Научная статья на тему 'БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИКА / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / ЛЕКЦИЯ КОНТЕКСТНОГО ТИПА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛЕКТОР-ТЕОРЕТИК / ЛЕКТОР-ПРАКТИК / BINARY LECTURE / CONTEXTUAL LEARNING / MOTIVATION TO STUDY NON-CORE DISCIPLINES / VOCATIONAL EDUCATION / MATHEMATICS / AGRICULTURE / CONTEXTUAL LECTURE / INTERDISCIPLINARY INTERACTION / THEORETICAL LECTURER / PRACTICAL LECTURER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бирюкова Наталья Владимировна, Шахова Ольга Александровна

В статье на примере проведения бинарной лекции двумя вузовскими преподавателями непрофильной и профильной учебных дисциплин раскрывается мотивационный потенциал контекстного типа обучения. Авторы работают над проблемой недостаточной мотивации студентов вуза к изучению непрофильных дисциплин и предлагают в качестве возможного решения разнообразные формы и методы контекстного обучения, в том числе бинарные лекции. В результате выявлен дидактический формат бинарной лекции с привлечением лектора-практика, позволяющий решать задачи синхронизации профильных и непрофильных дисциплин в образовательной программе высшего образования. В качестве практического примера предложен вариант чтения бинарной лекции по математике для студентов аграрного вуза на тему «Элементы математической статистики. Выборочный метод» совместно с преподавателем профильной дисциплины «Земледелие». Представлены краткие тезисы вводного, основного и заключительного этапов лекции, выстроенных согласно предложенной модели процесса формирования мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в вузе. Практически показано, что бинарные лекции активизируют учебную деятельность студентов, способствуют развитию учебно-познавательных и профессиональных мотивов, обеспечивают становление ценностно-смыслового отношения обучающихся к содержанию обучения. Вывод автора: бинарные лекции в совокупности с другими формами и методами контекстного обучения способны обеспечить процесс формирования мотивации студентов к изучению непрофильных учебных дисциплин в вузе. Научная новизна исследования состоит в развитии и уточнении научных представлений о современных способах формирования мотивации изучения непрофильных дисциплин у студентов вуза, в том числе и с использованием в учебном процессе бинарных лекций контекстного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бирюкова Наталья Владимировна, Шахова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BINARY LECTURE AS AN EXAMPLE OF THE USE OF CONTEXTUAL TEACHING IN NON-CORE DISCIPLINES: THE EXAMPLE OF TEACHING MATHEMATICS AT AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

The article, using the example of a binary lecture by two university teachers: non-core and core academic disciplines, reveals the motivational potential of the contextual type of learning. The authors work on the problem of insufficient motivation of university students to study non-core disciplines and propose various forms and methods of contextual learning, including binary lectures, as a possible solution. As a result, a didactic format of a binary lecture with the involvement of a practical lecturer was identified, which allows solving the problems of synchronizing core and non-core disciplines in the educational program of higher education. As a practical example, a variant of reading a binary lecture in mathematics for students of an agricultural university on the topic “Elements of mathematical statistics” is proposed. Selective method” together with a teacher of the specialized discipline “Agriculture”. Brief abstracts of the introductory, main and final stages of the lecture are presented, built in the logic of the proposed model of the process of forming students’ motivation to study non-core disciplines at the university. It has been practically shown that binary lectures activate students’ learning activities, contribute to the development of educational, cognitive and professional motives, and ensure the formation of students’ value-semantic attitude to the content of training. The author’s conclusion: binary lectures, in combination with other forms and methods of contextual learning, can ensure the process of developing students’ motivation to study non-core academic disciplines at a university. The scientific novelty of the study lies in the development and clarification of scientific ideas about modern methods of creating motivation for studying non-core disciplines among university students, including the use of context-type binary lectures in the educational process.

