Научная статья на тему 'БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛОВЕДА А.М. ПОЗДНЕЕВА (1851-1920) В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛОВЕДА А.М. ПОЗДНЕЕВА (1851-1920) В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛОВЕДЕНИЕ В РОССИИ / А.М. ПОЗДНЕЕВ / ИСТОРИОГРАФИЯ / МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДЫ / Б.Я. ВЛАДИМИРЦОВ / MONGOLIAN STUDIES IN RUSSIA / A.M. POZDNEEV / HISTORIOGRAPHY / MONGOLIAN PEOPLES / B. YA. VLADIMIRTSOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полянская Оксана Николаевна, Кузьмин Юрий Васильевич

Статья посвящена анализу научной литературы, освещающей биографию и наследие монголоведа Алексея Матвеевича Позднеева. А.М. Позднеев - выдающаяся личность в истории российского востоковедения, однако его деятельность и труды не всегда однозначно оценивались, особенно его современниками и представителями молодого поколения монголоведов, которые были его студентами в Санкт-Петербургском университете. Это, прежде всего, Б.Я. Владимирцов, В.Д. Котвич, а затем и их ученик Н.Н. Поппе. Однако наследие А.М. Позднеева настолько фундаментально, что современные исследователи истории буддизма, истории монгольских народов, литературы до сих пор обращаются к его трудам и дают самую высокую оценку его наследию. Анализ публикаций дает представление о широком диапазоне деятельности востоковеда, не только как ученого, но и как преподавателя, организатора одного из крупных центров востоковедения России рубежа XIX - XX вв. - Восточного института во Владивостоке, а также Практической восточной академии в Санкт-Петербурге. Проведенный анализ позволяет авторам статьи сделать вывод о недостаточной изученности наследия А.М. Позднеева, что не позволяет в должной мере показать его роль в развитии отечественного монголоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOGRAPHY AND SCIENTIFIC HERITAGE OF MONGOLIAN STUDIES SCHOLAR A. M. POZDNEEV (1851-1920) IN DOMESTIC HISTORIOGRAPHY

The article is devoted to the analysis of scientific literature covering the biography and legacy of the Mongolian studies scholar Alexei Matveyevich Pozdneev. A.M. Pozdneev is an outstanding personality in the history of Russian eastern studies, but his activities and works were not always unambiguously assessed, especially by his contemporaries and representatives of the young generation of Mongolian studies scholars who were his students at St. Petersburg University. This is, first of all, B. Ya. Vladimirtsov, V.D. Kotvich, and then their student N.N. Poppé. However, the legacy of A.M. Later, it is so fundamental that modern scholars of the history of Buddhism, the history of the Mongol peoples, literature still refer to his works and give the highest assessment of his legacy. Analysis of publications gives an idea of a wide range of activities of an orientalist, not only as a scientist, but also as a teacher, organizer of one of the major centers of oriental studies in Russia at the turn of the XIX - XX centuries. - Oriental Institute in Vladivostok, as well as the Practical Oriental Academy in St. Petersburg. The analysis allows the authors of the article to conclude that the legacy of A.M. Later, this does not allow us to adequately show his role in the development of Russian Mongolian studies.

Текст научной работы на тему «БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛОВЕДА А.М. ПОЗДНЕЕВА (1851-1920) В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

References and Sources

1. Lancova Yu.N. Rasprostranenie pravoslaviya sredi kitajcev i korejcev v Zabajkal'e (po materialam «Zabajkal'skih eparhial'nyh vedomostej») // Prigranichnyj region v istoricheskom razvitii. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Godu edinstva rossijskoj nacii, 80-letiyu pedagogicheskogo obrazovaniya v Zabajkal'e. Chita, 26 oktyabrya 2018 g. - Chita: Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet, 2018. -Ch. 2. - S. 51-54.

2. Pashinin A. V. Istochniki po genealogii kreshchenyh inorodcev v materialah Zabajkal'skih eparhial'nyh vedomostej (ZEV) za 1900-1917 gg. // Vestnik Buryatskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. - 2018. - №2(30). - S. 72-80.

3. Lepilkina O. I. Stanovlenie i tipologicheskie harakteristiki eparhial'nyh vedomostej v XIX - nachale XX vv. // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - N°2. - S. 103-107.

4. Troickij A., protoierej. Eparhial'nye vedomosti. // Pravoslavnaya enciklopediya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.pravenc.ru/text/190001.html (data obrashcheniya: 01.11.2020).

5. Chizhov R. V. Rol' periodicheskoj pechati v konsolidacii regional'nogo kul'turnogo soobshchestva (na primere deyatel'nosti «Yaroslavskih eparhial'nyh vedomostej» 1860-1917 gg.): avtoref. diss. ... kand. kul'turologii. - M., 2006.

6. Averyachkina T. S. Periodicheskaya pechat' Zabajkal'skoj oblasti (vtoraya polovina XIX veka - fevral' 1917g.). - Chita: ZIP SibUPK, 2015. - 160 s.

7. Zabajkal'skie eparhial'nye vedomosti. - 1900-1919.

8. Kosyh V. I. Iz istorii izdatel'skoj deyatel'nosti Zabajkal'skoj eparhii (90-e gg. XIX - nachalo XX v.) // Vtorye Makushinskie chteniya (23-24 maya 1991 g., g. Tomsk). - Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 1991.

9. Troickij A., protoierej. Zabajkal'skie eparhial'nye vedomosti. // Pravoslavnaya enciklopediya. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.pravenc.ru/text/182395.html (data obrashcheniya: 30.10.2020).

ДРОБОТУШЕНКО ЕВГЕНИИ ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, декан историко-филологического факультета Забайкальского государственного университета (DRZZ@yandex.ru).

DROBOTUSHENKO, EVGENY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, the Dean of the Faculty of History and Philology, Transbaikal State University (DRZZ@yandex.ru)..

УДК 92Позднеев(517.3):930(092) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-43-51

ПОЛЯНСКАЯ О.Н., КУЗЬМИН Ю.В. БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛОВЕДА А.М. ПОЗДНЕЕВА (18511920) В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ1

Ключевые слова: монголоведение в России, А.М. Позднеев, историография, монгольские народы, Б.Я. Владимирцов.

Статья посвящена анализу научной литературы, освещающей биографию и наследие монголоведа Алексея Матвеевича Позднеева. А.М. Позднеев - выдающаяся личность в истории российского востоковедения, однако его деятельность и труды не всегда однозначно оценивались, особенно его современниками и представителями молодого поколения монголоведов, которые были его студентами в Санкт-Петербургском университете. Это, прежде всего, Б.Я. Владимирцов, В.Д. Котвич, а затем и их ученик Н.Н. Поппе. Однако наследие А.М. Позднеева настолько фундаментально, что современные исследователи истории буддизма, истории монгольских народов, литературы до сих пор обращаются к его трудам и дают самую высокую оценку его наследию. Анализ публикаций дает представление о широком диапазоне деятельности востоковеда, не только как ученого, но и как преподавателя, организатора одного из крупных центров востоковедения России рубежа XIX - XX вв. -Восточного института во Владивостоке, а также Практической восточной академии в Санкт-Петербурге. Проведенный анализ позволяет авторам статьи сделать вывод о недостаточной изученности наследия А.М. Позднеева, что не позволяет в должной мере показать его роль в развитии отечественного монголоведения.

