Научная статья на тему 'Биогеосистемотехника: гносеологические основы управления экосистемами'

Биогеосистемотехника: гносеологические основы управления экосистемами Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Калиниченко В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биогеосистемотехника: гносеологические основы управления экосистемами»

СПИСОК ЛИТЕРАИУРЫ

1. Исмаилов Н.М. Глобалистика и экология Азербайджана. Баку: Елм, 2006.-195с.

2. Исмаилов Н.М. Оценка ресурсного потенциала самоочищения почв Азербайджана при загрязнении органическими веществами // В кн.: Геохимия ландшафтов и география почв (к 100-летию М.А. Глазовскои). Доклады Всероссиискои научнои конференции. Москва, 4-6 апреля 2012 г. М.: Географическии факультет МГУ 2012. с. 144-146.

3. Салманов М.А. Экология реки Куры и водоемов ее бассеина. Баку: Элм, 1996.-160с.

4. Казибеков Н. Водные ресурсы Азербайджана - их использование и охрана // Мат. Международнои конференции РЭЦ Кавказ по устоичивому управлению водными ресурсами в Южнокавказском регионе. Тбилиси, 2002, Часть II. -с.7-9.

5. Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию. М.:Книжньш дом «Университет», 2001- 256 с.

УДК 1:001; 001.8

БИОГЕОСИСТЕМОТЕХНИКА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОСИСТЕМАМИ В.П. Калиниченко

Институт плодородия почв юга России, Персиановка, kalinitch@mail.ru

Эволюция, секвенция биосферы определяет принципы управления экосистемами. Атмосферное увлажнение определяет глубину проработки геологической коры выветривания. Орошение, как

ми и биосферными последствиями. При-чинои неадекватного в простои постановке задачи прироста увлажнения биогеосистемы за счет искусственного увлажнения отклика системы на это ее быстрое

типичное антропогенное воздеиствие на возмущение является типичная для при-

экосистему, без биосферного обоснования является попыткои изменить, с гео-логическои точки зрения моментально, стагнацию биогеосистемы. В ирригаци-оннои агрокультуре ее агрономическии результат обусловлен накоплением элементов питания на предшествующих геологических этапах литосферы, а не только искусственным увлажнением. Обеспечивается начальныи прирост биологичес-кои продукции за счет дополнительного увлажнения, но гомеостаз биогеосистем такого рода имеет латентныи период, поскольку изменяется не только ввозныи режим, но и природа эволюция биогеосистемы в целом. В результате упрощеннои постановки задачи ирригации биоегосис-тем во многих регионах мира она решена с неудовлетворительными ландшафтны-

родных систем квазистационарная динамика протекания явлении в биосфере. Такая скорость, все же, естественна, и инои быть не может ввиду масштабных эффектов биосферы.

Кажущаяся наблюдателю, располагающему коротким сроком наблюдения (как правило, только десятки лет и менее), неадекватнои реакция биогеосистемы на ирригацию, в деиствительности полностью соответствует природе медленных изменении биосферы, отражая для наблюдателя только какои-то более и менее продолжительныи этап ее динамики. На коротком временном интервале подстроику биосферы к частичному изменению условии ее стагнации уловить трудно. Однако в попытке получить новую биопродукцию за счет изменения одного

из факторов почвообразования человек, в действительности, ирригацией запускает локальную секвенцию биосферы, проявления которои существенно отличаются от примитивнои модели увеличения продуктивности растения при обильном увлажнении, получаемом in vitro, в краткосрочных экспериментах in situ. Поведение континуума почв при ирригации на примере почв юга России в ретроспекции за последние 50-100 лет подтверждает неаддитивность ирригационных явлении и свидетельствует о необходимости большеи, чем это сеичас имеет место, осторожности в управлении биосферои [1].

Актуально обоснование долговременных принципов охраны географического пространства, управления экосистемами и средои обитания населения, следующих из глобальных фундаментальных закономерностеи динамики биосферы. Поэтому современная философия науки должна обращаться не только к структуре научного знания, но и к его истории, помимо проблем обоснования уже полученного знания изучать процесс получения нового знания. Взамен эмпиризма уже осознана относительная самостоятельность теоретического уровня научного знания, несводимость этого высокого уровня знания к эмпирическому уровню знания [2].

Корректное управление системами, в том числе биогеосистемами, предполагает, что в ходе синтеза нового знания об объектах изучения следует опираться на мировоззренческие и методологические принципы и положения, не допускающие на текущии момент непосредственнои быстрои проверки. Недостаток практики при таком подходе имеет место, но, что более значимо, появляется методологическая основа продуктивного применения прошлого эмпирического знания и выработанных на его базе теоретических

основ корректного управления биогеосистемами, позволяющих путем экспер-тно обоснованной экстраполяции запускать долговременные процессы непротиворечивого развития устоичивои системы с достоверно прогнозируемыми сво-иствами.

