Научная статья на тему 'Биологическая безопасность: философско-методологический анализ'

Биологическая безопасность: философско-методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
723
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИОПОЛИТИКА / БИОТЕХНОЛОГИЯ / БИОБЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / ЭКОЛОГИЯ / BIOPOLICY / BIOTECHNOLOGY / BIOSAFETY / GENETICS ENGINEERING / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самарина Татьяна Валентиновна

В статье анализируются практические направления биологических исследований, которые непосредственно касаются проблем человека и среды его обитания (биотехнология, генетика человека, экология, совокупность медико-биологических наук).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOSECURITY: THE PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS

The article analyzes the practical directions of biological researches, which directly concern problems of the person and the environment of his habitation (biotechnology, human genetics, ecology, totality of biomedical sciences).

Текст научной работы на тему «Биологическая безопасность: философско-методологический анализ»

Одним из основных направлений, входящих в предметное поле биополитики как совокупности приложений наук и жизни к политической сфере, является использование биополитических исследований для решения практических политических проблем. Это проблемы, связанные с биомедицинской этикой, биотехнологией, генетической инженерией, экологией и охраной живой природы.

Достижения и перспективы биологических наук последних десятилетий ставят вопрос о переосмыслении фундаментальных основ познания природы человека. Человечество получило возможность оказывать влияние на процессы, определяющие суть и свойства живой материи, в том числе на биологическую природу человека (расшифровка генома человека, клонирование, методы модификации поведения человека и т.п.). Одно из средств для преодоления продовольственных, энергетических, сырьевых и экологических проблем видят в биотехнологии. Предполагается, что благодаря генной инженерии далеко вперед «шагнет» медицина, расширение знаний о мозге позволит не только лечить психические заболевания, но и при желании или необходимости изменять характер человека и его манеру поведения. Все это несет не только блага, но и немалые риски, являясь факторами угрозы глобальной безопасности постольку, поскольку многие достижения в силу своей востребованности начинают применяться, так и не получив надлежащего регулирования со стороны законодательства. Данное обстоятельство влечет за собой серьезные нарушения прав и интересов людей. Одновременно с этим отсутствие законодательной базы приводит к торможению развития других перспективных технологий. Таким образом, проблема контроля над научной мощью человечества приобретает особое значение именно в наши дни, и обеспечение темпа развития науки и технологии, минимизация рисков, укрепление их позитивных сторон во многом зависят от государственной политики в данной сфере.

Биополитика на государственном уровне должна иметь научно обоснованную юридическую базу, которая обеспечивала бы сохранение прав личности перед лицом спровоцированной или неспровоцированной техногенной или биологической угрозы.

Концепции государственной безопасности многих стран мира в настоящее время включают в себя представления об основных направлениях биобезопасности. Это проблемы, связанные и с укреплением положения отдельного государства в мировом сообществе, и с перспективными направлениями научных исследований и технологий, которые затрагивают биологическое разнообразие планеты, основы биологического существования человека, и с общемировой стратегией выживания человечества в условиях применения новейших достижений биологических наук [3, с. 80].

При этом речь в основном идет о потенциальных возможностях генной инженерии и о возникающих в данной связи острых конфликтах этического и религиозного характера. Можно ли допустить, чтобы человек стал «подменять Бога», создавая искусственные организмы, вмешиваясь в наследственность, занимаясь клонированием? Как все это отразилось бы на социальных отношениях в обществе? Что можно позволить и что следует запретить ученым, занимающимся генетическими манипуляциями? Сложность и значимость такого рода проблем очевидны, они подчеркиваются тем фактом, что во многих странах, включая и Россию, вопросы так называемой «биоэтики» регулируются на уровне государственного законодательства.

Ряд проблем биобезопасности, требующих своего решения, в том числе и биополитическими средствами, возникает в силу бурного развития биотехнологической промышленности на основе генетической инженерии - в настоящее время это основной путь, используемый для направленной модификации биообъектов в результате введения искусственно созданных генетических программ. Большинство вопросов, к решению которых привлекают биотехнологию, прямо или косвенно касается глобальных проблем, стоящих перед современной цивилизацией: загрязнение окружающей среды, угроза экологического кризиса, истощение запасов полезных ископаемых, нехватка продовольствия. В связи с этим биотехнология находится в сфере интересов бизнесменов, политических деятелей, ученых различных специальностей. Сенсации в биотехнологической области вызывают значительный общественный резонанс и широко обсуждаются в средствах массовой информации.