Текст научной работы на тему «БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

БИРЮКОВА Наталья Владимировна

старший преподаватель кафедры математики и информатики,

ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

ШАХОВА Ольга Александровна

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры земледелия,

ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

■ ■ I ■ 11 ■ ■ I ■ ■ ■ ■ 11 ■ 11 ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ 11 ■ ■ I ■ ■ I ■ 11 ■ 11 ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ 11 ■ ■ I ■ ■ I ■ 11 ■ 11 ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ 11 ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ 11 ■ 11 ■ ■ ■ ■ I ■ ■ 11 ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ 11 ■ 11 ■ ■ ■ ■ 11 ■ 11 ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ 11 ■ ■ I ■

УДК 378 147 статья поступила 26.02.2024

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI 10.35524/2687-0436_2024_02_88

БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ

КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

BINARY LECTURE AS AN EXAMPLE OF THE USE OF CONTEXTUAL

TEACHING IN NON-CORE DISCIPLINES: THE EXAMPLE OF TEACHING MATHEMATICS AT AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

В статье на примере проведения бинарной лекции двумя вузовскими преподавателями непрофильной и профильной учебных дисциплин раскрывается мотивационный потенциал контекстного типа обучения. Авторы работают над проблемой недостаточной мотивации студентов вуза к изучению непрофильных дисциплин и предлагают в качестве возможного решения разнообразные формы и методы контекстного обучения, в том числе бинарные лекции. В результате выявлен дидактический формат бинарной лекции с привлечением лектора-практика, позволяющий решать задачи синхронизации профильных и непрофильных дисциплин в образовательной программе высшего образования. В качестве практического примера предложен вариант чтения бинарной лекции по математике для студентов аграрного вуза на тему «Элементы математической статистики. Выборочный метод» совместно с преподавателем профильной дисциплины «Земледелие». Представлены краткие тезисы вводного, основного и заключительного этапов лекции, выстроенных согласно предложенной модели процесса формирования мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в вузе. Практически показано, что бинарные лекции активизируют учебную деятельность студентов, способствуют развитию учебно-познавательных и профессиональных мотивов, обеспечивают становление ценностно-смыслового отношения обучающихся к содержанию обучения. Вывод автора: бинарные лекции в совокупности с другими формами и методами контекстного обучения способны обеспечить процесс формирования мотивации студентов к изучению непрофильных учебных дисциплин в вузе. Научная новизна исследования состоит в развитии и уточнении научных представлений о современных способах формирования мотивации изучения непрофильных дисциплин у студентов вуза, в том числе и с использованием в учебном процессе бинарных лекций контекстного типа.

Ключевые слова: бинарная лекция, контекстное обучение, мотивация к изучению непрофильных дисциплин, профессиональное образование, математика, земледелие, лекция контекстного типа, междисциплинарное взаимодействие, лектор-теоретик, лектор-практик

Key words: binary lecture, contextual learning, motivation to study non-core disciplines, vocational education, mathematics, agriculture, contextual lecture, interdisciplinary interaction, theoretical lecturer, practical lecturer

Введение. В работе на примере бинарной лекции представлены современные способы профессиональной подготовки студентов; цель применения данного типа лекционных занятий - формирование мотивации обучающихся к изучению непрофильных дисциплин в вузе, реализация междисциплинарных связей между дисциплинами профиля и непрофильными учебными дисциплинами. Средством достижения запланированного результата выступает контекстное обучение, основанное на принципе введения в содержание обучения учебно-профессионального контекста (проблемных ситуаций учебно-профессионального характера). В случае бинарной лекции как одной из лекций контекстного типа (по А.А. Вербицкому) данные ситуации реализуются посредством диалога двух лекторов: непрофильной и профильной учебных дисциплин, демонстрирующих междисциплинарную связь между общенаучным и профессиональным научным знанием. В качестве демонстрируемого информационного материала статьи приводится пример реализации бинарного лекционного занятия по математике у студентов биологических направлений подготовки аграрного вуза; а именно: 35.03.04 Агрономия, 05.03.06 Экология и природопользование, 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 06.03.01 Биология.

Целью и задачами исследования стали: обоснование возможностей бинарных лекций для формирования мотивации студентов к изучению непрофильных учебных дисциплин в вузе, а также описание дидактических особенностей их проведения в условиях преподавания данных дисциплин. Методы исследования: проблемный анализ, опытно-экспериментальная работа, анкетирование.

Научная новизна исследования состоит в развитии и уточнении научных представлений о современных способах формирования мотивации студентов вуза к изучению непрофильных дисциплин, построенных на применении контекстных форм и методов обучения, в частности, бинарной лекции с привлечением лектора-практика.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования уточненных научных представлений о современных способах формирования мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в вузе за счет форм и методов контекстного обучения (в частности, бинарных лекций) при разработке учебных занятий, учебно-методических пособий и рабочих программ непрофильных учебных дисциплин.

