Научная статья на тему 'БИОЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ И. Т. ФРОЛОВА И Б. Г. ЮДИНА'

БИОЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ И. Т. ФРОЛОВА И Б. Г. ЮДИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / ЭТИКА / НАУКА / РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенова Валерия Вячеславовна

Содержание исследования включает в себя анализ биоэтических идей в философии И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина. На наш взгляд, в современных условиях важно понять, как должны вестись исследования человека в науке. Весьма актуально в связи с этим проанализировать этику науки и биоэтические идеи И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина, которые глубоко разработали данные проблемы в своей философии. Целью нашего исследования является рассмотрение таких аспектов философии И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина, которые показывают, насколько важны аксиологические принципы в познании человека, изучение которых провели эти философы. В статье применяются такие методы исследования, как метод историко-философского исследования, метод контент-анализа, компаративный метод. Исследовательской задачей данной статьи является выявление этических установок, исследованных И. Т. Фроловым и Б. Г. Юдиным, играющих и в современных условиях значимую роль в науке в исследованиях человека. Научная новизна в данной статье заключается в выявлении логики обоснования важности ценностного аспекта научного познания в философии И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Семенова Валерия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOETHIC IDEAS IN THE PHILOSOPHY OF I. T. FROLOV AND B. G. YUDIN

The content of the study includes an analysis of bioethical ideas in the philosophy of I. T. Frolov and B. G. Yudin. In our opinion, in modern conditions it is important to understand how human research should be conducted in science. In this regard, it is very important to analyze the ethics of science and the bioethical ideas of I. T. Frolov and B. G. Yudin, who deeply developed these problems in their philosophy. The purpose of our study is to consider such aspects of the philosophy of I. T. Frolov and B. G. Yudin, which show how important axiological principles are in human cognition, the study of which was carried out by these philosophers. The article uses such research methods as the method of historical and philosophical research, the method of content analysis, the comparative method. The research task of this article is to identify the ethical attitudes studied by I. T. Frolov and B. G. Yudin, which play a significant role in science in human studies even in modern conditions. The scientific novelty in this article is to identify the logic of substantiating the importance of the value aspect of scientific knowledge in the philosophy of I. T. Frolov and B. G. Yudin.

Текст научной работы на тему «БИОЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ И. Т. ФРОЛОВА И Б. Г. ЮДИНА»

Шаг в науку • № 1, 2022

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 168; 17

БИОЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ И. Т. ФРОЛОВА И Б. Г. ЮДИНА

Семенова Валерия Вячеславовна, студент, направление подготовки 47.03.01 Философия, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: gabi.kronberg2812@mail.ru

Аннотация. Содержание исследования включает в себя анализ биоэтических идей в философии И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина. На наш взгляд, в современных условиях важно понять, как должны вестись исследования человека в науке. Весьма актуально в связи с этим проанализировать этику науки и биоэтические идеи И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина, которые глубоко разработали данные проблемы в своей философии. Целью нашего исследования является рассмотрение таких аспектов философии И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина, которые показывают, насколько важны аксиологические принципы в познании человека, изучение которых провели эти философы. В статье применяются такие методы исследования, как метод историко-философского исследования, метод контент-анализа, компаративный метод.

Исследовательской задачей данной статьи является выявление этических установок, исследованных И. Т. Фроловым и Б. Г. Юдиным, играющих и в современных условиях значимую роль в науке в исследованиях человека. Научная новизна в данной статье заключается в выявлении логики обоснования важности ценностного аспекта научного познания в философии И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина.

Ключевые слова: биоэтика, этика, наука, развитие, человек.

Для цитирования: Семенова В. В. Биоэтические идеи в философии И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина // Шаг в науку. - 2022. - № 1. - С. 59-63.

BIOETHIC IDEAS IN THE PHILOSOPHY OF I. T. FROLOV AND B. G. YUDIN

Semenova Valeria Vyacheslavovna, student, training program 47.03.01 Philosophy, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: gabi.kronberg2812@mail.ru

Abstract. The content of the study includes an analysis ofbioethical ideas in the philosophy of I. T. Frolov and B. G. Yudin. In our opinion, in modern conditions it is important to understand how human research should be conducted in science. In this regard, it is very important to analyze the ethics of science and the bioethical ideas of I. T. Frolov and B. G. Yudin, who deeply developed these problems in their philosophy. The purpose of our study is to consider such aspects of the philosophy of I. T. Frolov and B. G. Yudin, which show how important axiologi-cal principles are in human cognition, the study of which was carried out by these philosophers. The article uses such research methods as the method of historical and philosophical research, the method of content analysis, the comparative method.

