Научная статья на тему 'Библиотеки архиерейских домов конца XVII — начала XVIII в.: к постановке проблемы'

Библиотеки архиерейских домов конца XVII — начала XVIII в.: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
книжность / описания библиотек / рукописные книги / старопечатные книги / Коломенский архиерейский дом / Суздальский архиерейский дом / переписные книги / booklore / library registers / manuscripts / early printed books / Bishop’s House of Kolomna / Bishop’s House of Suzdal / inventory registers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдов Матвей Ильич, Шамина Ирина Николаевна

На фоне библиотечных собраний ведущих русских монастырей, которые уже давно и хорошо известны исследователям, книжные коллекции архиерейских домов, отраженные в описаниях конца XVII — начала XVIII в., вплоть до настоящего времени остаются крайне слабо изученным культурным феноменом петровской эпохи. Обращение к обозначенной теме на материалах переписных книг 1701 г. Коломенской и Суздальской кафедр наглядно продемонстрировало присущий данной группе источников значительный потенциал в деле реконструкции жанрового репертуара и наличного состава архиерейских библиотек и, в определенной степени, путей их эволюции. В этом плане показательное значение приобретают сделанные авторами работы наблюдения и выводы о принципиальном типологическом сходстве книжных собраний при архиерейских домах и в крупных монастырях, и, как следствие, о развитии тех и других в рамках единого культурного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Libraries at Bishops’ Houses in the Late 17th and Early 18th Century: defining the research Problem

In comparison to monastic book collections in Russia at the turn of the 18th century, the ones that have been described in papers of bishops’ houses still remain a poorly understood cultural phenomenon of Peter the Great era. Dated back to 1701, inventory registers of Kolomna and Suzdal bishops’ houses showed clearly the significant capacity of that kind of primary source for studying Cathedral library holdings, their genre repertoire and, to a certain extent, the path of development. In this regard, mention must be made of the fundamental typological similarity that binds book collections at bishops’ houses and in major monasteries and, as a consequence, the fact of their evolution within a single cultural model should be stressed as well.

Текст научной работы на тему «Библиотеки архиерейских домов конца XVII — начала XVIII в.: к постановке проблемы»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. 69-94

•ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ

УДК 02(091)(470)

Б01: 10.24412/2224-5391-2021-36-69-94

М. И. Давыдов, И. Н. Шамина

БИБЛИОТЕКИ АРХИЕРЕЙСКИХ ДОМОВ КОНЦА XVII — НАЧАЛА XVIII в.: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. На фоне библиотечных собраний ведущих русских монастырей, которые уже давно и хорошо известны исследователям, книжные коллекции архиерейских домов, отраженные в описаниях конца XVII — начала XVIII в., вплоть до настоящего времени остаются крайне слабо изученным культурным феноменом петровской эпохи. Обращение к обозначенной теме на материалах переписных книг 1701 г. Коломенской и Суздальской кафедр наглядно продемонстрировало присущий данной группе источников значительный потенциал в деле реконструкции жанрового репертуара и наличного состава архиерейских библиотек и, в определенной степени, путей их эволюции. В этом плане показательное значение приобретают сделанные авторами работы наблюдения и выводы о принципиальном типологическом сходстве книжных собраний при архиерейских домах и в крупных монастырях, и, как следствие, о развитии тех и других в рамках единого культурного процесса.

Ключевые слова: книжность, описания библиотек, рукописные книги, старопечатные книги, Коломенский архиерейский дом, Суздальский архиерейский дом, переписные книги.

Цитирование. Давыдов М. И., Шамина И. Н. Библиотеки архиерейских домов конца XVII — начала XVIII в.: к постановке проблемы // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 69-94. БОБ 10.24412/2224-53912021-36-69-94

© М. И. Давыдов, И. Н. Шамина, 2021

69

Сведения об авторах. Давыдов Матвей Ильич — кандидат исторических наук, специалист по учету музейных предметов 1 категории Государственного Вла-димиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Россия, г. Владимир). E-mail: email.mi-davydov@yandex.ru Шамина Ирина Николаевна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН (Россия, г. Москва). E-mail: shaminy@yandex.ru

Поступила в редакцию 12.07.2021 Принята к публикации 12.10.2021

Среди документов, содержащих информацию о библиотеках архиерейских домов, монастырей и церквей Российского государства XVI-XVIII вв., значительное место занимают переписные книги. Для многих из них это едва ли не единственный источник, позволяющий сколько-нибудь полно реконструировать их книжные собрания.

Наиболее изучены на сегодня библиотеки русских монастырей. Исследователи обращали внимание на состав монастырских книг, пытались посчитать имевшиеся в монастырях издания, выявить их происхождение и др. Для конца

XVII — начала XVIII в. в работах отмечена динамичность развития книжности, а также то, что она приобретала черты культуры Нового времени. Определенный интерес у специалистов также вызывают домашние библиотеки служилых людей и келейные у лиц духовного звания1.

В то же время книжные собрания архиерейских домов конца XVII — начала XVIII в. до сих пор, по сути, остаются на периферии внимания исследователей. Описи библиотек в переписных книгах отдельных архиерейских кафедр использовались, как правило, лишь для решения каких-либо частных задач. Так, например, Е. В. Синицына изучала материалы описей Ростовского и Ярославского архиерейских домов, а также ярославского Спасского монастыря для выявления рукописных Хронографов, содержащих «Слово о полку Игореве»2. Целиком по документам начала XVIII в. изучалась лишь библиотека Тобольского митрополичьего дома; в соответствующем исследовании приведены данные о количестве и составе хранившихся в ней рукописных и печатных книг, а также о судьбе некоторых из них3. Библиотеку Холмогорской кафедры

1 Избранную историографию вопроса и публикации источников см.: Устьянцева М. В. Описание кириллических книг в России в XV-XVIII вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2 (30). С. 268-273 и далее.

2 Синицына Е. В. Ростовские Хронографы и Хронограф Спасского Ярославского монастыря в составе библиотеки Ярославского архиерейского дома // Исследования по источниковедению истории России дооктябрьского периода. М., 1993. С. 174-182.

3 От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI-

XVIII веков. Екатеринбург, 1994. С. 89-94.

в годы архиерейства первого архиепископа Важского и Холмогорского Афанасия (Любимова; 1682-1702 гг.) охарактеризовала М. В. Кукушкина4.

В последние годы появились публикации документов, содержащих перечни книг, хранившихся в библиотеках ряда других архиерейских кафедр. Так, А. Г. Мельник опубликовал опись Ростовского архиерейского дома 1691 г.5 В 2020 г. увидела свет опись строений и имущества Вологодского архиерейского дома Св. Софии 1701 г.6 Однако архиерейские библиотеки в этих работах специально не анализируются.

В настоящей статье на примере библиотек Коломенского и Суздальского архиерейских домов, зафиксированных в переписных книгах 1701 г., мы попытаемся охарактеризовать книжные собрания архиерейских кафедр центра страны в конце XVII — начале XVIII в. В отличие от патриаршего, а также Новгородского, Вологодского, Ростовского и ряда других архиерейских домов, Суздальская и Коломенская кафедры остаются малоизученными. Описания этих епархий начала XVIII в. ранее не вводились в научный оборот и в настоящее время готовятся авторами к публикации.

Описание монастырей Российского государства 1701-1703 гг.7 составлялось в связи с передачей управления духовными корпорациями в 1701 г. из приказов Большого дворца и Патриаршего разряда воссозданному Монастырскому приказу. Ревизия монастырского имущества и земельных владений была одним из первых шагов петровского правительства к проведению частичной секуляризации церковной собственности. Дошедшие до наших дней материалы описания хранятся преимущественно в фонде Монастырского приказа (ф. 237) РГАДА. В частности, в этом собрании отложилась переписная книга Коломенского архиерейского дома — в составе книги 588, включающей в себя и описи монастырей Коломенской епархии 1701-1702 гг.

Переписную книгу Коломенского архиерейского дома, как и ряд других описаний, входящих в состав книги 58, подготовил стольник Иван Васильевич Кикин (1660-1723). Поскольку начало документа утрачено, установить точное время проведения работ сложно. Однако в любом случае датировать пере-

4 Кукушкина М. В. Обзор собрания русских книг, поступивших в Библиотеку АН СССР из Архангельска // Сб. ст. и мат-лов Библиотеки АН СССР по книговедению. Вып. 2. Л., 1970. С. 253255; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков. Л., 1977. С. 185-197.

