А. В. Пигин, О. Б. Пригодина
БИБЛИОТЕКА СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В КАРГОПОЛЕ *
Резюме
Статья посвящена истории библиотеки Спасо-Преображенского каргопольского монастыря (Строкиной пустыни), основанного в начале XVI в. иноком Вассианом Стро-кинским. Материалом для исследования служат описи монастырского имущества 1581, 1678, 1756, 1902 гг., Вкладная книга Строкиной пустыни XVI-XVШ вв. и другие источники. На основе сравнительного анализа описей сделаны выводы об изменениях в составе библиотеки в разные периоды. Число книг в монастыре колебалось от 54 (опись 1581 г.) до 200-250 в XVIII в. Основу библиотеки составляли богослужебные книги; заметное увеличение в XVII в. количества четьих книг (агиография, четьи сборники, сочинения византийских богословов) можно связать с деятельностью игумена Строкиной пустыни Евфимия (1663-1671, 1674-1677) — книжника и покровителя старообрядцев. Библиотека пополнялась благодаря вкладам, переписке книг в самом монастыре или за его пределами, покупке и передаче книг из некоторых закрытых в ходе монастырской реформы 1760-х гг. и приписных обителей. Высказывается предположение о том, что в изготовлении рукописных книг для монастыря в XVI—XVII вв. могли принимать участие каргопольские писцы Федот Иванов Прыткой и Василий Иванов Попов. На основе Вкладной книги в статье приводятся сведения о вкладчиках, жертвовавших в монастырь рукописные и печатные книги. В статье представлены также отдельные книги из Спасо-Преображенского монастыря, сохранившиеся до наших дней в разных хранилищах. Основная часть книг из бывшей монастырской библиотеки находится в Каргопольском музее.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-49-290007р_а («Книжно-рукописная традиция Каргополья. Реконструкция приходских и монастырских библиотек»).
© А. В. Пигин, О. Б. Пригодина, 2020
Ключевые слова: монастырские библиотеки, Спасо-Преображенский монастырь Каргополя, каргопольские книжники, вкладные книги, записи в книгах
Alexander V. Pigin, Olga B. Prigodina
THE LIBRARY OF THE TRANSFIGURATION MONASTERY IN KARGOPOL
Abstract
The article is devoted to the history of the library of the Transfiguration monastery in Kargopol (the Strokina hermitage) founded by the monk Vassian Strokinsky in the early 16th century. The study is based on inventories of monastic property from the years 1581, 1678, 1756, and 1902, donation records of the Strokina hermitage from the 16th — 18thcenturies, and other sources. The comparative analysis of the inventories allows the authors to describe how the library was changing over the time. The number of books in the monastery fluctuated between 54 (the inventory of 1581) and 200-250 in the 18th century. The core of the library was made up by liturgical books. A marked increase in the number of books for reading off the church service (hagiography, literary miscellanies, writings by Byzantine theologians) in the 17th century can be explained by the activity of Euphimius, the man of letters and Old Believers' patron, who headed the Strokina hermitage in 1663-1671 and in 1674-1677. The library was expanding through donations, copying of books in the monastery and outside it, purchase and transfer of books from some monastic communities closed down in the course of the reform in the 1760s and subsidiary monastic establishments. The authors hypothesize that Kargopol scribes Fedot Ivanov Prytkoy and Vassily Ivanov Popov could participate in producing manuscript books for the monastery in the 16th — 17th centuries. The article cites facts from the donation records about people who donated manuscripts and printed books to the monastery. The article also points out some books from the Transfiguration monastery preserved in various depositories. Most books from the former monastic library are now located in the Kargopol Museum.
Keywords: monastic libraries, Kargopol Transfiguration monastery, Kargopol scribes, donation records, records in books
DOI 10.31860/2712-7591-2020-1-37-58
Реконструкция состава монастырских библиотек является важной задачей изучения книжной культуры Средневековья и Нового времени. Материалом для такого исследования служат, в первую очередь, монастырские описи, вкладные и приходно-расходные книги, а также сами рукописи и книги из монастырских библиотек, иногда сохранившиеся в современных хранилищах в составе самостоятельных собраний той или иной обители, но чаще — рассеянные по разным архивным, музейным и библиотечным фондам. К настоящему времени накоплен богатый фактический материал по истории целого ряда крупных библиотек (Соловецкого, Троице-Сергиева,
Иосифо-Волоколамского, Кирилло-Белозерского, Антониево-Сийского и других монастырей), разработана сама методика их изучения, сделаны ценные обобщающие наблюдения о книжном репертуаре, скрипториях, деятельности отдельных книжников, занимавшихся формированием монастырских библиотек 1.
Не обошли вниманием исследователи и Каргопольский край, на территории которого в разные эпохи, начиная с XV в., существовало около двух десятков монастырей и пустыней (Александро-Ошевенский, Кирил-ло-Челмогорский, Пахомиев Кенский, Макариевский Хергозерский и др.). Значительный вклад в изучение книжной культуры края внесли В. И. Срезневский — зачинатель полевой археографии в Каргополье, К. А. Докучаев-Басков, А. А. Амосов и некоторые другие ученые. С 2018 г. на базе Кар-гопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея (далее — КГИАХМ) при поддержке РФФИ выполняется научный проект «Книжно-рукописная традиция Каргополья. Реконструкция приходских и монастырских библиотек». В его задачи входят выявление рукописных и печатных книг каргопольских монастырей и церквей в современных хранилищах и изучение путей формирования монастырских и приходских библиотек края.
Цель настоящей статьи — систематизировать имеющиеся сведения о библиотеке одного из каргопольских монастырей — Спасо-Преображенского — и представить принадлежавшие ей ранее и сохранившиеся до наших дней рукописи и книги.
Спасо-Преображенский (Спасо-Каргопольский) мужской монастырь (или Строкина Вассианова пустынь) был основан в начале XVI века иноком Вассианом Строкинским (сведения о нем не сохранились) [Пигин, Романен-ко]. Монастырь находился напротив Каргополя — на противоположном от города (правом) берегу реки Онеги. По численному составу братии монастырь был сравнительно небольшим на протяжении всей своей истории, однако непосредственная близость от города позволила ему занять положение одного из важных центров в духовной жизни края. Об этом свидетельствует, в частности, упоминание монастыря и его насельников в некоторых севернорусских литературных памятниках. Так, в Житии Кирилла Челмогорского (XVII в.) повествуется о том, как св. Кирилла навещал перед смертью (согласно Житию, в 1367 г.) его духовный отец игумен Строкиной
1 Литература, посвященная данным вопросам, обширна; укажем лишь некоторые работы о библиотеках севернорусских обителей: [Карбасова]; [Кукушкина]; [Полетаева]; [Шибаев].
пустыни Иосиф2 (впрочем, если это событие имело место, то гораздо позднее) 3. Другой памятник, Сказание о чудесах от иконы Казанской Божией Матери в Каргополе (начало XVIII в.), предваряется «святительским посланием» новгородского митрополита Иова, в котором владыка сообщал о возвращении чудотворного образа из Новгорода в Каргополь и возлагал всю заботу, связанную с этим событием, на архимандрита Строкиной пустыни Иоакима [Материалы для истории Олонецкой епархии]. Автором единственного известного сегодня литературного сочинения, созданного в самом Спасо-Каргопольском монастыре, является игумен этой обители Евфимий (1663 — 1671, 1674—1677). В 1661 г. он получил исцеление от болезни глаз благодаря чудодейственной помощи иконы Божией Матери Одигитрии в Ан-тониево-Сийском монастыре — повествование об этом событии вошло в состав Жития Антония Сийского [Рыжова, с. 134]. Игумен Евфимий известен также своим покровительством старообрядцам: во время его настоятельства в Спасо-Преображенском монастыре здесь находили убежище противники церковных реформ патриарха Никона 4 («...игумен в Каргополи Спасова монастыря Евфимий, любил же старое благочестие и служил по-старому; у него, Евфимия, жили соловецкие старцы Игнатий да Герман.» (Житие Корнилия Выговского)), см.: [Брещинский, с. 89—90]; [Старицын].