POLYANSKAYA, O.N., KUZMIN, Yu.V. BIOGRAPHY AND SCIENTIFIC HERITAGE OF MONGOLIAN STUDIES SCHOLAR A. M. POZDNEEV (1851-1920) IN DOMESTIC HISTORIOGRAPHY

Key words: Mongolian studies in Russia, A.M. Pozdneev, historiography, Mongolian peoples, B. Ya. Vladimirtsov.

The article is devoted to the analysis of scientific literature covering the biography and legacy of the Mongolian studies scholar Alexei Matveyevich Pozdneev. A.M. Pozdneev is an outstanding personality in the history of Russian eastern studies, but his activities and works were not always unambiguously assessed, especially by his contemporaries and representatives of the young generation of Mongolian studies scholars who were his students at St. Petersburg University. This is, first of all, B. Ya. Vladimirtsov, V.D. Kotvich, and then their student N.N. Poppe. However, the legacy of A.M. Later, it is so fundamental that modern scholars of the history of Buddhism, the history of the Mongol peoples, literature still refer to his works and give the highest assessment of his legacy. Analysis of publications gives an idea of a wide range of activities of an orientalist, not only as a scientist, but also as a teacher, organizer of one of the major centers of oriental studies in Russia at the turn of the XIX - XX centuries. - Oriental Institute in Vladivostok, as well as the Practical Oriental Academy in St. Petersburg. The analysis allows the authors of the article to conclude that the legacy of A.M. Later, this does not allow us to adequately show his role in the development of Russian Mongolian studies.

В 2021 г. исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося ученого, востоковеда, прежде всего монголоведа, преподавателя, организатора науки и востоковедного образования в России Алексея Матвеевича Позднеева. Его научное наследие многообразно. Это фундаментальные труды по истории и культуре монгольских народов, отдельные публикации по организации

1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (проект № 20-59-44008 «Мировое и российское монголоведение: национальные школы, концепции, персоналии»).

преподавания восточных языков, учебники и учебные пособия, как для студентов, так и для школьников - детей калмыков и бурят, а также переводы, комментарии и публикации ранее неизвестных монгольских летописей, работа по переводу Священного Писания и многое другое. В связи с широким диапазоном, его труды привлекали и привлекают внимание исследователей из разных сфер научного знания. В свою очередь, они давали оценку трудам востоковеда и, в целом, его работе на поприще монголоведения.

Первыми, кто написал об А.М. Позднееве, его работах по монголоведению были современники - коллеги ученные-востоковеды. Выступая с рецензиями на его научные труды, они высказывали и свое отношение к ученому. После выхода в свет труда «Очерки жизни и быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу» (СПб., 1887) ученый синолог В.П. Васильев дал положительный отзыв о данной работе и, в целом, высоко оценил вклад ученого, подчеркнув его знание монгольских народов, прекрасное владение языком, что дало возможность собрать достоверные сведения и поэтому нарисовать объективную картину, которую «мог бы начертать именно он» [1, с. 421, 430].

Однако индолог И.П. Минаев, напротив, критиковал этот же труд А.М. Позднеева за излишнее, на взгляд рецензента, прославление института ламства, его роли среди монголов, что противоречило критическому мнению по этому вопросу, высказанному Позднеевым ранее; также им были сделаны замечания по переводу источников [2, с. 434], что фактически означало рекомендацию исследователям придерживаться критического анализа работ монголоведа и тщательно проверять предоставленные им сведения. В журнале Министерства Народного просвещения с критической статьей в адрес работы А.М. Позднеева «Монгольская летопись «Эрдэнийн эрихэ»» выступил Н.И. Веселовский. Особой критике Н.И. Веселовский подверг намерение А.М. Позднеева привлечь для упорядочения и разъяснения политических событий Монголии XVII в. китайские источники, которые якобы были использованы монголоведом «неразборчиво» [3, с. 237]. Ссылаясь на эту работу А.М. Позднеева, монголовед Б.Я. Владимирцов также подчеркивал «небрежность» в обращении с источниками [4, с.24]. Критическое мнение высказывал Б.Я. Владимирцов и по поводу исследований Алексея Матвеевича по истории монгольской литературы, особенно периода Юаньской династии, не соглашаясь с тем, что из этого периода монголы по части литературы не сохранили ничего [5, с. 338]. Б.Я. Владимирцов, вместе со своими наставниками В.Л. Котвичем и А.Д. Рудневым, относили себя к «монголистам новой школы» и противопоставляли себя предыдущим поколениям монголоведов, особенно А.М. Позднееву, который, по мнению Владимирцова, занялся изучением Монголии «во внутрь», что привело к разрыву «связей со смежными областями знаний...» [6, с. 305].

Негативное отношение высказывал к А.М. Позднееву и Н.Н. Поппе - ученик Б.Я. Владимирцова. Н.Н. Поппе характеризует Алексея Матвеевича «как плодовитого, но слабого монголиста, плагиатора и похитителя ценностей во время экспедиций; его коллекция, по словам Поппе, собиралась нечестным образом» [7, с.17]. В защиту А.М. Позднеева от критики Н. Поппе выступил востоковед В.М. Алпатов: «Мы не знаем, насколько справедливы обвинения А.М. Позднеева в воровстве и плагиате, но несомненно, что он был достаточно серьезным ученым, внесшим большой вклад в монголистику. Видна явная неприязнь Н. Поппе к А.М. Позднееву, которого он лично не знал; скорее всего, она перешла к нему от учителя. Б.Я. Владимирцов в ранние свои годы немало спорил с А.М. Позднеевым, а ученик последнего С.А. Козин был в 30-е гг. единственным реальным конкурентом Поппе в монголистике» [7, с.17].

Мы в своих публикациях также выступаем в защиту А.М. Позднеева: несомненно, более молодым поколением монголоведов (Владимирцов, Котвич, Руднев) было сделано много, они дали старт лингвистическому направлению в монголоведении. Однако зачем же противопоставлять «новое монголоведение» и предыдущие этапы развития научной школы монголоведения? - Благодаря экспедиционной деятельности старшего поколения монголоведов, совершивших не одну поездку в регионы проживания монгольских народов, собравших богатейшие коллекции рукописей на восточных языках, стало возможным дальнейшее развитие монголоведения и, особенно, становление его лингвистического направления [8, с.68].