5 Мельник А. Г. Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 20. Ростов, 2014. С. 186-290.

6 Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины XVII — начала XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. М.; СПб., 2020. С. 176-309.

7 И. А. Булыгин датирует его 1701-1705 гг. (Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977. С. 35).

8 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 58. Л. 1-229 об.

писную книгу архиерейского дома следует 1701 г., поскольку именно этот год в источнике назван «нынешним». Скорее всего, в архиерейском доме переписчик работал весной, поскольку в конце мая — начале июня он уже приступил к описанию коломенских монастырей.

Переписная книга Коломенского архиерейского дома представляет собой рукопись в 1°, в кожаном переплете, на 730 листах, в удовлетворительном состоянии. Написана скорописью нескольких почерков. На листах рукописи имеются следы влаги, на л. 1 — значительные с частичной утратой бумажного носителя, из-за чего текст на нем читается не полностью. Книга сшита из различных тетрадей. Кириллические или арабские номера последних проставлены в правых нижних углах первых листов. На л. 172-173 об., 182 и др. оставлены пометы арабскими цифрами: 8/31, 7/30, 6/29, 2/9, очевидно, обозначающие номера листов отдельных тетрадей.

Описание Суздальского архиерейского дома было поручено стольнику Ивану Мироновичу Кологривову, который основную часть работ успел завершить уже к 29 апреля 1701 г. — эта дата проставлена на л. 2. Однако, даже несмотря на присутствие в описании полистной скрепы И. М. Кологривова, само оно является всего лишь неутвержденным (и в ряде мест почерненным) беловиком9. Данное обстоятельство, очевидно, и предопределило дальнейшую судьбу документа: тот был оставлен в Суздале, откуда и попал в собрание Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника10.

Переписная книга Суздальского архиерейского дома представляет собой рукопись в 1°, в кожаном переплете в сумку, на 115 листах, в удовлетворительном состоянии. Скоропись нескольких, хотя и достаточно близких друг другу почерков. На многих листах присутствуют следы сырости; на л. 70 надорвано нижнее поле. Тетради пронумерованы кириллическими цифрами в правых нижних углах первых листов (тетрадь 1 — там же на втором листе); из-за обрезки блока часть номеров утрачена. Фолиация двойная, с простановкой номеров в правых верхних углах листов; из-за переноса первоначального л. 1, который утратил крепление к блоку, в конец рукописи, исходная фолиация XVIII в. (выполнена арабскими цифрами) не совпадает с современной11.

Книжные собрания архиерейских кафедр, как правило, были рассредоточены по нескольким местам. Так, большая часть книг Коломенского архиерейского дома (68 экземпляров) находилась в соборной Троицкой церкви. Кроме того, в ризнице хранились несколько особо ценных и дорогих, судя по описа-

9 Окончательный, официально утвержденный вариант этого описания пока не обнаружен.

10 Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (далее — ГВСМЗ). № В-29600/1480.

11 Более подробно о рукописи см.: Давыдов М. И. Высшие чины двора митрополита Илариона по переписным книгам Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г. // Материалы исследований. Вып. 22. Владимир, 2017. С. 34-36.

нию, изданий — пять Евангелий и Апостол, а также два Чиновника, Служебник и «два свитка харатейных о постоновлении да о поздравлении». Еще одно Евангелие лежало на престоле в Троицкой церкви и, видимо, использовалось в богослужениях. Часть книг хранилась в казенной палате в надвратной каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы: 16 Служебников, четыре книги «Увет духовный» архиепископа Холмогорского Афанасия и «кни-гоподлинник писменной в четверть».

Часть библиотечного собрания Суздальского архиерейского дома, как и в Коломне, находилась в соборной церкви. Это пять напрестольных Евангелий и 64 книги в храмовой ризнице. В Благовещенской и Введенской церквях хранились по одному напрестольному Евангелию, а помимо них (очевидно, в ризницах, хотя прямо об этом в источнике не сказано) еще по 28 книг. Наконец, в казенной палате имелось в общей сложности 111 книг, из которых подавляющее большинство — 84 Служебника и 9 Псалтирей разных изданий — очевидно, были приобретены впрок для последующей раздачи в подведомственные кафедре монастыри и приходские храмы.

Подобная практика книжных раздач была обычным явлением. По словам С. П. Луппова, в XVIII в. библиотеки при архиерейских и митрополичьих домах часто представляли собой «склады книг, предназначенных для распределения по епархиальным школам и церквам»12. Так, например, 12 декабря 1682 г. Суздальский митрополит Иларион направил четыре экземпляра «Увета духовного» в суздальские Спасо-Евфимиев и Покровский девичий, Николаевский Шартомский и шуйский Троицкий монастыри; одновременно туда же были посланы памяти «о учении тое книги». 9 июля 1684 г. названный владыка отослал в холуйскую Троицкую пустынь сразу две книги: в одной «напечатано пришествия образа Пресвятыя Богородицы из Кипра острова в Афонскую гору», вторая — «великомученика Георгия пришествия во Афонскую гору, которой из Фанаила с древа сошел и пристал во (sic! вместо «ко») Святей горе на цке»13. Из 30 Служебников, хранившихся в конце XVII — начале XVIII в. в казне Вологодского архиерейского дома Св. Софии, один был передан «на погорелое место в Нуромской монастырь», а другой — «в новопостроенную Богоявленскую церковь, что в домовой Преосвященного архиепископа вотчине на

12 Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л., 1973. С. 288-289.

13 Описание актов собрания графа А. С. Уварова. Акты исторические, описанные И. М. Катаевым и А. К. Кабановым. М., 1905. Отд. II. С. 143. № 83, 84. Под первым изданием, очевидно, следует разуметь первую часть сборника «Рай мысленный» (Типография Валдайского Иверского монастыря, 1658; см.: Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках: сводный каталог. М., 1958. Приложение II, п. В, № 2). Вторая книга, скорее всего, рукописная и представляет собой Сказание о иконе Георгия Победоносца Лиддо-Фануильской (об этом произведении см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2, ч. 3. СПб., 2012. С. 701-707).

Лежском Волоку»14. Фигурирующие в описи Коломенского архиерейского дома 1701 г. 16 Служебников и четыре «Увета духовных» (все они были складированы в помещении казенной палаты), скорее всего, тоже предназначались для раздачи в будущем по монастырям и церквям епархии.

Всего, таким образом, в 1701 г. архиерейская библиотека в Коломне насчитывала 101, а в Суздале — 238 экземпляров. Оценивать эти данные следует в сравнении с другими книжными собраниями. Если говорить о библиотеке Московского Печатного двора, то в ней уже к концу 1670-х гг. хранилось 637 рукописей и изданий, а после передачи на Печатный двор 539 томов, конфискованных в 1689 г. у монаха Сильвестра (Медведева), общее число книг значительно превысило тысячу. Среди них имелись и греческие книги, и западные издания на разных языках. Этим собранием пользовались учителя созданного в конце XVII столетия первого в России высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии15. Однако такая библиотека была единственной в своем роде.

В составленной в 1678 г. описи патриаршей домовой казны отмечено более 1 тыс. книг (до 140 наименований, некоторые издания в нескольких десятках экземпляров), а опись 1712 г., по которой производилась сверка в 1722 г., называет 866 печатных (150 наименований) и 210 рукописных книг16. В библиотеке Ростовской митрополичьей кафедры в начале 1690-х гг. хранились 589 экземпляров, в Тобольском архиерейском доме в 1701 г. — 238, в Вологодском и Вятском в начале XVIII в. — 87 и 60 соответственно17. В 1716 г. после смерти митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Иова опись хранившейся в Софийском соборе святительской ризницы зафиксировала более 400 книг18. Как видим, среди архиерейских собраний по количеству книг Коломенский архиерейский дом занимал далеко не последние позиции, хотя это, по словам Павла Алеппского, была «беднейшая из всех архиерейских кафедр в стране Московской»19. Еще более видное место, как книжного центра, тогда принадлежало Суздальской епархии — возможно, благодаря усилиям возглавлявшего

14 Описи Вологодского архиерейского дома... С. 199.

15 Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898. С. 157-167.

16 Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. Вып. 2. М., 1883. С. 627, 631.

17 Мельник А. Г. Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. ... С. 196, 201, 203-206, 208-210, 212-216, 229, 233, 234, 251; От Вятки до Тобольска. С. 89, 103-105; Описи Вологодского архиерейского дома. С. 177, 178, 187, 198-199.