В ходе монастырской реформы 1764 г. монастырь не был упразднен, продолжал существовать на «заштатном» положении [Кожевникова, с. 74]. В XVIII в. к Спасо-Каргопольскому монастырю приписывали упраздненные монастыри и пустыни, см.: [Амвросий (Орнатский), с. 351]; [Кожевникова, с. 70, 97], при этом имущество приписных обителей, в том числе и книги, зачастую передавалось в Спасский монастырь. Настоятели Спасо-Каргополь-ского монастыря в XVIII—XIX вв. «регулярно участвовали в управлении окрестными приходами и монастырями, будучи членами Каргопольского духовного правления, которое к тому же в начале XIX в. размещалось в стенах этого монастыря» [Кожевникова, с. 85]. В XIX — начале XX в. в Спасо-
2 ОР ГИМ, Музейское собр., № 1510, л. 152 об.-154, 1720-1740-е гг. (Житие Кирилла Челмо-горского).
3 Время жизни Кирилла Челмогорского следует относить ко второй половине XV — первой половине XVI в. [Пигин, 2014].
4 Ко времени настоятельства Евфимия относится составление сборника-конволюта БАН, собр. Дружинина, № 603, с записью 1666 г. о принадлежности рукописи (точнее, одной из тетрадей) Строкиной пустыни. По водяным знакам сборник также датируется 1660-ми гг. По мнению О. С. Сапожниковой, обнаружившей и исследовавшей эту рукопись, содержание сборника свидетельствует о старообрядческих воззрениях его составителей. Результаты исследования были представлены О. С. Сапожниковой в докладе на Научных чтениях памяти А. А. Амосова (БАН, 11 сентября 2018 г.), на основе доклада подготовлена статья: [Сапожникова].
Преображенском монастыре находился богатейший архив, в котором хранились документы самых разных обителей Каргополья. В 1911 г. было учреждено Каргопольское викариатство, викарный епископ имел пребывание в Спасо-Преображенском монастыре. В мае 1923 г. монастырь был закрыт; на его территории планировали разместить агробазу, но организовали хозяйство «Новая деревня», которое находилось в ведении педтехникума5 . Постройки Спасо-Каргопольского монастыря были уничтожены в 1940— 1950-х гг. [Каргопольский Спасо-Преображенский мужской монастырь, с. 445]. Небольшие остатки монастырского архива находятся в настоящее время в Государственном архиве Архангельской области (фонд 792) 6, библиотека как единое собрание не сохранилась. Историю Спасо-Каргополь-ского монастыря на материале документов из монастырского архива изучал К. А. Докучаев-Басков, но его исследование не было опубликовано в полном объеме [Докучаев-Басков, 1914—1915] 7.
Состав библиотеки Спасо-Каргопольского монастыря в XVI—XVШ вв. может быть частично реконструирован на основе Вкладной книги XVI— XVIII вв., в которую помещена опись монастырского имущества 1581 г., монастырских описей 1678, 1756, 1902 гг. и некоторых других источников.
Наиболее ранним источником, содержащим сведения о библиотеке Спасо-Преображенского монастыря, является Вкладная книга (ОР РНБ, Q. IV. 337). Запись вкладов начинается в ней с 1538 г., заканчивается под 1732 г. (в 1778 г. внесен еще один вклад). На л. 34—37 об. и 44—49 об. во Вкладной находится монастырская опись 1581 г., составленная при игумене Дионисии (1581 — 1584) после вступления его в эту должность. Опись представляла собой изначально самостоятельную рукопись, которая была включена в состав Вкладной, причем оказалась при этом разделена на два фрагмента. Текст Вкладной использовал К. А. Докучаев-Басков в своем исследовании истории Спасо-Каргопольского монастыря [Докучаев-Басков, 1914—1915]; опись 1581 г. была проанализирована и опубликована В. И. Ивановым [Иванов].
5 ГААО, ф. 786 (Уездные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и их исполнительные комитеты), оп. 3, д. 12, л. 7. Переписка с губисполкомами, ВИКами и другими организациями об убытках, причиненных населению уезда интервентами, об использовании земли бывших помещичьих владений, монастырей и об экспонатах Каргопольского музея.
6 Всего фонд насчитывает 310 дел XVI-XIX вв., преимущественно это хозяйственные документы: отписки о получении денег, купчие, завещания, записи о земельных угодьях, расписки и т. п.
7 Скорее всего, публикация сочинения была прервана в связи со смертью автора 9 апреля 1916 г. См. также: [Пигин, 2009].
Согласно описи 1581 года, в монастыре находилось в это время 54 книги (с учетом того, что некоторые книги (Прологи, Минеи служебные и др.) состояли из нескольких томов). Книги хранились в Спасо-Преображенской церкви (кроме нее, в монастыре была еще церковь Рождества Богородицы). Основу библиотеки составляли богослужебные книги: Евангелия, Псалтыри, Апостолы, Октоих, Ирмологий, Минеи служебные, Трефолой, Минея общая, Триоди постная и цветная, Требник, Часовник и др. Упомянуто также несколько книг четьего содержания: три «соборника» (в двух случаях с указанием — «четей») и Пчела. В единичных случаях сделаны уточнения: книга «печатная» (напрестольное Евангелие-тетр в Спасской церкви), «на бумаги» (Евангелие толковое в десть), «харатейная» («молитвенник в четверть харатейной»). Однако отсутствие системы в этих указаниях не позволяет произвести точную классификацию книг по данным параметрам. По всей видимости, большинство книг представляли собой рукописи на бумаге. Некоторые книги были даны в монастырь вкладом, в описи названы имена следующих вкладчиков: игумены Строкиной пустыни Досифей, Евфимий, Иринарх, священник Никольской церкви Каргополя Киндей, дьякон Воскресенского храма в Каргополе Григорий, каргополец Шихан, новгородец Павка Васильев, Фома Шалга, Семен Сокол, Иона Горбунов и др. Очевидно, что вклады являлись одним из основных источников пополнения библиотеки.
Одновременно опись 1581 г. содержит информацию о том, что в Стро-киной пустыни занимались перепиской книг: «И всех книгах, что хирены, которые книги в Строках писаны были, и те книги хиреные все проданы из монастыря. А продавали те книги с собора, з братцкого совета. И на те денги писали новые книги, которые надобны» (л. 37 об.). Комментируя эту запись, В. И. Иванов пришел к выводу, что «в монастыре в это время активно действовал скрипторий» [Иванов, с. 114]. Между тем, как показала еще М. В. Кукушкина, в севернорусских небольших монастырях не было скрип-ториев (книгописных мастерских с особым помещением и специальным штатом писцов), рукописи переписывались отдельными грамотными монахами в своих кельях или писцами «по найму», приглашенными из других монастырей [Кукушкина, с. 61—68]. Эта работа оплачивалась, о чем как будто свидетельствует и процитированная запись («.на те денги писали новые книги, которые надобны»). Во Вкладной Спасо-Каргопольского монастыря отмечены случаи денежных вкладов, предназначенных для оплаты расходов на написание или приобретение книг («.положил старец Иона в Пролог полтину денег.», л. 23). К сожалению, на основе имеющихся материалов составить представление об организации книгописного дела в Спасо-Карго-польском монастыре в XVI—XVII вв. невозможно.
Имена двух каргопольских писцов этого времени, каким-то образом связанных со Строкиной пустынью, нам известны: Федотец Иванов Прыткой и Василий Иванов Попов.
Перу первого из них принадлежат Октоих (1580 г.; НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 47) [Памятники книжной старины, с. 160—162], Минеи служебные на октябрь (1579 г.), на март (1577 г.), на ноябрь (1581 г.), на январь (1570— 1580-е гг.) в собрании М. П. Погодина в ОР РНБ [Рукописные книги собрания М. П. Погодина, с. 138-139, 142-143, 148-149, 152-153] 8 и Минея праздничная (1598/1599 г.) в собрании П. А. Овчинникова в РГБ [Усачев, с. 398] 9. В 1576 г. он сделал вклад в Спасский монастырь: «Лета 7084-го, при игумене Ионе Филатове Ржаникове, положил въкладу Федот Иванов сын Прыткого полтину денег» (л. 22). Рядом с этой записью на свободном месте несколько десятилетий спустя сделана приписка мелким скорописным почерком, также явно относящаяся к Федоту Прыткому: «Да лотку дал за рубль сто 21 г. [1612-1613] при келаре старце Илинархе и при священ -ноиноке Варсонофье и при казначее Венедикте». Следовательно, в период написания отмеченных выше рукописей Федот Прыткой был еще, судя по всему, совсем молодым человеком.
