Научная статья УДК 261.4
Б01 10.18522/2072-0181-2024-117-12-18
БИОЭТИКА В СВЕТЕ ВЕРОУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ
КОНФЕССИЙ
О. В. Белослюдова, С.Н. Астапов
BIOETHICS IN THE LIGHT OF THE CHRISTIAN DOCTRINES
O.V. Beloslyudova, S.N. Astapov
С развитием биологических и медицинских технологий появилась необходимость в этической регуляции вопросов, связанных с жизнью и смертью, в первую очередь, человека. Для этих целей была разработана биоэтика. Термин «биоэтика» предложил в 1971 г. американский биохимик и онколог Ван Ренсселер Поттер в книге «Биоэтика: мост в будущее» [1], чтобы объединить этические принципы естественнонаучных и гуманитарных областей знания, направленных на сохранение здоровья людей. Американская «Энциклопедия биоэтики» определяет биоэтику как «систематическое исследование различных моральных аспектов - морального видения, решений, поведения и политики - в науках о жизни и здравоохранении, с использованием различных этических методологий в междисциплинарном формате» [2]. Близким этому определению является общепризнанное среди отечественных исследователей определение П.Д. Тищенко: «Биоэтика -междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий» [3]. К основным проблемам биоэтики относятся аборты и эвтаназия, репродуктивные технологии, отношение к умирающему человеку
Белослюдова Ольга Владимировна - преподаватель кафедры философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук Южного Федерального университета, 344065, г Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, e-mail: [email protected], т. 8(863)2184000 доб. 21037;
Астапов Сергей Николаевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, e-mail: snastapov@ sfedu.ru, т. 8(863)2184000 доб. 21037.
и определение смерти, медицинская генная инженерия, трансплантация органов, медицинские эксперименты на человеке и животных.
На современном этапе развития биоэтика перестала быть лишь междисциплинарной областью исследования, став также социальным институтом, целью которого является разрешение конфликтов между научными исследованиями и технологиями в сфере биомедицины, а также между человеком и обществом. О международном характере биоэтики свидетельствует создание в 1992 г. Международной ассоциации биоэтики, которая занимается организацией Всемирных конгрессов. Современная биоэтика эклектична, поле вопросов, которым она занимается, постоянно увеличивается. Так, к ней добавились такие новые направления, как нейро-этика, этика окружающей среды, феминистская биоэтика, этика искусственного интеллекта и др.
Проблемы биоэтики не остались без внимания со стороны христианских деноминаций. Вопросы, относящиеся к человеческой жизни, страданиям, болезням и смерти всегда получали отражение в религии. Достижения современной биомедицинской науки в ряде случаев стали в практике здравоохранения вступать в противоречие с религиозными нормами, что потребовало осмысления, обсуждения и разрешения моральных проблем на основе христианского вероуче-
Olga Beloslyudova - Institute of Philosophy and Sociopolitical Sciences of the Southern Federal University, 116, Dneprovsky lane, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: [email protected], t. +7(863)2184000 ext. 21037;
Sergey Astapov - Institute of Philosophy and Sociopolitical Sciences of the Southern Federal University, 116 Dneprovsky lane, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: snastapov@ sfedu.ru, t. +7(863)2184000 ext. 21037.
ния. Если в 70-80-е гг. ХХ в. христианские деноминации реагировали ad hoc на ту или иную проблему здравоохранения, то 90-е годы ознаменовались появлением христианской биоэтики. C 1995 г. издательство Oxford University Press начало выпускать журнал "Christian Bioethics. Non-ecumenical Studies in Medical Morality", который позиционируется как «не-экуменический межхристианский журнал, посвященный изучению христианских взглядов на смысл человеческой жизни, сексуальность, страдание, болезнь и смерть в контексте медицинской науки и здравоохранения. Журнал стремится не замалчивать различия между христианами, предпочитая отражать всю палитру подходов к вопросам морали» [4].