Риски, обусловленные развитием новых технологий, можно разделить на три группы [5, с. 35]. Во-первых, новые технологии обладают не только созидательным, но и большим разрушительным потенциалом, который трудно поддается контролю. Они могут стать угрозой и людям, и окружающей среде. Случайно или намеренно развитие и распространение достижений генной инженерии в принципе могут вызвать непредвиденные опасные заболевания или экологические потрясения. Во-вторых, по мере усложнения используемых технологий возникают чисто технические риски. В-третьих, существует группа рисков, связанных с этикой, системой ценностей и образом мышления. Даже самые первые шаги в области столь радикально новых технологий, как клонирование человека или создание искусственного интеллекта, вызвали «бурю» дискуссий по поводу этических аспектов подобных исследований, и они действительно могут принести результаты, совершенно неприемлемые с точки зрения устоявшихся морально-этических норм и людей, придерживающихся этих норм.

Однако следует учитывать, что условия реализации потенциальных возможностей технологических новшеств определяются не только научными факторами, но в конечном счете политическими и социальными.

Биотехнология сформировалась в последние десятилетия ХХ в. как новая форма промышленной технологии, основу которой составляет использование биологических процессов и агентов (микробных, животных или растительных клеток либо ферментов).

Наиболее четко просматриваются такие области применения методов современной биотехнологии, как медицина, производство пищевых продуктов, продукция животноводства и растениеводства и их переработка, а также ряд направлений «на стыках» генетики с другими технологиями. Ожидается их широкое использование для решения экологических проблем, в обрабатывающей промышленности, изготовлении новых материалов.

В биотехнологии, в которой доминирует принцип редукционизма, преобразование природы достигло такой точки развития, когда человек получил возможность не только управлять организмами, но и создавать новые с помощью рекомбинантных ДНК. Манипуляции с молекулярной частью живого не позволяют предсказать последствия данных изменений для целого организма. В этом плане Е.В. Брызгалина отмечает, что как основа биотехнологии генная инженерия нарушает главный принцип эволюции - принцип возникновения и развития жизни во всей ее целостности. Если в природе изменения происходят чрезвычайно медленно, через многообразие, то в лаборатории они осуществляются быстрыми темпами, за счет огромного размножения особей одного вида. При этом отсутствует проверка особи на способность стать исходным пунктом нового развития [3, с. 83].

С развитием биотехнологий связывают возможности интенсификации сельского хозяйства. Новые производства оказываются намного экономичнее, особенно в условиях, когда возможности увеличения производства продуктов питания за счет создания новых, более урожайных сортов растений методами традиционной селекции практически исчерпаны. Средством улучшения потребительских свойств пищевых продуктов становится генетическая модификация (создание ОМ-продуктов), что, безусловно, выгодно с экономической точки зрения. Однако распространение генетически модифицированных продуктов вызывает ряд вопросов, касающихся рисков отдаленных последствий их создания и практического использования: «Опасны или безопасны трансгенные сельскохозяйственные растения?»; Следует ли разрешать их широкое применение?»; «Должна ли генетически модифицированная продукция иметь соответствующую маркировку?».

«Выброс» на рынок генетически модифицированной продукции остро ставит вопрос биологической безопасности пищи. Способность государства обеспечить продуктами питания потребности своего населения, нормальный пищевой статус человека являются значимым элементом биологической безопасности страны. Пищевые продукты должны не только в полной мере удовлетворять физиологическую потребность человека в основных пищевых ингредиентах, но и стать важнейшим средством повышения устойчивости организма, адаптации его к неблагоприятным условиям жизни и труда.

Одним из направлений, обеспечивающих биологическую безопасность человека, является создание методов биологического тестирования, позволяющих выявлять многие тяжелейшие недуги

человека. Недооценка результатов этой деятельности в любой стране - непосредственная угроза ее безопасности.