Василий Иванов Попов, священник Троицкой церкви в Каргополе, переписал в начале XVII в. Евангелие-тетр (КГИАХМ, КП 12861) — эта рукопись была дана им вкладом в Спасо-Каргопольский монастырь 6 августа 1624 г.10. Ниже во Вкладной записан еще один его вклад: «...дал к старому своему вкладу книгу Соборник три месяца март, да априль, да май» (л. 147 об.). К сожалению, отсутствует указание, печатной или рукописной была эта книга (вероятно, Пролог). За какую-то из книг Василий взял в монастыре «платья чернецкое» (л. 147 об.) 11. Таким образом, участие этих
8 Минеи на октябрь (собр. Погодина, № 504) и на ноябрь (№ 511) были написаны Федот-цем Ивановым на «волостные деньги», обе рукописи были «положены» прихожанами в церковь Рождества Богородицы и св. Георгия Великомученика в Хотенове.
9 О Федоте Прытком см. в этом издании и в других местах (по указателю имен: [Усачев, с. 492]).
10 См. запись во Вкладной: «Того же 132-го, августа 6 день... се вложился в дом Спасу и Пречистой в манастырь в Вастьянову пустыню священник Василей Иванов сын Троецкой ис Каргополя с посаду, а вкладом дал книгу Евангилие терто с печатной переводу за пять рублев» (л. 147 об.).
11 Троицкий поп Василий упоминается также в записи 1622 г. в рукописной Триоди постной и цветной (РГБ, собр. Рогожского кладбища, № 725, 1560-е гг.): «Лета 7130-го [1622] июня во 2 день сию книгу Треодь цветную и постную Треодь купил поп Нименской Никита Кондратьев в Каргополе у Троицкого попа Василья да у церковного старосты у Лазаря Шумилова и у всех прихожан.» (л. 644 об.).
писцов, особенно Василия Иванова, в изготовлении рукописных книг для Спасо-Каргопольского монастыря «на заказ» представляется вероятным.
Книжные вклады оставались одним из основных источников пополнения монастырской библиотеки и после составления описи 1581 г. Наиболее значимый для монастыря дар был сделан 27 декабря 1627 г. «великой старицей» Марфой Ивановной, матерью царя Михаила Федоровича: она пожертвовала в обитель «Евангелие напрестолнее, под черным бархатом с евангилисты, да ризы полотняные, да стихарь, да патрахиль, да поручи, да десять рублев денег» (Вкладная книга, л. 2). Марфа Ивановна делала щедрые вклады, в том числе книжные, и в другие обители (Юрьегорский, Яш-езерский, Вишерский, Благовещенский Кашинский, Алексеевский Угличский и другие монастыри) и приходские храмы (в Толвуе, Челмужах и др.). В 1837 г. это Евангелие было выслано в Петрозаводскую консисторию и в монастырь не вернулось [Срезневский, 1904а, с. 16] 12, в дальнейшем его следы затерялись13.
Большинство книжных вкладов XVII в. принадлежит, вероятно, жителям самого Каргополя и его округи: Никита Жуков дал «четырнатцать те-тратей Толкового Евангелия» (л. 40 об.), Пинай Киприянов — Апокалипсис (л. 41 об.), Федор Иосифов сын Порошин — «книгу Луку евангелиста писану в десть» (л. 101), Никита Федоров сын Булатов — «две книги: одну книгу Стихараль, а другую Ирмолой» (л. 129), Дружина Лаврентьев сын Белоусов — Триодь цветную, а его брат Иоаким Лаврентьев сын Белоусов — «две книги глаголемые Охтаи печатные, московская печать, новые» (л. 132), Никон Матфиев и его сын Семен «положили» «книгу Соборник — два месяца: сентябрь да октябрь» (л. 91) и т. д. Среди вкладчиков были и духовные лица: игумен Ошевенского монастыря Иосиф (1613—1639 гг.) [Строев, стб. 995] в 1615 г. «предал книгу печатную Апостол тетр, московская печать, за два рубля ценою» и «к старому своему вкладу три минеи мисечных месяца сентябрь, да месяц октябрь, да месяц априль» (л. 104). Постриженик Коже-озерского монастыря иеромонах Онуфрий (Ануфрей) в 1620 г. «дал вкладом
12 В. И. Срезневский пишет об этом со ссылкой на сообщение К. А. Докучаева-Баскова.
13 В монастырской описи 1902 г. Евангелие ошибочно числится как единственная «древность», по-прежнему находящаяся в Спасском монастыре: «Евангелие писчее, год не означен, обложено черным трипом, на верхней доске образ Распятия на красках; пожертвовано сие Евангелие (...) в 1628 году от государыни Великой старицы Марфы Ивановны» (ГААО, ф. 792, оп. 2, д. 5, л. 72). По сведениям В. И. Срезневского, за Евангелие, «положенное» Марфой Ивановной, в монастыре принимали упомянутое выше рукописное Евангелие, переписанное Василием Ивановым Поповым [Срезневский, 1904а, с. 16]. Но мнение это ошибочно, поскольку Евангелие Василия Иванова было его собственным вкладом; к тому же Евангелие инокини Марфы наверняка было печатное, и его описание во Вкладной отличается от описания Евангелия Василия Иванова.
две книги своего писма Лествицу да Симеона Новаго» (л. 133 об.) — обе книги отмечены в описи 1678 г. (см. о ней далее). В качестве вклада записано и изготовление переплетов: «Лета 7128 (1619) ноября в 8 день. вложися... ис Каргополя Предотечевской дияк Григорей Дмитриев сын прозвещем Мамай, а дал вкладом корову черну за три рубля, да тот же Григорей Дмитриев сын Мамай переплетал две книги Мении месечныя, месяц август да месяц декабрь» (л. 134). Для написания книг и делопроизводства требовалась бумага — во Вкладной встречаются записи и таких вкладов: «Кирьян Афо-насьев сын Опрелышей да Федор Иванов сын Дунай а вкладу дали в монастырь 3 стопы бумаги книжные.» (л. 68 об.).
Кроме общей монастырской библиотеки, в Спасо-Каргопольском монастыре книги находились и в личной собственности некоторых монахов. Так, в 1606 г. монастырь покинул игумен Кирилл, уехавший «по своей воле в свое обещанье в Палеостровской монастырь» — «со всем своим особ-ным животом, с книгами и з денгами, и с платьем» [Архив П. М. Строева, стб. 61].
Описание библиотеки Спасо-Каргопольского монастыря по описи 1678 г., хранившейся в самой обители, было опубликовано В. И. Срезневским [Срезневский, 1904а, с. 17-19], посетившим монастырь в 1902 г. Опись монастырского имущества 1678 г. была составлена при спасском игумене Моисее по указу новгородского митрополита Корнилия. Библиотека по-прежнему, как и в XVI в., находилась в Спасо-Преображенской церкви: «. за правым крыласом, сундук обит железом, а в нем книжная казна». Книги перечислены по формату («в десть», «в полдесть», «в четверть», «в осмину») и с последовательным указанием, с единичными пропусками, «печатная» книга или «писмянная». Сравнение книжного репертуара монастырской библиотеки по описям 1581 и 1678 гг. было предпринято М. С. Черкасовой [Черкасова, с. 248-253], однако ее наблюдения нуждаются в ряде случаев в корректировке. Всего в описи 1678 г. перечислено около 80 книг: примерно 30 из них — рукописные (в том числе одна «харатейная») 14. Таким образом, число книг по сравнению с 1581 г. увеличилось примерно на три десятка. Основу библиотеки по-прежнему составляли богослужебные книги, однако существенно расширился круг четьих памятников. В библиотеке в это время находились списки житий митрополита
14 М. С. Черкасова отмечает наличие около 70 книг, из которых рукописными являются 24 [Черкасова, с. 249]. Подсчет осуществлен, вероятно, по названиям книг, без учета того обстоятельства, что некоторые из них состоят из нескольких томов. В то же время число «54 книги» для 1581 г. исследовательница приводит по статье В. И. Иванова [Иванов, с. 114], который считал «по экземплярам».
