УДК 026:27-788"15/16"
А. И. Макаров
Библиотеки монастырей Свияжска по описям XVI-XVIII вв.
Анализ описаний XVI-XVIII вв. двух монастырей - Троице-Сергиева и Успенского, основанных в середине XVI в. в Свияжске, втором по значимости городе Казанского края, позволяет оценить количественный и качественный состав их книжных собраний. Богатство и разнообразие монастырских библиотек, сложившихся в городе-крепости во второй половине XVI-XVII вв., свидетельствуют о целенаправленном снабжении свияжских обителей книгами в этот период, что, в частности, было обусловлено необходимостью решения миссионерских задач в Казанском крае, завоеванном Московским государством в 1550-х гг. Распространение кириллических книг являлось одним из главных условий укоренения на присоединенных землях русской культуры, православной веры и в целом - важным элементом политического утверждения России в регионе, его экономического освоения.
Ключевые слова: книжные описи, монастырские библиотеки, Казанский край, Свияжск, свияж-ский Троице-Сергиев монастырь, свияжский Успенский монастырь, миссионерство
Andrey I. Makarov
Libraries of the monasteries of Sviyazhsk according to the inventories of
the 16th-18th centuries
The analysis of the descriptions of the 16th-18th centuries of the Trinity-St. Sergiev Monastery and Us-pensky Monastery, founded in the middle of the 16th century in Sviyazhsk, the second most important city of the Kazan region, allows us to assess the quantitative and qualitative composition of their book collections. The richness and variety of the monastery libraries that developed in the fortress city in the second half of the 16th-17th centuries, testify to the purposeful supply of Sviyazhsk monasteries with books during that period, which, in particular, was conditioned by the necessity to solve missionary tasks in the Kazan region, conquered by the Moscow state in the 1550s. The distribution of Cyrillic books was one of the main conditions for rooting of Russian culture, Orthodox faith and, in general, the important element of Russia's political establishment in the region and its economic development.
Keywords: book inventories, monastery libraries, Kazan region, Sviyazhsk, Sviyazhsky Trinity-St. Sergius Monastery, Sviyazhsky Uspensky Monastery, missionary work DOI 10.30725/2619-0303-2024-3-132-137
Становление православия и русской культуры в Казанском крае, присоединенном к Московскому государству при царе Иване IV Грозном, сопровождалось распространением традиций русской книжности. Без книг невозможно было совершать богослужения, кроме того, книги использовали для проповеди православной веры и обучения грамоте. Важным институциональным элементом миссионерской политики в регионе стало создание церковной администрации - самостоятельной епархии, а также сети монастырей. Внутри некоторых описаний монастырей Казанского края, составленных во второй половине XVI - начале XVIII вв., можно обнаружить перечни книг. Эти документы во многом позволяют оценить состояние книжных собраний этих обителей. В настоящей статье рассмотрены описания монастырей города Свияжска с целью оценки количественного
и качественного состава их библиотек в интересующий нас период - со второй половины XVI и до конца XVII вв.
Свияжск, основанный в 1551 г. царем Иваном Грозным как опорный пункт для овладения Казанью, после покорения ханства в 1552 г. стал вторым, вслед за Казанью, центром присоединенного региона, причем не только административным, но и миссионерским.
Епархия в Казанском крае под названием Казанской и Свияжской была учреждена в январе 1555 г. [1, с. 134], а первые монастыри появились еще в начале 1550-х гг.
В Свияжске первым по времени создания был мужской монастырь во имя Святой Троицы (Троице-Сергиев), обустроенный около 1553-1554 гг. Он являлся приписным к подмосковному Троице-Сергиеву монастырю [1, с. 145; 2, с. 78; 3, с. 854].
В 1555 г., при образовании Казанской епархии, повелением Ивана Грозного в Сви-яжске основали мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Богородиц-кий монастырь). Его возглавил архимандрит Герман (Г. Ф. Садырев-Полев), один из помощников первого архиепископа Казанского Гурия (Г. Г. Руготина), будущий казанский архипастырь. Эта значимая и богатая обитель, которую называют колыбелью православия Казанского края, оставалась главным духовно-просветительным и миссионерским центром Среднего Поволжья на протяжении ХМ-Х/Ш вв. [2, с. 73-76].