Однако наряду с предоставлением огромных положительных возможностей неограниченное вмешательство в человеческую природу влечет за собой серьезные этические и правовые проблемы. Усиление политического веса биотехнологии, обусловленное реальными успехами и еще большими ожиданиями, может привести к нежелательным вмешательствам в наследственность живых существ путем генетических манипуляций. Кроме лечения болезней и нарушений, на что сегодня направлены правительственные программы во всех странах мира, неизбежно еще одно направление -использование возможности улучшить «породу». Внедрение современных методик, позволяющих определить носителей рецессивных генных комбинаций, порождает ряд вопросов, обсуждение которых затрагивает традиционные способы обоснования фундаментальных ценностей цивилизации: «Какая генотипическая и фенотипическая изменчивость оптимальна в человеческом обществе?»; «Кто отважится препятствовать большинству женщин и мужчин производить потомство без проведения подобного рода исследований, разрешая иметь детей только какой-либо элитарной группе?»; «Кому общество доверит такое решение?»; «Можно ли ожидать в обществе таких изменений, чтобы оно решило признать необходимым контроль над человеческой эволюцией, отказавшись от желания большинства людей без дополнительных условий продлить себя в своих детях?».

Расширение масштабов генной терапии без возможности передачи результатов генетического изменения будущему поколению со временем приведет к накоплению в пуле генов человечества наследственных заболеваний. Значительная часть популяции при таком развитии событий через определенный промежуток времени не сможет обходиться без трансгенных операций. При условии, что современная медицина все больше рассматривается не как реализующая право на охрану здоровья, а как сфера услуг, такие вопросы будут вызывать и значительную социальную напряженность.

Пока нигде в мире на официальном уровне не осуществлено слияние генетических технологий с евгеническими целями, но, возможно, перспективы такого слияния существуют. В настоящее время в связи с разработкой методов генетической инженерии и клонирования раздаются голоса в пользу улучшения человеческого социального поведения, например, путем устранения генетических корней агрессии и насилия посредством элиминации соответствующих генов [6, с. 231]. Эти мероприятия выступают как составная часть современных евгенических программ.

Наконец, непредсказуемы возникшие или вышедшие из-под контроля, или сознательно изготовленные биологические (генетические) агенты, которые могут поражать людей, животных и растения и в случае их сознательного использования становятся биологическим оружием. Государство должно быть готовым к противостоянию в случае использования биологического оружия и биологических агентов как странами, так и отдельными террористическими группами.

Важным направлением национальной безопасности России является ее экологическая составляющая. Стремительная индустриализация и экстенсивный промышленный рост в ХХ в. вызвали крупномасштабную деградацию природы во многих регионах России.

Концепция биобезопасности требует внедрения экологически чистых биотехнологий вместо стандартных, загрязняющих окружающую среду. Ближайшая и главная цель экологической политики, по мнению А. Кочеткова [4, с. 19], - добиться, чтобы экономический рост происходил без увеличения нагрузки на окружающую среду, т.е. на новой технологической базе.

Представляют интерес разработки по экосистемной биотехнологии [6, с. 71]. В отличие от генетической инженерии, экосистемная биотехнология не конструирует новые организмы, а устанавливает новые социальные, поведенческие связи между организмами, формируя многовидовые ассоциации и целые экосистемы. В ассоциациях/экосистемах организмы осуществляют процессы, неосуществимые для каждого биологического вида в отдельности.

Совершенно очевидно, что активное развитие научно-практической базы генетики влечет за собой появление трудноразрешимых морально-этических проблем. Человечество как бы не успевает давать

этическую оценку и предпринимать соответствующие меры декларационного или законодательного характера вновь возникающим методам, технологиям и возможностям. «Биополитики... обладая хотя бы базовыми знаниями по актуальным биологическим проблемам, .могли бы помочь в выработке политического курса по этим проблемам», - писал еще в 1972 г. А. Сомит [6, с. 75].

Сегодня в целях обеспечения биологической безопасности России предусмотрен ряд мер, и одной из наиболее важных является принятие Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности. Кроме того, Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека», вступивший в силу в 2002 г., вводит временный запрет на клонирование человека, учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия данного явления.

При этом следует отметить, что, хотя в настоящее время биополитика в России еще не сформирована, правовое и политическое регулирование использования биотехнологий, реализацию в стране экологической политики можно рассматривать как первые признаки ее формирования в обществе.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 20.05.2002 № 54-ФЗ (в ред. от 29.03.2010) «О временном запрете на клонирование человека» // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 05.07.1996 № 86-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СПС КонсультантПлюс.

3. Брызгалина Е.В. Биобезопасность человека и политика // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2002. № 3.

4. Кочетков А., Мехед Н. Современная Россия: ключевые проблемы безопасности // Власть. 2002. № 10.

5. Наука и общество на рубеже веков: Реферативный сборник. М., 2000.

6. Олескин А.В. Биополитика. Политический потенциал современной биологии: философские, политологические и практические аспекты. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.