Филиппа и Никодима Кожеозерского (в одном сборнике), Антония Сийско-го, Киево-Печерского патерика, Повести о Варлааме и Иоасафе, сочинений византийских богословов (Лествица Иоанна Синайского, Паренесис Ефрема Сирина, «книги» Исаака Сирина, Феодора Эдесского, Симеона Нового Богослова и др.), печатные книги: Житие Николая Мирликийского, Ефрем Сирин с аввой Дорофеем, Маргарит и др. Отмечены также три рукописных сборника, но без росписи их содержания. Печатные книги, вышедшие после церковной реформы патриарха Никона, включены в опись с указаниями: «новоправная», «новопечатная», «печатная новая», «новых выходов». Среди них — Скрижаль (М., 1655—1656) — сборник произведений, объяснявших и утверждавших церковные нововведения 1650-х гг.
Сколько книг сохранилось в монастыре в 1670-х гг. из старой библиотеки, описанной в 1581 г.? Составленная М. С. Черкасовой сравнительная таблица книг по их названиям из описей 1581 и 1678 гг. позволяет сделать два вывода: первый, о чем только что шла речь, — библиотека пополнилась новыми книгами, четьими и «новопечатными»; и второй — круг богослужебных книг остался прежним (с некоторыми изменениями в количестве отдельных видов книг), но по-другому быть и не могло. М. С. Черкасова попыталась отождествить и конкретные книги по двум описям: «молитвенник харатейный» (1581 г.) — «книга харатейная» (1678 г.); «Охтайцы на восмь гласов, в полдесть, в дву книгах» (1581 г.) — «Книга Иоанна Экзарха, в той же книге и осмочастник и иные повести писмянные» (1678 г.); «Устав монастырской» (1581 г.) — «Книга Иосифа Волоцкаго о монастырском строении писмянная» (1678 г.); рукописные Прологи в четырех книгах и «соборники четьи» в обеих описях. При этом М. С. Черкасова не обратила внимания на тот факт (он отмечен и в публикации В. И. Иванова [Иванов, с. 114]), что «Устав монастырский» вычеркнут из описи 1581 г. — это означает, что книга была продана и, следовательно, не могла упоминаться в описи 1678 г.
В то же время некоторые книги из описи 1581 г. могли быть включены в опись 1678 г. под другим названием. Так, М. С. Черкасова отмечает отсутствие в описи 1678 г. рукописной книги «Часы царские», упомянутой в 1581 г. Эта книга была дана вкладом в монастырь игуменом Иовом: «.Трои чясы царьские. Данье игумена Иева» (л. 37 об.). Редкий случай — во Вкладной книге приводится содержание этой рукописи: «Лета 7089 [1581], ген-варя в 21 день, игумен Иев с сыном своим Михайлом дал вкладу ко Спасу в дом и Пречистой Богородице книгу, а в ней писано: устав, трои часы царь-скые, да Страсти, да канун Ондрея Критцкаго, да житие Марии Египетцкые, да освящение церковное, да погребение священническое, да провоженье лету, да освященье августа в 1 день, да другое освящение генваря в 6 день,
да стихеры и канон в суботу мясопустную, да канон на Страстной неделе, да канун о дожде, да канун о ведре» (л. 31). Рукопись с таким составом статей вполне могла быть упомянута в описи 1678 г. как «соборник писмянный».
Таким образом, предельно краткое описание книг в монастырских описях не позволяет ответить на вопрос, какие именно книги из монастырской библиотеки конца XVI в. сохранялись в ней спустя столетие.
Следующая по времени составления известная нам опись монастырского имущества Строкиной пустыни датируется январем 1756 г.15 В ней перечислено около 70 книг, указание на тип книги — рукописная или печатная — приводится лишь в единичных случаях. Сопоставление с описью 1678 г. убеждает в том, что книжный репертуар за это время заметно поредел. Из монастыря почти полностью исчезли рукописные четьи книги (жития севернорусских святых, четьи сборники, Кцево-Печерский патерик, Повесть о Варлааме и Иоасафе, богословская классика — Лествица Иоанна Синайского, Паренесис Ефрема Сирина, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов и др.) и некоторые печатные (Житие Николая Мирликийского, Маргарит и др.). Вероятно, часть книг погибла в пожаре 1680 г.: «В 188 году (...) волею Божею Вастьянова пустыня и церковь с иконами и с книгами и со всею церковною утварью погорела»16. Некоторые книги могли быть проданы. Так, около 1745 г. дьякон Спасо-Преображенского монастыря Александр Иоаннов продал принадлежавшую монастырю Диоптру Виталия Дубенского (Ку-теин, 1654) каргопольцу Якиму Никифорову Холмову 1 7. К книгам, появившимся в монастыре после предшествующей описи, надежно можно отнести рукописный Маргарит, два Синодика, Праздники двунадесятые в полдесть нотные, «Обед душевный» Симеона Полоцкого (1681 г.), печатную Службу святым Захарии и Елизавете. Состав книг по описи 1756 г. вновь, как и в 1581 г., определялся в первую очередь целями богослужения.
Пополнение библиотеки началось во второй половине XVIII в., когда в монастырь стали передавать книги из приписанных к нему или закрытых
15 ОПИ ГИМ, ф. 450 (фонд Е. В. Барсова), д. 282. Книги записные Каргопольского Спасского монастыря, 1756 г.
16 ОПИ ГИМ, ф. 450 (фонд Е. В. Барсова), д. 701, л. 9. Сборник документов по истории церквей и монастырей Олонецкого края (копии XIX в.).
17 «Сию книгу своего дому Каргополскаго Спасова монастыря диакон Александр Иоаннов продал каргополцу Якиму Никифорову Холмову, а денги по договору взял все сполна полтора рубля, своероучно писал 1745 году генваря часа перваго дня, да и я продал, кому надоть» (ОРК РНБ, III. 7. 19ж, запись XVIII в. на л. 196) [Вознесенский, Николаев, с. 94]. Благодарим Ж. Л. Левшину за указание этого источника. Каргопольцу Якиму Никифорову Холмову принадлежал также рукописный сборник XVII в. с житиями Александра Свирского, Александра Ошевенского и другими текстами (КГИАХМ, КП 12871), о чем сообщается в записи на этой книге 1744 г. [Пигин, 2019, с. 20].
по реформе 1764 г. других каргопольских обителей. Так, во время одной из приписок Макарьевской Хергозерской пустыни к Спасо-Каргопольскому монастырю (скорее всего, в 1778 г.) библиотека последнего пополнилась списком Жития Александра Свирского 1630-х гг. с записью каргопольско-го священника Герасима Анфимова: «168 [1660] г. сия книга прислана из Александрова монастыря со Свери в Хергозерскую пустыню. Подписал поп Герасим Анфимов, аминь» (БАН, Каргопольское собр., № 10, л. 132 об.). В конце XIX в. эту рукопись в библиотеке Спасо-Каргопольского монастыря видел К. А. Докучаев-Басков [Докучаев-Басков, 1890Ь, с. 799], а в 1902 г. — В. И. Срезневский [Срезневский, 1904а, с. 17]. В 1965 г. она была обнаружена и приобретена сотрудниками БАН в ходе каргопольской археографической экспедиции [Бубнов, Копанев, с. 202].
В 1760-х гг. имущество упраздненного Кожеозерского монастыря было разделено между Александро-Свирским и Спасо-Каргопольским монастырями. При этом последнему достались следующие книги из Кожеозерской обители: «Книг печатных: в десть: Евангелие в простом переплете, Апостол один, Устав один, 3 Треоди цветных, Псалтирей малых 2, Менея месячная за июль месяц, 2 Псалтири со воследованием, Триодь постная в двух книгах, книга Жезл Правления, 2 книги Иоасафа царевича, книга Евангелие тран-клион; в полдесть: Служебников 7, 2 Псалтири, 1 Ермологий со Свяцы, аввы Дорофея; в четверть: великомученицы Екатерины; книга межевая; писмян-ных книг 13, в десть, в том числе книга вкладная; полудестевых и четвертных пищих книг 50, в том числе печатных 7» [Докучаев-Басков, 1886, с. 290]. Упомянутая здесь Вкладная книга Кожеозерского монастыря хранится в настоящее время в Государственном Эрмитаже [Косцова].