Советская историография очень скудна на подробные биографии ученых и оценку научного наследия востоковедов, но тем не мене есть работы [9, с. 135], посвященные отдельным центрам отечественного востоковедения, с которыми была связана научная и преподавательская

деятельность Алексея Матвеевича Позднеева. О нем, в связи с развитием китаеведения в Восточном институте во Владивостоке, пишет П.Е. Скачков [10, с.187]. Петербургский период монголоведа кратко освещает З.К. Касьяненко в статье «Монголоведение в Санкт-Петербургском университете (1855-1917) [11, с. 141-159]. Все отмечают его немалый вклад в развитие ориенталистики, разносторонний характер его научного наследия.

Особенно следует выделить подробную статью об А.М. Позднееве советского монголоведа Нины Павловны Шастиной. Работа Н.П. Шастиной, написанная в середине XX в., однако опубликованная только в 2003 г. в научном журнале «Мо^оНса», посвященном 150-летию Алексея Матвеевича Позднеева со дня рождения [12], и сегодня остается единственной наиболее полной публикацией, отражающей как биографические, так и научные вехи монголоведа А.М. Позднеева. Н.П. Шастина со всей скрупулезностью, присущей ей как исследователю, достаточно подробно, насколько позволяют рамки статьи, описала жизненный и научный путь А.М. Позднеева, сделала анализ его основополагающих трудов по истории Монголии, обратила внимание на оценку деятельности ученого его коллегами-современниками, подчеркнув их неоднозначное отношение к А.М. Позднееву и объяснив это реакционностью взглядов последнего («был крайним реакционером») [12]. Анализируя научное наследие ученого, Н.П. Шастина отметила широкий диапазон его интересов. Это литературоведение, история, религия, этнография. Его необычайное трудолюбие способствовало созданию 122 фундаментальных труда, 7 из которых - монографии. Н.П. Шастина отдает А.М. Поздневу «ведущую роль» в монголоведении последней трети XIX в. [12].

В коллективной работе «История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 г.» [13, с. 268] дана широкая панорама состояния российской ориенталистики в пору ее расцвета. Впервые в едином комплексе сосредоточены практически все сведения об изучении Востока в России указанного периода. Создание обобщенной картины развития истории востоковедения в целом не дает возможности подробного освещения деятельности одно ученого или центра.

Петербургскому центру монголоведения посвящена монография Д.Б. Улымжиева «Монголоведение в России во второй половине XIX - начале XX вв.: петербургская школа монголоведов» [14, с. 78]. Эта книга, увидевшая свет в 90-е гг. XX в., открывает новый этап в изучении истории монголоведения, как времени повышенного интереса к истории Востока и истории становления знаний о нем, времени пересмотра устоявшихся взглядов на историю. Значительное внимание стало уделяться и роли личности в истории, значению деятельности отдельного исследователя. Д.Б. Улымжиев посвятил особую главу научному наследию А.М. Позднеева, отметив большой вклад ученого в создание богатейшего источниковедческого и историко-этнографического собрания материалов по истории и культуре монголов [14, с.79], показав его роль в изучении и популяризации современной ему Монголии [14, с.81]. Д.Б. Улымжиев подробно останавливается на работе Алексея Матвеевича по изучению письменных памятников и монгольских летописей, особенно «Сокровенного сказания монголов» -величайшего памятника древнемонгольской литературы [14, с.88]; монгольской летописи «Эрдэнийн эрихэ», открытой Позднеевым в 1879 г. и опубликованной в 1883 г., перевод и издание которой оценивает как значимое событие в научной жизни последней четверти XIX в. [14, с.90]. Как и другие фундаментальные труды А.М. Позднеева, написанные им в 80-90- е годы XIX в., они не потеряли своей научной значимости и для современных исследователей. Сегодня авторы научных публикаций, посвященных какой-либо проблеме в монголоведении, будь то изучение фольклора, буддизма, социально-политической истории Монголии не обходятся без обращения к трудам А.М. Позднеева, которые являются источником для изучения вопросов широкого диапазона.

Э. Базарон, занимаясь историей тибетской медицины, особое значение придает трудам А.М. Позднеева в этой области: «Более ценным научным исследованием по источникам тибетской медицины ... считается дословный перевод первых двух томов «Чжуд-ши» с тибетского и монгольского языков на русский язык, осуществленный в 1908 г. монголоведом проф. А.М. Позднеевым. Работа А.М. Позднеева «Учебник тибетской медицины», хотя охватывает шестую часть трактата «Чжуд-ши», является крупным источниковедческим исследованием этого

основного руководства тибетской медицины и не потеряла своего научного значения и поныне» [15, с.3].

И.В. Кульганек отмечает вклад А.М. Позднеева в исследовании калмыцкого героического эпоса «Джангар» («российские ученые А.М. Позднеев и В.Л. Котвич сделали его доступным для исследователей, ввели в науку» [16, с. 23-25]), а также говорит о его вкладе в переводческую деятельность Священного Писания. В 2000 г. И.В. Кульганек опубликовала ранее неизвестную работу А.М. Позднеева, в которой отражена позиция этого ученого по отношению к переводам христианской литературы, представлены своего рода методические указание для переводчиков-священников [17, с.17].

А.М. Позднеев особое внимание уделял делопроизводству монголов, считал важным знакомство с ним студентов, слушателей учебных заведений и востоковедных курсов. В связи с этим, он собрал во время своих научных командировок в Монголию документы различного содержания. «Копии отчетов консульства в Урге за 1860-1980-е годы ... наряду с иными материалами по истории российско-монгольской торговли», отмечает в своей работе «Консульская служба России в Монголии (1861-1917)» А.А. Сизова [18]. Она же пишет о том, что «А.М. Позднеев дал первое относительно подробное описание внешнего вида консульства, русской колонии, кладбища в Урге. Он также сделал краткий экскурс в историю взаимоотношений первых консулов с маньчжурскими властями и ламаистским духовенством, на основе которого можно выявить характер и приемы, которыми пользовались российские дипломаты для достижения взаимопонимания с местными элитами» [18, с.17].

Т.В. Ермакова вводит в научный оборот одно из писем А.М. Позднеева из экспедиции 18921893 гг. в Монголию и Китай, которое освещает малоизученный аспект его деятельности -подготовку аналитических материалов по политическому положению в Монголии, по налаживанию дипломатических контактов России с цинским Китаем. «В этих материалах в полной мере проявилась его компетентность как страноведа-культуролога. Именно глубокое знакомство с буддийскими регионами, в первую очередь Монголией, способствовало осмыслению ученым различий в образе жизни и культуре этносов» [19, с. 79], - пишет Т.В. Ермакова.