Основная часть. Особенностью содержания непрофильных дисциплин в отличие от дисциплин профиля является тот факт, что они не имеют отраслевой (научной) принадлежности в выбранной профессии; однако так же, как и дисциплины профиля направлены на обеспечение качества профессиональной подготовки студентов [10].

Проблема заключается в том, что обучающиеся зачастую не видят связи между содержанием обучения непрофильной дисциплины и дисциплинами профиля; не осознают роли непрофильных дисциплин в системе профессиональной подготовки [9, 12]. В результате учебная деятельность студентов в ходе изучения таких дисциплин побуждается не познавательными мотивами и интересом к будущей профессии, а внешними по отношению к содержанию и процессу деятельности мотивами (престижа, вознаграждений, получения хорошей оценки и стипендии, подчинения требованиям педагога) [13, 14].

Одним из возможных способов решения обозначенной проблемы может стать, на наш взгляд, использование контекстного обучения в преподавании непрофильных учебных дисциплин в вузе. Основополагающим принципом данного типа обучения является принцип контекстуальности. Данный принцип предполагает системное раскрытие научных знаний в профессиональном контексте, формирование в учебном процессе трудовых умений и навыков обучающихся.

Концептуальные положения контекстного обучения разработаны научной школой А.А. Вербицкого [7]. Автором и его научной школой выделяются различные формы и методы контекстного обучения, среди них: лекции и семинары контекстного типа (в том числе бинарные лекции), деловые и ролевые игры, метод проектов, учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность студентов и другие.

В данной работе остановимся на анализе «мотивационных» возможностей бинарных лекционных занятий. В теории контекстного обучения бинарные лекции - это лекции, обеспечивающие предметный и социальный контекст ситуации обсуждения темы и связанных с ее раскрытием проблем с разных позиций, например, с позиции теоретика и практика (возможны и другие варианты). Основными принципами ведения бинарных лекционных занятий лекционного типа являются принципы: контекстуальности, взаимодействия теории и практики, проблемности и активности [8, 11]. Особенности проведения данного типа занятий: полилог, живой контакт с аудиторией, рассмотрение противоречивых ситуаций, разрешение определенных практических или теоретических проблем из разных предметных областей научного знания [2].

Современные результаты научных исследований показывают, что лекции бинарного типа, построенные на принципе введения в учебный процесс профессионального контекста, способны обеспечивать у обучающихся: развитие познавательных и профессиональных мотивов к процессу познания, личностно-смысловое включение в учебную деятельность, активизацию внимания, познавательного интереса. Особой заслугой бинарных лекций в контекстном обучении является формирование профессиональной культуры полемики будущего специалиста [1, 15].

Таким образом, возможности бинарных лекций при решении вопроса формирования мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в вузе заключаются в их способности: демонстрировать междисциплинарный характер научного и прикладного знания, наполнять содержание обучения профессиональным контекстом (ситуациями) и активизировать учебную деятельность обучающихся за счет их совместного разрешения.

В исследовании вопроса мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин идея использования бинарных лекций контекстного типа состоит в том, чтобы синхронизировать образовательный процесс в вузе, направленный на раздельное изучение профильных и непрофильных учебных дисциплин; интегрировать разрозненные научные знания в одном учебном материале. Данные условия должны способствовать становлению осознанной, ценностно-смысловой позиции обучающихся к изучению непрофильных дисциплин в вузе; качественному изменению существующей иерархии мотивов их изучения. Речь идет о развитии при обучении непрофильному предмету таких продуктивных мотивов учебной деятельности, как учебно-познавательные и профессиональные мотивы, мотивы самореализации.

Исходя из высказанного, дидактической особенностью проведения бинарных лекций в условиях преподавания непрофильных дисциплин должна стать бинарная модель взаимодействия двух профессионалов: лектора-теоретика и лектора-практика (представителей двух научных направлений), показывающих интеграционный характер общенаучного (непрофильного) и профессионального (профильного) знания.

Исследование выполнено в рамках реализации опытно-экспериментальной работы по формированию мотивации студентов вуза к изучению непрофильных дисциплин средствами контекстного обучения. Для реконструкции педагогиче-

ского процесса была разработана модель процесса обучения, обе-спечивающего его мотивационную направленность (табл. 1) [6].