Похожая участь постигла и библиотеку закрытого по реформе 1764 г. Пахомиева Кенского монастыря: 49 книг остались в приходе, созданном на месте упраздненного монастыря, а 45 книг были переданы в Спасо-Преоб-раженский каргопольский монастырь [Докучаев-Басков, 1887, с. 512—513].
В XVIII в. сохранялась и традиция вкладов и дарений. В 1777 г. игуменья Успенского женского монастыря Каргополя Ирина завещала на смертном одре: «Книг печатных, именно: Псалтирь со воследованием, Канонник киевской печати, канон Казанской Богородице писчей с протчими последовании, Алфавит духовный, печатной — оные книги отдать в Спаский монастырь» [Докучаев-Басков, 1890а, с. 258].
Описи книжного собрания были составлены в монастыре в 1870 и 1890 гг. Разыскать их не удалось, но об этой работе свидетельствуют сохранившиеся записи на первых листах дошедших до нас книг: «Казенная Спасо-Каргопольского монастыря», «Из библиотеки Каргопольского Спасского
монастыря», «Из Спасского монастыря» — с номерами по описи и датами. В 1902 г. находившиеся в то время в монастыре книги отметил В. И. Срезневский: Евангелие Василия Иванова Попова начала XVII в., список Жития Александра Свирского XVII в. с записью о принадлежности рукописи Хергозерскому монастырю, Синодик XVII в., два экземпляра описной книги монастыря 1663 и 1678 гг., а также пять старопечатных книг — Трефолой 1637 г., Евангелия 1698 и 1677 гг., Евангелие толковое 1681 г. и Обед душевный 1681 г. [Срезневский, 1904а, с. 15-19]. В действительности, согласно монастырской описи 1902 г., в монастыре в это время находилось около ста книг, но остальные — печатные книги XVIII—XIX вв.18 — вероятно, не представляли, с точки зрения В. И. Срезневского, ценности. В 1902 г. в монастыре еще хранился «старинный архив документов с XVI по XVIII в.» [Срезневский, 1904а, с. 15].
***
К настоящему времени в государственных хранилищах удалось выявить 35 рукописных и печатных книг, принадлежавших в разные годы библиотеке Спасо-Каргопольского монастыря.
Основная часть этих книг (6 рукописей, 20 книг кириллической печати и 2 книги гражданской печати) находится в КГИАХМ, куда они поступили вместе с иконами и антиминсами в ноябре 1924 г. из монастыря после его закрытия. В составленной по результатам этой передачи описи сообщается суммарно о книгах «разного содержания, 49 штук», отдельно записаны три Евангелия («времен царя Петра Алексеевича, (...) Федора Алексеевича, Евангелие рукописное (...) работа Василия Иванова сына Попова кар-гопольца») 19. Здесь же упомянут «сундучок деревянный, новейшей работы с рукописями (в большинстве истлевшими и разорванными)»20.
Евангелие Василия Иванова Попова, священника Троицкой церкви в Каргополе, начала XVII в. (20, 430 л.) интересно как работа местного писца (КП 12861). Оно написано крупным полууставом, содержит нераскрашен-ные заставки старопечатного стиля и четыре миниатюры с изображением евангелистов, запись на последних листах выполнена самим писцом: «Слава и благодарение Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу, и Пречистей Его Матери, и всем святым возсылаем, давшему книгу сию написати и спо-добльшему соврьшити ю в художестве и трудех непотребнаго и многогреш-наго раба священноиерея и служителя святыя и живоначальныя Троица
18 ГААО, ф. 792, оп. 2, д. 5, 6 (Опись имущества Спасо-Преображенского монастыря, 1902 г.).
19 ГААО, ф. 5239 (Каргопольский музей), оп. 1, д. 2 (Описи Каргопольского местного музея памятников старины и искусства, 1923-1924 гг.), л. 69.
20 Там же.
попа Василиа Иванова сына Попова, каргополца, трудившагося о Господе. Аминь. Слава свершителю Богу, свершающему всяко дело благо, начало благо, конец благопотребен» (л. 429 об.—430) 21.
Самой ранней рукописью из монастыря в собрании музея является богослужебный сборник-конволют (80, 349 л.) середины—второй половины XVI в., включающий последования служб и каноны отдельным праздникам и святым, песнопения из Октоиха и другие тексты (КП 12866). На листах 86—104 здесь читается запись: «Лета 7214-го [1706] года июля в 25 день тщание и радение многогрешнаго и непотребнаго раба Иякова Симонова сына Трапезниковых, отдал сию богодухновенную книгу, глаголемую Канонник, во обитель Всемилостивуму Спасу по родителех своих ради поминовения, помянуть за упокой Симона и Ксени(ю), а подписал Яков своею рукою» (КП 12866).
В собрании КГИАХМ хранятся также два монастырских синодика-по-мянника. Один из них (КП 12850) датируется второй половиной XVII в., но содержит и записи более позднего времени, вплоть до середины XIX в. Другой синодик (КП 12838) составлялся в XVIII—XIX вв. После поминаний вселенских патриархов, русских иерархов, князей и царей в обоих синодиках следуют перечисления имен «создателей святой обители сей» (начинается именем Вассиана Строкинского) и монашествующих, далее — вкладчиков из самого Каргополя и его округи и из более отдаленных мест [Пигин, Стари-цын, с. 182—191 (воспроизведение отдельных листов из синодиков)].
Среди книг кириллической печати наиболее ценными являются Тре-фологион (М., 1637), данный в монастырь вкладом митрополитом Великого Новгорода и Великих Лук Корнилием (КП 12748), и Евангелие (М., 1677) — вклад каргопольца Семена Еуплова Киприянова (КП 12751). Вторая из этих книг — Евангелие 1677 г. — упоминается во Вкладной книге Спасо-Каргопольского монастыря среди других вкладов, которые братья Киприяновы — Андрей, Евфимий и Семен — «положили» в эту обитель в 1674—1682 гг. в память о своем отце Евпле (в иночестве Ефреме) Киприя-нове. Киприяновы были богатыми купцами, одалживавшими значительные суммы Соловецкому монастырю, отважными мореходами, не боявшимися свирепых северных морей, городскими управителями, распределявшими налоги среди горожан, любознательными книгочеями, собиравшими книжные сокровища, благотворителями, жертвовавшими в храмы и монастыри земли, деньги, книги, иконы. Представитель этого рода Второй (Евпл) Кузьмин
21 Рукопись неоднократно упоминалась в литературе; см., например: [Алексеева, Амосов, Морозов, с. 155]; [Пигин, Старицын, с. 194-197 (воспроизведение отдельных листов)].
сын в 1648-1649 гг. присутствовал в качестве выборного делегата на Земском соборе в Москве, на котором было принято Соборное уложение 1649 г. В 1653 г. он принял постриг в Соловецком монастыре с именем Ефрема, участвовал в борьбе партий накануне восстания монастыря против церковной реформы, был выслан в Ошевенский монастырь, умер в Спасо-Пре-ображенском монастыре Каргополя в 1674 г. [Пигин, Старицын, с. 182— 183] 22. На помин его души сыновья Ефрема дали в монастырь иконы Сергия Радонежского (видение им Св. Троицы) и Рождества Богородицы, серебро, книги, предметы церковной утвари и одежды. Хранящееся в КГИАХМ Евангелие 1677 г. записано во Вкладной под 1680 г.: «188-м году Семен Еуплов дал в дом Спасов вкладом Евангелие напрестолное печатное в десть, а поволока бархатная, евангелисты и застешки серебряные» (л. 191 об.). В самом же Евангелии сделана следующая полистная запись: «Лета 7187 [1679] году месяца майя в день в дом Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Рожества Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии положил сие святое Евангелие ради своего душевнаго спасения и родителей своих помяновения каргополец посадской человек Семен Еуплов Киприяновых вкладом за семь рублев» (л. 25-52).
Остальные печатные книги из монастыря в собрании КГИАХМ датируются XVIII—XIX вв., в большинстве из них имеется запись XIX в. «Казенная Спасо-Каргопольского монастыря» или оттиск штампа «Каргопольского Спасо-Преображенского монастыря». Книга «Жезл правления» Симеона Полоцкого (М., 1752) была пожертвована в монастырь петербургской мещанкой вдовой Вассою Саввичной Уральцевой в 1842 г. Четвертый том «Истории российской иерархии» Амвросия (Орнатского) (М., 1812) был дан вкладом «стариком Ефимом и сыном его Иваном Копчиковым в вечное поминовение их в Спасо-Каргопольский монастырь». Евангелие 1896 г., в медном окладе, содержит запись: «Жертвовано от семейства Алексея, Александры и чад их млад. Марии, Димитрия, Николая Ладыгина, ноября 23 дня 1899 года». Таким образом, традиция дарения книг монастырю сохранялась, по крайней мере, до рубежа XIX-XX вв.