The research task of this article is to identify the ethical attitudes studied by I. T. Frolov and B. G. Yudin, which play a significant role in science in human studies even in modern conditions. The scientific novelty in this article is to identify the logic ofsubstantiating the importance of the value aspect ofscientific knowledge in the philosophy of I. T. Frolov and B. G. Yudin.

Key words: bioethics, ethics, science, development, human.

Cite as: Semenova, V. V. (2022) [Bioethical ideas in the philosophy of I. T. Frolov and B. G. Yudin]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 1, pp. 59-63.

Процесс возрастания научных знаний, проявившийся особенно в последние столетия, в последние десятилетия все больше увеличивает свою интенсивность. Человек стремится теперь познать не

только мир, но и самого себя. Вопрос о научном изучении человека весьма остро стоял в ХХ веке, поэтому академики И. Т. Фролов и Б. Г. Юдин направили свои усилия на исследование проблемы

Контент достутен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. © В. В. Семенова 2022

человека и связанной с ней биоэтикой. Значительное ускорение темпов развития науки ставит перед обществом задачу своевременного отслеживания новых открытий, которые резко меняют человеческую жизнь и могут угрожать и человеку, и даже цивилизации в целом. Этот момент лишний раз указывает на причину конфликта между обществом и наукой, который надо преодолевать, ведь наука существует не только ради познания окружающего мира, но и ради изучения и совершенствования самого человека.

Одним из величайших достижений культуры гуманизма является значительно возросшая ценность индивидуальной человеческой жизни. Однако это ведет к неблагоприятным последствиям в виде «ухудшения биологического качества популяции». Как отмечает А. П. Назаретян: «Свобода от естественного отбора, рост продолжительности жизни оплачивается тем, что с каждым поколением жизнеспособность людей все сильнее зависит от медицины, гигиены и прочих компонентов искусственной среды» [2, с. 26]. Это ведет к зарождению новых научных направлений, которые как раз и направлены на изучение человека и улучшение его качеств, а также условий жизни. И подобные направления напрямую связаны с этикой науки, так как она представляет собой всю совокупность моральных аспектов как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом [6, с. 622].

Появившаяся в 70-х годах ХХ века наука биоэтика наиболее тесно связана с жизнью человека и затрагивает вопросы об этическом и правовом сопровождении исследований человека в биологии и медицине. Термин «биоэтика» был введен в науку В. Р. Поттером в его книге « Биоэтика - мост в будущее» («Bioethics - a Bridge to the Future», 1971)1. Проблемы этики биомедицинских исследований стали широко обсуждаться и специалистами, и общественностью. Но в особенности биоэтика уделяет внимание моральной стороне взаимоотношений между исследователями в области биомедицины и пациентами. Тем самым это свидетельствует о важности разработки биоэтических проблем, которые велись в последние десятилетия в мире.

В нашей стране биоэтика с середины 70-х годов прошлого века стала развиваться такими философами, как И. Т. Фролов и Б. Г. Юдин. Они сосредоточились на исследовании этики науки и биоэтических принципов, ценностей и норм, регулирующих биомедицинские исследования. В связи с этим необходимо подчеркнуть практическую значимость

их изысканий. Как мы отмечали ранее, дискуссии подобного рода будут происходить всегда, особенно учитывая то, что мнение каждой стороны может содержать здравую точку зрения.

Далее мы рассмотрим наиболее важные биоэтические идеи данных философов. И. Т. Фролов и Б. Г. Юдин дали мощный толчок развитию биоэтики в нашей стране. Их изыскания охватывали достаточно широкий спектр научных проблем, в том числе идеалы и нормы научной деятельности, этическую проблематику в генетике и биологии в целом, а также биоэтику. Б. Г. Юдин продолжал разработки, начатые И. Т. Фроловым, и в целом придерживался тех решений, которые были выработаны этим выдающимся философом. Их совместная деятельность привела к написанию труда «Этика науки. Проблемы и дискуссии»2 (1986), где вопросы нашей темы исследуются глубоко и всесторонне.