Таблица 1

Модель процесса формирования мотивации студентов к изучению непрофильных дисциплин в вузе

Этапы опытно- экспериментальной работы Название этапа Содержание опытно-экспериментальной работы Формы и методы контекстного обучения

I этап: начальный этап актуализации личностного смысла знания создание ситуаций, направленных на становление у студентов смысловой позиции к содержанию обучения анализ документов, дискуссия, просмотр видеоматериалов, эссе

II этап: формирующий этап освоения знания как ценного наполнение конкретным смысловым содержанием учебного материала, реализация межпредметных связей, активизация учебной деятельности студентов лекции контекстного типа: проблемные, бинарные, визуализации, с запланированными ошибками, деловые и ролевые игры, метод проектов, интерактивные методы

III этап: заключительный этап осмысления собственного отношения к процессу обучения стимулирование самостоятельной работы по расширению знаний изучаемой научной области, рефлексия УИРС, НИРС, рефлексивные методы

Основными формами и методами контекстного обучения, выступающими в качестве средства формирования учебной мотивации обучающихся в этой модели, выступают лекционные занятия контекстного типа, в том числе бинарные лекции, а также: решение прикладных задач, деловые игры, метод проектов (более подробно описанные одним из авторов в источниках [3-5]) и другие. Данная статья является частью исследования, в ней представлен анализ возможностей и особенностей использования бинарных лекций в обозначенном процессе формирования учебной мотивации студентов.

Бинарные лекции проводились регулярно в четырех экспериментальных группах со студентами вышеперечисленных биологических направлений подготовки ФГБОУ ГАУ Северного Зауралья в 2022-2023 учебном году. В общей сложности в бинарных лекциях участвовало 73 студента и 2 преподавателя. Всего же доля аудиторных и внеаудиторных часов, приходящихся на контекстный тип обучения в процессе освоения общеобразовательной дисциплины «Математика» (выбранной в качестве одного из экспериментальных непрофильных предметов, составляла 69% от общего объема учебных часов).

Демонстрируемым материалом этой статьи стал сценарий лекционного занятия бинарного типа на тему «Основы математической статистики. Выборочный метод». Данное учебное занятие проводилось согласно рабочей программе учебной дисциплины «Математика», предусмотренной для реализации на указанных направлениях подготовки. На примере этой бинарной лекции опишем мотиваци-онные возможности данного типа учебных занятий и дидактические особенности проведения в условиях преподавания непрофильной дисциплины в вузе.

Ведущими преподавателями выступили: преподаватель непрофильной дисциплины «Математика» (первый лектор, лектор-теоретик) и преподаватель про-

фильной дисциплины «Земледелие» (второй лектор, лектор-практик). Изложение учебного материала двумя преподавателями осуществлялось в форме дискуссии на основе взаимодополнения. Представим краткие тезисы вводного, основного и заключительного этапов бинарной лекции, которые выстроены в логике построенной модели процесса формирования мотивации к изучению непрофильных дисциплин у студентов вуза:

- вводная часть лекции, направлена на становление смысловой позиции обучающихся к изучению предстоящего материала, актуализацию личностного смысла знания;

- основная часть лекции, предполагает освоение учебного материала, который подается в контексте профессионально-значимого и показывает правомерность и синтез научных знаний, направленных на решение общих проблем; цель этапа в эксперименте - развитие учебно-познавательных и профессиональных мотивов;

- заключительная часть, включает в себя процессы самореализации, рефлексивные процессы, организуемые с целью осмысления личностного отношения обучающихся к приобретенному знанию.

Тезисы вводного этапа лекции. Главной задачей первого лектора, преподавателя математики, было познакомить студентов с основными понятиями математической статистики, ввести необходимый для дальнейших агрономических исследований математический аппарат. Главная задача второго преподавателя, лектора-практика, состояла в демонстрации прикладного характера получаемого знания.

В начале лекции лектор-теоретик определяет роль математической статистики как науки на современном этапе развития общества, делает краткий экскурс в историю ее развития, выделяет востребованные в современной практике научных исследований методы математической статистики. Лектор-практик обозначает роль и место математической статистики в будущей профессиональной деятельности, представляет методы статистической обработки цифровой информации в агрономических исследованиях.