В продолжение темы изучения А.М. Позднеевым официальных документов, исследователь А.В. Попов подверг текстологическому или источниковедческому анализу два служебных письма монгольских чиновников, датированных первой третью XIX в. Оба документа привезены из Монголии А.М. Позднеевым. Их рукописные копии в 1898 г. были изданы учеником Алексея Матвеевича Г.Ц. Цыбиковым в сборнике материалов, предназначавшемся в качестве учебного пособия по курсу практического монгольского языка [20, с. 103]

С.С. Сабрукова в статье «Опыт тибето-монгольских штудий А.М. Позднеева (по материалам архива востоковедов ИВР РАН)» вводит в научный оборот документы в виде рабочих тетрадей, конспектов, рецензий, переводов и собранные самим фондообразователем материалы с описанием содержания и формальных характеристик. Он отмечает особую ценность источников и в биографии монголоведа, так как они «являются свидетельством многогранной научной жизни ученого и характеризуют подходы к организации работы над тибетскими источниками» [21, с.36].

А.М. Позднеев, как исследователь истории и догматов буддийской веры, во время командировок по Монголии собрал бесценные материалы, сделал описание буддийских храмов, приобрел коллекцию буддийских скульптур, судьба которой в последствии оказалась трагичной, о чемм пишут авторы книги «Алексей Матвеевич Позднеев и его восточная коллекция» В.Е. Войтов и Н.А. Тихменева-Позднеева [22, с. 67].

Исследователи, занимающиеся историей буддизма в Монголии, всегда обращаются к работам А.М. Позднеева это: Ванчикова Ц. П. [23, с. 207], Елихина Ю.И. [24, с.202], Ермакова Т.В. [25, с. 327; 26, с.15; 27, с.17].

Отрывок Дневника поездки А.М. Позднеева к калмыкам 1919 г. был опубликован С.С. Сабруковой [28]. Документ является источником по истории буддизма у калмыков. Кроме того, исследователь в целом дает высокую оценку просветительской деятельности А.М. Позднеева среди калмыков, говорит о том, что Алексей Матвеевич, находясь на службе при Департаменте народного просвещения, «нередко выезжал с инспекцией и способствовал, благодаря своей активной жизненной позиции, созданию учебных материалов» [28, с.68] для детей калмыков.

Широкий диапазон исследовательской, научной работы А.М. Позднеева способствовал глубокому пониманию философии буддизма. Об этом говорит в своих публикациях Т.В. Ермакова: «Позднеев сочетал в своей профессиональной деятельности основательную страноведческую подготовку, широкий круг теоретических интересов и практическую, прикладную направленность своих научных занятий. Ему приходилось также работать и как этнографу, изучая житейские реалии буддистов, особенности буддийской культовой практики. [19]. Особенно подчеркивает Т.В. Ермакова значимость большого опыта экспедиционной работы, что позволяло А.М. Позднееву проводить тщательный анализ документов, «именно это выделяло его из ряда предшественников, совершавших поездки в регион» [19], проживания монгольских народов; указывает на тот факт, что монголовед «занимает почетное место первого исследователя живого монгольского буддизма. Ученый установил его историко-культурную уникальность, связал особенности буддийской культуры Монголии с доминирующим хозяйственно-культурным типом - кочевым скотоводством» [26]. Современное возрождение буддизма в Монголии и регионах России, «законодательно инициированная практика возрождения исторических и организации новых монастырей» приобретает актуальность, «делает востребованным системное описание монгольской буддийской жизни» [26]. Описание дацанов Бурятии, сделанные А.М. Позднеевым во время экспедиционный работы, являются источниковой базой работ по истории дацанов исследователя Д.С. Жамсуевой [29, с.184; 30, с.93].

Особый этап в жизни А.М. Позднеева - организация деятельности Восточного института во Владивостоке с 1899 по 1903 гг. Именно в этот период монголовед актуализировал важность подготовки востоковедов практиков, особенно подчеркивая знание не только восточного языка, но и необходимость преподавания современного экономического, политического, культурного положения изучаемой страны. Одной из первых работ, посвященных этому аспекту деятельности ученого, была опубликованная в 1994 г. А.Н. Хохловым статья «А.М. Позднеев - основатель Восточного института во Владивостоке». Ее автор отмечал, что А.М. Позднеев стоял у истоков создания учебного учреждения, задача которого «сводилась к подготовке практических кадров, владеющих восточными языками, для дипломатических, коммерческих, религиозных и военных учреждений» [31, с.37] и блестяще с этим справился.

Историки Дальнего Востока сегодня значительное внимание уделяют истории становления Владивостокского центра востоковедения, которая естественным образом связана с историей Восточного института [32, с. 125; 33, с.502]. Поднимая архивные документы по этой тематике, они не обходят стороной и деятельность А.М. Позднеева на посту первого директора - организатора Института, отмечая его настойчивость, целеустремленность, преданность делу и решению поставленных задач, затрагивая вопросы и личной биографии, и его работу в качестве преподавателя восточных дисциплин, и организацию работы института, включая подбор преподавательских кадров, в судьбе которых А.М. Позднеев сыграл ключевую роль.

Исследователи научных биографий востоковедов неизбежно освещают и роль Алексея Матвеевича. Это работы О.П. Еланцевой [34, с.138; 35, с.40; 36, с.102], А.А. Хаматовой [37, с.34], А С. Дыбовского [38, с. 83-105], О.А. Трубич [39, с.126], В.М. Серова [40, с.14], Е.А. Георгиевской [41, с. 25], С.Ю. Врадий [42, с.63; 43, с. 44], В.Н. Корегляд [44, с.130], А.М. Решетова [45]. Таким образом, деятельность А.М. Позднеева в основном представлена в контексте работы Восточного института во Владивостоке. Среди этой группы публикаций следует выделить статьи О.П. Еланцевой [36] и А.С. Дыбовского [38], посвященные непосредственно А.М. Позднееву, его работе в качестве директора ВИ, сыгравшего ключевую роль в появлении авторитетного центра востоковедения на Дальнем Востоке.

Мы также посвятили несколько публикаций деятельности А.М. Позднеева, как организатора востоковедческого образования в России и продолжателя традиций российской научной школы, - сначала на посту директора Восточного Института во Владивостоке, а затем и во главе Восточной практической академии в Санкт-Петербурге. В этой связи отмечаем, что Алексей Матвеевич был профессионалом и в научной, и в педагогической деятельности, и как организатор науки и образования в России [47, с. 299; 48, с. 119; 49, с.143]. Трагично сложились последние дни его жизни. Умер ученый (1920) фактически в забвении и нищете. Печальной оказалась и судьба его коллекций (об этом наша публикация «Жизнь, судьба и научное наследие монголоведов России после 1917 г.: А.М. Позднеев (1851-1920)») [50].

