Проблемная комиссия «Эпилепсия. Пароксизмальные состояния» РАН и Министерства здравоохранения Российской Федерации
Российская Противоэпилептическая Лига
ЭПИЛЕПСИЯ
и пароксизмальные
состояния
к о н
12 к
X
я а х о
я а
Я
а с
ф о и
ш
К О. С 5
¡5 ¡5
ф ®
Включен в перечень ведущих = ■§■ рецензируемых журналов и изданий ВАК
© Михаловска-Карлова Е.П., 2015 ISSN 2077-8333
DOI: 10.17749/2077-8333.2015.7.2.076-081
eg
БИОЭТИКА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ВРАЧЕЙ И БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ СТРАН И КОНФЕССИЙ
Михаловска-Карлова Е.П.
ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени НА. Семашко», Москва
Резюме
Биоэтика рассматривается в контексте вызовов цивилизации. Показано, что самые серьезные вызовы связаны с науками о мозге. Именно в науках о мозге возникает потребность в биоэтике, чьи принципы и нормы призваны помочь медицине сохранить здоровье, качество жизни и саму жизнь человека. Для этого необходимы объединенные усилия не только врачей, но и больных людей разных стран, национальностей и конфессий. Основатели Международной Противоэпилептической Лиги (МПЭЛ) это поняли задолго до появления биоэтики, еще в начале ХХ в. Это не случайно: эпилепсия является моделью для изучения стуктурно-функциональной организации мозга. Этическую традицию в Российской неврологии закладывал основатель отечественных нейронаук В.М. Бехтерев, который создал Российскую Противоэпилептическую Лигу (РПЛ) спустя 4 месяца после организации МПЭЛ. Развитие традиции сегодня продолжают РПЛ и Всероссийское общество неврологов. Только объединенными усилиями можно добиться полноценной реализации механизма этического контроля в медицине.
Ключевые слова
Биоэтика, интеграция, этическая экспертиза, этическое сопровождение, этическое измерение. Статья поступила: 01.03.2015 г.; в доработанном виде: 30.05.2015 г.; принята к печати: 25.06.2015 г. Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии необходимости раскрытия финансовой поддержки или конфликта интересов в отношении данной публикации.
Для цитирования:
Михаловска-Карлова Е.П. Биоэтика как фактор интеграции врачей и больных людей разных стран и конфессий. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2015; 2: 76-81.
BIOETHICS AS A FACTOR OF INTEGRATION OF PHYSICIANS AND PATIENTS FROM DIFFERENT COUNTRIES AND FAITHS
Mikhalovska-Karlova E.P.
National Research Institute of Public Health named after NA Semashko, Moscow Summary
Bioethics is examined through the context of the technological advancement of civilization. It has been shown that the most serious technological achievements are tied to the science of the brain. This science requires the use of bioethics, whose principles and norms are called to help medicine preserve the health, quality of life, and life of a human. For this to be possible, it is crucial for not only doctors, but also patients from different countries and of different nationalities and faiths to combine forces. The founders of ILAE understood this not long before the appearance of the field of bioethics in the beginning of the 20th century. This was not a coincidence: epilepsy is found to be a model for the study
a u u
x
U) К O-E s
* s
* §
s i ф 2
H
§ ¡2
* S
eg (4
£ ©
1 £
в rn
о fc
И s*
J £
E О
о о
Е .
о з
к V
е <л «Б
о ±
IF ®
V о
т 'S
« ,Е
х . .
8 Е
Ч
ф Е
Е С
X in ■ «
г*
аЗ
® S
i ■: -Й Е а Ф
s
х
ö §■ О Ф
я
х eg
I *
S т
0 >
« 5 =
ш =
* £
I- о
Ü S
ё %
s iE
а &
» Е
М ф
н а
х 0
а о
S я
1 *
IS X EIS
к
I
я а х о
IS и
IS
а
с
«
о ю
* ?
К в-
Е S
* 2
* £
g ё И
и
<5 2
* S
eg N
g ©
1 £
ц (Л
о 'it
и >
J &■
Е О
<3 о
Е .
о з
к Т
Е (Л
«Б
О .!=
Ï ®
V о
is ,Е
X . .
is 5
« Е
е
of the structural and functional organization of the brain. The tradition of ethics in Russian neurology was started by the father of Russian neuroscience, V.M. Bekhterev, who established RLAE only 4 months after the organization of ILAE. Today, RLAE and the All-Russian Society of Neurologists continue to develop this tradition. Only through combined forces is it possible to achieve a full implementation of the ethical mechanism of control in medicine.