Христианская биоэтика является особым явлением, поскольку страдание, смерть, здравоохранение перемещаются в христианское учение о грехе и спасении. Согласно христианской доктрине, человек - вершина божественного творения, образ и подобие Божие, поэтому человеку поставлена высокая духовно-нравственная цель - преодолеть эгоизм, формирующийся как последствие грехопадения на основе биологических инстинктов, прежде всего, инстинкта самосохранения. Благодаря богоподобию, человек обладает свободой воли, т.е. способен выбирать между добром и злом. Но, делая выбор, человек должен нести ответственность за те последствия, к которым этот выбор приводит. Здесь личные желания индивида становятся вторичными по сравнению с долгом перед ближним. Христианство учит, что в человеке соединяются три взаимозависимых начала: телесное, душевное и духовное, и утверждает ценность каждого из них. Более того, признается не только ценность тела, но и его важная роль в преображении и спасении человека.
Названные доктринальные принципы имеют разное выражение в различных направлениях христианства, и, соответственно, дают разное понимание проблем биоэтики. Целью данной статьи является определение зависимости конфессионального видения решения проблем биоэтики от доктринальных особенностей различных направлений христианства. Следует отметить отсутствие отечественных исследований по конфессиональным различиям в христианской биоэтике, несмотря на то, что отдельные аспекты христианской биоэтики представлены в немногочисленных публикациях [5-9]. Достижение указанной цели представляется единственно возможным через решение задачи сравнения
тех моментов конфессиональных доктрин, которые относятся к вопросам биоэтики. Поэтому определяющим методом проведённого в статье исследования является метод сравнительного анализа.
Православная позиция по вопросам биоэтики. Развитие биомедицины для православной общественности представляет собой вызов традиционным христианским ценностям, и в ответ на это появляется православная биоэтика - систематическое знание о границах допустимости манипулирования жизнью и смертью человека, целью которой является защита традиционных ценностей христианства, таких, как человеческое достоинство, традиционная семья и т.д. от угроз, возникающих ввиду развития биомедицинских технологий. В Русской Православной церкви (РПЦ) в 1998 г. был создан Церковно-общественный совет по биомедицинской этике, в который, кроме духовенства, вошли православные врачи, философы и теологи. В 2000 г. на Архиерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» - документ, в котором излагается позиция Церкви в том числе и по вопросам биоэтики. Основные пункты этой позиции: отношение к эвтаназии, к абортам, репродуктивным технологиям, медицинской биоинженерии, донорству и трансплантологии.
По отношению к эвтаназии Православная церковь имеет резко негативный взгляд, приравнивая её к самоубийству, а врача, совершившего процедуру - к убийце. Церковь «не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии... Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств» [10]. В решении вопросов, связанных с применением эвтаназии, православные идеологи исходят от заповеди «Не убий», а также от определения жизни как Божьего дара. Прерывание страданий при помощи эвтаназии приравнивается к богоборчеству, поскольку в православии по-прежнему проповедуется необходимость претерпевать немощи и телесные страдания, которые нельзя считать случайно вы-
павшими на долю человека. По промыслу Бога, они не позволяют человеку совершить те грехи, которые он мог совершить в здоровом состоянии: это приравнивается к духовно-нравственным подвигам. Человек не имеет морального права вмешиваться в промысел Божий, выбирая уйти из жизни. Священнослужители в этой связи призывают тяжелобольных людей использовать болеутоление, помощь психолога или психотерапию.
