Научная статья на тему 'Био-арт как направление в изучении проблемы телесности в условиях современных трансформаций культуры'

Био-арт как направление в изучении проблемы телесности в условиях современных трансформаций культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
761
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / БИО-АРТ / БИОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ТЕЛО / ТЕЛЕСНОСТЬ / ART / BIO-ART / BIOLOGICAL ART / BODY / CORPOREALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лугуценко Т. В., Роговец О. В.

В статье исследуются предпосылки возникновения понятия «био-арт», анализируется интерпретация тела и телесности в таких видах искусства, как живопись, скульптура, хореография и кинематограф. Авторы раскрывают философский аспект био-искусства, очерчивают понятие новых «телесных практик», влияющих на сам культурный концепт человеческого тела, а также характеризуют работы био-арта, касающиеся тела человека как биологического организма с одной стороны, и как пространственно-временного физического воплощения с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bio-art as a direction in the study of the problem of physicality in the conditions of modern transformations of culture

The article examines the prerequisites for the emergence of the concept of "bio-art", analyzes the interpretation of the body and physicality in such arts as painting, sculpture, choreography and cinema. The authors reveals the philosophical aspect of bio-art, outlines the concept of new "bodily practices" that influence the cultural concept of the human body, as well as characterizes the work of bio-art relating to the human body as a biological organism on the one hand, and as a space-time physical embodiment on the other.

Текст научной работы на тему «Био-арт как направление в изучении проблемы телесности в условиях современных трансформаций культуры»

УДК 130.2

Т. В. Лугуценко

(д. филос. наук, профессор) ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет» (г. Луганск, луганская Народная Республика) E-mail: telfira@yandex.ru

О. В. Роговец

(соискатель кафедры социальной философии и политологии) ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет» (г. Луганск, луганская Народная Республика) E-mail: olechka3cool@mail. ru

БИО-АРТ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье исследуются предпосылки возникновения понятия «био-арт», анализируется интерпретация тела и телесности в таких видах искусства, как живопись, скульптура, хореография и кинематограф. Авторы раскрывают философский аспект био-искусства, очерчивают понятие новых «телесных практик», влияющих на сам культурный концепт человеческого тела, а также характеризуют работы био-арта, касающиеся тела человека как биологического организма - с одной стороны, и как пространственно-временного физического воплощения - с другой.

Ключевые слова: искусство, био-арт, биологическое искусство, тело, телесность.

Разнообразие стилей и направлений современного искусства сегодня достигло такого невероятного числа, что в нём оказываются задействованы те сферы, которые ещё пол века назад с творчеством не соприкасались даже косвенно. Искусство и биология сплетаются воедино, создавая новые материалы для существования, среди которых свою нишу обретают «растущие» ткани, цифровые, звуковые мембраны и жидкости частей человеческого тела, переводимая в ДНК поэзия, заставляющая организм вырабатывать белок и другие примеры высокотехнологических метаморфоз.

Ситуация изменилась с появлением такого направления в искусстве как био-арт (биологическое искусство), утвердившегося на пороге XXI века Э. Кацем. Имея дело с живыми тканями, генами и иным «человеческим» материалом, авторы экспериментов в данной области (Дж. Дэвис, Н. Еремеенко, О. Каттс, Х. Коле, М. де Минизиш, С. Робб, Я. Стербэк, И. Федотов-Федоров, И. Цурр и др.), нивелируя эстетические конотаты, устремляют своё внимание на первозданную сущность и истинную природу всего, что передаётся и используется в их работах. Внося живую и мёртвую материю в галереи, на выставки и театры, включая технологии телесной визуализации в художественное пространство, мастера био-искусства опираются на биологические метафоры, наполняя, таким образом, свои произведения потоками природности и дыханием жизни.