Key words
Bioethics, integration, ethical control, ethical measurement, ethical maintenance.
Received: 01.03.2015; in the revised form: 30.05.2015; accepted: 25.06.2015. Conflict of interests
The author declared that they do not have anything to disclosure regarding funding or conflict of interests with respect to this manuscript.
For citation
Mikhalovska-Karlova E.P. Bioethics as a factor of integration of physicians and patients from different countries and faiths. Epilepsiya i paroksizmal'nye sostoyaniya/Epilepsy and paroxysmal conditions. 2015; 2: 76-81 (in Russian).
Corresponding author
Address: 12 Vorontsovo Pole Street, Moscow, Russia, 105064. E-mail address: mikhalovska@gmail.com (Mikhalovska-Karlova E.P.).
Биоэтика возникла на рубеже 60-70-х годов ХХ века как междисциплинарное исследовательское поле и социальный институт. Ее рассматривали как единственно возможный ответ на вызовы цивилизации: общество столкнулось с угрозой ядерной войны, проблемами экологической ситуации и биотехнологий, меняющих не только жизнь, но и природу человека. Человечество оказалось лицом к лицу с проблемой собственной выживаемости.
Термин «биоэтика» предложил американский профессор онкологии и биохимик, по образованию биолог, Ван Ренсселлер Поттер в статье «Биоэтика -наука о выживании», опубликованной в сборнике «Перспективы биологии и медицины» в 1970 г. [19]. В научное употребление данный термин вошел в 1971 г., с момента выхода в свет его книги «Биоэтика: мост в будущее» [20].
«Человечеству срочно требуется новая мудрость, которая бы являлась «знанием о том, как использовать знание» для выживания человека и улучшения качества его жизни. Концепция мудрости, как руководство к действию, и знание, необходимое для достижения социального блага и улучшения качества жизни, называется наукой выживания. Я считаю, что эта наука должна строиться на знании биологии и в то же время выходить за границы ее традиционных представлений; включать в сферу своего рассмотрения наиболее существенные элементы социальных и гуманитарных наук, среди которых особое место принадлежит философии, понимаемой как «любовь к мудрости». Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых эле-
мента - биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения новый термин - «биоэтика», - объясняет американский онколог В. Поттер необходимость новой науки [15].
Эти слова В.Р. Поттера были восприняты с облегчением и надеждой, как и его книга «Биоэтика - мост в будущее» [20].
Таким образом, биоэтика, возникшая в результате объединения биологического и гуманитарного знания, должна была обеспечить диалог между наукой и культурой, став фактором интеграции - своеобразным междисциплинарным пространством для объединения всех сил, способных защитить жизнь на планете Земля. Прежде всего, ей удалось это осуществить в медицине и здравоохранении, которые первыми непосредственно столкнулись с негативными последствиями биотехнологий и исходящими от них угрозами здоровью и жизни человека. Оказалось, что решать эти проблемы прежними способами уже не удается. Привычная патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента уходила из врачебной практики, уступая дорогу коллегиальной (или партнерской), контрактной и договорной моделям, основанным на принципах биоэтики, центральными среди которых являются - уважение автономии личности пациента и его человеческого достоинства. Только соблюдение этих принципов может «сохранить достоинство истинного врача». Именно «сохранить достоинство истинного врача» призывал студентов медицинского факультета Московского императорского университета в знаменитой речи «Слово о благочестии и нравственных качествах
«
п
X m
■ «
" in
® !
i ■:
Tï E
a «
H
S I
u «
IS а
X и
I *
s ?
0 >
« 5 =
ш S
* £
H о
IS S
E S
1 X а а
® E
M ф
h а
x 0
а о
i i S а о
к
IS
х*
IS X EIS
гиппократова врача» 15 октября 1813 г. декан этого факультета, великий русский врач Матвей Яковлевич Мудров [14].