Следующая этическая проблема, которая также отражена в «Основах социальной концепции РПЦ» - проблема аборта. Её считают последствием разрушения института семьи, неблагоприятной экономической ситуации в стране и т.д. В интерпретации православного учения аборт приравнивается к убийству, поскольку зарождение жизни является Божьим даром. Любое посягательство на жизнь будущей личности преступно с самого момента зачатия. Совершивших аборт женщин Церковь призывает покаяться, ответственными также признаются отец, в случае если он даёт своё согласие на это, а также врач, проводивший процедуру. Отсюда вытекает и другая проблема зарождения жизни, а именно технологическое вмешательство - экстракорпоральное оплодотворение, что также находит негативный отклик: «Пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять своё бесчадие как особое жизненное призвание» [10]. В связи с этим Церковь крайне негативно относится к суррогатному материнству, рассматривая его как искажение сущности семьи, так как в союзе мужчины и женщины появляется ещё одна сторона в лице суррогатной матери. Более того, происходит использование телесности женщины с целью «продажи» ребёнка, что расценивается как несомненный грех.
Следующий вопрос, также вызывающий крайне негативную реакцию - это вопрос, связанный с использованием развитых биотехнологий и достижений генной инженерии, в том числе клонирование людей. Человеку не дано право генетически формировать личность, выбирая при этом те характеристики, которые будут в неё заложены, а также создавать подобных себе, поскольку это является вызовом и Богу, как Творцу, и богоподобной природе человека с её атрибутами в виде свободы и неповторимости личности.
Тем не менее, не воспрещается создание и использование клеток и органов человека, с целью замещение больных органов.
Очень сложной является проблема трансплантологии и донорства органов. В целом Церковь положительно относится к добровольному донорству для спасения другого, поскольку считает это самопожертвованием, как одного из важных христианских принципов. Однако здесь нет месту никакому виду принуждения, а также так называемому «предполагаемому согласию», согласно которому врач может использовать необходимые органы умершего, поскольку это противоречит христианским принципам свободы, а также может стать причиной «торговли органами» с вытекающими отсюда последствиями не только этического, но и криминального характера. Церковь считает, что в случае неизвестности воли умирающего или умершего человека по вопросу эксплантации органов, необходимо обратиться к его родственникам. Дискуссионным с точки зрения богословия вопросом также считается вопрос о переливании крови, поскольку в Ветхом Завете содержаться такие строки: «... душа тела в крови» (Лев. 17:11). Однако Церковь не запрещает переливание крови и, подобно донорству органов, костного мозга, считает его проявлением любви к ближнему, которая в Новом Завете было завещана Христом.
Таким образом, Русская Православная церковь, признавая достижения науки в области биологии и медицины, занимает довольно консервативную позицию в вопросах биоэтики, поскольку исходит из религиозных догматов Церкви, считая некоторые аспекты научных и технологических достижений подрывающими Божий замысел в отношении жизни и смерти людей. При этом, РПЦ находит способы адаптации к жизни современного общества.
Биоэтика в свете учения Католической церкви. По сравнению с православием католицизм ещё более социально активен: на все происходящие в обществе события Католическая церковь реагирует чёткими указаниями верующим, как следует поступать в тех или иных ситуациях. Это относится и к проблемам биоэтики. Они входят в сферу деятельности Папского Совета по делам семьи. Совет издал документ под названием «Лексикон. Дискуссионные темы и неоднозначные термины в сфере семьи, жизни и этики», включающий около 100 статей ведущих специалистов по вопросам семьи и биоэтики, которые разъясняют позицию церкви по этим проблемам [11].
Католики, как и все христиане, считают жизнь человека даром Бога. Человек должен защищать данную Богом жизнь, отвергая при этом самоубийство, включая эвтаназию, а также отказ от лечения. С XVI в. Католическая церковь разделяет меры продления жизни на обычные и чрезвычайные. К обычным относятся те методы лечения, которые финансово доступны пациенту, не приносят нестерпимую боль и дают гарантию на излечение, к чрезвычайным - не дающие надежды на пользу, стоящие немалых затрат, приносящие боль и т.п. При таком разделении пациент-католик был обязан использовать все обычные меры сохранения жизни, но в случае с чрезвычайными средствами у него есть выбор не принимать их. Как отмечает М.В. Пономарёв, рассматривающий «Лексикон» в свете Компендиума социального учения Церкви: «Качество жизни рассматривается как признание фундаментальной ценности самой человеческой жизни и соотносится с "бытием человеческой жизни в контексте общения и дарения". Компендиум социального учения Церкви раскрывает эту установку через принципы общего блага, субсидиарности, участия, солидарности, любви, особо выделяя роль семьи как "жизненно важной клетки общества"» [7, с. 69-70].