18 Григорьева И. Л., Салоников Н. В. История библиотеки Новгородской духовной семинарии: 1706-1925 гг. // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2009. № 53. С. 17.

19 Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / пер. Г. А. Муркос. М., 2005. С. 226-227.

ее в рассматриваемое время авторитетного церковного просветителя свт. Ила-риона (Ананьина).

В сравнении с епархиальными библиотеками личные (келейные) собрания русских иерархов были пусть и несколько более скромными, но все же, по меркам эпохи, достаточно представительными. Так, в домовой казне патриарха Никона в 1658 г. имелось 156 томов, а в ссылке в Ферапонтове монастыре, судя по описи 1676 г., его сопровождали 43 печатные и 13 рукописных книг20. В 1683 г. келейная библиотека Вологодского архиепископа Симона включала 76 книг21. В 1700 г. после ухода на покой митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова) в его личной библиотеке насчитывалось 73 экземпляра22. В то же время личная библиотека Сильвестра (Медведева) в 1689 г. насчитывала 651 экземпляр, а Холмогорского архиепископа Афанасия в 1702 г. — 490 экземпляров. Их книжные собрания были наиболее крупными среди обладателей духовного звания23.

Библиотеки монастырей также были различными по своим размерам. К примеру, в Макариевом Желтоводском монастыре А. В. Сиренов по описи рассматриваемого периода выявил 480 книг24. Библиотека вологодского Спасо-Каменного монастыря в начале XVIII в. насчитывала 349 томов25, Павлова Обнорского — 31826, угличского Покровского — 15427. В то же время были монастыри (как правило, пустыни), владевшие лишь несколькими изданиями. По подсчетам С. М. и И. Н. Шаминых, средний размер монастырской библиотеки в конце XVII — начале XVIII в. составлял 110 книг28. Проводя параллели, мож-

20 Луппов С. П. Книга в России в XVII веке. Л., 1970. С. 135; Севастьянова С. К. О келейных библиотеках патриарха Никона // Четвертые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева. М., 2006. С. 48.

21 Башнин Н. В. Опись келейного имущества архиепископов Вологодских и Белозерских 1683 г. // Вестник церковной истории. 2016. № 1/2 (41/42). С. 8-17.

22 Никулин И. А. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург, 2015. С. 155.

23 Луппов С. П. Книга в России в XVII веке. С. 148, 151.

24 Сиренов А. В. О библиотеке Макарьевского Желтоводского монастыря в XVII в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 4, № 1. С. 11.

25 Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исследование и тексты / изд. под-гот. О. Н. Адаменко, Н. В. Башнин, М. С. Черкасова при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, С. Н. Смольникова, И. Н. Шаминой. Вологда, 2011. С. 144-145.

26 Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701-1702 годов // Вестник церковной истории. 2010. № 1/2 (17/18). С. 58-62.

27 Углич: материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887. С. 170, 172-175. О количестве книг в библиотеках ряда других монастырей Российского государства см.: Shamin S. M., Shamina I. N. Biblioteki russkikh monastyrei v nachale pravleniia Petra I. K voprosu o roli monastyrskikh so-branii v knizhnom potreblenii i razvitii knizhnogo rynka // Сahiers du Monde russe. 2020. Т. 61, № 1. Р. 133.

28 Shamin S. M., Shamina I. N. Biblioteki russkikh monastyrei v nachale pravleniia Petra I... Р. 136.

но говорить, что книжное собрание Коломенского архиерейского дома было сопоставимо с размером библиотеки типичного среднего монастыря Российского государства рассматриваемого времени, тогда как книжное собрание Суздальской кафедры превышало этот показатель более чем в два раза.

Подавляющее большинство книг в библиотеке Коломенского архиерейского дома были печатными. Исключение составляли лишь «два свитка харатейных о постоновлении да о поздравлении» и «книгоподлинник писменной в четверть». К сожалению, более подробную информацию о содержании этих трех рукописей переписная книга не дает. В то же время о печатных изданиях в библиотеке архиерейского дома в источнике говорится более обстоятельно. Их описания включают в себя следующие элементы: наименование, разновидность (по целям использования и содержанию), формат, место издания и дату выхода.

В целом схожая картина наблюдалась и в Суздальском архиерейском доме. Печатные книги составляли здесь почти 90 % всего собрания; рукописей было лишь 25 экземпляров, в том числе одна «книга Кормчая харатейная болшая». При характеристике как рукописей, так и печатных изданий переписчик фиксировал их наименования (нередко в сокращенной, но понятной форме), особое внимание обращая на формат (он не указан лишь для шести экземпляров). В то же время важнейшие элементы описания печатных книг — место издания и дата выхода — в источнике отображены крайне избирательно. Добавим, у 22 книг (в том числе трех рукописных) в описании обозначены разного рода дефекты — «ветх(а)/ветхи», «побиты», «неполные». Наконец, для пяти рукописей и 19 печатных изданий в описи отмечены их палеографические и кодико-логические особенности — «писан уставом большим», «в тетратех», либо разного рода нюансы внешнего вида и оформления — «без застежек», «по обрезу золочен», «в черных кожах» и т. п.

Следует заметить, что печатные книги к началу XVIII в. преобладали и во многих монастырях. Так, в коломенском Спасо-Преображенском монастыре рукописные книги составляли лишь 12 %, а в коломенском Голутвине — 16 % от общего числа29. В то же время в северных обителях, как, например, в вологодском Павлове Обнорском монастыре в начале XVIII в. рукописи, напротив, составляли больше половины (64 %) от общего числа всех книг30.

В рассматриваемых источниках наименования приводится для каждого печатного издания, однако в ряде случаев названия неполные. Например: «Лествечник», «Небеса», «Ефрема Сирина» в переписной книге Коломенского

29 Подсчитано по: Шамина И. Н. Коломенские Спасо-Преображенский, Голутвин, Бобренев и Брусенский монастыри по переписной книге 1701 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 3/4 (47/48). С. 114-115, 142-144.

30 Подсчитано по: Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря... С. 58-63.

архиерейского дома. В первом случае, очевидно, речь идет о книге Иоанна Лес-твичника «Лествица», изданной в 1647 г.31 Под второй — имеется в виду книга «Небеса» Григория Назианзина, которая была издана в 1665 г. в составе сборника переводов Епифания Славинецкого32. В изучаемом источнике дата выхода сборника ошибочно указана как 7164 (1655/56) г. Третья книга — «Поучения Ефрема Сирина» 1647 г.33 Или фигурирующая в описании Суздальского архиерейского дома «книга Житие преподобнаго Сергия Радонежского чюдотворца печатная в десть, выходу 155-го году», которая представляет собой следующее издание: Службы и жития Сергия и Никона (Москва, 1646). В то же время богослужебные книги в обоих источниках приведены с заглавиями, вполне соответствующими их названиям в печатных экземплярах: «Евангелие толковое евангелистов Матфея да Марки», «Евангелие ж толковое повседневное», «Тре-одь постная», «Треодь цветная» и др. Для календарных книг указан период, для которого они предназначены. Например: «Четыре месечных Минеи... октябрь, ноябрь да два декабря».

При характеристике формата книг в обоих источниках использованы стандартные для того времени наименования размеров бумаги: «в десть», «в пол-десть», «в четверть». Причем если в монастырских библиотеках, как, например, в тульском Иоанно-Предтеченском монастыре, книги в соответствии с форматом в описаниях сгруппированы по подразделам от большего к меньшему, то в переписных книгах Коломенского и Суздальского архиерейских домов такой строгой закономерности не наблюдается. В Коломне книги с одинаковыми названиям записаны группами: «пять Прологов», «пять Служебников», «два Ир-мология» и т. д., в то время как в Суздале они дополнительно разбиты на подгруппы (по изданиям и/или состоянию сохранности): «Шесть Служебников никановские в полдесть, побиты. Служебник в полдесть, ветх. Две Псалтыри в полделсть (sic!), ветхи. Шесть Служебников в полдесть Иоасафа патриарха, в черных кожах. Две Псалтыри в полдесть, ветхи. Псалтирь, киевская, ветха. Четыре Псалтири в четверть»34.

Евангелия напрестольные, как и хранившиеся в ризнице, вне всякого сомнения, представляли особую ценность. Об этом свидетельствуют, в частности, подробные описания их внешнего вида. Так, в переписной книге Коломенского архиерейского дома одно из ризничных Евангелий охарактеризовано следующим образом: «Евангелие московские печати 186-го году александрийския бумаги в десть. По обрезу золочено, покрыто бархатом золотным и сребренным

31 Зернова А. С. Книги кирилловской печати. С. 65. № 199.