Однако наука и гуманитарное знание, не способные, по словам В.Р. Поттера, к диалогу в ХХ веке, не сумели овладеть его искусством и в ХХI веке. Свидетельство тому - мрачные сценарии «постчеловеческого будущего» и реалии нашей жизни. Известный футуролог Ф. Фукуяма выделил четыре биотехнологических пути, ведущих нас в постчеловеческое будущее: расширение знаний о мозге и биологических основах человеческого поведения; нейрофармакология и манипулирование эмоциями и поведением; продление жизни; генная инженерия [21]. Науки о мозге в этом мрачном перечне занимают первое место. Другое свидетельство - реальные события 11 сентября 2011 г. в США, которые интерпретировались обществом как столкновение цивилизаций - западной и исламской. Так появился религиозно-мировоззренческий вызов. Возникла необходимость в интеграции усилий не только разных стран и народов, научного и религиозного мировоззрений, но и разных конфессий. Биоэтика могла стать таким фактором, поскольку в ней нравственность соединена с общечеловеческими ценностями, важнейшие из которых: здоровье, качество жизни и жизнь каждого человека и, разумеется, мир на планете как наивысшая ценность и необходимое условие для жизни.
Система принципов биоэтики направлена на защиту общечеловеческих ценностей и сохранение человеческого общества. Вот почему она включает не только общие принципы, но и специфические, такие как: особая защита лиц, не обладающих правоспособностью давать согласие; признание уязвимости человека и уважение неприкосновенности личности; недопущение дискриминации и стигматизации; уважение культурного разнообразия и плюрализма [3]. Эти принципы - свидетельство осознания обществом, что только объединенными усилиями человечество может сохранить себя.
Особая роль в этом процессе принадлежит наукам о мозге и медицине. Этическая традиция всегда была сильной стороной отечественной медицины.
и пароксизмальные состояния
В Российской неврологии ее закладывал и развивал основатель нейронаук в России В.М. Бехтерев. По его инициативе уже через четыре месяца после создания Международной Противоэпилептической Лиги (ILAE) была создана Российская Противоэпи-лептическая Лига (RLAE).
Почему запрос на новую этику, поставленный в России в начале ХХ века земским врачом и писателем В.В. Вересаевым [2], перешел в практическую плоскость уже через десятилетие именно в неврологии и применительно к такому заболеванию как эпилепсия?
Во-первых, эпилепсия - одно из самых серьезных заболеваний мозга, последствия которого могут быть для больного катастрофическими. Однако при грамотном лечении интеллект этих больных сохраняется, что является существенным резервом интеллектуального потенциала общества.
Во-вторых, высока стигматизация и дискриминация людей с эпилепсией в обществе.
В-третьих, эпилепсия имеет специфический электрографический паттерн, благодаря чему она используется как модель для изучения функциональной организации мозга.
В-четвертых, расширение этического пространственного поля в деятельности врача, несомненно, способствует решению многих клинических и социальных проблем, с которыми сталкиваются люди с эпилепсией (см. рис. 1 и 2).
Сегодня этическую традицию в неврологии достойно продолжает и развивает Российская Проти-воэпилептическая Лига (РПЛ) и Всероссийское общество неврологов. На международных Форумах стран СНГ, проводимых РПЛ, равно как и в журнале «Эпилепсия и пароксизмальные состояния» и «Журнале неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова», систематически обсуждаются актуальные вопросы биоэтики, имеющие принципиальное значение для профилактической, диагностической или терапевтической помощи пациентам. Экспертным Советом РПЛ были разработаны в соответствии с принципами биоэтики Рекомендации Экспертного совета Российской Противоэпилептической Лиги по применению оригинальных и воспроизведенных пре-
к и h
<2 к
I
я а х о
IS и
IS
а с
ф о ю
* ?
К в-
Е S
* S
* 5
S i
Ф ¡V
и
и
§ ¡2
* S
eg (ч
£ ©
1 £
в m
о fc
и >
J £
Е О
О О
Е ■
о з
к V
Е <Л
«Б
о ±
IF ®
V о
is ,Е X . .
8 ¡н
Ч
ф Е Е С
ф
п
х in ■ «
аЗ
® s
i ■: Е
а Ф
Рисунок 1. Проблемы, с которыми сталкиваются пациенты с эпилепсией.
Жизнь человека бесценна, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека без его согласия, а потому никто не должен быть «средством», а только «целью». (И. Кант)
Рисунок 3. Проект РПЛ «Пациент - менеджер своего здоровья».
Рисунок 4. Принципы участия пациента в менеджменте эпилепсии.
паратов (дженериков) для лечения эпилепсии» [1]. Они были широко обсуждены и приняты медицинским сообществом 07.03.2011 г. Российская Противо-эпилептическая Лига инициировала ряд успешных проектов оказания практической помощи людям с эпилепсией (см. рис. 3-5).