Надежность земельного фонда в РФ полагают обеспеченнои наличием разнообразных Федеральных Законов, в частности, О землеустроистве, О мелиорации земель, Земельного Кодекса, Водного Кодекса, Закона об охране окружающеи среды, Положения об оценке воздеиствия намечаемои хозяиственнои и инои деятельности на окружающую среду и др. документов. Однако иллюзия такого рода разбивается о противоречивость поименованных документов. Так, Федеральныи Закон №101 от 16.07.98 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяиственного назначения» не обеспечил выполнения поставленнои при его написании задачи. Причем на многих этапах реализации программы повышения плодородия почв России, что признают даже ее разработчики, причем прямо, в каждои очереднои редакции программы, объясняя отсутствие успеха этои программы частными недостатками. Вроде бы призванныи продолжать высокую роль упомянутого законодательного акта, Федеральныи закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ "О разграничении государственнои собственности на землю", вообще, не предусматривает программных методов управления плодородием почв муниципальных образовании.

По изучении указанных и других документов такого рода у читателя возникает устоичивое, обоснованное сутью и буквои текста мнение, что разработчики основополагающих документов, определяющих судьбу государственного земельного фонда, демонстрируют стремление, желание

наити новые сферы деятельности для своих контрольных структур. Стремление такого рода обосновано и заслуживает одобрения, но только если Status Quo в земельных отношениях соответствует функции цели государственности. В деиствительности не только не соответствует, но и цель не прописана. Актуально осознание дефектов функции цели, затем ее коррекция или переработка, в ы с т р а и в а н и е п р и о р и т е т о в г о с уд а-рственности под функцию цели, демонстрация соответствующеи госуда-рственнои воли, которая будет сигналом к разработке для этого надлежащеи базы, в том числе законодательной И, особенно, технологического уклада.

Бытует представление о необходимости решения в первую очередь экономических, а затем экологических проблем. Оно неверно и даже опасно, поскольку экономика, биогеосистемы и их экологическое состояние взаимообусловлены. Рост экономики невозможен при деградации среды обитания социума, его производственное среды, окружающеи природнои среды, без преодоления прошлого экологического ущерба, при накоплении нового экологического ущерба. Особенно это опасно при базовои иллюзии обширности земельного фонда РФ и его большого ресурса. Особо отметим опасность последнеи иллюзии, поскольку она абсолютно не соответствует деистви-тельности, ни в географическом, ни в ресурсном, ни в антропогенном аспектах.

Задача научного направления биогео-системотехники - непротиворечивое решение фундаментальнои научнои задачи параллельного синтеза окружающеи среды без ограничении обитания, и, одновременно, создания не противоречащеи еи сопряженнои производственнои среды, которые при использовании предлагаемого императива упреждающего

управления уже нет необходимости разделять. Облик географического пространства должен вызывать удовлетворение обитателеи от образа корректно управля-емои устоичивои биогеосистемы, высо-кои результативности осмысленного труда человека на земле. Так позиционируется предлагаемое нами биогеосистемотех-ническая содержательность технических и технологических решении, которые применяют для формирования своиств и функции географическои среды. Кроме обычно имеющего место стандартного деградационного исхода географическои технологическои активности этноса в биогеосистеме, имеется возможность получать результат, которыи можно квалифицировать как аградацию биогеосистемы [3]. Выполнены соответствующие физические, физико-химические, математические, технические модели, произведена апробация возможностеи рекреационнои биогеосистемотехники в условиях степи и сухои степи юга России, получены уникальные результаты аградации биогеосистемы, повышения ее устоичивости и продуктивности на 50-80 % на период до 40 лет.

Чуть только не посчитавшись с теори-еи и практикои рекреационнои биогео-системотехники, есть вероятность получить деградацию природно-территори-ального комплекса.

Разработана модель долговременного алгоритма управления почвами, рассматриваемая нами с точки зрения корректного управления генезисом почвы, с техническими деталями и ожидаемыми обоснованными биологически экономическими результатами реализации. Эта модель может быть внедрена в виде инновационного проекта с долговременно обоснованным биологическим, географическим прогнозом и экономическим результатом, практически апробированным на протяжении 40 лет.

Современньш этап развития фунда-ментальнои науки характеризуется кол-лизиеи высоких теоретических результатов и слабого антропного принципа при-кладнои практики.

Сложилась острая необходимость перехода к созданию производственных систем на основе императива менеджмента географическои среды по опережению методами биогеосистемотехники. Когда техническое решение уже на этапе разработки выполнено на базе представлении о превентивном управлении фундаментальными своиствами будущеи при-родно-трансформационнои системы.

В основе методов биогеосистемотех-ники лежит несколько положении теории природообустроиства. Это, например, отказ от природопользования как антропоцентрического императива подчинения человечеству его среды обитания, в которую оно, в деиствительности, обязано непротиворечиво встраиваться.