Объединяя научные достижения и творческие замыслы учёных и художников, био-арт захватывает также внимание философов, искусствоведов и представителей других научных направлений, поскольку ставит актуальные вопросы о сущности

всех живых существ, ценности человеческой жизни, а также выстраивает линии развития и преобразования самой природы. Посредством проникновения в тайны строения тела, клеточно-молекулярные механизмы и биохимию человеческого организма, искусство пытается обратить внимание всего мира на то, что тело всё больше отдаляется от своей природности, естественности и правдивости - оно «... подлежит чтению, пониманию, интерпретации, виртуальному представлению, генетической расшифровке» и практически предаются забвению такие «старинные» способы его восприятия как «осязание и чувственное наслаждение» [5, с. 10]. Весь мир творчества и искусства, предостерегаемый теоретиками искусственного интеллекта, разработчиками нано-технологий и кибернетики, будто пытается поставить свои работы в противовес убеждению Г. Моравека о том, что человечество находится на пороге «пост-биологического» мира и вскоре «... все мы будем закачивать наши души в память компьютеров или тела роботов и навсегда распростимся с нашей немощной плотью» [4, с. 14].

Прежде чем коснуться непосредственно понятия «био-арт» хотелось бы обратиться к некоторым видам искусства, современное состояние и развитие которых привело к появлению абсолютно нового творческого направления. Отметим, что развивающийся процесс конвергенции науки и искусства происходит во всех его отраслях - скульптуре, живописи, хореографии, кинематографе и многих других видах, выдвигающих собственную интерпретацию функций, возможностей и предназначения тела, пытающихся вывести формулу состава человека.

Подчеркнём, что искусство живописи одно из немногих способно наиболее точно, в мельчайших деталях и подробностях представить человеческое тело, однако, способно оно и трансформировать его до неузнаваемости. «Глаза становятся грудью, нос - середина лица - теперь стал пупком, а рот - гениталиями», пишет Р. Магрит [2, с. 189]. И действительно, А. Модильяни, П.-П. Рубенс, Э. Шиле, П.-О. Ренуар, К. Брюллов, Я. Капков, И. Акимов и другие в период с XVII по XX века в своих работах пытались найти образное решение телесности и осязательности, посредством наготы воспеть красоту или несовершенство тела человека, а также попытаться понять, какие чувства может выражать пластика тела. Наполняя плоть то вызывающей дерзостью, то нежной интимностью, изображая брутальное, сильное и волевое тело, или же чувственно ранимые и хрупкие силуэты, художники пытались представить собственное мнение или же выразить эстетически-нравственные проблемы современников.

Художники постмодерна переходят от простого изображения тела к изображению «телом». На наш взгляд, сегодня сами материалы трансформируются из красок, карандашей или мела, до пепла усопших, крови и людских испражнений, в то время как кисть заменяется всевозможными телесными органами, в том числе неживыми (проект М. Вискума «Рука, которая не перестала рисовать»). С одной стороны, мы можем говорить о том, что картины сегодня живут не в переносном, а в самом прямом смысле этого слова, но с другой, многие из них живут «мёртвыми жизнями», преобразуя всю систему культурных ценностей. Человек, идентифицируемый телесно, становится центрообразующим фактором пост-антропомерным этапом социокультурного пространства (курсив наш. - О. Р.). Изображение тела в скульптуре, беря своё начало с древних времён, также всегда обращало внимание к телесности человека. Каждая эпоха, определяя приоритет той или иной части тела, трансформировала и его пропорции (греки, воспевая физическую красоту, пытались достичь реалистичности в скульптуре); аскетичное настро-

ение Средневековья подтверждается скрытым под одеждами, тогда вовсе недостойным внимания телом; антропоцентризм Возрождения вновь очерчивает его контуры, и наряду с телесным аспектом в статуях Просвещения появляется духовная составляющая; искусство XX и XXI веков, находясь в поиске новых техник изображения тандема физического и духовного, переходит к абстракции, пытаясь выразить полноту внутреннего мира и в то же время телесную сущность человека.