После выполнения многолетней Программы «Эпи-помощь» в 2012 г. стартовала медико-социальная программа «Внимание Эпилепсия!», инициированная Российской Противоэпилептической Лигой и Некоммерческим Партнерством «Объединение врачей -эпилептологов и пациентов».
Для помощи людям с эпилепсией разработано мобильное приложение «ЭпиДень» (см. рис. 5-6).
В одном из пунктов программы «Внимание - эпилепсия!» предлагается «включить в образовательные программы для специалистов по эпилептологии (неврологов и психиатров) и пациентов блок информации по вопросам биомедицинской этики» (1.1.; 2.9). Курс биомедицинской этики уже инициативно преподается на Всероссийских сертификационных циклах повышения квалификации врачей по неврологии и эпилептологии на кафедре неврологии лечебного факультета МГМСУ имени А.И. Евдокимова (профессор Е.П. Михаловска-Карлова). Отдельные лекции по вопросам биомедицинской этики читает профессор А.С. Петрухин на кафедре повышения квалификации в РНИМУ им. Н.И. Пи-рогова.
Благодаря усилиям Российской Противоэпилепти-ческой Лиги и Всероссийского общества неврологов Россия, единственная из стран СНГ, была представ-
Рисунок 5. Мобильное приложение «ЭпиДень» для помощи пациентам с эпилепсией.
лена докладами по биоэтическим проблемам неврологии и эпилептологии на международных конгрессах и конференциях [4-6], в т.ч.:
- II, III, IV, V Международных Форумах эпилептологов стран СНГ [6,8,10,11];
- XXI Всемирном конгрессе «Неврология в эпоху глобализации», Вена, Австрия, 2013 г. [16];
- Объединенном конгрессе европейской неврологии, Стамбул, Турция, 2014 г. [18];
- 2-м Пан-славянском конгрессе по детской неврологии в Екатеринбурге, Россия, 2014 г. [17];
- IV и V Балтийских конгрессах по детской неврологии (2013 г. и 2014 г.) [9,12];
- III Российском международном конгрессе «Цереброваскулярная патология и инсульт» (Казань, Россия, 2014) [13].
Рисунок 6. Мобильное приложение «ЭпиДень» помогает достичь стабильной ремиссии.
к
I
я а х о
я и
с
Л Е
Ф О
ю
* ?
К оЕ S
* S
* §
S iä
Ф ¡V
и
и
§ in
* S
CG (ч
£ ©
1 £
в m
о fc
и >
J £
Е О
О О
Е ■
о з
к V
Е <Л
«Б
о ±
¡5 ®
V о
т 'S
я ,Е
X . .
8 g Ч
ф Е
Е С
ф
п
х in ■ «
г*
аЗ
® i i
T: E а Ф
| I
3 i
0 Ф я a X м
1
S T
u >
« 5
= ^
Ш 8
* g
H О
Я s
ä Я
S iE
a а
» E
M ф
н а
x 0
а о
i I
S а о
к
с
Я X EIS
Таким образом, можно констатировать, что биоэтика действительно постепенно становится фактором, объединяющим врачей и больных людей разных стран и конфессий.
Сформулированы социальные механизмы этического контроля в медицине:
• Совет Европы в 1997 г. принял «Конвенцию по биоэтике», в которой определены социальные механизмы этического контроля в медицине.
• Биоэтика как социальный институт представлена через систему этических комитетов в здравоохранении: исследовательских и клинических.
Именно этические комитеты через процедуру этического измерения должны осуществлять контроль этического сопровождения клинических исследований, диагностики, лечения, реабилитации и профилактики неврологических заболеваний.
и пароксизмальные состояния
• Этическое измерение - исследование профессиональной деятельности специалиста эпилептолога в свете принципов биоэтики и заключение о ее соответствии этим принципам, то есть это своего рода экспертиза.
• Этическое сопровождение - это алгоритм действий эпилептолога в соответствии с ценностями и принципами биоэтики и своей профессии применительно к конкретному пациенту в конкретных обстоятельствах. Каждое действие врача в отношении здоровья пациента должно быть оправдано правилами и принципами биоэтики.
Современный врач должен не только знать ценности и принципы биоэтики и своей профессии, но и владеть навыками моральной аргументации. Без этого этическое сопровождение не состоится.
