га, для вторых — наличие обратной связи и комментариев, для третьих — вовлечение пользователей библиотеки в совместную деятельность. Если дополнять сообщения блога ссылками на электронный каталог или материалы официального сайта библиотеки, то среди показателей эффективности будет и рост востребованности библиотечного сайта.
В заключение хочется сказать, что если мы уже живем в информационном обществе, нам очень важно — и это возможно — объединить Интернет и книгу для нравственного развития молодежи и формирования у них привычки и любви к чтению. Технические возможности для этого у нашей библиотеки существенно выросли.
За последние 10-15 лет во многих странах доступ к электронным ресурсам стал одним из самых востребованных библиотечных сервисов. Не отстают и российские библиотеки. Они не только приобретают базы данных, но и сами активно создают электронные издания, используя технологии оцифровки.
С целью выявления перспективных направлений обслуживания пользователей с применением информационно-коммуникационных технологий и улучшения информационно-библиографического обслуживания специалистам библиотеки можно проводить социологическое исследование, направленное на достижение следующих целей:
- изучение спроса пользователей на электронные ресурсы и выявление наиболее популярных среди пользователей электронных ресурсов в библиотеке;
- выявление причин обращения к электронным ресурсам;
- определение источников, позволяющих пользователям библиотеки узнать об электронных ресурсах и вариантах их использования;
- определение трудностей, с которыми пользователи библиотеки сталкиваются при работе с электронными ресурсами.
Библиотека связывает перспективы своего развития именно с технологиями, ориентированными на повышение качества и комфортности обслуживания читателей, и стремится привести традиционные функции библиотеки, привычные формы работы к гармонии с новыми технологиями и формами обслуживания.
Современные требования посетителей просты и сложны одновременно: главным достоинством библиотеки должна быть открытость, доступность и комфорт. С одной стороны — предоставление полной информации посредством мобильного, открытого библиотечного фонда документов, отвечающего растущим запросам своих пользователей, и комфортные условия, которые обеспечивают этот процесс, — с другой. В этом состоит сегодня философия библиотечного обслуживания.
БИБЛИОТЕКА — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ТЕХНИКУМА
О. И. Александрова, педагог-библиотекарь ГПОУ «Беловский техникум технологий и сферы услуг»
В настоящее время ученые и специалисты в области библиотечного и информационного дела много говорят о роли библиотек в едином образовательном пространстве. Что же подразумевается под самим понятием «образовательное пространство»? Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения одновременно сосуществующих объектов. Говоря же об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор условий, определенным образом связанных между собой, которые могут оказывать влияние на образование человека.
История становления и развития образовательного пространства по сути дела совпадает с историей человечества. В основе образования лежит деятельность, переносящая информацию от человека к человеку и от общества к человеку.
В современном мире быстро формируется открытое информационное пространство и складывается новое поле информационной культуры человека. Глобальные сети составляют новую систему человеческих сообществ. Цифровые устройства и сетевые сервисы все шире вовлекают молодежь в новую среду совместной деятельности.
Именно библиотека образовательного учреждения — это координирующий центр по информационной социализации обучающихся.
Важно понимать, что в библиотеке учебные, методические материалы становятся информационными ресурсами для развития обучающихся. Новые способы работы с информацией позволяют обучающимся включиться в разнообразные образовательные события и осуществлять практические пробы в соответствии с индивидуальными интересами.
Деятельность нашей библиотеки образовательного учреждения направлена на повышение информационного образования обучающихся. Работа по формированию информационно-библиографических знаний претерпела серьезные изменения. Это обусловлено созданием электронных каталогов, появлением электронных ресурсов и сети Интернет. В библиотечной работе возрастает роль индивидуального консультирования. Библиотекарь совместно с преподавателем создает условия для саморазвития обучающихся в мультимедийной образовательной среде, разработки авторских мультимедийных продуктов.
Библиотека — это информационный центр. Она всегда должна быть доступной, максимально современной и привлекательной для обучающихся.
Привлечение обучающихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению — это одна из главных задач библиотекаря. Но библиотека в прежнем понимании этого слова, без современного оборудования и антуража, не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Для того чтобы библиотека стала полноправным субъектом современного информационного пространства, необходимо внедрять новые технологии.
Теперь обучающихся в нашей библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с молодежью невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для ее совершенствования. ИКТ навсегда изменили привычную деятельность нашей библиотеки и оказывают влияние на каждое направление библиотечной работы.
Информатизация — это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки образовательного учреждения.
Входит в повседневную жизнь нашей библиотеки и становится обыденным делом работа с электронной почтой, сетевые проекты, рабо-
та в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами, проектная деятельность. Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств — литературные гостиные с презентациями — способствуют формированию образа библиотеки как современного образовательно-культурного и информационного центра образовательного учреждения.
Миссия библиотеки — привлечение обучающихся к чтению — при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не отодвигают книгу на задний план, а наоборот — помогают привлечь молодежь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Надо только с его помощью уметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе библиотеки. Взаимодействие традиционной библиотеки образовательного учреждения с новейшими электронными технологиями вывело библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, уровень, способствуя пропаганде книги и вызывая всплеск интереса к чтению среди молодежи, интерес к библиотеке и тем событиям, что в ней происходят.
В настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Электронные образовательные ресурсы нового поколения — это мультимедийный продукт, рассчитанный на то, что обучающийся сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем. Результаты использования обучающимися образовательных электронных ресурсов в библиотеке техникума — это мотивация их к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы.
Моя задача как библиотекаря — содействовать формированию информационной культуры обучающихся, и компьютер в данном случае становится хорошим помощником. Непосредственно участвуя в образовательном процессе, обеспечивая доступ к учебной, справочной, художественной литературе, электронным ресурсам, осваивая современные информационные и образовательные технологии, библиотека техникума вносит весомый вклад в подготовку специалистов, хорошо ориентирующихся в мире информации, способных к самообразованию и саморазвитию, готовых к образованию на протяжении всей жизни.