Подчеркнём, что скульпторы современности, считая тело человека экспериментальным полем, имеющим неограниченные возможности, создают человеческие формы, используя весь спектр существующих в природе материалов, тем самым призывая социум прислушаться к их мыслям. Например, работы Б. Виктора напоминают о внеземной, божественной сущности женщин; металлические изваяния К. Кусолито отражают хрупкий баланс между человечеством и окружающей средой; цифровые скульптуры А. Мартинакиса, представляющие собой фрагментарные футуристические изображения человека, наполняют окружающее пространство ощущением беспомощности, раздробленности и немого крика перед вызовами общественности; проникновенные и поражающие размерами силиконовые изображения людей Р. Мьюека погружают зрителя в ощущение собственной наготы и, созданные посредством взаимодействия тела и пространства, ставят ниц перед пограничностью самой реальности. Таким образом, «игра с масштабами», варьирование материалов, обескураживающая наглость, а порой и фантасмагорическая невменяемость современных скульпторов всё же подчиняются одной идее -идее поразительности человеческого тела и до конца неизведанной его сущности.

Пластические театры и танцевальные студии, стремительно набирающие популярность, используя свои оригинальные методы, преподносят тело в качестве универсального материала, инструмента для свободного выражения чувств и эмоций. Хореографы видят танец неким коммуникативным актом, центральное место в котором занимает поэзия человеческого тела. Создавая свои постановки на основе принципов внутренних порывов и импульсов, и отходя от внешней красоты и правильности линий, такие постановщики как Д. Болджер, С. Вальц, О. Дюбуа, У. Макгрегор, Д. Роден, Я. Фабр и другие трансформируют сам подход к телу. Используя его (тело) в качестве инструмента, хореографы пытаются раскрыть все его возможности, дойти до пределов его границ и исследовать всю пектораль взаимоотношений с собственным телом. В каждом танцевальном спектакле постмодерна создатели пластики балансируют на грани между полным телесным контролем и подчинением воли тела. Так, например, в спектакле С. Вальц «Тела» (нем. «когрег» - «тело») представляются множественные способы использования и трансформирования тела, каждое проявление которых вырывается наружу лишь ради получения ответа на один единственный вопрос: «Зачем нам тело?». Зритель видит конвульсивные дерганья конечностей, замеры внутренних органов, выдавливание и выжимание из тела всех его «соков», а что в итоге... Вопрос так и остаётся без ответа, но побуждает в каждом из увидевших данный пластически-анатомический пазл мысли о собственной сущности, поиске внутреннего «Я». Это приводит к продолжению исследования телесных возможностей.

Такое продолжение находят, прежде всего, во всевозможных инсталляциях и перформансах, отчасти отсылающих нас к теме био-арта. Уже в шокирующих телесных перформансах К. Бердена и М. Абрамовича проводятся попытки узнать, из чего состоит наше тело, сколько боли может вытерпеть человек и как далеко могут зайти окружающие в попытке проникнуть в само «телесное нутро». Таким образом,

понятие «тело» сегодня употребляется не только в дисциплинарных контекстах, но и влияет на них, оно не только оказывает своё воздействие на все виды искусства, но и побуждает создание новых направлений.

Био-искусство, являя собой «пересечение искусства и биологических наук с живой материей, такой как гены, клетки или животные, в качестве новой среды», как художественный жанр закрепилось в 1990-х годах [6]. Введённое Э. Кацем понятие «биологическое искусство» сформировало новое направление, в котором произведения буквально созданы из человека.

Изучение философского аспекта био-арта вызвано непосредственным освещением вопросов о пограничности жизни и смерти, границах тела и внутренней его наполненности, о телесных страданиях и сексуальной самоидентификации, о неотчуждаемости элементов тела, до недавних пор являющейся главным отличием тела от организма, имеющего в свою очередь возможность быть разъятым на части, которые могут быть заменены, наделены дополнительными функциями или же выключенными вообще, и о его такой же возможности сегодня, прежде всего, в искусстве. Концептуальными аспектами био-искусства выступают тело-фетиш, тело-вещь, тело-инструмент, тело-объект и другие концепты, сталкивающие нас с новой реальностью, в которой телесность человека, транслирующаяся в произведениях био-искусства, «манифестирует процесс отчуждения человека от своего физического естества» [3, с. 212].