Литература:
1. Рекомендации Экспертного совета Российской Противоэпилептической Лиги по применению оригинальных и воспроизведенных препаратов (дженериков) для лечения эпилепсии. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2011; 1: 17-19.
2. Вересаев В.В. Записки врача. На японской войне. М. 1986; 56 с.
3. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (принята 33-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж,
3-21 октября 2005 г.) / Михаловска-Карлова Е.П., Горелова Л.Е. Биоэтический практикум: учебное пособие. М. 2012; 156-168.
4. Михаловска-Карлова Е.П. Эпилепсия: некоторые биоэтические аспекты. Новые информационные технологии в медицине, биологии, фармакологии и экологии. Труды XVIII Международной конференции и дискуссионного научного клуба Стран Восточной Европы. Том 2. Украина, Крым, Ялта - Гурзуф. 31 мая-10 июня 2010 г.; 175-177.
5. Вопросы этики в лечении больных эпилепсией. Современные аспекты диагностики и лечения эпилепсии. Материалы конференции компании АО «Санофи-авентис групп» (Франция) при поддержке Российской Противоэпилептической Лиги. Швейцария, г. Монтре 2-5 мая 2011 г.:
4-5.
6. Михаловска-Карлова Е.П. Некоторые биоэтические проблемы эпилептологии. Материалы II Международного Форума эпилептологов Стран СНГ «Эпилепсия и па-
10.
12.
роксизмальные состояния» Республика Армения, Ереван, 5-8 октября 2011 г. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2011; 4: 63-66.
Михаловска-Карлова Е.П., Горелова Л.А. Биоэтический практикум: учебное пособие. Приложение 1. М. 2012: 151-156. Михаловска-Карлова Е.П. Патерналистские диспозиции в стратегии и тактике терапии эпилепсии. Материалы III Международного Форума эпилептологов Стран СНГ «Эпилепсия и пароксизмальные состояния». Республика Казахстан, Астана, 16-18 октября 2012 г. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2012; 4: 63-67. Михаловска-Карлова Е.П. Этические проблемы детской неврологии /IV Балтийский Конгресс по детской неврологии. Научное издание. Под ред. В.И. Гузевой. СПб. 2013; 354-356.
Михаловска-Карлова Е.П. Современные парадигмы взаимоотношений врача и пациента. Материалы IV Международного Форума эпилептологов Стран СНГ «Эпилепсия и пароксизмальные состояния». Минск, 17-18 октября 2013 г. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2013; 4: 19-22.
Михаловска-Карлова Е.П. Биоэтика как фактор интеграции врачей и больных разных стран и конфессий. V Международный Форум стран СНГ/ЕврАзЭС «Эпилепсия и пароксизмальные состояния». Ялта, Республика Крым, Российская Федерация 2-3 октября 2014 г. Михаловска-Карлова Е.П. Детская неврология в зеркале биоэтики. V Балтийский Конгресс: Российская школа по детской
неврологии и смежным специальностям в рамках Балтийского Конгресса. Научное издание. Под ред. В.И. Гузевой. СПб. 2014: 171-174.
13. Михаловска-Карлова Е.П. Современный этический вектор в неврологии. Материалы III Российского Международного Конгресса «Цереброваскулярная патология и инсульт». Казань, Россия, 6-10 октября 2014 г. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014; 114 (8): 388-389.
14. Мудров М.Я. Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача. Избранные произведения. М. 1949; 167-199.
15. Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее. Под ред. С.В. Вековешиной, В.Л. Куличенко. Киев. 2002: с. 9.
16. Mikhalovska-Karlova E. Ethical problems in neurology. Abstract -XXI WCN "Neurology in the Age of Globalization." Journal of the Neurological Sciences. 2013; 333: e579-628; e613.
17. Mikhalovska-Karlova E. Bioethics in Child
Neurology in Russia. 2-nd Pan-Slavic Congress of Child Neurology 23-25 April 2014; Ekaterinburg, Russia.
18. Mikhalovska-Karlova E. Biomedical Ethics in Russian Neurology: successes and problems. Joint Congress of European Neurology. Istanbul, Turkey. 31 May-3 June 2014.
19. Potter V.R. Bioethics, the science of survival. Perspectives in biology and medicine. 1970; 14: 127-150.
20. Potter V.R. Bioethics: Bridge to the Future. New Jersey. 1971.
21. Fukuyama F. Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology Revolution: Farrar, Straus and Giroux. N.Y. 2002.
