах3Ме3
С (п = 20) 158,9±1,1 52,2±1,1 85,1±1,3 Ма3Р3Ах3Ме3
Н (п = 20) 161,7±1,0**х 57,4±1,1 84,9±1,4 Ма3Р3Ах3Ме3
Примечание. В - высокогорный, С - среднегорный, Н - низкогорный.
Т а б л и ц а 3
Физическое развитие мальчиков алтайской национальности, проживающих в разных климатогеографических зонах,
в зависимости от стадии половой зрелости
Возраст, лет Район (число детей) Длина тела, см Масса тела, кг ОГК, см Половая формула
11 В(п = 14) 136,6±1,8 29,8±1,2**х 67,6±1,0*** Р0Ах0
С (п = 20) 142,2±1,4 34,8±1,4 70,8±1,4 Р0Ах0
Н (п = 20) 142,6±1,6* 40,0±2,6** 74,5±2,4*** Р0Ах0
12 В(п = 12) 142,2±1,0** 31,9±0,7* 67,9±0,6 Р1Ах0
С (п = 20) 148,5±2,6** 39,1±1,6 74,9±1,7 Р1Ах1
Н (п = 20) 144,9±1,0* 41,1±1,2 71,3±1,1 Р1Ах1
13 В(п = 14) 148,7±1,5 36,2±1,1 69,4±1,1 Р1Ах1
С (п = 20) 158,6±1,9 47,9±1,5 78,7±1,4 Р2Ах2
Н (п = 20) 155,8±0,8 52,5±0,7* 78,1±0,6 Р2Ах2
14 В(п = 12) 160,3±2,9 48,4±2,7 76,9±1,2** Р2Ах1
С (п = 20) 164,9±1,5 54,4±1,4 85,1±1,1 Р3Ах2
Н (п = 20) 162,7±1,5 54,5±0,9* 83,0±1,8** Р3Ах2
15 В(п = 13) 164,7±1,9 52,1±2,4 81,8±1,7** Р2Ах2
С (п = 20) 164,5±2,1 51,2±1,3 83,5±1,1 Р3Ах3
Н (п = 20) 166,8±2,3 58,7±1,6 86,9±1,8** Р4Ах4
16 В(п = 12) 168,2±1,7 58,8±1,5 87,8±1,2 Р3Ах3
С (п = 20) 171,5±1,5 60,1±2,4 92,3±0,8 Р4Ах3
Н (п = 20) 169,8±1,6 59,9±1,0 89,4±1,0 Р4Ах4
Таким образом, основным фактором, влияющим на гормональный статус и скорость биологического созревания подростков, проживающих в разных климатогеографических зонах Горного Алтая, является высота территории. У подростков-алтайцев, проживающих в высокогорной зоне, генетически заложенные механизмы приспособления к среде обитания проявляются и в настоящее время в виде более позднего биологического созревания. Выявлены существенные различия в скорости биологического созревания и физического развития подростков 11-16 лет алтайской национальности в зависимости от зоны проживания. Более позднее наступление биологической зрелости сочетается с меньшими габаритными размерами тела подростков одного и того же календарного возраста.
Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Темпы биологического созревания подростков алтайской национальности, определяемые по разви-
тию вторичных половых признаков, характеризуются индивидуальной изменчивостью в зависимости от пола, возраста и природно-климатической зоны проживания.
2. Сравнительная характеристика показателей физического развития подростков алтайской национальности выявила их зависимость от зоны проживания и степени биологической зрелости. Более позднее наступление биологической зрелости сочетается с меньшими габаритными размерами тела подростков одного и того же календарного возраста.
3. Степень биологической зрелости оказывает влияние на гармоничность физического развития: больший процент гармонично развитых подростков наблюдается в низкогорном районе. Дисгармоничное физическое развитие сочетается с замедленными темпами полового созревания. При этом в высокогорье дисгармоничность физического развития чаще сочетается с избыточной массой тела, а в низкогорье - с ее дефицитом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Година Е.З. Морфологические особенности и некоторые закономерности ростовых процессов у детей и подростков в условиях высокогорья
Киргизии: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 1980. 35 с.
2. Михайлова С.А. Особенности состояния здоровья школьников Горного Алтая / Под ред. Л.М. Сухаревой, Ю.А. Ямпольской. М.: Универ-
Принт, 1996. 152 с.
3. Шестеринина Ж.Г. Влияние экологических и социальных факторов на формирование физического и полового развития девочек Горного
Алтая / Под ред. Л.М. Сухаревой, Ю.А. Ямпольской. М.: Универ-Принт, 2004. 92 с.
4. ЩедринаА.Г. Педология - наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. Новосибирск, 1996. 43 с.
5. Научное обеспечение федеральной целевой программы по оказанию медицинской, социальной помощи населению и нормализации санитар-
но-гигиенического состояния населенных пунктов Республики Алтай, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне: отчет о НИР (этапный): с. п. 5.4. / НИИ ЦРБКО; рук. Н.А. Мешков. М., 1997. 70 с.
6. СтавицкаяА.Б. Материал по физическому развитию / А.Б. Ставицкая, Д.И. Арон. М.: Медгиз, 1959. 150 с.
7. БунакВ.В. Антропометрия: Краткий курс. М.: Учпедгиз, 1941. 368 с.
Статья представлена научной редакцией «Биология» 18 октября 2007 г.