Далее лектор-теоретик знакомит студентов с предметом и основными задачами математической статистики, определяет суть выборочного метода. Лектор-практик демонстрирует актуальность и значимость выборочного метода в агроэкологиче-ских исследованиях, таких как оценка степени антропогенного влияния на окружающую среду, изучение состояния популяций, видов, биоценозов, искусственных и природных экосистем.

В результате проведения вводного этапа лекции совместно со студентами достигается понимание того, что знания методов математической статистики и, в частности, выборочного метода являются необходимыми для решения широкого круга научных и практических задач, задач будущей профессиональной деятельности.

Тезисы основного этапа лекции. Лектор-теоретик знакомит студентов с необходимым математическим аппаратом: вводятся понятия генеральной и выборочной совокупности, объема совокупности (выборочной и генеральной); изучаются виды выборок, способы и условия их формирования. Студенты должны знать, что такое ряд распределения, виды рядов распределения: интервальные вариационные и дискретные, правила их построения и графические изображения (гистограмма, полигон). Лектор-практик дополняет содержание профессиональными примерами, стимулируя тем самым процессы смыслообразования.

В продолжении бинарной лекции преподаватель-теоретик вводит в рассмотрение числовые характеристики генеральной и выборочной совокупностей, объясняет, как на основе рядов распределения и частот можно рассчитать степенные и

структурные средние (моду и медиану) и др. Закрепление умений по вычислению изученных числовых характеристик происходит на примерах профессионального содержания. К примеру: «в совхозе собран урожай с трех полей. С первого поля площадью 100 гектаров получено по 30 центнеров с гектара, со второго поля площадью 50 гектаров получено по 25 центнеров с гектара и с третьего поля площадью 500 гектаров - по 35 центнеров с гектара. Вычислить выборочную среднюю, выборочную дисперсию и среднее квадратическое отклонение выборки. Провести содержательную интерпретацию результатов вычислений».

Учебно-профессиональный контекст бинарной лекции подкрепляется лектором-практиком: происходит решение учебных профессионально-ориентированных заданий. Данные задания связаны с определением достоверных и браковкой сомнительных статистических данных полевого эксперимента, а также с восстановлением выпавших в полевом эксперименте данных.

По итогам совместно со студентами делаются выводы и заключения о том, что включает в себя профессиональная обработка экспериментальных данных, в чем заключается агрономический анализ и первичная цифровая обработка результатов эксперимента и др.

Тезисы заключительного этапа лекции. Завершая изучение учебного материала в заключительной части бинарной лекции каждый из преподавателей профильной и непрофильной дисциплин подводит итоги по изложенному учебному материалу, отвечает на вопросы студентов. Далее в качестве рефлексии применяется педагогический прием «Плюс-минус-интересно». Студентам предлагается заполнить таблицу из трех граф. В первой графе указать все, что понравилось на занятии: например, интересное содержание, формы работы, профессиональная направленность; во второй графе указать все, что не понравилось на занятии (содержание лекции показалось сложным, осталось непонятным или форма представления информации оказалась ненужной, бесполезной). В третьей графе необходимо было вписать все любопытные факты, о которых узнали на бинарной лекции.

Изучение полученных ответов (рефлексии) студентов показало следующее:

- подавляющее большинство студентов отметило, что чтение лекции двумя преподавателями является несомненным достоинством занятия, вызывает дополнительный интерес к теме, дает ощущение нужности получаемого знания для будущей профессии, свидетельствует о необходимости приобретаемого знания для последующего обучения. Данные выводы студентов дают основания предполагать наличие в сознании обучающихся смысловых взаимосвязей между изучаемым материалом и дисциплинами профиля;

- к минусам учебных занятий бинарного типа были отнесены: сложности, связанные с двойственным восприятием учебного материала, содержательной интерпретацией результатов проведенных расчетов, необходимостью приспособления к темпу и манере ведения лекции каждого из преподавателей;

- интересными для студентов оказались обсуждения, связанные с профессиональной обработкой экспериментальных данных, а также решение профессионально-ориентированных заданий, что подтверждает положительную роль бинарной лекции контекстного типа в формировании профессиональных мотивов обучения.