Примечательно, что Ватикан при папе Франциске подготовил послание «Позиция авра-амических монотеистических религий по вопросам, связанным с окончанием жизни» [12]. Это послание подписали представители католиков, православных, мусульман и иудеев. Тем самым Ватикан вынес проблему эвтаназии и других смежных с ней на межконфессиональный и межрелигиозный уровень.
В отношении аборта также существует разделение случаев на «прямой» и «непрямой». «Прямой» аборт отвергается Церковью, как лишение невинной жизни и определяется ею как любое преднамеренное прерывание беременности. «Непрямой» аборт рассматривается как непредвиденное последствие медицинского спасения жизни матери.
Католическая позиция в отношении репродуктивных технологий является крайне осторожной: технологии, использование которых разрушает целостность супружеской пары, объявляются неприемлемыми, так как входят в противоречие с учением Церкви о законном рождении ребенка только в условиях брака.
Общепринятые принципы, не отнимающие конфиденциальность, неприкосновенность личной жизни, самоопределение и достоинство
личности не противоречат католической этике здравоохранения, в том числе и по отношению к генетическим исследованиям. Что касается клонирования, то Католическая церковь считает его отрицанием морального закона. Во-первых, любые попытки клонирования противоречат достоинству личности, каковой человек считается с момента зачатия. Во-вторых, клонирование подрывает институт брака, установленный для законного деторождения в том числе. А донорство, трансплантация органов и переливание крови не отвергаются католичеством, напротив, рассматриваются как проявление христианской любви.
Имея вполне определённый взгляд на технологии, направленные на жизнеобеспечение, католическое учение не даёт однозначного ответа на вопросы биоэтики, имеющие отношение к половому самоопределению. Коррекция пола и однополые браки, разумеется, не получают одобрения Ватикана, поскольку осуждаются в Библии, но вместе с тем и не вызывают резко негативной реакции, а помещаются в поле богословских дискуссий.
Биоэтика и протестантизм. Протестантские идеи принято считать оказавшими наиболее сильное влияние на современную биоэтику. Выделить общие представления протестантизма по вопросам биоэтики затруднительно ввиду множества течений и их идейного многообразия. Протестанты исповедуют принцип sola Scriptura, предоставляющий возможность каждому христианину самостоятельно формировать свою мировоззренческую позицию, основываясь на текстах Библии, поэтому они не имеют каких-то общих программных документов по вопросам христианской этики. Деноминации с иерархической структурой вырабатывают руководства для верующих, в том числе и по вопросам биоэтики. В тех же деноминациях, где преобладает автономность религиозных общин, основную роль в решении различных вопросов играют взгляды пасторов и пресвитеров конкретных приходов. Определённое значение имеют и национально-культурные особенности регионов, где действуют протестантские общины: местные традиции вносят свои коррективы в вопросы этики.
Среди протестантских деноминаций выделяют так называемые консервативные, которые во многом придерживаются традиционных общехристианских взглядов, и либеральные, которые имеют свои видения тех или иных этических проблем. Для всех протестантов важным являются суверенитет Бога, автономия лично-
сти, понимание человека как образа и подобия Бога, а также признание медицинской деятельности не только как профессии, но и как божественного призвания. Например, для протестантов нет никаких преград к переливанию крови, трансплантации и донорству органов и тканей в случае добровольного самопожертвования нуждам ближних. Известно, что Свидетели Иеговы имеют запрет на переливание крови, основываясь на ряде стихов Библии, но ни они сами не ассоциируют себя с протестантизмом, ни другие протестантские деноминации не рассматривают Свидетелей Иеговы в качестве одного из протестантских течений. Протестантская биоэтика основывается на личностном понимании своей ответственности за сделанный выбор перед Богом.