Таким образом, рассматривая публикации об А.М. Позднееве и его научном наследии, на первый взгляд, может показаться, что все стороны его многогранной деятельности хорошо изучены. Однако это преждевременные выводы. Существующие публикации действительно только подчеркивают разноплановую работу монголоведа, намечают вопросы, которые требуют дальнейшего скрупулезного изучения. Это позволит снять неоднозначные, ничем неподтвержденные критические оценки отдельных трудов ученого и, в целом, его взглядов на вопросы истории и культуры монгольских народов. А.М. Позднеев, его многогранная деятельность человека, ученого, педагога, общественного и государственного деятеля заслуживает целостного, комплексного исследования.

Литература и источники

1. Васильев В.П., Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу // Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1888. - Ч. ССЬУП.

2. МинаевИ.П. Апология ламства // Журнал Министерства народного просвещения. - СПб., 1888. - Июнь.

3. Веселовский Н.И. Монгольская летопись «Эрдэнийн эрихэ» А. Позднеева // Журнал Министерства Народного просвещения.

- СПб., 1884. - Июнь.

4. ВладимирцовБ.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. - Л., 1934.

5. Владимирцов Б.Я. Письма. Неизданное / сост. Г.И. Слесарчук, А.Д. Цендина. - М.: Наука-Вост. лит., 2016.

6. Владимирцов Б.Я. Об отношении монгольского языка к индоевропейским языкам Средней Азии // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее Российской Академии наук. - Л.: Госиздат, 1925. - Т. 1.

7. АлпатовВ.М. Николай-Николас Поппе. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.

8. Полянская О.Н. Научные направления в российском монголоведении (начало XX в.)// Вестник Бурятского госуниверситета. История. - 2014. - №7.

9. Григорцевич С.С. Владивостокский Восточный институт в 1899-1916 гг. // Советское востоковедение. - 1957. - № 4.

10. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения - М., 1977.

11. Касьяненко З.К. Монголоведение в Санкт-Петербургском университете (1855-1917) // Культура Монголии в средние века и новое время (XVI- начало XX). - Улан-Удэ, 1986.

12. Шастина Н.П. А.М. Позднеев. (Подготовка к печати, примечания А.Г. Сазыкина) // Мо^оНса^Г Сб. ст. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - С. 7-18.

13. История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 г. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.

14. УлымжиевД.Б. Монголоведение в России во второй половине XIX - начале XX вв.: петербургская школа монголоведов.

- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1997.

15. Базарон Э. Очерки тибетской медицины, изд. 3-е исправл. - Улан-Удэ: Агентство ЭкоАрт, 1992.

16. Кульганек И.В. Рукописи и фонограмзаписи монголо-айратского героического эпоса «Джангар» в архивах Санкт-Петербурга// Мо^оНса - IV: Сб. ст. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 1998.

17. Кульганек И.В. Неизвестная работа А.М. Позднеева о переводе Священного Писания. (Из архива востоковедов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук). // Исторический вестник. - 2000. - №7.

18. СизоваА.А. Консульская служба России в Монголии (1861-1917). - М.: Наука - Вост. лит., 2015.

19. Ермакова Т.В. Письмо из Монголии А.М. Позднеева // Письменные памятники Востока. - 2017. - Т. 14. - № 4 (Вып. 31).

20. Попов А.В. Два монгольских официальных документа XIX в.// З.К. Касьяненко - учитель и монголовед. Материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию российского монголоведа З. К. Касьяненко 30 сентября - 1 октября, 2015 г. Санкт- Петербург. - СПб. -Улан-Батор, 2016.

21. Сабрукова С.С. Опыт тибето-монгольских штудий А.М. Позднеева (по материалам архива востоковедов ИВР РАН) // Тибетология в Санкт-Петербурге. Сб. статей. - СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 2014.

22. ВойтовЕ.Е., Тихменева Н.А. Алексей Матвеевич Позднеев и его восточная коллекция. - Самара, 2001.

23. Ванчикова Ц.П. Хубилганы и хутухты в истории монгольского буддизма // Монголоведение в современном мире: опыт исследований и перспективы развития: материалы международной научной конференции «Улымжиевские чтения-X»/науч. Ред. О.Н. Полянская. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского гос. университета, 2019.

24. Елихина Ю.И. Буддийское искусство Монголии глазами русских путешественников XIX в.// Монголоведение в современном мире: опыт исследований и перспективы развития: материалы международной научной конференции «Улымжиевские чтения-X»/ науч. Ред. О.Н. Полянская. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2019.

25. Ермакова Т.В. Деятельность А.М. Позднеева в буддийских регионах Российской империи (по материалам Архива востоковедов ИВР РАН)// Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Пятые Дожиевские чтения. - СПб.: Гиперион, 2013.

26. Ермакова Т.В. Буддологическое наследие монголоведа А.М. Позднеева и современность// Монголоведение в Санкт-Петербурге: ретроспектива и современность: Международный Круглый стол 29 июня 2019 г. г. Санкт-Петербург: Программа. Тезисы. - СПб, 2019.

27. Ермакова Т.В. Вклад монголоведа А.М. Позднеева в исследование буддийской культуры // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2011. - Т. 12. - Вып. 1.

28. А.М. Позднеев (1851-1920) в память о Бакши-ламе донских калмыков Менке Борманжинове (1855-1919) (по материалам Архива востоковедов ИВР РАН). Подготовка к изданию, предисловие и комментарий - С.С. Сабрукова / Мо^оНса XIX. Сборник научных статей по монголоведению посвящается ведущим российским монголоведам, юбилярам 2017 года М.И. Гольману, В.В. Грайворонскому и К.Н. Яцковской. - СПб, 2017.

29. Жамсуева Д.С. Архивные свидетельства истории возведения Семиозерского, Хохюртаевского дацанов // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая. Материалы IX международной научной конференции: в 2-х томах. Отв. ред. Б.В. Базаров, Н.Н. Крадин. - Улан-Удэ: Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН, 2018.

30. Жамсуева Д.С. Кудунский (Кижингинский) дацан: архивные свидетельства истории возведения храма// Буддологические исследования: религиоведческий альманах. - 2018. - Вып. 1.

31. Хохлов А.Н. А.М. Позднеев - основатель Восточного института во Владивостоке // Известия Восточного института ДВГУ. - Владивосток, 1994.

32. Профессора Дальневосточного государственного университета. История и современность. 1899-2008. - Владивосток, 2009.

33. Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899-1999. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1999.

34. Еланцева О.П. «Совершенно новое учреждение и неизведанное дело»: к истории становления Восточного института во Владивостоке // Гуманитарный вектор. - 2012. - № 2.

35. Еланцева О.П. Шучный журнал «Известия Восточного института»: история становления и развития // Известия Восточного института. - 2015. - № 1.

36. Еланцева О.П. Монголовед Алексей Матвеевич Позднеев: но страницам эпистолярного наследия // Монголоведение в современном мире: опыт исследований и перспективы развития: материалы международной научной конференции «Улымжиевские чтения-X»/науч. Ред. О.К Полянская. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского гос. университета, 2019.