Врожденное человеческое любопытство всегда направляло человека на изучение непознанного и неизведанного. При этом наука, открывая тайны природы, вместе с этим несла некоторые негативные последствия человечеству. Как отмечают И. Т. Фролов и Б. Г. Юдин, наука значительно способствовала развитию человеческой цивилизации. Но, по их мнению, на определенном этапе своего развития общество с удивлением обнаружило, что научные цели и прорывы идут вразрез с гуманистическими ценностями и ведут к неразрешимым противоречиям. Именно это стало отправной точкой для исследований И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина, которые стали разрабатывать проблемы, связанные с этикой науки и биоэтикой. И, прежде всего, в центре их внимания оказались вопросы, связанные с разработкой этических регулятивов научного исследования. Кроме того, названные философы сосредоточили свои усилия на разработке проблем гуманитарной экспертизы, что представлялось им чрезвычайно важным.

Однако первоначально данная область исследований не имела большой популярности. Поэтому справедливо считать академика И. Т. Фролова тем философом и организатором науки, который преодолел сопротивление и сумел заинтересовать многих в актуальности разработки данных проблем. Актуализируя научные и социальные проблемы, И. Т. Фролов вносил свежие идеи и проекты для их реализации, в дальнейшем подхваченные многими другими философами и учеными.

60-е и 70-е годы ХХ века по праву можно считать начальным этапом зарождения интереса к проблемам, которые напрямую связаны с анализом социальных и культурных аспектов научного познания

Van Rensselaer Potter Bioethics : Bridge to the future /. - Englewood Cliffs (N.J.) : Prentice-Hall, Cop. 1971. - XVII, 205 с. Фролов И. Т. Этика науки: Проблемы и дискуссии: монография / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. - М.: Политиздат, 1986. - 396 с.

и развития науки. Инновации в познании привели к осознанию того, что необходима особая область исследований, а именно этика науки. И. Т. Фролов пишет о неготовности ученых к столь резким сменам общественных ориентиров, но, тем не менее, этот этап должен быть осмыслен и пройден.

Отечественный философ активно разрабатывал свои биоэтические идеи. Его многочисленные труды имели значительный вес в нашей философии в целом, а также в развитии данной научной проблематики. И. Т. Фролов переосмыслил существовавшие подходы не только к развитию науки, но и к исследованию человека. В его трудах этический аспект представляется наиболее важным, так как от него, собственно, и идут все остальные идеи и проекты, среди которых именно биоэтика имеет для нас особое значение. Биоэтика представляет собой междисциплинарную философскую науку, направленную на обсуждение и анализ человеческой деятельности в сфере медицины и биологии непосредственно на основе морали и права. Также, отмечая новизну данного направления, философ подчеркивает, что оно не ограничивается одними лишь исследованиями.

Продвижение биоэтики, которая является весьма инновационной наукой, расширяет возможности этического и правового осмысления процессов, имеющих место в биомедицине и в целом в науке. И в связи с этим желательно также выделить принципы биоэтики. Одним из старейших принципов является принцип «не навреди», фиксирующий то, что здоровье человека превыше всего. Далее следует принцип «делай благо», который является расширением и продолжением предыдущего и направлен на предотвращение негативных последствий проводимых исследований. Принцип уважения пациента, как объясняет Б. Г. Юдин, «становится одним из основополагающих в биоэтике лишь в последние десятилетия, именно тогда, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента» [5, с. 64]. Заключительный «принцип справедливости» направлен на обоснование и моральную верность выбора. Рассмотрев основные принципы биоэтики, мы можем затронуть и иные ее аспекты.

Необходимо отметить, что философов заинтересовал именно этико-гуманистический аспект научного познания. Социология науки - с одной стороны, этика науки - с другой, были направлены на изучение места и прав человека в условиях применения результатов научных исследований. И это касается непосредственно всей науки. Подробный анализ обеих сторон и возможности их дальнейшего взаимодействия и представляется одним из основных вопросов этики науки и биоэтики, рассматриваемыми нашими отечественными философами.