Большинство протестантов, среди них лютеране, пятидесятники, англикане и другие, считают эвтаназию недопустимой, поскольку она противоречит христианской морали. При этом в центре внимания находится нормативный аспект, а значение надежды верующего на милость Бога, равно как и самой жизни, оттесняется на периферию. Например, Англиканская церковь призывает отказаться от эвтаназии в пользу развития паллиативной помощи, т.е. облегчения страдания пациентов, в то время как среди протестантов есть и те, кто считают, что эвтаназия допустима и даже необходима в некоторых случаях, когда жизнь превращается в длительное и мучительное умирание.
По вопросу о допустимости абортов протестанты также делятся на консервативных и либеральных. Консервативная группа, разделяя общехристианские ценности, считает, что человеческая личность появляется с момента её зачатия, и потому необходимо сохранять зародившуюся жизнь, причём в некоторых течениях ограничивается даже медицинское вмешательство, направленное на сохранение жизни матери. Либеральная же группа протестантов, основываясь на понимании Божественного дара свободы выбора, предлагает рассматривать аборт как ответственное решение, принимаемое с учётом конкретных обстоятельств. При этом в первом триместре решение об аборте должно быть сделано женщиной в согласии с её врачом. Такие же противоположные: консервативно-негативную и либеральную, оставляющую право выбора за женщиной, позиции можно отметить и в отношении экстракорпорального оплодотворения.
По вопросу клонирования у протестантов также нет единого мнения: традиционные
протестанты (лютеране, евангелисты и другие) отрицательно оценивают такого рода эксперименты, считая их идущими вразрез с Божьим замыслом творения, но находится косвенная поддержка клонирования среди неопротестантов. Различаются представления протестантов и на трансформацию пола: если в консервативной группе протестантов господствует взгляд на идею смены пола как вызов Богу, то либерально настроенные протестанты считают такой взгляд необоснованным.
Сравнение позиций основных направлений христианства позволяет говорить о наличии двух линий в этой религии по решению проблем биоэтики: консервативной и либеральной. В основе либеральной христианской биоэтики лежит идея дарованной Богом человеку свободы выбора в ситуациях личностного характера, включая вопросы жизни и смерти, репродукции, здоровья, гендерной ориентации и другие. Консервативная биоэтика в полной противоположности рассматривает личность христианина как часть Церкви, единого организма «тела Христова» и утверждает, что заповеди (которые можно рассматривать, выражаясь философским языком как априорные нравственные максимы) не ограничивают его свободу, а определяют правильный, «спасительный» выбор.
В разных направлениях христианства указанные две линии имеют разное выражение. Наиболее отчётливо «дихотомия» либеральной и консервативной линий проявляется в протестантизме, предоставляющем индивиду самостоятельно определяться в вопросах вероучения. В зависимости от вероучения протестантской деноминации, её организационной формы и культурных особенностей социальной среды берёт верх та или иная линия. В католицизме в целом сохраняется консервативная линия, но отдельные вопросы биоэтики, связанные с самоопределением индивида, выносятся в поле дискуссий, т.е. дают возможность вариативного решения. Наиболее радикальную консервативную позицию занимает православие, не допуская никакой свободы выбора в тех вопросах биоэтики, положительное решение которых противоречит церковной традиции. Однако, поскольку современные биомедицинские технологии помогают облегчить перенесение физических и психических страданий, излечить человека, продлить ему полноценную жизнь, они огульно не отвергаются. Высказывая общую позицию по тем или иным вопросам биоэтики, решение по индивидуальным случаям, содержащим различные
ньюансы, которые не может отразить ни один документ, Церковь относит к диалогу верующего с его наставником в духовной жизни.
