БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИКИ1
© Анцупов В.В.*
Курский государственный университет, г. Курск
Результатом структурных изменений в производстве знания и организации научных исследований во второй половине прошлого века стало принципиальное изменение фундаментальных и прикладных параметров современной науки. Последнее обстоятельство во многом детерминировано обращением к этико-аксиологической и антропологической проблематике в тех сферах научных исследований, которые традиционно выносили её за скобки внимания. Кроме того, новый интерфейс науки и общества продемонстрировал ограниченность традиционной модели интеракции, определив необходимость включения в сферу исследовательского интереса личностные, социетальные, аксиологические и т.п. измерения проблемы, что явным образом просматривается в современной биомедицине. Осознание трансдисциплинарной специфики проблематики инициировало поиск релевантных способов их рассмотрения в горизонте современной биоэтики. В качестве примера можно указать на форсировано развивающуюся генетику, которая оказывая значительное позитивное влияние на различные области знания и практики, вместе с тем, выдвигает множество биоэтических вопросов.
Например, поскольку для генетических исследований ученому не нужно даже контактировать с пациентом, так как сбор материала осуществляется другими специалистами, исследователь-генетик не задумывается о таких фундаментальных ценностях, как человеческая жизнь или свобода. С одной стороны, это дает ему возможность абстрагироваться от конкретного человека и относиться к полученному материалу только как к объекту анализа, что помогает избежать предвзятости и субъективности суждений. Но с другой стороны, такому ученому не важно, получен ли материал исследования с согласия больного или нет, принесет ли данное конкретное исследование пользу пациенту.
Еще один вопрос вызывает данные о результате выполненных процедур. Получая информацию о глубочайших аспектах жизни пациента, врач-генетик приобретает особое знание, которое может стать основой не только благодеяния, но и источником власти. Генетик, установив наличие в генах неких врожденных, либо приобретенных дефектов, должен решить, сообщать ли родственникам, а иногда и пациенту эту информацию. Таким образом, перед ним возникает этический парадокс: необходимо сохранять врачебную тайну и, в то же время, родственники пациента могут иметь прямую заинтересованность в получении полной информации.
1 Материал подготовлен при поддержке гранта Совета по грантам Президента РФ МК-5934.2010.6.
* Аспирант кафедры Зоологии и теории эволюции.
Современные проблемы науки и образования
315
И наконец, огромное значение в современном мире приобретает и ге-нотерапия, направленная на излечение генетически обусловленных патологий организма. Все больше исследований посвящено поискам механизмов лечения той или иной патологии с использованием искусственно созданного генома, способного частично замещать «поврежденный» участок генома пациента. Врач-генетик не только исследует, но и вмешивается в фундаментальные основы жизни, что ставит перед ним целый ряд как биоэтических, так и мировоззренческих проблем. Более того, в недалеком будущем существует перспектива применения генотерапии не только для лечения патологии, но и для целей так называемого «улучшения» человека, что только усугубит эти проблемы.
Таким образом, развитие современной генетической науки уже инициировало целый ряд изменений в традиционной проблематике медицинской этики, и с каждым годом количество и сложность этих изменений нарастает. Это, в свою очередь, требует от биоэтики определенной гибкости и необходимости ориентироваться на практическую быстро развивающуюся медицину.
Список литературы.
1. Голубева Г.А. Этика: учеб. / Г А. Голубева. - М.: Экзамен, 2007. - 320 с.
2. Зеленкова И.Л. Этика: учебное пособие / И.Л. Зеленкова. - М.: Тет-раСистемс, 2008. - 144 с.
3. Мишаткина Т.В. Этика: учебное пособие. - 5-е изд. / Т.В. Мишатки-на, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. - М.: Новое знание, 2008. -584 с.
4. Этика: учеб. / Под ред. А.С. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2007. - 496 с.
5. Яровинский М.Я. Медицинская этика (Биоэтика): учебное пособие / М.Я. Яровинский. - М.: Медицина, 2006. - 448 с.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
© Джаубаева З.К.*
Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева,
г. Карачаевск
Статья посвящена способам организации работы учителя. Одним из методов решения этого вопроса является владение учителем современными методами поиска, обработки и использования информации. Од-
* Старший преподаватель кафедры Информатики и вычислительной математики.