Отдельные рукописи и печатные книги, принадлежавшие Спасо-Пре-ображенскому монастырю, имеются и в других хранилищах. Выше уже упоминались список Жития Александра Свирского из Каргопольского собрания БАН и печатная Диоптра Виталия Дубенского в ОРК РНБ.
Владельческие записи в рукописном Маргарите конца XVI — начала XVII в. (НАРК, ф. 889, оп. 1, д. 23) позволяют проследить судьбу книги
22 Сведения о Киприяновых в этой статье принадлежат А. Н. Старицыну.
с 20-х гг. XVII в. до второй половины XIX в. [Памятники книжной старины, с. 25, 78—80]. До 1626 г. рукопись принадлежала ростовскому попу Панте-лею Корытову, затем была продана в Ярославль. Запись 1674 г. сообщает о продаже книги ярославским попом Павлом жителю Каргополя Лаврентию Иродионову 23. В свою очередь, Лаврентий Иродионов передал рукопись в Каргопольский Спасо-Преображенский монастырь — скорее всего, после составления монастырской описи 1678 г., поскольку в ней она не упоминается 24. В 1794 г. эту рукопись читал послушник Спасо-Каргопольского монастыря Иван Андреевич Кириллов (1776—1850), который впоследствии принял постриг под именем Иллариона, в 1807—1823 гг. являлся строителем Коневского монастыря, а в 1823—1850 гг. — архимандритом Тихвинского монастыря, был автором многих сочинений духовной тематики [О. А. М.] 25.
Полистная запись второй половины XVII в.: «Сия книга Каргополска-го Спасова монастыря» — читается по нижним листам (л. 1—5) Толкового Евангелия от Луки XVI в., хранящегося в собрании епископа Амфилохия (Сергиевского) в РГБ (ф. 7, № 10).
В середине — второй половине XIX в. в библиотеке Спасо-Преоб-раженского монастыря хранилось Евангелие-тетр, переписанное в конце XVII в. царевной Софьей Алексеевной (ныне: ИРЛИ, Карельское собр., № 241). История поступления этой рукописи в монастырь точно не известна. По предположению В. И. Срезневского, Евангелие могло быть прислано в монастырь в конце 1830-х — 1840-х гг. вместо взятого в Петрозаводскую консисторию в 1837 г. печатного Евангелия Марфы Ивановны [Срезневский, 1904а, с. 16]. На рубеже XIX—XX вв. Евангелие царевны Софьи было передано в петрозаводский Братский Назарьевский дом для созданного при нем по инициативе епископа Назария (Кириллова) древлехранилища, см.: [Срезневский, 1904а, с. 16]; [Срезневский, 1904Ь, с. VIII] 26. После войны
23 Имя каргопольца Лаврентия Иродионова (Корнашева) встречается в каргопольских документах XVII в. В 1670 г. из его дома шел крестный ход в каргопольскую Владимирскую церковь, прихожане несли принадлежавшие ему иконы Спаса, Климента папы римского и мученика Лаврентия. В 1676 г. Лаврентий Иродионов хлопотал о строительстве в Каргополе деревянной церкви в честь свв. Климента и Лаврентия [Докучаев-Басков, 1900, с. 12, 15-16].
24 В описи 1756 г. она отмечена: «Маргарит в десть письменной» (ОПИ ГИМ, ф. 450 (фонд Е. В. Барсова), д. 282. Книги записные Каргопольского Спасского монастыря, 1756 г., л. 22 об.).
25 Имя Иллариона упоминается еще в одной рукописи из Спасо-Преображенского монастыря — в «Полезных напоминаниях иноку». Запись в ней свидетельствует: «Пожертвовано отцом архимандритом Иларионом Тихвинским 1846 г. 22 октября иеромонаху Аврамию в бытность там на месте» (КГИАХМ, КП 12840).
26 В литературе встречаются также сведения о том, что в 1887 г. олонецкий губернатор Г. Г. Григорьев обратился к епархиальному начальству с просьбой о передаче Евангелия Софьи
1941-1945 гг. Евангелие оказалось каким-то образом в библиотеке Петрозаводского государственного университета, а в 1954 г. вошло в состав созданного в том же году Карельского собрания рукописей ИРЛИ [Древнерусские рукописи, с. 39]. О каргопольском периоде в истории этой книги напоминают записи в ней: «Каргопольскаго Спасо-Преображенскаго монастыря казенная. По главной описи, составленной в 1870 году, №» (л. 1 и несколько полистных записей); «Принадлежит Каргопол. монастырю.
Епископ Палладий. 1879, генв. 14 д.» (л. 3, 458 об.).
***
Итак, библиотека Спасо-Преображенского монастыря в Каргополе может быть отнесена по своему объему к числу небольших для севернорусских обителей. Количество книг в ней, по дошедшим до нас источникам, колебалось в разные периоды от 54 (опись 1581 г.) до 200 или чуть больше (с учетом переданных в 1760-х гг. из других монастырей). Основу библиотеки составляли богослужебные книги. Заметное увеличение четьих книг в описи 1678 г., возможно, объясняется заботой о библиотеке игумена Евфимия — покровителя старообрядцев, книжника, автора единственного известного сегодня литературного произведения, созданного в стенах монастыря. Состав библиотеки постоянно менялся, особенно значительно — в XVIII в. Из всех книжных собраний каргопольских обителей библиотека Спасо-Преоб-раженского монастыря сохранилась до наших дней наиболее полно.
Литература
Алексеева, Амосов, Морозов — Алексеева М. Ю., Амосов А. А., Морозов В. В. Археографические поиски и находки 1979 г. // Книготорговое и библиотечное дело в России в XVII — первой половине XIX в. Л.: БАН СССР? 1981. С. 144-158.
Амвросий (Орнатский) — Амвросий (Орнатский), архимандрит. История российской иерархии. М., 1812. Ч. 4. 887, V с.
Архив П. М. Строева — Архив П. М. Строева / Под ред. С. Ф. Платонова и М. Г. Кур-дюмова. Пг.: Изд. Имп. Археографической комиссии, 1917. Т. 2. [6], LXII с., 1342 стб. (Русская историческая библиотека; Т. 35).
Брещинский — Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерусская книжность: по материалам Пушкинского Дома. Л.: Наука, 1985. С. 62-107.
Бубнов, Копанев — Бубнов Н. Ю., Копанев А. И. Отчет об археографической экспедиции Библиотеки АН СССР 1965 г. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги БАН СССР! М.; Л.: Наука, 1966. С. 199-205.
в Олонецкий музей [О деятельности тайного советника Григорьева, с. 52] и что в Братский На-зарьевский дом Евангелие Софьи было передано в 1901 г. князем Н. А. Волконским, служившим в Петрозаводске помощником воинского начальника [От Главного совета, с. 230]. Проверить достоверность этих сообщений пока не удалось.
Вознесенский, Николаев — Вознесенский А. В., Николаев Н. В. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта ХУ1—ХУШ веков из собрания Отдела редких книг Российской национальной библиотеки. СПб.: РНБ, 2019. Вып. 2: 1601-1654 гг. 212 с.
Докучаев-Басков, 1886 — Докучаев-Басков К. А. Кожеозерский монастырь. СПб., 1886. 25 с. (Христианское чтение. 1886. № 1-2. С. 266-291. [Отд. отт.]).
Докучаев-Басков, 1887 — Докучаев-Басков К. А. Кенский монастырь, Пахомьева пустыня // Христианское чтение. 1887. № 9-10. С. 477-517.
Докучаев-Басков, 1890а — Докучаев-Басков К. А. Пустынь Иоанна Волосатого. Карго-польский Успенский женский третьеклассный монастырь // Христианское чтение. 1890. № 1-2. С. 239-278.
Докучаев-Басков, 1890Ь — Докучаев-Басков К. А. Макарьевская Хергозерская пустынь // Христианское чтение. 1890. № 11-12. С. 787-814.
