УДК 021.13
Ю. П. Блаженкова
библиотека приморской картинной галереи как коммуникационная система
Обсуждается проблема многоаспектности библиотечной деятельности в художественном музее, в частности в Приморской государственной картинной галерее. Анализируется в культурологическом аспекте работа библиотеки картинной галереи как коммуникационной системы. В качестве рабочего термина для исследования работы библиотеки музея введено понятие «музейное библиотековедение». Оно рассматривается как культурная форма в понимании Т.П. Калугиной. Ключевые слова: музейная библиотека, художественный музей, музейная экспозиция, музееведение, библиотековедение, коммуникационная система, культурная форма.
The library of Primorsky State Art Gallery as a communication system. YULIA P. BLAZHENKOVA (Primorsky State Art Gallery, Vladivostok).
The author focuses on the issue of multifaceted activities of a museum library on the example of the library of Primorsky State Art Gallery. The study examines the work of the art gallery’s library as a communication system. The author suggests to use the term “museum library science” for the analysis of museum library’s activities. This term is treated as a cultural form in sense of T.P. Kalugina.
Key words: museum library, art museum, museum exhibition, museology, library science, communication system, cultural form.
В последнее десятилетие внимание ученых все чаще привлекает область музейной коммуникации как одна из важнейших областей для понимания деятельности современного музея. Расширение функций музеев, внедрение программ, увеличивающих область социального охвата, требуют теоретических исследований и позволяют анализировать многообразие новых реальностей музейной практики. В этой связи особенно важно вычленить те области музейной деятельности, в которых она реализуется, охарактеризовать набор инструментов, обусловливающих специфику музейных коммуникационных процессов [3, с. 5]. Структурирование музейного коммуникационного процесса откроет возможности для выделения общих принципов развития современного музея как культурно-коммуникационной системы. Сегодня одним из перспективных методов для изучения данной практики называют системный подход [4, с. 37]. Он основан на изучении принципов внутримузей-ной работы, составляющих основу инструментов в системе коммуникации, и применяется в тех случаях, когда надо проникнуть в сущность объекта и исследовать его на онтологическом уровне. Подобный анализ позволяет преодолеть ту фрагментарность, которая присутствует в исследованиях на эту тему [8, с. 250]. Выработка единых принципов,
соотносящих коммуникационные процессы с феноменологическими признаками музея, является необходимым условием для успешной реализации музеем своих задач. Другим наукам, например библиотековедению, такой метод исследования дает эмпирический материал и, как следствие, теоретические основания.
Для того чтобы проанализировать опыт работы музейной библиотеки в Приморской государственной картинной галерее (ПГКГ), необходимо определиться с категориями, которые мы будем использовать. Прежде всего это музейное библиотековедение, введенное нами как рабочий термин. Данную деятельность в музее можно назвать «культурной формой», и в нашем исследовании она понимается как модель коммуникации, воспроизводимая на отдельном участке функционального спектра культуры [3, с. 12]. В нашем случае таким спектром представляется библиотека ПГКГ, а музей мы обозначим как реально существующее культурное пространство. Музейное библиотековедение включает в себя анализ принципов развития музея и систематизирует те инструменты, с помощью которых музей сможет выстроить успешную стратегию своего развития. Сложный характер коммуникативной деятельности музея указывает на необходимость такого анализа. Каково содер-
БЛАЖЕНКОВА Юлия Павловна, ведущий библиотекарь (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток), аспирант (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected]; [email protected]
© Блаженкова Ю.П., 2013
118
гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востокЕ • № 2 • 2013
жание этой коммуникации? Какова технология ее обеспечения? Выстроить систему коммуникации в пространстве художественного музея возможно посредством анализа работы современной музейной библиотеки. В соответствии с ним наша библиотека представляет собой систему, состоящую из равноправных и равнозначных сегментов. Представим первый и основной сегмент работы музейной библиотеки как коммуникационной системы музея в виде схемы: «посетитель-музей-библиотекарь-ка-талог-фонд». Как правило, каждый из элементов имеет с остальными и с внешней средой прямые и обратные связи, выполняет внутри- и внесистемные функции. Общность же, обеспечиваемая теснейшими связями, и есть коммуникация [4, с. 38]. А библиотека предстает как коммуникационная система с множественными связями. К примеру, связаны между собой как фондообразующие элементы, так и производственные, а также элементы материально-технической базы; межперсональны-ми отношениями связаны