Из предлагаемого императива приро-дообустроиства следуют несколько системных положении, обеспечивающих его реализацию.

В настоящее время биогеосистемы являются ведущим объектом получения практически всего продовольствия и большеи части сырья, которые потребляет человечество. Этапы динамики биогеосистемы отслеживаются более-менее надежно только на значительных промежутках времени, как правило, геологических. В то же время сеичас управление биогеосистемами строят на основе бизнес-планов, горизонт прогноза которых не превышает трех-пяти лет. Такои подход губителен для объекта, управления, не учитывая его природу. В результате устоичивость биогеоситемы низкая, продуктивность неудовлетворительная. Следовательно, важнеишим условием корректного природообустроиства является

экономическии прогноз, горизонт которого обоснован биологическои природои и биологическим прогнозом объекта.

Философия техники рассматривает гносеологические и мировоззренческие проблемы развития техники и научно-технического прогресса с точки зрения органопроекции, реализации трансцендентных идеи, способов обнаружения глубинных своиств бытия и даже как фактор мировои истории. По этои причине гносе-ологическии техническии аспект новации, производимых в биогеосистеме, которую впоследствии, при неудачном исходе эксперимента, нечем заменить, приобретает важнеишее значение. На текущем этапе ноосферы условия фотосинтеза по земному шару в последние десятилетия претерпевают существенные изменения, что способствует развитию процессов деградации и опустынивания значительных территории.

На основе тезиса о соответствии экономического прогноза использования биогеосистемы ее биологическои природе был выработан ряд инновационных технических решении, разработанных с позиции философии техники:

- стартовые условия развития агро-биогеосистемы путем ротационного внут-рипочвенного рыхления слоя почвы 3060 см;

- новая внутрипочвенная импульсная континуально-дискретная парадигма ирригации с размещением дискретных порции воды внутри почвы и формированием последующего локально-горизонтального увлажнения почвы с соответствующеи роботизированнои сис-темои. Обеспечивается проведение ирригации без антропогенного влаго-солепе-реноса [1];

- управление вещественным составом дисперснои системы почвы в обрабатываемом ротационным путем слое 0-60

см в целях мелиорации, агрохимии, эколо- реационнои биогеосистемотехники. Цик-гически безопасного рециклинга загряз- личность, спорадичность климата Земли, нении и возврата в почву органических как на этапе потепления, так и при похоло-веществ. дании, можно сгладить размером биомас-

Глобальньш аспект рекреационнои сы Земли. биогеосистемотехники актуален при опас- Реальнои перспективои применения ности потепления климата, засушливос- биогеосистемотехники является возмож-ти и дефицита преснои воды, обеспечивая ность синтеза нового мирового техноло-повышение биологическои продуктив- гического уклада как результат реализа-ности Земли и экономию преснои воды. ции соответствующеи системы инноваци-Значим геостабилизирующии эффект рек- онных проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковда В.А., Розанов Б.Г., Евдокимова Т.И. и др. Принципы организации орошаемого земледелия на черноземах // Почвоведение. 1996. № 3. С. 22-30.

2. Кохановскии, В. П. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 608 с.

3. Калиниченко В. П., Шаршак В. К., Безуглова О. С., Ладан Е. П., Генев Е. Д., Илларионов В. В., Зинченко В. Е., Морковскои Н. А., Черненко В. В., Ильина Л.П. Изменение почв солонцового комплекса за 30-летнии период после отвальнои, трехъяруснои и нового приема роторно-фрезернои обработки // Почвоведение. 2011. № 8. с. 1010-1022.

УДК 631.417.2

ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ГУМУСА В ПОЧВАХ ЕВРАЗИИ: ГЕНЕТИЧЕСКИЙ И АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Б.М. Когут

Почвенный институт имени В.В.Докучаева, Москва, Россия, kogutb@mail.ru

Гумус является одним из важнеиших показателеи, определяющих генезис и плодородие почв.

В Большои Россиискои Энциклопедии [1] дано следующее определение гумуса: "Гумус - динамичная система, состоящая из совокупности растительных и животных остатков, утративших черты анатомического строения и претерпевающих различные этапы разложения и синтеза; основная и важнеишая составляющая часть органического вещества почвы ".

В словаре почвенных терминов США [2] приведено иное определение: " Гумус - это более или менее стабильная фрак-

ция почвенного органического вещества, остающаяся после того, как главная часть попавших в почву растительных или животных остатков разложилась".

Дана оценка содержания гумуса в минеральных почвах Евразии, основанная на теоретическом, расчетном и экспертном подходах. Представлен обзор и проведен анализ градации почв по содержанию гумуса, разработанных Почвенным институтом им. В.В.Докучаева (1977, 1985, 1997, 2001, 2003, 2004) и Д.С. Орловым с соавт. (1978, 2004).

Советскими и россиискими учеными-гумусниками Гришинои, Орловым [3], Орловым, Бирюковои, Розановои [4] и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.