Докучаев-Басков, 1900 — Докучаев-Басков К. А. Церковно-приходская жизнь в городе Каргополе в ХУ1-Х1Х веках. М., 1900. 43 с.
Докучаев-Басков, 1914-1915 — Докучаев-Басков К. А. «Строкина пустыня» и ее чернецы (опыт исследования жизни монашествующих) // Известия Общества изучения Олонецкой губернии. 1914. № 3-8; 1915. № 1-4.
Древнерусские рукописи — Древнерусские рукописи Пушкинского Дома (обзор фондов) / Сост. В. И. Малышев. М.; Л.: Наука, 1965. 230 с.
Иванов — Иванов В. И. Каргопольский Спасо-Преображенский монастырь (Васьяно-ва Строкина пустынь) в ХУ1-ХУ11 веках // ХУ11 век в истории и культуре Русского Севера: к 400-летию отражения осады польско-литовских интервентов защитниками Каргопольской крепости: Материалы Х11 Каргопольской науч. конф. Каргополь, 2012. С. 112-124.
Карбасова — Карбасова Т. Б. Библиотека Кирилло-Новоезерского монастыря ХУ1-первой половины ХУ11 в. // Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность: Сб. ст. в честь В. К. Зиборова. СПб.: Наука, 1997. С. 27-36.
Каргопольский Спасо-Преображенский мужской монастырь — Каргопольский Спа-со-Преображенский мужской монастырь (ХУ1 в. — 1920 г.) // Монастыри Архангельского Севера: Х1У-ХХ1 вв. / Сост. Т. А. Санакина. Вологда: А. В. Киселев, 2017. С. 440-446.
Кожевникова — Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине ХУ111 — начале Х1Х в. Петрозаводск: Изд-во Спасо-Киж-ского патриаршего подворья, 2009. 301 с.
Косцова — Косцова А. С. Вкладная книга Кожеозерского монастыря: В 2 кн. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. Кн. 1: Факсимильное воспроизведение рукописи. 359 с.; Кн. 2: Вступ. ст., текст, комментарии. 247 с.
Кукушкина — Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры ХУ1-ХУ11 веков. Л.: Наука, 1977. 222 с.
Материалы для истории Олонецкой епархии — Материалы для истории Олонецкой епархии: Акты, хранящиеся в Каргопольском Христорождественском соборе (1714 г.) // Олонецкие губернские ведомости. 1877. № 93. С. 1074-1075; № 95. С. 1095-1097.
О деятельности тайного советника Григорьева — О деятельности тайного советника Григорьева в его управление Олонецкою губерниею (1870-1887). Петрозаводск, 1887. IV 57 с.
О. А. М — О. А. М. Очерк жизни бывшего Коневского строителя и Тихвинского архимандрита отца Иллариона. СПб., 1861. 35 с.
От Главного совета — От Главного совета Александро-Свирского братства // Олонецкие епархиальные ведомости. 1901. № 7-8. С. 229-230.
Памятники книжной старины — Памятники книжной старины Русского Севера: Коллекции рукописей Х^ХХ веков в государственных хранилищах Республики Карелия / Сост., отв. ред. и автор предисл. А. В. Пигин. СПб.: Дмитрий Бу-ланин, 2010. 608 с.
Пигин, 2009 — Пигин А. В. Неизвестный фрагмент сочинения К. А. Докучаева-Баско-ва «„Строкина пустыня" и ее чернецы» // Уездные города России: историко-культурные процессы и современные тенденции. Каргополь: КГИАХМ, 2009. С. 242-257.
Пигин, 2014 — Пигин А. В. Кирилл Челмогорский // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2014. Т. 34. С. 342-346.
Пигин, 2019 — Пигин А. В. Сочинения о св. Александре Ошевенском в рукописях из монастырей, церквей и личных библиотек Каргополья // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 2 (179). Февраль. С. 18-24.
Пигин, Романенко — Пигин А. В., Романенко Е. В. Вассиан Строкинский // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. Т. 7. С. 266-267.
Пигин, Старицын — Пигин А. В., Старицын А. Н. Каргополь: Книги и рукописи // Каргопольское путешествие: Семь маршрутов по севернорусской земле с Каргопольским историко-архитектурным и художественным музеем. М.: Программа «Первая публикация» некоммерческой благотворительной организации «Благотворительный фонд В. Потанина», 2014. С. 182-203.
Полетаева — Полетаева Е. А. Библиотека Кожеозерского монастыря (вопросы реконструкции) // Современные проблемы археографии: Сб. ст. по материалам конф., проходившей в Библиотеке РАН 25-27 мая 2010 г. СПб.: БАН, 2011. С.138-152.
Рукописные книги собрания М. П. Погодина — Рукописные книги собрания М. П. Погодина: Каталог. СПб., 1992. Вып. 2. 304 с.
Рыжова — Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского. Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ 2000. 371 с.
Сапожникова — Сапожникова О. С. Из истории раннего старообрядчества: неизвестная рукопись 1660-х гг. каргопольской Строкиной пустыни // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописей БАН. Вып. 8 (в печати).
Срезневский, 1904а — Срезневский В. И. Отчет Отделению русского языка и словесности Императорской Академии наук о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губернии (июнь 1902 г.). СПб., 1904. IV 309 с.
Срезневский, 1904Ь — Срезневский В. И. Поездка в Петрозаводск и Заонежье (июнь 1903 г.). СПб., 1904. 18 с.
Старицын — Старицын А. Н. Прение о вере в Каргополе // Святые и святыни северорусских земель: (По материалам VII науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 175-181.
Строев — Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. X е., 1056, 68 стб.
Усачев — Усачев А. С. Книгописание в России XVI века: По материалам датированных выходных записей. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2018. Т. 2. 524 с.
Черкасова — Черкасова М. С. К изучению церковно-монастырских книжных собраний на Севере России XVI—XVII вв. // Актуальные проблемы изучения и сохранения архитектурно-градостроительного наследия исторических поселений: Сб. ст. по материалам 13-й Междунар. науч.-практ. конф., г. Каргополь, Архангельская обл. М.; Каргополь: Каргопольский музей, 2016. С. 241-253.
Шибаев — Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века: исто-рико-кодикологическое исследование. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2013. 479 с.
References
Alekseeva, M. Yu., Amosov, A. A., Morozov, V V (1981). Arkheograficheskie poiski i nakhodki 1979 goda', in: Knigotorgovoe i bibliotechnoe delo v Rossii v XVII — pervoi polovine XIX veka. Leningrad: BAN SSSR, 144-158.
Amvrosii (Ornatskii), arkhimandrit (1812). Istoriya rossiiskoi ierarkhii. Moscow. Chast' 4, 887,
V p.
Arkhiv P. M. Stroeva (1917). Petrograd: Izdanie Imperatorskoi Arkheograficheskoi komissii. Vol. 2, [6], LXII p., 1342 stb. (Russkaya istoricheskaya biblioteka; Vol. 35).
Breshchinskii, D. N. (1985). 'Zhitie Korniliya Vygovskogo Pakhomievskoi redaktsii (teksty)', in: Drevnerusskaya knizhnost': po materialam Pushkinskogo Doma. Leningrad: Nauka, 62-107.
Bubnov, N. Yu., Kopanev, A. I. (1966). 'Otchet ob arkheograficheskoi ekspeditsii Biblioteki AN SSSR 1965 goda', in: Materialy i soobshcheniya po fondam Otdela rukopisei i redkoi knigi BAN SSSR. Moscow, Leningrad: Nauka, 199-205.
Cherkasova, M. S. (2016). 'K izucheniyu tserkovno-monastyrskikh knizhnykh sobranii na Severe Rossii XVI-XVII vekov', in: Aktual'nye problemy izucheniya i sokhraneniya arkhitekturno-gradostroitel'nogo naslediya istoricheskkh poselenii. Sbornk statei po materialam 13. Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Gorod Kargopol', Arkhangel'skaya oblast. Moscow, Kargopol': Kargopol'skii muzei, 241-253.
Dokuchaev-Baskov, K. A. (1887). 'Kenskii monastyr', Pakhom'eva pustynya', Khristianskoe chtenie, 9-10, 477-517.
Dokuchaev-Baskov, K. A. (1886). Kozheozerskii monastyr'. Sankt-Peterburg, 25 p. (Khristianskoe chtenie. 1886, 1-2, 266-291. Otdel'nyi ottisk).