Сохранилось несколько описей имущества этих двух свияжских монастырей. Так, краткое описание Троице-Сергиева монастыря присутствует в писцовой и межевой книге города Свияжска и Свияжского уезда 1565/66-1567/68 гг., однако в нем ничего не сообщается о книгах [4, с. 365-366]. Известно, что в то время обитель была небольшой, в отличие от расположенного рядом значительного Успенского монастыря.
К 1641-1642 гг. относится описание подмосковного Троице-Сергиева монастыря вместе со всеми приписными его монастырями, в том числе свияжским1. Среди священных предметов храмов свияжского Троице-Сергиевого монастыря значились напрестольные Евангелия. Так, в Троицкой церкви обители зафиксировано одно напрестольное Евангелие литовской печати, «оболочено камкою лазоревою, евангелисты медные, застежки серебряные», другое -московской печати, «оболочено камкою червчатою куфтерью, распятие и евангелисты серебряные, застежки серебряные, позолоченные» [3, с. 854, 860]. В церкви во имя Сергия Радонежского отмечено напрестольное Евангелие литовской печати, «оболоче-но тафтою желтою, верхняя доска обложена серебром басмою, распятие и евангелисты басменные ж, позолочены, покров на Евангелии ветх выбойчатый» [3, с. 861, 862].
Книжные собрания всех трех храмов обители2 представлены в общем перечне. Печатные книги: «два Апостола в десть, Псалтирь в десть, Евангелие толковое в десть, две Триоди, Цветная и Постная, в десть, Ча-совник в четверть, ветх, 12 печатных Миней
1 В документах обитель преподобного Сергия в отношении своих приписных монастырей часто обозначалась «большим монастырем».
2 Третья церковь - во имя Никона Радонежского [3, с. 863].
месячных, во весь год, Триодь Постная в десть, Устав в десть, Часовник в полдесть, „книга Пречистые Богородицы Казанские явление и чудеса, в той же книге писано Житие казанских чудотворцев...", Служебник в пол-десть, Требник иноческий в десть, Минея общая» [3, с. 865]. Рукописные книги (обозначены как «ветхие»): «два Апостола, один в десть, другой в полдесть, Псалтирь с вос-следованием в десть, Псалтирь в полдесть, шесть Псалтирей ветхих, развалившихся, два Октоиха, 12 Миней месячных в полдесть, книга толкований на Евангелие от Матфея в полдесть, Евангелие толковое в десть, две „книги Ефрема Сирина в десть, одна на харатье3", „Златоуст" в десть, „Правила святых отец" в десть, „книга Лествица, в ней же авва Дорофей и Исаак Сирин и Федор Едесский, в полдесть", „Лествица" в полдесть, „Изма-рагд" в полдесть, три Пролога в десть, Ирмо-логий в полдесть, Богородичник в полдесть, Служебник в полдесть, Служебник в пол-десть, ветх, Канонник в четверть, „Канонник на основание храма и на проклятие еретиком, в полдесть", два Канонника в полдесть, Канонник в полдесть, Патерик печерский, два Соборника в полдесть, Соборник скорописный, в нем же святцы, в полдесть, два Соборника скорописных, два Устава в полдесть, Канонник и в нем Житие соловецких чудотворцев, в полдесть, „книга инока Анастасия Синайской горы, в полдесть", „книга от Приточника и от Лимониса избранные словеса. в полдесть", „Тетрадь плачевная, с нею же в одном переплете Минея общая", Часословец, ветхий, в полдесть, „Святцы с канонами, в четверть", Псалтирь с воссле-дованием, в полдесть, Часовник в четверть, Апостол-тетр в десть, Триодь Цветная в десть, ветхая, Трефолой в полдесть» [3, с. 865-866].
Таким образом, в середине XVII в. библиотека монастыря хранила 92 богослужебных и четьих книги (если каждую Минею из 12-томного комплекта считать за отдельный том), из них 29 печатных, в том числе 12-томный комплект Миней на весь год. Примечательно, что печатные книги составляли менее трети от общего количества; представлена одна рукописная книга на пергаменте. В целом такие сведения отражают общие тенденции в книжной культуре России этого периода. Интенсивность работы Московского печатного двора заметно повысилась в середине XVII в. [5, с. 129-130],
3 То есть на пергаменте.
рассматриваемая же опись отражает положение дел в предыдущие десятилетия. Следует особо отметить, что общее количество книг в обители многократно превышает объем книжного комплекта, необходимого для совершения уставных богослужений (минимальный - 10-12 томов), поэтому собрание можно считать богатым, явно предназначенным не только для совершения богослужений, но и для миссионерско-просветительных целей.