32 Там же. С. 95. № 311.

33 Там же. С. 65. № 198.

34 ГВСМЗ. № В-29600/1480. Л. 64.

травчетым, шелку зеленого и червчетого. Верхняя цка сребренная позлащена и травчетая чеканная. На средине изображен образ Спасителев и Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предтечи, по углам евангелисты литые чеканные. Вкруг средины, и по краем, и около евангелистов и всея цки низано жемчюгом средним. По сщету ево шестьсот дватцать два зерна. Около средины четыре камня: два зеленых да два червчетых. Исподняя цка покрыта бархатом золотным и сребренным травчетым шелку зеленого и червчетого средина и наугольники и застешки сребренныя чеканныя позлащены. Влагалище того Евангелия сукна зеленого. У него седмь пугвиц сребренных. Пять прокладак во Евангелии шелковых тесмянных. На них пять кистей з золотом и сребром»35. Александрийская бумага, на которой было напечатано данное Евангелие, доставлялась в Россию с Востока и стоила достаточно дорого. При царе Алексее Михайловиче ее использовали для изготовления рукописей и печати роскошных книг.

По совпадению, это же издание в Суздальском архиерейском доме находилось на главном престоле соборной церкви. Для сравнения приводим его характеристику из соответствующего места описи: «Евангелие, жалованья блаженныя памети великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, печатное в десть, выходу 186-го году, а на нем верхняя цка глаткая, и Распятие Господне, и четыре евангелиста чеканные золотые, а около ево обнизано крупным жемчюгом; а по щету того жемчюгу в обнизи двести шесть зерен; а промежь обнизи каменье в гнездах золотых: восмь изумрудов, да деветь яхонтов червчатых, гнездо порожнее, два яхонта лазоревых небольших; да на цке сверх: камень лал граненой, около ево четыре зерна жемчюгу, да четыре изумруда, да яхонт лазоревой, под ним два камени яхонта лазоревых, ниже их камень изумруд, около ево восмь зерен жемчюгу да четыре яхонта червчатых, под ним два яхонта лазоревых граненые, около их по четыре зерна бурмицких, два изумруда, а у них по два зерна жемчюгу; по сторонам Распятия Господня яхонт лазоревой граненой, около ево восмь зерен жемчюгу, два изумруда да яхонт червчат невелик; на другой стороне яхонът лазоревой глаткой, около ево восмь зерен жемчюгу, два изумруда, яхонт червчат невелик, под ними два изумруда, а у них по два зерна жемчюгу; под Распятием Господним два яхонта лазоревые, а около их по четыре зерна жемчугу бурмицких; в подножии изумруд, около ево восмь зерен жемчюгу да четыре яхонта червчатых, под ним два яхонта лазоревых; в ысподи камень лал граненой, около ево четыре жемчюга, да четыре изумруда, да яхонт лазоревой. Около Распятия Господня, евангелистов по цке и по верху обнизано жемчюгом средним. Застешки, а у них пристуги и скобочки золотые. На исподи цка серебреная с летописью, а на ней средина и наугольники золотые ж, с шипами. Корень покрыт алтабасом, по обрезу золочено. Цка изнутри подклеена

35 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 58. Л. 26.

камкою червчатою. В том же Евангелии двенатцать закладок, галуны шелковые польские розных цветов, з золотом по концам; кисти с узлами золотные, на них дватцать четыре варворки, обнизаны мелким жемчюгом; а у закладок заглавие низано жемчюгом средним и мелким, с канителью, на нем двенатцать каменьев простых розных цветов в гнездах; около заглавия бахрама золотная»36.

Большое значение для характеристики книжного собрания Коломенского архиерейского дома имеют даты (от Сотворения мира) выхода той или иной книги. Из 98 печатных книг эта информация известна о 62 (63 %). В нескольких случаях, когда речь идет об изданиях с одинаковым названием, составитель переписной книги отмечает, что книги «разных годов»: «месячных Миней в десть московской печати разных годов», «пять Прологов во весь год в десть печати разных годов» и т. п. Информация о месте издания отмечена для 88 книг. Все они были «московской печати», т. е. выпущены в свет в типографиях Москвы, и вполне идентифицируются по каталогу А. С. Зерновой.

Наиболее старыми книгами библиотеки Коломенского архиерейского дома были четыре месячных Минеи 1620 и 1623 гг. На протяжении XVII в. библиотека архиерейского дома продолжала пополняться. Подавляющее большинство книг из нее были изданы в 1690-х гг. Увеличение поступления книг в архиерейский дом заметно и в 1640-е гг., в то время как в остальные периоды их поступало крайне мало. В 1670-е гг. библиотека пополнилась тремя одинаковыми Евангелиями 1677 г., приобретенными одновременно. Следует, однако, учитывать, что многие книги, некогда бытовавшие в архиерейском доме, к моменту проведения описания могли не сохраниться. Кроме того, отдельные издания попадали в библиотеку значительно позже даты издания.

Таблица 1

Поступление московских изданий кирилловской печати в библиотеку Коломенского архиерейского дома в XVII в.37

Годы Издано* Поступило в архиерейский дом % поступивших изданий от общего числа

книг изданий

1620-1629 35 5 4** 11,4

1630-1639 69 1 1 1,4

* Данные приведены по изданию: Зернова А. С. Книги кирилловской печати. ** Декабрьская Минея 1620 г. была представлена двумя экземплярами.

36 ГВСМЗ. № В-29600/1480. Л. 11, 11 об.

37 Учтены только те издания, для которых в переписной книге 1701 г. указан год выхода.

1640-1649 78 5 5 6,4

1650-1659 62 3 2* 3,2

1660-1669 46 1 1 2,2

1670-1679 29 23 6** 20,7

1680-1689 65 6 3*** 4,6

1690-1699 71 19 18 25,4

Итого 455 63 40 8,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Евангелие 1651 г. было представлено двумя экземплярами.

** Евангелие 1677 г. было представлено тремя экземплярами, Служебник 1676 г. — шестнадцатью. *** Книга Холмогорского архиепископа Афанасия (Любимова) «Увет духовный» 1682 г. была представлена четырьмя экземплярами.

Как видим, в XVII в. в библиотеку Коломенского архиерейского дома поступило лишь 8,8 % изданных в московских типографиях книг, в то время как, например, в тульском Иоанно-Предтеченском монастыре эта доля составляла не менее 10 %, а с учетом изданий, год выхода которых неизвестен, могла доходить до 20 %38.

Для библиотеки Суздальского архиерейского дома подробная характеристика элементов описания печатных книг, напротив, скорее редкость. Так, место издания специально отмечено лишь для продукции украинских типографий (при помощи пояснений «печать киевская» или просто «киевская»; всего таких книг десять, или 4,7 % от общего числа), а дата выхода — только у 30 экземпляров (14,1 %), тогда как в отношении большинства других печатных книг использованы самые общие и, как правило, совершенно глухие определения вроде «старой», «новой», «нового выходу», «Иоасафа патриарха», «никоновские печати». Соответственно, по причине столь малой выборки точно отождествляемых изданий воссоздать целостную картину развития архиерейского книжного собрания в Суздале не представляется возможным. Имеющейся в нашем распоряжении информации явно недостаточно и чтобы предпринять прямое сравнение всего наличного состава печатных книг в епархиальных библиотеках Коломны и Суздаля.

И все же, заметим, в плане характеристики механизмов эволюции на исходе XVII столетия библиотечного собрания Суздальского архиерейского дома нель-

38 Подробнее см.: Шамин С. М., Шамина И. Н. Печатные книги в библиотеке тульского Иоанно-Предтеченского монастыря в 1701 г.: к вопросу о вытеснении из обихода рукописных книг // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Мат-лы XXXIII междунар. научн. конф. М., 2020. С. 448.

зя не принять во внимание показания наиболее ранней (1683 г.) из дошедших до нас описей кафедрального Богородице-Рождественского собора и его ризницы. Этот источник сообщает о хранившихся там тогда 113 книгах (52 рукописи, 58 печатных изданий; для трех экземпляров способ исполнения не указан), и это не считая трех соборных синодиков и четырех книг, которых «не объявилось на лицо»39. Для сравнения, в описи 1701 г. в соборе и его ризнице имелось лишь 69 книг (из них 56 печатных и 13 рукописных). Добавим, при том что только у двух печатных книг выходные данные свидетельствуют об их создании после 1683 г., прямое сопоставление известий соответствующих мест описей четко показало факт обновления наличного состава изданий в ризнице собора почти наполовину — и это всего за 18 лет! В течение XVII в. существенно изменился и состав библиотеки Коломенской кафедры. В 1570-х гг. в ней насчитывалось 140 рукописных книг и только одна — Триодь постная — печатная40.