Работая в сфере биологического искусства, художники и учёные пытаются выставить напоказ то, что невозможно увидеть невооружённым взглядом. Например, Ж. Пан причиняет себе боль на публике; М. де Ван, пытаясь убедиться в реальности собственного тела, в кинокартине истязает, рвёт на куски и поглощает его; Р. Шварцкоглер проводит видеосъёмку собственной смерти, вызванной отрезанием плоти и последующей потерей крови. Таким образом, формируются новые телесные практики, влияющие на сам культурный концепт человеческого тела. О теле в искусстве и био-арте говорят в своих исследованиях Д. Булатов, М. Журниак, Э. Кац, Р. Митчелл, Ф. Плюшар, И. Райхле и другие, отмечая, что био-искусство не создаёт объекты, события или виртуальные образы - оно управляет онто- и филогенезом. Отличительным признаком, выделяющим это направление из множества иных художественных движений, выступает, по мнению Э. Каца, «манипулирование биологическими материалами на различных уровнях (живых клеток, белков, генов, нуклеотидов) и фактически создание новой жизни» [7, с. 1220].

Множество работ био-арта направлено на переосмысление отношений человека с нечеловеческими, в частности животными, другими формами жизни, на необходимость нового взгляда на живую материю, а также на раскрытие характеристик таких направлений, как ДНК-арт, генетическое и трансгенное искусство. Однако, существуют работы, касающиеся непосредственно тела человека, несводимого лишь к коду и набору хромосом, а очерченного пространственно-временным физическим воплощением. Так, проект Morbis Artis: «Болезни искусств» (2017 г.), затрагивающий не столько вопросы жизни, сколько актуализирующий проблемы болезни и смерти, на уникальной интерактивной художественно-научной выставке создал портреты на льду, которые вскоре исчезли, - они символизировали актуальные и метафорические коммуникативные заболевания, отравляющие отношения между человеческой и нечеловеческой жизнью, знаменовали

«мучительный век видов и разрушение среды обитания, и все более проницаемые ткани современных тел» [6].

Среди других работ био-арта можно выделить видеопроекцию Д. Берри, в которой инфекционные клетки «высвобождаются» из тела и, проецируясь на стены галереи, «улетают» в пространство; мультимедийную анимационную работу Л. Торре, в которой два стеклянных глазных яблока превращаются в капли воды -водянистую жизнь, символизируя изменения и порчу взглядов общества под влиянием цифровых технологий; сканирование синяков кожи Э. Беннет, на сенсорном экране которых люди могут, манипулируя повреждёнными тканями, в то же время почувствовать прикосновения к своим глазам - одновременно они прикасаются к ушибу и оказываются ушиблены сами. Можем сказать, что такие проекты с помощью скальпеля, кисти и видеоэффектов позволяют по-новому взглянуть на мир и его составляющие.

Одним из ответвлений био-арта являются выставки реальных человеческих тел, преобразованных по различным методикам. Среди них пластинация (пластификация) Г. Фон Хагенса - сохранение тел умерших, при котором вода и жир заменяются особым пластиком, преображающим тело в «пластинат». Проходящие последние двадцать лет выставки постоянно расширяются и несомненно вызывают неоднозначное мнение общественности. Кто-то называет это «высокотехнологичным глумлением над трупами», кто-то созерцанием «объектов скорби», а кто-то говорит о создании уникальной энциклопедии по анатомии, в которой можно воочию проследить изменения человеческого тела с детства и до глубокой старости. Сам автор стремиться изменить отношение каждого человека к собственному телу, обратить внимание на заботу о нём, насытить знаниями о его строении и напомнить о скоротечности бытия. Учитывая различные точки зрения на его работы, можем констатировать тот факт, что художники посредством работ пытаются не столько выразить свои собственные переживания, сколько позволяют самим экспонатам создавать ощущения невероятной динамики, волновать общественность и взывать социокультурное пространство к насущным проблемам.