между собой сотрудники музея. Фундаментальным для коммуникационной системы является музейный библиотечный фонд, представляющий собой систему документов. Все уровни музейной коммуникации, связанные с обработкой информации, должны быть объединены в единую структуру. Если она будет создана, станет возможно говорить о музейном библиотековедении как о коммуникативной системе. С оформлением концепции, в которой библиотека рассматривается как культурная форма, взгляд на коммуникационные процессы был расширен, в понятие музейной коммуникации оказалось возможным включить различные направления музейной работы [3, с. 35]. Соответственно должны быть выработаны единые принципы, согласно которым происходит развитие этих компонентов в их взаимосвязи и с помощью которых можно прогнозировать и сознательно регулировать это развитие. Сложный характер коммуникативной деятельности музея указывает на необходимость анализа и структурного рассмотрения тех принципов, которые обеспечивают устойчивость данного коммуникативного механизма и возможность его дальнейшего развития [3, с. 43]. Чаще всего он рассматривается как совокупность принципов, на основе которого осуществляется практическая деятельность, как общие исходные положения, необходимые для обоснования работы музейной библиотеки как коммуникативной системы. В последних исследованиях нередко ставится вопрос о соотношении культуры и искусства в музееведении. Например, Т.П. Калугина в работе «Художественный музей как феномен культуры» изучает генезис культурных форм применительно к художественному музею. Автор справедливо
считает, что «для культурологии любой музееведческий подход неэффективен и проблематичен». Вместе с тем, продолжая свою мысль, она указывает: «Проблема в том, что и тогда, когда основным объектом научного интереса оказывается сам музей как культурное учреждение, изолированный институционально-феноменологический его анализ не позволяет понять, зачем музей нужен культуре, почему на определенном этапе сформировался этот культурно-исторический феномен и есть ли у него еще перспективы и потенциалы развития или же он есть лишь продукт определенного исторического периода, вместе с которым и должен уйти в прошлое» [1, с. 8]. Понять и решить эту проблему невозможно, анализируя только сам музей - как учреждение культуры или как канал культурной коммуникации. И далее автор уточняет: «Только философско-культурологическое исследование музея способно определить, в чем <.. .> состоит специфика художественного музея как культурного феномена, каковы его функции и значение для культуры» [1, с. 8]. В таком аспекте творческие идеи Т.П. Калугиной, безусловно, вызывают интерес и желание задуматься над этими вопросами. С нашей точки зрения, проблемы деятельности Приморской государственной картинной галереи также невозможно решить без философско-культурологического контекста. В применении к музейной библиотеке это означает представление ее как коммуникационной системы. Библиотека галереи объединяет как минимум два структурных направления своей деятельности: музееведение и библиотековедение, которые взаимодействуют друг с другом, образуя тем самым область междисциплинарного пространства - музейное библиотековедение.
Обозначим выделение музейного библиотековедения в отдельную научную дисциплину интегративного характера как культурную форму в контексте работы Приморской картинной галереи. Имеет ли перспективу научный поиск данной аналогии? Так как в настоящее время престиж традиционных наук библиотековедения и музееведения в обществе падает, то без разработки новых ориентиров вышеназванные научные дисциплины могут стать вовсе невостребованными. Возрастание значимости данных элементов культуры мы видим в разработке интегративного научного направления, Им может стать дисциплина «музейное библиотековедение». Это предмет, изучающий библиотечное дело наряду с углубленным пониманием истории искусства, искусствоведения, выставочной деятельности. Таким образом, мы пришли к выводу о целесообразности выделения музейного библиотековедения как новой научной дисциплины и введения ее в учебный образовательный план на библиотечных
(с включением искусствоведческих дисциплин) и на музееведческих факультетах (с введением библиотековедческих дисциплин) в средних и высших учебных заведениях.
Посмотрим на конкретных примерах, как образуется музейное библиотековедение, а именно в какой степени эффективно и продуктивно сближение выбранных нами соседствующих наук. Как осуществляется проецирование теоретических конструкций в нашем исследовании в сферу реального опыта. В данном аспекте может скрываться огромное разнообразие смыслов, связанных с его приложением в сфере художественного музея. В коллективе ПГКГ работают научные сотрудники, специализирующиеся в различных сферах культуры и искусства: искусствоведы, реставраторы, музейные педагоги, методисты, программисты и библиотекари. Различные структурные подразделения взаимодействуют между собой, сообщают друг другу о своих результатах, используя современные технические средства.