Наиболее древняя публикация, имевшаяся в библиотеке Суздальского архиерейского дома, в описи 1701 г. обозначена следующим образом: «Книга Кормчая печатная в десть, выходу 7097-го, ветха, без застежек»41. К сожалению, неясно, какой именно церковно-юридический памятник скрывается под этим названием; с уверенностью можно говорить лишь о том, что это — точно не Кормчая. Из книг, для которых источник указывает подробные выходные данные, еще одна — «Требник, печать киевская, в десть, выходу 1636-го году»42 — идентифицируется с известной долей допущения. Информация о месте (регионе) издания, а равно формат представления даты (от Рождества Христова) совершенно исключают возможность отождествления этой книги с московским Требником 1636 г. С другой стороны, под обозначенным годом в доступных нам справочных изданиях ничего не сообщается и о публикациях Требника западнорусскими типографиями. Ближайшим по времени является валашское издание, осуществленное Тимофеем Вербицким (Долгое Поле, 7143/1635 г.), однако оно было выполнено в четвертку. Посему полагаем, что в рассматриваемом случае переписчик, очевидно, допустил ошибку в дате, и речь следует вести об известном Требнике святителя Петра (Могилы) 1646 г.

Ниже в таблице представлен хронологический перечень печатных книг, находившихся по состоянию на 1701 г. в собраниях Коломенского и Суздальского архиерейских домов и поддающихся отождествлению с известными авторам из-

39 Тихонравов К. [Н.] Суздальский соборный храм Рождества Богоматери в конце XVII века (по описям 1683 года) // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. [Т. I], вып. 1. Владимир, 1875. Стб. 161-165, 180.

40 Писцовые книги Московского государства / под ред. Н. В. Калачова. Ч. 1. Отд. 1. СПб., 1872. С. 295-298, 300.

41 ГВСМЗ. № В-29600/1480. Л. 29 об.

42 Там же. Л. 31.

даниями книг кирилловской печати XVII в. В виде исключения в таблицу внесены данные и о неидентифицированных нами печатных книгах, для которых в описаниях 1701 г. указаны выходные данные. Для книг московской печати наименования и выходные данные приведены по каталогу А. С. Зерновой, а для книг украинской печати — по каталогу Т. Н. Каменевой, А. А. Гусевой и И. М. Полонской43.

Таблица 2

Книги кирилловской печати в собраниях Коломенского и Суздальского архиерейских домов по описаниям 1701 г.

Коломенский архиерейский дом Суздальский архиерейский дом Печатное издание

Кормчая печатная в десть, выходу 7097-го Идентифицировать не удалось

Требник, печать киевская ж, в полдесть, выходу 115 году Требник (Молитвенник или Требник). Стрятин: Типография Федора Балабана, 1606 (УК-1, № 16)

Четыре месечных Минеи московской мелкой печати 126-го и 129-го годов в десть: октябрь, ноябрь да два декабря Минея служебная, октябрь. М.: Печатный двор, 1620 (Зернова, № 38)

Минея служебная, декабрь. М.: Печатный двор, 1620 (Зернова, № 39)

Минея служебная, ноябрь. М.: Печатный двор, 1623 (Зернова, № 47)

Кирилово Евангелие, печать киевская, в десть, выходу 128-го году Кирилл Транквиллион (Ставро-вецкий). Евангелие учительное. Рохманово, 1619 (УК-1, № 29)

Беседы на Послание святаго апостола Павла, печать киевская, в десть, выходу 131-го году Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий ап. Павла. Киев: Типография лавры, 1623 (УК-1, № 36)

43 Зернова А. С. Книги кирилловской печати...; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVШ вв. Каталог изданий, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. Вып. 1 / сост. Т. Н. Каменева, А. А. Гусева. М., 1976 (в таблице — УК-1); Вып. 2, т. 1 / сост. А. А. Гусева, Т. Н. Каменева, И. М. Полонская. М., 1981 (в таблице — УК-2).

Требник 133-го Требник. М.: Печатный двор, 1624 (Зернова, № 52 или 56)

Беседы на Деяние святых апостол, печать киевская, в десть, выходу 132-го году Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостолов. Киев: Типография лавры, 1624 (УК-1, № 37)

Минея общая печатная в десть, выходу 146-го году Минея общая с праздничной. М.: Печатный двор, 1637 или 1638 (Зернова, № 137 или № 141)

Требник печатной старой в десть, выходу 147-го году Требник иноческий. М.: Печатный двор, 1639 (Зернова, № 145) или Требник мирской. М.: Печатный двор, 1639 (Зернова, № 146)

Евангелие ж толковое воскресное в десть подержанное московской печати 148-го году Евангелие учительное. М.: Типография Василия Бурцова, 1639 (Зернова, № 112)

Устав старой печатной в десть, выходу 149-го году Устав (Око церковное). М.: Печатный двор, 1641 (Зернова, № 154)

Требник, печать киевская, в десть, выходу 1636-го году Требник (Евхологион). Киев: Типография лавры, 1646 (УК-1, № 93)

Житие преподобнаго Сергия Радонежского чюдотворца печатная в десть, выходу 155-го году Службы и жития Сергия и Никона. М.: Печатный двор, 1646 (Зернова, № 192)

Ефрема Сирина в десть московской печати 155-го году Ефрем Сирин. Поучения. М.: Печатный двор, 1647 (Зернова, № 198 или 202)

Лествечник в десть московской печати 155-го году Иоанн Лествичник. Лествица. М.: Печатный двор, 1647 (Зернова, № 199)

Соборник из 71 слова московской печати 155-го году в десть Соборник печатной в десть, выходу 155-го году Сборник из 71 слова. М.: Печатный двор, 1647 (Зернова, № 200)

Евангелие московские печати в полдесть 156-го году Евангелие. М.: Печатный двор, 1648 (Зернова, № 205)

Евангелие ж толковое повседневное московской печати 156-го году в десть Две книги Евангелия толковые повседневные печатные в десть, выходу 156-го году* Феофилакт Болгарский. Евангелие с толкованием (благо-вестное). М.: Печатный двор, 1649 (Зернова, № 217)

Два Евангелия московские печати 159-го году Евангелие. М.: Печатный двор, 1651 (Зернова, № 229)

Евангелие воскресное толковое печатное в десть, выходу 160-го году Евангелие учительное. М.: Печатный двор, 1652 (Зернова, № 240)

Книга Ефрем со аввою и (sic!) Дорофеем печатные (sic!) в десть, выходу 161-го году Ефрем Сирин. Поучения; Авва Дорофей. Поучения. М.: Печатный двор, 1652 (Зернова, № 242)

Две книжицы, в коже, О умирении церквей Молебное пение о умирении и соединении православныя веры и освобождении от бед, належащих православным от сопротивных сопостатов и канон молебен о соединении веры православныя и умирении Церкве Святыя Вос-точныя... М.: Печатный двор, 1663 (Зернова, № 263)**

Скрыжаль в полдесть московской печати 164-го году Сборник «Скрижаль». М.: Печатный двор, 1655 (Зернова, № 266)

* Скорее всего, здесь уместнее будет говорить не о двух, а об одном экземпляре; ср. с соответствующим местом описи Суздальской соборной церкви 1683 г.: «Евангелие толковое повсяднев-ное в десть печатное; росплетено надвое по два евангелиста» (Тихонравов К. [Н.] Суздальский соборный храм Рождества Богоматери. Стб. 162).

** В собрании ГВСМЗ в настоящее время имеются два экземпляра этого издания. Один из них (ГВСМЗ. № В-21398) поступил из Суздальского филиала музея (бывшего Суздальского истори-ко-художественного музея), что, в свою очередь, позволяет с высокой долей уверенности говорить о его происхождении именно из библиотеки Суздальского архиерейского дома. Добавим, перечисление в описании 1701 г. под общим заголовком сразу двух книг практически полностью исключает вероятность отождествления второй из них с другими, близкими по названию изданиями (о последних см.: Зернова А. С. Книги кирилловской печати. № 260-262).