к и h
<2 к
I
is a x о
IS и
IS
a
E
«
u u
* ?
К В-
E S
* S
* S
S Ê
Ф ¡V
H
H
§ in
* s
a N
g ©
1 £
в m
о fc
И s*
J £
E О
О О
E .
о з
к V
Е <Л
«S
о ±
ï ® V о
is ,Е X . .
s ¡s
ч
« Е Е С
«
п
х in ■ «
s*
«s
® !
i ■:
Tï E
а «
H
S I
u «
IS a
X и
I
S T
u >
« 5 =
ш S
* £
H О
IS S
ë S
S X
a a
» E
M ф
h a
x 0
a о
H
S S
ï ï x4
(S X EIS
7
8
9.
References:
1. Recommendations of the Expert Council of
the Russian League Against Epilepsy on the 6. use of original and generic drugs (generic drugs) to treat epilepsy. Epilepsiya i paroksizmal'nye sostoyaniya/ Epilepsy and 7. paroxysmal conditions. 2011; 1: 17-19.
2. Veresaev V.V. Physician's Notes. On the Japanese War. Moscow. 1986; 56 s.
3. Universal Declaration on Bioethics and
Human Rights (adopted by the 33rd session 8. of the UNESCO General Conference, Paris, 3-21 October 2005) / Charles Michalowski-EP, Gorelov LE Bioethics Workshop: a 9.
training manual [Vseobshhaja deklaracija o biojetike i pravah cheloveka (prinjata 33-j sessiej General'noj konferencii JuNESKO, Parizh, 3-21 oktjabrja 2005 g.) / Mikhalovska-Karlova E.P., Gorelova L.E. Biojeticheskijpraktikum: uchebnoe posobie]. Moscow. 2012; 156-168. 10.
4. Mikhalovska-Karlova E.P. Epilepsy: Some bioethical issues. New information technologies in medicine, biology, pharmacology, and ecology. Proceedings of the XVIII International scientific conference and a discussion club of Eastern Europe. Volume 2. [Jepilepsija: nekotorye biojeticheskie aspekty. Novye informacionnye tehnologii v medicine, biologii, farmakologii i jekologii. Trudy XVIII Mezhdunarodnoj konferencii i diskussionnogo nauchnogo kluba Stran 11. VostochnojEvropy. Tom 2]. Ukraine, Crimea, Yalta - Gurzuf. May 31-June 10, 2010; 175177.
5. Ethical issues in the treatment of patients with epilepsy. Modern aspects of diagnosis and treatment of epilepsy. Proceedings of the conference of JSC "Sanofi-aventis" (France) with the support of the Russian League Against Epilepsy [Voprosyjetiki v lechenii bol'nyh jepilepsiej. Sovremennye aspekty diagnostiki i lechenija jepilepsii. 12. Materialy konferencii kompanii AO «Sanofi-
aventis grupp» (Francija) pri podderzhke Rossijskoj Protivojepilepticheskoj Ligi]. Switzerland, Montreux 2-5 May 2011: 4-5. Mikhalovska-Karlova E.P. Epilepsija i paroxysmal'nye sostoyaniya/Epilepsy and paroxysmal conditions. 2011; 4: 63-66. Mikhalovska-Karlova E.P., Gorelova L.A. Bioethics Workshop: a training manual. Annex 1 [Biojeticheskijpraktikum: uchebnoe posobie. Prilozhenie 1]. Moscow. 2012: 151- 13. 156.
Mikhalovska-Karlova E.P. Jepilepsija i paroksizmal'nye sostojanija/ Epilepsy and 14. paroxysmal conditions. 2012; 4: 63-67. Mikhalovska-Karlova E.P. Ethical problems of child neurology / IV Baltic Congress of Child Neurology. Scientific publication. Ed. VI Guzeva [Jeticheskie problemy detskoj nevrologii/IV Baltijskij Kongress po detskoj 15. nevrologii. Nauchnoe izdanie. Pod red. V.I. Guzevoj] SPb. 2013; 354-356. Mikhalovska-Karlova E.P. Modern paradigm of the physician-patient relationship. Proceedings of the IV International Forum of 16. CIS epileptology "Epilepsy and paroxysmal states" [Sovremennye paradigmy vzaimootnoshenij vracha i pacienta. Materialy IV Mezhdunarodnogo Foruma jepileptologov Stran SNG «Jepilepsija i 17.
paroksizmal'nye sostojanija»]. Minsk, 17-18 October 2013. Jepilepsija i paroksizmal'nye sostojanija/ Epilepsy and paroxysmal conditions. 2013; 4: 19-22. 18.