«Евангелие толковое в десть», означенное среди печатных книг, вполне может быть идентифицировано как экземпляр Евангелия учительного форматом в половину листа («в десть»), изданного около 1580 г. в Вильне. Этот экземпляр ныне хранится в книжном фонде Уральского федерального университета (Екатеринбург), где он получил археографическое описание. Основанием для нашего предположения служит запись в этом экземпляре о его вкладе в свияжский Троице-Сергиев монастырь: «Лета 7095 (15861587) сию книгу Еванг[елие] Иван Филипье-вич Стрешнев... в дом Живоначалной Троро-ицы (так!) и чюдотворца Сергия в Свияском по себе и по своих родителех» [6, с. 47].
Вообще примечательно, что в рассматриваемой описи значатся напрестольные Евангелия литовской печати. Присутствие в небольшой средневолжской обители «литовских» изданий может свидетельствовать об особом внимании властей к снабжению книгами Казанского края. Кроме того, приписные монастыри явно обеспечивались священноначалием большого монастыря. Не случайно напротив одной из книг в описи прямо сказано, как о «присланной из большого Сергиева монастыря». Исследователи считают, что «основной поток печатных книг власти большой Троицы направляли именно в район Среднего Поволжья» [7, с. 47].
Имеется опись свияжского Троицкого монастыря 1701 г., согласно которой в обители значилось 50 книг, среди них 4 рукописные, 32 печатные; у 14 книг тип изготовления не обозначен [7, с. 54]. Здесь книг почти вполовину меньше, чем в описи, сделанной в 1641-1642 гг. Возможно, опись 1701 г. неполна, но, возможно, что книги перераспределили в другие монастыри, храмы, основанные в уездах, или же они стали жертвой стихийных бедствий (например, пожаров).
Сохранилось несколько описаний сви-яжского Успенского монастыря за разные периоды. Сведения о монастыре приводятся
в упоминавшейся выше писцовой книге Сви-яжска и уезда 1565/66-1567/68 гг. В двух храмах, в Успенском соборе и Никольской церкви, представлено около 63 томов (не всегда по записям легко понять, о каком количестве книг идет речь) [4, с. 357-358], после этого сообщается о «прибавках книг» архимандритом Германом, первым настоятелем, «купленных и написанных в монастыре» (41 том) [4, с. 362], затем - о 50 томах архимандрита Германа, «его письма» [4, с. 362-363]. Отмечается о «прибытии» 3 книг к церкви Николая Чудотворца при преемнике архимандрита Германа - архимандрите Родионе [4, с. 364-365]. Итого опись включает около 157 томов.
Анализируя этот документ, следует иметь в виду, что он был создан всего через 10 лет после основания обители, спустя год-два после того, как ее первый настоятель (в 1555-1564 гг.), архимандрит Герман, был назначен казанским архиереем. Таким образом, описание монастыря отражает руководство им архимандрита Германа, о котором известно, что он активно занимался миссионерством среди коренного населения Казанского края [8, с. 210].
В описи отражены лишь две печатные книги: «Евангелие в десть» и «пятеры псалмы в полдесть» [4, с. 358]. В период составления описи книгопечатное дело в России только зарождалось. Но уже вышли так называемые анонимные издания: Евангелие издавалось приблизительно в 1555, 1560 и 1564 гг., а Псалтирь - около 1555 г. и после 1564 г. [см.: 9, с. 11-14]. Вероятно, в описи отмечены экземпляры каких-то из этих изданий, что может свидетельствовать о снабжении новообразованной Казанской епархии первопечатными, еще «дофедоровскими», книгами [10, с. 21; 7, с. 45]. При этом первые издания типографии Ивана Федорова (Апостол 1564 г. и Часовник 1565 г.) до свияж-ского монастыря ко времени составления описи, видимо, еще не дошли.
В рассматриваемом документе в подавляющем большинстве случаев при описании книг приводятся сведения о формате и материале носителя. Большинство книг - на бумаге; 8 томов: два Октоиха, Бого-родичник, Пролог в двух книгах, Псалтирь с восследованием, «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Книга Антиох» - на пергамене [4, с. 357-358]. Для отдельных экземпляров раскрыт материал переплета.
Обращает на себя внимание тот факт, что книги одного наименования представ-
лены в описи не в одном, а в нескольких экземплярах, т. е. они были предназначены для распространения, снабжения ими вновь открываемых храмов, что как раз может указывать на миссионерскую направленность Успенского монастыря.