Треодь посная печатная в десть, выходу 171-го году Триодь постная. М.: Печатный двор, 1663 (Зернова, № 302)

Псалтирь со воследова-нием печатная в десть, выходу 172-го году Псалтирь. М.: Печатный двор, 1663 (Зернова, № 305)

Апостол печати 188-го году Две книги Апостолов печатных в десть: один выходу 188-го году, а другой 172-го году Апостол. М.: Печатный двор, 1679 (Зернова, № 356)

Апостол. М.: Печатный двор, 1663 (Зернова, № 307)

Две книги Беседы евангельские печатные в десть евангелиста Матвея, третьяя евангелиста Иоанна Богослова в десть же Иоанн Златоуст. Беседы на евангелиста Матфея. В 2 ч. М.: Печатный двор, 1664 (Зернова, № 309)

Иоанн Златоуст. Беседы на евангелиста Иоанна. М.: Печатный двор, 1665 (Зернова, № 312)

Небеса в десть московской мелкой печати 174-го году Сборник переводов Епифания Славинецкого. М.: Печатный двор, 1665 (Зернова, № 311)

Две книги Октая печатные в десть, выходу 174-го году Октоих. В 2 ч. М.: Печатный двор, 1666 (Зернова, № 313)

Меч духовный, печать киевская, выходу 176-го году Лазарь (Баранович). Меч духовный. Киев: Типография лавры, 1668*

Чиновник архиерейской в полдесть Иоаса-фа патриарха Чиновник архиерейского служения и проч. М.: Печатный двор, 1668 (Зернова, № 322)

Треодь цветная печатная в десть, выходу 178-го году Триодь цветная. М.: Печатный двор, 1670 (Зернова, № 329)

Шеснатцеть книг Служебников московския печати 184-го году Служебник. М.: Печатный двор, 1676 (Зернова, № 342)

Служебник 186-го году московския печати Служебник. М.: Печатный двор, 1676 (Зернова, № 343)

* В УК-2, № 109 отмечено только первое издание — 1666 г.

Чиновник московской печати 186-го году Чиновник архиерейского служения. М.: Печатный двор, 1677 (Зернова, № 345)

Три Евангелия московские печати 186-го году Евангелие печатное в десть, выходу 186-го году Евангелие. М.: Печатный двор, 1677 (Зернова, № 347)

Обет душевный печатная в десть, выходу 190-го году Симеон Полоцкий. Обед душевный. М.: Типография Верхняя, 1681 (Зернова, № 361)

Вечеря печатная в десть, выходу 190-го году Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. М.: Типография Верхняя, 1683 (Зернова, № 362)

Требник печатной новой в десть, выходу 188-го году Требник. М.: Печатный двор, 1680 (Зернова, № 365)

Книга Устав московския печати 190-го году в десть в досках Устав (Типикон). М.: Печатный двор, 1682 (Зернова, № 376)

Четыре книги Уветов духовных московския печати 191-го году; все в полдесть [Афанасий, архиепископ Холмогорский]. Увет духовный. М.: Печатный двор, 1682 (Зернова, № 377)

Часослов печатной в десть, выходу 196-го году Часослов. М.: Печатный двор, 1688 (Зернова, № 411)

Требник 197-го Требник. М.: Печатный двор, 1688 (Зернова, № 417)

Три книги Минеи четьих, с сентября на деветь месяцов, печать киевская, в десть Димитрий (Туптало). Книга житий святых. [Т. 1-3]. Киев: Типография лавры, 1689, 1695, 1700 (УК-2, № 152, 162, 173)

Двенатцеть Миней ме-сечных в десть новые московския печати 199-го году Минеи служебные, полный год. М.: Печатный двор, 1691 (Зернова, № 424-435)

Два Октоиха московской печати 200-го году в десть Октоих. В 2 ч. М.: Печатный двор, 1692 (Зернова, № 437)

Апостол в десть московской печати 202-го году Апостол. М.: Печатный двор, 1694 (Зернова, № 459)

Треодь цветная в десть московской печати 203-го году Триодь цветная. М.: Печатный двор, 1695 (Зернова, № 464)

Устав новой, выходу 203-го году, в десть Устав (Типикон). М.: Печатный двор, 1695 (Зернова, № 465)

Часослов в десть московской печати 203-го году Идентифицировать не удалось

Минея общея с празни-ки в десть московской печати 204-го году Минея общая с праздничной. М.: Печатный двор, 1696 (Зернова, № 471)

Треодь посная в десть московской печати 205-го году Триодь постная. М.: Печатный двор, 1696 (Зернова, № 473)

Таким образом, из библиотеки Коломенского архиерейского дома удалось отождествить 61 печатную книгу (39 изданий), из Суздальского — 36 (33 издания). Таблица показывает, что состав библиотек рассматриваемых архиерейских домов был весьма разнообразен. Четыре книги, вышедшие в одни и те же годы, обнаружены в обеих библиотеках. Это Сборник из 71 слова (М., 1647), Толковое Евангелие Феофилакта Болгарского (М., 1649), Евангелие (М., 1677) и Апостол (М., 1679).

Большую часть книг архиерейских библиотек составляли богослужебные Минеи, Требники, Евангелия, Служебники, Апостолы, Триоди, Октоихи и др. Четьи книги можно разделить на несколько групп. Сравнительно широко была представлена патристика — к этой группе следует отнести толковые Евангелия, Маргарит, сочинения Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина и др. Агиография представлена Житием прп. Сергия Радонежского с чудесами, церковная публицистика — «Уветом духовным» Холмогорского епископа Афанасия и др., юридическая литература — Уставами разных годов выхода.

Интересно, что в библиотеке Суздальского архиерейского дома имелись произведения, принадлежавшие уже культуре Нового времени. Мы имеем в виду «Обед душевный» и «Вечерю душевную» Симеона Полоцкого, первого в России крупного представителя литературного барокко. Следует отметить, что для эпохи рубежа XVII и XVIII вв. присутствие подобного рода книг в собраниях монастырей и архиерейских домов все еще оставалось исключительной редкостью; тем показательнее выглядит сам факт наличия в Суздале почитателей творчества названного духовного писателя.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о концепции комплектования кафедральных библиотек. Их пополнение новыми экземплярами происходило

разными способами. Чаще всего это была покупка книг. Практиковалось также изготовление (своими силами или посредством заказа на стороне) рукописных списков тех или иных памятников. Книги могли поступать в библиотеки и в качестве вкладов. Очевидно, имела место и централизованная рассылка из Москвы вновь вышедших изданий. В этой связи достойно упоминания имеющееся в нашем распоряжении известие о получении в 1673 г. Суздальским архиепископом Стефаном 12 экземпляров Минеи общей «последних выпусков» от митрополита Сарского и Подонского Павла44.

Посему приходится только сожалеть о том, что в изучаемых переписных книгах какие-либо указания на происхождение фигурирующих в них изданий и рукописей практически полностью отсутствуют (единственное исключение — сообщение о вкладе напрестольного Евангелия в суздальскую соборную церковь царем Феодором Алексеевичем). Соответственно, говорить об источниках поступления книг в библиотеки обеих кафедр можно только в предположительном ключе, с большей или меньшей степенью допущения. Впрочем, по крайней мере еще в одном случае определение личности вкладчика никаких особых затруднений не вызывает. По описи 1701 г. в ризнице суздальской соборной церкви хранились сразу четыре издания украинской кирилловской печати 1606-1624 гг. Мы полагаем, что почти наверняка эти книги отложились там при непосредственном участии Суздальского архиепископа Иосифа (Курцевича; 1626-1634), выходца из Речи Посполитой, и/или его ближайшего окружения.

Подведем итоги. Основу библиотек как Коломенского, так и Суздальского архиерейских домов составляли печатные издания, представленные преимущественно богослужебными книгами. Аналогичная картина была характерна и для других кафедр, а равно многих монастырей конца XVII — начала XVIII в. При этом, подчеркнем, в книжных собраниях архиерейских домов весьма заметную долю составляли издания, которые приобретались сразу в нескольких экземплярах для раздачи затем в монастыри и церкви епархии.

Источники

1. Башнин Н. В. Опись келейного имущества архиепископов Вологодских и Белозерских 1683 г. // Вестник церковной истории. 2016. № 1/2 (41/42). С. 5-29.

2. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ГВСМЗ). № В-29600/1480.

3. Мельник А. Г. Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 20. Ростов, 2014. С. 186-290.

4. Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины XVII — начала XVIII в. / сост. Н. В. Башнин. М.; СПб., 2020.