37. Хаматова А.А. Возникновение и развитие востоковедения на Дальнем Востоке России// Пути развития японоведения на Дальнем Востоке России. - Владивосток, 2009.

38. Дыбовский А.С. Алексей Матвеевич Позднеев (1851-1920) и практическое востоковедение России// Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - T. 10. - № 4/2.

39. Трубич О.А. Учебная программа как основа изучения монгольского языка в Восточном институте (конец XIX - начало XX в.) // Монголоведение в современном мире: опыт исследований и перспективы развития: материалы международной научной конференции «Улымжиевские чтения-X»/ науч. ред. О.К Полянская. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2019.

40. Серов В.М. Становление Восточного института (1899-1909 гг.)// Известия Восточного института. - 1994.

41. Георгиевская Е.А. Становление и развитие Дальневосточного центра востоковедения (1899-1939 гг.): автореф. дис. ... кандидата ист. наук. - Владивосток, 1994.

42. Врадий С.Ю. Роль Восточного института в отечественной ориенталистике // Классическое высшее образование. Достижения, проблемы, перспективы. - Владивосток, 1999.

43. Врадий С.Ю. Восточный Институт - "владивостокская ветвь старопетербургской школы" // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества. Материалы I Международной научн. конф. - Владивосток, 1999.

44. КореглядВ.Н. Евгений Генрихович Спальвин (1872-1933)// Восток (Oriens). - 1993. - №5.

45. Решетов А.М. Выдающийся востоковед-энциклопедист (К 125-летию со дня рождения H. В. Кюнера)// Проблемы Дальнего Востока. - 2002. - № б.

46. Хисамундинов А.А. Основатель школы корееведения Г.В. Подставин // Проблемы Дальнего Востока. - 2015. - № 1. - С. 10б-110.

47. Полянская О.Н. ^учно-исследовательская деятельность Восточного института (Владивосток): вопросы организации и становления основных направлений деятельности// Монгольский мир: новый век - новые вызовы (Улымжиевские чтения-IV) - материалы Всероссийской научно-практической конференции (24-25 июня 2010 г.)/ Шучн. редактор-составитель В.Д. Дугаров. - Улан-Удэ: «Бэлиг», 2011.

48. Полянская О.Н. Традиции и преемственность в становлении и развитии научной школы монголоведения в России: О.М. Ковалевский, В.П. Васильев, А.М. Позднеев// Монголоведение в современном мире: опыт исследований, перспективы развития: материалы международной научной конференции "Улымжиевские чтения - X"/ науч. ред. О.К Полянская. 2019.

49. Полянская О.Н. Востоковедное образование России в начале XX в.: деятельность А.М. Позднеева но подготовке монголоведов-практиков // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. -201б. - Т.11. - № б.

50. Полянская О.Н. Жизнь, судьба и научное наследие монголоведов России носле 1917 г.: А.М. Позднеев (1851-1920)// Тармахановские чтения-I: Российская революция 1917 г. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию Российской революции 1917 года и 95-летию профессора, исследователя индустриальных процессов послеоктябрьской Сибири Е.Е. Тармаханова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2017. - С. 98-105.

References and Sources

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vasil'ev V.P., Pozdneev A.M. Ocherki byta buddijskih monastyrej i buddijskogo duhovenstva v Mongolii v svyazi s otnosheniyami sego poslednego k narodu // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. - SPb., 1888. - Ch. CCLVII.

2. Minaev I.P. Apologiya lamstva // ZHurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. - SPb., 1888. - Iyun'.

3. Veselovskij N.I. Mongol'skaya letopis' «Erdenijn erihe» A. Pozdneeva // Zhurnal Ministerstva Narodnogo prosveshcheniya. - SPb., 1884. - Iyun'.

4. Vladimircov B.Ya. Obshchestvennyj stroj mongolov. Mongol'skij kochevoj feodalizm. - L., 1934.

5. Vladimircov B.Ya. Pis'ma. Neizdannoe / sost. G.I. Slesarchuk, A.D. Cendina. - M.: Nauka-Vost. lit., 201б.

6. Vladimircov B.Ya. Ob otnoshenii mongol'skogo yazyka k indoevropejskim yazykam Srednej Azii // Zapiski kollegii vostokovedov pri Aziatskom muzee Rossijskoj Akademii nauk. - L.: Gosizdat, 1925. - T. 1.

7. Alpatov V.M. Nikolaj-Nikolas Poppe. - M.: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN, 199б.

8. Polyanskaya O.N. Nauchnye napravleniya v rossijskom mongolovedenii (nachalo XX)// Vestnik Buryatskogo gosuniversiteta. Istoriya. - 2014. - №7.

9. Grigorcevich S.S. Vladivostokskij Vostochnyj institut v 1899-191б gg. // Sovetskoe vostokovedenie. - 1957. - № 4.

10. Skachkov P.E. Ocherki istorii russkogo kitaevedeniya - M., 1977.

11. Kas'yanenko Z.K. Mongolovedenie v Sankt-Peterburgskom universitete (1855-1917) // Kul'tura Mongolii v srednie veka i novoe vremya (XVI-nachalo XX). - Ulan-Ude, 198б.

12. SHastina N.P. A.M. Pozdneev. (Podgotovka k pechati, primechaniya A.G. Sazykina) // Mongolica-VI: Sb. st. - SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie, 2003.-S. 7-18.

13. Istoriya otechestvennogo vostokovedeniya s serediny XIX veka do 1917 g. - M.: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN, 1997.

14. Ulymzhiev D.B. Mongolovedenie v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv.: peterburgskaya shkola mongolovedov. - Ulan-Ude: Izdatel'stvo Buryatskogo gosuniversiteta, 1997.

15. Bazaron E. Ocherki tibetskoj mediciny, izd. 3-e ispravl. - Ulan-Ude: Agentstvo EkoArt, 1992.

16. Kul'ganek I.V. Rukopisi i fonogramzapisi mongolo-ajratskogo geroicheskogo eposa «Dzhangar» v arhivah Sankt-Peterburga// Mongolica - IV: Sb. st. - SPb.: «Peterburgskoe vostokovedenie», 1998.

17. Kul'ganek I.V. Neizvestnaya rabota A.M. Pozdneeva o perevode Svyashchennogo Pisaniya. (Iz arhiva vostokovedov Sankt-Peterburgskogo filiala Instituta vostokovedeniya Rossijskoj akademii nauk). // Istoricheskij vestnik. - 2000. - №7.