Проведённый сравнительный анализ конфессиональных различий в представлении проблем биоэтики в учениях основных направлений христианства носит общий характер и нацелен на определение перспектив исследования конфессиональных особенностей этических норм, связанных с жизнью и смертью. Речь идёт не только о детализации исследований конфессиональной литературы, содержащей освещение этих норм, хотя это тоже одна из важных перспектив, но, прежде всего, об изучении репрезентаций конфессиональных взглядов в публичном дискурсе - главным образом того, какой резонанс имеет позиция той или иной конфессии по вопросам биоэтики в современном обществе. С этим направлением связана перспектива исследования корреляции институциональной позиции той или иной конфессии по данным вопросам и позиции учёных: биологов, медиков и прочих, занимающихся исследованиями в области биотехнологий, которые считают себя приверженцами того или иного течения в христианстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Potter V.R. Bioethics: Bridge to the Future. Prentice-Hall, 1971. 205 р. Р. 21
2. The Encyclopedia of Bioethics, ed. by W.T. Reich, vol. 1. N.Y.: Simon Schuster Macmillan, 1995. 2950 p. P. XXI.
3. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гарда-рики, 2001. 671 с. С. 39.
4. Christian bioethics: Non-Ecumenical Studies in Medical Morality // Научный богословский портал «Богослов.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/joumals/6024768 (дата обращения: 28.01.2024).
5. Засухина В.Н. Христианско-консервативные основы биоэтики. Консервативная биоэтика в России // Учёные записки ЗабГУ Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2010. № 4. С. 48-54.
6. Михель Д.В., Резник О.Н. Биомедицина и вызов христианским ценностям: православная биоэтика в эпоху биомедицинских технологий // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 2. С. 241-259.
7. Пономарев М.В. Христианская биоэтика и её роль в социальном учении католической церкви // CLIO-SCIENCE: проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Сборник научных трудов. Вып. IX. Москва: МПГУ, 2018. С. 64-70.
8. Силуянова И.В., Алёхина Е.В. Христианский смысл жизни как мировоззренческая основа решения этических проблем современных биоме-
дицинских технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2011. № 1. С. 40-52.
9. Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М.: Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, 2017. 504 с.
10. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс] URL: http://www.patn-archia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 28.01.2024).
11. Лексикон. Дискуссионные темы и неоднозначные термины в сфере семьи, жизни и этики. М.: Издательство францисканцев, 2009. 1066 c.
12. Position Paper of the Abrahamic Monotheistic Religions on Matters concerning the End of Life. October 28, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academyforlife.va/content/dam/pav/ documenti%20pdf/2019/Religioni_Cure%20 Palliative_28%20ottobre/Testi%20Dichiarazione/ PositionPaper_ENG_OK.pdf (дата обращения: 28.01.2024).
REFERENCES
1. Potter V.R. Bioethics: Bridge to the Future. Prentice-Hall, 1971. 205 р. Р. 21.
2. The Encyclopedia of Bioethics. Vol. 1. Ed. by W.T. Reich. New York: Simon Schuster Macmillan, 1995. 2950 p. P. XXI.
3. Ethics. The Encyclopedic Dictionary. Moscow: Gardariki Publ., 2001. 671 р. P. 39.
4. Scholarly theological portal "Bogoslov.ru". Available at: https://bogoslov.ru/journals/6024768 (accessed January 28, 2024).
5. Zasuhina V.N. Christian-conservative bases of bioethics. Conservative bioethics in Russia. Scholarly notes of transbaikal State University. Series: Philosophy, sociology, cultural studies, social work.
2010. No. 4. Р. 48-54.
6. Mihel' D.V., Reznik O.N. Biomedicine and the challenge to Christian values: Orthodox bioethics in the era of biomedical technologies Questions of theology. 2022. Vol. 4. No. 2. Р. 241-259.