44 Курдюмов М. Г. Описание актов, хранящихся в архиве Императорской Археографической комиссии: 2. Акты П. М. Строева // Летопись занятий Императорской Археографической комиссии за 1906 год. Вып 19. СПб., 1908. С. 276-277 (второго счета). № 681/4.

5. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / пер. Г. А. Муркос. М., 2005.

6. Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: исследование и тексты / изд. подгот. О. Н. Адаменко, Н. В. Башнин, М. С. Черкасова при участии А. П. Аниши-ной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, С. Н. Смольникова, И. Н. Ша-миной. Вологда, 2011.

7. Писцовые книги Московского государства / под ред. Н. В. Калачова. Ч. 1. Отд. 1. СПб., 1872.

8. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 58.

9. Тихонравов К. [Н.] Суздальский соборный храм Рождества Богоматери в конце XVII века (по описям 1683 года) // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. [Т. I], вып. 1. Владимир, 1875.

10. Углич: материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887.

11. Шамина И. Н. Коломенские Спасо-Преображенский, Голутвин, Бобренев и Бру-сенский монастыри по переписной книге 1701 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 3/4 (47/48). С. 96-226.

12. Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701-1702 годов // Вестник церковной истории. 2010. № 1/2 (17/18). С. 17-107.

Литература

1. Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977.

3. Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. Вып. 2. М., 1883.

4. Григорьева И. Л., Салоников Н. В. История библиотеки Новгородской духовной семинарии: 1706-1925 гг. // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2009. № 53. С. 16-19.

5. Давыдов М. И. Высшие чины двора митрополита Илариона по переписным книгам Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г. // Материалы исследований. Вып. 22. Владимир, 2017. С. 34-44.

6. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках: сводный каталог. М., 1958.

7. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков. Л., 1977.

8. Кукушкина М. В. Обзор собрания русских книг, поступивших в Библиотеку АН СССР из Архангельска // Сборник статей и материалов Библиотеки АН СССР по книговедению. Вып. 2. Л., 1970. С. 253-255.

9. Курдюмов М. Г. Описание актов, хранящихся в архиве Императорской Археографической комиссии // Летопись занятий Императорской Археографической комиссии за 1906 год. Вып. 19. СПб., 1908. С. III-X, 1-410 (второго счета).

10. Луппов С. П. Книга в России в XVII веке. Л., 1970.

11. Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л., 1973.

12. Никулин И. А. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург, 2015.

13. Описание актов собрания графа А. С. Уварова. Акты исторические, описанные И. М. Катаевым и А. К. Кабановым. М., 1905.

14. От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI-XVIII веков. Екатеринбург, 1994.

15. Севастьянова С. К. О келейных библиотеках патриарха Никона // Четвертые чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева. М., 2006. С. 90-123.

16. Синицына Е. В. Ростовские Хронографы и Хронограф Спасского Ярославского монастыря в составе библиотеки Ярославского архиерейского дома // Исследования по источниковедению истории России дооктябрьского периода. М., 1993. С. 173-188.

17. Сиренов А. В. О библиотеке Макарьевского Желтоводского монастыря в XVII в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 4, № 1. С. 7-14.

18. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2, ч. 3. СПб., 2012.

19. Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв. Каталог изданий, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. Вып. 1 / сост. Т. Н. Каменева, А. А. Гусева. М., 1976; Вып. 2, т. 1 / сост. А. А. Гусева, Т. Н. Каменева, И. М. Полонская. М., 1981.

20. Устьянцева М. В. Описание кириллических книг в России в XV-XVIII вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 2 (30). С. 266-289. DOI: 10.24411/22245391-2020-10212

21. Шамин С. М., Шамина И. Н. Печатные книги в библиотеке тульского Иоанно-Предтеченского монастыря в 1701 г.: к вопросу о вытеснении из обихода рукописных книг // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXXIII международной научной конференции. М., 2020. С. 446-449.

22. Shamin S. M., Shamina I. N. Biblioteki russkikh monastyrei v nachale pravleniia Petra I. K voprosu o roli monastyrskikh sobranii v knizhnom potreblenii i razvitii knizhnogo rynka // Сahiers du Monde russe. 2020. Т. 61, № 1. Р. 130-143. https://doi.org/10.4000/ monderusse.11928

Matvei I. Davydov, Irina N. Shamina

LIBRARIES AT BISHOPS' HOUSES IN THE LATE 17th AND EARLY 18th CENTURY: DEFINING THE RESEARCH PROBLEM

Abstract. In comparison to monastic book collections in Russia at the turn of the 18th century, the ones that have been described in papers of bishops' houses still remain a poorly understood cultural phenomenon of Peter the Great era. Dated back to 1701, inventory registers of Kolomna and Suzdal bishops' houses showed clearly the significant capacity of that kind of primary source for studying Cathedral library holdings, their genre repertoire and, to a certain extent, the path of development. In this regard, mention must be made of the fundamental typological similarity that binds book collections at bishops' houses and in major monasteries and, as a consequence, the fact of their evolution within a single cultural model should be stressed as well.

Keywords: booklore, library registers, manuscripts, early printed books, Bishop's House of Kolomna, Bishop's House of Suzdal, inventory registers.

Citation. Davydov M. I., Shamina I. N. Biblioteki arkhiereiskikh domov kontsa XVII — nachala XVIII v.: k postanovke problemy [Libraries at Bishops' Houses in the Late 17th and Early 18th Century: Defining the Research Problem]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 36, pp. 69-94. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-69-94

About the authors. Davydov Matvei Ilyich — PhD (History), First Category Specialist in Accounting Museum Items of the State Vladimir and Suzdal Historical, Architectural and Art Museum Reserve (Russia, Vladimir). E-mail: email.mi-davydov@yandex.ru

Shamina Irina Nikolaevna — PhD (History), Researcher at the Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences (Russia, Moscow). E-mail: shaminy@yandex.ru

Submitted on 12 July, 2021 Accepted on 12 October, 2021

References

1. Adamenko O. N., Bashnin N. V., Cherkasova M. S. (eds.) with participation of A. P. Ani-shina, N. A. Baraeva, E. A. Vinogradova, A. N. Krasikov, S. N. Smolnikov, I. N. Shamina. Perepisnye knigi vologodskikh monastyrei XVI-XVIII vv.: issledovanie i teksty [Inventory Registers of Vologda Monasteries from the 16th to 18th Centuries: Research and Texts]. Vologda, 2011.

2. Bashnin N. V. Opis' keleinogo imushchestva arkhiepiskopov Vologodskikh i Belozerskikh 1683 g. [An Inventory of the Vologda and Belozersk Archbishops' Cell Possessions in 1683]. Vestnik tserkovnoi istorii — Bulletin of Church History, 2016, no. 1/2 (41/42), pp. 5-29.

3. Bashnin N. V. (ed.). Opisi Vologodskogo arkhiereiskogo doma Sv. Sofii vtoroi poloviny XVII — nachala XVIII v. [Inventories of the St. Sophia Vologda Bishop's House in the Latter Half of the 17th and Early 18th Century]. Moscow; Saint Petersburg, 2020.

4. Belokurov S. A. O biblioteke moskovskikh gosudarei v XVIstoletii [On the Library of Moscow Sovereigns in the 16th Century]. Moscow, 1898.

5. Bulygin I. A. Monastyrskie krest'iane Rossii vpervoi chetverti XVIII veka [Monastic Serfs in Russia during the First Quarter of the 18th Century]. Moscow, 1977.

6. Davydov M. I. Vysshie chiny dvora mitropolita Ilariona po perepisnym knigam Suzdal'skoi sobornoi tserkvi i arkhiereiskogo doma 1701 g. [Senior Officials of Metropolitan Ilarion's Court in the Suzdal Cathedral and Bishop's House Inventory Register of 1701]. Materialy issledovanii — Studies. Issue 22. Vladimir, 2017, pp. 34-44.

7. Grigorieva I. L., Salonikov N. V. Istoriia biblioteki Novgorodskoi dukhovnoi seminarii: 1706-1925 gg. [History of the Library at the Novgorod Theological Seminary: 1706-1925]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Iaroslava Mudrogo — Bulletin of the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, 2009, no. 53, pp. 16-19.

8. Guseva A. A., Kameneva T. N., Polonskaia I. M. (eds.). Ukrainskie knigi kirillovskoipechati XVI-XVIII vv. Katalog izdanii, khraniashchikhsia v Gosudarstvennoi biblioteke SSSR imeni V I. Lenina [Ukrainian Books of the Cyrillic Print from the 16th to 18th Centuries. A Catalog of Editions Stored in the V. I. Lenin State Library of the USSR]. Issue 2, vol. 1. Moscow, 1981.