18. Sizova A.A. Konsul'skaya sluzhba Rossii v Mongolii (1861-1917). - M.: Nauka - Vost. lit., 2015.

19. Ermakova T.V. Pis'mo iz Mongolii A.M. Pozdneeva // Pis'mennye pamyatniki Vostoka. - 2017. - T. 14. - N° 4 (Vyp. 31).

20. Popov A.V. Dva mongol'skih oficial'nyh dokumenta XIX v.// Z.K. Kas'yanenko - uchitel' i mongoloved. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu rossijskogo mongoloveda Z. K. Kas'yanenko 30 sentyabrya - 1 oktyabrya, 2015 g. Sankt- Peterburg. - SPb. -Ulan-Bator, 2016.

21. Sabrukova S.S. Opyt tibeto-mongol'skih shtudij A.M. Pozdneeva (po materialam arhiva vostokovedov IVR RAN) // Tibetologiya v Sankt-Peterburge. Sb. statej. - SPb.: Centr "Peterburgskoe vostokovedenie", 2014.

22. Vojtov E.E., Tihmeneva N.A. Aleksej Matveevich Pozdneev i ego vostochnaya kollekciya. - Samara, 2001.

23. Vanchikova C.P. Hubilgany i hutuhty v istorii mongol'skogo buddizma // Mongolovedenie v sovremennom mire: opyt issledovanij i perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Ulymzhievskie chteniya-X»/nauch. Red. O.N. Polyanskaya. - Ulan-Ude: Izdatel'stvo Buryatskogo gos. universiteta, 2019.

24. Elihina YU.I. Buddijskoe iskusstvo Mongolii glazami russkih puteshestvennikov XIX v.// Mongolovedenie v sovremennom mire: opyt issledovanij i perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Ulymzhievskie chteniya-X»/ nauch. Red. O.N. Polyanskaya. - Ulan-Ude: Izdatel'stvo Buryatskogo universiteta, 2019.

25. Ermakova T.V. Deyatel'nost' A.M. Pozdneeva v buddijskih regionah Rossijskoj imperii (po materialam Arhiva vostokovedov IVR RAN)// Buddijskaya kul'tura: istoriya, istochnikovedenie, yazykoznanie i iskusstvo: Pyatye Dozhievskie chteniya. - SPb.: Giperion, 2013.

26. Ermakova T.V. Buddologicheskoe nasledie mongoloveda A.M. Pozdneeva i sovremennost'// Mongolovedenie v Sankt-Peterburge: retrospektiva i sovremennost': Mezhdunarodnyj Kruglyj stol 29 iyunya 2019 g. g. Sankt-Peterburg: Programma. Tezisy. - SPb, 2019.

27. Ermakova T.V. Vklad mongoloveda A.M. Pozdneeva v issledovanie buddijskoj kul'tury // Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii. -2011. - T. 12. - Vyp. 1.

28. A.M. Pozdneev (1851-1920) v pamyat' o Bakshi-lame donskih kalmykov Menke Bormanzhinove (1855-1919) (po materialam Arhiva vostokovedov IVR RAN). Podgotovka k izdaniyu, predislovie i kommentarij - S.S. Sabrukova / Mongolica XIX. Sbornik nauchnyh statej po mongolovedeniyu posvyashchaetsya vedushchim rossijskim mongolovedam, yubilyaram 2017 goda M.I. Gol'manu, V.V. Grajvoronskomu i K.N. Yackovskoj. - SPb, 2017.

29. ZHamsueva D.S. Arhivnye svidetel'stva istorii vozvedeniya Semiozerskogo, Hohyurtaevskogo dacanov // Drevnie kul'tury Mongolii, Bajkal'skoj Sibiri i Severnogo Kitaya. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 2-h tomah. Otv. red. B.V. Bazarov, N.N. Kradin. - Ulan-Ude: Buryatskij nauchnyj centr Sibirskogo otdeleniya RAN, 2018.

30. ZHamsueva D.S. Kudunskij (Kizhinginskij) dacan: arhivnye svidetel'stva istorii vozvedeniya hrama// Buddologicheskie issledovaniya: religiovedcheskij al'manah. - 2018. - Vyp. 1.

31. Hohlov A.N. A.M. Pozdneev - osnovatel' Vostochnogo instituta vo Vladivostoke // Izvestiya Vostochnogo instituta DVGU. - Vladivostok, 1994.

32. Professora Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya i sovremennost'. 1899-2008. - Vladivostok, 2009.

33. Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj universitet. Istoriya i sovremennost'. 1899-1999. - Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 1999.

34. Elanceva O.P. «Sovershenno novoe uchrezhdenie i neizvedannoe delo»: k istorii stanovleniya Vostochnogo instituta vo Vladivostoke // Gumanitarnyj vektor. - 2012. - № 2.

35. Elanceva O.P. Nauchnyj zhurnal «Izvestiya Vostochnogo instituta»: istoriya stanovleniya i razvitiya// Izvestiya Vostochnogo instituta. 2015. № 1.

36. Elanceva O.P. Mongoloved Aleksej Matveevich Pozdneev: po stranicam epistolyarnogo naslediya // Mongolovedenie v sovremennom mire: opyt issledovanij i perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Ulymzhievskie chteniya-X»/nauch. Red. O.N. Polyanskaya. -Ulan-Ude: Izdatel'stvo Buryatskogo gos. universiteta, 2019.

37. Hamatova A.A. Vozniknovenie i razvitie vostokovedeniya na Dal'nem Vostoke Rossii// Puti razvitiya yaponovedeniya na Dal'nem Vostoke Rossii.

- Vladivostok, 2009.

38. Dybovskij A.S. Aleksej Matveevich Pozdneev (1851-1920) i prakticheskoe vostokovedenie Rossii// Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2018. - T. 10. - № 4/2.

39. Trubich O.A. Uchebnaya programma kak osnova izucheniya mongol'skogo yazyka v Vostochnom institute (konec XIX - nachalo XX v.) // Mongolovedenie v sovremennom mire: opyt issledovanij i perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Ulymzhievskie chteniya-X»/ nauch. red. O.N. Polyanskaya. - Ulan-Ude: Izdatel'stvo Buryatskogo universiteta, 2019.

40. Serov V.M. Stanovlenie Vostochnogo instituta (1899-1909 gg.)// Izvestiya Vostochnogo instituta. - 1994.

41. Georgievskaya E.A. Stanovlenie i razvitie Dal'nevostochnogo centra vostokovedeniya (1899-1939 gg.): avtoref. dis. ... kandidata ist. nauk. -Vladivostok, 1994.

42. Vradij S.Yu. Rol' Vostochnogo instituta v otechestvennoj orientalistike // Klassicheskoe vysshee obrazovanie. Dostizheniya, problemy, perspektivy.

- Vladivostok, 1999.

43. Vradij S.Yu. Vostochnyj Institut - "vladivostokskaya vetv' staropeterburgskoj shkoly" // Gumanitarnye nauki v kontekste mezhdunarodnogo sotrudnichestva. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchn. konf. - Vladivostok, 1999.