7. Ponomarev M.V. Christian bioethics and its role in the social teaching of the Catholic Church. CLIO-SCIENCE: Problems of history and international synthesis. 2018. Vol. 9. P. 64-70.
8. Siluyanova I.V, Alyohina E.V. Christian meaning of life as a worldview basis for solving ethical problems of co-modern biomedical technologies. Bulletin of Moskow region state university. Series: Philosophy.
2011. no. 1. P. 40-52.
9. The Orthodoxy and problems of bioethics. Moscow: Patriarchal Commission on Family, Protection of Motherhood and Childhood Publ., 2017. 504 p.
10. Russian Orthodox Church. Official website of Moskow Patriachy. Available at: http://www.patn-
archia.ru/db/text/419128.html (accessed January 28, 2024).
11. The lexicon. Controversial topics and ambiguous terms in the field of family, life and ethics. Moscow: Franciscan Publ., 2009. 1066 p.
12. Position Paper of the Abrahamic Monotheistic Religions on Matters concerning the End of Life. October 28, 2019. URL: https://www.acad-emyforlife.va/content/dam/pav/documenti%20 pdf/2019/Religioni_Cure%20Palliative_28%20ot-
tobre/Testi%20Dichiarazione/PositionPaper_ENG_ OK.pdf (accessed January 28, 2024).
Статья поступила в редакцию 02.02.2024; одобрена после рецензирования 29.02.2024; принята к публикации 10.03.2024.
The article was submitted 02.02.2024; approved after reviewing 29.02.2024; accepted for publication 10.03.2024.
Научная статья УДК 128+323
Б01 10.18522/2072-0181-2024-117-18-25
ФИЛОСОФИЯ ТЕЛА: ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ И ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИЙ
А.А. Молоканов
THE PHILOSOPHY OF THE BODY: THE OPPOSITE OF THE ORTHODOX AND TRANSHUMANISTIC CONCEPTS
A.A. Molokanov
Тело человека, его отношения с духом, или сознанием всегда были проблемой, которая в различные периоды истории и в различных социокультурных системах решалась по-разному. Современное ускоряющееся пугающими темпами научно-техническое развитие общества и порождаемые им стремительные и радикальные социокультурные трансформации всех социальных систем, начиная от экономики и заканчивая системами духовной культуры, крайне проблематизируют человеческую телесность и ее традиционные, гуманистические социокультурные стандарты и модели.
Однако ситуация активного пересмотра отношения современного человека к собственной физической телесности получает в современном дискурсе неоднозначные оценки. Многие приветствуют появившиеся технические возможности для трасформации и различных экспериментов над собственным телом. Например, В.Б. Александров утверждает, что «В настоящее время отношение человека к своему телу
Молоканов Александр Александрович - аспирант кафедры иностранного языка и социально-гуманитарных дисциплин Донского государственного аграрного университета, 346493, Ростовская область, Октябрьский район, пос. Персиановский, ул. Кривошлыкова, 24, e-mail: [email protected].
существенно меняется: появляются новые виды телесных практик и формы культивирования телесности» [1, с. 141].
С другой стороны, существует оценка современных трансформаций физической телесности и разнообразных игр и экспериментов человека с собственным телом как элементов острого аксиологического и антропологического кризиса. Е.Н. Гнатик, например, утверждает: «Современность характеризуется аксиологическим кризисом, кризисом человека» [2, с. 117].
В контексте конкуренции традиционной для российской цивилизации православной христианской модели телесности и порождаемых радикальными трансформациями современного общества, в том числе и российского, в процессе перехода в стадию постиндустриального, информационного развития альтернативных моделей телесности мы рассмотрим противоположность между православной философией тела и трансгуманистической программой радикальной трансформации человеческой телесности.
Alexander Molokanov - Don State Agrarian University, 24, Krivoshlykova Sreet, Persianovskiy, Oktyabrsky district, Rostov region, 346493, e-mail: [email protected].