Следующее по хронологии описание свияжского Успенского монастыря, составленное в 1614 г. по указу царя Михаила Федоровича, отражает в библиотеке обители 257 томов [11, стб. 560-569]. Трудно наверняка судить, насколько точно описи отражали реальное положение дел, но, используя эти данные, можно говорить, что за почти 50 лет после предыдущей описи книжное собрание монастыря в абсолютном исчислении увеличилось на 100 томов. Конечно, такая библиотека считалась крупной, подтверждая высокий статус монастыря и миссионерские задачи, стоявшие перед ним. Об этом же свидетельствует и богатая ризница обители. При этом следует учитывать, что описание 1614 г. составлялось в сложный для России период: государство только начало восстанавливаться после коллизий Смутного времени.
В описи 1614 г. книги строго классифицированы по группам. Сначала представлены богослужебные Уставы и Евангелия [11, стб. 560-561]. В Успенском соборе указаны два напрестольных Евангелия: одно - рукописное, другое - печатное. В описании рукописного Евангелия, несомненно, отмечено имя писца [12, с. 271]: «писмо Ионы Хутынца» [11, стб. 560]. Далее в описи представлены толковые Евангелия, Апостолы, Октоихи, Минеи месячные, Триоди, Псалтыри, Служебники, Потребники, Ирмологии [11, стб. 561-565].
В отдельную рубрику объединены «Со-борники» - книги, предназначенные для чтения» [11, стб. 565-568]. «Репертуар этой группы чрезвычайно разнообразен: это Библии, отдельные книги Священного Писания, творения отцов и учителей Церкви, агиографическая литература (Жития святых, Прологи, Патерики, четьи Минеи), а также летописцы. Примечательны три печатные Библии, о которых составителем сказано: «в кожах, переплетка литовская» [11, стб. 567]. Вероятно, это Библии острожского издания, 1581 г. [13, с. 16]. Поражает разнообразие святоотеческих творений, представленных такими авторами, как Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Иоанн Златоуст,
Григорий Богослов, авва Дорофей, Федор Эдесский, Симеон Новый Богослов, Иоанн Постник, Фотий, патриарх Константинопольский. В библиотеке монастыря хранились также сочинение «Ареопагитики», труды Максима Грека и Иосифа Волоцкого.
Последняя группа книг в описи названа «Кануники» (Канонники, Молитвословы) [11, стб. 568-569], но в нее попали и Святцы, и книга, очевидно, полемического характера - «Извещение, како Латыня отлучишася от веры» [11, стб. 568].
Как и в описи 1560-х гг., в описи 1614 г. бросается в глаза наличие большого количества экземпляров книг одного наименования, что свидетельствует о миссионерских задачах свияжского монастыря.
Все рукописные кодексы и печатные издания в перечне имеют описания (не всегда единообразные, с разными реквизитами): отмечается способ изготовления книги, указаны формат, материал (несколько из них на пергамене), материал и исполнение переплета, оклада (если есть), застежек. Кроме отмеченных выше трех Библий, помета «переплетка литовская» стоит также напротив Псалтири с молитвами, «Златоуста», двух «Книг Василия Великого», «Кануника». Такой реквизит, как «печать литовская», относится к Псалтири с Часовником (в одном томе), двум Служебникам, одному Часовнику [11, стб. 563-564, 567-569].
В целом опись 1614 г. очень информативна. Она позволяет идентифицировать значительную часть книг обители, ранее получивших отражение в описи 1560-х гг.
Перечень книг свияжского Богородиц-кого монастыря присутствует в «Описи книг степенных монастырей», составленной в 1653 г. по указу патриарха Никона. Это известный документ, созданный с целью учета и отбора книг, находившихся в разных книгохранилищах страны. При необходимости, на основании этой описи, книгу могли запросить и доставить на Московский печатный двор для того, чтобы провести сверку и выработать унифицированные тексты. В опись вошли 2 672 книги, только старинные, практически сплошь рукописные, из наиболее значимых 39 русских обителей [14, с. (1-й ряд), 1-44 (2-й ряд)]. При этом критерии отбора монастырей не ясны, и сама опись полной, очевидно, не являлась.
Присутствие в «Описи книг степенных монастырей» 51 тома из свияжского Успенского монастыря (по состоянию на 1648 г.)