В качестве примера музейной коммуникации для музейного библиотековедения приведем соотношение деятельности выставочного отдела нашего музея и библиотеки. Это наглядно показывает выход за рамки дисциплинарной замкнутости в понятии традиционного библиотековедения и музееведения. Пространство картинной галереи преобразуется в междисциплинарное взаимодействие с преобладанием гуманитарного компонента [6, с. 142]. Посмотрим, как происходит их интеграция. Вся деятельность галереи и коммуникативные связи ее сотрудников регламентируются Уставом и Административным регламентом. На их основе построены и другие документы, регулирующие деятельность библиотеки ПГКГ. Это «Правила пользования библиотекой, «Положение о библиотеке ПГКГ», «Перечень платных услуг библиотеки ПГКГ». Это обязательная составляющая музейного библиотековедения. Следующим элементом построения успешной музейной коммуникационной системы можно назвать смысловую связь между дисциплинами, которые обеспечивают процесс трансляции знаний и традиций, характерных для той или иной области внутримузейной деятельности [6, с. 150]. Результатом этой деятельности является постоянное взаимодействие библиотеки и музея. Библиотечный фонд в данном случае расширил свою работу, перестав быть только точкой книговыдачи научной литературы. В цифровом пространстве системы Интернет он старается оказывать галерее необходимую и своевременную информационную поддержку. Такая работа библиотечного фонда, как поиск и накопление актуальной информации о работе ПГКГ на цифровых носите-
лях по запросу посетителей, не только текущей, но и информации «на нужный» случай, является залогом успешной работы галереи и обеспечивает целесообразность существования книжного фонда в художественном музее. Взаимосвязь строится на основе характерных для общего интеллектуального климата аксиом некой общенаучной парадигмы, создающей «концептуальные мосты» в семантическом пространстве науки [2, с. 8]. Примерами таких мостов является параллельное сотрудничество выставочного отдела ПГКГ и библиотеки. Наглядно они демонстрировались на двух ярких выставочных проектах в стенах нашей галереи. Это выставки из фондовой коллекции музея: «К 60-летию со дня рождения С.М. Черкасова. Живопись. Графика» (2008 г., куратор Ю.П. Блаженкова) и «К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя» (2009 г., куратор главный хранитель фондов А.А. Даценко). На каждой из них экспозиция была представлена как коллекцией живописи и графики, так и соответствующими им по тематике литературными печатными источниками. При этом использовались книги не только из нашего библиотечного фонда, но и из библиотеки А.М. Горького, любезно предоставившей нам редкие экземпляры по МБА.
На выставке С.М. Черкасова демонстрировались его оригинальные ранние работы (из фондов ПГКГ), которые художник написал как иллюстрации к книгам « По ту сторону» В.П. Кина, «Женьшень» М.М. Пришвина, а также к другим детским книгам. На выставке были представлены и подлинники графических работ, зрители также увидели их размещение в книгах как иллюстрации к текстам.
На проекте, посвященном 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя, библиотека сопровождала экспозиции книгами с его повестями и рассказами, что было очень уместно, так как экспонировались графические листы (из фондов ПГКГ) - иллюстрации Е.А. Кибрика (1909-1978) к произведениям «Тарас Бульба», «Портрет»; автолитографии и акварели И.Ф. Бека (1909-1963) к «Сорочин-ской ярмарке»; иллюстрации Е.В. Ракузина (род. в 1921) к «Невскому проспекту». Выставки имели большой успех у зрителей, что подтверждает «Книга отзывов» ПГКГ. По нашим наблюдениям, внимание посетителей в равной степени привлекали как графические и живописные полотна, так и литературные источники. Такой симбиоз оказался удачным, создалась атмосфера единства культуры и искусства, особая «степень» объемного восприятия проекта. Гостей интересовали такие этапы в жизни и творчестве авторов, как время публикаций книжных иллюстраций и создания произведений. Таким образом, посетители лучше раскрыли для себя концепцию выставок. Подобное интегратив-
120
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2013
ное сотрудничество, как мы убедились, создает одновременно ощущение целостности и «камерности» наших экспозиций, подготавливая тем самым «концептуальные мосты», улучшая коммуникативные связи.
К следующему принципу коммуникативной системы музея на основе интеграции двух наук можно отнести совместную деятельность по построению положительного имиджа галереи. Со стороны музееведения - организация успешных выставочных проектов, привлекающих многие категории посетителей и приносящих прибыль музею [7, с. 126]. В аспекте библиотечной работы это информационная поддержка всех сторон популяризационной деятельности музея - выпуск конвертов с изображением работ из фондовой коллекции ПГКГ; регулярная рассылка газеты ПГКГ «Картинная галерея» в различные российские и зарубежные музеи, а также в консульства. Она распространяется бесплатно в популяризационных и научно-исследовательских целях. К этому разделу можно, на наш взгляд, отнести и работу на информационном ресурсе ПГКГ - www.primgallery.com. В формировании этого ресурса роль библиотеки состоит не только в оформлении окна «Библиотека», но и в размещении информации об издательской деятельности нашего музея начиная с года его открытия, 1966 г., в разделах «Каталоги», «Буклеты», «Открытки», «Конверты» и т.д. От грамотного и доступного представления наших изданий напрямую зависит как повторное посещение нашего сайта (издательская деятельность представляет «лицо» музея), так и посещение ПГКГ вообще. Также эта работа важна для поддержания уже наработанных и установления новых полезных деловых связей и роста престижа нашего музея в Приморском крае и России в целом. Она позволяет партнерам и спонсорам наглядно увидеть результаты сотрудничества с нами.