Совместный труд И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина, который нами уже упоминался выше, как раз и является той работой, где философы представили свой научный проект, направленный на «узаконива-ние» биоэтики в сфере общественных наук. Анализируя свое отношение к этике науки, они проводят анализ внутренних факторов процесса функционирования и развития наук, а также социального контекста, в котором этот процесс протекает. Наука не может рассматриваться в отрыве от общества, только с технической точки зрения, так как она по определению представляет собой социальный институт и напрямую связана с обществом. Именно поэтому общество выступает не только в качестве среды для научного творчества, но и представляет собой катализатор научной деятельности. Используя науку в качестве средства решения социальных проблем, общество должно активно поддерживать и развивать деятельность такого рода. В связи с этим должно иметь место полное взаимопонимание между обществом и наукой, так как они друг без друга полноценно функционировать не смогут.

Это затрагивает все процессы развития научной деятельности, и, прежде всего, науки, направленной на изучение людей. Развитие биологических наук и медицины, методик генной инженерии, трансплантологии, а также проблем, связанных с технологиями репродукции, привело к тому, что вопросы биомедицинской этики приобрели значительное влияние в современном мире. Отмеченные нами философы обращают внимание на то, что социальные, этические и гуманистические проблемы современной науки преодолевают границы тотального морализаторства, и решение подобных проблем становится практической задачей, одним из важнейших дел для всего человечества.

И. Т. Фролов и Б. Г. Юдин подчеркивают то, что современная наука сделала человека объектом своего изучения. Прежде она изучала так пристально только природу, теперь человек стал ее объектом. Особенно в биомедицине человек изучается многочисленными науками. В связи с этим возникают вопросы о необходимости применения в данных науках различных процедур этического контроля, который может также дополняться гуманитарной экспертизой. Полученные учеными результаты биомедицинских исследований должны быть проверены и поставлены на службу обществу, так как знания такого рода в целом существуют ради человека. Такие знания служат обществу. «Не только в том смысле, что это знание должны воспринять другие люди, ведь наука - система коммуникации, но и в смысле тех последствий, которые возникают от применения этих теорий на практике» [3, с. 142].

Важно отметить то, что и в настоящее время разработки наших философов весьма актуальны и являются хорошей базой для тщательного и систем-

ного анализа этических аспектов развития научной деятельности. Это лишний раз указывает на необходимость воздействия общества и его институтов на развитие науки. Общество является весьма важным регулятором в биоэтической проблематике. Ученым открыто множество путей развития, наиболее перспективных и значимых. И именно в ситуациях такого рода особенно ярко проявляется тот факт, что развитие науки действительно связано с развитием общества в целом, и что общество не только может и должно в какой-то мере контролировать развитие науки, но и фактически осуществляет этот вид контроля. Подобный научно-общественный симбиоз является результатом любой научной деятельности и дает наглядный пример того, каково их взаимное влияние друг на друга, особенно учитывая то, что главной целью исследования становится сам человек. И. Т. Фролов и Б. Г. Юдин справедливо полагают, что сегодня принятие решений в науке только на основе абстрактных расчетов, но без опоры на моральные принципы, при котором игнорировались бы их возможные глобальные последствия «аморальны, антигуманны, бесчеловечны в самом широком смысле этого слова» [4, с. 65]. Поэтому ситуация этического выбора и необходимость гуманистических ориентиров оказываются встроены в само существо научной деятельности [1, с. 21].

Поскольку наука приобрела статус социального института, оказывающего существенное влияние на природу, на жизнь в обществе и, в частности, на человека в тех исследованиях, где он является объектом изучения, нормы и структуры научной деятельности должны принимать форму социальных, этических и гуманистических регуляторов. Создание этих регулирующих структур является способом непосредственного внедрения философии в процессы научного познания и их дальнейшего практического использования.

Этика науки, как считают И. Т. Фролов и Б. Г. Юдин, стала значимой формой самосознания науки в виде цельного комплекса с логикой и методологией науки. В то же время этика науки также может стать рабочим средством закрепления и повышения социальной ответственности ученых, ответственности за глобальные интересы всего человечества. Ведь, как мы уже знаем, в отрыве от этических и гуманистических аспектов науки общество не сможет полноценно развиваться.