само по себе говорит о значимости обители, богатстве ее книжного собрания [14, с. 34-36 (2-й ряд)]. В документ явно вошла только часть библиотеки обители, причем, старинная, рукописная, которая была затребована для нужд Московского печатного двора. Из 51 книги только 7 являются богослужебными, остальные - творения отцов и учителей Церкви, агиографическая литература. Тома имеют описания: указаны формат, материал блока, переплета и застежек. Несколько томов пергаменных: два Октоиха, два Пролога, «Книга Антиоха», «Книга Иоа-сафа Царевича» [14, с. 34-35 (2-й ряд)], - что подтверждает их древность. Примечательно, что именно эти книги проходят через все три описи библиотеки монастыря -1560-х гг., 1614 и 1648 гг.
Можно привести и другие примеры такой преемственности. В описи 1614 г. упоминается «Книга Иасаф царевич в десть, на бумаге, в коже, жуки и застежки медные» [11, стб. 566], и в описи 1648 г. под № 2038 находим «Книгу Иоасафа Царевича, писменная, в десть, застежки и жуки медные» [14, с. 35 (2-й ряд)].
Сохранилось описание свияжского Бого-родицкого монастыря 1703 г. В нем перечисляются 24 книги, большинство из которых, надо полагать, находились в монастыре в XVII в. Относительно двух книг сказано, что они рукописные, большинство же - печатные. При этом по сравнению с предыдущими описями появляется новый реквизит: о печатных книгах указывается, когда они напечатаны - до церковной реформы патриарха Никона 1650-х гг. («старой печати») или после («новой печати»). Старопечатными в описи являются два издания: Триодь Постная и Псалтирь с восследованием, новопечатными - 4: Псалтирь, Апостол, Часослов, Служебник [15, л. 2-3]. Описание 1703 г. касается не только монастыря, но и сел с починками, видимо, ему принадлежавших. В церквях этих сел, кроме собственно богослужебных книг, значились Прологи, Творения преподобного Ефрема Сирина [15, л. 6-7 об., 57 об. - 58]. В храме одного из починков указаны датировки книг - все они относились к XVII в. [15, л. 57 об. - 58].
Таким образом, анализ описей свияж-ских Троицкого и Успенского монастырей второй половины XVI - начала XVIII в. дает возможность оценить объем и состав их библиотек, раскрывает структурно-содержательную и функциональную эволюцию
книжных фондов в контексте процессов, происходивших в социально-политической жизни страны, в книжной отрасли, а также процессов, сопровождавших миссионер-ско-просветительную политику Московского государства. В социально-политическом плане эти документы отразили «книжную справу» патриарха Никона, массовый учет книжных редкостей; в отношении книжной отрасли они подтверждают связь возникновения книгопечатания в Москве с необходимостью политического и культурного освоения новоприсоединенного Казанского края; на миссионерскую деятельность монастырей указывают книги одного наименования, хранившиеся в их фондах в нескольких экземплярах.
Список литературы
1. Липаков Е. В. Казанская и Татарстанская епархия // Православная энциклопедия. Москва, 2012. Т. 29. С. 134-141.
2. Карташева Е. И. Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Москва, 2021. Т. 62. С. 73-82.
3. Опись Троице-Сергиева монастыря 1641/42 года: исслед. и публ. текста. Москва: Индрик, 2020. 1077 с.
4. 1565/66-1567/68 гг. Извлечение из писцовой и межевой книги г. Свияжска и Свияжского уезда окольничего Н. В. Борисова и Д. А. Кикина с товарищами: г. Свияжск // Города России XVI в.: материалы писцовых описаний. Москва: Древлехранилище, 2002. С. 337-390.
5. Поздеева И. В., Дадыкин А. В., Пушков В. П. Московский печатный двор - факт и фактор русской культуры, 1652-1700 годы: исслед. и публ.: в 3 кн. Москва: Наука, 2007. Кн. 1. 398 с.
6. Полетаев А. В., Полетаева Е. А. Записи на старопечатных книгах кирилловской традиции XVI-XVII вв. из собрания Лаборатории археографических исследований ИГНИ УрФУ // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. № 1 (17). С. 38-112.
7. Черкасова М. С. К изучению книжной культуры Поволжья в XVII - начале XVIII вв. (По описям монастырских библиотек) // Марийский археографический вестник. 2005. № 15. С. 44-55.
8. Ерусалимский К. Ю., Липаков Е. В. Герман // Православная энциклопедия. Москва, 2006. Т. 11. С. 209-212.
9. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках: свод. кат. / под ред. Н. П. Киселева. Москва, 1958. 150 с.