44. Koreglyad V.N. Evgenij Genrihovich Spal'vin (1872-1933)// Vostok (Oriens). - 1993. - №5.

45. Reshetov A.M. Vydayushchijsya vostokoved-enciklopedist (K 125-letiyu so dnya rozhdeniya N.V. Kyunera)// Problemy Dal'nego Vostoka. - 2002.

- № 6.

46. Hisamundinov A.A. Osnovatel' shkoly koreevedeniya G.V. Podstavin // Problemy Dal'nego Vostoka. - 2015. - № 1. - S. 106-110.

47. Polyanskaya O.N. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' Vostochnogo instituta (Vladivostok): voprosy organizacii i stanovleniya osnovnyh napravlenij deyatel'nosti// Mongol'skij mir: novyj vek - novye vyzovy (Ulymzhievskie chteniya-IV) - materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (24-25 iyunya 2010 g.)/ Nauchn. redaktor-sostavitel' V.D. Dugarov. - Ulan-Ude: «Belig», 2011.

48. Polyanskaya O.N. Tradicii i preemstvennost' v stanovlenii i razvitii nauchnoj shkoly mongolovedeniya v Rossii: O.M. Kovalevskij, V.P. Vasil'ev, A.M. Pozdneev// Mongolovedenie v sovremennom mire: opyt issledovanij, perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Ulymzhievskie chteniya - X"/ nauch. red. O.N. Polyanskaya. 2019.

49. Polyanskaya O.N. Vostokovednoe obrazovanie Rossii v nachale XX v.: deyatel'nost' A.M. Pozdneeva po podgotovke mongolovedov-praktikov // Uchyonye zapiski ZabGU. Seriya: Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. - 2016. - T.11. - № 6.

50. Polyanskaya O.N. Zhizn', sud'ba i nauchnoe nasledie mongolovedov Rossii posle 1917 g.: A.M. Pozdneev (1851-1920)// Tarmahanovskie chteniya-I: Rossijskaya revolyuciya 1917 g. Materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu Rossijskoj revolyucii 1917 goda i 95-letiyu professora, issledovatelya industrial'nyh processov posleoktyabr'skoj Sibiri E.E. Tarmahanova. - Ulan-Ude: Izdatel'stvo Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017. - S. 98-105.

ПОЛЯНСКАЯ ОКСАНА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, Бурятский государственный университет Доржи Банзарова (г. Улан-Удэ) (ро^гаЪ@таД.ги).

КУЗЬМИН ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, Байкальский государственный университет (г. Иркутск) (кщттиу@уап(1ех.ги).

POLYANSKAYA, OKSANA N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Buryat State University Dorzhi Banzarova (Ulan-Ude) (polgrab@mail.ru).

KUZMIN, YURI V. - Doctor of History, Professor, Baikal State University (Irkutsk) (kuzminuv@yandex.ru).

УДК 94(73)«1914/1918»(05) БОГ 10.24412/2308-264X-2021-1-51-56

СОЙКИН А.А.

АМЕРИКАНСКОЕ ИЗДАНИЕ «ОФИЦИАЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ» КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ США В ГОДЫ

ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: Первая мировая война, Соединенные Штаты Америки, военно-промышленный комплекс, «Официальный бюллетень», завод, фабрика, флот.

В статье представлен анализ американского периодического издания «Официальный бюллетень», которое выпускалось в период с 1917 по 1919 гг. В нем представлены вопросы военно-промышленного развития Соединенных Штатов Америки в годы Первой мировой войны. В частности, определены масштабы государственных закупок в период участия Соединенных Штатов Америки в военном конфликте 1914-1918 гг., дан перечень компаний и фирм, с которыми сотрудничало американское правительство. Отдельное внимание уделено анализу проблем военно-промышленного комплекса как США, так и стран союзников. Результаты проведенного исследования позволяют реконструировать не только отдельные аспекты военной истории США, но и в целом развитие страны во время Перовой мировой войны.

SOYKIN, A.A.

THE AMERICAN PERIODICAL "OFFICIAL BULLETIN" AS A SOURCE OF INFORMATION ABOUT THE

MILITARY-INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE UNITED STATES DURING THE WORLD WAR I

Key words: World War I, United States of America, military-industrial complex, «Official bulletin», plant, factory, fleet.

In the article presents an analysis of the American periodical "Official Bulletin", which was published in the period from 1917 to 1919. It presents the issues of the military-industrial development of the United States of America during the World War I. In particular, the scope of public procurement during the period of the United States ' participation in the military conflict of 1914-1918 is determined; a list of companies and firms with which the American government collaborated. Special attention is paid to the analysis of the problems of the military-industrial complex of both the United States and the allied countries. The results of the study allow us to reconstruct not only certain aspects of the US military history, but also the overall development of the country during the World War I.

Проблемы истории Первой мировой войны являются актуальными на протяжении многих лет. Не потеряли они свою значимость и в настоящее время. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, война 1914-1918 гг. стала трагическим событием начала XX в. Она унесла жизни сотен людей, подорвала основу мировых хозяйственных связей, повлияла на падение уровня жизни населения во многих странах [1, с.212]. Во-вторых, наряду с этим, война способствовала развитию военной техники. В ходе войны были использованы «новые» и модернизированы «старые» вооружения. Именно столь противоречивое влияние Первой мировой войны на ход мировой истории способствует тому, что научный интерес к ней не исчезает [2]. Историки вновь и вновь обращаются к изучению отдельных вопросов периода 1914-1918 гг.

В рамках войны 1914-1918 гг., отдельный интерес представляет подготовка и участие в войне стран-участниц, одной из которых являлись США [3]. Стоит отметить, что Соединенные Штаты Америки вступили в военный конфликт лишь в 1917 г [4]. Тем не менее, Первая мировая война не только оказала сильное влияние на жизнь американского народа, но и значительно изменила экономику, со временем укрепив бизнес и решив проблему трудовой занятости граждан. Готовясь к войне, Соединенные Штаты Америки должны были мобилизовать свою экономику. Об этом неоднократно говорили исследователи, политические деятели США, представители американского бизнеса. Например, в работе Пола А.К. Койстинена приводится высказывание Говарда Э. Коффина, вице-президента автомобильной компании «Hudson Motor Car Company»: «Война двадцатого века требует, чтобы кровь солдата смешивалась с тремя-пятью частями пота человека на фабриках, заводах, шахтах и полях страны, обладающей оружием...» [5, р. 20].

По мере того как национальное производство сменило ориентир в сторону военных товаров, правительственные институты, особенно вооруженные силы, активизировали сотрудничество с американским бизнесом с целью поддержания военной политики, проводимой государством [6, 7]. Консультативная комиссия по национальной обороне, организованная в 1916 г. при Совете национальной обороны, разделилась на комитеты. Согласно мнению Пола А. К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.