Цель применения рефлексивных методов в процессе формирования учебной мотивации студентов состояла в накоплении опыта самоанализа, самоотчета собственной деятельности, направленной на изучение непрофильной дисциплины.

По окончании эксперимента была проведена диагностика эффективности проведенных лекционных занятий бинарного типа в достижении поставленных целей эксперимента - формирования мотивации студентов к изучению непрофильной дисциплины. Было проведено анкетирование респондентов, в ходе которого тре-

бовалось ответить на три группы вопросов, составленных на основе заложенных в предлагаемой модели критериев и показателей сформированности мотивации обучающихся к изучению непрофильных дисциплин в вузе (табл. 2).

Таблица 2

Критерии, показатели, диагностика сформированности мотивации студентов к изучению непрофильной дисциплины

Критерии и показатели Вопросы для диагностики

характер учебной деятельности (степень активности, вовлечения в учебный процесс) На бинарных лекциях Вы: 1) принимали активное участие в совместном обсуждении учебных вопросов; 2) больше наблюдали за работой одногруппников, чем участвовали сами; 3) ждали окончания занятия

выраженность познавательных и профессиональных мотивов (наличие познавательного интереса, признание нужности получаемого знания в будущей профессиональной деятельности) На бинарных лекциях Вы: 1) не проявляя интереса, добросовестно составляли конспект, выполняли вместе с преподавателями учебные задания; 2) стремились достичь запланированного результата, способного обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; 3) иногда испытывали эмоциональный подъем при обсуждении некоторых вопросов

отношение студентов к содержанию обучения (формальное, познавательно-аморфное, ценностно-смысловое) Вы считаете, что приобретаемые на бинарных лекциях знания и умения: 1) непосредственно способствуют Вашему личностному и профессиональному становлению и развитию; 2) имеют незначительное значение в Вашей жизни и будущем труде; 3) приобретаемые знания оказывают влияние на качество будущей профессиональной деятельности

Результаты проведенной диагностики показали, что активное участие в обсуждении учебных вопросов на бинарных занятиях принимало 66 % студентов экспериментальной группы. Четвертая часть учащихся (25 %) находилась в менее активной позиции, в основном больше внимательно наблюдала за рабочим процессом одногруппников, чем участвовала сама. 9 % респондентов скорее ждали окончания учебных занятий. Таким образом, на бинарных лекциях констатируется достаточно высокая степень активности студентов и вовлечения их в учебный процесс.

При определении ведущих мотивов учебной деятельности выяснилось, что большинство (79 %) студентов считают, что приобретаемые знания необходимы для будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся выражали стремление к достижению запланированного результата; данный факт говорит о преобладании в их мотивационной сфере учебно-познавательных и профессиональных мотивов. Для 12 % опрошенных интерес к работе был эпизодическим, эмоциональный подъем вызывали лишь отдельные фрагменты лекции (обозначенные мотивы выражены в меньшей степени). 9% студентов просто добросовестно выполняли задание, не проявляя к нему достаточного интереса (преобладание внешних мотивов, мотивов-стимулов).

Ответ по третьему критерию предполагал выявление личностного отношения студентов к содержанию обучения. В результате опрос показал, что: студентов, по мнению которых приобретаемые в учебном процессе знания и умения способствуют личностному и профессиональному обучению, насчитывается 60% от общей аудитории. Данная группа студентов может характеризоваться ценностно-смысловым отношением к содержанию обучения. Еще 33 % опрошенных признали, что качество знаний оказывает некоторое влияние на их дальнейшую профессиональную деятельность, что демонстрирует познавательно-аморфное отношение

студентов к содержанию обучения. 7 % студентов ответили, что приобретенные знания существенного значения для их профессионального становления и развития не имеют - формальное отношение обучающихся к содержанию обучения.

Заключение. В ходе проведенного исследования были изучены мотивацион-ные возможности бинарных лекций контекстного типа и дидактические особенности их проведения в условиях преподавания непрофильных учебных дисциплин в вузе. Теоретический анализ показал, что содержание бинарных лекций способно обеспечивать учебно-профессиональный контекст деятельности студентов, междисциплинарную связь профильного и непрофильного научного знания.