Dokuchaev-Baskov, K. A. (1890). 'Makar'evskaya Khergozerskaya pustyn'', Khristianskoe chtenie, 11-12, 787-814.
Dokuchaev-Baskov, K. A. (1890). 'Pustyn' loanna Volosatogo. Kargopol'skii Uspenskii zhenskii tret'eklassnyi monastyr'', Khristianskoe chtenie, 1-2, 239-278.
Dokuchaev-Baskov, K. A. (1914, 1915). '"Strokina pustynya" i ee chernetsy (opyt issledovaniya zhizni monashestvuyushchikh)', in: Izvestiya Obshchestva izucheniya Olonetskoi gubernii, 1914, 3-8; 1915, 1-4.
Dokuchaev-Baskov, K. A. (1900). Tserkovno-prkhodskaya zhizn' v gorode Kargopole vXVI-XIX vekakh. Moscow, 43 p.
Ivanov, V I. (2012). 'Kargopol'skii Spaso-Preobrazhenskii monastyr' (Vas'yanova Strokina pustyn') v XVI-XVII vekakh', in XVII vek v istorii i kul'ture Russkogo Severa: k 400-letiyu otrazheniya osady pol'sko-litovskikh interventov zashchitnikami
Kargopol'skoi kreposti. Materialy XII Kargopol'skoi nauchnoi konferentsii. Kargopol', 112-124.
Karbasova, T. B. (1997). 'Biblioteka Kirillo-Novoezerskogo monastyrya XVI — pervoi poloviny XVII veka', in: Opytypo istochnikovedeniyu. Drevnerusskaya knizhnost'. Sbornik statei v chest' V. K. Ziborova. Sankt-Peterburg: Nauka, 27-36.
Kostsova, A. S. (2008). VkladnayaknigaKozheozerskogomonastyrya. 2 Vols. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha. Vol. 1. Faksimil'noe vosproizvedenie rukopisi. 359 p. Vol. 2. Vstupitel'naya stat'ya, tekst, kommentarii. 247 p.
Kozhevnikova, Yu. N. (2009). Monastyri i monashestvo Olonetskoi eparkhii vo vtoroi polovine XVIII — nachale XIX veka. Petrozavodsk: Izdatel'stvo Spaso-Kizhskogo patriarshego podvor'ya, 301 p.
Kukushkina, M. V (1977). Monastyrskie biblioteki Russkogo Severa. Ocherkipo istorii knizhnoi kul'tury XVI-XVII vekov. Leningrad: Nauka, 222 p.
Malyshev, V I., ed. (1965). Drevnerusskie rukopisi Pushkinskogo Doma (obzor fondov). Moscow, Leningrad: Nauka, 230 p.
'Materialy dlya istorii Olonetskoi eparkhii. Akty, khranyashchiesya v Kargopol'skom Khristorozhdestvenskom sobore (1714 god)', Olonetskie gubernskie vedomosti, 1877, 93, 1074-1075; 95, 1095-1097.
O deyatel'nosti tainogo sovetnika Grigor'eva v ego upravlenie Olonetskoyu gubernieyu (1870-1887). (1887). Petrozavodsk, IV 57 p.
O. A. M. (1861). Ocherk zhizni byvshego Konevskogo stroitelya i Tikhvinskogo arkhimandrita ottsa Illariona. Sankt-Peterburg, 35 p.
'Ot Glavnogo soveta Aleksandro-Svirskogo bratstva', Olonetskie eparkhial'nye vedomosti, 1901, 7-8, 229-230.
Pigin, A. V (2014). 'Kirill Chelmogorskii', in: Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 34, 342-346.
Pigin, A. V (2009). 'Neizvestnyi fragment sochineniya K. A. Dokuchaeva-Baskova "„Strokina pustynya" i ee chernetsy", in: Uezdnye goroda Rossii: istoriko-kul'turnye protsessy i sovremennye tendentsii. Kargopol': Kargopol'skii gosudarstvennyi istoriko-arkhitekturnyi i khudozhestvennyi muzei, 242-257.
Pigin, A. V (2019). 'Sochineniya o svyatom Aleksandre Oshevenskom v rukopisyakh iz monastyrei, tserkvei i lichnykh bibliotek Kargopol'ya', in: Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Petrozavodsk, 2 (179), fevral', 18-24.
Pigin, A. V, Romanenko, E. V (2004). 'Vassian Strokinskii', in: Pravoslavnaya entsiklopediya.
Moscow, Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya". Vol. 7, 266-267.
Pigin, A. V, Staritsyn, A. N. (2014). 'Kargopol'. Knigi i rukopisi', in: Kargopol'skoe puteshestvie: Sem' marshrutovpo severnorusskoizemle s Kargopol'skim istoriko-arkhitekturnym i khudozhestvennym muzeem. Moscow: Programma "Pervaya publikatsiya" nekommercheskoi blagotvoritel'noi organizatsii "Blagotvoritel'nyi fond V Potanina", 182-203.
Pigin, A. V, ed. (2010). Pamyatniki knizhnoi stariny Russkogo Severa. Kollektsii rukopisei XV-XX vekov v gosudarstvennykh khranilishchakh Respubliki Kareliya. Sankt-Peterburg: Dmitrii Bulanin, 608 p.
Poletaeva, E. A. (2011). 'Biblioteka Kozheozerskogo monastyrya (voprosy rekonstruktsii)', in: Sovremennye problemy arkheografi. Sbornik statei po materialam konferentsii,
prokhodivshei v Biblioteke Rossiiskoi akademii nauk 25-27 maya 2010 goda. Sankt-Peterburg: Biblioteka Rossiiskoi akademii nauk, 138-152.
Rukopisnye knigi sobraniya M. P. Pogodina. Katalog. (1992). Sankt-Peterbur, 2, 304 p.
Ryzhova, E. A. (2000). Antonievo-Siiskii monastyr'. Zhitie Antoniya Siiskogo. Knizhnye tsentry Russkogo Severa. Syktyvkar: Izdatel'stvo Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, 371 p.
Sanakina, T. A., ed. (2017). 'Kargopol'skii Spaso-Preobrazhenskii muzhskoi monastyr' (XVI vek — 1920 god)', in: Monastyri Arkhangel'skogo Severa: XIV-XXI veka. Vologda: A. V Kiselev, 440-446.
Sapozhnikova, O. S. 'Iz istorii rannego staroobryadchestva: neizvestnaya rukopis' 1660-kh godov kargopol'skoi Strokinoi pustyni', in: Materialy i soobshcheniya po fondam otdela rukopisei Biblioteki Rossiiskoi akademii nauk. 8 (v pechati).
Shibaev, M. A. (2013). Rukopisi Kirillo-Belozerskogo monastyrya XV veka: istoriko-kodikologicheskoe issledovanie. Moscow, Sankt-Peterburg: Al'yans-Arkheo, 479 p.
Sreznevskii, V I. (1904). Otchet Otdeleniyu russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoi Akademii nauk o poezdke v Olonetskuyu, Vologodskuyu i Permskuyu gubernii (iyun' 1902 goda). Sankt-Peterburg, IV 309 p.
Sreznevskii, V I. (1904). Poezdka v Petrozavodsk i Zaonezh'e (iyun' 1903 goda). Sankt-Peterburg, 18 p.
Staritsyn, A. N. (2002). 'Prenie o vere v Kargopole', in: Svyatye i svyatyni severorusskikh zemel'. Kargopol', 175-181.
Stroev, P M. (1877). Spiski ierarkhov i nastoyatelei monastyrei Rossiiskoi tserkvi. Sankt-Peterburg, X p., 1056, 68 stb.
Usachev, A. S. (2018). Knigopisanie v Rossii XVI veka. Po materialam datirovannykh vykhodnykh zapisei. Moscow, Sankt-Peterburg: Al'yans-Arkheo. Vol. 2, 524 p.
Voznesenskii, A. V, Nikolaev, N. V (2019). Katalog belorusskikh izdanii kirillovskogo shrifta XVI-XVIII vekov iz sobraniya Otdela redkikh knig Rossiiskoi natsional'noi biblioteki. Sankt-Peterburg: Rossiiskaya natsional'naya biblioteka. Vol. 2, 1601-1654 gody, 212 p.