Успешная музейная коммуникация невозможна без выбора критериев качества работы. Для нас образцом может стать модель сотрудничества музейных библиотек и музеев в США. По словам И. Тимашевой, заведующей библиотекой Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина [5], в августе 2002 г. 12 музейным библиотекарям из различных регионов России была предоставлена возможность в течение трех недель знакомиться с подобной практикой. Коллеги посетили «Библиотечно-исследовательский центр Национального музея женщин в искусстве», библиотеки Смитсоновского института и Национальной художественной галереи, Шекспировскую библиотеку им. Генри Фолджера и библиотеку Конгресса США в Вашингтоне, а также другие му-
зейные библиотеки в разных городах США. Особенно поразила И. Тимашеву библиотека Музея стекла им. Джульетты и Леонарда Ракоу в городке Корнинг. Она представляет собой синтез техники, стекла и печатных изданий: стеклянные лестницы, стеклянные переходы между отделами библиотеки создавали впечатление пребывания в фантастическом кино [5, с. 44-47]. Исходя из данной информации мы пришли к выводу, что залог успешности этой музейной библиотеки - в симбиозе с музеем стекла. В этом музее считают, что его основа - это библиотека, потому что она определяет качество работы музея и завода-изготовителя стеклянных изделий, именно библиотека собирает, сохраняет и анализирует в своем фонде издания по истории музея, его выставочной деятельности, достижениям. В России аналог подобной деятельности библиотеки и музея можно увидеть в Калининграде в Музее янтаря. Полагаем, что образец сотрудничества музейных библиотек и музеев в США - достойный пример того, как одно из структурных подразделений может сочетать в себе функции международного информационного центра и источника информации, необходимой для ведения успешного бизнеса, раскрывать потенциально новые горизонты для развития своего музея. Самым ярким впечатлением для музейных библиотекарей стало посещение библиотеки Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Именно там они увидели воплощение мечтаний музейных библиотекарей - компьютерную программу, позволяющую осуществлять перекрестные ссылки от библиотечных источников к музейному предмету. В такую базу данных вводятся следующие позиции: персоны, объекты, события, места, видеоносители. В результате поиска выдается следующая интегрированная информация: изображение музейного предмета; полный список литературы о нем (данные библиотеки); сведения о том, кому принадлежит предмет; в каких выставках участвует; в какой экспозиции находится в настоящий момент; в каких видеофильмах запечатлен (список видеофильмов).
В результате пользователь получает исчерпывающую информацию о музейном предмете. База данных также может дать информацию и о других ресурсах: файлах биографической и местной информации, а также о перечне мероприятий, проводимых в музее. Радует то, что всей этой информацией можно оперировать с помощью простого интерфейса. Для нас интересен тот факт, что даже при существовании библиотеки, укомплектованной штатом сотрудников, обязанность удовлетворять потребность посетителей в информации лежит не только на них. Посетитель любого американского музея имеет право обратиться с вопросом к любо-
му сотруднику, и каждый из них является потенциальной «точкой входа» в информационную систему музея [6]. Это говорит о том, что вся информация и весь штат музея связан между собой каналами информации.
Движущей силой социально-культурного развития на данный момент становится производство информационного, а не материального продукта [5, с. 8]. А по выводам ведущих культурологов, ключевую роль в интеграции знаний играют междисциплинарные принципы системности эволюции науки. Результатом реализации деятельности библиотеки музея как коммуникационной системы может стать улучшение имиджа нашего музея и рост его популярности в обществе. Именно этот аспект позволит нам по-новому увидеть работу художественного музея.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2008. 244 с.
2. Краузе А.А., Сафонова А.С., Шипунова О.Д. Культурная матрица техногенной цивилизации. Аксиомы и ценности // Вопросы культурологии. 2009. № 11. С.7-10.
3. Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2007. 115 с.
4. Столяров Ю.Н. Место библиотековедения в системе наук наконец-то установлено // Науч. и техн. библиотеки. 2003. № 3. С. 37-40.
5. Тимашева И. Музейные библиотеки будущего. Стажировка в США // Мир музея. М., 2004. № 4. С. 44-47.
6. Хомутова Т.Н. Научные парадигмы в лингвистике // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2009. № 35(173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 142-151.
7. Щербинин А.А, Поползина Л.П., Ворончихина М.В. Преодоление «отчуждения» в рамках процесса обучения межкультурной коммуникации // Вестн. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусства: журн. теор. и прикл. исслед. 2010. № 12. С. 125-130.
8. Эренгросс Б.А., Ботвинник Е.А., Апресян Р.Г. Культурология: учебник для вузов. М.: Оникс, 2006. 590 с.