Mikhalovska-Karlova E.P. Bioethics as a factor of integration of physicians and patients from different countries and faiths. V International Forum of CIS / EurAsEC "Epilepsy and paroxysmal states" [Biojetika 19. kak faktor integracii vrachej i bol'nyh raznyh stran i konfessij. V Mezhdunarodnyj Forum stran SNG/EvrAzJeS «Jepilepsija i 20.
paroksizmal'nye sostojanija»]. Yalta, Republic of Crimea, Russian Federation 2-3 21. October 2014.
Mikhalovska-Karlova E.P. Pediatric neurology in the mirror of bioethics. V Baltic
Congress: Russian School of Child Neurology and related specialties within the Baltic Congress. Scientific publication. Ed. VI Guzeva [Detskaja nevrologija vzerkale biojetiki. V Baltijskij Kongress: Rossijskaja shkola po detskoj nevrologii i smezhnym special'nostjam v ramkah Baltijskogo Kongressa. Nauchnoe izdanie. Pod red. V.I. Guzevoj]. SPb. 2014: 171-174. Mikhalovska-Karlova E.P. Zhurnal nevrologii ipsihiatriiim. S.S. Korsakova. 2014; 114 (8): 388-389.
Mudrov M.J. Word of piety and moral qualities of the Hippocratic physician. Selected Works [Slovo o blagochestii i nravstvennyh kachestvah gippokratova vracha. Izbrannyeproizvedenija]. Moscow. 1949; 167-199.
Potter V.R. Bioethics: bridge to the future. Ed. S.V. Vekoveshinoy, V.L. Kulichenko [Biojetika: most v budushhee. Pod red. S.V. Vekoveshinoj, V.L. Kulichenko]. Kiev. 2002: p. 9.
Mikhalovska-Karlova E. Ethical problems in neurology. Abstract -XXI WCN "Neurology in the Age of Globalization". Journal of the Neurological Sciences. 2013; 333: e579-628; e613.
Mikhalovska-Karlova E. Bioethics in Child Neurology in Russia. 2-nd Pan-Slavic Congress 0f Child Neurology 23-25 April 2014; Ekaterinburg, Russia. Mikhalovska-Karlova E. Biomedical Ethics in Russian Neurology: successes and problems. Joint Congress of European Neurology. Istanbul, Turkey. 31 May-3 June 2014.
Potter V.R. Bioethics, the science of survival. Perspectives in biology and medicine. 1970; 14: 127-150.
Potter Van Renssellaer. Bioethics: Bridge to the Future. New Jersey. 1971. Fukuyama F. Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology R evolution: Farrar, Straus and Giroux. N.Y. 2002.
к
I
is a x о
IS и
IS
a
E
«
u u
* ?
К В-
E S
* S
* S
S Ê
Ф ¡V
H
H
§ in
* s
a N
£ ©
1 £
в m
о fc
И s*
J £
E О
О О
E .
о з
к V
Е <Л
«S
о ±
ï ® V о
is ,Е X . .
s ¡s
ч
« Е Е С
«
п
х in ■ «
s*
«s
ä3
® i
i ■:
"S E
a «
Сведения об авторе:
Михаловска-Карлова Екатерина Петровна - д.ф.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко». Адрес: ул. Воронцово поле, д. 12, Москва, Россия, 105064. Тел.: +4959178281. E-mail: mikhalovska@gmail.com.
About the author:
Mikhalovska-Karlova Ekaterina Petrovna - MD, professor, Honored worker of higher education of the Russian Federation, member of the Russian Academy of Natural Sciences (RANS), leading researcher FSSBI "N.A. Semashko National Research Institute of Public Health." Address: 12 Vorontsovo Pole Street, Moscow, Russia, 105064. Tel: +4959178281. E-mail: mikhalovska@gmail.com.
H
S t
0 «
IS a
X и
1 * s If
0 >
« 5 =
ш S
* £
H о
IS S
ё Я
S X
а а
» Е
M ф
н а
х 0
а о
H
S S
1 I
x4
IS X EIS