По результатам проведенного опроса можно заключить, что при чтении бинарных лекций большинство студентов характеризуются достаточно высокой степенью активности и вовлечения в учебный процесс, имеют выраженные учебно-познавательные и профессиональные мотивы, демонстрируют ценностно-смысловое отношение к содержанию обучения. Данный факт свидетельствует о том, что бинарные лекции способствуют формированию мотивации обучающихся к изучению непрофильных учебных дисциплин в вузе.

Библиографический список

1. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - 2-е изд., стер. - Москва : Юрайт, 2023.

- 170 с. - Текст : непосредственный.

2. Бекузарова, Н. В. Бинарное взаимодействие в системе вузовского образования / Н. В. Бекузарова. - Текст : непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 27-31.

3. Бирюкова, Н. В. «Математический цветник роз Гвидо Гранди» как средство реализации профессиональной направленности в обучении математике студентов аграрного вуза / Н. В. Бирюкова. - Текст : непосредственный // АПК : инновационные технологии. - 2018. - № 3 (42). - С. 25-31.

4. Бирюкова, Н. В. Деловая игра как средство развития личностных смыслов обучения у студентов вуза / Н. В. Бирюкова. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6 (79). - С. 255-257.

5. Бирюкова, Н. В. Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению непрофильных предметов у студентов вуза / Н. В. Бирюкова. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 140-143.

6. Бирюкова, Н. В. Роль рефлексии в процессе формирования мотивации изучения непрофильных предметов у студентов вуза / Н. В. Бирюкова. - Текст : непосредственный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Том 8. - № 6. - С. 28.

7. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования / А. А. Вербицкий. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. - 340 с. - Текст : непосредственный.

8. Кузёма, Т. Б. Бинарные лекции как способ активизации мыслительной деятельности студентов высших учебных заведений / Т. Б. Кузёма, А. В. Вишнякова.

- Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2020. - № 11-2. - С. 190-193.

9. Мальчукова, Н. Н. Мотивация к обучению как фактор успешности учебной деятельности студентов / Н. Н. Мальчукова, М. В. Виноградова. - Текст : непосредственный // АПК : инновационные технологии. - 2023. - № 2 (61). - С. 60-66.

10. Мотиенко, А. И. Мотивация к изучению непрофильных дисциплин в медицинском вузе / А. И. Мотиенко. - Текст : непосредственный // Педагогика

и психология в медицине : проблемы, инновации, достижения. Сборник трудов всероссийского научного конгресса с международным участием, Санкт-Петербург, 02-03 июня 2022 года. - Москва : Перо, 2022. - С. 133-140.

11. №мцева, H. В. Бинарная лекция как форма междисциплинарного подхода к обучению студентов / H. В. №мцева, Г. H. Соловых, О. В. Ковалева. - Текст : непосредственный // Медицинское образование. Пути повышения качества. Сборник статей III всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием. - Оренбург : ОрГМУ, 2021. - 212 с.

12. Парыгина, С. А. Трудности в обучении математике у студентов вузов и психологические условия их преодоления / С. А. Парыгина. - Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 2б-32.

13. Пачикова, Л. П. Повышение мотивации к изучению математики у будущих инженеров аграрного профиля / Л. П. Пачикова, H. H. Мальчукова, С. В. Куликова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России.

- 2023. - № 4. - С. 94-102.

14. Смирнова, Е. С. Бинарная лекция как средство повышения мотивации к обучению студентов в Уральском ГАУ / Е. С. Смирнова, В. H. Синько. - Текст : непосредственный // Совершенствование образовательного процесса в условиях изменяющейся среды. - Курган : Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева, 2022. - 123 с.

15. Уткина, И. Ю. Бинарный урок как средство мотивации в преподавании математики / И. Ю. Уткина. - Текст : непосредственный // Математическое образование в современном мире : теория и практика. - 2018. - С. б2-70.

References

1. Bakshaeva, N. A. Psihologiya motivacii studentov : uchebnoe posobie dlya vuzov / N. A. Bakshaeva, A. A. Verbickij. - 2-e izd., ster. - Moskva : Yurajt, 2023. -170 s. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Bekuzarova, N. V. Binarnoe vzaimodejstvie v sisteme vuzovskogo obrazovaniya / N. V. Bekuzarova. - Tekst : neposredstvennyj // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki.

- 2011. - № 1. - S. 27-31.