10. Тихомиров М. Н. Начало книгопечатания в России // У истоков русского книгопечатания: [ис-
след. и материалы]: к трехсотсемидесятипятилетию Ивана Федорова. Москва, 1959. С. 9-40.
11. Опись свияжского Богородицкого мужского монастыря, составленная в 1614 году // Известия Императорского археологического общества. 1863. Т. 4, вып. 6. Стб. 548-589.
12. Устьянцева М. В. Описание кириллических книг в России в XV-XVIII вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2 (30). С. 266-289.
13. Покровский И. М. Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский, впоследствии патриарх Всероссийский, первый местный духовный писатель-историк, и его заслуги для Казани: (с 1579 по 1606 г.): речь, прочит. в годич. собр. О-ва археологии, истории и этнографии 18 марта 1907 г. Казань, 1907. 28 с.
14. Опись книгам, в степенных монастырях находившимся, составленная в XVII веке. Москва, 1848. IV, 44, [2] с.
15. Российский государственный архив древних актов. Ф. 237: Монастырский приказ, г. Москва. Оп. 1. Ч. 3. Д. 6367.
References
1. Lipakov E. V. Kazan and Tatarstan diocese. Orthodox encyclopedia. Moscow, 2012. 29, 134-141 (in Russ.).
2. Kartasheva E. I. Sviyazhsky in honor of the Assumption of the Blessed Virgin Mary monastery. Orthodox encyclopedia. Moscow, 2021. 62, 73-82 (in Russ.).
3. Inventory of the Trinity-Sergius monastery in 1641/42: research and publication of the text. Moscow: Indrik, 2020. 1077 (in Russ.).
4. 1565/66 - 1567/68. Extract from the scribal and boundary book of Sviyazhsk and Sviyazhsky district of okolnichy N. V. Borisov and D. A. Kikin with comrades: Sviyazhsk. Cities of Russia of the XVI century: materials of scribal descriptions. Moscow: Drevlekhranishche, 2002. 337-390 (in Russ.).
5. Pozdeeva I. V., Dadykin A. V., Pushkov V. P. The Moscow Printing Yard - a fact and a factor of Russian
culture, 1652-1700: researches and publ.: in 3 bks. Moscow: Nauka, 2007. Bk 1. 398 (in Russ.).
6. Poletaev A. V., Poletaeva E. A. Records on old printed books of the Cyrillic tradition of the XVI-XVII centuries from the collection of the Laboratory of Archaeographic Research of the IGNI UrFU. Bulletin of the Yekaterinburg Theological Seminary. 2017. 1 (17), 8-112 (in Russ.).
7. Cherkasova M. S. On the study of the book culture of the Volga region in the XVII - early XVIII centuries. (According to the descriptions of monastic libraries). Mari archeographicbulletin. 2005. 15, 44-55 (in Russ.).
8. Yerusalimsky K. Yu., Lipakov E. V. German. Orthodox encyclopedia. Moscow, 2006. 11, 209-212 (in Russ.).
9. Zernova A. S. Books of the Cyrillic press published in Moscow in the XVI-XVII centuries: a consolidated cat. Moscow, 1958. 150, [2] (in Russ.).
10. Tikhomirov M. N. The beginning of book printing in Russia. At the origins of Russian book printing: [research. and materials]: for the three hundred and seventy-fifth anniversary of Ivan Fedorov. Moscow, 1959. 9-40 (in Russ.).
11. The inventory of the Sviyazhsky Bogoroditsky monastery, compiled in 1614. News of the Imperial archaeological society. 1863. 4 (6), 548-589 (in Russ.).
12. Ustyantseva M. V. Description of Cyrillic books in Russia in the XV-XVIII centuries. Bulletin of the Yekaterinburg theological seminary. 2020. 2 (30), 266-289 (in Russ.).
13. Pokrovsky I. M. Hermogenes, Metropolitan of Kazan and Astrakhan, later Patriarch of All Russia, the first local spiritual writer and historian, and his merits for Kazan: (from 1579 to 1606): speech read at the annual meeting of the Society of Archaeology, History and Ethnography on March 18, 1907. Kazan, 1907. 28 (in Russ.).
14. An inventory of the books that were in the sedate monasteries, compiled in the XVII century. Moscow, 1848. IV, 44 (in Russ.).
15. Russian state archive of ancient acts. F. 237: Monastic order, Moscow. Op. 1. P. 3. D. 6367.