9. Kalachov N. V. (ed.). Pistsovye knigi Moskovskogo gosudarstva [Cadastres of the Muscovite State]. Part 1, section 1. Saint Petersburg, 1872.

10. Kameneva T. N., Guseva A. A. (eds.). Ukrainskie knigi kirillovskoi pechati XVI-XVIII vv. Katalog izdanii, khraniashchikhsia v Gosudarstvennoi biblioteke SSSR imeni V I. Lenina [Ukrainian Books of the Cyrillic Print from the 16th to 18th Centuries. A Catalog of Editions Stored in the V. I. Lenin State Library of the USSR]. Issue 1. Moscow, 1976.

11. Kukushkina M. V. Monastyrskie biblioteki Russkogo Severa: Ocherki po istorii knizhnoi kul'tury XVI-XVII vekov [Monastic Libraries of the Russian North: Essays on History of the Booklore in the 16th and 17th Centuries]. Leningrad, 1977.

12. Kukushkina M. V. Obzor sobraniia russkikh knig, postupivshikh v Biblioteku AN SSSR iz Arkhangel'ska [Review of the Collection of Russian Books Received from Arkhangelsk by the Library of the Academy of Science of the Soviet Union]. Sbornikstatei i materialovBiblioteki AN SSSR po knigovedeniiu [Collection of Essays and Sources on Book Science by the Library of the Academy of Sciences of the Soviet Union]. Issue 2. Leningrad, 1970, pp. 253-255.

13. Kurdiumov M. G. Opisanie aktov, khraniashchikhsia v arkhive Imperatorskoi Arkheo-graficheskoi komissii [Description of the Acts That Are Stored in the Archives of the Imperial Archaeographic Commission]. Letopis' zaniatii Imperatorskoi Arkheograficheskoi komissii za 1906god [The Proceedings of the Imperial Archaeographic Commission from 1906]. Issue 19. Saint Petersburg, 1908, pp. III-X, 1-410 (the second pagination count).

14. Luppov S. P. Kniga v Rossii v XVII veke [The Book in Russia during the 17th Century]. Leningrad, 1970.

15. Luppov S. P. Kniga v Rossii v pervoi chetverti XVIII veka [The Book in Russia during the First Quarter of the 18th Century]. Leningrad, 1973.

16. Melnik A. G. Opis' Rostovskogo arkhiereiskogo doma 1691 g. [Inventory of the Rostov Bishop's House of1691]. Soobshcheniia Rostovskogo muzeia — Presentations of the Rostov Museum. Issue 20. Rostov, 2014, pp. 186-290.

17. Nikulin I. A. Preosviashchennyi Ignatii (Rimskii-Korsakov), mitropolit Sibirskii i Tobol'skii [The Right Reverend Ignatius (Rimsky-Korsakov), the Siberian and Tobolsk Metropolitan]. Ekaterinburg, 2015.

18. Opisanie aktov sobraniia grafa A. S. Uvarova. Akty istoricheskie, opisannye I. M. Kataevym i A. K. Kabanovym [Description of the Acts in Count A. S. Uvarov's Collection. Historic Acts, Described by I. M. Kataev and A. K. Kabanov]. Moscow, 1905.

19. Ot Viatki do Tobol'ska: tserkovno-monastyrskie biblioteki rossiiskoi provintsii XVI-XVIII vekov [From Viatka to Tobolsk: Church and Monastery Libraries of the Russian Provinces from the 16th to 18th Centuries]. Ekaterinburg, 1994.

20. Paul of Aleppo. Puteshestvie antiokhiiskogo patriarkha Makariia v Rossiiu v polovine XVII veka, opisannoe ego synom, arkhidiakonom Pavlom Aleppskim [The Travels of Macarius, Patriarch of Antioch, to Russia in the Mid-17th Century, Written by His Son Archdeacon Paul of Aleppo]. Transl. G. A. Murkos. Moscow, 2005.

21. Sevast'ianova S. K. O keleinykh bibliotekakh patriarkha Nikona [On Patriarch Nikon's Cell Libraries]. Chetvertye chteniia pamiati professora Nikolaia Fedorovicha Kaptereva [The 4th Readings in Memoriam of Professor Nikolai Fedorovich Kapterev]. Moscow, 2006, pp. 90-123.

22. Sinitsyna E. V. Rostovskie Khronografy i Khronograf Spasskogo Iaroslavskogo mona-styria v sostave biblioteki Iaroslavskogo arkhiereiskogo doma [Rostov Chronographs and the Yaroslavl Savior Transfiguration Monastery's Chronograph in the Library of Yaroslavl Bishop's House]. Issledovaniia po istochnikovedeniiu istorii Rossii dooktiabr'skogo perioda [Source Studies on the pre-Revolutionary Russian History]. Moscow, 1993, pp. 173-188.

23. Shamin S. M., Shamina I. N. Biblioteki russkikh monastyrei v nachale pravleniia Petra I. K voprosu o roli monastyrskikh sobranii v knizhnom potreblenii i razvitii knizhnogo rynka. Cahiers du Monde russe, 2020, vol. 61, no. 1, pp. 130-143. https://doi.org/10.4000/ monderusse.11928

24. Shamin S. M., Shamina I. N. Pechatnye knigi v biblioteke tul'skogo Ioanno-Predtechenskogo monastyria v 1701 g.: k voprosu o vytesnenii iz obikhoda rukopisnykh knig [Printed Books at the Library of Tula John the Baptist Monastery in 1701: to the Issue of Manuscripts' Displacement from Common Use]. Vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny v sovremennom nauch-nom znanii. Materialy XXXIII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Auxiliary Sciences of History in Contemporary Scholarly Knowledge. Proceedings of the 33rd International Scientific Conference]. Moscow, 2020, pp. 446-449.

25. Shamina I. N. Kolomenskie Spaso-Preobrazhenskii, Golutvin, Bobrenev i Brusenskii monastyri po perepisnoi knige 1701 g. [Census Books of the Kolomna Spaso-Preobrazhen-sky, Golutvin, Bobrenev and Brusensk Monasteries of 1701]. Vestnik tserkovnoi istorii — Bulletin of Church History, 2017, no. 3/4 (47/48), pp. 96-226.

26. Shamina I. N. Opis' imushchestva vologodskogo Pavlova Obnorskogo monastyria 1701— 1702 godov [An Inventory of the Vologda Pavlo-Obnorsky Monastery of 1701-1702]. Vestnik tserkovnoi istorii — Bulletin of Church History, 2010, no. 1/2 (17/18), pp. 17-107.

27. Sirenov A. V. O biblioteke Makar'evskogo Zheltovodskogo monastyria v XVII v. [On the Library of Zheltovodsky Makaryev Monastery in the 17th Century]. Vestnik Leningrad-skogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina — Pushkin Leningrad State University Journal, 2013, vol. 4, no. 1, pp. 7-14.

28. Slovar knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi [Dictionary of Scribes and Booklore of Ancient Rus]. Issue 2, part 3. Saint Petersburg, 2012.

29. Tikhonravov K. [N.] Suzdal'skii sobornyi khram Rozhdestva Bogomateri v kontse XVII ve-ka (po opisiam 1683 goda) [The Suzdal Cathedral of the Nativity of the Theotokos in the Late 17th Century (On the Inventories of 1683)]. Ezhegodnik Vladimirskogo gubernskogo statis-ticheskogo komiteta [Annual of the Vladimir Governorate Statistic Committee]. [Vol. 1], issue 1. Vladimir, 1875.

30. Uglich: materialy dlia istoriigorodaXVII i XVIII stoletii [Uglich: Sources for Town History in the 17th and 18th Centuries]. Moscow, 1887.

31. Ustjantseva M. V. Opisanie kirillicheskikh knig v Rossii v XV-XVIII vv. [Description of Cyrillic Books in Russia of the 15th-18th Centuries]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi semi-narii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 2 (30), pp. 266-289. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10212

32. Viktorov A. E. Opisanie zapisnykh knig i bumag starinnykh dvortsovykh prikazov [Description of Record Books and Files from the Historic Palace Ministries]. Issue 2. Moscow, 1883.

33. Zernova A. S. Knigi kirillovskoi pechati, izdannye v Moskve v XVI-XVII vekakh: Svodnyi catalog [The Cyrillic Books Printed in Moscow in the 16th and 17th Centuries: A Consolidated Directory]. Moscow, 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.