3. Biryukova, N. V. «Matematicheskij cvetnik roz Gvido Grandi» kak sredstvo realizacii professional'noj napravlennosti v obuchenii matematike studentov agrarnogo vuza / N. V. Biryukova. - Tekst : neposredstvennyj // APK : innovacionnye tekhnologii.

- 2018. - № 3 (42). - S. 25-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Biryukova, N. V. Delovaya igra kak sredstvo razvitiya lichnostnyh smyslov obucheniya u studentov vuza / N. V. Biryukova. - Tekst : neposredstvennyj // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2019. - № б (79). - S. 255-257.

5. Biryukova, N. V. Metod proektov kak sposob povysheniya motivacii k izucheniyu neprofil'nyh predmetov u studentov vuza / N. V. Biryukova. - Tekst : neposredstvennyj // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2020. - № б (85). - S. 140-143.

6. Biryukova, N. V. Rol' refleksii v processe formirovaniya motivacii izucheniya neprofil'nyh predmetov u studentov vuza / N. V. Biryukova. - Tekst : neposredstvennyj // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. - 2020. - Tom 8. - № б. - S. 28.

7. Verbickij, A. A. Teoriya i tekhnologii kontekstnogo obrazovaniya / A. A. Verbickij.

- Moskva : Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2017. - 340 s. -Tekst : neposredstvennyj.

8. Kuzyoma, T. B. Binarnye lekcii kak sposob aktivizacii myslitel'noj deyatel'nosti studentov vysshih uchebnyh zavedenij / T. B. Kuzyoma, A. V. Vishnyakova. - Tekst : neposredstvennyj // Voprosy pedagogiki. - 2020. - № 11-2. - S. 190-193.

9. Mal'chukova, N. N. Motivaciya k obucheniyu kak faktor uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti studentov / N. N. Mal'chukova, M. V. Vinogradova. - Tekst : neposredstvennyj // APK : innovacionnye tekhnologii. - 2023. - № 2 (61). - S. 60-66.

10. Motienko, A. I. Motivaciya k izucheniyu neprofil'nyh disciplin v medicinskom vuze / A. I. Motienko. - Tekst : neposredstvennyj // Pedagogika i psihologiya v medicine : problemy, innovacii, dostizheniya. Sbornik trudov vserossijskogo nauchnogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 02-03 iyunya 2022 goda. - Moskva : Pero, 2022. - S. 133-140.

11. Nemceva, N. V. Binarnaya lekciya kak forma mezhdisciplinarnogo podhoda k obucheniyu studentov / N. V. Nemceva, G. N. Solovyh, O. V. Kovaleva. - Tekst : neposredstvennyj // Medicinskoe obrazovanie. Puti povysheniya kachestva. Sbornik statej III vserossijskoj nauchno-pedagogicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Orenburg : OrGMU, 2021. - 212 s.

12. Parygina, S. A. Trudnosti v obuchenii matematike u studentov vuzov i psihologicheskie usloviya ih preodoleniya / S. A. Parygina. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 3. - S. 26-32.

13. Pachikova, L. P. Povyshenie motivacii k izucheniyu matematiki u budushchih inzhenerov agrarnogo profilya / L. P. Pachikova, N. N. Mal'chukova, S. V. Kulikova. -Tekst : neposredstvennyj // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2023. - № 4. - S. 94-102.

14. Smirnova, E. S. Binarnaya lekciya kak sredstvo povysheniya motivacii k obucheniyu studentov v Ural'skom GAU / E. S. Smirnova, V. N. Sin'ko. -Tekst : neposredstvennyj // Sovershenstvovanie obrazovatel'nogo processa v usloviyah izmenyayushchejsya sredy. - Kurgan : Kurganskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya imeni T. S. Mal'ceva, 2022. - 123 s.

15. Utkina, I. YU. Binarnyj urok kak sredstvo motivacii v prepodavanii matematiki / I. YU. Utkina. - Tekst : neposredstvennyj // Matematicheskoe obrazovanie v sovremennom mire : teoriya i praktika. - 2018. - S. 62-70.

BIRYUKOVA Natalya Vladimirovna

Senior Lecturer of the Department of Mathematics and Computer Science, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: biryukovanv@gausz.ru

SHAKHOVA Olga Alexandrovna

Associate Professor of the Department of Agriculture, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: shahovaoa@gausz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.