Исходя из вышеизложенного можем судить о растущей тенденции к «музее-фикации» тела, в развёртывании эпопеи которой искусство становится главным действующим лицом. Перестроения происходят и в самом искусстве, в первую очередь, отражаясь в процессе, где на периферию художественного опыта отправляется литература, а на передний план выходят визуальные и экранные его виды -«игра со словом в литературе заменяется игрой с телом - чужим, своим собственным, изображением тела, акцентуированностью внимания к телесному вообще [5, с. 212-213]. Вся культура современности формируется под эгидой телесности, активизма, расчеловечивания и массовости, ставя под вопрос приоритет индивидуальности.

Гипертрофия аудиовизуальных каналов, порождающая дистанцирование человека от реальности и связанные с этим проблемы с переживанием собственной идентификации, приводят к обретению приоритетных позиций осязательности, в отличии от принципа изобразительности, преобладающего в искусстве прошлых веков, поэтому, подводя итог, можем обратиться к Т. Адорно, ранее высказавшему мысль о том, что «искусство нуждается в философии в целях развития своего собственного содержания» [1, с. 135]. На сегодняшний день это действительно так, поскольку, являясь средством отражения социальных явлений и культурных изменений, каждое из направлений искусства и в первую очередь био-арт, стремятся сме-

стить акценты с внешнего на внутреннее и отразить, с одной стороны, ощутимое отелеснивание всего окружающего пространства, а с другой - процесс утраты тела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова - М.: Республика, 2001. -С. 135.

2. Баскаков В. Ю. Свободное тело. - М.: Инст. общегуманит. исслед., 2004. - С. 189.

3. Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты: Материалы Первой Всероссийской конференции, Белгород / Под. ред. Д. И. Дубровского, С. М. Климовой. - М.: Канон, РООИ Реабилитация, 2014 - С. 212.

4. Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков / Пер. с англ. Т. Парфеновой. - Екатеринбург.: Ультра, Культура, М.: АСТ МОСКВА, 2008. - С. 14.

5. Эпштейн М. Н. Философия тела / М. Н. Эпштейн. Тело свободы / Г. Л. Тульчинский. -СПб.: Алетейя, 2006. - С. 10.

6. Anker S. Of microbes and machines: How art and science fuse in bio-art [Электронный ресурс] / S. Anker. - CNN Style, 2017. - Режим доступа: https://edition.cnn.com/style/article/bio-art-microbes-and-machines/index.html

7. Kac E. Art that looks You in the Eye: Hybrids, Clones, Mutants, Synthetics, and Transgenics: Introduction // Signs of life: bio art and beyond / еd. by E. Kac. Cambridge. - L.: The MIT Press, 2009. - P. 1 - 27.

T.V. Lugutsenko

Doctor Philosophical Sciences, Professor) SEI LPR «Lugansk national agrarian university» (Lugansk, Lugansk People's Republic) E-mail: telfira@yandex.ru

O.V. Rogovets

(Applicant, Department of Social Philosophy and Political Science) SEI LPR «Lugansk national agrarian university» (Lugansk, Lugansk People's Republic) E-mail: olechka3cool@mail.ru

BIO-ART AS A DIRECTION IN THE STUDY OF THE PROBLEM OF PHYSICALITY IN THE CONDITIONS OF MODERN TRANSFORMATIONS OF CULTURE

Annotation. The article examines the prerequisites for the emergence of the concept of "bio-art", analyzes the interpretation of the body and physicality in such arts as painting, sculpture, choreography and cinema. The authors reveals the philosophical aspect of bio-art, outlines the concept of new "bodily practices" that influence the cultural concept of the human body, as well as characterizes the work of bio-art relating to the human body as a biological organism on the one hand, and as a space-time physical embodiment on the other.

Key words: art, bio-art, biological art, body, corporeality.

Поступила в редакцию 10 декабря 2019 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.