Множество научных открытий последних десятилетий способствовало обновлению технологий и появлению новых возможностей в жизни людей. Но в то же время происходило и определенное этическое переосмысление данных процессов, что стало велением времени. Этические вопросы властно вошли в жизнь общества. То есть росло не только количество исследований по этике науки, но про-

исходил существенный переворот в понимании подходов к этим вопросам и характере их обсуждения. Этическая проблематика оказывает все большее влияние на процесс научной деятельности и становится одним из основных ее элементов. Существование и развитие науки не представляется возможным без той или иной формы регулирования исследований и научной деятельности в целом. И вполне логично, что в период активного научного развития на первый план вышли вопросы научной этики и социальной ответственности ученых.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод. Современники И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина по праву могли считать их теми, кто значительно опередил время благодаря своим прогрессивным идеям и теориям. Радикальное обновление науки во многих ее областях, которое наблюдается в ХХ и в начале XXI веков, значительно расширило диапазон человеческих возможностей. И. Т. Фролов, а в дальнейшем и Б. Г. Юдин, способствуя этим преобразованиям, разработали совершенно новое понимание научного познания и научной рациональности. Они сформировали представление о науке, которая содержит в себе «человеческое измерение» и ценностные подходы к решению множества проблем. В. С. Сте-пин назвал в своей концепции науки такой вариант научной рациональности «постнеклассической рациональностью». В эти же годы И. Т. Фролов называет такую науку этически и гуманистически наполненной и нацеленной на комплексное познание человека. Это новое понимание в наибольшей степени проявилось в философии науки, философской антропологии, социологии и этике. Здесь имеет место понимание проблем, которые ставят человека на первый план.

Исследования, которые провели И. Т. Фролов и Б. Г. Юдин, показали недостатки одностороннего подхода к изучению человека без учета моральных аспектов. Поэтому можно сказать, что разработанные И. Т. Фроловым и Б. Г. Юдиным проблемы этики науки и биоэтики, по праву начали широко применяться в науке. Тем самым, названные философы сделали значительный вклад не только в философию, но и в науку. Этот вклад можно конкретизировать так: они показали аксиологические аспекты научного познания, этико-гуманистические регуля-тивы в современной науке и необходимость гуманитарной экспертизы. Выработанное их совместными усилиями новое понимание методологии науки, связанной тесным образом с аксиологией, является весьма актуальным и по сей день. Более того, актуальность этих исследований сегодня даже увеличивается в связи с развитием новых биомедицинских технологий, требующих осмысления и контроля. Следовательно, необходимо дальнейшее изучение концепции этики науки и биоэтики И. Т. Фролова

и Б. Г. Юдина и применение этих идей в философии и в науке. Их разработки способствуют осуществлению проектов, направленных на улучшение со-

стояния общества, качества человеческой жизни и ее модификаций, а также на гуманизацию науки.

Литература

1. Белкина Г. Л., Корсаков С. Н. И. Т. Фролов и становление отечественной биоэтики / под ред. Ф. Г. Майленовой. // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2. - М.: ИФ РАН, 2008. - С. 18-52. - Режим доступа: https://iphras.rU/uplfile/root/biblio/bioeth/bioeth_2/2.pdf (дата обращения: 04.05.2021).

2. Назаретян А. П. Мировоззренческая перспектива планетарной цивилизации / под ред. Д. И. Дубровского // Глобальное будущее. 2045. Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты. - М.: ООО «Издательство МБА», 2013. - С. 26-48. - URL: http://www.2045.ru/pdf/ globalfuture2045.pdf (дата обращения: 04.05.2021).

3. Писарчик Л. Ю., Писарчик Т. П., Недорезов В. Г. Этика науки: разработка И. Т. Фроловым и Б. Г. Юдиным ценностного подхода в современном биологическом познании // Манускрипт. Издательство «Грамота». 2019. Том 12. Вып. 12. С. 138-148.

4. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии: монография - М.: Политиздат, 1986. - 396 с.

5. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки: сфера исследования, проблемы и дискуссии // Вопросы философии. - 1985. - № 2. - С. 62-78.

6. Юдин Б. Г. Этика науки // под ред. В. С. Степина /Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Т. 4. -М.: Мысль, 2010. - 784 с. - URL: https://bookscafe.net/read/stepin_v - novaya_filosofskaya_enciklopediya_ tom_chetvertyy_t_ya-198913.html#p622 (дата обращения: 02.05.2021).

7. Van Rensselaer Potter Bioethics : Bridge to the future /. - Englewood Cliffs (N.J.) : Prentice-Hall, Cop. 1971. - XVII, 205 p.

Статья поступила в редакцию: 28.08.2021; принята в печать: 02.02.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.